Возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями

Содержание

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц: теория и практика. – Центр социально-трудовых прав

Возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями - Народный СоветникЪ

02/08/2013

Впервые на государственном уровне право на возмещение не только материального, но и морального ущерба, причиненного незаконными действиями, было гарантировано в статье 22 Декларации прав и свобод человека.

Далее была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в статье 33 которой сказано, что права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.

В качестве международной гарантии права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, можно рассматривать положения преамбулы Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, в которой сказано, что каждый человек имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба.

Институт ответственности за причиненный вред, беря свои начала в конституционном праве, подробно регулируется нормами гражданского права. Так в части второй Гражданского кодекса РФ есть глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», которая содержит статьи:

-1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;- 1070 «Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда»;

– 1071 «Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет».

В положениях данных норм закреплен особый субъект ответственности – органы публичной власти или обладающие властными полномочиями их должностные лица. К органам государственной власти (федеральной и субъектов федерации) относятся органы всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Муниципальные органы и должностные лица также наделены властными полномочиями и несут ответственность в соответствии с данными положениями.

Общее правило деликтной ответственности публичных образований заключается в следующем: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 ГК РФ).

Состав условий гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публичной властью, отличен от генерального деликта характером противоправности действий (бездействий) органов власти:а) противоправность выражается в незаконности акта или иного проявления власти;

б) бремя доказывания противоправности действий публичной власти лежит на потерпевшем.

Поскольку акты органов публичной власти предполагаются законными, для возникновения ответственности необходимо предварительное судебное признание таких актов недействительными. Под действием органов власти понимаются правовые акты, постановления, приказы и т.д., бездействие выражается в неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей.

Ответственность этих органов за вред, причиненный определенными незаконными действиями, имеет существенные особенности.
Во-первых, закон ограничил состав причинителей вреда, включив в него только правоохранительные и судебные органы.

Во-вторых, потерпевшим в данном виде обязательств может быть исключительно гражданин.

В-третьих, четко и исчерпывающе определен перечень незаконных вредоносных действий:- незаконное осуждение;- незаконное привлечение к уголовной ответственности;- незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;

– незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В-четвертых, незаконность действий правоохранительных органов, причинивших вред гражданину, должна быть доказана вступившим в силу оправдательным приговором, прекращением уголовного или административного дела по реабилитирующим потерпевшего основаниям.

В-пятых, ответственность правоохранительных органов выражается в возмещении вреда в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, кроме случаев причинения вреда при осуществлении правосудия, где условием ответственности служит установленная вступившим в силу приговором вина судьи.

Исходя из особенностей гражданского процесса для того, чтобы получить компенсацию причиненного вреда действиями (бездействие) органов публичной власти и их должностных лиц, необходимо обратиться в суд сначала с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а уже потом в случае выигрыша первого дела обращаться в порядке искового производства с иском о возмещении вреда, хотя в целях процессуальной экономии можно обращаться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием).
О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно прочитать в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан изначально было урегулировано Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, но данный закон применяется в части не противоречащей нормам главы 25 ГПК РФ.

Особенности возмещения морального вреда (моральный вред – это причиненные гражданину физические или нравственные страдания, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага), причиненного незаконными действиями должностных лиц урегулированы в статьях 151, 1099 – 1101 ГК РФ. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда описаны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Во исполнение первого пилотного постановления Европейского Суда по правам человека от 15.01.2009 г. по жалобе Бурдов-2 против России с 4 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2010 г.

№ 68-ФЗ “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”, который позволяет получить компенсацию в случае неразумных сроков судебного разбирательства или исполнения судебных актов по вине органов публичной власти.

Однако законодательство о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц в России недостаточно совершенно и гражданские активисты могут и должны внести свой вклад в его совершенствование с тем, чтобы ни одно незаконное действие (бездействие) органов публичной власти и их должностных лиц не осталось безнаказанным, что в свою очередь должно привести к тому, что Россия станет по настоящему правовым и социальным государством.

II. Практика

В 2013 году вступило в силу два решения о взыскании в пользу граждан компенсации морального вреда за счёт средств федерального бюджета.

1) Дело пайщиков потребительского общества «Кредитный союз «Надежда»

ПО «КС «Надежда» был создан работниками ОАО «Универмаг «Россия» по инициативе руководства с целью кредитования универмага средствами пайщиков. На 31.12.1999 г.

задолженность ОАО «Универмаг «Россия» перед ПО «КС «Надежда» была подтверждена двумя векселями на общую сумму 1 437,1 тыс. рублей под проценты в размере 46% годовых.

Векселя подлежали оплате эмитентом в течение 90 дней с момента их предъявления.

В начале 2000 г. контрольный пакет акций ОАО «Универмаг «Россия» выкупила ассоциация «Галерея Чижова», собственником которой был депутат Воронежской областной Думы, а с декабря 2003 года депутат Государственной Думы ФС РФ Сергей Викторович Чижов.

С этих пор пайщикам в ПО «КС «Надежда» перестали выплачивать деньги. Директор союза объяснял, что новое руководство ОАО «Универмаг «Россия» не принимает векселя к оплате из-за отсутствия средств.

Так как деньги были приняты под определенные условия, то заведомо, до получения пайщиками денег, руководством ПО «КС «Надежда» и ОАО «Универмаг «Россия» была задумана схема продажи векселей, в результате которой значительная часть пайщиков лишалась своих накоплений. В конце 2001 г.

руководство ОАО «Универмаг «Россия» объявило пайщикам, что теперь у универмага нет денежных обязательств перед ПО «КС «Надежда», так как векселя проданы «третьим лицам». За якобы проданные векселя в ПО «КС «Надежда» поступило всего 214328 рублей и 427500 рублей.

При этом 214328 рублей были выданы 101 пайщику (в основном тем, у кого были небольшие вклады), а 427500 рублей выданы руководству ПО «КС «Надежда» и их близким (всего 6 пайщикам). Остальные 140 пайщиков лишились своих сбережений.

Они обратились в суд с исками о взыскании долгов с ПО «КС «Надежда», суды приняли решение в пользу пайщиков, решения вступили в законную силу, но не были исполнены из-за отсутствия средств. Вышеуказанные векселя не были предъявлены в ОАО «Универмаг «Россия» для оплаты и задолженность по ним списана на финансовый результат универмага.

За 7 лет обращений пайщиков, несмотря на явные признаки хищения денег, принято 34 (!) постановления ГУВД  об отказе в возбуждении уголовного дела.

Все они отменены прокуратурой по жалобам пайщиков в суд или в Генпрокуратуру РФ по одним и тем же основаниям – в связи с неполнотой проверки и направлением материала на дополнительную проверку.

При этом после возвращения материала в ГУВД принимались постановления аналогичные отмененным по содержанию, без учета замечаний прокуратуры и заявителей.

02.08.2010г. Центральный районный суд г.

Воронежа признал «незаконным бездействие ГУВД  в части длительного – с 2005 года по настоящее время, рассмотрения материала, неоднократного прерывания и возобновления дополнительной проверки заявления о преступлении, что привело к нарушению разумного срока расследования дела, ограничению доступа» пайщиков «к правосудию, повлекших нарушение конституционных прав и свобод гражданина на государственную и судебную защиту» по заявлению пайщиков «о привлечении к уголовной ответственности по фактам неправомерных действий руководства ПО «КС «Надежда» и ОАО «Универмаг «Россия», а также Жуйко О.Н., связанных с хищением денежных средств, принадлежащих ПО «КС «Надежда» и обязал «руководителя ГУВД по Воронежской области устранить допущенные нарушения».

После обжалования очередного отказа в возбуждении уголовного дела, 16.12.2010 г. судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда вынесла частное определение – «обратить внимание начальника ГУВД по Воронежской области Толоконникова В.В. на невыполнение письменных указаний вышестоящих должностных лиц».

После этого заместитель начальника ГУВД по экономической безопасности Калищук А.Е., рассмотрев материал проверки по заявлению пайщиков ПО «КС «Надежда» по фактам неправомерных действий руководства ПО «КС «Надежда», ОАО «Универмаг «Россия» и ИП Жуйко О.Н., вынес 2 постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ:

Источник: http://trudprava.ru/expert/article/516

Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц

Комментарий к статье 53Норма, содержащаяся в ст. 53, направлена на защиту граждан, пострадавших от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Возмещение причиненного ущерба является универсальным гражданско – правовым способом защиты нарушенных прав.

В этой связи в гражданском законодательстве, и в первую очередь в новом ГК, нашли развитие нормы об ответственности за вред, причиненный органами государственной власти. Вслед за ст. 53 Конституции в ст. 16 и 1069 ГК сформулирован общий принцип такой ответственности, но ее пределы расширены, а содержание конкретизировано.

В ГК предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны соответствующего субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069). Таким образом, предполагается наступление имущественной ответственности, во-первых, за вред, причиненный не только незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, но и любых других государственных органов, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц; во-вторых, предусмотрено, что под незаконными действиями понимаются не только действия в области административного управления, но и издание актов. В первую очередь имеются в виду ненормативные (индивидуальные) акты, т.е. акты, адресованные конкретному лицу (группе лиц). В предусмотренных законом случаях недействительными могут признаваться и нормативные акты. Акты признаются недействительными в судебном порядке, если они противоречат закону, иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц. Признание акта недействительным влечет за собой возмещение вреда, причиненного в связи с принятием такого акта (ст. 13 ГК). И наконец, нельзя не отметить, что по сравнению со ст. 53 Конституции в ГК расширен круг потерпевших, имеющих право на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В их числе названы не только граждане, но и юридические лица. В гражданском законодательстве, и в первую очередь в ГК, определены основные правила, регулирующие порядок, условия и пределы имущественной ответственности за причиненный вред. Имеются в виду нормы, включенные в гл. 59 части второй ГК.

Ответственности за вред, причиненный государственными органами и органами местного самоуправления, посвящены также нормы, содержащиеся в некоторых специальных законах, в том числе и регулирующих деятельность определенных государственных органов. Следует отметить, что вопросы такой ответственности в соответствующих законах решены с разной степенью детализации и не всегда единообразно. Так, в одних актах предусмотрено, что убытки, причиненные изданием незаконных актов государственных органов и органов местного самоуправления, возмещаются соответствующим органом (см. ст. 60 Закона РФ “О залоге”, ст. 6 Закона РФ “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” и др.), в других актах – по вопросу возмещения таких убытков содержится общая отсылка к гражданскому законодательству (см. ст. 20 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции”, ст. 26 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и др.). Есть законы, в которых вообще отсутствуют нормы об имущественной ответственности соответствующих органов (см. Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации” и др.). Однако в последнем случае это не должно означать, что причиненный такими органами вред не подлежит возмещению. ——————————-

ВВС. 1992. N 23. Ст. 1239; СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
ВВС. 1993. N 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4973; ВВС. 1991. N 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977.
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.Учитывая установленный п. 2 ст. 3 ГК приоритет его норм перед гражданско – правовыми нормами, содержащимися в других законах, следует признать, что применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный Кодексом. Особенность установленного режима ответственности в этих случаях заключается в том, что источником возмещения вреда служат соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 ГК от имени казны выступают финансовые органы, а в случаях, установленных законом, могут выступать другие органы, юридические лица или граждане. При этом независимо от того, к кому предъявлено требование – к самому органу или государству, источником возмещения всегда является казна. Предъявление требований к государственным органам и органам местного самоуправления, незаконными действиями которых или действиями должностных лиц которых причинен вред, ни в коей мере, по нашему мнению, не означало бы отступления от провозглашенного ст. 53 Конституции принципа ответственности государства. Это объясняется тем, что государственные органы и органы местного самоуправления являются бюджетными учреждениями. Особенность ответственности бюджетных учреждений состоит в том, что они отвечают находящимися в их распоряжении денежными средствами, однако при недостаточности таких средств субсидиарную (дополнительную) ответственность несет Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование как собственник, финансирующий государственные органы или органы местного самоуправления (ст. 120 ГК). Вместе с тем ст. 16 и 1069 ГК установлено исключение из этого принципа: возмещение должно производиться непосредственно за счет соответствующей казны. В ГК специально выделена ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Предусмотрено, что вред, причиненный гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях – казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования независимо от вины должностных лиц названных органов. При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда. этого принципа раскрывается в ст. 1082 ГК: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимается реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения (ст. 393 ГК). Необходимо подчеркнуть, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут. За их действия отвечает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, а в рассматриваемых случаях – соответствующая казна. На самих должностных лиц может быть возложена имущественная ответственность в порядке регресса, т.е. в виде возмещения органу или казне по их требованию выплаченных потерпевшему сумм. ГК впервые предусмотрена регрессная ответственность перед казной должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, допустивших в отношении граждан незаконное привлечение к ответственности, незаконное осуждение или незаконный арест. Регрессная ответственность названных должностных лиц может наступить лишь при одном условии: их вина должна быть подтверждена вступившим в законную силу приговором суда. В ст. 53 Конституции, ст. 16 и 1069 ГК подчеркивается, что возмещается ущерб, причиненный не только незаконными действиями, но и бездействием. Последнее предполагает невыполнение государственными органами и органами местного самоуправления (их должностными лицами) возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом обязаны были совершить. Общие условия гражданско – правовой ответственности предполагают наличие вины причинителя. В данном случае идет речь о вине соответствующего органа или его должностных лиц. Следует иметь в виду, что для наступления гражданской ответственности в полном объеме не имеет значения форма вины, т.е. действовал ли причинитель умышленно или неосторожно. Есть еще одна важная особенность: в гражданском праве вина причинителя всегда предполагается, и он может быть освобожден от ответственности, если сам докажет отсутствие своей вины. В отдельных, предусмотренных законом, случаях обязанность возместить вред может быть возложена и при отсутствии вины. По действующему законодательству это исключение установлено для случаев возмещения вреда, причиненного гражданам незаконным лишением или ограничением их свободы. Такой ущерб, как было отмечено выше, возмещается независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, допустивших незаконные действия (ст. 1070 ГК). В настоящее время российское законодательство, как и законодательство других стран, признало необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные потерпевшим нравственные или физические страдания.

ГК, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 131 Основ гражданского законодательства 1991 г.), установил, что моральный вред подлежит денежной компенсации лишь в случаях, если он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Компенсация морального вреда, возникшего в результате иных действий (в частности, нарушения имущественных прав гражданина), может последовать лишь в случаях, если это предусмотрено законом. Среди законов, устанавливающих компенсацию морального вреда за нарушение любых прав граждан, можно назвать Закон РФ “О защите прав потребителей” . Статьей 1100 ГК установлены иные, чем ранее, основания ответственности. По действующему законодательству моральный вред возмещается не только тогда, когда он был причинен виновными действиями, но и независимо от вины в предусмотренных законом случаях, среди которых названо и причинение морального вреда действиями органов дознания предварительного следствия прокуратуры и суда. Размер компенсации морального вреда определяется судом. При этом принимаются во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК). ——————————-

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Источник: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/33036/

6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц

6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц

Одной из форм судебной защиты являетсяпредусмотренное Конституцией РФ правограждан на возмещение ущерба, причи-ненногонезаконными действиями государственныхи обществен-ных организаций. В ст.

1069части второй Гражданского кодекса РФустановлено: “Вред, причиненныйгражданину или юриди-ческому лицу врезультате незаконных действий(бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления либодолжностных лиц этих органов, в томчисле в результате изда-ния несоответствующего закону или иномуправовому акту акта государственногооргана или органа местного самоуправления,подлежит возмещению. Вред возмещаетсяза счет соответствен-но казны РоссийскойФедерации, казны субъекта РоссийскойФе-дерации или казны муниципальногообразования”.

Возложив на организации обязанностьвозмещать гражданам ущерб, причиненныйнеправомерным поведением их должност-ныхлиц, законодатель создал наиболееблагоприятные условия для защитынарушенных имущественных прав.

Ответственность наступает, если: а)совершено противоправное действие; б)причинен имущественный вред; в) существуетпричинная связь между неправильнымидей-ствиями и вредом; г) ущерб наступилпо вине учреждения, органа. Служебнымипризнаются действия, которые совершеныпо службе в связи с выполнением возложенныхна работника обя-занностей.

Некоторыедолжностные лица (например, работникимилиции) должны выполнять возложенныена них функции всегда и везде. Поэтомуих действия признаются служебными, дажеесли они совершены во внерабочее время,но в интересах службы.

Под служебными следует понимать такжедействия, совершен-ные работникоморганизации с использованием внешнихатрибу-тов должностного лица (удостоверение,форма, жезл регулиров-щика, огнестрельноеоружие и т. д.), путем злоупотребленияслужебными полномочиями, превышениявласти, использования своего служебногоположения.

Имущественная ответственность государстваза ущерб, при-чиненный гражданинунезаконными действиями органов дозна-ния,предварительного следствия, прокуратурыи суда, является специальной.

Онанаступает в строго определенных случаяхна-рушения закона: при осуждении (1);привлечении к уголовной ответственности(2); применении в качестве пресечениязаклю-чения под стражу (3); наложенииадминистративного взыскания в видеареста или исправительных работ (4).

Статья 1070 части второй Гражданскогокодекса РФ устанав-ливает ответственностьза вред, причиненный незаконнымидей-ствиями органов дознания,предварительного следствия, проку-ратурыи суда:

1.

Вред причиненный гражданину в результатенезаконного осуждения, незаконногопривлечения к уголовной ответственности,незаконного применения в качестве мерыпресечения заключе-ния под стражу илиподписки о невыезде, незаконногоналоже-ния административного взысканияв виде ареста или исправи-тельных работ,возмещается за счет казны РоссийскойФедерации, а в случаях, предусмотренныхзаконом, за счет казны субъекта РоссийскойФедерации или казны муниципальногообразования в полном объеме независимоот вины должностных лиц органов дознания,предварительного следствия, прокуратурыи суда в порядке, установленном законом.

2.

Вред, причиненный гражданину илиюридическому лицу в результате незаконнойдеятельности органов дознания,предва-рительного следствия, прокуратуры,не повлекший последствий, предусмотренныхпунктом 1 настоящей статьи, возмещаетсяпо основаниям и в порядке, которыепредусмотрены статьей 1069 настоящегоКодекса. Вред, причиненный при осуществлениипра-восудия, возмещается в случае, есливина судьи установлена при-говоромсуда, вступившим в законную силу”.

В этом случае имущественная ответственностьнаступает не-зависимо от вины должностныхлиц (такое правило не распрос-траняетсяна судей). Специальный характерответственности подтверждается и темобстоятельством, что причиненныегражда-нину убытки возмещаются за счетсредств государственного (му-ниципального)бюджета. Возмещению подлежат:

1) заработок и другие трудовые доходы,являющиеся основ-ным источником средствсуществования гражданина, которых онлишился в результате незаконных действий;

2) имущество конфискованное, изъятое,взысканное, обращен-ное в доходгосударства;

3) суммы, выплаченные гражданиномюридической консуль-тации за оказаниеюридической помощи, для возмещениясудеб-ных издержек, а также иные суммы,выплаченные в связи с не-законнымидействиями.

Гражданину выдается пенсия или пособиеза все время, в те-чение которого онинезаконно не выплачивались. Одновременновосстанавливаются трудовые, пенсионные,жилищные права по-терпевшего.

По просьбепострадавшего следственные органыпрокуратура, суд обязаны в месячныйсрок письменно поставить в известностьтрудовой коллектив или общественныеорганиза-ции по месту жительства обоправдывающем гражданина реше-нии.

Материальным основанием наступленияответственности яв-ляется незаконныйакт следственных, прокурорских, судебныхорганов или судьи и реальный вред,причиненный им. Но для решения вопросао взыскании ущерба необходимо еще ипроцес-суальное основание- акткомпетентного органа об отмененеза-конного акта, о прекращенииуголовного или административного дела.

Орган дознания предварительногоследствия, прокуратура, суд в месячныйсрок со дня обращения гражданина выносятпоста-новление, которым определяютразмер ущерба.

Их действия по-терпевшийможет обжаловать соответственнопрокурору или в вышестоящий суд.

А еслитребование о восстановлении трудо-вых,пенсионных, жилищных прав не удовлетворенополностью или частично, гражданин вправеобратиться в суд в порядке ис-ковогопроизводства.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2093627/page:3/

Возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами, закреплено в ст. 53 Конституции РФ.

Его реализации способствуют ст. 1069, 1071 ГК, регламентирующие вопросы возмещения потерпевшим только имущественного вреда. Нормы, касающиеся ответственности органов власти, содержатся и в иных актах (ст. 35 НК, ст.

28 Закона о конкуренции и др.).

Для возмещения убытков публично-правовыми образованиями по общему правилу необходимы следующие условия: — совершение государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами незаконных действий (бездействие);

наличие у субъектов гражданского оборота убытков; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками;

наличие вины лица, допустившего правонарушение. При отсутствии хотя бы одного из этих оснований возникшие убытки возмещению не подлежат, если иное не предусмотрено законом. При вынесении судом решения может также учитываться факт принятия потерпевшим мер к предотвращению убытков.

Незаконное действие является следствием ненадлежащего осуществления органами государственных или муниципальных образований своих прав (с нарушением полномочий или вообще без них, не в соответствии с законодательными требованиями и т.п.).

В частности, такое действие может выражаться в издании акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.

Неправомерным может быть и бездействие — неисполнение органом власти возложенных на него обязанностей без законных на то оснований (например, уклонение от государственной регистрации юридического лица или прав на недвижимое имущество).

Незаконность действия (бездействия), в том числе акта государственных или муниципальных органов, обычно устанавливается решением суда, а если его обжалование осуществлялось в административном порядке, то решением административного органа. На практике вынесение такого решения обычно предшествует предъявлению требований о возмещении причиненных убытков.

Вместе с тем допустимо обращение в суд с требованием о возмещении убытков и без предварительного признания акта недействительным или его отмены, поскольку признак противоправности деяния лица, причинившего убытки, входит в предмет доказывания и устанавливается судом в каждом конкретном случае при рассмотрении иска.

Суд, установив незаконность акта и наличие всех необходимых условий для возмещения, должен независимо от признания акта недействительным удовлетворить требование о возмещении убытков. Таким правомочием суд наделен на основании ч. 2 ст.

120 Конституции РФ, в силу которой суд, установивший при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Предусмотрена возможность возмещения убытков, возникших вследствие действий только самих органов и их должностных лиц.

Вместе с тем специальные акты расширяют круг субъектов, чье неправомерное поведение предоставляет потерпевшему право на возмещение убытков. Так, в соответствии со ст.

35 Н К налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие незаконных действий работников при исполнении ими служебных обязанностей.

Ответственность за убытки, причиненные участникам гражданского оборота, несет Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в зависимости от того, каким органом (должностным лицом) допущено совершение незаконных действий.

Убытки возмещаются за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, при этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК). Так, согласно ч. 10 ст.

158 БК главный распорядитель федерального бюджета действует в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности [перечень главных распорядителей средств федерального бюджета должен утверждаться федеральным законом (ст. 24 БК)].

В этой связи в Постановлении № 6/8 было разъяснено, что ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Если же иск предъявлен гражданином или юридическим лицом непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившим нарушение прав, суд не должен отказывать в принятии искового заявления, а также возвращать его без рассмотрения. В этом случае суд должен привлечь в качестве надлежащего ответчика финансовый или иной уполномоченный орган (п. 12 Постановлении № 6/8).

Источник: http://xn----7sbahjvhmcvme8cq0l.xn--p1ai/publ/juridicheskaja_literatura/vozmeshhenie_vreda_prichinennogo_gosudarstvennymi_organami_organami_mestnogo_samoupravlenija_a_takzhe_ikh_dolzhnostnymi_licami/7-1-0-276

Возмещение вреда приченного гражданам незаконными действиями должностных лиц

Возмещение вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности

Среди действий, перечисленных в ст. 1070 ГК РФ, особое место занимает незаконное привлечение гражданина к уголовной ответственности, так как именно оно становится правовым основанием и необходимым условием для незаконного применения к гражданину мер пресечения или его незаконного осуждения.

Закрепление права граждан, пострадавших от незаконного привлечения к уголовной ответственности, на возмещение причиненного им имущественного и морального вреда, подняло отечественное законодательство на качественно новый уровень, соответствующий мировым и европейским стандартам и конституционному положению о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства (ст.

Статья 1070

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Комментарий к статье 1070 Гражданского Кодекса РФ 1.

Право на возмещение вреда от незаконных действий (бездействия) органов власти

Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано само государство. Принимая на себя обязательства обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство как участник Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав в случае их нарушения.

Обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им адекватных возможностей отстаивать свои интересы в суде вытекает также из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, согласно которым достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Правовое регулирование возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Он включает в себя нормы уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательства и других законов. Уголовно-процессуальный элемент занимает в этом институте незначительное, однако важное место.

Уголовно-процессуальный компонент этого института проявляется в том, что: уголовно-процессуальное законодательство установило условия и основания возмещения ущерба; основаниями возмещения вреда являются незаконные действия государственных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства; нормы рассматриваемого института подлежат применению в порядке исполнения уголовно-процессуального решения о реабилитации гражданина; на органы дознания, следователя, прокурора и суд возложены обязанности как по разъяснению гражданину порядка восстановления его нарушенных прав и законных интересов, так и принятию предусмотренных законом мер к возмещению ущерба. Правовую основу рассматриваемого института составляют: Конституция РФ. В соответствии со ст.

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

53). Несколько шире то же самое прописано и в ст. 1069 ГК РФ, но тут упомянуты еще и органы местного самоуправления.

Поскольку государственная власть, в соответствии с Конституцией РФ, делиться на три ветки, то и ее органы имеют классификацию по этому же принципу: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти.

Федеративное устройство РФ является основанием для разделения государственных органов также: на органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ. Эта классификация дополняется органами власти муниципальных образований, действующих на местах.

Так вот, за действия всех этих органов отвечает государство, начиная от Президента РФ и заканчивая расположенными в маленьких городах России территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ. Какой вред возмещается государством?

Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред.

Такой подход обусловлен тем, что отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, отвечают назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Поэтому в действующем уголовно-процессуальном законодательстве появилась специальная глава, нормы которой регулируют общественные отношения, связанные с реабилитацией отдельных категорий граждан и юридических лиц (ст.

Возмещение вреда, причиненного органами власти

Общими условиями наступления деликтной ответственности служат наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, вина причинителя вреда и причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом. Согласно статье 16 ГК РФ.

«убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Согласно статье 1069 ГК РФ. Согласно ст. 401 ГК вина выражается в форме умысла или неосторожности. Обязательным условием ответственности государства является на­личие вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органа исполнительной власти (должностных лиц). При определении состава вреда, условий привлечения к ответственности, сроков исковой давности применению подлежат нормы ГК. Помимо возмещения материального вреда, законодательством пред­усмотрено возмещение морального вреда. Возмещение морального вреда регламентировано ст. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований.

Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной, и материальной ответственности непосредственных виновников. В законе сказано, что организации отвечают за вред «на общих основаниях».

Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации. казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав.

Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований.

1382 Гражданского кодекса Франции, согласно которой «какое бы то ни было действие человека, которое причинило другому ущерб, обязывает того, по вине которого ущерб произошел, к возмещению ущерба» В ГК принцип генерального деликта выражен в п. 1 ст. 1064, установившем, что вред, причиненный субъекту гражданского права,

«подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Предусматривая возмещение причиненного вреда в соответствии с принципом генерального деликта, закон не ограничивается провозглашением главной идеи этого принципа, но определяет условия, при наличии которых вред подлежит возмещению.

Законом определены общие условия ответственности за причиненный вред а) противоправность поведения причинителя вреда; б) причинная связь между его противоправным поведением и вредом; Наряду с генеральным деликтом, определяющим общие условия ответственности за вред, закон предусматривает ряд особых случаев, к каждому из которых применяются специальные правила, образующие специальные деликты. 1070, ст. 1100 ГК. Противоправность поведения должностных лиц состоит в совершении следующих действий: незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В юридической литературе предлагалось дополнить указанный перечень такими действиями, как незаконное задержание, незаконный привод обвиняемого, незаконное производство выемки, обыска или наложения ареста на имущество и др.

53 Конституции РФ). Указанные гарантии закреплены в различных законах: УПК РФ, Статья 133. Основания возникновения права на реабилитацию 1.

Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. 2.

Источник: http://filin37.ru/vozmeszenie-vreda-prichennogo-grazhdanam-nezakonnymi-dejstvijami-dolzhnostnyh-lic-20158/

Добавить комментарий