В какой срок подлежит уплате водный налог?

Содержание

Водный налог 2017

В какой срок подлежит уплате водный налог? - Народный СоветникЪ

Деятельность организаций, частных предпринимателей и физических лиц, связанная со специальным и общим водопользованием, в России регулируется двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом. Это означает, что коммерческие структуры должны либо перечислять водный налог, либо вносить по установленным реквизитам арендные платежи.

Сроки сдачи 2-НДФЛ

Разобраться с тем, что облагается бюджетными обязательствами, непросто из-за хитросплетений законодательства. Даже опытный бухгалтер порой задается вопросом: «Водный налог – какой налог?».

До 2005 года организации и физлица, использовавшие водные объекты, обязательно получали лицензию и платили налог в установленном размере. С 2007 года в силу вступил Водный Кодекс, отменивший разрешительную документацию и заменивший налог арендными обязательствами.

Организации, физлица и ИП остаются «водными» налогоплательщиками до тех пор, пока не истечет срок их лицензии. Когда это случится, они должны будут заключить договор аренды с властями и перечислять прописанные в нем суммы по другим реквизитам.

Общая характеристика водного налога

Плательщиками налога являются предприятия и физлица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием наземных или подземных водных ресурсов. К числу первых относятся те, кто работает на реках, озерах, водохранилищах, ледниках, болотах и иных естественных или искусственных объектах. Вторые эксплуатируют подземные источники и водные горизонты.

Разница в способе использования ресурсов влияет на характер «платы» за них. Первая категория пользователей ранее получала лицензии, выдача которых была приостановлена после 2007 года. Сегодня они являются плательщиками налога лишь в случае, если срок действия разрешительного документа не истек. Если он прекратился, то фискальные обязательства заменяют арендные перечисления.

Для второй категории пользователей остается актуален водный налог по НК РФ. Их деятельность по-прежнему подлежит лицензированию. Допустимый характер использования объектов, их границы и параметры определяются законодательством о недрах.

Основные элементы водного налога

Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:

  • Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
  • Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
  • Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
  • Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
  • Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.

Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях.

Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями.

Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.

ЕНВД: сроки сдачи и уплаты

Водный налог: прямой или косвенный?

Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.

Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:

  • забор воды из рек, озер и иных объектов;
  • использование установленной площади в рамках водоема;
  • лесосплав по водным акваториям;
  • использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.

Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:

  • Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
  • Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
  • Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
  • Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.

Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.

Куда перечислять водные обязательства?

Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.

Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.

КБК для водного налога – 182 1 07 03000 01 1000 110. Если вы уплачиваете пени, замените седьмую и шестую цифры на «21», если штраф – на «30».

Порядок заполнения платежного поручения такой же, как и для прочих налогов. В поле «Статус плательщика» компания ставит «01», т.к. рассчитывается с бюджетом по собственным обязательствам. В поле «Налоговый период» проставляется номер квартала, за который гасятся обязательства. Очередность платежа – «05».

Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется?

Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.

Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2015 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.

Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.

Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.

пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/vodnyy-nalog-2017.html

Сущность и сроки уплаты водного налога на 2017 год

Сущность и сроки уплаты водного налога на 2017 год

Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.

Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.

Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.

Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.

Статистика в государстве говорит о том, что только 20% из всей воды, продаваемой на прилавках, соответствует нормам и гостам санитарии. И не в зависимости от использования водного ресурса, платеж является фискальным, но взимается он по–разному.

Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.

На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.

Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.

Плательщики и объект налогообложения

Устанавливается данный вид налогообложения в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Был введен в начале 2005 года. Ранее сбор назывался платой за пользование водными ресурсами.

Плательщиками в этом случае выступают все учреждения и физлица, которые осуществляют водопользование в соответствии с действующим законодательством. Без получения лицензии воспользоваться могут юридические лица при использовании ресурса без применения сооружений.

В случае использования специализированных технических средств действие признается специальным водопользованием. Обязательно требуется наличие лицензии.

Физические лица и организации, которые осуществляют изъятие водного ресурса на основании договорных отношений по предоставлению объекта использования и после принятия Водного кодекса, не являются плательщиками налога. За использование ресурса взимается платеж на основании статьи 20 Водного кодекса в размере, указанном в договоре.

Вынести такое решение может только правительство России или исполнительный орган в соответствии с 21 статьей Водного кодекса. Так же там описаны основные государственные органы, которые могут принимать решение о передачи права на управление.

Водный налог не уплачивается гражданами, чей договор заключен позже начала 2007 года.

Объектом налогообложения считается:

  1. Получение и дальнейшее использование акватории водного ресурса. Исключение – лесосплав в кошелях.
  2. Забор водного ресурса из объекта.
  3. Использование в качестве цели гидроэнергетики.
  4. Использование для цели сплава древесного ресурса в плотах.

Не признаются объектами:

  1. Подземные воды, которые содержат лечебный ресурс.
  2. Получение водного ресурса для обеспечения пожарной безопасности и дальнейшей ликвидации бедствий.
  3. Использование ресурса для нужд обороны государства и правительства.
  4. Использование воды для рыболовства.
  5. Использование ресурса для мониторинга объектов, а также гидрографической, топографической работы.
  6. Использование для дальнейшего строительства рыбохозяйственного или воднотранспортного, канализационного назначения.
  7. Использование ресурса для строительства баз отдыха, предназначенного для ветеранов, детей и инвалидов.
  8. Забор водного ресурса для сельскохозяйственного назначения, полива и водопоя.
  9. Использование акватории для рыбалки и охоты.

Налоговые и платежные база и периоды

Налоговая база соответствует виду использования и водному объекту. В случае применения нескольких ставок по одному виду объекта, база должна определяться к каждой ставке.

Налоговая база и платежная определяются в каждом субъекте Российской Федерации по-разному, исходя из количества природных ресурсов и дальнейшего их использования организациями.

Налоговым и платежным периодом становится срок – квартал.

Водный налог подлежит уплате не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными лицами, которые подходят под условия использования. Они также обязаны предоставить налоговую декларацию по месту выдачи лицензии на пользование природными ресурсами.

Лицензии

Лицензию на использование водного ресурса должна получить организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изъятие воды с помощью технических средств и сооружений. При отсутствии техники лицензия не обязательна к получению.

Если существует договор, подписанный после начала 2007 года, то лицензия так же не обязательна к получению. Исчисления налога происходит по действующему договору.

Ставка по данному виду налогообложения установлена в соответствии с Налоговым кодексом в рублях за единицу базы налога, зависит от вида использования и устанавливается в соответствии району:

  1. Изъятия водного ресурса мира.
  2. Использовании акватории.
  3. В случае использования ресурса без изъятия воды.
  4. Сверх нормы – устанавливается в пятикратном размере. При отсутствии подтверждения квартального лимита – исчисление ¼ годовой суммы.

В случае изъятия ресурса:

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/obshaya-sistema/ndpi/sushhnost-vodnogo-naloga.html

Водный налог. журнал

Водный налог

ФОМИЧЕВА Л.П.,
аудитор

 
    Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Если в своей хозяйственной деятельности учреждение пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог, который относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ).


    Всего существуют три способа использования водных объектов – особое, специальное и общее водопользование.
 

Общие положения

 
    Уплата водного налога регулируется главой 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса РФ.
    Водный налог платят учреждения, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения по правилам статьи 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

    Не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (действует с 1 января 2007 года).
    Напомним, что глава 25.

2 “Водный налог” была введена в Налоговый кодекс в 2004 года. А с 1 января 2007 года вступил в силу сам Водный кодекс, по которому специальное и (или) особое водопользование не осуществляется, а пользоваться водным объектом можно на основании одного из двух документов: договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Чтобы избежать неразберихи при обложении налогом, законодатель перед введением в действие Водного кодекса в Федеральном законе от 03.06.2006 № 73-ФЗ разъяснил, что водопользователи сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании решений, лицензий и договоров до истечения срока их действия.

Соответственно, до такого момента они платят водный налог.
    Таким образом, за водопользование в любом случае необходимо платить:     а) для водопользователей по старому закону – водный налог;

    б) для остальных – ставки платы за пользование водным объектом на основании актов водного законодательства. Такая плата носит неналоговый характер.

При этом водное законодательство, в частности Водный кодекс, не регулирует вопросы обложения водным налогом.

    Что касается специального или особого водопользования, то до 1 января 2007 года регулирование пользования поверхностными водными объектами строилось на других принципах. Прежний Водный кодекс, действовавший до 1 января 2007 года, выделял общее, специальное (с использованием сооружений, технических средств и устройств) и особое (для обеспечения государственных и муниципальных нужд) водопользование. Специальное водопользование осуществлялось на основании лицензии, а особое – согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, и на основании разрешительных документов заключался договор водопользования.
    Обратите внимание! Прежняя (до 1 января 2007 года) разрешительная документация сохраняет силу до истечения срока ее действия либо до переоформления документов в соответствии с новым порядком (заключения договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование). Такое правило предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации”. Именно определенные ранее виды особого и специального водопользования рассматриваются как объекты обложения водным налогом.
 

Объект налогообложения

 
    Объектом налогообложения водным налогом признается (пп. 1 п. 1 ст. 333.

9 НК РФ):
    1) забор воды из водных объектов;    2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;    3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;    4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Так, в частности, к объектам налогообложения не относится:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

Источник: https://www.referent.ru/40/8894

Водный налог. Расчет водного налога. Объекты водного налога :

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс.

задача государства – это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны.

При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог – это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты.

Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта.

Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога – это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог.

Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения.

Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы.

Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей.

Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования.

С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации.

Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды.

Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств.

Налоговым периодом считается квартал.

Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы.

В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая).

Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике – ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации.

Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Источник: https://www.syl.ru/article/184636/new_vodnyiy-nalog-raschet-vodnogo-naloga-obyektyi-vodnogo-naloga

Водный налог: кто, когда и сколько?, Комментарий, разъяснение, статья от 01 мая 2016 года

D=”P0000″ CLASS=”formattext topleveltext”>Российский бухгалтер,N 5, 2016 годОльга Гаврилова,

эксперт журнала

     Водный налогрегламентируется главой25.2 Налогового кодекса РФ, которая была введенаФедеральным законом от 28 июля 2004года N 83-ФЗ. В данной статье попробуем разобраться, ктои когда должен уплачивать водный налог, по какой ставке онисчисляется, какую отчетность должны предоставлять плательщикиводного налога и т.д.     

Ктоявляется плательщики водного налога?

     
     В соответствии со ст.333.8Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налогапризнаются организации и физические лица, в том числеиндивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование воднымиобъектами, подлежащее лицензированию в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

     

     Таким образом, пользование недрами сцелью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового итехнологического водоснабжения осуществляется в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 21февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон N 2395-1)и оформляется специальным государственным разрешением в виделицензии.

     

     Согласно ст.

11Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числепредоставление их в пользование органами государственной властисубъектов Российской Федерации, оформляется специальнымгосударственным разрешением в виде лицензии, включающейустановленной формы бланк с Государственным гербом РоссийскойФедерации, а также текстовые, графические и иные приложения,являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющиеосновные условия пользования недрами.

     

     Предоставление участка (участков)недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукцииоформляется лицензией на пользование недрами.

Лицензия удостоверяетправо пользования указанным участком (участками) недр на условияхсоглашения, определяющего все необходимые условия пользованиянедрами в соответствии с Федеральнымзаконом “О соглашениях о разделе продукции” и законодательствомРоссийской Федерации о недрах.

          Лицензия является документом,удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр вопределенных границах в соответствии с указанной в ней целью втечение установленного срока при соблюдении владельцем заранееоговоренных условий. Между уполномоченными на то органамигосударственной власти и пользователем недр может быть заключендоговор, устанавливающий условия пользования таким участком, атакже обязательства сторон по выполнению указанного договора.          Лицензия удостоверяет правопроведения работ по геологическому изучению недр, разработкиместорождений полезных ископаемых, размещения в пластах горныхпород попутных вод и вод, использованных пользователями недр длясобственных производственных и технологических нужд при разведке идобыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезныхископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств,использования недр в целях, не связанных с добычей полезныхископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов,сбора минералогических, палеонтологических и других геологическихколлекционных материалов.          Допускается предоставление лицензийна несколько видов пользования недрами.     

     Лицензия и ее неотъемлемые составныечасти должны содержать (ст.12Закона N 2395-1):

     

     1) данные о пользователе недр,получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а такжеоснование предоставления лицензии;
     

     2) данные о целевом назначении работ,связанных с пользованием недрами;
     

     3) указание границ участка недр,предоставляемого в пользование;
     

     4) указание границ территории,земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ,связанных с пользованием недрами;
     

     5) сроки действия лицензии и срокиначала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектнуюмощность, представления геологической информации на государственнуюэкспертизу);
     

     6) условия, связанные с платежами,взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками,акваториями;
     

     7) согласованный уровень добычиминерального сырья, право собственности на добытое минеральноесырье;
     

     8) сроки представления геологическойинформации о недрах в соответствии со ст.27Закона N 2395-1 в федеральный фонд геологической информации иего территориальные фонды, а также в фонды геологической информациисубъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользованиеучастками недр местного значения);
     

     9) условия выполнения установленныхзаконодательством, стандартами (нормами, правилами) требований поохране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

Стоитотметить, что с 1 июля 2016 года данный пункт будет излагатьсяследующим образом: условия выполнения требований по рациональномуиспользованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных спользованием недрами, охране окружающей среды;
     

     10) условия снижения содержаниявзрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанномпространстве до установленных допустимых норм при добыче(переработке) угля (горючих сланцев);
     

     11) порядок и сроки подготовкипроектов ликвидации или консервации горных выработок ирекультивации земель.          Лицензия на пользование недрамизакрепляет перечисленные условия и форму договорных отношенийнедропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (сриском и без риска), а также может дополняться иными условиями.

          В случае значительного измененияобъема потребления произведенной продукции по обстоятельствам,независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатациюобъектов, определенные лицензионным соглашением, могут бытьпересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участкаминедр, на основании обращения пользователя недр.

          Лицензия на пользование недрами наусловиях соглашений о разделе продукции должна содержатьсоответствующие данные и условия, предусмотренные указаннымсоглашением.          Условия пользования недрами,предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течениеоговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока еедействия.

Изменения этих условий допускается только при согласиипользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо вслучаях, установленных законодательством.

     

     Таким образом, если организация наосновании соответствующих разрешительных документов, выданных вустановленном порядке, в том числе до 1 января 2015 года,осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию всоответствии с законодательством Российской Федерации, организацияпризнается плательщиком водного налога.

     

     При отсутствии у организациисоответствующего разрешения на осуществление водопользования,подлежащего лицензированию в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, организация также признается плательщикомводного налога. Об этом сказано в письме ФНС России от 9 апреля 2015 года NГД-4-3/5980@.

     

     При этом согласно статьям7.3 и 7.

6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001 года N 195-ФЗ самовольное занятие водногообъекта или его части, либо использование их без документов, наосновании которых возникает право пользования водным объектом илиего частью, либо пользование недрами без лицензии на пользованиенедрами влечет привлечение к административной ответственности.

     

     Согласно пункту 2статьи 333.8 Налогового кодекса РФ не признаютсяплательщиками водного налога организации и физические лица,осуществляющие водопользование на основании договоровводопользования или решений о предоставлении водных объектов впользование, соответственно заключенных и принятых после введения вдействие Водного кодекса РоссийскойФедерации.

     

     Постановлением Правительства РФ от 12 марта2008 года N 165 утверждены Правилаподготовки и заключения договоров водопользования (далее -Правила).

          Таким образом, не возникаетнеобходимости налогообложения водным налогом в том случае, есливодные объекты или их части, находящиеся в федеральнойсобственности, собственности субъектов Российской Федерации илисобственности муниципальных образований (далее – водный объект),предоставляются в пользование для:          а) забора (изъятия) водных ресурсовиз поверхностных водных объектов;          б) использования акватории водныхобъектов, в том числе для рекреационных целей;          в) использования водных объектов беззабора (изъятия) водных ресурсов для производства электрическойэнергии.     

     Кроме того, водопользователи,осуществляющие использование водных объектов на основании решенийПравительства Российской Федерации или решений органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензийна водопользование и договоров пользования водными объектами,соответственно принятых, выданных и заключенных до введения вдействие Водного кодекса РоссийскойФедерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочногопользования водными объектами на основании лицензий наводопользование и договоров пользования водными объектами доистечения срока действия таких лицензий и договоров.

          Указанные водопользователи вправезаключить новые договоры водопользования или обратиться сзаявлением о предоставлении водных объектов в пользование наосновании соответствующих решений.     

     Действие решений ПравительстваРоссийской Федерации или решений органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование идоговоров пользования водными объектами, соответственно принятых,выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации,прекращается с момента возникновения права пользования воднымиобъектами на основании договоров водопользования или решений опредоставлении водных объектов в пользование, либо по истечениисрока действия лицензии на водопользование и договоров пользованияводными объектами.

          Таким образом, еслиорганизация-водопользователь осуществляет пользованиеповерхностными водными объектами на основании лицензии и срокдействия лицензии на настоящий момент не истек, организация будетявляться плательщиком водного налога и обязана представлятьналоговые декларации в общеустановленном порядке.     

     По окончании срока действия лицензииправоотношения по водопользованию водными объектами регулируютсяВодным кодексом РоссийскойФедерации.

     

     После того как взамен этих лицензийводопользователь заключит договор или получит решение по правилам,предусмотренным новым Водным кодексомРоссийской Федерации, он перестает быть плательщиком водногоналога на основании прямой нормы, установленной в пункте 2статьи 333.8 Налогового кодекса РФ, и с него будет взиматьсяненалоговая плата за пользование водными объектами. На этоуказывает письмо ФНС России от 24сентября 2012 года N ЕД-4-3/15909@.

          Зачастую возникает вопрос, нужно лиуплачивать водный налог, если лицензия на водопользование находитсяв стадии оформления, то есть еще не получена? В случаеосуществления на основании разрешения водопользования (пользованияподземными водными объектами) до получения лицензии лицо признаетсяналогоплательщиком водного налога.     

     Данный вывод сделан на основанииследующих норм: в силу п.1ст.333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водногоналога признаются организации и физические лица, осуществляющиеспециальное и (или) особое водопользование в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, признаваемое объектомналогообложения в соответствии со ст.333.9Налогового кодекса РФ.

     

     В силу ч.3 ст.9Водного кодекса РФ физические лица, юридические лицаприобретают право пользования подземными водными объектами пооснованиям и в порядке, которые установлены законодательством онедрах.

     

     На основании ст.

11Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числепредоставление их в пользование органами государственной властисубъектов Российской Федерации, оформляется специальнымгосударственным разрешением в виде лицензии, включающейустановленной формы бланк с Государственным гербом РоссийскойФедерации, а также текстовые, графические и иные приложения,являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющиеосновные условия пользования недрами.

     

     П.3ст.10.1 Закона N 2395-1

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420364581

Добавить комментарий