В отношении кого проводится спецоценка условий труда?

Содержание

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

В отношении кого проводится спецоценка условий труда? - Народный СоветникЪ

Все рабочие места, вне зависимости от того офисные это рабочие места или же производственные, обязаны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.).

По крайней мере, под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

За проведение спецоценки на каждом рабочем месте несет ответственность работодатель, как и за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним, поэтому 1 раз в 5 лет он обязан проводить спецоценку на всех рабочих местах, чтобы увидеть фактическое состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются. Но, что примечательно в новом порядке, установленная периодичность проведения СОУТ обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, — ред.). А для рабочих мест, которые отнесены к категории «соответствующих государственным нормативам в области охраны труда» проводить спецоценку, возможно, придется единожды. Потому как по Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника. Декларация (документ, выдаваемый на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку при соответствии условий труда) действительна в течение 5 лет, но срок действия продлевается автоматически и на последующий период при условии, что на рабочем месте не произошло несчастного случая и не зафиксировано профзаболевания. Под декларирование попадает большая часть офисных рабочих мест. Прежде всего потому, что такой фактор, как пульсация света, был отменен. Ранее из-за превышения его показателей довольно часто офисному рабочему месту присваивался вредный класс условий труда. Рабочие специальности также могут подлежать декларированию, если факторы не будут превышать предельно допустимых норм.

А в отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, спецоценка будет проводиться всегда, вне зависимости от результата. К этой категории мест особо пристальное внимание, потому как они явились одним из оснований замены аттестации рабочих мест на СОУТ.

Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место «списочника» признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов СОУТ.

Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются.

Существует также такая категория рабочих мест, которая осуществляет отдельные виды деятельности. Сюда относятся верхолазы, летчики, водолазы, сотрудники ядерной промышленности и др.

Оценка для них не может проводиться с учетом особенностей, которые определены Минтрудом РФ. К примеру, измерения в кабине летчика во время полетов проводить категорически запрещено.

Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни.

При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами.

Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений.

Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п. При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника.

Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор.

Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ. За счет сокращения общего количества рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье.

При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест.

пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/kakie-rabochie-mesta-podlezhat-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям.

На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Введение – что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет.  Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников.

По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях.

На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка  (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Важно! В случае смерти работника руководителю может грозить лишение свободы на срок до 4-х лет, либо его могут отправить на этот же срок на принудительные работы. В  случае смерти 2-х или более сотрудник срок наказания может быть увеличен с 4-х до 5-ти лет лишения свободы, либо и грозит отправление на принудительные работы.

Источник: https://infportal.ru/kadry/kto-dolzhen-provodit-spets-otsenku-uslovij-truda.html

Спецоценка условий труда в 2017 году

Спецоценка условий труда в 2017 году

Расскажем, что такое спецоценка условий труда, кому и когда ее нужно проводить.

Спецоценка условий труда на рабочих местах должна проводиться всеми компаниями независимо от применяемого налогового режима. Делать это следует не реже одного раза в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой спецоценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

В статье расскажем, когда нужно проводить спецоценку, какова ее процедура и как применять результаты спецоценки.

Кому нужно проводить спецоценку условий труда в 2017 году

По общему правилу компании, которые ранее не оценивали условия труда посредством аттестации рабочих мест, могут проводить спецоценку поэтапно.

Главное, чтобы спецоценка условий труда была завершена до 31 декабря 2018 года. Однако такое право есть только у тех компаний, у которых нет “вредных” рабочих мест (ч. 6 ст.

27 Закона № 426‑ФЗ). Список вредных рабочих мест для спецоценки.

А вот на рабочих местах, перечисленных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, спецоценку нужно провести как можно скорее. Иначе компания может быть оштрафована на сумму от 60 000 до 80 000 рублей. Подробности в статье “Спецоценка рабочего места”.

Обратите внимание: на рабочих местах, аттестованных до 1 января 2014 года, спецоценку можно не проводить, пока действительны ее результаты — в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Срочно проведите спецоценку офисных рабочих мест

Если опасность грозит со смежного рабочего места

Спецоценка условий труда в 2017 году проводится на всех рабочих местах, в том числе офисных работников. Исключение рабочие места надомников и дистанционных сотрудников. При этом условия о надомной и дистанционной работе должны быть отражены в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Также не нужно проводить спецоценку условий труда рабочих мест сотрудников, трудящихся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Составляя перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда в 2017 году, учтите следующее. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.

Но чтобы рабочие места признавались аналогичными, должны выполняться некоторые условия, перечисленные в ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ, а именно:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности;
  • работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
  • на рабочих местах ведется однотипный технологический процесс с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Также читате “Спецоценка: возможности экономии”

СРОЧНО ИЗ РЕДАКЦИИ! Подписка на журнал “Зарплата” с выгодой 4698 рублей!

Дополнительный бонус – электронная книга «Идеальные заявления работников для зарплаты, пособий, отпускных, командировочных» !

Телефон: 8 800 550-15-57

Скачать счет

Процедура проведения спецоценки условий труда в 2017 году

Спецоценка условий труда проводится по методике, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Некоторые нюансы документального оформления отдельных этапов процедуры спецоценки показаны в таблице ниже.

 Таблица. Порядок оформления спецоценки

1-й этап. Подготовка к проведению спецоценки
1 Создаем комиссию по проведению спецоценки Приказ составляем в произвольной форме Комиссию с нечетным числом членов возглавляет работодатель или его представитель. Членов комиссии знакомим с приказом под роспись
2 Утверждаем график проведения спецоценки График составляем в произвольной форме В графике указываем сроки и этапы проведения спецоценки. Членов комиссии знакомим с графиком под роспись
3 Утверждаем перечень рабочих мест, на которых будет проведена спецоценка Перечень составляем в произвольной форме Комиссия утверждает перечень рабочих мест, которые подлежат спецоценке, включая аналогичные рабочие места
4 Заключаем договор с организацией, проводящей спецоценку Как правило, форму договора предлагает исполнитель. Заказчик вправе ее дополнить Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещен на сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru
2-й этап. Проведение спецоценки
5 Эксперт привлеченной организации проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов Эксперт организации, проводящей спецоценку, заносит в протокол результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов Комиссия по проведению спецоценки утверждает протокол результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
6 Декларируем соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Форма декларации утверждена приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80 Декларацию оформляем в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы и условия труда комиссия признала допустимыми. Декларацию нужно представить в Роструд
7 Эксперт проводит исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов Эксперт организации, проводящей спецоценку, составляет протокол Комиссия утверждает протокол результатов исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов
3-й этап. Подведение итогов проведения спецоценки
8 Утверждаем отчет о проведении спецоценки Эксперт организации, проводившей спецоценку, составляет отчет по форме, утвержденной в приложении № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н Отчет подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии
9 Знакомим работников с результатами спецоценки Работники расписываются в листе ознакомления, составленном в произвольной форме С результатами спецоценки нужно ознакомить работников под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета
10 Размещаем на официальном интернет-сайте компании сводные данные о результатах спецоценки Разделы V и VI отчетао проведении спецоценки При наличии такого сайта на размещение дается 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки
11 Уведомляем ФСС РФ о результатах спецоценки Сведения о проведении спецоценки заносим в таблицу 10 формы-4 ФСС Первый раз эти сведения отражаем при подаче отчетности по форме-4 ФСС по состоянию на 1 января следующего года. В текущем году в таблице 10 отражаем информацию о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки, проведенных по состоянию на 1 января 2015 года

По результатам спецоценки условий труда на рабочих местах:

  • устанавливают классы (подклассы) условий труда (ч. 2 т. 3 Закона № 426-ФЗ);
  • оформляют карты спецоценки (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • разрабатывают перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, занятых на вредных и опасных работах (п. 3 и 8 ч. 1 ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Для чего нужно проводить спецоценку условий труда

Как проводится спецоценка условий труда рассмотрели. Теперь поговорим о ее результатах.

Результаты спецоценки компании могут применять, в частности, для того, чтобы (ст. 7 Закона № 426-ФЗ):

  • предоставить работникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, и учесть свои затраты в составе расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль;
  • установить дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в пониженном размере с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • рассчитать скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обосновать финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Источник: https://www.Zarplata-online.ru/art/157586-spetsotsenka-usloviy-truda-2015

Аттестация рабочих мест в 2017 году: порядок проведения СОУТ и последние изменения

Ранее аттестация рабочих мест согласно изменениям в законодательстве РФ превратилась в процесс проведения  (СОУТ).

Каждый год появляются новые изменения, связанные с прохождением данной процедуры.

В данной статье рассматриваются важные аспекты и нюансы проведения спецоценки в 2017 году.

Проводится ли сейчас аттестация рабочих мест

Изначально аттестация должна была идти для всех рабочих мест (коих на момент 2016 года было около 50 миллионов). Со вступления в силу нового ФЗ №426, обязанность проходить полномасштабную спецоценку осталась только для тех профессий, для которых характерны по-настоящему вредные рабочие места.

Среди них можно выделить шахтеров, железнодорожных рабочих, металлургов и т.п.

Для остальных рабочих мест (которых в РФ большинство – около 85% от общего числа) процедура оценки стала упрощенной и менее затратной.

Однако, обязанность проходить ее не исчезла полностью: несоблюдение законодательства в лучшем случае грозит штрафами, а в худшем – временным прекращением деятельности организации.

Например, если говорить об офисных рабочих местах, то для них необходимо проходить идентификацию опасных и вредных факторов.

Однако, следующая стадия – замер вредных факторов – уже необязательна, и вопрос о необходимости ее проведения решает эксперт организации, проводящей оценку.

Обновленное законодательство исходит из того, что офисная техника приобретается легальным способом при наличии ряда сертификатов.

Соответственно, она рассматривается как безопасная, и для нее не проводится замер вредных факторов.

Однако, начиная с 1 мая текущего года, два изменения, которые скажутся на деятельности компаний, в законодательстве вступили в силу:

  1. Работодатель должен предоставлять декларацию соответствия условий труда в специальную трудовую инспекцию как в случае признания рабочих мест безопасными, так и если условия признаны допустимыми или оптимальными;
  2. Руководитель обязан организовывать проведение специальной оценки рабочих мест в случае наличия соответствующей просьбы работников.

Что собой представляет спецоценка, регламентация по закону

Согласно законодательству РФ, СОУТ производится следующим образом:

  1. Подготовка к ее проведению:
    1. Формирование комиссии с нечетным количеством человек в составе
    2. Выбор председателя комиссии – это должен быть либо непосредственно работодатель, либо его представитель;
    3. Утверждение перечня рабочих мест, которые должны пройти оценку;
  2. Идентификация мест, которые являются потенциально вредными или опасными, при которой учитываются:
    1. Оборудование, используемые материальные ресурсы (которые могут служить источником вредных или опасных факторов);
    2. Результаты предыдущих проверок;
    3. Случаи профессиональных заболеваний и производственных травм;
    4. Предложения сотрудников по проведению идентификации факторов на рабочих местах;
  3. Декларирование соответствия условий труда установленным нормам;
  4. Исследование и измерение выявленных вредных или опасных производственных факторов:
    1. Формирование перечня факторов для последующего анализа;
    2. Проведение испытаний и измерение в лаборатории организации, проводящей проверку;
    3. Оформление результатов в протоколах;
    4. Отнесение условий труда по классам опасности и вредности;

Примечание: в некоторых случаях комиссия может принять соответствующее решение о невозможности проведения измерений (впоследствии этот факт должен быть указан в отчете о проведении спецоценки).

Кем и когда проводится специальная оценка

Спецоценка условий труда должна проводиться специальными организациями, для которых подобная процедура является основным видом деятельности (что обязательно должно быть отражено в Уставе компании).

В такой фирме должно быть не менее 5 различных экспертов, которые имеют соответствующий сертификат и работают по трудовому договору.

Кроме того, в организационной структуре компании должен выделяться соответствующий отдел – аккредитованная лаборатория, в которой можно проводить необходимые измерения вредных и опасных производственных факторов.

Что касается сроков проведения аттестации, необходимо учитывать несколько положений:

  1. Если аттестация была пройдена в 2013 году и ранее, то ее результаты будут действовать в течение 5 лет, и спецоценку нужно будет пройти до истечения этого периода (например, если аттестация была пройдена 20 января 2013 года, то ее результаты действуют до аналогичной даты в 2018 году);
  2. В случае, если компания прошла аттестацию (не спецоценку) уже в 2014 году и позднее, то результаты данной процедуры не являются действительными, и предприятию срочно нужно провести спецоценку условий труда;
  3. В случае, если в компании спецоценка ранее не проводилась, а рабочие места не являются вредными или опасными, у компании есть время пройти ее до 31.12.2018;
  4. Кроме того, для ряда случаев необходимо проходить так называемую внеплановую спецоценку.

Так, несмотря на то, что результаты проведения специальной оценки действуют в течение 5 лет, в следующих ситуациях необходимо ее внеплановое прохождение:

  • Ввод в эксплуатацию рабочих мест, которые были упразднены ранее;
  • Получение руководителем компании соответствующего предписания от инспектора по труду (обычно дается по причине наличия нарушений законодательства по вопросам порядка проведения специальной оценки);
  • Изменения так называемого технологического процесса на производстве;
  • Замена оборудования (производственного);
  • Изменение состава материальных ресурсов (в случае способности оказывать влияния на уровень воздействия вредных факторов на сотрудников);
  • Изменение перечня применяемых в компании средств защиты;
  • Выявление профессиональных заболеваний у работников организации (не учитываются несчастные случаи, произошедшие по вине третьих лиц);
  • Наличие соответствующих предложений представительного органа работников (например, профсоюза).

В вышеперечисленных случаях внеплановая оценка проводится в течение полугода с момента наступления любого из них. При этом, порядок проведения ничем не отличается от планового.

Исключение составляет ввод в использование вновь организуемых рабочих мест, а также изменение технологического процесса и замена используемого оборудования – в этих ситуациях на внеплановую оценку дается 12 месяцев.

Кто обязан пройти спецоценку, а кто может ее не проходить

Работодатель должен понимать, что оценка должна проводиться для всех рабочих мест. Данное требование не зависит от того, ИП это или юридическое лицо, от выбора системы налогообложения и количества работников в штате.

Кроме того, спецоценку проходят даже те рабочие места, на которых нет потенциальных источников опасности.

Однако, есть несколько случаев, при которых прохождение спецоценки необязательно. Они перечислены в п.3 статье 3 ФЗ №426.

Среди них:

  • Рабочие места работников, выполняющих свои обязанности из дома;
  • Рабочие места сотрудников, работающих дистанционно;
  • Рабочие места тех сотрудников, которые заняты у физических лиц (при условии, что физическое лицо, нанимающее их, не является индивидуальным предпринимателем).

Порядок проведения СОУТ на предприятии, оформляемые при этом документы

Специальная оценка условий труда включает 4 основных этапа:

  1. Определение круга потенциально вредных или опасных факторов, которые относятся к производственной среде и трудовому процессу. Проводится сопоставление тех факторов, которые присущи рабочему место, с теми, которые указаны в классификаторе. После этого принимается решение о том, нужно ли проводить исследование (измерение) выявленных потенциально вредных факторов.
  2. Проведение исследований и измерений выявленных факторов. Оно осуществляется в лаборатории организации, которая проводит СОУТ.
  3. Отнесение выявленных условий труда в компании к различным классам условий труда (либо подклассам). Это зависит от степени отклонения фактических показателей по рабочим местам в фирме от установленных гигиенических и других нормативов.
  4. Подготовка отчета о СОУТ условий труда.

После утверждения отчета производятся следующие шаги:

  1. Ознакомления сотрудников с результатами оценки;
  2. Размещение данных на сайте организации;
  3. Составление декларации по специальной форме соответствия условий труда и направление ее в инспекцию труда;
  4. Утверждение плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах;
  5. Установление гарантий и компенсаций.

Сроки и стоимость

Стоимость проведения спецоценки рабочих мест серьезно зависит от класса опасности. Так, большинство организации предлагают следующие тарифы:

  • Оценка рабочего места без вредных факторов – около 500 рублей;
  • Оценка места с некоторыми вредными факторами – от 900 рублей;
  • Оценка рабочего места 1 категории при условии анализа не более, чем 5 факторов – от 1800 рублей;
  • Проведение оценки места 2 категории (до 5 факторов для анализа) – 2500 рублей и т.д.

Зачастую компании устанавливают минимальную стоимость процедуры прохождения оценки (например, для Москвы порог может находиться в районе 15-20 тысяч рублей).

Также компании предлагают ряд дополнительных услуг (измерение уровня шума, оценка напряженности процесса, оценка степени тяжести труда) за отдельную плату – их стоимость варьируется в пределах от 250 до 1000 рублей за одно рабочее место.

Возможные штрафы и другие санкции

Административные нарушения за отсутствие проведения спецоценки были скорректированы в 2015 году. Так, среди возможных вариантов штрафов можно выделить:

  • Для ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц – от 60 до 80 тысяч рублей;
  • Для ИП в случае повторного нарушения – до 40 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц в случае повторного нарушения – до 200 тысяч рублей.

При этом, в случае повторного нарушения инспекция может потребовать приостановки деятельности на 90 дней (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей).

В случае, если штрафуется должностное лицо, при первом нарушении оно может обойтись письменным предупреждением, либо штрафом до 10 тысяч рублей.

В случае же повторного нарушения наказание будет значительно строже – штраф до 40 тысяч рублей и возможное отстранение от дел на 1-3 года.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные положения и изменения 2017 года, касающиеся прохождения СОУТ.

Ее проведение является важной процедурой для каждой организации и ИП. Нарушение законодательства в этой сфере грозит штрафами и приостановлением деятельности, поэтому следует внимательно соблюдать все положения, указанные в законах РФ.

Предлагаем вашему вниманию актуальное видео по теме статьи о том как происходит процедура СОУТ на рабочих местах, правилах проведения и законодательной основе.

Источник: http://ZnayDelo.ru/personal/pravo/attestaciya-rabochix-mest-v-2017.html

Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.Законодательство РФ допускает проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда.

Специальная оценка условий труда таких рабочих мест должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

Специальную оценку условий труда должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.
Не обязаны проводить специальную оценку условий труда только работодатели ‒ физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников.
Исключение составляют рабочие места:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей ‒ физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • роизошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем должна быть образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Число членов комиссии должно быть нечетным.В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию включаются работодатель ‒ индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссией должен быть утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.  Комиссией должен быть составлен график проведения специальной оценки условий труда
График утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании гражданско-правового договора. 
В связи с проведением специальной оценки условий труда работник вправе:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Специальная оценка условий труда направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника.
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные,
  • допустимые,
  • вредные,
  • опасные.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:
1) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, например:

  • сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными;
  • повысить размер оплаты труда;
  • предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда отнесены к вредным 2-4-й степени или опасным (не менее 7 дней);

2) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;3) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты;

4) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников, например:

  • привести уровень естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
  • снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда.Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Данный документ прилагается к отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.  Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Источник: http://primtrud.ru/content/obyazannosti-rabotodatelya-v-sfere-provedeniya-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda.html

Добавить комментарий