Для чего нужна экспедиторская расписка?

Содержание

Экспедиторская расписка. Образец и бланк 2018 года

Для чего нужна экспедиторская расписка? - Народный СоветникЪ

Оформление экспедиторской расписки происходит в случаях привлечения предприятием сторонней транспортировочной компании для перевозки товарно-материальных ценностей.

Данный документ входит в обязательный комплект экспедиторских документов и является приложением к договору между грузоотправителем или грузополучателем и транспортной организацией.

Он относится к первичной документации и поэтому к его составлению необходимо относится внимательно, соблюдая все установленные для подобного рода бумаг нормы и требования.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк экспедиторской расписки .docСкачать заполненный образец экспедиторской расписки .doc

Зачем нужен данный документ

Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным.

Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п.

Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.

Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.

Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.

Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.

Как составить экспедиторскую расписку

На сегодняшний день экспедиторская расписка не имеет строго установленного образца, поэтому она может составляться в произвольной форме или на основе разработанного внутри предприятия шаблона (который должен быть утвержден в учетной политике фирмы). Некоторый организации по старинке предпочитают использовать ранее обязательный к применению бланк документа, поскольку он содержит в себе все необходимые сведения.

В расписку должна быть включена информация о:

  • предприятии-грузоотправителе,
  • получателе груза,
  • персональные данные экспедитора (его фамилия-имя-отчество),
  • дата и номер составления документа,
  • некоторые сведения о грузе (вес, упаковка, количество занимаемых мест, и т.п. параметры).

Расписка практически аналогична другому транспортному документу, сопровождающему груз – поручению экспедитору.

Ошибки, а уж тем более недостоверные или заведомо ложные сведения допускать в документе нельзя, поскольку впоследствии при некоторых обстоятельствах, он может стать юридически значимым документом, востребованным в судебной инстанции. Если случилось оказия и некоторая неточность все же была допущена, лучше не исправлять ее, а создать новый документ.

Как оформить экспедиторскую расписку

Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.

Расписка составляется в двух экземплярах:

  • один из которых передается на руки клиенту компании,
  • а второй остается у экспедитора.

В некоторых случаях при необходимости могут быть сделаны дополнительные копии, которые также должны быть подписаны экспедитором. Следует отметить то, что после того, как груз будет доставлен до адресата, расписка не возвращается экспедитору, а остается на руках клиента (для такого рода бумаг есть даже специальный термин «необоротный документ»).

Образец составления экспедиторской расписки

  1. Вначале указывается дата написания расписки (она должна соответствовать непосредственно дате приема груза).
  2. Далее документу присваивается номер (по внутреннему документообороту транспортной компании).

  3. После этого в бланк вписываются сведения о грузоотправителе:
    • его полное наименование,
    • точный фактический адрес (по которому должен быть доставлен товар),
    • телефон.
  4. Затем аналогичным образом вносятся сведения о грузополучателе.

  5. Персональная информация об экспедиторе может включать в себя только его фамилию и инициалы, но при необходимости в документ можно вписать и его паспортные данные.

  6. Следующее, что нужно внести в бланк:
    • страну происхождения груза,
    • его опознавательный номер или многозначный товарный код (в целях предъявления при различного рода транспортных досмотрах),
    • сведения о маркировке (проще говоря, правилах и условиях перевозки товара – обычно указывается в виде символов, голографических значков и иных коротких обозначений прямо на упаковке).
  7. Ниже следует указать вид упаковки (картонная коробка, мешок, бочка, банки и т.п.), а также количество занимаемых мест.
  8. Затем в расписке пишется вес груза брутто и нетто (т.е. с упаковкой и без) и вносятся сведения об объеме, размере груза и его полной стоимости (в соответствии с платежками).
  9. В «Условиях» прописываются обязательства экспедитора по обеспечению сохранности груза в момент транспортировки. В случае каких-либо дополнительных данных они вносятся в последнюю строку «Особые условия», но только при взаимном согласии сторон.

  10. В завершение расписка должна быть подписана экспедитором (обязательно с расшифровкой автографа). Заверять печатью расписку не обязательно.

Источник: https://assistentus.ru/forma/ekspeditorskaya-raspiska/

Экспедиторская расписка — особенности и правила оформления

Экспедиторская расписка — особенности и правила оформления

Довольно часто встречаются случаи, когда какая-либо организация должна доставить груз или материалы до определённого пункта назначения, но собственного транспорта она не имеет. В таком случае прибегают к помощи экспедитора. Экспедиторские компании — это те компании, которые занимаются перевозкой  из одного места в другое.

При таком виде сотрудничества составляется пакет бумаг, который содержит все условия такой перевозки. Одним из основополагающих  документов, оформляемых при перевозке является экспедиторская расписка. К её оформлению и составлению нужно отнестись с особой внимательностью.

Особенности

Особенностью данной расписки является то, что она свидетельствует о временной передаче прав на объект перевозки экспедиционным компаниям.

Также в экспедиторской расписке не содержится информация о сумме или о других условиях перевозки.

В ней есть сведения об участниках данной транспортировки товара, а также все основные характеристики самого перевозимого товара, а именно: вес, габариты, упаковка, стоимость самого груза.

Ещё одной особенностью является то, что данный документ нужен всем трем сторонам такой сделки: грузоотправителю, грузополучателю и экспедитора.

Что это такое?

Экспедиторская расписка — это документ, который составляется при передаче груза  отправителем экспедитору. Данная бумага обязателен к оформлению, так как он является частью договора перевозки.  Заполняется экспедитором и является доказательством того, что экспедитор принял груз для дальнейшего его перемещения.

Она же является доказательством того, что экспедитор временно является владельцем перевозимого груза до его передачи указанному в расписке адресату-получателю.

Для чего нужна?

Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора.

Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство.

Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.

Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.

После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.

Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.

Кто оформляет и обязательно или нет?

Из названия экспедиторской расписки уже становится понятно, что её оформляет экспедитор. Оформлять он её должен в момент передачи ему груза. Клиент при этом должен оплатить счёт на перевозку. Так как она включает в себя сведения об объекте перевозки, то отправитель предоставляет их ответственному за транспортировку.

Для учёта расходов по налогу на прибыль нужен пакет бумаг по транспортировке, в их числе расписка, то есть, другими словами, документ подтверждающий, что ответственным за транспортировку был принят груз. Таким образом, расписка является обязательным документом для целей бухгалтерского и налогового учёта.

Заменяет ли транспортную накладную?

Для того, чтобы понять взаимозаменяемы ли такие документы, рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация — если экспедитор подписывает договор с компанией, специализирующейся на транспортировке, то ему необходима накладная на товар. Но её составление не отменяет тот факт, что необходимо заполнить и расписку.

То есть складывается такая картина: отправитель передаёт груз экспедитору при этом составляется расписка, что груз получен экспедитором. Чисто теоретически в этот период времени и в период транспортировки груз принадлежит ему.

Далее отправление передаётся транспортной компании, а та, в свою очередь, заполняет транспортную накладную и отдаёт её экспедитору.

Вторая ситуация: если экспедитор отвозит груз сам. В такой ситуации транспортная накладная не требуется.

Но в любом случае, расписка не заменяет накладную, это два разных документа и оформляются они по-разному, и предназначены для разных целей и учитываются в бухгалтерском учёте по-разному.

Помимо этого, фирмы, оказывающие услуги по транспортировки грузов, обязаны заполнять бланки путевых листов.

Правила составления

Форма  не утверждена законодательством, поэтому может заполняться произвольно в соответствии с правилами делопроизводства организации. Многие компании пользуются старым бланком, поскольку в нем содержится вся необходимая для  заполнения информация.

 Документ должен содержать следующие данные:

  • о клиенте-грузоотправителе;
  •  о клиенте-грузополучателе;
  •  экспедиторе;
  • дату и порядковый номер экспедиторской расписки;
  • информацию о самом грузе;
  • указывается количество грузовых мест.

Допускать помарок, ошибок нельзя. Тем более категорически запрещено указывать ложную информацию, так как в некоторых ситуациях этот документ может иметь юридическую значимость.

Если вдруг где — то допущена ошибка не следует её исправлять, а надо заполнить заново.
Расписку можно написать как от руки, так и напечатать. Это можно сделать на бланке организации либо на простом чистом листе бумаги.

При этом она обязательно должна содержать подпись экспедитора. Как правило, составляется она в двух экземплярах (один для экспедитора, второй для отправителя). Но бывают случаи, когда необходимо большее количество копий. При этом каждая должна содержать подпись составителя.

Бланк-форма экспедиторской расписки

Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция

  1. Обязательно нужно поставить текущую дату написания расписки, соответствующую дате приёма груза. Далее ставится номер этого документа в соответствии с нумерацией документооборота фирмы.
  2. После пишутся сведения об отправителе, которые включают в себя наименование, адрес и телефон.

  3. Затем такие же данные пишутся о получателе.
  4. И указывается информация об экспедиторе. Это может быть просто его фамилия, имя, отчество либо дополнительно можно указать данные паспорта.

  5. Основной блок содержит сведения о самом грузе: страна происхождения, его индивидуальный номер или штрих-код, правила и условия перевозки товара, или так называемая маркировка. Она представлена символами, значка и специальными обозначениями.
  6. Затем необходимо отметить категорию тары.

    Это могут быть банки, пакеты, мешки, коробки пластмассовые либо из картона, и количество мест, занимаемых ими. Также обязательно указать вес товара с коробкой и без, размер всех основных параметров и стоимость по чекам.

  7. Затем указываются условия приёма и условия услуг между клиентом и экспедитором, а именно обязательства экспедитора по приему — передаче, обеспечивающего сохранность груза в период перевозки.
  8. В конце и бумага подписывается экспедитором с расшифровкой подписи. Печать ставится по желанию и возможностям.

Образец экспедиторской расписки

Советы юристов

Как уже был до выше написано, расписка очень важна не только для клиента, но и для самого экспедитора. Её значимость для него определяется тем, что этот документ необходим для принятия в бухгалтерском учёте расходов по договору на счёте товарно-материальных ценностей. Именно поэтому нужно правильно, без помарок и ошибок, а тем более неточностей, заполнить бланк.

Но при этом, важно знать, что расписка не подтверждает расходов на перевозку, так как не содержит информации за период перевозки. В ней есть данные только о грузе, получателе и отправителе. Счёт на оплату выставляется и оплачивается отдельно. Поэтому для подтверждения именно расходов на перевозку нужна транспортная накладная.

Также как и экспедитору, отправителю и получателю тоже важен весь пакет бумаг на перевозку для воды бухгалтерского учёта и налогообложения.

Компаниям по транспортировке документы нужны для подтверждения право использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Отправителю и получателю для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в части расходов на перевозку товара по договорам.

Таким образом, данная расписка очень важный документ для всех участников транспортировки груза. Он нужен для целей бухгалтерского и налогового учёта, а также для ответственности экспедитора перед клиентами.

Поэтому заполнению и оформлению эту расписки нужно уделить особое внимание и точность.

Чтобы потом в случае каких — либо неприятных ситуаций, была бумага, подтверждающая именно сам приём груза транспортирующей компанией.

Задайте вопрос страховому юристу и решите свою проблему!

Источник: https://oraspiske.ru/vidi/ekspeditorskaya-raspiska

Экспедиторская расписка

Экспедиторская расписка

Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Однако начнем, как положено, с начала.

Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным».

В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом.

Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе.

Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п.

5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г.

«Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23).

Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.

Обычные дела

Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции.

На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд.

Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции.

Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к.

представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).

Распишитесь…

Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки).

Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза.

Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений.

И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю).

Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон).

Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто).

Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.

Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза.

Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств».

Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать.

Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г.

по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Вниманию бухгалтеров

Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю.

Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза.

(Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.

) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Источник: http://www.raschet.ru/articles/56/4110/

Экспедиторская расписка – правила составления и ответственность сторон!

Экспедиторская расписка - правила составления и ответственность сторон!

Многие компании нуждаются в доставке каких-то материалов или продукции к месту назначения, однако не у каждой есть собственный транспорт. И при оформлении договоров, касающихся транспортировки, нередко возникают различные неточности и нарушения. Но обо всем по порядку.

Пример экспедиторской расписки

Согласно контракту транспортной экспедиции, в обязанности самого перевозчика входит выполнение указанных в этом документе услуг (за счет отправителя или получателя груза).

И если договор не разовый, то в нем обязательно должны содержаться отсылки к приложениям, составляемым для каждой новой перевозки, и оговорки, что все они, то есть приложения – это неотъемлемые части документа. Но в некоторых случаях такая оговорка не требуется вовсе, т. к.

факт неотъемлемости ряда договорных приложений предусмотрен законодательством.

Именно таким образом обстоят дела с экспедиторским поручением, где указывается список услуг и условия их выполнения посредством складской расписки, которая, в свою очередь, говорит о том, что экспедитор принял у отправителя груз на временное хранение, а еще с экспедиторской распиской (подтверждено постановлением №554 от сентября 2006-го года). Иными словами, благодаря этой расписке экспедитор получает право на временное владение грузом.

Важно! Все эти документы обязательны как для компании-экспедитора, так и для ее клиента. А если одно из этих «приложений» по той или иной причине будет отсутствовать, то отправитель груза может столкнуться с серьезными трудностями при восстановлении справедливости.

О необходимости экспедиторской расписки

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Чтобы лучше понять, насколько важна описываемая в статье расписка, приведем в качестве примера типичную ситуацию.

Пример.

Получатель груза обратился к экспедитору, чтобы тот выполнил транспортировку от его имени. Был оформлен соответствующий контракт, на основании которого исполнителю выдали:

  • товаротранспортную накладную;
  • доверенность.

Но все случилось не так, как изначально планировалось – определенная часть груза была утеряна. Стороны некоторое время безрезультатно переписывались, после чего получатель обратился в суд. Он потребовал, чтобы с экспедитора взыскали стоимость потерянного груза, но спор ему так и не удалось выиграть, причем ни в одной из инстанций.

Причина проста: получатель груза не смог предоставить суду экспедиторскую расписку, а значит, формально никаких договорных обязательств между фирмами не было вовсе.

Как видим, из-за отсутствия расписки, которая должна обязательно прилагаться к договору, нельзя добиться возмещения стоимости потерянного груза, поскольку никаких обязательств по контракту с юридической точки зрения в таком случае быть не может.

Что подтверждает расписка?

Итак, экспедитор выдает расписку после того, как получит груз, подтверждая тем самым сам факт передачи. Кроме того, экспедитор получает право владеть грузом на время его транспортировки. Выдача этого документа подтверждает как минимум четыре важных момента.

  1. Отправка уже состоялась, а экспедиторская фирма ответственна за выполнение своих транспортных обязательств.
  2. Упаковка груза или тара, в котором он находится, в нормальном состоянии.

  3. документа полностью согласовано с инструкциями, которые были переданы экспедитору, иными словами, отсутствуют любые разночтения.

  4. Условия, указанные в транспортной документации, не противоречат тем обязательствам, которые взяла на себя экспедиторская фирма.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Основные требования к документу

Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).

Важно! Расписка – это вовсе не оборотный документ, то есть ее не нужно возвращать после того, как груз будет доставлен.

К бланку документа предъявляются следующие требования:

  • он должен быть распечатан на листах формата А4;
  • при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
  • заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
  • никаких ошибок там быть не должно.

Практически все поля рассчитаны на описание груза. Здесь они практически те же, что и в поручении экспедитору – упомянутом выше транспортном документе.

Но одного поля в поручении нет – речь идет о пункте «Условия». Здесь, как можно судить из названия, указываются условия, на которых экспедитор принимает груз, а также его обязательства как доставщика.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

При желании ниже можно проставить особые отметки, например, любые дополнительные сведения о:

  • ценностях;
  • сохранности транспортируемого груза;
  • особом способе перевозки;
  • безопасности окружающей среды и проч.

После заполнения бланк подписывается самим экспедитором или, как вариант, его уполномоченным представителем.

Экспедиторская расписка. Файл для скачивания.

Экспедиторская расписка

Инструкция по заполнению бланка экспедиторской расписки

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Бланк состоит из 16-ти полей. Рассмотрим, что следует указывать в каждом из них.

Поле №1. Здесь необходимо указать дату составления документа.

Поле №2. В нем следует проставить номер расписки.

Поле №3. Вносятся сведения об отправителе груза: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Бланк экспедиторской расписки

Поле №4. Указываются сведения о получателе (клиента): полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №5. Вносится информация об экспедиторе: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №6. Здесь необходимо указать название государства, в котором был изготовлен подлежащий транспортировке груз.

Поле №7. В следующей графе экспедитор указывает товарный код транспортируемого груза, требуемый для статистики и таможни, а также непосредственно для транспортных нужд.

Поле №8. Вносится маркировка перевозимого груза согласно действующему законодательству России.

Поле №9. Далее необходимо указать точное кол-во грузовых мест, а также конкретный тип упаковки.

Поле №10. Вносятся сведения о массе груза нетто и брутто (то есть без упаковки и с ней).

Поле №11. В этом поле указывается точный объем груза.

Поле №12. Здесь экспедитор указывает стоимость груза (согласно платежной документации).

Поле №13. Обозначаются размеры и масса отдельной упаковки.

Поле №14. Обозначаются условия, при которых состоится прием груза, а также обязательства экспедитора перед клиентом.

Поле №15. Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.

Поле №16. Экспедитор или уполномоченный представитель указывать в этой графе ФИО и ставит подпись.

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Стоит отметить, что если не будут соблюдены установленные законодательством формы документа, это формально будет значить отсутствие расписки как таковой. А значит, никаких договорных обязательств с юридической точки зрения нет, поэтому если недовольный клиент, к примеру, обратится в суд, то ему, по всей видимости, можно даже не рассчитывать на положительное для себя решение.

Бухгалтерская сторона вопроса

Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.

Важно! Расписка не подтверждает расходов клиента, т. к. в ней не указывается стоимость оказываемых экспедитором услуг, а лишь то, сколько стоит груз.

Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом.

Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки.

Гражданский кодекс РФ.

Часть 2. Статьи 805 и 806

– Ответственность экспедитора в случае повреждения или потери груза

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://law-world.ru/yuridicheskaya-praktika/dolgovye-raspiski/ekspeditorskaya-raspiska.html

Порядок оформления экспедиторских документов

Соответствие фактически оформленных документов требованиям действующего законодательства необходимо для подтверждения расходов на перевозку для целей налогообложения прибыли.

АННА РЫМАРЕВА, аудитор ООО «Ассистанс Аудит»

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности и договором транспортной экспедиции.

Права и обязанности экспедитора в основном сводятся к тому, чтобы принять груз от клиента, заключить с перевозчиком договор перевозки от своего имени или от имени клиента, обеспечить получение груза от последнего перевозчика в пункте назначения, обеспечить доставку груза получателю.

Если экспедитор доставляет груз своим транспортом, то обязанность заключения договора с перевозчиком у него отсутствует.

Вместе с тем экспедитор может принять на себя и целый ряд других обязанностей, в частности: временное хранение груза; его сортировку и упаковку; погрузочно-разгрузочные операции; оформление перевозочных документов; осуществление контроля за движением груза и предоставление соответствующей информации клиенту; предъявление претензий и исков перевозчику и т. п.

Документооборот

Рассмотрим вопросы, связанные с надлежащим оформлением документов при организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом.

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Однако до недавнего времени не было точно определено, какими именно документами подтверждается факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции.

Но с 25 апреля 2008 года вступил в силу Приказ Минтранса РФ от 11.02.08 №23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов». Этот Приказ устанавливает обязательные для оформления документы, что не исключает возможности оформления дополнительной документации согласно договору между экспедитором и клиентом.

Такая возможность предусмотрена п. 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Законодательно установлено всего три обязательных для оформления документа:

• поручение экспедитору;

• экспедиторская расписка;

• складская расписка.

Поручение экспедитору как уже ясно из названия документа, этот документ заполняется клиентом и определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно – экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции.

Он может составляться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.

Поручение экспедитору составляется в двух экземплярах, оригинал остается у экспедитора.

Экспедиторская расписка — заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Должна составляться в двух экземплярах.

Складская расписка — подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Также составляется в двух экземплярах экспедитором, с вручением оригинала клиенту.

При этом предъявляются жесткие требования к оформлению этих документов: размер шрифта должен быть №14, формат бумаги — А4, название документа — расположено по центру и напечатано прописными буквами полужирным шрифтом 16-го размера.

Таким образом, на первый взгляд, документооборот при оказании экспедиторских услуг достаточно прост: заключение договора, оформление поручения экспедитору, составление экспедиторской расписки при приеме груза и складской расписки при необходимости принятия груза экспедитором на складское хранение.

Однако бухгалтера соответствие фактически оформленных документов требованиям действующего законодательства волнует еще и с точки зрения документального подтверждения и обоснованности расходов на перевозку для целей налогообложения прибыли.

В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Такие договоры имеют двойственную природу и могут рассматриваться как:

• разновидность договора оказания услуг:

исполнитель выполняет услуги, связанные с перевозкой;

• посреднический договор: исполнитель организует выполнение услуг, связанных с перевозкой.

Источник: http://digest.wizardsoft.ru/consultation/consult-juridical/poryadok-oformleniya-ekspeditorskikh-dokumentov

Унифицированные формы экспедиторских документов

Порядок разработан в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 июня 2003 г.

N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554.

Он устанавливает формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения, учитывая особенности при перевозке грузов разными видами транспорта.

Следовательно, с момента вступления документа в силу самостоятельно разработанные транспортными компаниями формы применяться не могут.

Понятия, используемые в Порядке:

транспортно-экспедиционные услуги – услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

экспедитор – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

клиент – лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

договор транспортной экспедиции – гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

груз – любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

грузоотправитель – лицо, предъявившее груз к перевозке;

грузополучатель – лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

Это важно! Порядок обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.

Требования, предусмотренные Порядком, не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

К экспедиторским документам относятся:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в Порядке.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Бланк “Поручение экспедитору”

Заполнение бланка “Поручение экспедитору” возлагается на клиентов. Заполненный клиентом бланк “Поручение экспедитору” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Бланк “Поручение экспедитору” может заполняться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.

Изготовление бланка “Поручение экспедитору” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

Это важно! Бланк “Поручение экспедитору” печатается на стандартных листах бумаги формата A4 шрифтом размером N 14. Бланк “Поручение экспедитору” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

Заполнение бланка “Поручение экспедитору” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

Бланк “Поручение экспедитору” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи поручения экспедитору;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный поручению экспедитора клиентом;

строка 3 “Грузоотправитель” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Клиент” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Грузополучатель” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 6 “Экспедитор” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 7 “Уведомить сторону о прибытии груза” – указывается отметка о необходимости уведомления грузоотправителя или клиента о прибытии груза (заполняется также в случае, если имеется необходимость известить о прибытии груза иное лицо, кроме грузополучателя, при этом указывается его фирменное наименование и местонахождение);

строка 8 “Страна происхождения груза” – указывается название страны, где был произведет груз;

строка 9 “Грузы, готовые к отправке, место, дата” – указывается наименование груза, точный адрес его нахождения, а также дата готовности груза к отгрузке;

строка 10 “Вид транспорта” – указывается вид транспорта, на котором предполагается осуществить перевозку груза;

строка 11 “Пункт назначения” – указывается адрес (пункт) доставки груза;

строка 12 “Страхование” – указывается номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению клиента);

строка 13 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 14 “Маркировка” – указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 15 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 16 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 17 “Объем” – указывается объем груза;

строка 18 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами (заполняется по усмотрению клиента);

строка 19 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 20 “Требуемые документы” – указывается перечень документов, приложенных к поручению экспедитора, необходимых для перевозки груза;

строка 21 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 22 “Подпись клиента” – проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) поручения экспедитору, является обязательным.

В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

Бланк “Поручение экспедитору” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается экспедитору).

Бланк “Экспедиторская расписка”

Заполнение бланка “Экспедиторская расписка” возлагается на экспедитора.

Заполненный экспедитором бланк “Экспедиторская расписка” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Изготовление бланка “Экспедиторская расписка” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

Бланк “Экспедиторская расписка” печатается на стандартных листах бумаги формата A4 шрифтом размером N 14. Бланк “Экспедиторская расписка” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

Заполнение бланка “Экспедиторская расписка” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

Бланк “Экспедиторская расписка” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи экспедиторской расписки;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный экспедиторской расписке экспедитором;

строка 3 “Грузоотправитель” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Клиент” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Экспедитор” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 6 “Страна происхождения товара” – указывается название страны, где был произведен груз;

строка 7 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 8 “Маркировка” – указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 9 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 10 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 11 “Объем” – указывается объем груза;

строка 12 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;

строка 13 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 14 “Условия” – указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора;

строка 15 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 16 “Подпись экспедитора” – проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с ее расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) экспедиторской расписки, является обязательным.

В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

Бланк “Экспедиторская расписка” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

Бланк “Складская расписка”

Заполнение бланка “Складская расписка” возлагается на экспедитора.

Заполненный экспедитором бланк “Складская расписка” должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Изготовление бланка “Складская расписка” осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники.

Бланк “Складская расписка” печатается на стандартных листах бумаги формата A4 шрифтом размером N 14. Бланк “Складская расписка” имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером N 16.

Заполнение бланка “Складская расписка” осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются.

Бланк “Складская расписка” содержит следующие строки:

строка 1 “Дата” – указывается дата выдачи складской расписки;

строка 2 “Номер” – указывается номер, присвоенный складской расписке экспедитором;

строка 3 “Клиент” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 “Экспедитор” – указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 “Склад” – указывается местонахождение склада, на который помещается груз для хранения;

строка 6 “Страна происхождения товара” – указывается название страны, где был произведен груз;

строка 7 “Страхование” – указывается номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению экспедитора);

строка 8 “Товарный код” – указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 9 “Маркировка” – указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 10 “Количество мест, вид упаковки” – указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 11 “Вес брутто, нетто” – указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 12 “Объем” – указывается объем груза;

строка 13 “Стоимость” – указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами (заполняется по усмотрению экспедитора);

строка 14 “Размер упаковки” – указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 15 “Условия” – указываются условия приема груза экспедитором на хранение;

строка 16 “Особые отметки” – указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 17 “Подпись экспедитора” – проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

Заполнение строк, в которых предусматривается информация о сторонах складской расписки, является обязательным.

В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.

Бланк “Складская расписка” заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

***

Источник: http://www.pravowed.ru/topnews/expedit_documenty.html

Добавить комментарий