Договор перевозки воздушным транспортом

Договор воздушной перевозки пассажира – и багажа, условия, прекращение

Перевозки пассажиров самолетами, так же как и перевозки иными видами транспортных средств, производятся на основании договора. Документ включает в себя основные условия предоставления услуги, права и обязанности сторон, виды и формы ответственности за несоблюдение правил и условий.

Виды

Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа является:

  • публичным. На всех потребителей услуги распространяются одинаковые условия, определенные авиакомпанией, осуществляющей доставку людей и багажа;

Предложенные условия не могут изменяться в зависимости от каких-либо отличительных признаков пассажиров.

  • двухсторонним. Для каждой из сторон договора определены свои права и обязанности, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность;
  • консенсуальным. Договор заключается на условиях, достигнутых в ходе переговоров сторон, и не требует дополнений;
  • возмездным. Одна сторона – перевозчик обязана предоставить услугу в соответствии с условиями договора, а вторая сторона – пассажир оплатить оказанную услугу.

Договор авиаперевозки может быть:

  • внутренним;
  • международным.

Основное отличие между документами состоит в пунктах доставки пассажиров, которые в первой ситуации располагаются на территории одной страны, а во втором случае – на территории различных государств.

Внутренние перевозки

Внутренние авиаперевозки пассажиров и принадлежащего им багажа осуществляется авиакомпаниями, зарегистрированными на территории России, и производятся на основании законодательных актов РФ.

Российскими правилами авиаперевозок предусмотрено:

  • необходимость лицензирования деятельности авиакомпаний;
  • возможность использования самолетов, как для доставки пассажиров, так и для доставки грузов;
  • особенности предоставления услуги для отдельных категорий граждан. Например, дети в возрасте до 2-х лет могут перевозиться бесплатно;
  • наличие регулярных и чартерных (заказных) рейсов. Регулярные рейсы отправляются по расписанию, составленному сотрудниками аэропорта, а чартерные рейсы осуществляются по предварительному заказу и заключенному договору фрахтования;
  • наличие ограничений по техническому состоянию самолетов;
  • наличие ограничений по квалификации пилотов и так далее.

Международные перелёты

Международные авиаперевозки могут осуществляться:

  • из одного государства в другое с посадками на территории третьих стран;
  • по территории одного государства, но с посадками в иных странах.

Основной особенностью предоставления услуг по международным перевозкам является необходимость соблюдения авиационных правил не только страны отправления, но и государства, где расположен пункт назначения.

При пересечении границ государств необходимо пройти таможенный контроль. При прохождении контроля следует учитывать, что в каждой отдельной стране есть свои списки товаров, которые запрещены к ввозу.

В большинство государств нельзя ввозить:

  • оружие и боеприпасы;
  • взрывчатые вещества;
  • опасные химические препараты;
  • наркотические вещества;
  • любые порнографические материалы.

Какими законами регулируется

Внутренние и международные перевозки воздушными судами регулируются как внутренними, так и международными законодательными актами.

К основным нормативным документам относятся:

Все документы направлены на обеспечение максимальной безопасности полетов над территориями различных стран и регламентируют:

  • технические данные воздушных судов, допускаемых к осуществлению полетов;
  • квалификацию пилотов международных рейсов;
  • правила посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • правила доставки багажа и различных грузов;
  • ответственность сторон, которая наступает при несоблюдении условий договора.

Между кем заключается

Договор на перевозку людей воздушными транспортными средствами заключается между:

  • компанией, предоставляющей услуги по авиаперевозкам и имеющей лицензию — разрешение;
  • физическим лицом, являющимся пассажиром.

В случае выполнения чартерных рейсов заказчиком авиаперевозки может выступать любое юридическое лицо, например, туристическая компания, занимающаяся организацией отдыха физических лиц. В этой ситуации к договору требуется приложить список всех пассажиров.

Удостоверяется ли договор воздушной перевозки пассажира иными документами?

Доказательством заключения договора перевозки самолетом служит билет и багажная квитанция.

В билете должно быть указано:

  • серия и номер документа;
  • название организации – перевозчика;
  • дата отправления и прибытия;
  • время отправления;
  • номер рейса, выполняемого авиакомпанией;
  • ФИО пассажира;
  • информация о тарифе, применяемом для расчета стоимости билета;
  • полная стоимость билета.

В багажной квитанции указывается:

  • порядковый номер документа;
  • номер рейса, которым планируется осуществить доставку;
  • ФИО получателя и отправителя;
  • дата и время отправки багажа;
  • дата и время прибытия багажа;
  • описание багажа;
  • ценность. Определение ценности является дополнительной услугой и предоставляется за отдельную плату.

Оформление билета и договора на перевозку осуществляется после предварительного бронирования, которое можно осуществить:

  • в любом представительстве компании – перевозчика;
  • в сторонних организациях, сотрудничающих с перевозчиком;
  • в электронных терминалах;
  • через интернет ресурсы.

Оплата пассажирского билета и провоза багажа рассчитывается на основании тарифов, утвержденных правлением организации, предоставляющей услугу.

Если осуществляется международная авиаперевозка, то стоимость билета дополнительно определяется международными соглашениями.

Образец

Образец договора, заключаемого между авиакомпанией и пассажиром можно найти по ссылке.

Основные условия договора воздушной перевозки пассажира и багажа

Основными условиями договора являются:

  • предмет договора – доставка пассажира и принадлежащего ему багажа самолетом в пункт назначения. Важно указать не только время и дату отправки воздушного судна, но и дату, включая время прибытия транспортного средства в указанное место;
  • стоимость предоставляемых услуг. Тарифы, на основании которых производился расчет цены билета и доставки багажа;
  • порядок предоставления услуги, включая перечень основных и дополнительных опций: доставка к (от) самолету, обслуживание в аэропорту и самолете и так далее;
  • права и обязанности перевозчика и пассажира;
  • ответственность сторон, наступающая вследствие заключения договора;
  • порядок расторжения документа;
  • порядок рассмотрения споров и жалоб.

В документе, по взаимному согласованию между сторонами могут быть отражены и иные аспекты. Особенно это касается рейсов, выполняемых по предварительному заказу.

Права и обязанности сторон

Договором авиаперевозки регламентируются права и обязанности обеих сторон.

Организация, осуществляющая перевозку, обязана:

  • организовать оформление билетов на рейс;
  • предоставить исправное транспортное средство для перелета;
  • проконтролировать самочувствие пилотов перед вылетом;
  • обеспечить пассажиров всем необходимым в пути следования, в том числе и первой медицинской помощью;
  • своевременно информировать пассажиров о времени отправления, прибытия и ситуации на борту воздушного судна;
  • обеспечить доставку багажа пассажиров в пункт назначения;
  • соблюдать правила безопасности при полете.

Перевозчик имеет право:

  • самостоятельно устанавливать стоимость на свои услуги;
  • не пропускать в самолет пассажиров, нарушающих правила и требования авиакомпании – перевозчика, а так же правил, установленных законодательными актами.

У авиакомпании возникает ответственность в следующих случаях:

  • при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров;
  • при утрате или повреждении багажа;
  • при допуске просрочки в отправлении рейса.

Пассажир обязан:

  • провести предварительное бронирование билетов;
  • оплатить стоимость перевозки до начала перемещения;
  • строго соблюдать правила перевозки и правила пожарной безопасности;
  • не мешать пилотам в управлении транспортным средством.

Любой пассажир может:

  • самостоятельно выбирать авиакомпанию и транспортное средство для получения услуги;
  • провозить детей на льготных условиях;
  • брать в салон самолета ручную кладь, размеры которой соответствуют требованиям.

Пассажир имеет право на получение компенсации, если:

  • в ходе исполнения условий договора причинен вред имуществу человека или здоровью;
  • произошла задержка рейса по вине авиакомпании.

Прекращение действия

Договор авиаперевозки прекращает действие:

  • в случае исполнения услуги;
  • по желанию пассажира;
  • по вине авиакомпании.

Пассажир вправе досрочно расторгнуть договор по любым причинам. Вынужденным считается отказ от перелета, если:

  • произошла отмена запланированного рейса;
  • перевозчиком изменено время отправки или маршрут движения;
  • опоздание на рейс произошло из-за проведения досмотра в аэропорту;
  • пассажир заболел;
  • неправильно оформлен билет;
  • пассажиру предоставляется место в худшем классе, чем указано в билете.

Компания имеет право расторгнуть договор досрочно, если пассажир:

  • нарушает правила, установленные таможенными, паспортными и санитарными службами;
  • отказываться выполнять требования компании;
  • состояние здоровья человека требует определенных правил перевозки;
  • отказывается оплатить услугу или провоз багажа;
  • не соблюдает правила посадки или поведения на борту самолета;
  • в багаже пассажира обнаружены запрещенные для перевозки товары.

В случае расторжения договора по вынужденным причинам компания – перевозчик обязана возместить стоимость билета или предоставить право перелета на другом рейсе.

Договор авиаперевозки является основными документом при получении соответствующей услуги. Несоблюдение основных аспектов договора влечет невозможность перелета пассажиров. За некоторые правонарушения предусмотрены штрафные санкции.

: Консультация юриста. Урок 5. Услуги перевозки пассажиров и багажа

Источник: http://provodim24.ru/dogovor-vozdushnoj-perevozki-passazhira.html

Договор воздушной перевозки пассажиров

В силу углубления в последние годы в РФ рыночных отношений, популяризации внутреннего и внешнего туризма, а также особенностей территориального характера страны особое социально-экономическое значение приобрели перевозки пассажиров, в частности авиаперевозки, выгодно отличающиеся высокой скоростью осуществления перевозки, регулярностью и фактически выступающие единственным средством доставки пассажиров и грузов в некоторые труднодоступные населенные пункты страны.

 Прирост общего количества пассажирских перевозок воздушным транспортом как следствие имеет увеличение числа заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, выступающих основанием возникновения гражданско-правовых отношений между пассажирами и перевозчиком.

Актуальность рассматриваемого вопроса в первую очередь подтверждается возрастающим числом споров, которые, с одной стороны, могут возникать между организацией, представляющей услуги по перевозке, и их клиентами, а также между  авиаперевозчиками, выполняющими перевозки согласно соглашениям кодшеринга и интерлайн-соглашениям между собой, и их пассажирами соответственно.

В последние годы институт перевозки пассажиров воздушным транспортом, в частности такие отдельные его вопросы как, например, гражданско-правовое регулирование ответственности авиаперевозчика, страхование пассажиров и экипажа, особенности лизинга воздушных судов подвергались изучению различными учеными-специалистами гражданского права РФ, однако какого-либо особого изучения институт договора перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил, должного анализа особенностей заключения, изменения и его расторжения до настоящего времени также не проводилось.

Существенный вклад в изучении, теоретическом раскрытии исследуемой проблемы внесли такие видные ученые, специалисты гражданского права и воздушного права РФ как В.В. Витрянский, Е.А. Ефремов, а также С.С. Юрьев, В.В. Залесский, основные идеи и предложения которых будут мною освещены. 

Договорные отношения в сфере воздушной перевозки пассажиров по российскому законодательству

На сегодняшний день базисными нормативными правовыми актами, направленными на регулирование отношений, возникающих в сфере воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации, выступают – Гражданский Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ и Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Договор воздушной перевозки пассажира фактически выступает основанием для формирования системы гражданско-правовых отношений в процессе транспортной перевозки.

ГК РФ содержит нормы о договоре перевозки пассажира, который в действительности также охватывает договор воздушной перевозки пассажиров, который тем самым выступает частным случаем договора перевозки пассажира. Необходимо заметить, что в гл.

40 ГК РФ закреплены лишь наиболее важные, принципиальные положения, направленные на установление системы правового регулирования перевозок пассажиров, багажа и грузов, тогда как специфика деятельности организаций транспорта заключается в зависимости условий перевозки от конкретного вида транспорта, именно поэтому особенности регулирования договора перевозки воздушным транспортом закреплены в специальном отраслевом законодательстве, в частности в ВК РФ.

Тем не менее, недооценивать роль ГК РФ в вопросе регулирования воздушных перевозок пассажиров не стоит, так, гражданское законодательство, во-первых, задает общий вектор развития и функционирования указанной сферы гражданско-правовых отношений, обеспечивая единообразное регулирование сходных по своему существу отношений, во-вторых, значительно расширяет сферу свободного волеизъявления участников договора перевозки, наконец, ГК РФ предусматривает ответственность за нарушения обязательств из договора  воздушной перевозки пассажира. 

 В п.1 ст.

786 ГК РФ содержит легальное определение договора перевозки пассажира, согласно которому перевозчик берет на себя обязанность перевести пассажира (багаж в случае его сдачи пассажиром) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, в случае сдачи багажа также уплатить стоимость провоза багажа. Согласно ГК РФ, заключение такого договора скрепляется билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией, причем форма билета и багажной квитанции устанавливается соответствующими отраслевыми транспортными уставами и кодексами.

Более подробное определение договора воздушной перевозки пассажира  приводится в ст.

103 ВК РФ и раскрывается как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна «в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения»[1] и выдать непосредственно пассажиру или иному управомоченному лицу. Таким образом, данное в ВК РФ определение договора воздушной перевозки пассажира также предусматривает дополнительную обязанность авиаперевозчика предоставить пассажиру место на борту воздушного судна и указать его в билете.

В юридической литературе приводятся различные основания для классификации гражданско-правовых договоров. Так, договор воздушной перевозки пассажиров относится к категории двусторонних (взаимных) договоров, и предусматривает взаимные права и обязанности сторон. Согласно ст.

308 ГК РФ, каждая из сторон по договору воздушной перевозки пассажира признается должником по отношению к другой стороне и обязана сделать в ее пользу (пассажир обязуется оплатить перевозку, перевозчик – перевести до пункта назначения), и в тоже время кредитором и имеет право от нее требовать (пассажир имеет право на перевозку, а перевозчик имеет право на получение оплаты за осуществление перевозки).

В силу наличия встречного удовлетворения, что, согласно ст.423 ГК РФ, предполагает получение каждой из сторон от ее контрагента определенной компенсации или выгоды за исполнение стороной своих обязанностей, договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездный характер рассматриваемого договора заключается в том, что пассажир обязуется оплатить свой проезд.

Одним из оснований для классификации гражданско-правовых договоров также является момент их возникновения, что позволяет разделить договоры на консенсуальные или реальные.

Договор воздушной перевозки пассажира отвечает признакам консенсуального договора, то есть такого договора, который вступает в силу с момента достижения сторонами согласия или фактически с момента получения акцепта, лицом направившим оферту.

Однако, по мнению ряда специалистов гражданского права, договор воздушной перевозки пассажира необходимо относить к числу реальных договоров, в силу того, что, например, время вступления такого договора в силу часто соотносится со времени фактической посадки пассажира на борт воздушного судна. Так, Маковский Ю.Б.

полагает, что «договоры перевозки пассажиров, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, то есть вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку»[2]. Тем не менее, фактическое время заключения договора и действительный срок его вступления в силу могут не совпадать.

По обьекту гражданских прав, выступающих в качестве предмета договора, договор воздушной перевозки пассажиров необходимо признать неимущественным договором. Характер отношений между перевозчиком и пассажиром опредеделяет коммерческий характер рассматриваемого гражданско-правового договора. 

Договор воздушной перевозки пассажиров, безусловно, является договором присоединения.

Условия договора (тарифная сетка, дополнительные сборы, маршрут (посадка судна на пути следования, дозаправка), иные существенные условия договора) устанавливаются непосредственно авиаперевозчиком, пассажир не вправе дополнять или изменять данный договор, но может его заключить, приняв все условия договора. 

Источник: https://zakon.ru/Blogs/dogovor_vozdushnoj_perevozki_passazhirov/41741

1.3. Договор о воздушной перевозке пассажира

Воздушная перевозкаосуществляется на основе заключениядо­говора перевозки пассажира, грузаили почты с перевозчиком.

Перевозчик—это эксплуатант,который имеет лицензию на осу­ществлениевоздушной перевозки пассажиров, багажаили почты.

По договорувоздушной перевозки пассажира перевозчикобя­зуется перевезти пассажиравоздушного судна в пункт назначения спредоставлением ему места на воздушномсудне, совершающем рейс, указанный вбилете, а в случае воздушной перевозкипасса­жиром багажа также доставитьэтот багаж в пункт назначения и выдатьпассажиру или управомоченному наполучение багажа лицу (ст.103 Воздушного кодекса РФ).

Срок доставкипассажира и багажа определяетсяустановлен­ными перевозчикамиправилами воздушных перевозок.

Пассажир воздушногосудна обязан оплатить воздушнуюпере­возку, а при наличии у него багажасверхустановленной перевоз­чикомнормы бесплатного провоза багажа — ипровоз этого багажа.

Каждый договорвоздушной перевозки и его условияудостове­ряются перевозочнымидокументами, которые выдаются перевоз­чикомлибо его агентами. Кперевозочнымдокументам относятся:

пассажирскийбилет (PassengerTicket)— при перевозке пасса­жира. Онпредставляет собой документ, удостоверяющийзаклю­чение договора воздушнойперевозки пассажира и багажа и вклю­чающийбагажную квитанцию;

багажнаяквитанция (BaggageCheck)— часть билета, на кото­ройобозначено число мест и масса сданногобагажа и которая вы­дается перевозчикомкак расписка за багаж, сданный пассажиром;

квитанция платногобагажа (ExcessBaggageTicket)— доку­мент, подтверждающий оплатупровоза багажа сверх нормы бес­платногопровоза или предметов, провоз которыхподлежит обя­зательной оплате, а такжеоплату сборов за объявленную цен­ностьбагажа;

авиагрузоваянакладная (AirWaybill)— документ, подтвержда­ющийконтракт между грузоотправителем Иперевозчиком на перевозкугруза по маршрутам перевозчика. Онаоформляется грузо­отправителем илиего доверенным лицом.

Выполнение условийдоговора на перевозку являетсяобяза­тельным независимо от того,регулярная это перевозка или чар­терная.Следует иметь в виду, что заключениедоговора на пере­возку пассажираподразумевает правила.

1. Времяотправления, указанное в расписании ибилете, не является обязательным условиемдоговора и перевозчиком не га­рантируется.

В целях обеспечения безопасности полетарейс может быть отменен, перенесен илизадержан.

Причиной этих измене­ниймогут служить плохие условия погоды ваэропортах вылета, прилета или остановочныхпунктах, стихийные бедствия, нару­шениесостояния взлетно-посадочной полосы ит. п.

2. Перевозчикоставляет за собой право произвестизамену воз­душного судна, изменитьмаршрут перевозки и пункты посадки,указанные в расписании и билете. Этоправо перевозчика также обоснованообеспечением безопасности пассажировв случае по­ ломки воздушного суднаили возникновения форс-мажорных си­туацийпо маршруту следования.

В любом изперечисленных выше случаев перевозчик,прини­мая во внимание законные интересыпассажиров, обязан:

  • предупредить их об изменении расписания;
  • выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом дру­гого перевозчика;
  • организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке. Если обстоятельства таковы, что пассажир вынужден отказаться от перевозки вследствие изменения расписания, то перевозчик обя­зан вернуть ему денежную сумму за несостоявшуюся перевозку.
  1. Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме.

    При этом следует иметь в виду, что наличие, до­стоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи с чем все претензии, предъявляемые зачастую в таких ситуациях к перевозчику пасса­жиром, являются необоснованными. Перевозчик не несет ника­кой ответственности за оформление таких документов.

  2. Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать оста­новку в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмот­рена посадка. Такая остановка называется «Stopover».

    Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту.

    При этом он может сразу забронировать место на аналогичном рейсе (если точно из­вестна дата продолжения перевозки) или запросить подтвержде­ние места на данном рейсе на желаемую дату.

  3. Такая остановка в пути возможна, если:

  • она разрешена государственными органами той страны, где предполагается это сделать;
  • пассажир заранее заявил перевозчику о своем желании вос­пользоваться этим правом;
  • она сделана в пределах срока действия билета;

– она учтена прирасчете тарифа и оформлена в билете.Еслипри покупке билета пассажир не заявилоб остановке в промежуточном аэропорту,а решил воспользоваться этим пра­вомв процессе перелета, то он может продолжитьполет после возмещения перевозчикуразницы в тарифе, а также потерь в слу­чаезадержки рейса, связанного со снятиемс самолета его бага­жа, который былоформлен до конечного пункта.

Вынужденнаяостановка, обусловленная болезньюпассажира или члена его семьи, следующегос ним на данном рейсе, являет­сяисключением и не требует возмещений.

Следует иметь ввиду, что право на Stopoverраспространяется в основном на перевозки,оформленные по нормальным тарифам. Еслитурист имеет билет, оформленный поспецтарифу, то оста­новки в путиделаются с учетом ограничений или вообщезапре­щаются в соответствии с правиламиприменения данного тарифа.

Пассажиробязан соблюдать все законы, постановления,пра­вила и предписания компетентныхорганов государства, в кото­рое иличерез территорию которого осуществляетсяего перевозка.

Это относится к выполнениютребований спецконтроля, тамо­женных,паспортных, визовых, санитарных и другихформально­стей, а также правил иинструкций перевозчика.

Если государственныеорганы страны обязывают перевозчикавозвратить пассажира в пункт отправленияили какой-либо дру­гой пункт в связис тем, что ему было отказано во въездев страну назначения, трансфера илитранзита, то пассажир или организа­ция,которая его оформляла, обязаны возместитьперевозчику все расходы, возникшие всвязи с этой перевозкой. Пассажирвоздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна (не менее 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного (при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ре­бенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдель­ного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

– бесплатногопользования услугами комнат отдыха,комнат матери и ребенка, а также местомв гостинице при перерыве в воздушнойперевозке по вине перевозчика или привынужденной задержке воздушного суднапри отправке и(или) в полете.

При этом порядокпредоставления пассажирам воздушныхсу­дов услуг и льгот устанавливаетсяфедеральными авиационными правилами.Договор на перевозку может быть расторгнутпо ини­циативеперевозчика или пассажира. Перевозчикможет в односто­роннемпорядке расторгнуть договор воздушнойперевозки пасса­жирав случаях:

  • нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитар­ных и иных установленных законодательством Российской Феде­рации требований в части, касающейся воздушной перевозки; при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими орга­нами государства;
  • отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые фе­деральными авиационными правилами;
  • состояния здоровья пассажира воздушного судна, которое тре­бует особых условий воздушной перевозки либо угрожает без­опасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неус­транимые неудобства для других лиц;
  • отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, масса которого превышает установленные нормы бесплат­ного провоза багажа;
  • отказа пассажира воздушного судна оплатить перевоз следу­ющего с ним ребенка старше 2 лет;
  • нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности по­лета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распо­ряжений командира воздушного судна;
  • наличия в личных вещах пассажира, а также в его багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Если прекращаетсядействие договора о воздушной перевозкепо инициативе перевозчика, то пассажирувозвращается сумма, уплаченнаяза перевозку (за исключением случая,касающегося нару­шенияпассажиром правил поведения на бортувоздушного судна).

Пассажир имеетправо сам отказаться от перевозки ваэропорту или по пути следования. Приэтом он может получить от перевоз­чикаобратно плату за перевозку или занеиспользованную ее часть в размере,предусмотренном правилами применениятарифов.

Отказпассажира от перевозки можетносить вынужденный или добровольныйхарактер. Вынужденныйотказ — этоотказ, обус­ловленный следующимиобстоятельствами:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • невозможность предоставить место на рейсе или класс обслу­живания, указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании;
  • невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;
  • замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
  • болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздуш­ном судне члена семьи;
  • неправильное оформление перевозчиком проездных докумен­тов;
  • невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.

При вынужденномотказе пассажира от перевозки перевозчикобязан предложить ему перевозку однимиз очередных рейсов на условиях, указанныхв билете, или вернуть стоимость билетабез учета штрафных санкций. При этомесли перевозка не была вы­полнена нина одном участке, то возвращается всяуплаченная сумма, а если перевозка былавыполнена частично, то возвраща­етсясумма за невыполненную часть перевозки.

Добровольныйотказ —это отказ, обусловленный личнымипри­чинамипассажира. При этом перевозчик вправеудержать из воз­вращаемыхденежных средств все причитающиеся емусуммы.

В ча­стности,если пассажир уведомляет об отказеперевозчика менее чем за 24 ч, но непозднее чем за 3 ч до вылета, то перевозчикможет удержать с него сбор в размере 10% стоимости перевозки; если отказ отполета производится менее чем за 3 ч,сбор состав­ляет 25 %.

При групповыхперевозках сбор при отказе от полетасоставляет 25 %, если отказ произошелменее чем за 24 ч.

При добровольномотказе пассажира от полета возвратде­нежных сумм производится, если:1) перевозка не была вы­полнена ни наодном участке, то пассажиру возвращаетсявся сум­ма, уплаченная за перевозку,с удержанием служебных сборов; 2) перевозкабыла выполнена частично, то возвращаетсяразница между суммой, уплаченной за всюперевозку, и суммой, соответ­ствующейстоимости выполненной части перевозки,с удержани­ем относящихся к выполненнойчасти перевозки сборов. Возврат суммпо билетам, проданным по специальнымтарифам, осуще­ствляется в соответствиис правилами применения этих тарифов.Денежные суммы возвращаются перевозчикомили его агентом в местах приобретениябилетов по представлению полетныхкупо­нов в той валюте и форме оплаты,по которой производилось оформлениеперевозки. При этом возмещение производитсятому лицу, чье имя указано в билете, илилицу, которое оплачивало билет ипредоставило на то доказательства.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1856167/page:3/

Особенности правового регулирования договора воздушной перевозки пассажиров

В настоящее время, гражданская авиация занимает место ведущего вида транспорта (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), поддерживая и существенно влияя на экономическое развитие России. Однако, в последние годы, в связи с финансовым кризисом, резко снизилось число выполняемых пассажирских перевозок.

Несмотря на это, Международная организация гражданской авиации (ICAO) [11] заявляет о постепенном восстановлении рынка авиаперевозок в 2017 году с высокими показателями роста, что по мнению Совета руководителей данной организации, состоящего из 36 представителей независимых государств, определенно является успехом.

Однако, не смотря на широкое распространение авиаперевозок, российская законодательная база не в полной мере регулирует данную сферу, на практике часто возникают проблемы обеспечения правомерного исполнения договора воздушной перевозки пассажиров и защиты его прав, как потребителя.

В соответствии со ст. 103 Воздушного Кодекса РФ [8] (далее – ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира, авиакомпания берет на себя обязанности по перевозки пассажира и багажа в указанный в билете пункт назначения.

Существенным условием почти для всех клиентов является срок доставки, который определен в правилах, установленных воздушным перевозчиком. В силу ст.

792 Гражданского Кодекса РФ [9] (далее – ГК РФ)«авиакомпания обязана доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок». По мнению В.А.

 Егиазарова, «срок доставки является одним из основных условий договора перевозки» [2, с. 151]. Поэтому, представляется, что «срок доставки пассажиров» необходимо детально проработать и избавиться от измерения времени понятием «разумный срок».

Пункт 7 Федеральных авиационных правил [6] указывает, что условия заключения договора воздушной перевозки находятся в ВК РФ.

Деятельность авиакомпаний, как правило, складывается таким образом, что опубликованные на официальных сайтах и продублированные на стендах в кассах правила перевозки являются обязательным элементом заключенного договора воздушной     перевозки с пассажиром, но при этом не определяются и не гарантируются четкие сроки доставки клиента и багажа.

В частности ОАО «Аэрофлот» в пункте 10 Правил полета и продажи авиабилетов [13], устанавливает условие о том, что «… время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора».

Между тем, нарушение указанного времени отправления и доставки пассажиров являются наиболее распространенными и типичными в деятельности авиакомпаний. Профессор В.В. Залесский обращает внимание на то, что «оценивая условия договора перевозки, следует так же иметь в виду норму ст.

16 Закона «О защите прав потребителей №2300-I» [4] (Далее – Закон «О ЗПП»): «условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами установленными законодательством, признаются недействительными» [3].

Указанные в авиабилете сведения о времени отправления и прибытия, сообщенные потребителю в расписании, билете или других документах, не гарантируется и не является основным условием договора перевозки, тем самым ущемляются права пассажира – потребителя по сравнению со ст. 792 ГК РФ, и ст. 103 ВК РФ.

В законодательстве отсутствует четкая правовая определенность относительно сроков перевозки пассажира воздушным транспортом, что неизбежно предоставляет широкую возможность для злоупотребления своим правом авиакомпаниям.

Так, судом [12],было отказано в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков из-за задержки авиарейса, в связи с чем пассажиры в дальнейшем были вынуждены воспользоваться услугами гостиницы из-за неоднократного отложения времени вылета. Также клиентам необходимо было добираться до терминала отправления на автотранспорте, что также повлекло дополнительные расходы. Суд, при вынесении решения, руководствовался п.1 ст. 103 ВК РФ: «Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок».

Представляется, что в связи с изложенным, и для недопущения в дальнейшем ограничений прав потребителей, необходимо изложить в новой редакции второе предложение ч.1 ст.

103 ВК РФ: «Срок доставки пассажира и багажа является существенным условием, и определяется в авиабилете на основании утвержденного в установленном порядке расписания рейсов перевозчика. Время отправки пассажира и багажа возможно увеличить не более чем на 3 часа».

Данное положение уже установлено Постановлением №261 Европейского парламента и зарекомендовало себя как действенная мера контроля авиаперевозчика в странах Европы [7].

Переформулировав и дополнив указанную норму, можно упростить «громоздкую» конструкцию регулирования правоотношений в этой отрасли, что позволит пассажирам более точно спланировать время своего перелета и заранее продумать маршруты дальнейших пересадок, при последующем движении иным видом транспорта.

Статья 795 ГК РФ предусматривает, что за задержку отправления транспортного средства или опоздания в пункт назначения, перевозчик должен уплатить пассажиру штраф, сумма которого устанавливается соответствующим уставом или кодексом. Н.Н.

Остроумов, вместе с тем, отмечает несоответствие между ст. 795 ГК РФ и ст.

120 ВК РФ, указывая, что «…в отличие от ГК РФ, поименованная статья ВК РФ устанавливает штрафные санкции только за просрочку доставки пассажира, а также багажа не регулируя ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира» [5].

В этой связи предполагается восполнение указанного пробела с отсылкой к п.5 ст. 28 Закона «О ЗПП». При этом, сумму неустойки стоит ограничить стоимостью авиабилета, как это оговорено в Законе «О ЗПП» при оказании услуг. Расчет стоит производить за каждый час просрочки, с момента, когда услуга должна быть исполнена.

Данное положение находит свое отражение в случае вылета на воздушном судне из США. Так, в соответствии с Руководством потребителя авиаперевозки U.S. Dep. of transportation [10], за каждый час просрочки вылета авиакомпания уплачивает компенсацию не превышающую стоимость билета более чем в 2 раза.

Представляется, однако, что для российской действительности двойная стоимость неприемлема.

Таким образом, применительно к договору перевозки, основываясь на правилах ст. 22 ГК РФ, не допускается никакое соглашение об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика.

В ВК РФ в силу ст.116 установлено и законодательно закреплено право авиакомпании повысить свой предел ответственности при заключении соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.

Однако, приходится согласиться с В.В. Витрянским, что данная норма предполагается чисто гипотетически, «это, по-видимому, возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке авиаперевозок» [1, с. 319].

Приходится констатировать, что на данном этапе развития, действующее российское законодательство в сфере авиаперевозок нуждается в модернизации, необходимо более детально и четко проработать вопросы ответственности участников договора воздушной перевозки за нарушение тех или иных его условий.

Список литературы:

  1. Витрянский В.В. Договор перевозки // М.: Статут, 2001. С. 319.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: учеб. – 6-е изд., доп. и перераб. // М., Изд-во Юстицинформ. 2008. – С. 151.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xix/71570

Заключение договора международной воздушной перевозки

Билет как перевозочный документ. Билет является важным юридическим документом и для перевозчика и для пассажира.

Согласно международному и национальному праву бумажный билет имеет статус перевозочного документа, регулирующего комплекс взаимоотношений перевозчика и пассажира при осуществлении международной воздушной перевозки.

Оплатив тариф, указанный в билете, пассажир заключает договор с перевозчиком о его перевозке на воздушном транспорте определенного типа с зарезервированным для него местом.

По общему смыслу действующих российских законов и правил законным признается использование авиаперевозчиками только билетов, выполненных на бумажном носителе и имеющих специальные реквизиты (название и адрес перевозчика, дату и номер рейса, пункт отправления и назначения, тарифы, виды валюты при оплате, вес багажа и т.д.).

Покупка билета как юридический факт. С момента совершения акта покупки билета пассажир приобретает на строго определенный период времени комплекс прав и обязанностей, на основе которых между ним и перевозчиком возникают правоотношения по поводу перевозки на воздушном судне перевозчика.

По завершении перевозки эти правоотношения прекращаются или продолжаются в случае причинения во время перевозки вреда жизни и здоровью пассажиру и его багажу. Факт покупки билета имеет неодинаковое значение для сторон договора международной воздушной перевозки.

С этого момента пассажир и перевозчик обретают по отношению друг к другу права требования, но совершено разные по содержанию.

Права требования пассажира заключаются в его праве требовать от перевозчика должное исполнение условий договора воздушной перевозки.

К ним относится, прежде всего, отправление и прибытие воздушного судна в пункт назначения в указанное в билете время, доставка в сохранности багажа пассажира, предоставление места на борту воздушного судна и другие условия, предусмотренные договором. Права требования пассажира относятся к области субъективных прав, т.е.

пассажир может ими воспользоваться для защиты своих прав в тех случаях, когда условия договора перевозчиком не выполнены. На их основе он вправе обосновывать свои претензии по перевозке и предъявлять их перевозчику, требовать в ряде случаев материального возмещения.

Право требования пассажира корреспондируется с его обязанностью соблюдать правила, касающиеся прохождения таможенных, паспортных, пограничных, санитарных и иных формальностей, выполнения мер авиационной безопасности. Если эти правила пассажиром не исполнены, перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке.

Факт приобретения пассажиром билета автоматически приводит в действие комплекс прав и обязанностей перевозчика.

Эти права можно подразделить на права требования перевозчика до посадки пассажира на борт воздушного судна, права требования к пассажиру во время полета и права требования к пассажиру после завершения полета и перевозки. В силу прав требования перевозчик имеет право требовать от пассажира строгого соблюдения правил перевозок.

Пассажир обязан вовремя произвести регистрацию билета, соблюдать правила поведения на борту воздушного судна во время полета, подчиняться требованиям экипажа во время полета и т.п.

Все эти права и обязанности пассажира и перевозчика по договору международной воздушной перевозки приводятся в действие только после совершения пассажиром акта приобретения билета. Таким образом, покупка билета пассажиром является юридическим фактом, с которым связано возникновение и прекращение специфических правоотношений, регулируемых договором международной перевозки.

В настоящее время по российским законам, и не только, а практически во всех странах, единственным письменным доказательством действительности договора международной воздушной перевозки является бумажный билет, признаваемый во всем мире в качестве перевозочного документа.

Если такой документ у пассажира имеется, то факт заключения договора международной воздушной перевозки и вступления перевозчика в определенные договорные отношения с пассажиром не оспаривается.

Специфика заключения такого договора заключается в совершении потребителем действий по выполнению условий, указанных в оферте, главным из которых является оплата пассажиром билета в соответствии с установленным тарифом. Только в этом случае пассажир приобретает права по договору перевозки.

Акт купли-продажи билета связан с оплатой места в воздушном судне на период перевозки. В этом заключается специфика заключения договора перевозки.

Самого договора в письменном виде пассажир никогда полностью не видит. Такое положение дел ставит в тупик многих пассажиров при возникновении спорных вопросов при перевозке.

Как правило, билет содержит реквизиты о наименовании авиакомпании, номере рейса, пункте отправления и назначения, валюте при оплате, весе зарегистрированного багажа, ответственности перевозчика и т.п.

, но в нем нет ссылок на те законы и правила, которые применимы в пунктах отправления и назначения или транзите к перевозке, хотя при перемещении на воздушном судне из одной страны в другую, а бывает и в несколько стран, пассажир и его багаж подпадает под действие юрисдикций разных государств.

Практически пассажир остается в неведении о многих вопросах регулирования международной воздушной перевозки. Не случайно на Всемирной авиатранспортной конференции 2003 г.

члены Арабской комиссии гражданской авиации (АРКГА) – Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Ливан, Ливия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис и Палестина обратили внимание на ряд негативных аспектов, имеющих отрицательное воздействие на пассажиров, поскольку они испытывают трудности в: – получении необходимой информации при бронировании или покупке билетов; – получении заранее полной и однозначной информации о возможности отмены или задержки рейса, чем пользуются авиакомпании и всячески уклоняются от ответственности; – получении компенсации при отказе в посадке из-за чрезмерного бронирования и не всегда справедливом, выборочном применении авиакомпаниями правил, которые предусматривают случаи компенсации;

– получении наличными компенсации при задержке багажа и его потере согласно, правилам, установленным Варшавской конвенцией 1929 г.

Кроме того, по мнению членов АРКГА, полномочные органы гражданской авиации и администрации международных аэропортов не имеют необходимых процедур для регистрации и анализа нарушений, совершаемых национальными и иностранными перевозчиками.

Верность подмеченного трудно оспорить, а список трудностей, которые испытывают пассажиры при международной перевозке, можно было бы продолжить.

Важен сам факт, свидетельствующий об остром дефиците правил, четко регулирующих все стороны взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком до продажи авиабилета и завершения международной перевозки.

Переход к электронному билету в сфере международных воздушных перевозок серьезно сказался на изменении технологии продаж авиатранспортных услуг. Электронное оформление и продажа билетов через Интернет сделала максимально доступными услуги международных перевозчиков для широкого круга потребителей.

Новая электронная форма заключения договора международной воздушной перевозки значительно отличается от старой, традиционной формы заключения такого договора на основе бумажного билета. Теперь непосредственный выбор услуг международного перевозчика и их оплаты может осуществить сам потребитель (пассажир) через веб-сайты авиакомпаний.

Действия по купле-продаже билетов на рейсы международных воздушных линий осуществляет не агент по продажам или агентства, как это обычно происходит при традиционной продаже бумажных билетов, а сам пассажир или по его поручению информационные посредники.

По завершении этих действий пассажир получает от перевозчика письменное изложение информации о пунктах отправления и назначения международной перевозки.

Статус этой информации, ее эквивалентность традиционному бумажному билету и признание в качестве перевозочного документа достаточно четко определен в Монреальской конвенции 1999 г. Теперь эту задачу необходимо решить в национальном законодательстве.

Возникает закономерный вопрос: если национальная практика регулирования международных воздушных перевозок десятилетиями терпимо относится к отсутствию четких и ясных правил, определяющих содержание договора международной воздушной перевозки, и она не испытывает потребности в надлежащем регулировании и довольствуется тем, что есть, то тогда всю работу по внедрению электронного билета в национальную сферу международных авиаперевозок можно свести к формальному признанию законности использования электронного билета российскими перевозчиками и этим ограничиться. Однако такой подход не решает и не решит всех проблем, возникающих при применении договора международной воздушной перевозки. Более того, они еще более обострятся и усложнятся, если механически следовать традиционному опыту регулирования использования бумажного билета в целях оформления и заключения договора международной воздушной перевозки.

2010 © Lowcosts.ru – копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

Источник: https://lowcosts.ru/e-tickets/e-ticket-5.shtml

Добавить комментарий