Должностная инструкция социального работника

Содержание

8(800)550-71-06

8(499)110-20-64

8(812)385-52-80

Должностные обязанности социального работника :

Должностная инструкция социального работника - Народный СоветникЪ

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными.

Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода.

Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам.

К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным.

В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд.

В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра.

Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом.

Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов.

Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям.

Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко.

Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами.

Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным.

Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения.

Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя.

Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного.

Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным.

Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником.

В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой.

Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК.

Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности.

Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения.

Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан.

Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность.

Прямо говоря, государство, используя соцработника, “успокаивает” нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма.

Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей.

Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга.

Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности.

Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-dolzhnostnye-obyazannosti-socialnogo-rabotnika.html

59. Должностные обязанности социального работника

59. Должностные обязанности социального работника

Вквалификационном справочнике социальномуработнику предписан следующий переченьдолжностных обязанностей:

• выявлятьсемьи и отдельных лиц, нуждающихся всоциально-медицинской, юридической,психолого-педагогической, материальнойи иной помощи, в охране нравственного,физического и психического здоровья;

• устанавливатьпричины возникающих у них трудностей,конфликтных ситуаций (по месту работы,учебы, в семье и т.д.), оказывать содействиев разрешении этих трудностей и конфликтови социальную защиту;

• содействоватьв совместной деятельности различныхобщественных и государственныхорганизаций и учреждений по оказаниюнеобходимой социально-экономическойпомощи нуждающимся группам населения;

• оказыватьпомощь в семейном воспитании, заключениитрудовых договоров о работе на домуженщинам, имеющимнесовершеннолетних детей,инвалидам, пенсионерам;

• проводитьпсихолого-педагогические и юридическиеконсультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетнимидетьми с асоциальным поведением;

• выявлятьи оказывать содействие детям и взрослым,нуждающимся в опеке и попечительстве,устройстве в лечебные и учебно-воспитательныеучреждения, получении материальной,социально-бытовой и иной помощи;

организовыватьобщественную защиту несовершеннолетнихправонарушителей, выступать (в необходимыхслучаях) в качестве их общественногозащитника в суде;

участвоватьв работе по созданию центров социальнойпомощи семье (усыновления, попечительстваи опеки; социальной реабилитации;приютов: молодежных, подростковых,детских и семейных центров; клубов иассоциаций, объединений по интересами т.д.);

организовыватьи координировать работу по социальнойадаптации и реабилитации лиц, вернувшихсяиз мест лишения свободы и специальныхучебно-воспитательных учреждений.

60. Функции социального работника

Основныефункции социальногоработника: реализация диагностической функциипредполагает изучение социальнымработником особенностей группы,слоя,отдельногочеловека,степени и направленности наних микросреды и постановку «социальногодиагноза».

Прогностическая функцияреализуется путем программирования ипрогнозирования влияния на объектысоциальной работы всех социальныхинститутов общества, выработкиопределенной модели социальногоповедения этихобъектов.

 Предупредительно-профилактическая функцияпозволяет предусмотреть и привести вдействие социально-правовые, юридические,психологические, социально-медицинские,педагогические и другие механизмыпредупреждения и преодоления негативныхявлений.

 Правозащитная функцияпредусматривает использование всегокомплекса законов и правовых норм,направленных на оказание помощи иподдержки, защиту населения.

В соответствиис социально-педагогической функциейсоциальный работник призван выявлятьинтересы и потребности людей в различныхвидах деятельности и привлекать к работес ними различные учреждения, организации,общественные, творческие и другие союзы,специалистов, тренеров ит.д.

Психологическая функцияпредполагает различные виды консультированияи коррекции межличностных отношений,помощь в социальной реабилитации всемнуждающимся, призвана способствоватьсоциальной адаптации личности. Приреализации социально-медицинскойфункциисоциальный работник обязан организоватьработу по профилактике здоровья, помогатьовладевать основами оказания первоймедицинской помощи, культурой питания,санитарно-гигиеническими нормами ит.д.

Врамках реализации социально-бытовой функциисоциальный работник обязан способствоватьоказанию необходимой помощи и поддержкиразличным категориям населения вулучшении их жилищных условий, организациинормального быта.

 Коммуникативная функцияпризвана устанавливать контакты снуждающимися в той или иной помощи иподдержке, организовывать обменинформацией, способствовать включениюразличных институтов общества вдеятельность социальныхслужб.

 Рекламно-пропагандистская функциясоциальной работы проявляется ворганизации рекламы социальных услуг,в пропаганде идей социальной защитычеловека. Нравственно-гуманистическаяфункцияпридает социальной работе высокиегуманистические цели, создает условиядля достойного функционированиячеловека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функциисостоит в том, чтобы способствоватьорганизации социальных служб напредприятиях и в учреждениях, а такжепо месту жительства, привлекать к ихработе общественность, направлятьдеятельность социальных служб наоказание различных видов помощи исоциальных услуг населению.

Оглавление

 1. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА КАК НАУКА

 2. ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ

 3. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙАППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 5. ОСНОВНЫЕКОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 6. ОБЪЕКТЫСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 7. СУБЪЕКТЫСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 8. ЧЕЛОВЕККАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 9. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА КАК СИСТЕМА

 10. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 11. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВРОССИИ

 12. СВЯЗЬСОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 13. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 14. ПЕРИОДИЗАЦИЯРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 15. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА КАК ПРОЦЕСС

 16. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕМЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 18. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕМАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 20.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЕ

 21. ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

 22. ПОНЯТИЕСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 23. КЛАССИФИКАЦИЯСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 24. СПЕЦИФИКАТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 25. ФУНКЦИИТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 26. ФУНКЦИИСОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ

 27. ОБЪЕКТЫСОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ

 28. ОРГАНИЗАЦИЯМЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 29. ЗДОРОВЫЙОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 30. ОСНОВНЫЕЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ

 31. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА СЕМЬИ

 32. ГОСУДАРСТВЕННАЯПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 33. СЛУЖБЫЗАНЯТОСТИ

 34. ОБЪЕКТЫИ СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

 35. ПРАВОВАЯБАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

 36. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯБАЗА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

 37. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА РЕБЕНКА

 38. СИСТЕМАСОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

 39. УСЫНОВЛЕНИЕ.ОПЕКА. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

 40. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 41. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВДЕТСКИХ ДОМОВ

 42. ПРАВОВАЯЗАЩИТА ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ

 43. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА ЖЕНЩИН

 44. ПРАВОВЫЕОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

 45. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

 46. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ЗАБОТЫ ОБ ИНВАЛИДАХ

 47. СОЦИАЛЬНОЕОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХЛЮДЕЙ

 48. СОЦИАЛЬНОЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

 49. ПУТИИ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ

 50. СТРУКТУРАИ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

 51. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙАСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИВ РОССИИ

 52. ПРАВОВЫЕАСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

 53. ЗАДАЧИСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

 54. МЕРЫПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СМЯГЧЕНИЮ ФОРМДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 55. СОЦИАЛЬНАЯЗАЩИТА МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

 56. ПОНЯТИЕИ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ

 57. ФУНКЦИИСОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ

 58. ОРГАНИЗАЦИЯСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 59. ДОЛЖНОСТНЫЕОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 60. ФУНКЦИИСОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Источник: https://StudFiles.net/preview/3002924/page:30/

Кто такой социальный работник? Какие обязанности он выполняет – Ваш юридический консультант по трудовому праву

Согласно законодательству, в обязанности родителей входит обеспечение своих несовершеннолетних детей всем необходимым.

Точно так же и дети, когда придет время, должны ухаживать за своими престарелыми родителями. Однако далеко не у каждого есть возможность делать это своевременно.

Причины могут быть разные – от постоянных командировок до чрезмерной удаленности места проживания. Кроме того, многие граждане преклонного возраста не имеют родственников, которые могли бы подать им пресловутый «стакан воды».

Во всех подобных случаях на помощь нуждающимся приходят социальные работники.

Как и где «получить» соцработника

Для того чтобы «получить» «своего» соцработника, человек преклонного возраста либо другой нуждающийся гражданин, который имеет на это право, должен обратиться по месту своего жительства в Центр социального обслуживания. На сегодняшний день в одной только Москве есть 122 подобных центра.

Центры социального обслуживания предоставляют разные услуги.

Одной из самых важных является доврачебная и социальная помощь инвалидам и одиноким пожилым людям, которые утратили способность обслуживать себя полностью или частично.

Социальный работник предоставляется на временной или на постоянной основе. К примеру, многим нужна помощь на время отъезда родственника или тяжелой болезни. Как «получить» социального работника? Напишите заявление в центр социального обслуживания или в районный комплексный центр. После соответствующего медицинского заключения Вас примут на «нестационарное социальное обслуживание».

Существуют определенные льготные группы граждан, которые имеют право на получение помощи соцработника на дому.

Это такие категории, как:

  • люди преклонного возраста – мужчины после 60 лет и женщины после 55;
  • граждане с инвалидностью;
  • семьи с детьми, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • многодетные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами;
  • прочие люди, требующие посторонней помощи.

Вне очереди рассматриваются заявки от:

  • участников и инвалидов ВОВ;
  • одиноких граждан с инвалидностью, старше 70 лет;
  • одиноких людей преклонного возраста старше 80 лет;
  • инвалидов, пострадавших в результате боевых действий;
  • инвалидов, лиц преклонного возраста, одиноких или одиноко проживающих, при условии, что они лишены помощи и поддержки со стороны своих родственников;
  • ликвидаторы чернобыльской катастрофы;
  • супруги погибших участников ВОВ, при условии, что они не вступили в повторный брак.

Получить помощь социального работника имеют право и льготники, имеющие родственников, при условии наличия факторов, препятствующих оказанию помощи по объективным причинам.

Например, такими причинами могут быть отдаленность места проживания, продолжительная болезнь, достижение родственником пенсионного возраста.

Отказ в социальном обслуживании на дому

В ряде случаев социальный центр имеет право отказать в социальном обслуживании на дому:

  • если человек является хроническим алкоголиком;
  • при условии подтвержденного бактерио- или вирусоносительства (активная форма туберкулеза, венерические заболевания, например, сифилис и т. д.).

Что включается в обязанности социального работника

Социальный работник должен появляться у своего подопечного не менее 2 раз в неделю.

В обязанности социального работника включается:

  • покупка и доставка продуктов, приготовление пищи;
  • кормление подопечного (если есть такая необходимость);
  • доставка воды и топлива – если человек проживает в доме, где отсутствует централизованная подача этих ресурсов;
  • оплата коммунальных услуг;
  • доставка вещей в химчистку и из нее;
  • санитарно-гигиеническая и медицинская, в том числе и доврачебная помощь;
  • оформление документов с целью получения определенных льгот, предоставляемых государством;
  • психологическая поддержка;
  • оформление документов на предоставление ритуальных услуг.

По договору с организацией, занимающейся предоставлением социальных услуг, нуждающимся может оказываться и другая помощь за полную либо частичную оплату. Каждый социальный работник обязан вести специальный журнал. В этот журнал записываются все оказанные услуги и совершенные покупки для подопечного. Этот документ проверяют раз в месяц заведующие центров.

Разовые услуги от социального центра

Если человек не имеет права на постоянное обслуживание либо просто в нем не нуждается, тогда он может воспользоваться «Мобильной социальной службой».

Данный сектор социальных центров предоставляет разовые услуги нуждающимся, в том числе те услуги, которые не входят в приведенный выше «гарантированный перечень».

Кто может обратиться за разовыми услугами:

  • пенсионеры;
  • лица с ограниченными функциями жизнедеятельности и инвалиды;
  • семьи, содержащие детей-инвалидов;
  • матери, самостоятельно воспитывающие ребенка;
  • разведенные граждане;
  • многодетные семьи.

Примером разовых услуг являются: сопровождение ребенка-инвалида в образовательное учреждение, уход за детьми с инвалидностью, доставка технических средств реабилитации. Продолжительность разовых социальных услуг – не более 4 часов в день, периодичность не регламентируется.

Перечень услуг устанавливает социальный центр после рассмотрения заявки обратившегося.

Источник: http://trydpravo.com/obyazannosti/sotsialnyj-rabotnik.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

3.

2.

1.

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 году. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими профессиональными обязанностями:

-выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

-устанавливает причины возникновения у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы;

-оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту;

-содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию крайне важной социально- экономической помощи населœению;

-оказывает помощь в семейном воспитании; заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам,

– проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

– оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве,

– устраивает в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, способствует получению материальной, социально- бытовой и иной помощи;

-организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителœей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;

-принимает участие в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, детских и молодежных центров, клубов, ассоциаций, объединœений по интересам. организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалиста социальной сферы вытекает из его базовых функций:

– диагностическая: изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит социальный диагноз;

– прогностическая: прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определœенные модели социального поведения;

– правозащитная: использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населœения, его защиту;

– организационная: способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг;

– предупредительно-профилактическая: приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

– социально-медицинская: организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению с новыми оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

– социально- педагогическая: выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы;

– психологическая: консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всœем нуждающимся;

– социально-бытовая: способствует в оказании крайне важной помощи и поддержки различным категориям населœения (инвалидам, людям пожилого возраста͵ молодым семьям) в улучшении их быта͵ жилищных условий;

– коммуникативная: устанавливает контакты с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия понимания другого человека.

Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблем:

Воспитательный подход – выступает в роли учителя, консультанта͵ эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

Фасилитативны подход – играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелœена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

Адвокативный подход – применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинœений.

Кусловиямосуществления профессиональных функций относятся:

Ø знания и опыт;

Ø узаконенные полномочия;

Ø статус и репутация;

Ø владение информацией;

Ø харизматичекие данные и внешняя привлекательность.

Знания и опыт. Приобретаются социальным работником в процессе учебы и жизненной практики. Создают фундамент способностям социального педагога оказывать влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьироваться в зависимости от личного опыта͵ личных интересов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всœего в межличностных отношениях.

В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество – которые нацелœены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника- дифференцированный подход к клиентам. Здесь крайне важно знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника – управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным, третьи- в работе с детьми, у которых нет родителœей. Такая специализация требует знания соответствующих технологий, теорий и концепций.

И, наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, знает какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентирую их деятельность.

Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его легитимные (правовые, законные, юридические) полномочия повышают его авторитет, особое отношение к нему со стороны клиентов.

Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой.

Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетенции, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности, открытости, коммуникабельности, обязательности, тем выше его репутация.

В случае если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит, прежде всœего от него самого, от его личных качеств и отношения к делу.

Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе.

Личная привлекательность педагога не зависит от занимаемого положения, но она может усиливать положительные особенности и потенциальные возможности, помогать ему воздействовать на людей. Харизматические особенности – это признаки исключительной и редкой одаренности человека, даже таланта от природы.

Οʜᴎ способствуют приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведения в определœенной степени зависит от уровня информированности.

По этой причине среди прочих требований к социальному работнику одно из важнейших мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.

Социальный работник должен:

– иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях социальной работы, психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

– обладать достаточно высокой общей культуры, быть высоко эрудированной личностью, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

– владеть информацией о современных политических, социальных, экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населœения;

– обладать предвидением, ᴛ.ᴇ. предвидеть последствия своих действий, не попасть на удочку клиента͵ твердо проводить в жизнь свою позицию;

– обладать определœенной социальной приспособляемостью ( в связи с разнообразием контингента͵ нуждающегося в советах специалиста социальной сферы), ему крайне важно умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми людьми, находящимися на реабилитации;

– иметь профессиональный такт, способность вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всœех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

– обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, несмотря на возможные неудачи (отказы… агрессию…) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойными, доброжелательными и внимательными к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Источник: http://oplib.ru/sotsiologiya/view/922959_dolzhnostnye_obyazannosti_social_nogo_rabotnika

Должностная инструкция социального работника

Должностная инструкция социального работника

Должность социального работника есть в штате службы соцзащиты населения, которая относится к бюджетным организациям. Это, в свою очередь, предполагает единообразие названий должностей и унификацию должностных обязанностей во всех территориальных отделениях данной службы.

Таким образом, при определении квалификационных требований к данной должности и обязанностей социального работника можно использовать постановление Минтруда № 66 от 12 октября 1994 года (в той части, где согласовывались тарифно-квалификационные характеристики отдельных должностей сферы соцзащиты населения).

Говоря же коротко, основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам.

В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные.

При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

Есть также в службе соцзащиты населения должность, имеющая сходное название, — специалист по социальной работе. Принципиальная разница между этими двумя должностями заключается в подопечных: соцработник имеет дело с престарелыми и инвалидами, а специалист по социальной работе сотрудничает со всеми группами населения, нуждающимися в социальной защите.

Кроме того, специалист по социальной работе занимает более высокую ступень в структуре службы соцзащиты населения и выполняет работу, требующую более высокой квалификации, в связи с чем на эту должность может претендовать:

  • человек, имеющий высшее профессиональное образование;
  • соцработник, имеющий среднее профессиональное образование, отработавший по специальности не менее 3 лет.

Различается и тарификация этих должностей: для должности соцработника отведены 3–8 разряды, для должности специалиста — 8–13.

Примерная структура должностной инструкции соцработника

При составлении должностной инструкции социального работника можно придерживаться приведенной ниже структуры, которая предполагает несколько разделов.

Общие положения

Это раздел обычно включает в себя общую информацию о должности:

  1. Название (социальный работник).
  2. Разряд.
  3. Порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении).
  4. Квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и опыту работы, а также описание навыков и моральных качеств, которыми должен обладать сотрудник. Например, для 3 разряда достаточно полного среднего образования (стаж работы при этом неважен), для соцработника же 8 разряда необходимо высшее профессиональное образование с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
  5. Перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

Права

Соцработник, осуществляя свою трудовую функцию, может использовать определенный объем прав. Чаще всего этого сотрудника наделяют следующими правами:

  • требовать от руководства создания условий для исполнения трудовых функций;
  • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
  • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
  • привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению конкретных задач;
  • в рамках своей компетенции привлекать специалистов из различных медицинских организаций для оказания помощи подопечным;
  • делать информационные запросы для сбора данных, необходимых для работы.

Должностные обязанности

В этом разделе за соцработником закрепляются обязанности, которые он выполняет ежедневно. Например:

  1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.
  2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.
  3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.
  4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.
  5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.
  6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.
  7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.
  8. Помогать в оплате счетов.

Ответственность

В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному работнику. Например, сотрудника могут привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
  • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
  • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

Особой разницы в должностных обязанностях сотрудников разных разрядов нет, поэтому при составлении должностных инструкций в данном случае изменяются только квалификационные требования. Последнее означает, что с повышением разряда сотрудник должен подписать новую должностную инструкцию.

Источник: https://jur24pro.ru/vestnik-jur-portala/dolzhnostnye-instruktsii-/dolzhnostnaya-instruktsiya-sotsialnogo-rabotnika-/

Добавить комментарий