Единые квалификационные требования к участникам закупки по 44-фз

Содержание

8(800)550-71-06

8(499)110-20-64

8(812)385-52-80

Единые требования к участникам закупки по 44-ФЗ с изменениями

Единые квалификационные требования к участникам закупки по 44-ФЗ - Народный СоветникЪ

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, потенциальный поставщик обязан удовлетворять ряду требований. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: основные и дополнительные. Первые являются обязательными. Вторые же устанавливаются только в особых случаях.

Перечень основных требований

Для того чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков и соблюсти принцип здоровой конкуренции, заказчик должен предъявлять единые требования ко всем участникам закупки. К ним относят:

  1. Поставщик обязан соответствовать требованиям, которые предъявляются законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, оказывающим услуги или производящим работы.
  2. Компания, претендующая на звание поставщика, не должна находиться в процессе ликвидации. Не должно рассматриваться в арбитражном суде дело о признании потенциального поставщика банкротом. 
  3. Деятельность организации не должна быть приостановлена.
  4. На момент подачи своего предложения потенциальный поставщик не должен иметь задолженности по налогам и прочим обязательствам перед бюджетом России в размере, превышающим 25% от балансовой стоимости активов предприятия. Это требование не распространяется на те суммы, по которым была предоставлена рассрочка или отсрочка платежа. Если недоимка была начислена участнику по ошибке, и до момента подачи заявки он успел подать заявление о ее обжаловании, то такой потенциальный поставщик признается соответствующим требованиям. 
  5. Руководитель, члены коллегиального исполнительного органа или человек, исполняющий эту функцию единолично, а также главный бухгалтер компании не должны иметь судимости за преступления экономического характера. Если такая судимость была аннулирована или погашена, то участник допускается к закупке. Вышеперечисленные лица не должны быть лишены права занимать свою должность.
  6. К участию в закупке допускаются только компании, которые не привлекались к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки. Эта статья предусматривает ответственность юридического лица за незаконную передачу или обещание должному лицу денег, ценных бумаг или имущества. 
  7. Если закупка предусматривает использование продуктов интеллектуальной деятельности, то потенциальный поставщик должен обладать на них исключительными правами. Это требование не применяется в случаях, когда закупка касается литературных произведений, предметов искусства или прокатом фильмов. 
  8. Между заказчиком и потенциальным поставщиком не должно быть конфликта интересов. То есть руководитель участника и контрактный управляющий или члены закупочной комиссии заказчика не должны состоять в браке, являться родственниками.  
  9. К участию в закупке не допускаются оффшорные компании.

Эти требования являются обязательными для всех закупок, проводимых в рамках 44-ФЗ. По своему усмотрению Заказчик может ограничить право участия в процедуре компаниям, которые находятся в РНП. Проверяется отсутствие в реестре не только самой компании, но и ее учредителей.

Все вышеперечисленные требования в равной степени применяются ко всем участникам. Установление заказчиком избыточных требований считается прямым нарушением законодательства.

Могут ли предъявляться дополнительные требования?

При организации конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов или аукционов заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным поставщикам. К ним относят:

  1. Наличие финансовых ресурсов, позволяющих полноценно исполнить контракт.
  2. Владение на праве собственности материальными ресурсами, необходимыми для исполнения взятых на себя обязательств.
  3. Наличие достаточного опыта работы и хорошей деловой репутации.
  4. Присутствие в штате компании достаточного количества квалифицированных кадров, необходимых для исполнения договора. 

Отдельный список требований предъявляется к компаниям, предоставляющим аудиторские и консультационные услуги, а также строительным и проектировочным фирмам. Этот перечень приведен в Постановлении Правительства РФ за номером 99 от 04.02.2015.

Документы, подтверждающие соответствие требованиям

Все требования, которые заказчик предъявляет к потенциальному поставщику, приводятся в аукционной документации. Несоответствие хотя бы одному из них влечет за собой отклонение заявки на участие в закупке. Для того чтобы подтвердить свое право на участие в закупке в составе второй части предложения участник должен представить следующие документы: 

  • Для подтверждения своего соответствия обязательным требованиям участник предоставляет декларацию. Она составляется в произвольной форме. Перед составлением такого документа ознакомьтесь с нашим образцом.  
  • Выписка ЕГРЮЛ, которая получена не ранее, чем за 6 месяцев до даты подачи заявки. Сегодня ее можно получить в электронном виде. Достаточно отправить соответствующий запрос в налоговую инспекцию и оплатить госпошлину. 
  • Уставные документы организации.
  • Если предъявляются дополнительные требования, то их также необходимо подтвердить документально. Например, поставщик может составить справку о наличии материальных или кадровых ресурсов. Она должна быть подписана руководителем организации и скреплена печатью.

При отсутствии во второй части заявки какого-либо документа заявка отклоняется. Если несоответствие участника заявленным требованиям выясняется после формирования итогового протокола, то заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким поставщиков.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/136-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz-s-izmeneniyami

Требования к участникам закупки по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для участия в закупках необходимо соответствовать требованиям, которые установлены Законом о контрактной системе и иными актами. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Условия, которым должны соответствовать те, кто хочет принять участие в тендере, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  • соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия);
  • не проводится процедура ликвидации, а также не приостановлена его деятельность (подтверждается декларацией о соответствии);
  • отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (также подтверждается декларированием);
  • отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью (это условие относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием);
  • лицо, принимающие участие в торгах не является офшорной организацией (в качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ);
  • между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (подтверждается декларацией);
  • лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты);
  • лицо, принимающее участие в тендере — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ — незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Этим условиям должен соответствовать любой участник закупки — это 44 ФЗ устанавливает однозначно.

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99 к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках,которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условию предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включено условие о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке.

При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок.

Так арбитражные суды отмечают, что требование заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов.

Ассоциация Участников Закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности.

Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ, преимущественно в сфере закупок.

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организациии. Более детальную информацию о сроках, способах и требованиях можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что Законом № 223 четко не определены требования к лицам, которые желают принять участие в торгах, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого применяются и единые требования, которые описаны выше.

Для примера рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и и других возможностей, а также положительная деловая репутация.

При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Источник: https://goscontract.info/podgotoa-k-tenderu/trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz-i-223-fz

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Универсальный закон №44 «О контрактной системе…», имеющий в своей основе, помимо антикоррупционного посыла, еще и стимул к развитию конкуренции, вовсе не либерально определяет условия участия в процедурах закупок для потенциальных участников государственных закупок.

Требуемые документы

С тем, чтобы соответствовать требованиям Закона, которые обозначает заказчик в своем перечне требований документации, поставщик (или исполнитель, или подрядчик) предоставляет для ознакомления заказчику ряд документов. Список документов начинается подтверждением государственной регистрации.

  1. Поскольку поставщик – субъект хозяйственной деятельности (целью которого является извлечение прибыли), принадлежность к таковым определяется государственной регистрацией, которая подтверждается учредительными документами юридического лица. Любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, имеет возможность принимать участие в конкурентных процедурах государственных закупок; либо свидетельством о регистрации индивидуального предпринимателя (для физических лиц, зарегистрированных таковыми). Не будем забывать, что Законом допускается участие в закупочных процедурах и простых граждан (любого физического лица), а значит, имеющих в качестве первичного документа, в пакете требуемых, простой гражданский паспорт (предусмотренные таким невиданным допущением последствия – тема отдельного исследования).
  2. Налоговая регистрация: любой субъект, будь то юридическое или физическое лицо, должно быть учтено фискальным государственным органом, а значит, иметь свой идентификационный номер налогоплательщика. Наличие ИНН подтверждается предоставлением его изображения (в зависимости от способа закупки: в электронном или копия в заверенном бумажном виде).
  3. Выписка из соответствующего реестра: не будучи простым «гражданским» лицом без регистрации субъекта деятельности (юридического лица или ИП), потенциальный участник должен предъявить еще и выписку из Единого реестра регистрации (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей – ЕГРЮЛ или ЕГРИП), как правило, полученную не ранее, чем 6 месяцев назад.
  4. Доверенность – для ответственных должностей юридического лица (или предпринимателя и его представителей) – доверенность на выполнение соответствующих действий (подачу документов, например).

Недочеты законодательства

Вышеозначенные требования являются дополняющими друг друга и явно не соответствующими государственной политике упрощения ведения бизнеса и стимулирования конкуренции.

Любой желающий по исходным данным как юридического, так и физического лица, на сайте налоговой службы легко найдет ИНН, а выписка из реестров формируется так же по исходным данным на том же сайте программными методами без денег и иных требований.

Существует надежда, что соответствующая законодательная инициатива, исключающая дублирование в поиске и предоставлении документов – вопрос времени.

Требования 44 Федерального закона

Общие требования, предъявляемые в соответствии со статьей 31, предполагающие единые условия для всех участников. Задумав участие в государственных закупках, потенциальный контрагент государственной организации должен знать о себе:

  • что не начата процедура ликвидации (для юридических лиц),
  • что не приостановлена деятельность вследствие решения суда,
  • что нет долгов перед государством более 25% активов (в виде налогов и внебюджетных платежей, исключение – оспаривание долгов в суде, т.е. наличие открытых судебных споров с фискальными структурами или гос. фондами),
  • что у физического лица или у человека, состоящего на ответственной должности в организации (директор, главбух),  – участнике закупки – отсутствует непогашенная судимость за экономические преступления,
  • что потенциальный участник закупки или его должностные лица не состоят в родственных отношениях с ответственными лицами заказчика, что в Законе названо «конфликтом интересов»,
  • что участник не является офшорной компанией,
  • и самое главное – участник должен быть уверен, что не находится в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Вышеперечисленные требования, как правило, декларируются участником по умолчанию (в случае электронных процедур) и прописываются в бумажных вариантах закупок. Специальные документы по перечисленным позициям не предъявляются.

Особые требования

Требования, зависящие от видов и способов государственных закупок, различаются. В случаях проведения электронных процедур закупок – вся приведенная общая информация заносится при прохождении аккредитации на электронных площадках в виде электронных документов, подписанных ЭЦП, и при формировании заявок на участие в электронных процедурах – добавляется автоматически.

Нужно только обновлять документы при истечении сроков подачи (например, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ каждые полгода).

В случаях бумажных способов закупок – конкурсах, запросах котировок, запросах предложений – пакет документов составляется заново на каждую процедуру, копии заверяются, составляется опись пакета документов, документы сшиваются, список начинается с заявки и согласия на участие, как правило, прилагаемые заказчиком.

Нужно быть очень внимательным в процессе составления пакета документов, т.к. несоответствие требованиям заказчика как по составу пакета документов, так и по соответствию предлагаемого товара или услуги – повод так и не стать участником закупки и быть отклоненным от участия. Если заказчик предъявляет требования по характеристикам товаров или услуг – то нужно указывать конкретные требования.

Обеспечение заявки и контракта

В некоторых процедурах закупок законодателем предусмотрено как обеспечение участия в процедуре закупки, так и обеспечение выполнения государственного контракта. В этих случаях перечень обязательных документов дополняется. Обеспечение участия предусмотрено для электронных аукционов в размере от 0,5 до 5% от начальной цены аукциона.

Предоставление специальных документов в этом случае не требуется, т.к. финансовое обеспечение автоматически удерживается с персонального счета участника на электронной площадке (сначала его нужно пополнить) в момент подачи заявки на участие (и автоматически же высвобождается при подписании контракта победителем).

Но вот если заказчиком предусмотрено обеспечение исполнения контракта, и участник становится победителем (т.е.

поставщиком/исполнителем), то от него требуется предоставить: банковскую гарантию – если заказчик предусмотрел такой вариант обеспечения, или платежное поручение о перечислении средств на указанный заказчиком банковский счет. Размер обеспечения исполнения контракта – до 30% от начальной цены аукциона.

Разрешительные документы участника

Бесспорным моментом является запрос специальных (как правило, государственных разрешительных) документов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, выполнении специальных видов работ или услуг.

Эти специальные документы – лицензии, разрешения, сертификаты, подтверждения членства в саморегулируемых организациях – требуются и в повседневных условиях деятельности фармацевтических, медицинских, строительных организаций. Требования определяются Законом и обозначаются заказчиком в перечне закупочной документации по каждой конкретной закупочной процедуре.

Подтверждение добросовестности

Спорным, но законным, является обязательное требование подтверждения собственной добросовестности в случае, если в пылу торгов, участник, предложивший наименьшую цену, опустился на более, чем 25% от начальной стоимости закупки.

В этом случае такой участник предоставляет документальное подтверждение выполнения подобных государственных контрактов или значительное финансовое обеспечение исполнения контракта – 150% начальной стоимости.

Обратите внимание

В целом документальные требования для участников государственных закупок логичны, строги и избыточны, что характерно для современного уровня развития законодательства в РФ.

В любом случае – проводником исполнения Закона в нашей деятельности является Заказчик – он задает требования, ориентируясь на известные нормы, а значит, за каждой закупкой и требованием того или иного комплекта документов, стоят знания, квалификация, опыт конкретного исполнителя со стороны заказчика.

Поэтому в силах потенциального поставщика проверить, а если надо – оспорить документальные требования заказчика. Читайте, анализируйте, дерзайте в государственных закупках… и good-tender вам в помощь.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/436-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz

Правительством определены новые дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Правительством определены новые дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ

12.02.2015

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 установлен единый перечень дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ как для проведения аукционов, так и для проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г.

№ 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям” определяет новые правила проведения закупок отдельных видов товаров, работ, услуг с обязательным установлением дополнительных требований к участникам закупок.

Дополнительные требования приведены в приложениях к постановлению в удобной форме, когда по каждому объекту закупки отдельно указаны требования и документы, которыми соответствие этим требованиям должно быть подтверждено.

В Приложении № 1 к Постановлению № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, конкурсов с ограниченным участием или двухэтапных конкурсов.

В этот перечень включены, среди прочего, работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Дополнительным требованием в этом случае должно являться наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В Приложении № 2 к Постановлению № 99 приведены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.

От ранее действовавших правил из Постановления № 1089 от 28.11.2013 г.

новые требования отличаются тем, что при проведении конкурсов с ограниченным участием в целях определения исполнителя услуг (поставщика) общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления дополнительные требования могут быть установлены только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей. Единственным дополнительным требованием в этом случае будет наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Требовать наличия недвижимого имущества, оборудования, технических средств при осуществлении таких закупок заказчик не сможет.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г.

№ 1089 “Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г.

N 682 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок” признаны утратившими силу.

Согласно данным портала правовой информации «Консультант-плюс», постановление №99 от 04 февраля 2015 г. вступит в силу с 17 февраля 2015 г.

Источник: https://www.fcaudit.ru/about/news/novye-dopolnitelnye-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz/

Требования к участникам закупок по 44-ФЗ в 2017 году

Требования к участникам закупок по 44-ФЗ в 2017 году

Законом 44-ФЗ установлены требования, предъявляемые к участникам закупок.

Несомненно, какие-то требования могут отличаться в зависимости от вида и от предмета закупки, но существуют и единые требования, которым должен соответствовать любой участник торгов.

Заказчику важно знать о таких нормах закона, чтобы, с одной стороны, не ограничивать допуск участников к закупкам, а, с другой стороны, не допустить к исполнению контракта компанию или предпринимателя, которые не способны его исполнить.

Перечень основных требований к участникам закупки

Согласно ст. 31 закона о госзакупках все претенденты на заключение контракта должны отвечать следующим единым требованиям:

  • компания или предприниматель должны соответствовать требованиям, установленным к ним законодательством РФ. Когда законом предусмотрена необходимость наличия лицензии или членства в СРО, то представители бизнеса должны ими обладать. Например, для строительных компаний обязательно членство в СРО, а при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, рассчитанном на более чем 8 пассажиров, необходимо наличие лицензии;
  • участник не должен находиться в процессе ликвидации или банкротиться;
  • на дату подачи заявки на участие в закупке деятельность участника не должна быть приостановлена в соответствии с КоАП РФ;
  • отсутствует задолженность за прошедший календарный год по налоговым обязательствам и другим обязательным платежам в бюджет. А если такая задолженность и есть, то она не должна превышать 25% от балансовой стоимости участника (определить можно по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период). Если участник обжаловал в установленном порядке указанную задолженность и по данному заявлению участника решение еще не принято, то он соответствует указанному требованию;
  • участник закупки (физическое лицо, руководитель компании, член исполнительного органа, главный бухгалтер организации) не имеет судимости за преступление в сфере экономики, а также за такие преступления, как дача взятки, получение взятки и незаконное участие в предпринимательской деятельности (исключение, когда такая судимость погашена или снята). Также данные лица не должны были быть дисквалифицированы или лишены права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, которые связанны с поставкой товаров, выступающих в качестве предмета контракта;
  • участник закупки – компания – в течение 2 лет до закупки не должно привлекаться к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения от имени компании (ст. 19.28 КоАП РФ).
  • если по контракту приобретаются результаты интеллектуальной деятельности, то участник должен обладать исключительными правами на них;
  • участник закупки не должен быть оффшорной компанией;
  • между заказчиком и участником закупок отсутствует конфликт интересов. Под ним понимается – наличие зарегистрированного брака между руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупки, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим и физическим лицом, который выступает выгодоприобретателем, руководителем, членом коллегиального исполнительного органа участника закупки или с физическим лицом, являющимся предпринимателем. Также о конфликте интересов может свидетельствовать и брак с близкими родственниками участника закупки – родственники по прямой восходящей линии и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители или усыновленные. Выгодоприоретатели в данном случае – это граждане, которые напрямую или косвенно (через компании) владеют более чем 10% голосующих акций в АО или 10% долей в уставном капитале ООО.

Дополнительные требования к участникам закупки

Заказчик может дополнительно к основным требованиям установить следующее требование:

  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков компании – участника закупки, а также информации об его учредителях, о членах исполнительного органа, руководителе.

Правительство РФ по отношению к участникам закупки отдельных товаров, работ или услуг может также устанавливать дополнительные требования, в том числе к наличию у участников:

  • финансовых ресурсов, необходимых, чтобы исполнить свои обязательства по контракту;
  • обладание на праве собственности или на другом праве оборудования или иных материальных ресурсов, которые потребуются для исполнения контракта;
  • наличие опыта работы, соответствующего предмету контракта, и деловой репутации;
  • требования к количеству сотрудников, которые обладают необходимым уровнем квалификации.

С такими дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ, можно ознакомиться в его Постановлении от 04.02.2015 N 99. Также в данном документе указаны документы, которые должен предоставить участник закупки, чтобы подтвердить свое соответствие указанным дополнительным требованиям.

Обратите внимание! Если Правительство РФ установило дополнительные требования к участникам закупки, то и заказчик обязан это сделать, то есть указать данные требования в документации по закупке.

Судебная практика по вопросу о требовании к отсутствию конфликта интересов между участником закупки и заказчиком

28 сентября 2016 года Президиум ВС РФ подготовил обзор судебной практики по делам, которые связаны с требованием об отсутствии конфликта интересов. Судебный орган сделал следующие выводы:

  • участник закупки обязательно должен предоставить декларацию об отсутствии конфликта интересов;
  • указанная выше декларация должна быть совершена в письменной форме. При этом суд указал, что для соблюдения требования о предоставлении декларации участнику достаточно проставить отметку в соответствующей графе электронной документации без предоставления отдельного файла;
  • при определении конфликта интересов учитываются не только руководители, но и другие должностные лица (например, заместители руководителя), которые ответственны за проведение закупки и их полномочия идентичны полномочиям руководителя, а также дают возможность повлиять на исход закупки;
  • требование закона об отсутствии конфликта интересов должно быть выполнимо не только на момент подачи заявки, но и вплоть до определения победителя. Важно, чтобы соответствие требованию было на всем отрезке данного времени. Суд указал, что если участник не соответствовал данному требованию на момент подачи заявки, то не имеет правового значения его соответствие требованию на момент определения победителя;
  • если заказчик обнаружил, что присутствует конфликт интересов между ним и участником закупки, то комиссия по осуществлению закупок должна отстранить такого участника от участия в закупке, а сам заказчик – отказаться от заключения контракта;
  • контракт, который заключен между заказчиком и компанией, предпринимателем при наличии между ними конфликта интересов, признается ничтожным.

Если у вас остались вопросы по требованиям

Вы можете получить временный бесплатный доступ к справочной системе “Консультант заказчика”. Там собраны ответы на вопросы по требованиям к участникам торгов. Получить доступ можно здесь.

Как автоматизировать процесс закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать программу “Эконом-Эксперт”. Скачать бесплатную версию программы можно здесь.

Ирина Добрынина, юрист

Источник: http://parta1.com/blog/25424.html

Каким требованиям должен отвечать участник закупок

Перед тем как подать заявку на участие в государственных закупках, организации (предпринимателю) необходимо оценить, соответствует ли она общим и специальным требованиям к участникам. Если не соответствует, то заказчик отстранит участника от участия в закупке.

Где установлены требования к участникам закупки

Единые требования ко всем участникам установлены в части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Специальные (дополнительные) требования к участникам закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие требования определяет постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее – Дополнительные требования).

Заказчик обычно дублирует общие и специальные требования в извещении о закупке. При этом он не вправе их менять или устанавливать свои (ч. 6, 7 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушает это правило, то заинтересованное лицо может обжаловать закупку.

Однако есть одно исключение – заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, заказчик вправе установить в извещении о закупке требование и об отсутствии информации в реестре об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие информации в реестре недобросовестных поставщиков – единственное требование, которое может установить заказчик по своему усмотрению. Все остальные требования к участникам определены нормативно.

Каким общим требованиям должен отвечать участник закупок

К общим требованиям относятся следующие.

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям, которые устанавливает закон к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч.

1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это, например, требования о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению определенных работ и т. п.

Заказчик должен продублировать соответствующие требования закона в извещении о закупке. Это актуально, например, в случае, если он проводит аукцион на право заключить контракт на проведение медицинского осмотра.

В такой ситуации закупочная документация должна содержать условие об обязанности участника предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с выполнением работ (услуг) по проведению медицинских осмотров предварительных и периодических (п. 46 ч. 1 ст.

12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Участник либо заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган или суд, если вопреки требованиям закона в документации:

  • отсутствует требование о предоставлении необходимых документов (например, лицензии);
  • установлены чрезмерные требования о предоставлении документов (например, заказчик установил требование о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов, хотя объектом закупки является утилизация медицинских отходов, которая лицензированию не подлежит (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. № Ф09-3055/15 по делу № А60-46644/2014)).

Вправе ли заказчик в закупочной документации установить требование о том, что лицензия участника должна быть действительна в течение всего времени действия контракта?

Нет, такое требование неправомерно.

Если срок действия лицензии оканчивается, например, во время проведения работ по контракту, участник может ее продлить (постановления ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А40/570-11 по делу № А40-33098/10-119-167, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. № 13АП-17131/2015, 13АП-17128/2015 по делу № А21-826/2015).

Однако если срок действия лицензии истекает до заключения контракта, то заказчик вправе отклонить заявку такого участника (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898, решение ФАС России от 13 августа 2015 г. № КГОЗ–358/15).

Участник не имеет лицензии, требуемой в документации о закупке. Достаточно ли того, что лицензия есть у субподрядчика, которого участник намерен привлечь к исполнению контракта (документация о закупке допускает такое привлечение)?

Да, достаточно.

Такой вывод следует из судебной практики. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал незаконным отклонение заявки предпринимателя из-за отсутствия требуемой лицензии (постановление от 27 мая 2015 г. № Ф04-17596/2015 по делу № А03-11846/2014). Основанием послужили следующие факты:

  • документация об аукционе допускала привлечение субподрядчика;
  • предприниматель приложил к заявке копию лицензии субподрядчика;
  • предприниматель заключил договор (копия приложена к заявке) с субподрядчиком на выполнение работ, лицензия на которые у него отсутствовала.

2. Участник не является банкротом, в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство или запущена процедура ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Участник является банкротом, если в отношении него суд вынес соответствующее решение, вступившее в законную силу, и открыл конкурсное производство.

3. На дату подачи заявки деятельность участника не должна быть приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это требование означает, что суд (а в случаях, установленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, должностные лица Ростехнадзора) не назначил участнику наказания в виде приостановления деятельности.

4. Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший финансовый год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Исключения составляют суммы задолженности, в отношении которых:

  • предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
  • проведена реструктуризация;
  • вступило в законную силу решение суда о признании обязанности участника по уплате этих сумм исполненной;
  • принято решение о признании их безнадежными ко взысканию.

Участник соответствует требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

5.

Участник закупки – физическое лицо либо руководитель участника закупки, члены коллегиального органа или главный бухгалтер юридического лица не должны иметь судимость за преступления в сфере экономики (исключение составляет снятая или погашенная судимость) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Кроме того, указанные лица не должны быть дисквалифицированы, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки.

Внимание! Судимость должна отсутствовать у всех перечисленных лиц. В ином случае заказчик вправе отклонить заявку.

Несмотря на то что в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указан союз «или», заказчик может рассматривать отсутствие в заявке сведений, например о главном бухгалтере, как сокрытие информации. Косвенно такой вывод подтверждает решение Восьмого апелляционного суда.

В рассмотренном деле участник не представил сведения о судимости главного бухгалтера. Заказчик на этом основании отклонил вторую часть заявки. Суд признал действия заказчика неправомерными в связи со следующим.

Использование в законе союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность участника отразить в заявке информацию об отсутствии судимости как у руководителя, так и у главного бухгалтера. Однако суд принял во внимание тот факт, что у участника руководитель самостоятельно ведет бухучет.

Значит, участник не скрыл от заказчика какие-либо сведения (постановление от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015 по делу № А75-3228/2015).

6. Участник должен обладать интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик получает права на них (п. 8 ч. 1 ст.

31 Закона № 44-ФЗ).Исключение составляют случаи, при которых заключается контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Несмотря на то, что данное требование специфично, заказчик его автоматически включает в извещение о проведении закупки.

7. У участника не должно быть конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).К конфликту интересов относят брак и родственные связи между:

  • руководителем, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим заказчика и
  • руководителями, членами органов управления, учредителями, выгодоприобретателями юридического лица – участника закупки или физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) – участника закупки.

Выгодоприобретатели – это физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Это значит, что участник не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон. Перечень таких зон установлен в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каким специальным требованиям должен отвечать участник закупки

В настоящее время действуют Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляют путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых участники проходят предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, которые проходят в два этапа и победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах и предложивший наилучшие условия во втором (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия (ч. 10 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа (ч. 14 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых аукционов, то есть аукционов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену (ч. 1, 6 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

К ним относятся, например, требования к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В течение какого срока участник должен соответствовать требованиям

Участник должен соответствовать всем перечисленным требованиям с момента подачи заявки и до заключения контракта.

Заказчик может отстранить от участия в закупке на любом этапе до момента заключения контракта, если участник:

  • не соответствует требованиям или
  • предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия.

Такой вывод следует из части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако после того, как контракт будет заключен, участник может, например, приобрести задолженность по налогам безо всяких негативных последствий для себя (определение Верховного суда РФ от 17 декабря 2014 г. № 67-АПГ14-14).

Если организация (предприниматель) соответствует предъявляемым требованиям, располагает необходимыми материальными ресурсами, производственными мощностями и кадровыми резервами для выполнения обязательств по закупке, то она может принять участие в проведении закупки.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki_rekomendacii_ispolnitelju/kakim_trebovanijam_dolzhen_sootvetstvovat_uchastnik_zakupok/122-1-0-3107

Добавить комментарий