Злоупотребление должностными полномочиями по ук рф

Содержание

8(499)938-71-68

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Состав преступления

В состав объективной стороны злоупотребления входят:

  • преступное деяние в форме применения должностных полномочий наперекор интересам службы;
  • социально опасные результаты в форме значительного несоблюдения прописанных в законодательных актам прав и интересов;
  • причинно-следственная связь между применением должностного статуса и повлеченными последствиями.

Состав преступления состоит в применении полномочий не по назначению, а значимым аргументом в привлечении человека к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ является корыстный мотив или желание достичь персональной выгоды.

То есть гражданин на значимой должности, желая нелегально присвоить собственность, материальные ценности, финансы или иную материальную выгоду, а также получить повышенную должность, увеличить сферу влияния, и осознавая противоправность своих действий и нарушение закона, продолжает осуществлять незаконную деятельность.

Под применением человеком должностных полномочий понимается выполнение противоправных действий, нарушающих закон и интересы иных граждан, или же невыполнение действий, которые лицо должно было выполнить по причине своих должностных обязанностей.

В документе или заключении о вынесении обвинения должностному лицу должна быть указана ссылка на нормативные акты, на базе которых такому лицу присвоены определенные должностные права и обязательства, а также перечень обязанностей и прав, при злоупотреблении которыми наперекор служебным интересам он будет обвинен в соответствии с соответствующей статьей УК РФ.

Если принятые должностным лицом меры, которые повлекли несоблюдение своих служебных полномочий, были осуществлены для предотвращения более опасных последствий и более значительных, чем нанесенный ущерб по факту, если это недопустимо было осуществить иными способами, тогда такие действия не расцениваются как преступные и имеющие злой умысел.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда.

Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Законом предусмотрено наказание за злоупотребление служебным статусом:

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и  полномочия.

При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий.

Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/ugolovnaya-otvetstvennost-za-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — одно из преступлений, наказуемых по уголовному законодательству России. При этом данное понятие включает в себя сразу несколько составов преступления. Кто же конкретно может допускать такое злоупотребление и какая ответственность за это предусмотрена?

Различные виды злоупотребления полномочиями

Когда речь заходит о злоупотреблении должностными полномочиями, обычно вспоминают правонарушения, которые связаны с коррупцией чиновников и иных людей, осуществляющих те или иные задачи власти, однако это не совсем так. Употреблять в своих личных интересах властные полномочия могут не только должностные лица, но и руководящие сотрудники коммерческих или общественных организаций, не имеющих прямого отношения к власти.

Именно поэтому действующее уголовное законодательство специально различает несколько видов схожих деяний:

злоупотребление должностными полномочиями; выход за рамки уже имеющихся полномочий;

злоупотребление управленческими возможностями в частной организации.

Злоупотребление служебным положением в советском праве

Надо отметить, что злоупотребление должностными полномочиями — это далеко не новое преступление, характерное для российского уголовного законодательства.

Еще во времена СССР в праве, действующем на тот момент и на союзном, и на республиканском уровне, было предусмотрено уголовное наказание за поступки, которые совершали наделенные властью лица, злоупотребляющие своим должностным и общественным положением.

Главным различием между советским и российским подходом к данному виду преступлений является то, что в СССР и конкретно РСФСР не делалось принципиального различия между совершением деяния должностными лицами органов власти и руководством предприятий. Связано это, несомненно, с тем, что в те времена вся экономика регулировалась государством, в результате чего различием в положении виновных людей действительно можно было пренебречь.

Ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»

Злоупотребление должностными полномочиями, допущенное человеком, который тем или иным образом действовал от имени государства или муниципальной власти, наиболее опасно. Действуя в своих собственных интересах или же выполняя заказ других лиц, чиновник способен причинить огромный вред как конкретным лицам, так и самой власти в целом.

Последнее связано с тем, что незаконные действия так или иначе подрывают авторитет власти и тем самым способствуют правовому нигилизму.

Наблюдая, как нарушают закон должностные лица, простые граждане поневоле начинают думать: «А мы чем хуже?» Они начинают уклоняться от исполнения обязанностей и выполнения не только незаконных, но вполне легитимных распоряжений.

Такая ситуация совершенно недопустима в правовом обществе, и именно поэтому уголовное право здесь предусматривает разные виды наказаний, самым тяжким из которых является лишение свободы на срок от 4 (в общем случае) до 10 (если последствия преступления оказались тяжкими) лет.

Когда наступает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по статье 285 УК РФ?

Злоупотребление должностными полномочиями превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в преступление, наказуемое по Уголовному кодексу, лишь в том случае, когда имели место следующие обстоятельства:

Виновное лицо было наделено соответствующими полномочиями, то есть имело возможностью отдавать распоряжения, которые должны быть обязательно исполнены. Полномочия были использованы вопреки интересам, ради которых лицо ими наделялось.

Конкретнее здесь сформулировать трудно, однако на основании нормативных актов, должностных инструкций и других сходных документов всегда можно определить те функции, которые лицо должно исполнять, и, соответственно, определить интересы, ради которых полномочия вводились.

Нарушение было связано с личным интересом лица. По сути, это означает, что виновный воспользовался властью ради своего обогащения или для улучшения положения лиц, с которыми он так или иначе связан.

Последнее особенно важно. Соблазн превратить свою власть в конкретные материальные блага есть всегда, пока существует государственный аппарат.

История знает немало примеров лиц, которые успешно занимались казнокрадством, — достаточно вспомнить сподвижника Петра I Александра Меньшикова, чье личное состояние, нажитое путем злоупотреблений, было сопоставимо с государственным бюджетом тогдашней Российской Империи.

Мириться с этим абсолютно невозможно — и именно для борьбы с подобной практикой существует соответствующая статья в уголовном законе. Как показывает статистика, хотя преступная практика до конца не изжита, но наказание всерьез помогает сдерживать коррупцию.

Ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

Закон отдельно выделяет такой вид злоупотребления должностными полномочиями, как их превышение с преступными целями. Различие с упомянутым выше составом преступления состоит в том, что:

Злоупотребление может осуществляться лишь в рамках тех полномочий, которые уже предоставлены лицу, превышение же подразумевает, что таких полномочий у лица нет вообще. Границу легко определить, обратившись к соответствующим должностным инструкциям, регламентам и иным служебным документам.

При злоупотреблении обязателен личный интерес виновного. Неважно, действует он для себя самого или для «заказчика», — главное, что преступник рассчитывает сам получить для себя что-то лично полезное. Превышение же такого интереса не требует. Даже если виновный просто самодурствует и наслаждается властью, не имея для себя никаких конкретных выгод, он все равно будет преступником.

Статья 201 УК РФ (о злоупотреблении должностными полномочиями управляющим в частной организации)

Ну и напоследок следует сказать о таком виде преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями лицом, не относящимся к системе официальной власти, а действующем в рамках полномочий внутри негосударственной организации.

Здесь необходимо отметить следующее:

Использование полномочий во вред наказуемо, если при этом нарушены интересы организации, внутри которой преступник имеет определенную власть.

Нарушение должно совершаться лишь в интересах самого виновного или кого-то еще. Простая ошибка, даже если при этом организация понесла ущерб, уголовно не наказуема.

Кроме того, применительно к негосударственным организациям не рассматриваетсякак отдельный состав преступления злоупотребление должностными полномочиями в форме их превышения. Здесь виновный будет отвечать лишь по тем статьям, признаки которых будут обнаружены в его действиях.

Связано это, прежде всего, с тем, что объем власти у должностного лица и управляющего компании, общественной организации и т. д. (даже весьма влиятельного) несопоставим.

Именно поэтому нет необходимости особо выделять и криминализировать превышение полномочий: если это деяние и будет преступным, то лишь в рамках общих норм уголовного права.

Справочник охранника

Уголок пенсионера

Школа безопасности

Ремонт своими руками

Авторские расширения и плагины

Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Статья 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно закону РФ использовать свое положение на работе в личных целях запрещено всем госслужащим. Злоупотребление должностными полномочиями – это преступное деяние средней степени тяжести, но при определенной квалификации, оно может перейти  в разряд тяжкого преступления. Наказание – штраф или уголовная ответственность.

Злоупотребление служебным положением – применение полномочий в разрез интересов госструктуры. Положение отягощается, если подобные действия были совершены из корыстных побуждений, что повлекло серьезные последствия для общества, государства. Состав преступления оказывает влияние на назначение наказания.

Скачать Официальный текст УК РФ, Статья 285

Формы противоправного действия

Основным объектом злоупотребления служебным положением является деятельность, регламентированная нормативно-правовыми актами законодательства, определенного звена публичного органа федеральной и государственной власти.

На основании анализа судебной практики было установлено несколько форм действий, выходящих за рамки обязанностей должностного лица:

  • совершение деяния, являющегося компетенцией другого должностного лица (инспектор дорожной службы принимает решение за начальника);
  • действия, которые могут выполняться только совместно (судья выносит вердикт единолично, но при рассмотрении дела должны присутствовать присяжные);
  • деяния, которые могут быть выполнены только при наличии особых полномочий, отсутствующих у обвиняемого (применение оружия);
  • действия, на которые не имеет право ни одно лицо, независимо от обстоятельств (насилие по отношению к подчиненным, подозреваемому).

Госслужащий, совершивший должностное преступление, действуя при этом по распоряжению или приказу при наличии обоснованного риска, наказанию не подлежит.

Последствие превышения – причинение ущерба человеку, как личности, нарушение свобод и прав физических лиц, предусмотренных Конституцией, но оно может быть связано и с нанесением имущественного ущерба физическим лицам, организациям и другими действиями, направленными против интересов государства и общественности.

Пояснения к законодательной норме

Использование своих полномочий вопреки задачам госслужбы карается материальной или уголовной ответственностью. Объективная честь Уголовного Кодекса ст. 285 РФ включает несколько основных признаков:

  • Совершение действия. Это может быть либо бездействие, либо деяние, заключающееся в превышении служебных обязанностей против интересов госслужбы.
  • Возникновение каких-либо последствий. Выражается в нанесении ущерба обществу, гражданам, организациями и государству.
  • Причинно-следственная взаимосвязь последствия и преступного действия.

Деятельность госслужащих регламентируется ФЗ, Конституцией и ФКЗ, которые подлежат непосредственному исполнению, как муниципальными, так и федеральными органами власти. Региональные посты определяются территориальными субъектами.

Ответственность за должностное преступление

Превышение служебных обязанностей на основании статьи 285 УК РФ и комментариев к нему переходит из простого преступления в серьезное правонарушение, предусматривающее уголовную ответственность.

Злоупотребление служебными полномочиями карается следующим наказанием:

  • арест на полгода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 МРОТ;
  • отстранение от предпочтительной для нарушителя деятельности до 5 лет;
  • материальное наказание в сумме зарплаты или другой прибыли обвиняемого за 1-2 месяца;
  • заключение под стражу сроком до 4-х лет.

Постановление Пленума ВС гласит, что все должностные лица, обязаны действовать в соответствии с нормативно-правовыми актами, предусмотренными законодательством и во время судебного процесса предупреждать наказание невиновных в преступлении граждан.

Государственный служащий муниципального и федерального уровня за злоупотребление своим служебными полномочиями согласно УК РФ подлежит наказания в форме:

  • лишение свободы – до 84 месяцев плюс аннулирование прав занимать определенные посты или вести какую-либо деятельность до 36 месяцев;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 МРОТ или в размере прибыли (зарплаты) обвиняемого за 8 месяцев.

Отсутствие личного мотива или корысти, преобразует злоупотребление обязанностями в дисциплинарный проступок. Основное условие – незначительное нарушение интересов предприятий либо физических лиц, общественности и государства, охраняемых действующим законодательством.

Закон многогранен, неверное определение и превышение должностных обязанностей, по составу относящееся к ст. 286 Уголовного Кодекса, переквалифицируется в злоупотребление (ст. 285 УК РФ).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями

Согласно УК РФ оба понятия квалифицируются как проступки, совершенные уполномоченными лицами. Однако подобные деяния могут совершать простые служащие или иные представители местной или федеральной власти. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями просто разъяснить по уголовно-правовым актам.

Статья 285 характеризует злоупотребление, как деяние, совершенное в личных или корыстных целях, повлекшее за собой серьезное ущемление законных интересов и общественных прав. При превышении выполняемые действия не входят в компетенцию обвиняемого.

В соответствии с ППВС п.19, превышение служебных обязанностей заключается в совершении деяний, которые:

  • могут иметь место при наличии конкретных обстоятельств, указанных в законодательстве (применение служебного огнестрельного и иного оружия по отношению лица, не достигшего 18 лет, когда его деяния не представляли угрозу для общества);
  • являются обязанностями другого ответственного лица;
  • никто не может совершать подобные действия;
  • выполняются одним лицом, а должны рассматриваться коллегиально.

Субъективная сторона преступного действия предполагает присутствие умышленной вины. Интерес при этом может быть непосредственным или косвенным. Основным компонентом является наличие личного мотива или корысти. Злоупотребление обязанностями считается деянием с материальной заинтересованностью.

Проблемы квалификации преступления

На практике действия госслужащих, совершивших общеуголовные деяния, например, хищение чужих предметов или имущества, изъятого у гражданина, разъясняются неоднозначно. Поэтому проблема квалификации преступления остается актуальна.

Такой мотив как корысть предусмотрена статьей 285. На практике, при совпадении главных признаков преступления, результат зависит от установленной либо не определенной факультативной характеристики субъективной стороны, такой как наличие личного или корыстного мотива.

В текущей судебной деятельности служебные нарушения, квалифицируются с большим трудом, что обусловлено несовершенством правоприменительной системы и уголовного кодекса, а также отсутствием типовых правил взаимосвязанных со специальными и общими вопросами их определения.

Источник: http://cabinet-lawyer.ru/uk-rf/zloupotrebleniye-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

https://www.youtube.com/watch?v=9hWqyWqjaKQ

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2018 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Вопросы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

Раздел 10. Взгляд правоприменителя

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Л.Л. Блашкова

(федеральный судья Ханты-Мансийского районного суда; hmao-raisud@yandex.ru)

В статье рассматриваются проблемы практики применения уголовного законодательства об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и предлагаются пути их решения посредством внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: должностное лицо, злоупотребление должностными полномочиями,

преступления коррупционной направленности.

Среди вопросов противодействия преступлениям коррупционной направленности обращает на себя внимание практика применения уголовного законодательства об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. Данное преступление, являясь основным среди указанной группы преступлений, продолжает оставаться высоколатентным преступлением.

Так, за 10 месяцев 2011 года в России было зарегистрировано 32 700 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Из них 10 261 преступление связано со взяточничеством.

В числе выявленных преступлений значительное место занимает злоупотребление должностными полномочиями или специальные по отношению к нему составы преступлений [1].

В то же время практика применения ст. 285 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, сопровождается совершением значительного числа ошибок, связанных, в частности, с недостаточной теоретической разработанностью вопросов квалификации данного преступления.

В научной литературе и правоприменительной практике наблюдаются существенные противоречия в уголовно-правовой оценке злоупотребления должностными

полномочиями. Они связаны прежде всего с определением признаков состава рассматриваемого преступления и разграничения его со смежными преступлениями. Существенные проблемы возникают при определении признаков субъекта преступления – должностного лица.

В связи с утверждением Национального плана противодействия коррупции [2] и принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3] противодействие злоупотреблению должностными полномочиями приобретает еще большую актуальность.

Принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [4] не только не решило существующих вопросов квалификации злоупотребления должностными полномочиями, но и увеличило их количество. Кроме этого, возникли противоречия в уголовно-правовой оценке злоупотребления должностными полномочиями, данной в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» [5].

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О проти-

водействии коррупции» под коррупцией понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица.

Законодательное понятие коррупции приведено в отечественном законодательстве впервые. Оно оказало огромное положительное влияние на противодействие преступлениям коррупционной направленности, определив для законодателя и правоприменителя основу противодействия коррупционным правонарушениям и их круг.

При этом, по нашему мнению, приведенное определение коррупции нуждается в некотором совершенствовании. В первую очередь, вызывает возражение подход законодателя к определению понятия коррупции путем перечисления.

Данный подход не позволяет учесть все виды преступлений коррупционной направленности. Среди коррупционных правонарушений не названы такие опасные виды преступлений, как превышение должностных полномочий (ст.

286 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст.

170 УК РФ), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и другие преступления.

Кроме этого, в понятии коррупции среди иных преступлений коррупционной направленности указано злоупотребление служебным положением. Не ясно, к како-

Раздел 10. Взгляд правоприменителя му виду правонарушений отнесено данное деяние, поскольку Уголовным кодексом РФ не установлена ответственность за злоупотребление служебным положением, а в ст. 285 УК РФ речь идет о злоупотреблении должностными полномочиями. Подобное широкое толкование коррупционного правонарушения представляется не вполне корректным.

Кроме того, в соответствии с приведенным определением коррупция возможна только в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. В таком случае за границами коррупции остаются все правонарушения, совершенные по иным мотивам: групповые и личные интересы, карьеризм, общее покровительство по службе.

Излишним представляется и наличие в определении коррупции подп. «б»: «совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Данное дополнение делает понятие коррупции объемным, размытым, излишне дублирующим свое же содержание. Аналогичное определение приведено и в Законе Тюменской области от 25 февраля 2009 г.

№ 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области» [6].

Более приемлемым представляется понятие коррупции, данное в Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [7, с. 14].

В силу этого предлагаем изменить определение понятия «коррупция» как в Федеральном законе «О противодействии коррупции», так и в Законе Тюменской области «О противодействии коррупции в Тюменской области» для приведения в соответствие с международным законодательством в сфере противодействия коррупции.

В настоящее время правоохранительными органами разработан перечень № 23 преступлений коррупционной направлен-

Юридическая наука и правоохранительная практика ности, в который вошли преступления, как имеющие непосредственное отношение к коррупции, так и весьма далекие от нее. Так, например, среди преступлений коррупционной направленности указано преступление, предусмотренное ст.ст. 174, 174.1, 175, 210 УК РФ [8].

По нашему мнению, создание такого списка бесперспективно, поскольку ни само определение коррупции, ни принципы включения преступлений в такой перечень не сформированы в достаточной степени. Считаем, что предлагаемый перечень имел бы значение только для статистики, что не относится к задачам уголовного законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=o8LoPllBYq0

При квалификации злоупотребления должностными полномочиями особое внимание обращает на себя деятельность должностных лиц, в обязанности которых входит раскрытие и расследование преступлений, стремящихся укрыть преступления от официального учета либо исказить их уголовно-правовую оценку. Эти преступления обладают повышенной степенью общественной опасности, поскольку обусловливают большую возможность уклонения виновного от уголовной ответственности и причиняют большой вред интересам государственной службы.

На портале МВД России размещена информация о том, что в г.

Тюмени ожидает суда сотрудник полиции Хаиров, который, обнаружив Пчелкина, находившегося под действием наркотического средства и ведшего себя неадекватно, не задержал молодого человека.

Спустя час Пчелкин, вооружившись двумя ножами, вышел на улицу. Хаиров видел и это, но снова не принял мер к задержанию. Вскоре Пчелкин напал на случайно встреченного им молодого человека и нанес ему смертельное ранение ножом [9].

Рассматриваемое преступление содержит в себе все признаки прикосновенности к преступлению и представляет собой не что иное, как заранее не обещанное попустительство преступлению.

Однако в ст. 285 УК РФ такой квалифицирующий признак отсутствует. В связи с этим целесообразно ч. 3 ст. 285 УК РФ

дополнить следующими словами: «…либо повлекшее совершение тяжкого или особо тяжкого преступления».

Федеральным законом от 22 июля

2010 г. № 155-ФЗ УК РФ был дополнен статьей 286.

1, устанавливающей уголовную ответственность за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону.

Кроме иных явных ошибок уголовной политики и законодательной техники, необходимо обратить внимание и на сложности разграничения данного преступления и злоупотребления должностными полномочиями.

Для устранения возможных сложностей в разграничении исследуемых преступлений представляется целесообразным дополнить ч. 1 ст. 286.1 УК РФ следующими словами: «.

при отсутствии признаков злоупотребления должностными полномочиями…» и определить такое разграничение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Среди признаков должностного лица имеет значение место выполнения служебных полномочий. Кроме государственных и муниципальных органов управления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации должностное лицо может выполнять свои служебные полномочия в государственных корпорациях.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [10].

В последние годы были созданы следующие государственные корпорации: корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, государственная корпорация «Ростехнологии»,

Российская корпорация нанотехнологий, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и др.

Государственные корпорации выполняют важные государственные функции по обеспечению интересов государства в различных сферах науки и техники, а также в части управления государственным имуществом, эффективным управлением государственными финансами, заключения сделок, организации конкурсов на проведение работ.

Таким образом, государственные корпорации не участвуют в управлении государством, не обладают властными полномочиями. По этой причине лица, выполняющие управленческие функции в государственных корпорациях и допускающие нарушения законодательства, должны признаваться субъектами преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ.

В соответствии с этим из п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ необходимо исключить слова «государственных корпорациях».

Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие единого понятия должностного лица в различных отраслях российского законодательства.

Несмотря на достаточное количество научных исследований, касающихся должностных и иных служебных преступлений, до сих пор отсутствуют критерии отграничения властных, управленческих действий от иных видов юридически значимого поведения, что не позволяет четко определить власть и управление как объекты уголовно-правовой охраны.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sovershenstvovaniya-ugolovnogo-zakonodatelstva-ob-otvetstvennosti-za-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami

Добавить комментарий