Какая ответственность за уклонение от воинской службы?

Содержание

8(800)350-83-64

Какая ответственность за уклонение от воинской службы? Народный СоветникЪ

Уклонение от воинской службы считается нарушением действующего законодательства, а значит, за такое действие предусмотрены определенные санкции. В зависимости от обстоятельств уклонистов ожидает наказание, предусмотренное в рамках либо административной, либо уголовной ответственности.

Среди молодых людей призывного возраста бытует мнение, что если не получил повестку из военкомата, то ничего противозаконного не сделал. Это подтверждается нормами ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее — закон № 53-ФЗ).

В ч. 4 этой статьи обозначено, какие действия считаются уклонением от воинской службы, а именно: неявка гражданина на мероприятия, связанные с призывом. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • для неявки не было уважительных причин;
  • гражданин был извещен о мероприятии повесткой.

Получается, если повестка не вручена, значит, такого правонарушения, как уклонение, не было. Единственное, что может сделать комиссариат, — это передать список лиц, которым не удалось вручить повестку, в правоохранительные органы. Но их сотрудники должны только разыскивать призывников для вручения повестки.

Описанный механизм действует тогда, когда призывник умышленно не прячется от представителей военкомата. Известно, где он живет, работает или учится, есть реальные данные о составе его семьи. А вот если гражданин призывного возраста вовремя не уведомил об изменениях обстоятельств, важных для воинского учета, тогда к нему могут быть применены административные санкции.

Основания для привлечения к административной ответственности

В военном комиссариате не просто выбирают фамилии граждан РФ, которым необходимо пройти воинскую службу. Там ведется учет всех военнообязанных. На военный учет ставятся юноши, достигшие 17 лет, по месту жительства. Согласно законодательству все военнообязанные должны сообщать в военкомат актуальную информацию о себе, которая может повлиять на осуществление призыва.

За нарушение этой обязанности в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность. Так, как правонарушение в ст. 21.5 КоАП РФ рассматриваются следующие действия:

  • неявка по повестке в военкомат лица, состоящего на учете;
  • неявка в военкомат для постановки на учет или снятия с него в установленный срок;
  • неявка в военкомат для сообщения информации о выезде за пределы муниципального образования более чем на 3 месяца;
  • неявка в военкомат для сообщения информации о выезде за пределы России более чем на полгода;
  • несообщение в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, места работы или учебы в установленный срок.

За все эти действия предусмотрен штраф в размере от 100 до 500 руб.

Отдельно в КоАП РФ вынесен вопрос об уклонении от медицинского освидетельствования. На него, кстати, тоже необходимо явиться по повестке. Если повестка была вручена, но призывник на медкомиссию не прибыл, тогда согласно ст. 21.6 КоАП РФ ему грозит штраф в том же размере — от 100 до 500 руб.

Когда наступает ответственность за уклонение от воинской службы по статье УК РФ

В Уголовном кодексе РФ такие преступления, как уклонение от воинской службы и от альтернативной гражданской службы, объединены в ст. 328. В самой статье не расписывается, какие деяния считаются уклонением от службы. Для этого нужно снова обратиться к ст. 31 закона № 53-ФЗ.

Если призывник, который получил повестку, не явился на мероприятия по призыву, к нему может быть применена уголовная ответственность. Однако есть некоторые нюансы, которые сложились в результате применения этой нормы судами.

В ст. 328 УК РФ есть отсылка к постановлению пленума Верховного суда РФ от 03.04.2008 № 3. Согласно этому постановлению к ответственности могут привлекать только мужчин в возрасте от 18 до 27 лет.

Но если выяснится, что гражданин, которому уже исполнилось 27 лет, ранее уклонялся от призыва, то уголовную ответственность можно применять к нему до истечения срока исковой давности.

В данном случае этот срок равен 2 годам.

Верховный суд предлагает выяснять, хотел ли призывник избежать воинской службы. Свидетельством этого может быть неоднократная неявка на призывные мероприятия, такие как медкомиссия, заседания призывной комиссии, или в военкомат для отправки по месту службы.

По отношению к медкомиссии неоднократность — важная характеристика. Если призывник не явился на нее единожды, тогда к нему применяются меры административной ответственности.

Кроме того, к уклонению приравниваются ситуации, в которых призывник симулировал болезнь или умышленно покалечил себя, а также использовал подложные документы для получения освобождения от службы.

А вот санкции, которые предусмотрены за уклонение от службы УК РФ:

  • до 200 000 руб. штрафа;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до 6 месяцев ареста;
  • до 2 лет лишения свободы.

В зависимости от обстоятельств судья вправе выбрать любой из видов наказания.

Законодательством России служба в армии признается конституционной обязанностью каждого мужчины. А те, кто различными способами уклоняется от прохождения службы, привлекаются к ответственности за это.

За действия, которые осложняют розыск призывника для вручения повестки, следует наказание согласно нормам КоАП РФ, а за игнорирование врученной под роспись повестки грозит уже уголовная ответственность.

Источник: http://xn--b1altabgdr.org/vash-yurist/kakaya-otvetstvennost-za-uklonenie-ot-voinskoj-sluzhby-narodnyj-sovetnik

Уголовная ответственность за уклонение от воинской службы в 2018 году

2015-10-12T17:38:33+00:00

Если нет времени читать статью:

Для того, чтобы разобраться в таком вопросе, как уклонение от армии и кто подлежит призыву, сначала следует определить перечень лиц, которые обязаны пройти воинскую службу.

Согласно подпункту «а», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 и до 27 лет, которые состоят на воинском учете и не прибывают в запасе.

Следует отметить уточнение Закона о воинской службе, что лица, не состоящие на воинском учете, но обязанные там быть, также признаются призывниками, в противном случае, им будет вменяться уклонение от воинской службы.

При этом пункт 1 статьи 26 рассматриваемого закона гласит, что призыв на военную службу включает в себя два вида мероприятий, а именно:

  • явка в военкомат на медицинское освидетельствование и заседания призывной комиссии;
  • явка в указанное военкоматом место для отправки на службу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о воинской службе на каждое из данных мероприятий военкомат вызывает мужчину соответствующей повесткой. Соответственно, неявка без уважительной причины влечет за собой наказание за уклонение от службы в армии.

Итак, что из себя представляет уголовная ответственность за уклонение от воинской службы?

Полезно узнать: плоскостопие и армия, категории годности: при выявлении плоскостопия 3 степени призывнику присваивают категорию годности В, остальные (1-2) степени плоскостопия не являются противопоказанием к службе в армии.

Полезно узнать, какая статья за клевету и оскорбление личности предусмотрена в законодательстве, а также какое наказание за мошенничество?

Ответственность за уклонение от военной службы устанавливается Уголовным Кодексом РФ (далее – УК РФ).

Согласно части 1 статьи 328 УК РФ уклонение от воинской службы – это неявка в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или место отправки на службу.

О данном мероприятии гражданин должен быть надлежащим образом уведомлен повесткой, полученной в руки под личную подпись.

Статья за уклонение от воинской службы предусматривает, что не считается уклонением от службы неявка на данные мероприятия по уважительной причине, которой считается болезнь, рождение ребенка, смерть одного из родных. Однако, данная «уважительная причина» уклонения от воинской службы должна быть подкреплена официальным документом. Следует отметить, что под уклонением от воинской службы военкоматы подразумевают сразу несколько обстоятельств:

  • неявка по повестке в военкомат лица, состоящего на учете;
  • неявка в военкомат для постановки на учет или снятия с него в установленный срок;
  • неявка в военкомат для сообщения информации о выезде за пределы муниципального образования более чем на 3 месяца;
  • неявка в военкомат для сообщения информации о выезде за пределы России более чем на полгода;
  • несообщение в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, места работы или учебы в установленный срок.
  • самостоятельное покидание сборного пункта перед отправкой на воинскую службу;
  • незаконное оформление призывником отсрочки от армии или военного билета;
  • причинение себе травм, несовместимых с прохождением военной службы;
  • отказ от подписи в повестке на одно из мероприятий военкомата, описанных выше;
  • переселение призывника на новое место жительства без постановки на воинский учет.

Важно!  Цена в условных единицах – законно ли это?

Что грозит за уклонение от воинской службы? В соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ подобные действия грозят мужчине серьезным наказанием. Так, можно получить крупный штраф за уклонение от службы в армии до 200 тысяч рублей. Кроме того, нарушителю закона за уклонение от армии статья УК грозит отправлением на принудительные работы на два года либо лишением свободны на срок до двух лет.

Санкции, которые предусмотрены за уклонение от службы УК РФ:

  • до 200 000 руб. штрафа;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до 6 месяцев ареста;
  • до 2 лет лишения свободы.

Для тех, кто интересуется не только тем, что будет за уклонение от армии, а и от альтернативной службы тоже, поясним: для лиц, уклоняющихся от альтернативной службы, устанавливается уголовная ответственность.

Согласно части 2 статьи 328 УК РФ уклонение от альтернативной службы грозит штрафом до 80 тысяч рублей, принудительными работами на срок до 480 часов или арестом на 6 месяцев.

Составить заявление на прохождение альтернативной службы можно самостоятельно, так же как и можно проходить военную службу по контракту и получить звание участника боевых действий.

Знаете ли вы, что за смс-спам мобильных операторов можно привлечь к ответственности?

Для тех, кто в свое время практиковал уклонение от армии, последствия будут не очень приятные.

С 26 декабря 2014 года мужчины, которые не служили и не имели законных оснований на освобождение, иными словами уклонялись от воинской службы, вместо военного билета получают справку, форма которой утверждена Приказом Министра обороны от 18 июля 2014 года № 495. Получение военного билета после 27 лет, происходит таким же образом, в зависимости от того проходили вы службу или нет.

Узнайте, как подать заявление в прокуратуру, если в военкомате нарушают ваши права, а также в каких ситуациях нужна характеристика от участкового?

Источник: https://bukvaprava.ru/2015/10/12/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uklonenie-ot-voinskoj-sluzhby/

Ответственность за уклонение от армии

Обязанности граждан по воинскому учету, за нарушение которых наступает ответственность

Административная ответственность за нарушения воинского учета

Примеры судебной практики

Уголовная ответственность за уклонение от армии

Разъяснения Верховного суда РФ

Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (статья 10) установлены обязанности призывников и военнообязанных, за неисполнение которых наступает административная или уголовная ответственность.

Чтобы не быть привлеченным к ответственности рассмотрим обязанности граждан по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военкомат для постановки на воинский учет;
  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  • в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
  • бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военкомат для получения новых документов взамен утраченных.

О всех обязанностях граждан по воинскому учету можно прочитать в статье по ссылке.

Административная ответственность

За несоблюдение вышеуказанных обязанностей наступает административная ответственность по статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно данной статье административная ответственность за несоблюдение правил воинского учета наступает в случаях:

  • Неявки гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины,
  • неявки в установленный срок в военкомат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию,
  • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

Несоблюдение данных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа по статье 21.5 КоАП РФ в размере от ста до пятисот рублей.

Примеры из судебной практики

Очень часто призывники при поступлении в ВУЗы или техникумы забывают сообщить в военкомат в двухнедельный срок о данном событии. Однако данная забывчивость влечет наступление административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ.

Судебные инстанции поддерживают практику военных комиссариатов по привлечению к административной ответственности.

Источник: http://personright.ru/voyenkomat/prizyv-army-sroki/156-otvetstvennost-za-ukloneniye-army.html

Уклонение от армии | Ответственность призывников

Нарушение правил призыва ведет к наступлению уголовной или административной ответственности. Однако призывники зачастую путаются и не знают, какое именно наказание им грозит за то или иное правонарушение. Более того, граждане очень часто не подозревают, что они нарушили закон, забыв про полученную повестку.

Большинство правонарушений, которые совершают призывники при взаимодействии с военкоматом, регламентированы Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП).

В список правонарушений, за которые наступает административная ответственность, попадают незначительные правонарушения, связанные с несоблюдением порядка воинского учета.

В соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за:

  • Выезд за пределы РФ на период больше 6 месяцев без снятия с воинского учета.
  • Несвоевременную постановку на воинский учет при переезде на новое место жительства или новое место пребывания на срок более 3 месяцев. Встать на учет нужно в течение 2-х недель после переезда.
  • Несвоевременное предоставление в военный комиссариат актуальной информации по воинскому учету (изменение уровня образования, места работы и должности, семейного положения, места жительства в пределах района).
  • Неявку призывника по повестке в установленное время и срок без уважительной причины.

Эти правонарушения предусматривают административный штраф в размере от 100 до 500 рублей.

Существует также ст. 21.6 КоАП, в соответствии с которой граждан ожидает штраф в размере от 100 до 500 рублей за:

  • Неявку без уважительной причины (уклонение) на медицинское освидетельствование в военкомате.
  • Неявку без уважительной причины на дополнительные обследования, назначенные призывной комиссией или комиссией по первоначальной постановке на воинский учет.

Еще одна статься КоАПа – 21.7 – предусматривает штраф за потерю, порчу, уничтожение документа воинского учета (приписного свидетельства или военного билета). И в этом случае размер административного штрафа – от 100 до 500 рублей.

Какое наказание грозит уклонистам от армии?

Для более серьезных правонарушений предусматривается уголовная ответственность.

 Уголовные дела об уклонении от армии заводят на тех призывников, которые умышленно избегают призыва в армию, не являются по подписанной повестке на призывные мероприятия (медицинское освидетельствование, призывная комиссия, дополнительные обследования по направлению военкомата, явка на сборный пункт) без уважительных причин.

Уважительными причинами в данном случае считаются:

  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц. В военный комиссариат надо представить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие)
  • Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение причины неявки по повестке военного комиссариата.

Признать уклонистом от службы в армии могут даже из-за единичного факта неявки по повестке. Это указано в п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Помните, после получения повестки призывник обязан явиться в военкомат.

Вместо уклонения воспользуйтесь законным способом освобождения от призыва – получите военный билет по здоровью.

Если не знаете, есть ли у вас шансы законно освободиться от службы, я или мои коллеги бесплатно поможем предварительно определить вашу категорию годности.

Уголовная ответственность за уклонение от армии

Если призывник все-таки признан уклонистом и против него возбуждено уголовное дело, то меры пресечения, согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ могут быть такими:

  • Штраф за уклонение от армии в размере 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.
  • Арест на срок от 3 до 6 месяцев.
  • Лишение свободы на срок до 2 лет.

Особенности уголовной ответственности

  • Вопрос назначения уголовного наказания или административного штрафа за неявку по повестке без уважительной причины решается судом исходя из анализа умысла призывника. Если судья придет к выводу о том, что призывник не пришел на мероприятия по призыву с целью уклонения от призыва, то его неявка повлечет за собой наказание в соответствии со ст. 328 Уголовного Кодекса России. В пользу умышленного уклонения от призыва на военную службубудет свидетельствовать также и тот факт, что призывник не явился не только в дату, указанную в повестке, но и вообще не дошел до военкомата в течение призыва.
  • Если же молодой человек пропустил дату явки, а уважительной причины для этого у него не было, но до конца призыва в военкомат все-таки пришел, то в качестве наказания его будет ждать только административный штраф в размере 500 рублей.

Как ищут уклонистов от армии?

Любопытная информация для тех, кто размышляют, как скрыться от призыва: долго избегать встречи с военкоматом не получится. Если молодой человек не явился по подписанной повестке, начинается розыск уклониста от армии.

Сначала военкомат передает сведения о гражданине в следственный комитет. После их рассмотрения сотрудники СК вызывают призывника на явку к следователю.

Если повестку вручить не получается (молодой человек сменил место жительства и телефон), возбуждается личное дело по статье 328 УК РФ. Гражданина объявляют в федеральный розыск.

Найти уклониста несложно. Покупка билетов на вокзале, использование пластиковой банковской карты, получение любых документов, оформление кредита или трудоустройство позволяют обнаружить место пребывания исчезнувшего гражданина. 

Чтобы не посадили за уклонение от армии

Ответственности за отказ идти в армию не избежать. Если уплата административного штрафа не такое страшное наказание, то получить срок за уклонение от службы в армии захочет не каждый призывник.

К тому же уголовное дело уклониста не станет причиной для зачисления в запас, и после погашения судимости юноша все равно будет призван на службу.

Поэтому единственное верное решение – не скрываться от военкомата, а добровольно явиться по подписанной повестке, пройти призывные мероприятия и освободиться от службы по здоровью.

Это легко сделать, если у гражданина есть серьезные проблемы со здоровьем, подтвержденные частыми обращениями к врачу. Если в медицинской карте нет записей, подтверждающих непризывной диагноз, или призывник не уверен, есть ли у него основания для получения категории «В», освободиться от службы будет сложнее. Но даже в таких ситуациях получить военный билет по здоровью можно.

Важно понимать, что члены военно-врачебной комиссии занимаются исключительно освидетельствованием – не выявляют и не подтверждают непризывные заболевания. Поэтому призывник должен самостоятельно доказать, что он имеет право на зачисление в запас. 

Источник: https://armyhelp.ru/uklonenie-ot-armii

Уклонение от призыва на военную службу: правовые последствия и как можно избежать наказания –

Российское законодательство рассматривает уклонение от воинской службы в качестве нарушения, за которое предусматриваются определенные санкции. Применение таких санкций осуществляется с учетом обстоятельств и наличия уважительных причин, как в рамках административной, так и уголовной ответственности. Подробней об этом «Ваш семейный юрист» расскажет в данной статье.

Уклонение от воинской службы: раскрываем понятие

Молодые люди призывного возраста придерживаются мнения, что неполучение повестки из военкомата не относится к противозаконным деяниям. Это мнение верно, и находит свое подтверждение в 31-й статье 53-го Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

В 4-й части обозначенной статьи отражается, какие непосредственно действия подпадают под уклонение от воинской службы. Речь идет о неявке лиц на мероприятия, которые имеют отношение к призыву, несмотря на отсутствие уважительных причин; своевременное уведомление об обязательности посещения с помощью повестки.

Это значит, что если факта вручения повестки зафиксировано не было, правонарушения как такового не возникает.

Единственное, что может предпринять комиссариат, – это направить перечень лиц, которым не было возможности вручить повестку, в органы правопорядка. Однако их сотрудники вправе только инициировать поиск призывников для последующего вручения повестки, не больше.

Рассматриваемый порядок применяется тогда, когда нет умышленного избежания представителей военкомата призывником. Другими словами, есть актуальная информация о месте проживания последнего, его месте учебе (работы), сведения о составе семьи, прочее.

В противном случае, когда лицом призывного возраста своевременно не были представлены сведения, обусловленные изменением важных для воинского учета обстоятельств, в отношении него могут применяться административные санкции.

Административная ответственность: основания для привлечения

Военный комиссариат не просто занимается отбором фамилий лиц, которые должны отправиться на военную службу: здесь осуществляется учет всех военнообязанных. Постановке на военный учет по месту жительства подлежат юноши, чья возрастная отметка равна 17 годам.

В соответствии с законодательством, при возникновении обстоятельств, которые могут повлиять на изменение имеющейся в военкомате информации о военнообязанном (будь то изменение места жительства, женитьба либо рождение ребенка) и осуществление призывной компании, последний должен обязательно сообщить об этом военкомат.

Нарушение рассматриваемой обязанности КоАП РФ рассматривает как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность.

Согласно статье 21.5 кодекса, таковым может стать неявка в военкомат:

  • лица, которое состоит на учете, несмотря на получение повестки;
  • лица, которое подлежит постановке на учет (снятию с него) в назначенный срок;
  • лица, подлежащего призыву, которое выезжало за пределы муниципального образования на срок, больший трех месяцев, либо за пределы РФ больше чем на 6 месяцев, но не поставило об этом в известность.

Кроме того, правонарушением считается несвоевременное уведомление военкомата о таких обстоятельствах, как изменение семейного положения, места жительства (учебы, работы).

Все эти действия влекут за собой взыскание в виде штрафа размером от 100 до 500 рублей.

Отдельной статьей в КоАП РФ рассматривается вопрос, связанный с уклонением от медицинского освидетельствования и неявкой на него по повестке.

Если извещение призывнику было передано, но он на медкомиссию не приехал, то в соответствии с положениями статьи 21.6 Кодекса, ему грозит штраф аналогичного размера.

В каких случаях наступает ответственность по статье ук рф

Уклонение от военной службы, равно как и от таковой альтернативной гражданской, Уголовный кодекс рассматривает как преступления, объединенные в одну статью – 328 УК РФ.

Здесь не расписывается, что, собственно, относится к уклонению от службы: для этого нужно снова перечитать 31-ю статью 53-го Федерального Закона.

Если призывником, которому была вручена повестка, не были предприняты действия, связанные с посещением мероприятий по призыву, в отношении него допускается применение мер уголовной ответственности.

В то же время, существуют нюансы, возникновение которых обусловлено судебной практикой. Так, в 328-й статье УК РФ имеется отсылка к 3-му постановлению Верховного суда РФ, где говорится об ответственности только в отношении мужчин, чей возраст варьируется в пределах от 18 до 27 лет.

Однако, если станет известным, что лицом, который уже достиг 27 лет, прежде совершались действия, которые можно квалифицировать как уклонение от призыва, уголовная ответственность может применяться в отношении него, в том числе, до завершения срока исковой давности (в данном случае этот период составляет два года).

Верховным судом предлагается установить, действительно ли призывник намеревался избежать воинской службы. Для этого следует обратить внимание на число неявок на призывные мероприятия (заседания призывной комиссии, медкомиссию либо непосредственно военкомат для отправления по месту прохождения будущей службы).

С точки зрения медкомиссии, неоднократность таких действий является весьма важным аспектом. Если неявка была зафиксирована только единожды, в отношении призывника будут применяться меры административной ответственности.

В качестве уклонения также признаются случаи, когда призывником совершались попытки покалечить себя либо сымитировать болезнь, а также использовались подложные документы в целях освобождения от службы.

Ниже представлены санкции, которые УК РФ допускает применять в случае уклонения от службы.

Это:

  • штраф, который может достигать порядка 200 тысяч рублей;
  • принудительные работы, длительностью до 2-х лет;
  • арест до 6-ти месяцев;
  • лишение свободы, продолжительностью до 2-х лет.

Судьей может быть назначен любой из указанных видов санкций в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, служба в армии является конституционной обязанностью всех мужчин. В случае уклонения от прохождения таковой с применением различных способов, в отношении нарушителя может применяться ответственность.

Те действия, которые затрудняют поиск призывника в целях вручения ему повестки, обуславливают применение к нему наказания по нормам КоАП РФ.

Если же речь идет об игнорировании врученной повестки под роспись, ему будет грозить ответственность по статье УК РФ.

Источник: http://semeynoepravo.com/likbez/uklonenie-ot-prizyva.html

Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту

Уголовная ответственность. Действующим законодательством установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей, возложенных на них ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

Уклонением от военной службы, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Поскольку призыв на военную службу является одним из способов комплектования Вооружённых Сил РФ, уклонение от призыва является способом уклонения от военной службы. Исходя из сказанного, только это и никакое другое деяние (т.е.

только неявка по повестке без уважительных причин) может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

Тем не менее, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», область применения ч. 1 ст. 328 УК РФ была расширена. Так, в числе деяний, образующих состав преступления, предусмотренного данной нормой, Пленум назвал:

а) самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу,

б) получение призывником обманным путём освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана,

в) отказ призывника от получения повестки военного комиссариата под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,

г) отказ призывника от получения направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,

д) убытие на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд за пределы РФ без снятия с воинского учёта, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,

е) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учёт, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,

ж) уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии при наличии умысла на уклонение от призыва на военную службу.

Представляется, что столь вольным прочтением объективной части преступления Пленум Верховного Суда РФ создал новую норму права, т.е. вышел за рамки своих полномочий.

Тем не менее, автор не строит иллюзий относительно развития судебной практики и полагает, что суды будут руководствоваться не буквальным содержанием ч. 1 ст.

328 УК РФ, а его расширительным толкованием, данным Пленумом Верховного Суда.

Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • либо арестом на срок до шести месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет.

Право инициирования привлечения граждан к ответственности за совершение указанного правонарушения принадлежит призывной комиссии и военному комиссару в силу п.

12 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 328 УК РФ, подследственны Следственному комитету РФ (п. 1 ч. 2 ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и подсудны районным судам (судам первого звена) (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного: гражданин, уклоняющийся от призыва, осознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (или не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично). О наличии умысла в действиях гражданина можно судить по факту его неявки на мероприятия, связанные с призывом, по повестке военного комиссара, без уважительных причин. Таким образом, для установления в действиях гражданина умысла, требуется установить: а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; б) отсутствие уважительных причин неявки; в) факт вручения гражданину повестки. Совокупно три указанные обстоятельства, по мнению автора, явственно свидетельствуют о сознательном нежелании гражданина являться на мероприятия, связанные с призывом, т.е, в итоге – об умысле гражданина на уклонение от призыва на военную службу. Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для усмотрения в действиях призывника нет (а значит, нет и оснований для привлечения к уголовной ответственности).

Некоторые практикующие юристы полагают, что п. 4 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяет усомниться в возможности привлечения к ответственности гражданина, не явившегося без уважительным причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по однократной повестке военного комиссариата.

Постановление Пленума, считают они, указывает на необходимость установить неоднократную неявку без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд. Не могу согласиться с представленной позицией. Постановление Пленума в п.

4 даёт лишь примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях призывника умысла на совершение преступления, относя сюда и неоднократную неявку по повесткам.

Однако там же мы видим в качестве обстоятельства, указывающего на наличие преступного умысла, и неявку в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины – однократную, по смыслу нормы.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку. Выдача расписки является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Отсутствие расписки гражданина о получении повестки может не воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если следствие докажет факт умышленного уклонения призывника от получения повестки в момент адресования ему предложения получить повестку.

Проще говоря, если лицо, уполномоченное на вручение повестки, не застало призывника дома, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет (ибо нет умысла на неявку по повестке – призывник не узнал о существовании повестки).

Но если призывнику предложили в очной беседе получить повестку, а он отказался её брать, то основания для привлечения к ответственности возникают с момента неявки без уважительных причин по непринятой повестке.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 21.5. – 21.7.) установлена ответственность граждан за совершение следующих деяний:

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительной причины,
  • неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ,
  • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания,
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
  • умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно ст. 23.11. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, от имени военных комиссариатов рассматривают военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений военных комиссариатов.

Об административном правонарушении составляется протокол, копия которого вручается призывнику.

По факту рассмотрения дела об административном правонарушении военным комиссаром выносится постановление.

Призывник, признанный виновным в совершении правонарушения, вправе обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или в соответствующий районный суд.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Источник: https://www.prizyv.net/sovety-yurista/otvetstvennost-grazhdan-za-narushenie-obyazannostey-po-voinskomu-uchyotu/

Добавить комментарий