Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

8(499)938-71-68

Обязанности и компетенции водителя автомобиля по профстандарту

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности.

Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии.

Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места, повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.

Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации, например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.

Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:

  • установке уровня заработка сотрудников;
  • разработке внутренних должностных инструкций;
  • формирование политики предприятия при подборе персонала;
  • определение функций персонала;
  • составление трудовых договоров;
  • определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.

В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату.

Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия.

Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

Погрузчик

Для водителей погрузчика информация о должностных функциях прописана в профстандарте «Логист автомобилестроения». К основным относят:

  • перемещение ТМЦ в сохранном виде;
  • учет ТМЦ;
  • выполнение заказа по ТМЦ, отчет о проделанной работе по перемещению и сохранению;
  • составление плана и контроль на всех этапах по доставке и перемещению;
  • организация поставок после проделанного анализа;
  • оптимизация рабочих процессов;
  • обеспечение работу предприятия в области логистики.

Грузовой  и легковой автомобили

Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:

  • знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
  • знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
  • соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
  • соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.

Легковой автомобиль — ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.

Для водителей категории «В» и «ВЕ» необходимо в своей деятельности знать:

  • правила страхования ТС;
  • правила поведения на дороге;
  • ответственность за нарушения;
  • как исправить повреждения или как определить неисправность;
  • как управлять ТС в различных погодных условиях;
  • обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
  • телефоны аварийных служб.

Автобус

Для водителей автобуса используют профстандарт «Водитель автомобиля». Обязательно использовать стандарт в случае предоставления льгот и компенсаций на предприятии. К основным навыкам необходимо отнести:

  • умение управлять ТС в любых обстоятельствах, знать технические характеристики;
  • знать, как устранить небольшие поломки;
  • уметь заполнять транспорт техническими жидкостями и топливом;
  • знать правила организации перевозки пассажиров, их посадки и высадки;
  • следование маршруту;
  • соблюдение всех мер безопасности;
  • отчет о проделанной работе – сдача ТС в благополучном состоянии, заполнение сопутствующей документации.

Структура и ключевые моменты

Профстандарт водителя пока не разработан, но есть его проект, который состоит из следующих частей:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

В общих требованиях предъявлены следующие критерии:

Обязанности:

  • каждый водитель должен управлять ТС соответствующей категорией в различных дорожных ситуациях, обязан своевременно отдыхать;
  • проводить ежедневно осмотр и обслуживания транспорта, должен уметь устранять незначительные поломки и повреждения;
  • осуществлять своевременную заправку транспорта нужным топливом.

Навыки и умения:

  • ориентировка на дорогах, умение распланировать маршрут, знание ПДД и дорожных знаков;
  • умение «читать» дорожный атлас и использовать современные инструменты навигации;
  • умение «подстроиться» на дорогах, управлять ТС в общем потоке;
  • умение управлять хорошо транспортом в любое время и в любую погоду;
  • умение соблюдать скорость и дистанцию;
  • совершать простые маневры, помогающие избежать аварии;
  • не создавать помех во время маневров, а также своевременно информировать других участников движения о своих действиях;
  • понимать технические характеристики авто по электронному табло транспорта;
  • подстраивать сидение и зеркала под свой рост;
  • запускать работу транспорта, не зависимо от погодных условий;
  • обладать навыками управления, а именно трогаться с места, на горке, устанавливать необходимую скорость, применять тормозную систему, уметь ездить на задней передаче;
  • умение совершать разворот и парковку транспорта;
  • знать методику оказания первой помощи при ДТП;
  • регулировка температуры в салоне;
  • контроль состояния ТС;
  • реагировать в различных ситуаций в соответствие с техническими характеристиками авто – регулировать скорость, торможение, знать правила управления во время заноса.

Знания:

  • умение перевозить пассажиров, действовать с высокой эффективностью – оптимальная подборка скоростного режима и незначительный расход топлива;
  • знать ответственность за несоблюдение правил движения;
  • соблюдать следующие факторы, которые оказывают влияние на надежность – состояние самочувствия, уровень квалификации, личностные характеристики, иметь представление о последствиях после приема лекарств;
  • знать основы управления;
  • соблюдать безопасность при управлении;
  • правила поведения и оказания помощи пострадавшим при ДТП.

В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.

Дополнительные требования в документе разбиты на следующие категории:

  • требования к водителям перевозящие пассажиров;
  • к водителям перевозящие грузы.

К профессиональным обязанностям первой категории относят:

  • составление путевой документации;
  • организация посадки;
  • следование нормам безопасности при организации перевозок пассажиров;
  • осуществление перевозки в соответствие с установленной документацией;
  • предоставление документации по завершению работы.

К обязанностям водителя, которые перевозят грузы, относят:

  • получение и должное оформление путевой документации;
  • прием груза, необходимо позаботиться о сохранности принимаемых объектов, их крепежа;
  • соблюдение всех мер для обеспечения безопасной перевозки;
  • оформление транспортных документов;
  • следование маршруту согласно документации;
  • доставка груза до места прибытия, сдача;
  • предоставление отчета о проделанной работе.

В информации о сдаче экзамена в профстандарте говорится, что разработанный маршрут по итогам прохождения должен обеспечить проверку способностей кандидата. Главные требования – безопасность, соблюдение скоростного режима и затрат топлива. Для разных категорий автомобилей установлены временные ограничения на прохождение экзамена.

Документы для скачивания (бесплатно)

Как правильно внедрять

Применения профстандарта для водителей подразумевает собой ряд следующих мероприятий:

  1. На предприятии перепроверить локальную документацию, включающую должностную инструкцию, штатное расписание. В случае выявления несоответствий со стандартом откорректировать кадровые документы.
  2. Проверить уровень соответствия работников квалификации, установленной в стандарте. В случае несоответствия сотрудника необходимым требованиям с таким работником могут разорвать трудовые отношения, или предложить повысить свои знания, пройдя дополнительное обучение.
  3. Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации. По результатам будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве с кандидатом.

Можно ли обойтись без него?

Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей.

Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.

Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-voditelya.html

Автотранспорт – правила, нормы, положения

Водитель автомобиля.

Водитель автомобиля – это квалифицированный рабочий, управляющий различными автотранспортными средствами. В их число входят легковые, грузовые, специальные автомобили и автобусы. К водителю приравнивается обучающий вождению.

В статье изложены нормативные документы, регламентирующие обучение по профессии «водитель автомобиля» и квалификационные характеристики водителей автомобилей по классам и разрядам.

1. Программы для обучения водителей автомобилей.

Обучение водителей автомобилей осуществляется в соответствии с 28 программами, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Приказ включает в себя 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей, 10 программ переподготовки водителей и 2 программы повышения квалификации водителей.

Обучение по профессии «водитель автомобиля«производится в автошколах, учебно-курсовых комбинатах, ДОСААФ, автотранспортных колледжах.

2. Квалификация водителя автомобиля.

Квалификация присваивается водителю по месту его работы на основании открытых категорий в водительском удостоверении. Квалификация может быть водитель 3 класса, водитель 2 класса, водитель 1 класса и водитель 4, 5, 6, 7 и 8 разрядов.

Квалификационные характеристики водителя автомобиля установлены двумя документами:

2.1. Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Настоящим справочником установлены квалификационные характеристики водителей 3, 2 и 1  классов. В частности, квалификации водителя 3 класса соответствует водительское удостоверение с разрешенными категориями В или С или только Д, водителя 2-го класса — В, С, Е или Д (Д и Е), а водителя 1-го класса — В, С, Д и Е.

Причем основанием для присвоения квалификации 2-го класса является непрерывный стаж работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а для присвоения квалификации 1-ого класса – непрерывный стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса на данном предприятии.

В полном объеме квалификационные характеристики приведены в тексте данного квалификационного справочника.

2.2. Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. N 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

Применяется для бюджетной сферы.

Данным постановлением установлены тарифно-квалификационные характеристики водителей автомобилей 4, 5, 6, 7 и 8 разрядов.

Выписка из характеристики работ.

Водитель автомобиля 4-й разряд.

Характеристика работ.

 Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров.

Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей.

Водитель автомобиля 5-й разряд

Характеристика работ.

 Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах.

Водитель автомобиля 6-й разряд

Характеристика работ.

 Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.

Водитель автомобиля 7-й разряд

Управление автобусами габаритной длиной свыше 15 метров.

Примечание. На один разряд выше (вплоть до 8 разряда) тарифицируются водители автомобилей в случаях:

— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);

— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.

3. Дополнительно профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного транспорта установлены приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

В отношении водителей автомобилей профессиональные и квалификационные требования предъявляются к следующим категориям:

— водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);

— водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (далее — водитель грузового автомобиля);

— водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее — водитель автобуса);

— водитель транспортного средства категории «Tb» (далее — водитель троллейбуса);

— водитель транспортного средства категории «Tm» (далее — водитель трамвая);

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;

— водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

профессиональных и квалификационных требований для этих категорий водителей – в тексте вышеуказанного приказа.

5. Класс или разряд водителю автомобиля присваивается в момент приема на работу, в процессе работы — квалификационной комиссией субъекта транспортной деятельности.

Источник: http://avtotrans-consultant.ru/15-voditel-avtomobilya/

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
17.001 Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2014 г. N 32447
17.002 Дежурный по переезду Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2014 г. N 32468
17.003 Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки Зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2014 г. N 32435
17.004 Дежурный стрелочного поста Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33039
17.005 Работник по управлению и обслуживанию специального железнодорожного подвижного состава (несамоходного) Зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 2014 г. N 32670
17.006 Работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава Зарегистрировано в Минюсте России 04 июня 2014 г. N 32568
17.007 Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2014 г. N 32502
17.008 Наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32588
17.009 Работник по управлению и обслуживанию специального железнодорожного подвижного состава (самоходного) Зарегистрировано в Минюсте России 11 июля 2014 г. N 33070
17.010 Работник по управлению и обслуживанию локомотива Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32593
17.011 Монтер пути Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36517
17.012 Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37003
17.013 Проводник пассажирского вагона Зарегистрировано в Минюсте России 08 июня 2015 г. N 37565
17.014 Агент транспортного обслуживания железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2015 г. N 37327
17.015 Судоводитель-механик Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39273
17.016 Водитель внедорожных автомототранспортных средств Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826
17.017 Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Зарегистрировано в Минюсте России 13 ноября 2015 г. N 39710
17.018 Работник по техническому обслуживанию и текущему ремонту аппаратуры и устройств железнодорожной электросвязи Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2015 г. N 40380
17.019 Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40475
17.020 Поездной электромеханик железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40453
17.021 Техник по расшифровке параметров движения локомотивов (моторвагонного подвижного состава) Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40427
17.022 Работник по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40488
17.023 Специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40452
17.024 Работник по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожных тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств системы тягового электроснабжения Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40450
17.025 Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40410
17.026 Специалист по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40448
17.027 Энергодиспетчер железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40487
17.028 Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40455
17.029 Работник по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию канатных дорог Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2016 г. N 40768
17.030 Наладчик контрольно-измерительных вагонов железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40441
17.031 Гидротехник (водный транспорт) Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2016 г. N 44530
17.032 Специалист диспетчерского аппарата по обслуживанию сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40418
17.033 Работник по коммерческому осмотру вагонов в поездах, приему и выдаче груза Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2015 г. N 40401
17.034 Ремонтник искусственных сооружений железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40413
17.035 Инженер-экономист железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2017 г. N 45301
17.036 Работник по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 12 января 2017 г. N 45181
17.037 Ревизор по безопасности движения поездов Зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2017 г. N 45453
17.038 Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного подвижного состава, машинистами кранов на железнодорожном ходу Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2017 г. N 45276
17.039 Электромеханик по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2017 г. N 45666
17.040 Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 03 февраля 2017 г. N 45529
17.041 Начальник железнодорожной станции Зарегистрировано в Минюсте России 08 февраля 2017 г. N 45569
17.042 Начальник пассажирского поезда Зарегистрировано в Минюсте России 08 февраля 2017 г. N 45570
17.043 Регулировщик скорости движения вагонов железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 06 февраля 2017 г. N 45545
17.044 Начальник участка производства по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, устройств и систем электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 07 февраля 2017 г. N 45558
17.045 Работник по ограждению мест производства работ и закреплению подвижного состава на железнодорожном транспорте Зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2017 г. N 45627
17.046 Работник по организации и оформлению проездных и перевозочных документов в пассажирских перевозках на железнодорожном транспорте Зарегистрировано в Минюсте России 07 февраля 2017 г. N 45561
17.047 Специалист по оперативному руководству обеспечением выдачи тягового подвижного состава под поезда, локомотивных бригад в работу Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2017 г. N 45667
17.048 Руководитель железнодорожного вокзала, железнодорожного вокзального комплекса Зарегистрировано в Минюсте России 09 марта 2017 г. N 45882
17.049 Руководитель участка производства по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути, искусственных сооружений железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2017 г. N 45796
17.050 Гидрограф Зарегистрировано в Минюсте России 06 апреля 2017 г. N 46270
17.051 Механик и командир плавучего крана Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2017 г. N 48767
17.052 Механик по флоту Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2017 г. N 47406
17.053 Судопропускник Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2017 г. N 47971
17.054 Лоцман Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2017 г. N 48766
17.055 Руководитель участка производства по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава Зарегистрировано в Минюсте России 02 марта 2018 г. N 50227
17.056 Слесарь по ремонту специального железнодорожного подвижного состава и механизмов Зарегистрировано в Минюсте России 02 марта 2018 г. N 50228
17.058 Механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50649
17.059 Работник по организации работы локомотивных бригад, бригад рефрижераторных секций, проводников пассажирских вагонов Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2018 г. N 50728
17.060 Работник по оперативно-техническому учету работы локомотивов, моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 12 марта 2018 г. N 50308
17.061 Бригадир (освобожденный) по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры Зарегистрировано в Минюсте России 12 марта 2018 г. N 50309
17.063 Инженер по эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2018 г. N 50747
17.064 Специалист по организации процесса эксплуатации, развития и обеспечения работы устройств, аппаратуры автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 04 апреля 2018 г. N 50621
17.066 Монтер по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50646
17.067 Работник по обработке перевозочных (проездных) документов Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50668
17.068 Инспектор по контролю за техническим содержанием зданий железнодорожного транспорта Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. N 50648

Источник: http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/17

Профстандарт водитель грузового автомобиля

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне.

Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке.

Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС.

Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «19raquo;, это означает, что перед нами именно легковой автомобиль.

Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер9raquo;). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято.

Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден.

При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта.

Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области.

Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.

  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.

  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника.

    Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Об утверждении профессионального стандарта водителя грузового автомобиля

Управление грузовыми автомобилями различных категорий и подкатегорий

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Управление грузовыми автомобилями различных категорий и подкатегорий с соблюдением требований безопасности, выполнение городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов различных видов с соблюдением требований безопасности

Водители грузовых автомобилей

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность автомобильного грузового транспорта

Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта

Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Безопасное управление грузовым автомобилем

Соблюдение требований законодательства в сфере дорожного движения и должностной инструкции

Владение техникой управления грузовым автомобилем с учетом условий движения

Выбор и соблюдение безопасной скорости в различных условиях движения

Мониторинг, анализ и прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, принятие соответствующих мер в целях обеспечения безопасности дорожного движения

Проверка безопасности и готовности грузового автомобиля к эксплуатации перед поездкой и в ходе выполнения перевозок

Осмотр грузового автомобиля и специализированной техники, оборудования и приспособлений для погрузки, выгрузки и перевозки, создание эргономичных условий управления грузовым автомобилем

Проверка состояния и работы приборов, сигнализации, аппаратуры, оборудования и средств пассивной безопасности

Заправка грузового автомобиля топливом, смазочными материалами, специальными и техническими жидкостями, к онтроль давления воздуха

Определение неисправностей, при которых запрещается эксплуатация грузового автомобиля

Оформление и обеспечение требований документации, обязательной для управления грузовым автомобилем и выполнения перевозок

Документальное оформление перед поездкой (началом работы)

Документальное оформление после поездки (по завершению работы)

Выполнение перевозок грузов

Прием груза и контроль его размещения на грузовом автомобиле

Выполнение перевозок различных видов грузов в городском, пригородном междугородном и международном сообщении

Выдача груза и оформление документации у грузополучателя

Соблюдение и обеспечение мер безопасности при перевозке грузов

Соблюдение и обеспечение мер безопасности в процессе перевозки грузов

Соблюдение и обеспечение мер безопасности на стоянке, при вынужденной остановке и в сложных условиях выполнения перевозок

Соблюдение и обеспечение мер безопасности при дорожно-транспортных происшествиях и невозможности эксплуатации грузового автомобиля

Соблюдение и обеспечение мер безопасности при дорожно-транспортных происшествиях, невозможности эксплуатации грузового автомобиля и других нештатных ситуациях

Взаимодействие с диспетчерской службой и компетентными органами и организациями

Оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Совершенствование профессионально важных качеств водителя

Совершенствование профессионально важных качеств водителя

Поддержка непрерывности профессионального развития

III.Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Безопасное управление грузовым автомобилем

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Водитель грузового автомобиля

Требования к образованию и обучению

Профессиональное обучение по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Требования к наличию водительского стажа устанавливаются Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» 3

Особые условия допуска к работе

Особые требования к возрасту. Устанавливаются Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Водитель автомобиля 4 разряда 6

ОКСО 7 , ОКНПО 8

Водитель автотранспортных средств

Основная обязанность водителя грузового автомобиля – это перевозка грузов и пассажиров при обеспечении безопасности, высокой культуры.

На должность водителя автомобиля назначается лицо, имеющее открытые категории В, С, Д, е и имеющие 1-й класс вождения

Главного управления мчс россии () по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы.

Оао «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (далее ОАО «вк и эх») информирует о проведении процедуры закупки Запрос.

Форма макета профессионального стандарта, утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля.

«в» или «С». Водитель категории «В» управляет автомобилями грузоподъемностью до 3,5 тонн, буксирует прицепы весом до 750 кг. Водитель.

О проведении тендера по выбору исполнителя для поставки грузового автомобиля камаз – 4308 с кму unic urv-373

Целью конкурса является повышение уровня профессиональной подготовки водителей большегрузных автомобилей, популяризация и пропаганда.

По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности: водителя автомобиля

Источник: http://villaromania.info/26383/

Добавить комментарий