Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются…

8(499)938-71-68

Глава 1. налогоплательщики налога на прибыль. объект налогообложения

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются…

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. налогоплательщики налога на прибыль. объект налогообложения

1.1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. к российским организациям для целей налога на прибыль приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 246.2 НК РФ (п. 5 ст. 246 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Таким образом, плательщиками налога на прибыль по общему правилу являются все российские организации и некоторые иностранные организации. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает исключения. Подробнее об этом мы расскажем в следующем разделе.

Напомним, что к российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

1.2. КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль для некоторых категорий организаций. К ним, в частности, относятся организации:

– применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;

– участники проекта “Инновационный центр “Сколково” при соблюдении определенных условий.

Также не уплачивают налог организации, которые не признаются плательщиками налога на прибыль, а именно:

1) отдельные иностранные организации – в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) следующие организации – в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.:

– Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)) и ее дочерние организации;

– иностранные организации (конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA) – в отношении ряда доходов.

Подробнее об этом мы расскажем далее.

1.2.1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА (ЕСХН, УСН, ЕНВД),

А ТАКЖЕ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

В большинстве случаев организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль. Это организации:

– применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);

– применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Примечание

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

– применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Также от обязанности по уплате налога на прибыль освобождены организации, занимающиеся игорным бизнесом (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обратите внимание, что те организации, которые перешли на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Например, организация “Альфа” занимается оптовой и розничной торговлей. По розничной торговле она применяет ЕНВД и освобождена от уплаты налога на прибыль. Однако в отношении оптовой торговли такое освобождение не действует. Таким образом, по оптовой торговле организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. п. 3, 6 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В частности, по общему правилу указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

– при выплате дивидендов (п. п. 3, 6 ст. 275 НК РФ);

– при выплате определенных доходов иностранным организациям (п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

Примечание

Порядок удержания налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов рассмотрен в разд. 15.2 “Доходы от долевого участия в деятельности организации. Понятие дивидендов для целей налогообложения”.

1.2.2. КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ПРОВЕДЕНИЕМ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР

И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 Г. В Г. СОЧИ

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи для некоторых иностранных организаций предусмотрены налоговые льготы.

В частности, не признаются налогоплательщиками:

1) в 2008 – 2016 гг. – иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3, ч. 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ);

Источник: http://narodirossii.ru/?p=9162

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций.

Налог на прибыльорганизаций (гл. 25 НК РФ) – это прямойналог, взимаемый с коллективных субъектов(организаций), относящийся к группеобязательных платежей федеральногоуровня, но зачисляемый во все бюджетовРФ.

Налогоплательщикаминалога на прибыль организаций признаются:

– российскиеорганизации;

– иностранныеорганизации, осуществляющие своюдеятельность в Российской Федерациичерез постоянные представительства и(или) получающие доходы от источниковв Российской Федерации.

Объектомналогообложения по налогу на прибыльорганизаций признается прибыль,полученная налогоплательщиком.

К доходам относятся:

1) доходы отреализации товаров (работ, услуг) иимущественных прав.

2) внереализационныедоходы.

Доходом от реализациипризнаются выручка от реализации товаров(работ, услуг) как собственногопроизводства, так и ранее приобретенных,выручка от реализации имущественныхправ.

Выручка от реализацииопределяется исходя из всех поступлений,связанных с расчетами за реализованныетовары (работы, услуги) или имущественныеправа, выраженные в денежной и (или)натуральной формах.

Внереализационнымидоходами налогоплательщика признаются,в частности, доходы:

– от долевогоучастия в других организациях, заисключением дохода, направляемого наоплату дополнительных акций (долей),размещаемых среди акционеров (участников)организации;

– в видеположительной (отрицательной) курсовойразницы, образующейся вследствиеотклонения курса продажи (покупки)иностранной валюты от официальногокурса, установленного Центральнымбанком РФ на дату перехода правасобственности на иностранную валюту;

– в виде признанныхдолжником или подлежащих уплате должникомна основании решения суда, вступившегов законную силу, штрафов, пеней и (или)иных санкций за нарушение договорныхобязательств, а также сумм возмещенияубытков или ущерба;

– в виде доходапрошлых лет, выявленного в отчетном(налоговом) периоде;

– в видеположительной курсовой разницы,возникающей от переоценки имущества ввиде валютных ценностей (за исключениемценных бумаг, номинированных в иностраннойвалюте) и требований (обязательств),стоимость которых выражена в иностраннойвалюте, в том числе по валютным счетамв банках, проводимой в связи с изменениемофициального курса иностранной валютык рублю Российской Федерации, установленногоЦентральным банком РФ;

– в виде основныхсредств и нематериальных активов,безвозмездно полученных в соответствиис международными договорами РоссийскойФедерации или с законодательствомРоссийской Федерации атомными станциямидля повышения их безопасности, используемыхне для производственных целей;

– в видеиспользованных не по целевому назначениюимущества (в том числе денежных средств),работ, услуг, которые получены в рамкахблаготворительной деятельности (в томчисле в виде благотворительной помощи,пожертвований), целевых поступлений,целевого финансирования, за исключениембюджетных средств;

– в видеиспользованных не по целевому назначениюпредприятиями и организациями, в составкоторых входят особо радиационно опасныеи ядерно опасные производства и объекты,средств, предназначенных для формированиярезервов по обеспечению безопасностиуказанных производств и объектов навсех стадиях их жизненного цикла иразвития в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об использованииатомной энергии;

– и др.

Доходы определяютсяна основании первичных документов идокументов налогового учета.

Полученныеналогоплательщиком доходы, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте,учитываются в совокупности с доходами,стоимость которых выражена в рублях.

Прибыльюпризнается:

1) для российскихорганизаций – полученные доходы,уменьшенные на величину произведенныхрасходов;

2) для иностранныхорганизаций, осуществляющих деятельностьв Российской Федерации через постоянныепредставительства, – полученныечерез эти постоянные представительствадоходы, уменьшенные на величинупроизведенных этими постояннымипредставительствами расходов;

3) для иныхиностранных организаций – доходы,полученные от источников в РоссийскойФедерации.

Налоговой базойпризнается денежное выражение прибыли,подлежащей налогообложению.

Налоговая база поприбыли, облагаемой по ставке, отличнойот ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ,определяется налогоплательщикомотдельно.

При определенииналоговой базы не учитываются следующиедоходы:

1) в виде имущества,имущественных прав, работ или услуг,которые получены от других лиц в порядкепредварительной оплаты товаров (работ,услуг) налогоплательщиками, определяющимидоходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества,имущественных прав, которые полученыв форме залога или задатка в качествеобеспечения обязательств;

3) в виде имущества,имущественных прав или неимущественныхправ, имеющих денежную оценку, которыеполучены в виде взносов (вкладов) вуставный (складочный) капитал (фонд)организации (включая доход в видепревышения цены размещения акций (долей)над их номинальной стоимостью(первоначальным размером);

4) в виде имущества,имущественных прав, которые полученыв пределах вклада (взноса) участникомхозяйственного общества или товарищества(его правопреемником или наследником)при выходе (выбытии) из хозяйственногообщества или товарищества либо прираспределении имущества ликвидируемогохозяйственного общества или товариществамежду его участниками;

5) в виде имущества,имущественных прав и (или) неимущественныхправ, имеющих денежную оценку, которыеполучены в пределах вклада участникомдоговора простого товарищества (договорао совместной деятельности) или егоправопреемником в случае выделения егодоли из имущества, находящегося в общейсобственности участников договора, илираздела такого имущества;

6) в виде средстви иного имущества, которые получены ввиде безвозмездной помощи (содействия)в порядке, установленном Федеральнымзаконом «О безвозмездной помощи(содействии) Российской Федерации ивнесении изменений и дополнений вотдельные законодательные акты РоссийскойФедерации о налогах и об установлениильгот по платежам в государственныевнебюджетные фонды в связи с осуществлениембезвозмездной помощи (содействия)Российской Федерации»;

7) в виде основныхсредств и нематериальных активов,безвозмездно полученных в соответствиис международными договорами РФ, а такжев соответствии с законодательством РФатомными станциями для повышения ихбезопасности, используемых дляпроизводственных целей;

8) в виде имущества,полученного бюджетными учреждениямипо решению органов исполнительнойвласти всех уровней;

9) в виде имущества(включая денежные средства), поступившегокомиссионеру, агенту и (или) иномуповеренному в связи с исполнениемобязательств по договору комиссии,агентскому договору или другомуаналогичному договору, а также в счетвозмещения затрат, произведенныхкомиссионером, агентом и (или) инымповеренным за комитента, принципала и(или) иного доверителя, если такие затратыне подлежат включению в состав расходовкомиссионера, агента и (или) иногоповеренного в соответствии с условиямизаключенных договоров;

10) и др.

Налоговая ставкаустанавливается в размере 24 процентов.При этом:

– сумма налога,исчисленная по налоговой ставке вразмере 6,5 процента, зачисляется вфедеральный бюджет;

– сумма налога,исчисленная по налоговой ставке вразмере 17,5 процента, зачисляется вбюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставканалога, подлежащего зачислению в бюджетысубъектов РФ, законами субъектов РФможет быть понижена для отдельныхкатегорий налогоплательщиков. При этомуказанная налоговая ставка не можетбыть ниже 13,5 процента.

Налоговым периодомпо налогу признается календарный год.

Отчетными периодамипо налогу признаются первый квартал,полугодие и девять месяцев календарногогода.

Отчетными периодамидля налогоплательщиков, исчисляющихежемесячные авансовые платежи исходяиз фактически полученной прибыли,признаются месяц, два месяца, три месяцаи так далее до окончания календарногогода.

Ежемесячныеавансовые платежи, подлежащие уплатев течение отчетного периода, уплачиваютсяв срок не позднее 28-го числа каждогомесяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики,исчисляющие ежемесячные авансовыеплатежи по фактически полученнойприбыли, уплачивают авансовые платежине позднее 28-го числа месяца, следующегоза месяцем, по итогам которого производитсяисчисление налога.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1463118/

К вопросу о плательщиках налога на прибыль организаций

Куценко К. А. К вопросу о плательщиках налога на прибыль организаций // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 848-850. — URL https://moluch.ru/archive/113/29090/ (дата обращения: 15.05.2018).



В статье анализируется круг плательщиков налога на прибыль организаций. В целях устранения неопределенности в налоговом законодательстве предлагается законодательно закрепить обязанность органов государственной власти и местного самоуправления уплачивать налог на прибыль организаций с дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, Налоговый кодекс Российской Федерации, плательщики налога на прибыль организаций, налоговая обязанность, налоговая правосубъектность.

Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль являются:

‒ российские организации;

‒ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками:

‒ организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; а также организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении доходов от осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организациейопераций по производству продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [1];

‒ FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

‒ законодательно определенные конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением нормативно определенных мероприятий [2].

Освобождены от уплаты налога на прибыль организации, применяющие такие виды специальных налоговых режимов, как:

— систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей; упрощенную систему налогообложения (но при этом они обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);

— систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Не признаются плательщиками налога на прибыль так же организации, занимающиеся игорным бизнесом (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Освобождение от уплаты налога на прибыль не влечет за собой утрату вышеперечисленными организациями статуса налогового агента. В законодательно установленных случаях — при выплате дивидендов, определенных доходов иностранным организациям — они обязаны исчислить и перечислить в бюджеты различных уровней соответствующие суммы налога на прибыль.

В юридической науке дискуссионным является вопрос о том, являются ли публично-правовые образования, в частности, Российская Федерация, плательщиком налога на прибыль. Спор обусловлен тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации на него не отвечает. В теории и практике налогового права сложились две прямо противоположные точки зрения.

Большинство ученых и практиков считают, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут выступать в качестве налогоплательщиков.

Только Российской Федерации принадлежит суверенное право устанавливать налоги и сборы.

Такую же точку зрения занимают Министерство финансов Российской Федерации, органы судебной власти при разрешении налоговых споров [3].

В то же время, согласно позиции того же Министерства финансов Российской Федерации, если участником правоотношения являются органы государственной власти (выступают от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации), имеющие статус юридического лица, они могут выступать плательщиками налога на прибыль.

Например, в случае получения доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обязано исчислить и уплатить с данных сумм налог на прибыль [4]. Имеется и подтверждающая данный вывод судебная практики [5].

В целях устранения противоречий, принимая во внимание, что налог на прибыль распределяется между бюджетами различных уровней, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, дополнив статью 246 Налогового кодекса Российской Федерации пункт 1 подпунктом 4 следующего содержания: «Признаются плательщиками налога на прибыль органы государственной власти и местного самоуправления, получающие доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Еще одним дискуссионным является вопрос о том, являются ли плательщиками налога на прибыль организации, не имеющие доходов.

На наш взгляд, возникновение данного вопроса обусловлено нечеткостью определения предмета исследования, определенной узостью рассмотрения проблемы [6].

При ответе на данный вопрос речь должна идти не о перечислении плательщиков или неплательщиков налога на прибыль, а о моменте появления у организации налоговых обязанностей, обусловленных наличием или отсутствием у нее финансовой (налоговой) правосубъектности.

Как известно, налоговая правосубъектность представляет собой это право признаваться и быть субъектом финансового (налогового) права [7]. Организации обладают частной финансовой правосубъектностью; они, подчиняясь публичным интересам, выступают в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях.

Частная финансовая правосубъектность в полном объеме возникает у организаций с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Соответственно, организация приобретает статус налогоплательщика с момента государственной регистрации в качестве юридического лица независимо от получения доходов (если организация занимается предпринимательской деятельности с нарушением требованием действующего законодательства — без государственной регистрации — с момента начала ее осуществления; отсутствие факта регистрации не освобождает ее от привлечения к ответственности). Не имея доходов, организация не будет уплачивать налог на прибыль организаций, но будет выполнять иные налоговые обязанности.

Плательщики налога на прибыль организаций обладают как общими правами и обязанностями, так и специальными. Специальные права и обязанности определены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Они представляют собой меры возможного и должного поведения исключительно плательщиков налога на прибыль, определяя, таким образом, границы желательного и нежелательного поведения лица [8].

Круг плательщиков налога на прибыль широк. Их можно классифицировать по различным основаниям. Предлагается выделять в зависимости от порядка:

‒ исчисления и уплаты налога на прибыль индивидуальных налогоплательщиков и налогоплательщиков, являющихся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков;

‒ установления налоговой базы плательщиков налога на прибыль обычных и особых. К последней группе относятся организации, имеющие определенный правовой статус, влияющий на режим налогообложения прибыли.

Так, например, согласно положениям НК РФ особые группы налогоплательщиков составляют организации — участники регионального инвестиционного проекта; организации, имеющие статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития; организации — налогоплательщики, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток.

Дальнейшее совершенствование правового регулирования налога на прибыль должно идти на основе гармоничного сочетания государства и плательщиков налога на прибыль как основных участников налоговых правоотношений [9].

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/113/29090/

Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налога, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков

Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все виды бюджетов РФ.

Налогообложение прибыли организаций регламентируется главой 25 НК РФ.

Налогоплательщики налога на прибыль организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются:

    • российские организации;
    • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Относительно российских организаций следует отметить, что плательщиками налога на прибыль могут быть только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества (ст. 1041 ГК РФ), а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций.

Кроме того, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково” (в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом).

Объект налогообложения налога на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (ст. 247 НК РФ) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается:

    1. для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
    2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
    3. для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ (определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса);
    4. для организаций – участников консолидированной группы налогоплательщиков – величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

    • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации).
    • внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ.

Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, то опре­деление расходов налогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение.

По общему правилу к расходам отно­сятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально подтвержден­ные.

В некоторых случаях расходами считаются убытки, понесен­ные организацией в процессе осуществления своей деятельности.

Обоснованность произведенных расходов выражается в эко­номическом оправдании затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов озна­чает правильное оформление затрат, соответствующее законо­дательству РФ.

Налоговая база налога на прибыль организаций

Налоговой базой по рассматриваемому налогу является денежное выражение прибыли налогоплательщика.

Кроме обще­го порядка определения налоговой базы, облагаемой налогом на прибыль организаций, законодательством РФ установлены спе­циальные правовые режимы определения разницы доходов и расходов для следующих категорий налогоплательщиков:

    • банков;
    • страховщиков;
    • негосударственных пенсионных фондов;
    • профес­сиональных участников рынка ценных бумаг и др.

Существуют осо­бенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами и др.

Налоговый период налога на прибыль организаций

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются

    1. первый квартал,
    2. полугодие и
    3. девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налоговая ставка налога на прибыль организаций

Налоговая ставка устанавливается в размере 0% или 20%. При этом:

    • 2% зачисляется в федеральный бюджет;
    • 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 НК РФ.

Ряд особенностей имеет налоговая ставка, применяемая:

  • к доходам, полученным в виде дивидендов
  • к операциям с отдельными видами долговых обязательств;
  • и др.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-regulirovanie-naloga-na-pribil-organizatsiy-nalogoplatelschiki-osnovnie-elementi-naloga-osobennosti-opredeleniya-dochodov-i-raschodov-u-raznich-nalogoplatelschikov

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, который применительно к организации является аналогом налога на доходы физических лиц.

Экономический смысл налога на прибыль организаций
Обязывая организации платить налог на прибыль, а граждан налог на доходы физических лиц, государство как бы говорит своим организациям и своим гражданам следующее: «Если вам удается зарабатывать хорошие деньги, то поделитесь со мной немного на мои государственные нужды, ведь я стараюсь, чтобы вам и всем остальным, живущим в нашей стране, было хорошо».

Ставка налога на прибыль не должна быть слишком большой.

Исследования экономистов США показали, что при повышении ставки налога на прибыль примерно до 35 % сумма собираемых налогов увеличивается, далее при повышении ставки, например, до 50 % -увеличивается незначительно, а затем начинает снижаться. Причина такого снижения заключается в том, что слишком большие ставки налога угнетают деловую активность.

Налоговая база и ставки
Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная прибыль – разница между доходами и расходами организации.

Получение прибыли – это цель деятельности коммерческой организации. Поэтому расчет прибыли производится с высокой степенью детализации и особенно тщательно на основании данных налогового учета. Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету. Доходы и расходы организации регистрируются в бухгалтерском учете независимо от того, как они признаются в налоговом учете.

Но при регистрации событий хозяйственной жизни организации доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете проще регистрировать аналогично.

Налоговая база
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой по правилам налогового учета. Налоговая база по видам прибыли, которая облагается по нестандартной ставке, определяется отдельно.

Особых льгот по налогу на прибыль законодательство не предусматривает, что логично, поскольку название налога говорит само за себя. Если организация имеет своей целью (или одной из целей) получение прибыли и ей это удается делать, то своей прибылью она должна делиться с государством.

При этом законодательство содержит подробный перечень ситуаций, которые не признаются получением дохода, подлежащего налогообложению. Например, не считаются доходом материальные ценности, которые организация получила извне на общественно полезные цели, т. е. на цели, не связанные с получением прибыли.

Большинство организаций налоговую базу определяют, используя метод начисления (т. е. по отгрузке), при котором доходы и расходы регистрируются по правилам бухгалтерского учета. По этим правилам налоговая база определяется в момент, когда передается право собственности на товары и прочее имущество или регистрируется факт выполнения работ (оказания услуг).

При небольшой выручке организация имеет право определять даты дохода и расхода с помощью кассового метода (т. е. по оплате), когда доходы и расходы регистрируются в моменты поступления и списания денежных сумм.

Право на применение кассового метода предоставляется при условии, если средняя выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за квартал, рассчитанная за предыдущие четыре квартала, не превышает 1 млн руб.

Применение кассового метода для целей определения налога на прибыль означает, что в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы отражаются в разные моменты времени.

На практике кассовый метод используется крайне редко. Причина проста: если организация имеет небольшую выручку – менее 1 млн руб. за квартал, то для упрощения отчетности и радикального снижения налоговой нагрузки ей следует перейти на упрощенную систему налогообложения.

Налоговые ставки
Стандартная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 18 %, – в региональный бюджет, причем субъект Российской Федерации имеет право уменьшить свою налоговую ставку до 13,5 %.

Ограничивая право субъекта Российской Федерации уменьшать свою ставку ниже определенного уровня, государство препятствует появлению «внутренних офшоров» – зон с особо льготным налоговым режимом.

По другим ставкам облагаются доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:• 9 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями;

• 15 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Понижение ставки по доходам, полученным в виде дивидендов, логично: эти доходы уже были обложены налогом на прибыль в организации, где они заработаны.

Порядок исчисления и уплаты налогаНалог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налого

вой базы.

Например, при налоговой базе 1 млн руб. и стандартной налоговой ставке 20 % сумма налога к уплате составит 200 тыс. руб.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по налогу не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговая декларация по итогам налогового периода (т. е. года) представляется не позднее 28 марта следующего года.

Суммы авансовых платежей определяются исходя из суммы налога, рассчитанной за период нарастающим итогом, за вычетом сумм авансовых платежей, рассчитанных за предыдущие отчетные периоды текущего налогового периода. Сумма годового платежа определяется как сумма налога, рассчитанная за весь год, за вычетом сумм авансовых платежей этого года.

Авансовый платеж или сумма налога уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи соответствующей декларации.

Если организация имеет большую выручку, т. е. средняя выручка от реализации за квартал, определенная за предыдущие четыре квартала, превысила 3 млн руб., то в промежутках между квартальными авансовыми платежами она уплачивает ежемесячные авансовые платежи.

Сумма ежемесячного платежа рассчитывается на основании данных, содержащихся в ранее представленных налоговых декларациях. Поэтому представлять этот расчет в налоговую инспекцию не нужно.

Если средняя выручка от реализации за квартал (определенная за предыдущие четыре квартала) превышает 3 млн руб.

, то по итогам каждого отчетного (а также налогового) периода налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:• подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода;• подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;• подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала;

• подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. (Другими словами, сумма ежемесячного авансового платежа определяется как среднемесячная сумма налога, начисленная за предыдущие три месяца.)

Налогоплательщик имеет право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

В этом случае суммы авансовых платежей исчисляются налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Для этого они должны уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря предыдущего года.

Если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательная или равна нулю, то платеж не осуществляется.

Источник: https://psyera.ru/6823/nalog-na-pribyl-organizaciy

Налогоплательщики налога на прибыль организации

Лица, осуществляющие экономическую деятельность на территории РФ, должны в обязательном порядке начислять и уплачивать в бюджет налоги в зависимости от рода занятий. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются юридические лица, не использующие льготные режимы налогообложения.

Классификация налогоплательщиков

В эту категорию попадают как российские учреждения, так и иностранные, получающие доходы на территории РФ. Участники консолидированных групп также признаются плательщиками налога.

Существует и небольшая категория лиц, которая не является плательщиками налога на прибыль организаций.

Это относится к иностранным учреждениям, осуществляющим деятельность в области организации Олимпийских игр в г.

Сочи и футбольного Кубка FIFA в РФ, а также к российским вещательным организациям, которые проводят трансляцию и распространение информации в СМИ относительно проведения игр и чемпионата.

Некоторые организации имеют возможность освобождения от налога. Это участники проекта «Сколково», деятельность которых сопровождается ограничением в части полученной выручки.

Налоговым резидентом ― плательщиком налога признаются, помимо российских, и некоторые иностранные организации, место управления деятельности которых расположено в пределах РФ, а также те компании, статус налогового российского резидента которых получен в ходе заключение международных соглашений.

Доходы иностранных организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль являются и зарубежные учреждения, чья деятельность ведется через представительства в РФ:

  • осуществление работ по освоению природных ресурсов;
  • выполнение контрактных обязательств по строительству;
  • реализация товаров со складов;
  • виды работ, связанные с разработкой морских месторождений и добычи углеводородного сырья;
  • иная деятельность, которая предусматривает наличие представительства.

При определении налога на прибыль доходы и расходы таких случаях относятся непосредственно к работе представительств. К этой категории причисляют и доходы/расходы от пользования имущества представительств.

Для прочих зарубежных организаций полученные от источников РФ доходы делятся на облагаемые и необлагаемые. К первой категории относятся:

  • дивиденды, полученные иностранной организацией ― акционером российских организаций;
  • полученные доходы в результате распределения прибыли или имущества;
  • доходы от полученных процентов от долговых обязательств;
  • продажа недвижимости;
  • сдача в аренду имущества на территории РФ;
  • доходы, образовавшиеся в результате использования прав на интеллектуальную собственность;
  • прочие доходы.

Перечисленные доходы признаются объектом налогообложения иностранных организаций вне зависимости от формы получения ― будь то обмен, зачет встречных требований и т.д.

Кто не является плательщиком налога на прибыль организаций

Основная ставка по налогу на прибыль ― 20%. Однако некоторые организации либо освобождены от начисления этого, либо вправе воспользоваться льготными условиями.

Российские предприятия, использующие в своей деятельности льготные спецрежимы, такие как ЕНВД, УСН, а также сельхозпроизводители на ЕСХН, не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налогообложение прибыли у них заменено другими видами налогов с меньшей ставкой и иными условиями применения.

Кроме того, организации с определенными видами деятельности, праве использовать ставку 0% при расчете налога на прибыль. К ним относятся следующие учреждения:

  1. Образовательные. Для получения льготного налогообложения необходимо выполнение нескольких условий: наличие соответствующей лицензии, доля доходов от образовательных услуг или выполнения НИОКР свыше 90%, наличие штата сотрудников численностью от 15 человек, отсутствие операций с финансовыми инструментами.

Если учреждение занимается как оказанием образовательных услуг, так и медицинских (которые тоже попадают под льготное исчисление прибыли), то при расчете уровня доходов суммы от этих видов деятельности суммируются. С 2016 года под эти критерии стали попадать и организации, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми.

  1. Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в соответствии с Перечнем образовательных и медицинских услуг, и обладающие соответствующей лицензией, могут применять льготу при исчислении налога. Их доходы от оказания подобных услуг также должны составлять не менее 90% от общей доли выручки. Не менее половины всего персонала (составляющего от 15 человек) должны иметь подтверждение своих профессиональных навыков в виде сертификации специалиста.
  2. Социальные организации, оказывающие помощь гражданам, для получения права на использование налоговой ставки 0% также должны отвечать критериям, перечисленным в пунктах выше. Сюда относят размер общего дохода от основной деятельности не менее 90%, численность сотрудников от 15 человек, отсутствие операций с векселями и прочими фин.инструментами. Кроме того, учреждение должно входить в реестр поставщиков соц. услуг субъектов РФ.

Источник: https://okbuh.ru/nalog-na-pribyl/nalogoplatelshhik-naloga-na-pribyl

Добавить комментарий