Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках

Содержание

8(499)938-71-68

Закупки у субъектов малого предпринимательства 44 и 223 ФЗ

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы. 

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.

При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.

2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.

В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства | Контур.Закупки

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением.

Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться.

Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их.

По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно.

Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей.

Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Смп и госзаказ по 44-фз

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14.

В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП.

Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса.

Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание.

Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф.

Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/uchastie-v-zakupkax-subektov-malogo-predprinimatelstva/

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд

С 4 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ. Указанный закон возложил на государственных и муниципальных Заказчиков обязанность по осуществлению закупок для своих нужд у СМП в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок.

Введение указанной нормы неизбежно повлекло за собой необходимость привлечения к участию в закупках большего количества участников из числа СМП, что в свою очередь повлекло за собой необходимость определения статуса СМП как участника закупок.

Проблема: В связи с наличием неопределенностей в порядке подтверждения статуса СМП при различных формах участия в закупках, Заказчики часто необоснованно отказывают в рассмотрении заявок на участие в закупке, со ссылкой на несоответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к СМП либо с указанием в качестве мотива отказа – «не предоставление документов, подтверждающих статус СМП».

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Статус СМП напрямую определен в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон «Об СМП»).

Согласно указанной норме к субъектам малого предпринимательства относятся организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ или услуг) либо балансовая стоимость активов не превышает 400 млн. рублей

Вопрос: Как определить статус СМП, если организация только начала свою деятельность и никакой отчетности в контрольные органы не предоставляла?

Ответ: В приведенном примере статус СМП будет определяться исходя из базовых параметров субъекта, желающего продекларировать себя как СМП, учитываемых в период их деятельности в течение первого года.

Таким образом, если в течение 1 календарного года с момента создания организации или регистрации ИП, ни один из показателей субъекта не выйдет за пределы указанных выше границ, то он будет признаваться СМП.

Вопрос: Компания осуществляет деятельность в течение 2-х лет. В первый год деятельности размер ее выручки составил 300 млн. рублей, а по итогам 2-го года, выручка составила 500 млн. рублей, при соответствии компании другим показателям статуса СМП. Утратила ли компания статус СМП при продолжении работы в 3-м году?

Ответ: Нет, компания не утратила статус СМП, так как в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона об СМП, статус может быть изменен только при условии выхода любого из указанных выше показателей за установленные границы в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Формы привлечения СМП к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд

  • непосредственное участие (когда СМП принимается участие в закупке путем подачи необходимого пакета документов);
  • опосредованное участие, когда на победителя закупки возлагается обязанность привлечь СМП в качестве субподрядной организации в объеме определенном контрактом.

В извещения о проведении закупки часто указывают 2 вида информации по СМП:

  • преимущества, предоставляемые СМП;
  • ограничение на участие в закупке только СМП.

Данные понятия необходимо различать, так как в первом случае, СМП допущены к участию наряду с другими участниками, а преимущество им будет предоставлено в виде права заключить контракт только при совпадении параметров поданных заявок на участие в закупке. Во втором случае указана ситуация, когда в закупке принимают участие только СМП, а иные участники, не относящиеся к СМП, к участию в закупке не допускаются.

Вопрос: В каком случае Заказчик может установить ограничение для участия в закупке только СМП?

Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей. Если сумма закупки выше, Заказчик сможет только предоставить преимущества СМП, и обязан провести закупку без учета данного ограничения к субъектному составу участников.

Способы подтверждения статуса СМП

В зависимости от формы привлечения СМП к участию в закупке будут различаться и способы подтверждения их статуса.

До конца марта 2014 года этот вопрос вызывал очень много споров, однако в апреле 2014 года этот вопрос был разрешен Минэкономразвития.

В Письме Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/13590/14 от 04.04.2014 определено, что участники СМП подтверждают свой статус путем подачи соответствующей декларации. Другой способ подтверждения такого статуса Законом о закупках не предусмотрен.

Однако при опосредованном участии, Заказчик также проверяет привлекаемого субподрядчика на предмет его соответствия статусу СМП, но не через декларирование, а через запрос документов.

Вопрос: Какие документы могут подтвердить статус СМП?

Ответ: Для подтверждения каждого из указанных выше параметров применяются определенные документы:

Вид параметра Вид документа
Доли участия и уставный капитал Выписка из ЕГРЮЛ
Численность работников Отчет о среднесписочной численности работников, подаваемый в ФСС
Объем выручки и/или балансовая стоимость активов Бухгалтерский баланс

Исключение: в некоторых субъектах РФ статус СМП может быть подтвержден особым свидетельством, выдаваемым органом исполнительной власти субъекта РФ. (Такие свидетельства, в частности, выдавались Правительством г. Москвы).

Вместе с указанным пакетом документов рекомендуется представлять также пояснительную записку, с аргументацией своего статуса СМП со ссылкой на представляемый пакет документов. В этом случае, риск необоснованного отказа в признании вас СМП будет существенно снижен.

Возврат к списку

Источник: http://GostenderStyle.ru/instructions/osobennosti-uchastiya-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-zakupkakh-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsi/

Государственные закупки в малом предпринимательстве

Понятие и сущность государственных закупок регламентирует Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 34-ФЗ (на сегодня действует 34 федеральных закона, вносящих поправки в 94-ФЗ).

Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее – размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.

Часто с понятием размещение заказа встречается термин «тендер».

Тендер – это публичное уведомление общественности о предстоящей в скором времени закупке у постоянного поставщика крупной партии товара по завышенной цене.

В российском законодательстве отсутствует термин «тендер», вместо него используется термин «размещение заказа» как процедура наиболее близкая к тендерам принятым у коммерческих организаций.

Современное малое предпринимательство постоянно сталкивается с рядом проблем, одна из них – привлечение новых клиентов и получение крупных контрактов.

Наверняка многие предприниматели сталкивались с желанием увеличить общие суммы заказов, да и вообще найти эти заказы. И вот тут как раз приходит на помощь государство со своими нуждами, а точнее со своими заказами.

К сожалению не все знают об этих нуждах и зачастую просто упускают из вида возможность заработать в этой сфере. Причин этому может быть как много, так и мало.

Мало – это когда просто не знают о такой возможности или мифы сбивают с пути, много – когда находятся иные причины, связанные с законодательной базой, коррупцией, волокитой и прочее.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона № 94-ФЗ.  Согласно данной статье заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, государство осуществляет свою поддержку малому бизнесу. Кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственных закупках.

Малый список существующих трудностей:

– отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.

А по факту порядок расчета объема заказа, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, определен нечетко.

Сложившаяся ситуация позволяет заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенных для размещения у субъектов малого предпринимательства;

– невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу;

– разрозненность поисковых систем в области заказов;

– коррупция;

– закрытость информации.

С целью улучшения доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующие меры:

– рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий;

– усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа;

– проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства;

– организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей;

– единый информационный портал закупок с подчиняющимися ему порталами регионов.

Проблему коррупции, возможно, частично устранят уже существующие электронные интернет-аукционы. К примеру сказать, в 2009 году Д. Медведев дал распоряжение И. Шувалову о проверке государственного портала «zakupki.gov.

ru» В результате была выявлена схема скрытия проводимого аукциона – когда название аукциона писалось не кириллицей а латинскими буквами и поэтому поисковые системы не находили данный запрос.

  Считаю, что данная уловка легко устранима техническими средствами, путем запрета ввода латиницы.

Скажете коррупция тормозящий фактор развития? Я отвечу, что это зависит от того,с какой стороны подойти.

Со стороны проигравшей торги – да, тормозящий фактор, а со стороны выигравшей – развивающий, потому что смогли договориться, дать взятку или договориться по-другому.

 Очень неплохо подойдет высказывание Уоррена Баффета: «Я могу отчитаться за каждый миллион, кроме первого». Да, коррупция противозаконна, да, аморальна, да, уголовно наказуема, но как иначе выжить? Поможет только справедливость, обрамленная в рамки закона.

Я считаю, что создание единой торговой площадки устранит множество нарушений и позволит гораздо лучше осуществлять надзор. Как заявил генеральный директор торговой площадки «fabrikant.ru» –созданием  такой системы сейчас уже занимаются, однако вопрос о количестве таких площадок остается открытый.

На мой взгляд, достаточно посмотреть на уже существующий международный интернет–аукцион типа «ebay.com»– структура данного сайта, подчинение порталу «ebay.com» всех порталов этой компании в других государствахочень подходит для решения наших проблем в области государственных заказов. Одновременно с тем, решиться вопрос с открытостью информации.

Рассмотрим достоинства этого зарубежного аукциона:

– прозрачность  – каждый может зайти и посмотреть не только описание, но и конечную цену сделки, в результате чего легче осуществляется контроль по завышенным и заниженным сделкам;

– отсутствие возможности сговора – все участники аукциона видят друг друга, но общаться не могут, их имена представлены в зашифрованном виде;

– рейтинг – возможность оставить комментарии по совершенной сделке и поставить отзыв об исполнении, причем такая возможность есть у обеих сторон;

– легко осуществляется поиск – можно пользоваться поиском центрального портала (международного) или объектным (государственным);

– высокая надежность и безопасность – благодаря иерархической структуре построения, невозможно вызвать перегрузку портала из–за большого числа пользователей и факты нарушений невозможно скрыть, так как есть дубликат;

– ставки – ставки можно делать вплоть до последней секунды, после окончания времени, нельзя.

Возвращаясь к российской действительности, приведем пример из судебной практики. Так, компания «ИнжТермо» пыталась подать заявку 13.06.2012 в период с 10 час. 45 мин. до 11 час. 10 мин. В ответ появлялось – «ошибка отправки запроса на сервер. Статус: 200».

В итоге в аукционе выиграла компания «Новхол». В связи с чем «ИнжТермо» был подан иск о признании сделки недействительной.

В иске было отказано, так как оператором электронной площадки представлены доказательства того, что в период проведения аукциона программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.

На деле проверить правдоподобность фактов сложно, однако если бы была иерархическая структура, о которой сказано выше, то данный спор, возможно, был бы разрешен по-другому. Наличие  ошибки дублировалось бы на высших иерархических порталах. В этом случае подделать результаты не представляется возможным. Хотя и не факт, что в данном деле имела место подделка результатов.

Итак, размещение государственных и муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг.

Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и  муниципалитетов.

В то же время это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, которая способна обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности.

Эдуард Тихонов!

Источник: http://brainteam.ru/gosudarstvennyie-zakupki-v-malom-predprinimatelstve/

Закупки по СМП по 44-ФЗ

Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.

Кто является субъектами малого предпринимательства по 44 ФЗ?

Субъекты малого предпринимательства по ФЗ 44 — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.

Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются статьей 30 ФЗ 44. Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.

Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Правила закупок у СМП

Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок, которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.

По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.

Объем

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:

  • контракты с субъектами малого предпринимательства;
  • закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • информация о несостоявшемся определении поставщиков.

Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.

В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей.

Способы

Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:

  • открытый для всех поставщиков конкурс;
  • ограниченные условия проведения конкурса;
  • смешанный конкурс в два этапа;
  • электронные торги;
  • запрос котировок;
  • запрос имеющихся предложений.

Ознакомьтесь  ФЗ 283 о социальных гарантиях

Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.

Перечень

Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.

Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.

Преимущества для СМП по 44 ФЗ

Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:

  • сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
  • на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
  • если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать банковского обеспечения контракта.

Административная ответственность

Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:

  • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня, полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
  • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей;
  • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
  • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс.;
  • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс.

Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.

Источник: https://210fz.ru/zakupki-po-smp-po-44-fz/

Новости госзакупок

Закупки у СМП 
В некоторых случаях учреждение обязано совершать закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В заявках на участие в закупках представители малого предпринимательства декларируют свое право считаться таковыми. Представлять дополнительные документы в подтверждение своего статуса им не нужно (письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 4 апреля 2014 г.

№ 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14). Расскажем об особенностях закупок у СМП. 

Понятие субъекта малого предпринимательства 
Определение субъекта малого предпринимательства содержится в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 Закона № 209-ФЗ к таким субъектам относятся: 

  • внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за
  • исключением ГУП и МУП); 
  • индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в ЕГРИП; 
  • крестьянские (фермерские) хозяйства. 
    При этом для СМП установлены критерии по структуре капитала, по численности работников и по выручке. 
    Ограничение по структуре капитала касается юридических лиц. Суммарная доля участия государства и определенных организаций не превышает 25 процентов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъекта малого предпринимательства. Исключение – активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Речь идет о суммарном участии: 
  • Российской Федерации; 
  • субъектов РФ; 
  • муниципальных образований; 
  • иностранных юрлиц; 
  • общественных и религиозных организаций (объединений); 
  • благотворительных и иных фондов. 
    Кроме того, доля участия в СМП одного или нескольких юрлиц, которые сами не относятся к малому и среднему предпринимательству, не превышает 25 процентов. Это ограничение не распространяется на хозяйственные общества и партнерства, занимающиеся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Но при условии, что исключительные права на такие результаты деятельности принадлежат учредителям (участникам) – бюджетным или автономным образовательным или научным учреждениям. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются программы для ЭВМ и баз данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ. 
    Также вышеупомянутое ограничение не распространяется на субъектов малого предпринимательства, чьи учредители (участники) – организации, включенные в особый перечень, утвержденный Правительством РФ. Речь идет о перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». 
    По критерию численности работников организацию или КФХ можно отнести к субъектам малого предпринимательства, если средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек. 
    Предельная величина выручки для целей признания предприятия малым установлена постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101. К малому предпринимательству относятся субъекты, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий год не превысила 400 млн руб. 

    Льготы по закупкам у СМП 

    Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичная норма была предусмотрена ранее ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Однако в Законе о контрактной системе к малым предприятиям добавились социально ориентированные некоммерческие организации. Но в обоих случаях речь идет о мерах государственной поддержки малого бизнеса в форме закупок у малого предпринимательства. 
    Сразу следует сделать важное уточнение. Механизм поддержки СМП и социально ориентированных НКО принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников. У учреждений федеральной службы исполнения наказаний и организаций инвалидов есть обязательная преференция по цене. СМП и социально ориентированные некоммерческие организации имеют право на специально выделенный для них объем закупок. Причем разделять закупки «только для субъектов малого предпринимательства» или «только для социально ориентированных НКО» недопустимо. 

    Механизм поддержки СМП и НКО 

    Частью 1 статьи 30 Закона о контактной системе установлено, что заказчики (или лица, которым переданы полномочия заказчика) проводят не менее 15 процентов совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком, именно у СМП и социально ориентированных НКО. При этом подразумевается план-график, предусмотренный статьей 21 Закона о контрактной системе, а не план-график переходного периода. 
    Форма плана-графика на 2014 год установлена приказа Минэкономразвития России, Казначейства России от 20 сентября 2013 г. №544/18н. Подробнее о планах-графиках закупок – в статье «Размещение планов-графиков 2014». 
    Из положений статьи 21 Закона о контрактной системе следует, что план-график формируется исходя из доведенных бюджетных средств. Соответственно, совокупный объем закупок определяется исходя из планируемого объема денежных средств, которые заказчик намерен израсходовать на закупки на момент формирования плана-графика. Отметим, что Закон о госзакупках предусматривал ограниченный перечень товаров, работ, услуг, которые можно было закупать у СМП. При этом ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе также определен перечень случаев, когда заказчик не обязан проводить выделенные закупки у малого бизнеса и социально ориентированных НКО: 

  • закупки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны; 
  • предоставление кредитов для заказчиков; 
  • закупки у субъектов естественных монополий; 
  • закупки работ в области использования атомной энергии. 
    Предельное ограничение начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, – 20 млн руб. (как и в Законе о госзакупках). В зачет объема закупок у СМП засчитывается сумма договоров субподряда (контрактом предусмотрено привлечение соисполнителей, основной исполнитель представляет сведения о заключенных договорах субподряда). 
    Если объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО меньше, чем предусмотрено Законом о контрактной системе, работника контрактной службы учреждения (контрактного управляющего) могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях). 
    Об ответственности в сфере закупок читайте также в статье «Нарушения в сфере закупок: административная ответственность». Об организации работы специалистов, отвечающих за закупки, читайте в материале «Контрактная служба и контрактный управляющий». 

    Возможные проблемы 

    Практика применения мер поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Закона о госзакупках привела к тому, что законодательно был оговорен случай, когда заказчик объявляет закупку для таких участников, но заявок от них не поступает. Эта попытка засчитывалась заказчику как исчерпывающее выполнение нормы закона (важна не сумма контракта, а желание его заключить). Из содержания части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе аналогичного вывода однозначно сделать нельзя. Поэтому в связи с наличием административной ответственности за неисполнение нормы статьи 30 Закона о контрактной системе необходимы скорейшие разъяснения этой ситуации. 

    Источник: budgetnik.ru

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://help-tend.ru/novosti-goszakupok/250-zakupki-u-sub-ektov-malogo-predprinimatelstva

Добавить комментарий