Профстандарты для педагогов в 2018 году (перечень)

Содержание

Профстандарт педагога 2018, утвержденный Правительством РФ

Профстандарты для педагогов в 2018 году (перечень)

Кто имеет право работать учителем или преподавать в вузе? Нужен ли опыт практической работы, чтобы стать воспитателем в детском саду? Профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, ответит на все вопросы.

Профессиональный стандарт — документ, устанавливающий требования к образованию, опыту работы и личным качествам представителя конкретной профессии. Замена тарифно-квалификационных справочников профстандартами — процесс трудоемкий, но необходимый. Право выбора (переходить или не переходить на профстандарты) получило подавляющее большинство работодателей.

Подробнее о профстандартах читайте здесь:

В то же время некоторые организации, в том числе учебные заведения (школы, детские сады, техникумы, вузы), обязаны применять новые квалификационные нормативы в соответствии с требованиями трудового и отраслевого законодательства. Подробности — в статье «Какие организации обязаны применять профстандарты».

Скачать документы по теме:

Применение профстандартов в сфере образования

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что постепенный переход на профессиональные стандарты во многом изменит подход к оценке квалификации работников образовательных учреждений.

Инструкции и справочники, на протяжении долгого времени регламентировавшие деятельность воспитателей, школьных учителей и преподавателей вузов, морально устарели и не соответствуют современным требованиям.

Профстандарты, разработанные с учетом новых общественных запросов, призваны исправить положение:

создать инструментарий для повышения качества общего и профессионального образования;

сформировать четкие критерии отбора преподавательских кадров;

улучшить уровень подготовки и переподготовки преподавательского состава и создать благоприятные условия для профессионального роста специалистов;

установить квалификационные требования для педагогов, работающих в сфере воспитания, общего и дополнительного образования, профессионального обучения.

Идея внедрения современных стандартов в сфере образования не нова.

Пилотный проект профстандарта, содержащего ряд требований к личным и деловым качествам учителей и воспитателей, был разработан еще в 2013 году.

Но быстро перевести систему образования на новые рельсы не вышло: официальное утверждение документа переносилось, а условия его практического применения неоднократно пересматривались чиновниками.

Принятое в итоге решение о тестировании новых стандартов «в полевых условиях» (на базе отдельных учебных заведений, расположенных в 43 субъектах РФ), оказалось правильным.

Итоговые результаты, продемонстрированные по завершении периода апробации большинством школ-участников, наконец-то позволили принять решение о допустимости перехода, и с 2017 года квалификация педагогов оценивается с учетом новых требований.

Пошаговый план внедрения профстандартов разрабатывается на локальном уровне.

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Абсолютно все профессиональные стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда России №147н от 12.04.2013г.  Поэтому каждый профстандарт-2018, утвержденный Правительством РФ, состоит из четырех разделов:

  • общие сведения о профессии;
  • описание трудовых функций;
  • характеристика обобщенных трудовых функций;
  • сведения об организациях-разработчиках.

Первый раздел содержит наименование вида профессиональной деятельности и основные сведения о нем. Второй раздел представляет собой функциональную карту деятельности.

Всем трудовым функциям, указанным в карте, соответствуют определенные квалификационные уровни или подуровни.

Более подробная характеристика каждой функции дается в третьем разделе, в котором также приводятся основные требования к образованию и практическому опыту работы.

Последний раздел содержит перечень организаций, разработавших проект документа. Советуем ознакомиться со статьей «Как происходит разработка профессиональных стандартов», в деталях освещающую все этапы работы над проектом и порядок его утверждения. Вы узнаете, что такое общественная экспертиза, и каким образом работодатели могут поучаствовать в процессе разработки новых стандартов.

Профстандарты педагогических работников-2018

От устаревших тарифно-квалификационных справочников и прочих нормативных документов, сыгравшим не последнюю роль в формировании образа учителя старой закалки, профстандарт отличается, прежде всего, существенно расширенным набором компетенций.

Современный учитель или воспитатель — своего рода универсальный специалист, обладающий навыками методиста и психолога, не понаслышке знакомый с информационными технологиями, способный найти подход к детям с разным уровнем развития. На сегодняшний день для сферы образования и науки разработано пять профессиональных стандартов разной направленности:

  • специалист в области воспитания (социальный педагог);
  • педагог-психолог;
  • педагог в дошкольном, а также начальном, основном и среднем общем образовании (воспитатель, учитель);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального образования.

Все без исключения педагогические должности, будь то тьютор, воспитатель, школьный учитель или преподаватель вуза, связаны с высоким уровнем ответственности и требуют серьезной подготовки, теоретической и практической. Поэтому педагогические профстандарты очень долго обсуждались и редактировались, а ранее намеченные сроки их внедрения неоднократно сдвигались.

Но в настоящее время все образовательные учреждения обязаны применять профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ: скачать документ в формате CSV ИЛИ XML можно онлайн.

Готовые должностные инструкции, разработанные с учетом положений данного стандарта, представлены в нашей базе кадровых документов.

В помощь кадровику — полезные статьи «Семь главных вопросов о профстандартах» и «Когда применять ЕТКС, а когда профстандарт. Шесть спорных ситуаций».

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Наряду с сугубо квалификационными требованиями каждый профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, содержит особые условия допуска к работе.

Согласно нормам российского законодательства, не допускаются к педагогической деятельности лица, утратившие данное право по решению суда, а также признанные недееспособными в установленном законом порядке.

Кроме того, не могут занимать педагогические должности работники, имеющие (или имевшие в прошлом) судимость за преступления против:

  • жизни и здоровья (гл.16 УК РФ);
  • семьи и несовершеннолетних (гл.20 УК РФ);
  • свободы, чести и достоинства личности (гл.17 УК РФ);
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл.18 УК РФ);
  • общественной безопасности (гл.24 УК РФ);
  • основ конституционного строя и безопасности государства (гл.29 УК РФ);
  • здоровья населения и общественной нравственности (гл.25 УК РФ).

Предусмотрены профстандартами и ограничения по здоровью. Пункт об ограничениях не содержит конкретных медицинских противопоказаний к педагогической деятельности, но ссылается на актуальные перечни противопоказаний, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

Исходя из существующих норм, не имеют права работать педагогами лица, больные наркоманией, а также острыми и хроническими заразными заболеваниями (в частности, открытыми формами туберкулеза легких и туберкулезной волчанкой).

Данный нюанс необходимо учесть при разработке должностных инструкций:

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Заниматься педагогической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях, домах ребенка и интернатах при школах запрещено лицам с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися проявлениями затяжных психических расстройств.

Если по результатам медосмотра у педагогического работника выявляется такое заболевание, работодателю приходится переводить его на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья, в предусмотренном ст.73 ТК РФ порядке.

Чтобы не допустить ошибок в процессе оформления перевода, ознакомьтесь со статьями «Сложные места приказа о переводе, в которых все ошибаются» и «Из-за каких ошибок кадровика временный перевод станет причиной спора с работником». Если подходящей вакансии нет, с сотрудником придется расстаться.

Советуем прочесть статью «Три примера, как уволить работника за несоответствие профстандарту».

Профстандарт учителя (воспитателя)

Педагогическая деятельность, связанная с проектированием и реализацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях и школах, регулируется профстандартом учителя (воспитателя). Функциональная карта педагога дошкольного и среднего общего образования описывает восемь трудовых функций:

  • общепедагогическую;
  • воспитательную;
  • развивающую;
  • реализацию программ дошкольного образования;
  • реализация программ начального общего образования;
  • реализация программ основного и среднего общего образования;
  • предметное обучение по модулю «Математика»;
  • предметное обучение по модулю «Русский язык».

Для эффективного выполнения любой из вышеперечисленных функций педагогу необходима полноценная профессиональная подготовка, соответствующая шестому квалификационному уровню (кроме работы с программами дошкольного образования, к которой допускаются специалисты пятого уровня квалификации).

Профстандарт педагога-психолога

Документ, утвержденный приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015г., описывает требования к специалистам, занимающимся психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.

Справка

Педагогам-психологам поручается:

  1. оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в процессе освоения общеобразовательных программ;
  2. развитие и социальная адаптация учащихся (в том числе признанных обвиняемыми, подозреваемыми или подсудимыми по уголовным делам, а также свидетелей и жертв преступлений);
  3. оценка комфортности и безопасности образовательной среды;
  4. психологическая диагностика и консультирование учащихся;
  5. профилактика и коррекция нарушений поведения.

Все трудовые функции, выполняемые педагогом-психологом, относятся к седьмому квалификационному уровню. Чтобы справляться с поставленной задачей, специалисту необходимо высшее профильное образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Обучение детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным программам проводится специалистами, соответствующими требованиям профстандарта №513 (утвержден приказом Минтруда России №613н от 8.09.2015г.). Документ охватывает три вида трудовых функций:

непосредственно преподавание и педагогический контроль усвоения знаний (квалификационный уровень 6.1, 6.2);

методическая и исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования (квалификационный уровень 6.3);

организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе работа в сфере социального партнерства и проведение массовых досуговых мероприятий (квалификационный уровень 6.3).

Требованиями данного профстандарта следует руководствоваться при подборе специалистов на должность тренеров-преподавателей, методистов и педагогов дополнительного образования, а также педагогов-организаторов.

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Профстандарт педагога профессионального образования-2018 утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015г.

Документ содержит требования к преподавателям средних и высших учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой учеников и студентов.

Поскольку профессиональное образование осуществляется по разным программам, требования к педагогам тоже разные: стандарт преподавателя охватывает три квалификационных уровня (с шестого по восьмой).

Например, преподавать в частных или государственных учреждениях СПО (среднего профессионального образования) — колледжах и техникумах — может специалист, квалификация которого соответствует шестому уровню (подуровень 6.1 для преподавателей, 6.2 для методистов).

Но к преподаванию по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры привлекаются сотрудники с более высокой квалификацией — не ниже седьмого уровня.

Самые серьезные требования предъявляются к профессорам, обучающим аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров (восьмой уровень квалификации). 

Профстандарт социального педагога

Профстандарт социального педагога-2018, утвержденный Правительством РФ не так давно (см. приказ Минтруда России №10н от 10.01.2017г.), постепенно внедряется в образовательных учреждениях разного уровня — от детских садов до колледжей и вузов.

Основная задача социального педагога (специалиста в области воспитания) — организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост учащихся.

Он поддерживает социальные инициативы учеников и студентов, планирует воспитательный процесс, занимается организационно-методической работой и тьюторским сопровождением, курирует детские общественные объединения.

Профессиональная деятельности социального педагога требует наличия высшего или среднего профессионального образования (шестой квалификационный уровень).

Где скачать профстандарты педагога

Рекомендуем всем работодателям, планирующим внедрять профстандарт педагога-2018, скачать официальную версию документа со специализированного сайта Минтруда России (proftrandart.rosmintrud.ru).

Именно здесь содержится полный, постоянно обновляемый реестр обсуждаемых и утвержденных профессиональных стандартов для всех видов деятельности.

Функция поиска по областям профессиональной деятельности позволяет быстро найти требуемый профстандарт педагога: скачать любой из пяти документов, содержащих актуальные требования к различным категориям педагогических работников, можно в разделе «Образование и наука».

Источник: https://www.kdelo.ru/art/385006-profstandart-pedagoga-2018-18-m1

Профессиональный стандарт педагога c 1 января 2018 года: новые требования

От учителей зависит наше будущее, и это не пустые слова. Ведь педагог воспитывает нашего ребенка, который будет решать будущее общества. Поэтому требования к учителям растут, и на 2018 год, чтобы соответствовать профессиональному стандарту, необходимо быть готовым к новшествам.

Существенные изменения в требованиях

Документу, который определяет профессиональную пригодность педагогов исполняется уже 5 лет. С первых утверждений он перенес немало изменений. В основном это касалось:

  • требований к чертам характера;
  • профессиональных навыков;
  • методик, применяемых в обучении.

Предыдущие изменения были внесены Министерством труда еще в 2015. Имея на анализ результатов на эффективность нововведений 2 года, пришли к выводу:

  • вырос средний балл ЕГЭ;
  • улучшились материальные условия обучения;
  • существенно выросла оценка образования в мировой таблице.

Основываясь на прошлом опыте, было решено выполнить еще ряд дополнений по профстандарту учителей, чтобы добиться еще большей эффективности в сфере образования. Уже в 2018 году учителя будут подтверждать свою квалификацию согласно нового документа от Минтруда РФ, ознакомиться с которым можно на официальном сайте.

Основные пункты профессионального стандарта учителя

Ряд специалистов сошлись на мнении, что современный педагог обязан обязательно обладать такими качествами:

  1. Быть подкованным в любой из сфер нашей жизни.
  2. Быть в курсе последних событий.
  3. Иметь отменную эрудицию.
  4. Быть компетентным в любом вопросе.
  5. Иметь стремление к самообразованию.

Но самое главное качество любого профессионального педагога, это конечно же уметь ладить с подопечными. Причем дети настолько разные, что найти общий язык с каждым — это не так просто. Педагог обязан подавать самый лучший пример новому поколению.

Правительство РФ утвердило документ, который имеет определенный уклон на основные моменты:

  • учебный процесс;
  • методика воспитания;
  • этапы развития учащихся.

Последний пункт самый сложный для учителей нашего времени. Даже от учителей по физике, химии или рисованию требуется максимум компетенции по правильному воспитанию восприятия современного мира.

Профессионализм предполагает такие качества в зависимости от уровня педагога.

Учитель. Соответствующая подача основного материала. Правильное общение с учениками. Корректная работа с родителями. Регулярное повышение собственной квалификации.

Старший учитель. Внедрение новых методик и совершенствование настоящих. Разработка корректирующих мероприятий для учеников.

Заведующий учителями. Организационная работа по нововведениям в учебный процесс. Координация учителей, школьных психологов в организации учебного процесса.

Какая польза от профессиональных стандартов для учителей

Создание и совершенствование профстандартов необходимо для повышения уровня образования населения. Воспитания педагогами у детей всех известных нам положительных качеств. А в первую очередь для воспитания в учащихся коммуникабельности, то есть умения общаться друг с другом с минимальным количеством конфликтов.

Современный преподаватель превращается в универсального воспитателя молодых умов общества. Является наставником и путеводителем будущего общества. Обязан научится постоянно совершенствоваться и учить этому своих подопечных.

Ясно, что благодаря профессиональному стандарту, педагоги не станут менталистами уже 2018 году, но в целом это будет огромный рывок в образовании всего общества.

Отношение педагогов к нововведениям 2018 года

Аналитический отдел уже располагает отличными результатами, которые показала программа. Но по анонимному тестированию, большинство педагогов далеко не в восторге от новых требований в документе.

Объясняется это тем, что учебная программа, которую необходимо реализовать учителям и так на пределе сложности и сроков.

А материальное оснащение большого количества провинциальных школ оставляет желать лучшего.

А низкая заработная плата каждого из педагогов, не дает заряда энтузиазма, чтобы следовать таким современным взглядам на образование.

Вывод

Но как бы не было высоко беспокойство в учебных кругах, программа ведет к одному — переаттестация. Ее придется пройти огромному количеству преподавателей уже в 2018 году. Проблема станет с контролем выполнения требований нового профстандарта. Для этого уже назначена специальная комиссия, которая вряд ли справится с таким количеством педагогов, которых необходимо будет проверить.

Источник: http://godvgodu.ru/professionalnyj-standart-pedagoga-c-1-yanvarya-2018-goda-novye-trebovaniya/

Профстандарт воспитателя в 2018 году, утвержденный правительством РФ

Профстандарт воспитателя в 2018 году, утвержденный правительством РФ

Министерством труда Российской Федерации был разработан реестр профессиональных стандартов, которые фиксируют требования и функциональные обязанности работников многих специальностей.

Некоторые из них имеют рекомендательный характер и нужны для того, чтобы работодателю было легче оценить навыки сотрудника, которого он принимает на работу. Однако, существуют и такие, обязательное следование которым закреплено законодательством.

Соответствие им – непременное условие для работы в соответствующей должности. К таким относится и профстандарт воспитателя.

Сам по себе профстандарт воспитателя ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – это документ, систематизировавший все функции, которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования.

То есть, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это, по сути, перечень критериев, позволяющих определить, кто может работать воспитателем, а кто – нет.

Данный профстандарт был принят еще 10 октября 2013 года, однако, в обязательном порядке стал применяться лишь с 2017 года. Это связанно с тем, что уже принятый документ находился в стадии доработки. 5 августа 2016 года в него внесли ряд изменений и дополнений. Параллельно разрабатывался профстандарт помощника воспитателя, но он так и не был принят.

Основная задача, поставленная перед профессиональным стандартом – помочь дошкольным образовательным учреждениям набрать подходящий для работы с детьми профессиональный штат.

Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен базовыми педагогическими умениями.

В частности, воспитатель должен обладать следующими навыками:

  • Умение применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • Обеспечивать учеников всеми необходимыми условиями для наиболее благоприятного и эффективного восприятия информации;
  • Умение находить подход к детям дошкольного возраста и вызывать у них доверие;
  • Готовность нести ответственность за малолетних подопечных;
  • Умение принимать во внимание индивидуальные качества каждого отдельно взятого ребенка и разрешать вопросы, которые выходят за границы образовательного процесса.

Данная профессия предполагает не только наличие вышеперечисленных навыков, но и наличие соответствующего образования. У работника должно быть документальное его подтверждение.

Воспитатель имеет большое количество трудовых функций. Условно их можно разделить на следующие категории:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности;
  2. Организация воспитательного процесса;
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и различного ряда мероприятий;
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы;
  5. Обеспечение начального образования ученикам;
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию;
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика»;
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Структура профстандарта воспитателя

Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.

Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.

В последнем разделе имеются справочные сведения о разработчиках стандарта.

Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались создание данного документа.

и функциональная карта

В первом разделе определена основная цель деятельности педагога-воспитателя. В качестве нее указано предоставление обучающих услуг, основанных на общеобразовательных программах, в организациях, которые осуществляют обучение.

В функциональной карте обозначены две категории трудовых функций, отличающиеся упором на воспитательную либо образовательную деятельность.

В третьем разделе всем трудовым функциям дается более подробная характеристика.

Профстандарт педагога-воспитателя предполагает работу на одной из двух должностей: учитель или воспитатель.

Для работы на этих должностях требуется шестой (в некоторых случаях – пятый) уровень квалификации. Выдвигаются достаточно четкие требования к образованию: оно должно быть высшим или средним и связано с данной специальностью. Направление подготовки, как правило, именуется «Образование и педагогическая деятельность».

С опытом работы все гораздо проще. К данному параметру практически не предъявляется никаких требований. Конечно, работодатель может отказаться взять на работу сотрудника без опыта работы, но профессиональным стандартом этот вопрос никак не регулируется.

Данная профессия имеет массу дополнительных ограничений. Так, к работе не допускаются:

  • лица, которым ранее было запрещено заниматься педагогической деятельностью по решению суда;
  • недееспособные граждане;
  • имеющие заболевания, которые предусмотрены в специальном перечне.

Лицо, имеющее судимость, также не имеет права работать по специальности педагог-воспитатель.

Уровень квалификации воспитателя
К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый или шестой уровень квалификации. Для получения данных уровней квалификации выдвигаются следующие требования:

  • Пятый уровень квалификации предполагает наличие среднего профессионального образования по соответствующей специальности или же начальное профессиональное образование по программе, предусмотренной в профстандарте с дополнительной переподготовкой;
  • Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь высшее образование как минимум по программе бакалавриата или же среднее специальное образование. Он требует от специалиста не просто осуществления и реализации готовых образовательных программ, но и умения находить новые способы решения тех или иных задач.

Почти во всех случаях педагог-воспитатель должен иметь шестой уровень квалификации, чтобы устроиться на работу.

Профстандарт младшего воспитателя

Для младшего воспитателя профессиональный стандарт выдвигает менее жесткие требования. Достаточно будет иметь среднее профессиональное образование. Прохождение программы бакалавриата для работы на должности младшего воспитателя не требуется. К опыту работы также никаких требований не предъявляется.

Младшему воспитателю вменяются следующие трудовые функции:

  • Участвовать в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, а также в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • Осуществлять под руководством полноценного воспитателя ежедневную работу, по обеспечению и созданию условий для социально-психологической реабилитации, а также социальной и трудовой адаптации подопечных;
  • Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • Организовывать с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
  • Участвовать в работе по профилактике отклонений в поведении, возникновения вредных привычек у воспитанников;
  • Следить за состоянием помещений и оборудования, соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические нормы их содержания;
  • Взаимодействовать с родителями воспитанников или же с их опекунами;
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Существует перечень необходимых знаний для того, чтобы занимать должность младшего воспитателя:

  • Знание законодательства Российской Федерации в сфере педагогической и образовательной деятельности;
  • Медицинские знания (физиология ребенка, психология, гигиена, умение оказывать первую медицинскую помощь, основы педагогики и т.д.);
  • Правила охраны жизни и здоровья ребенка (правила пожарной безопасности, санитарные нормы, правила охраны труда и т.д.)

Итак, профессиональный стандарт педагога дошкольного учреждения – это обязательный профстандарт, который предъявляет определенные требования и предполагает высокую квалификацию сотрудников. Игнорировать его положения при приеме на работу сотрудников работодатель не имеет права.

(23 голос., 4,80 из 5)

Источник: http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/profstandart-vospitatelya-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html

Профстандарты ДОУ – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Профстандарты ДОУ - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Как применять профессиональные стандарты

Что такоепрофессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональныйстандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику дляосуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнениятрудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТКРФ).

Под применениемпрофстандартов понимают использование их положений в организации деятельностиобразовательной организации, в том числе:

·        при приеме на работу для определения квалификации работника;

·        при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

·        при направлении работников на дополнительное профессиональное образованиедля определения вида обучения;

·        при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий итребований к знаниям, умениям;

·        при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобыопределить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности.При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чемквалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителейструктурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготыи ограничения (ст. 331 , 351.1 ТКРФ, ст. 47 , 51 , 52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). 

Во-вторых, приразработке образовательных программ:

·        профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·        профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·        дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышениеквалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применятьпрофстандарты

Все работникиобразовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационныхсправочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствуетпрофстандарту? 

Обязательностьприменения именно профессионального стандарта в образовательных организациях неустановлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .                                                                                           

Если квалификационныйсправочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержатразличные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяеткакой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов независит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информациипо вопросам применения профессиональных стандартов, направленной  письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .                           

Несмотря на то чтосейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником ипрофессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будутотменены (вопрос № 4 информацииМинтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеивнедрения профстандарта в государственных и муниципальных учрежденияхПравительство РФ установило сроки для их внедрения.

С какого моментаприменяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартовсрок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТКРФ). К ним относятся, например, профстандартынепедагогических работников .

Однако Минтруд Россииможет установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действуетс 1 января 2017 года.

В сфере общегообразования утверждены трипрофстандарта педагогических работников и определены даты ихофициального применения.

Применяйте профстандартыс учетом сроков их применения.

Эта позицияподтверждается письмомМинобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены дляобразовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию.Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии сграфиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая2015 г. № 536 .

Как внедритьпрофстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных имуниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введениепрофессиональных стандартов (п. 1 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет самоучреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятийпо введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1января 2020 года (п. 2 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедренияпрофессиональных стандартов:

1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;

2. Разработайте  План по организации применения профессиональных стандартов.  Плансогласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, котороенеобходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессиональногостандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводитепрофессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

Включите в план:

·        список профессиональных стандартов, которые будут применяться;

·        сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении идополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требованияпрофессиональных стандартов и кадровый состав;

·        сведения о мероприятиях по образованию и обучению;

·        этапы применения профстандартов;

·        перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положенийпрофстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и другихформ оценки квалификации работников.

Какая ответственностьпредусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работникасодержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, тообразовательная организация вправе продолжить применять квалификационныйсправочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст.

52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информациипо вопросам применения профессиональных стандартов, направленной           письмом  Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г.

№ 14-0/10/13-2253  ).

В этом случае кответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана поорганизации применения профессиональных стандартов вгосударственной или муниципальной образовательной организации может бытьпризнано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличиетакого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушениетрудового законодательства статьей 5.27 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность.

Правовая база

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н
    О внесении изменения  в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н “Об утверждении профессионального стандарта 
  • “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”

    Источник: https://sites.google.com/a/shko.la/gdou_vb/profstandarty-dou

    Профстандарты для педагогов с 1 января 2018 года

    Профстандарты для педагогов с 1 января 2018 года

    Оглавление

    О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе.

    Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

    О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе.

    Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

     Но если прежде учителям в своей работе приходилось руководствоваться лишь должностными инструкциями, то уже с 2016 года нормативная база дополнилась понятием профессионального стандарта педагога.

    Профессиональный стандарт: тестирование

    Идея ввести профессиональный стандарт в образовательной сфере появилась ещё в 2013 году, когда и был разработан первый пилотный проект документа.

    Его авторы поставили перед собой цель сформулировать такие требования к личным качествам педагога, его профессиональной подготовке, методикам работы с учащимися и прочим сторонам профессии, которые бы отвечали современным реалиям.

    18 октября 2013 года был издан Приказ Министерства труда №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагог (воспитатель, учитель)», который предусматривал разработку окончательной версии нормативного документа, а также его апробацию в ряде образовательных учреждений страны. Официальное же утверждение профстандарта изначально планировалось на 1 января 2015 года, но решение чиновников продолжить тестирование перенесло эту дату ровно на 2 года.

    Тестирование новых стандартов, которое осуществлялось в 43 субъектах страны, показывает улучшение всех без исключения показателей – такой вывод сделали разработчики нового законопроекта, которые внимательно наблюдали за пробной практикой внедрения профессионального стандарта педагога.

    Уровень подготовки учащихся, условия труда учителей, итоговые баллы на ЕГЭ и контрольных тестах – по каждому отдельному пункту удалось добиться серьёзных результатов, что позволило чиновникам принять решение о допустимости и своевременности введения профстандарта уже с 1 января 2017 года.

    Профессиональный стандарт педагога: скачать текст

    Уже в 2017 году каждому педагогическому работнику пришлось подтверждать своё соответствие квалификационным характеристикам, равно как и встраивать свою работу исключительно в соответствии с новым профстандартом.

    Приказ, наделяющий новый документ юридической силой, а также полный текст «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» в версии, которая будет разослана Министерством труда во все российские учебные заведения и доведена до всех без исключения педагогов страны, можно скачать на нашем сайте.

    Профстандарт педагога 2018 года: структура

    Разработка профессионального стандарта педагога велась на основе тех высоких профессиональных требований, которыми, по мнению экспертов, аналитиков и самих учителей, должен обладать специалист сферы образования.

    В их перечень сегодня включают универсальную образованность, эрудицию, компетентность (информированность) и прогрессивность. Внимание уделяется и способности педагога находить подход к детям с разным уровнем развития, умению уважать личность ученика, чётко видеть способности каждого из них.

    Современный учитель – это пример для набирающей опыт молодёжи, а потому нормы затрагивают и внешний вид, и стиль педагога.

    Вступивший в силу с 2017 года, профессиональный стандарт имеет чёткую структуру, состоящую из трёх основополагающих направлений. Авторы документа выделяют следующие основные стороны педагогической деятельности:

    1. Обучение.
    2. Воспитание.
    3. Развитие.

    В первых двух разделах собраны те требования к педагогическому работнику, которые затрагивают безупречное знание предмета, владение всеми необходимыми приёмами и методическими техниками для его донесения каждому учащемуся.

    Третий раздел профстандарта специалисты называют самым сложным, поскольку он значительно расширяет компетенцию специалиста, предполагая, что в лице рядового учителя математики, истории или физики будет представлен человек, обладающий навыками «школьного врача» — психолога, терапевта, дефектолога.

    К слову, на такой шаг авторов законопроекта натолкнуло, в том числе решение властей сократить узких специалистов (школьных психологов, логопедов) в рамках программы «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда».

    Отметим, что чиновники уже анонсировали серьёзное увеличение размера зарплат учителей, которые сумеют подтвердить свою квалификацию в соответствии с новым стандартом.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    идея нововведения заключается в том, что соответствующий профессиональному стандарту педагог будет отвечать требованиям, перечень которых был сформирован путём более чем 2-летней работы, как теоретической, так и практической.

    От такого специалиста по-прежнему будут ждать образованности и интеллигентности, доброты, чуткости и внимания к ученикам, понимания их проблем и сложностей.

    Вместе с тем, развитие технологий, совершенствование обучающих программ, новые возможности, которые открывает IT-сфера, и новые вызовы, которые будут стоять перед уже повзрослевшими учениками – всё это вынуждает постоянно совершенствовать и образовательные процессы. Отсюда и куда более обширные обязанности, которые выходят далеко за рамки предмета специализации учителя.

    Возможно, новые стандарты превращают педагога в «универсального человека», который знает ответы на все вопросы и готов не только научить какому-либо предмету, но и научить учиться.

    Учитель сегодняшнего дня должен помочь ученику понять, что его будущее во многом будет зависеть от самообразования и стремления к познанию мира.

    Основной посыл – продолжить реформу образования путём совершенствования подхода к работе на местах.

    Что говорят учителя?

    За время тестирования специалистам удалось собрать большое количество информации относительно эффективности новых мер и требований. Однако на фоне впечатляющих результатов, которые были продемонстрированы на «испытательных площадках», имели место и не всегда положительные отзывы о профстандарте со стороны самих педагогов.

    Подавляющее большинство претензий затрагивало тему неблагоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта.

    Прежде всего, учителя сетуют на отсутствие достаточной материальной базы в школах, а также огромные нагрузки: уже сегодня многие педагоги работают на 2 ставки, что автоматически делает невозможным индивидуальный подход к каждому учащемуся.

    Нас рекомендуют друзьям:

    Источник: http://yconsult.ru/documenty/profstandart-pedagoga/
    Поделись с друзьями

    Рекомендуем посмотреть ещё:

    Ещё статьи по теме: Профстандарты с года
    Отдых на Новый год 2018 в Крыму
    Каким будет лето 2018 года на Урале
    Гороскоп на 2018 год Дракон: женщина и мужчина
    День оперативного работника уголовно исполнительной системы в 2018 году
    Когда Рождественский и Крещенский сочельник в 2018 году

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

    Источник: http://webstarayakupavna.ru/profstandarty-dlya-pedagogov-s-1-yanvarya-2018/

    Добавить комментарий