административная ответственность за земельные правонарушения

Содержание

8(499)938-71-68

Ответственность за земельные правонарушения в 2018 году: административная, уголовная и дисциплинарная ответственность | Земельный эксперт в 2018 году

1417

статьи:

Охрана земельного фонда, поддержание любых действий в этой сфере в рамках законодательства требует принятия определенных мер.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на участников земельных отношений является привлечение их к ответственности. Ее основное предназначение – предупреждение неправомерных действий.

Если же нарушение имело место, неизменно наступает наказание.

Существует два основных вида ответственности: традиционная и специальная. Первая отличается более лояльным воздействием на виновника. К ней относятся: административная и дисциплинарная ответственность. Второй вид – специальный, требует принятия жестких мер и включает в себя уголовную ответственность.

Административная ответственность

Нарушения, влекущие за собой наступление ответственности административного характера можно разделить на четыре основных сферы, каждая из которых по-разному влияет на землю, но неизменно наносит ей вред:

  1. Экологические: манипуляции с плодородным слоем, снижающие способность земли обеспечивать нормальную жизнедеятельность растений; осуществление ряда мероприятий или бездействие, которое приводит к ухудшению состояния надела, в том числе и к водной эрозии земли и другим подобным последствиям.
  2. Экономические заключаются в нарушении сроков возврата земли, предоставленного во временное пользование, самовольном занятии территории.
  3. Территориальные: строительство сооружений хозяйственного или жилого предназначения без соответствующего разрешения на выполнение данных действий; нанесение вреда насаждениям, дорожному полотну или другим объектам.
  4. Земельные, предполагающие нарушения правил использования надела, его благоустройства и подобных аспектов.

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает не только при совершении правонарушения, но и в случае преступного бездействия. Согласно второй статье КоАП, ее несут граждане, возраст которых достиг шестнадцати лет и должностные лица, не исполнившие свои обязанности вообще или не в полной мере.

Основанием для наказания юридического лица является несоблюдение норм и требований, за которые назначается административная ответственность. При этом должно быть установлено, что возможность для четкого выполнения всех правил у него была.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Наступление ответственности административного характера регулируется Земельным Кодексом, а именно его 74 статьей, и 2, 3, 8 главами КоАП. Она выражается в наложении штрафа или вынесении предупреждения. Последнее является порицанием виновного, вынесенным официально в письменном виде.

Уголовная ответственность

Основными нормативными документами, которыми регулируется уголовная ответственность за земельные правонарушения, являются Земельный и Уголовный кодексы РФ. Она наступает в случае совершения поступка или другого деяния, которое представляет опасность для общества и квалифицируется как преступление, согласно 8 статьи УК.

Данный вид ответственности возлагается на гражданина, группу лиц в случае выявления соучастия в преступлении, или должностное лицо при соблюдении особого условия – вынесения соответствующего судебного решения.  Юридические лица в РФ не привлекаются к уголовной ответственности.

Правовые аспекты предполагают следующие причины наступления ответственности уголовного характера:

  • нарушение правил использования или хранения токсичных веществ, которое стало причиной нанесения вреда животным, людям или окружающей среде;
  • порча земли, несоблюдение норм пользования недрами и их охраны;
  • выращивание растений, запрещенных законодательством и содержащих вещества, вызывающие наркотическую зависимость;
  • заключение сделок незаконного характера, способствование подписанию документов по их проведению;
  • уничтожение лесных массивов, вырубка кустарников и других насаждений на незаконных основаниях.

Повышенная ответственность наступает при совершении преступления на территории, относящейся к зоне со сложной экологической ситуацией или зоне бедствия. Наказание назначается судом.

Дисциплинарная ответственность

Одним из наиболее распространенных наказаний является дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Данный аспект регулируется 75 статьей ЗК и 192 статьей Трудового Кодекса, поскольку относится к нарушениям, совершенным работником.

До сих пор нет четкого перечня неправомерных действий, которые могут повлечь за собой дисциплинарное наказание. Частыми являются случаи:

  • халатного отношения к борьбе с сорными растениями;
  • неправильного использования удобрений и других химикатов, приведшего к проблемам с почвой;
  • неэффективного принятия мер по защите надела от воздействия влаги или ветра.

Дисциплинарное наказание может заключаться в следующем:

  • в вынесении выговора;
  • в письменном замечании;
  • в увольнении с применением соответствующей статьи.

Решение о наказании принимается только административным составом предприятия. Оно применимо не только к постоянным, но и временным сотрудникам, в обязанности которых вменено соблюдение земельно-правовых норм.

Данный вид ответственности может применяться наряду с другими наказаниями.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

На виновных граждан или организации возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного земельными правонарушениями. Она зависит от вида ущерба, и заключается в выполнении ряда действий:

  1. Самовольное использование земельного участка предполагает возврат его владельцу, арендатору и другим законным лицам. При этом нарушителю не возвращаются средства, потраченные на обустройство площади или улучшение ее свойств.
  2. Восстановление первоначального состояния земельного участка: его плодородности, границ, устранение загрязнений, возведение самовольно снесенных сооружений, осуществляется за счет виновных физических или юридических лиц.

Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением, не предусмотрено в случае совершения приведших к этому действий по уважительным причинам: при крайней необходимости, при отсутствии возможности для соблюдения норм и при осуществлении самообороны.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье. С точки зрения правового регулирования, «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ, и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Административный кодекс РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также, восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применено вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами.

К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы.

Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также, земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий.

Земельное правонарушение – есть противоправное общественно-опасное действием либо бездействием, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли.

Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст.1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст.192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст.7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (10.9 КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/land/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva/

44. Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Необходимостьправовой охраны земель закреплена вКонституции. Согласно Конституции,земля и другие природные ресурсыиспользуются и охраняются в РФ какоснова жизни и деятельности народов.

Одним из основныхметодов правовой охраны земель являетсяюридическая ответственность за земельныеправонарушения.

Лица, виновныев совершении земельных правонарушений,несут административную или уголовнуюответственность в порядке, установленномзаконодательством.

Применение нормюридической ответственности за нарушенияземельного законодательства происходитв следующем порядке:

1) выявлениенарушения,т.е. превращение его из латентного(скрытого) в явное — повод для возбуждениядела. Например, анализ фактической,урожайности используемого земельногоучастка за последние пять лет показываетснижение ее, и если ее уровень за этотпериод сильно снизился, то нарушениеиз латентного стало явным;

2)документальное закрепление выявленныхнарушений.В сельскохозяйственных предприятияхдисциплинарные проступки (ненадлежащаяобработка земли, захламление земельныхугодий, уклонение от пропалываниясорняков и т. п.

) оформляются докладнойзапиской (индивидуальный документ) илиактом (коллективный документ);административный проступок (бесхозяйственноеиспользование земель, порча плодородногослоя почвы и т. п.

) отражается в протоколеустановленной формы и составленномспециально уполномоченным на то лицом;протокол по совершенному уголовномупреступлению (порча земли, ст. 254 УК РФ);

3) возбуждениедела по зафиксированным фактам.

В зависимости от вида правонарушенияэта стадия осуществляется в различныхформах при совершении дисциплинарныхпроступков на сельхозпредприятии —руководитель (или секретарь-делопроизводитель)регистрирует документы о нарушениях(акт, докладную) в журнале входящейкорреспонденции (картотеке); присовершении административного проступкапротокол о нем направляется органу(должностному лицу), уполномоченномурассматривать дело об этом административномпроступке; при совершении уголовногодела выносится постановление о возбужденииуголовного дела.

4) расследованиевозбужденного дела.Порядок выявления и изучения дисциплинарныхпроступков определяется лицом, имеющимправо налагать дисциплинарные наказания(руководителем), и закон не сковываетруководителя никакими процессуальныминормами.

Единственное требование — ненарушать закон при расследовании.

Например, запрещается производить обыскв помещениях и в других сооружениях,расположенных на приусадебном участке,в саду, огороде или другом земельномучастке, без разрешения граждан, изучатьи приобщать к делу их частную переписку,унижать достоинство личности припроверках и т. п.

По делам же,связанным с другими видами ответственности(административной, уголовной,гражданско-правовой, материальной)порядок расследования урегулированспециальными процессуальными нормами,в соответствии с которыми необходимо:

– установитьопределенный круг вопросов по данномуделу, без которых невозможно юридическиправильно применить ответственность;нет ли обстоятельств, исключающихприменение ответственности; не истекли срок давности привлечения к ней; естьли в действиях нарушителя составправонарушения и т. п.;

– собрать по делунеобходимые доказательства, которыедолжны отвечать требованиям относимости,допустимости и достоверности.

Например,справка об урожайности соседних участковне является относимым доказательством(не относится к делу о нарушении вотношении данного конкретного участка);показания психически больного человекане допустимо приобщать к делу (допустимылишь показания нормальных людей);документ, в котором содержатся ложныесведения, является недостоверным,фальсификация и использование егонаказуемо в уголовном порядке приопределенных случаях;

– облечь всесобираемые доказательства в надлежащуюпроцессуальную форму.

Так, обыск домана земельном участке должен проводитьсяс предварительной санкции прокурора,с участием понятых; допрос свидетеля —с предварительным предупреждением обуголовной ответственности за дачуложных показаний или отказ от дачипоказаний; экспертиза по делу должнаназначаться, а не проводиться произвольно,по почину добровольцев и т. п.

Неполнотаизучения и расследования, недостаточнаяобоснованность и нарушения процессуальнойформы собранных доказательств — наиболеетипичные недостатки при проверках ирасследовании дел. По таким деламвынесенные решения отменяются либопересматриваются;

5) вынесениерешения по делу.В зависимости от вида ответственностизаконом предусмотрены различные формырешений: по дисциплинарным нарушениями по привлечению к материальнойответственности руководитель издаетприказ;

привлечение кадминистративной ответственностиоформляется постановлением уполномоченногона то органа; привлечение к гражданско-правовойответственности оформляется решениемсуда (ГПК РФ); привлечение к уголовнойответственности — приговором суда, аизъятие земельного участка за нарушения— решением соответствующего органаместного самоуправления или местнойадминистрации.

6) исполнениевынесенного решенияо наказании, взыскании ущерба осуществляетсятоже в процедурном порядке, определенномзаконом.

Так, реализация приказа обограниченной материальной ответственностиработника за ущерб, причиненный приисполнении трудовых обязанностей, можетосуществляться только через семь днейпосле ознакомления с ним работника;удержания из зарплаты работникапроизводятся ежемесячно не свышеустановленного законом предела;исполнение судебных решений имущественногохарактера – ГПК.

Привлечениелица, виновного в совершении земельныхправонарушений, к уголовной илиадминистративной ответственности неосвобождает его от обязанности устранитьдопущенные земельные правонарушенияи возместить причиненный ими вред.

Порядок привлеченияк дисциплинарной ответственностиопределяется трудовым законодательством,законодательством о государственнойи муниципальной службе, законодательствомо дисциплинарной ответственности главадминистраций, федеральными законамии иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4649578/page:38/

9.3. Административная ответственность

Это вид юридической ответственности нашел наиболь­шее распространение в сфере землепользования.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 Земельного кодекса РФ и Кодексом Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях (далее – КоАП РФ) 2001 г. Так, согласно ст.

74 ЗК РФ, лица, виновные в совершении земель­ных правонарушений, несут административную или уголов­ную ответственность в порядке, установленном законодатель­ством, причем привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или администра­тивной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возмес­тить причиненный ими вред.

Определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъ­ектов РФ об административных правонарушениях устанавли­вают административную ответственность.

Административная ответственность заключается в применении специально уполномоченным на то орга­ном государства мер административного наказания за совершение земельного правонарушения.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного право­нарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Должностные лица подлежат административной ответствен­ности за административные правонарушения в связи с неис­полнением либо ненадлежащим исполнением своих служеб­ных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установле­но, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом назначение админи­стративного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонаруше­ние виновное физическое лицо, так же как привлечение к ад­министративной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Законодательство РФ об административных правона­рушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2.

КоАП РФ): предупреждение; админист­ративный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; кон­фискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; лишение специального права, предоставленного (управление транспортным средством, охоты); административный арест; административное вы­дворение за пределы РФ иностранного гражданина или ли­ца без гражданства; дисквалификация.

Административная ответственность за нарушение зе­мельного законодательства предусмотрена в виде предупреж­дения или административного штрафа.

Предупреждение пред­ставляет собой меру административного наказания, выражен­ную в официальном порицании физического или юридиче­ского лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, крат­ной: минимальному размеру оплаты труда (без учета район­ных коэффициентов); стоимости предмета административно­го правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответствен­ность за данное административное правонарушение, в соот­ветствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совер­шенного правонарушения, личность виновного, его имущест­венное положение, обстоятельства, смягчающие или отяг­чающие административную ответственность.

Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

По общему правилу, постановление по делу об админи­стративном правонарушении не может быть вынесено по ис­течении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В то же время, сроки наложения админист­ративного наказания за нарушения законодательства об ох­ране окружающей среды предусмотрены в ст. 4.

5 КоАП РФ (постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правона­рушения). При длящемся административном правонаруше­нии сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Некоторые земельные правонарушения гл. 7 КоАП РФ относит к правонарушениям в области охраны собственно­сти. Так, ст. 7.

1 КоАП РФ предусматривает административ­ную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установ­ленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, решаю­щих хозяйственную деятельность.

Уничтожение межевых знаков границ земельных уча­стков, неуведомление собственником, владельцем или поль­зователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окру­жающей среды, ст. 7.2 КоАП РФ рассматривает как админи­стративное правонарушение, которое влечет предупрежде­ние или назначение штрафа.

В ст. 7.8 КоАП РФ установлена ответственность за само­вольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.

9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие уча­стка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд. Речь в данном случае идет об использовании этих уча­стков для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п.

без надлежащего разре­шения на использование этих участков.

Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указан­ными выше участками являются, согласно ст. 7.

10 КоАП РФ, административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за не­законный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены и в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные пра­вонарушения в области охраны окружающей среды и приро­допользования. Так, предусмотрена административная ответ­ственность за порчу земель (ст. 8.

6 КоАП РФ), которая пред­ставляет собой самовольное снятие или перемещение плодо­родного слоя почвы, его уничтожение, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Кроме того, административными правонарушениями являются: невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому на­значению (ст. 8.7 КоАП РФ); использование земель не по целе­вому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране почв (ст. 8.

8 КоАП РФ); нарушение порядка предоставления в пользование и режима использова­ния земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.

12 КоАП РФ); уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиора­тивных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30 КоАП РФ).

Нарушениями земельного законодательства являются не­которые административные правонарушения в сельском хозяй­стве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ).

Некоторые административные нарушения на транспор­те также относятся к земельным правонарушениям (гл. 11 Ко­АП РФ).

Например, распашка земли, покос травы, выпас ско­та, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта, вываливание мусора, снега либо спуск канали­зационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода ав­томобильной дороги, прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса без согласова­ния с дорожными органами, а равно разведение огня на поло­се отвода и ближе 100 м от деревянных мостов либо курение на мостах с деревянными настилами признаются согласно ст. 11.21 КоАП РФ административным правонарушением.

Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавлива­ет административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участ­ков в виде предупреждения и административного штрафа (ст. 19.9 КоАП РФ). Особо отметим, что несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущест­во или сделок ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП РФ административным пра­вонарушением.

Источник: http://uristinfo.net/agropravo/107-netsvetaev-zemelnoe-pravo/2748-93-administrativnaja-otvetstvennost.html

Административная ответственность за земельные правонарушения

:

Принятие Земельного кодекса РФ явилось очередной ступенью урегулирования вопросов землепользования и возможности привлечения нарушителей к ответственности за незаконные действия.

Противоправность действий характеризуется виновным поведением лица, нарушающего закон и права иных лиц во владении землей, несоблюдении экологических норм, приводящих к утрате и порче земельных наделов.

Административное взыскание является мерой наказания за правонарушение, цель которой заключается в воспитательном процессе лица, нарушившего закон и профилактической работе по предупреждению новых незаконных действий.

Действующее земельное законодательство в области административных нарушений систематизировало виды проступков в сфере землепользования по объектам посягательства и степени ответственности.

Виды проступков, за которые наступает административная ответственность

Незаконность действий лиц, посягающих на устои закона можно подразделить на:

  • нарушения, посягающие на права собственника, регулируются главой 7 КоАП РФ и связаны с занятием земельных наделов без правовых оснований и пользованием участками без специального разрешения, в предусмотренных законом случаях;
  • нарушения правил природопользования и экологической безопасности земель являются предметом регулирования главы 8 КоАП РФ;
  • несоблюдение установленного порядка пользования сельскохозяйственных земель относятся к компетенции главы 10 КоАП РФ;
  • правовые проступки в вопросах управления землей, выражающиеся в несоблюдении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков в пользование и правил по регистрации сделок. Ответственность за данные проступки наступает в соответствии с главой 19 КоАП РФ.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности за земельные правонарушения можно привлечь любое виновное лицо, которому на момент совершения незаконного проступка исполнилось 16 лет. Должностные лица, могут подвергаться административному взысканию по основаниям ненадлежащего исполнения, возложенных на них служебных полномочий.

Должностным лицом в соответствии с нормами КоАП РФ признается лицо, которое наделено административно-распорядительными функциями в структурных подразделениях властных государственных или муниципальных органов, вооруженных силах, а так же является руководителем организации или предприятия.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо за земельные правонарушения предполагается, если будет обнаружено, что при наличии возможности соблюдать правовые нормы области земельного законодательства, он не предпринял никаких мер по их выполнению.

Примечательно, что к одновременной ответственности могут быть привлечены как сама организация, так и ее руководитель.

Законодательство предусматривает два вида административного взыскания за неправомерные действия в сфере землепользования:

Предупреждение представляет собой изложенное в письменной форме предостережение в адрес лица, совершившего административный поступок о недопущении повторного нарушения.

Административный штраф является мерой финансовой ответственности, в отношении лица, совершившего проступок, и предусматривает оплату денежной суммы в доход соответствующего бюджета.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях содержит описание нарушений в сфере земельного законодательства и мер воздействия за их совершение. Административная ответственность за земельные правонарушения может наступить в следующих случаях:

  • Незаконные действия лиц, заключающиеся в самовольном занятии или пользовании земельными участками без разрешительных документов, а так же без права дающего заниматься хозяйственной деятельностью караются наложением административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение межевых границ земельных участков могут ограничиться предупреждением или взысканием штрафа.
  • По ст. 7.8 кодекса может быть назначено наказание за пользование земельным участком, прилегающим к водоему или водоохранной зоне  без разрешительных документов.
  • Следующая норма кодекса содержит меры административного воздействия за незаконное пользование лесным земельным наделом. Наказание неминуемо в случае проведения работ по раскорчевке, обработке лесоматериалов, складирования незаконно вырубленной древесины на лесных землях без разрешительных документов.
  • Лица, которым соответствующими органами представлены в пользование наделы лесного фонда не вправе обмениваться ими, уступать права третьим лицам без согласия собственника. Если таковые действия были допущены, то может наступить ответственность согласно ст. 7.10 КоАП РФ.
  • Положения ст. 7.16 кодекса содержит запрет на отвод земли в исторических и культурных рекреационных зонах.
  • Положения главы 8 КоАП РФ направлены на защиту экологической целостности и равновесия природы. Признается незаконной любая порча земель, направленная на уничтожение плодородных слоев почвы. Нарушение целостности земель путем засорения излишним применением химикатов или опасными отходами признаются административным правонарушением и виновные лица подлежат наказанию.

Так же незаконными являются действия и бездействия лиц:

  • по приданию земле ее первозданного вида путем выполнения работ по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • использованию земель в разрез с целевым предназначением, несоблюдение требований по улучшению и сохранению почвы (ст. 8.8 КоАП РФ);
  • предоставления земель в защитной зоне водоемов с нарушением установленного порядка (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • порча земли в результате незаконной деятельности в виде пастбищных угодий, сенокосных наделов, систем мелиорации и водоснабжения, а также уничтожение лесных дорог (ст. 8.30 КоАП РФ).
  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель предусмотрена нормами главы 10 КоАП РФ.
  • Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях содержит ответственность за незаконные действия в сельскохозяйственной отрасли путем уничтожения угодий и пастбищ.
  • Меры административного взыскания могут наступить за устройство свалки, стока канализации в местах, прилегающих к автомобильной дороге. Незаконная укладка технических устройств и коммуникаций, установка рекламных щитов, указателей либо строительство придорожных объектов без согласования с дорожными органами, а равно розжиг костров вблизи деревянных мостов является основанием для назначения наказания по ст. 11.21 КоАП РФ.
  • Глава 19 КоАП РФ содержит порядок наложения административного наказания за нарушение порядка управления, в частности по нарушению сроков рассмотрения заявок о выделении земли. Регистрация незаконных сделок с землей по  ст. 19.21 КоАП РФ признается административным правонарушением.

Принципы уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства

Более суровая ответственность предусмотрена за совершения правонарушений, за которые может быть применено уголовное наказание. Преступлением в сфере земельного пользования является противоправное общественно опасное деяние, совершенное лицом с умыслом или по неосторожности.

Принципы уголовной ответственности заключаются в том, что наказанию могут быть подвергнуты только граждане и должностные лица.

За совершение уголовно наказуемого деяния Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность в виде:

  • штраф, размер которого рассчитывается на базе МРОТ;
  • работ, к которым может быть привлечено виновное лицо по судебному решению;
  • ограничения или лишения свободы..
  • Получить строгое наказание возможно за несоблюдение следующих норм законодательства:
  • за умышленное действия по порче земель с причинением значительного ущерба. Под уничтожением понимается приведение  участка земли в полную непригодность для дальнейшего использования или значительное ухудшение его состояния. Данное преступление должно содержать тяжкие последствия, для устранения которых понадобится длительное время и финансовые затраты;
  • преднамеренное причинение вреда чужому имуществу при отягчающих обстоятельствах с причинением ущерба, превышающем 500 МРОТ;
  • регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений из кадастрового реестра либо намеренное уменьшение платежей за землю, совершенное должностным лицом из корысти или личной заинтересованности посредством служебного положения;
  • меры уголовной ответственности могут наступить за принуждение совершение сделки с землей или отказ от ее совершения под воздействием угроз жизни, за причинение вреда чужому имуществу;
  • за ухудшение или иную порчу ядохимикатами и иными опасными средствами, в результате которых был причинен ущерб человеку или природе наступает ответственность согласно ст. 254 УК РФ.

Земля, будучи источником благосостояния граждан, требует бережного отношения к ней, осознание данного факта позволит сохранить ее в первозданном виде для потомков. Никакие меры административной и уголовной ответственности не помогут, если люди не будут соблюдать элементарные правила землепользования.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/zemelnyj-nadzor/administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya.html

Добавить комментарий