Что говорит фз об административном надзоре?

Что такое административный надзор? ФЗ-64

Как известно, не все отсидевшие в тюрьме граждане исправляются и признают свои ошибки. Большое количество бывших заключенных все еще остаются крайне асоциальными и даже опасными людьми. Именно поэтому в 2011 году был принят специальный нормативный акт – ФЗ-64 “Об административном надзоре за освобожденными из тюрьмы лицами”. Представленный закон будет подробно рассмотрен в статье.

Общие положения ФЗ

В статье 1 представленного нормативного акта содержится информация об основных понятиях и терминах, которые могут применяться в последующих положениях закона. Первое и самое основное понятие, которое здесь стоит выделить, именуется административным надзором. Что это такое?

Закон представляет административный надзор как наблюдение за лицом, недавно освободившимся из мест лишения свободы. Надзор осуществляют органы внутренних дел.

Поднадзорное лицо – это гражданин, в отношении которого и проводится надзор. На поднадзорного часто возлагаются определенные административные ограничения.

Это, согласно закону, ограничения отдельных свобод и прав лица, вернувшегося из тюрьмы.

Что является основной задачей ФЗ-64 “Об административном надзоре”? Статья 2 говорит о предупреждении совершения преступлений и правонарушений.

Для кого устанавливается административный надзор?

Статья 3 ФЗ-64 “Об административном надзоре” гласит, что суд может установить требование, в соответствии с которым надзор органами внутренних дел будет осуществляться в отношении следующих лиц:

  • совершивших повторное преступление;
  • совершивших преступление тяжкого или особо тяжкого характера;
  • совершивших умышленные преступления в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Лицо, имеющее непогашенную судимость либо постоянно нарушавшее порядок в местах тюремного заключения, должно попадать под особый административный надзор.

Об ограничениях и сроках

Как уже было сказано, поднадзорный гражданин несколько ограничивается в своих правах. Согласно ФЗ-64 “Об административном надзоре”, это могут быть ограничения следующего характера:

  • запрет на пребывание в отдельных местах, список которых устанавливается судебной инстанцией;
  • запрет на посещение массовых мероприятий;
  • запрет на выезд за указанную судебной инстанцией территорию;
  • ограничение пребывания в тех или иных местах в определенные периоды суток.

Стоит также отметить, что суд обязан устанавливать следующие ограничения на поднадзорных лиц:

  • явка гражданина в обязательном порядке несколько раз в месяц (точное число устанавливается судом) в орган внутренних дел для регистрации;
  • запрет на выезд за установленные судом территории.

Суды или другие уполномоченные инстанции должны собирать сведения о поднадзорном гражданине. На основе собранной информации будет применяться решение о возможном снятии установленных ограничений. В отношении лица, отбывавшего наказание за преступление против половой свободы несовершеннолетнего и половой неприкосновенности, досрочно административный надзор прекращен быть не может.

Стоит также рассказать про срок, в течение которого может быть реализован административный надзор. Здесь все строго зависит от типа преступления, которое совершило лицо, вернувшееся из мест лишения свободы.

Однако в соответствии со статьей 5 ФЗ-64 “Об административном надзоре” ограничения не могут функционировать менее одного года и не более трех лет для погашения судимости.

Есть здесь и другой вариант, при котором из срока для погашения судимости вычитается продолжительность отбывания наказания.

Об установлении, прекращении, продлении и осуществлении надзора административного типа

В соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ “Об административном надзоре”, надзор за вышедшими из тюрьмы лицами устанавливается судебной инстанцией по заявлению исправительного учреждения. Продление срока надзора может также осуществляться судом. Основными причинами продления надзорного срока является, как несложно догадаться, совершение поднадзорным гражданином правонарушения.

Решение о прекращении административного надзора принимает суд в следующих случаях:

  • истечение надзорного срока;
  • снятие судимости с лица, в отношении которого осуществлялся надзор;
  • осуждение поднадзорного лица и направление его вновь в места лишения свободы;
  • в связи со смертью поднадзорного лица;
  • из-за применения обязательных медицинских мер в отношении поднадзорного лица.

Источник: http://.ru/article/327915/chto-takoe-administrativnyiy-nadzor-fz--ob-administrativnom-nadzore-za-litsami-osvobojdennyimi-iz-mest-lisheniya-svobodyi

Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ (административный надзор – изменения) | В неволе

28 мая 2017 года N 102-ФЗ
——————————————————————

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙВ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ,

ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

ПринятГосударственной Думой

17 мая 2017 года

ОдобренСоветом Федерации

24 мая 2017 года

Статья 1

Часть первую статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2011, N 15, ст. 2039) изложить в следующей редакции:
“1.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом “л” части второй статьи 105, пунктом “е” части второй статьи 111, пунктом “з” части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.”.

Статья 2

Пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7020, 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст.

559, 566; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст.

4160, 4238) после слов “пропавших без вести;” дополнить словами “лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его;”.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2037; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст.

6997) следующие изменения:1) статью 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:”4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.”;2) в статье 3:а) часть 2 изложить в следующей редакции:”2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом “л” части второй статьи 105, пунктом “е” части второй статьи 111, пунктом “з” части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).”;б) в пункте 2 части 3 слово “управления” заменить словом “управления,”, дополнить словами “, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”;3) в статье 4:а) в пункте 5 части 1 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;б) часть 2 изложить в следующей редакции:”2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.”;4) в статье 5:а) в пункте 1 части 3 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;б) часть 5 дополнить пунктом 4 следующего содержания:”4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания.”;в) дополнить частью 7 следующего содержания:”7. В случае приостановления течения срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 5 настоящей статьи, течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора.”;5) в статье 7 слово “управления” заменить словом “управления,”, дополнить словами “, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”;6) в части 1 статьи 8 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;7) в статье 9:а) в части 1:пункт 2 дополнить словами “(за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона)”;пункт 3 дополнить словами “(за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона)”;дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:”6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее.”;б) в части 2 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;

в статье 11:

а) в части 1:в пункте 4 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;в пункте 5 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;пункт 6 после слов “внутренних дел” дополнить словами “, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица,”;б) в части 2 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;9) в статье 12:а) в части 2:в пункте 2 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”;в пункте 3 слово “входить” заменить словом “проникать”;

б) в пункте 3 части 3 слова “или пребывания” заменить словами “, пребывания или фактического нахождения”.

Статья 4

Внести в статью 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст.

1391) следующие изменения:1) в части 5 слова “или месту пребывания” заменить словами “, месту пребывания или месту фактического нахождения”;

2) в части 6 слова “по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица” заменить словами “по месту осуществления административного надзора”.

ПрезидентРоссийской ФедерацииВ.ПУТИНМосква, Кремль28 мая 2017 года

N 102-ФЗ

Изменения касаются административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.Так, вводится обязательный административный надзор за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

Кроме того, под надзор попадут лица, чьи преступления были сопряжены с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, судьи, следователя, а также те, кто совершил преступление в период нахождения под административным надзором и был осужден к лишению свободы.

Помимо этого, административный надзор будет устанавливаться за лицами, имеющими судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, преступление при рецидиве или умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, если в течение года они будут дважды замечены в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Одновременно уточнен состав ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. Лицам, не имеющим постоянного места жительства или пребывания, а также имеющим судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, будет запрещено выезжать за установленные судом пределы территории.

Розыском лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его, будет заниматься полиция.Уточнены основания прекращения административного надзора за лицами, совершившими преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдающими педофилией.

Кроме того, регламентирована процедура установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих постоянного места жительства или пребывания.

Источник: http://vnevole.net/theme/federalnyy-zakon-ot-28052017-n-102-fz-administrativnyy-nadzor-izmeneniya

Закон об административном надзоре

В целях защиты общественных интересов, правительство решило установить особый контроль за лицами определенных категорий. Для того, чтобы можно было предупредить о возможном рецидиве общеадминистративных правонарушений, был разработан Федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Описание закона 64

Настоящий ФЗ об установлении административного надзора был принят Госдумой 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года. Законодательный акт регулирует все аспекты общеадминистративного контроля за лицами, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, после их освобождения.

Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит 4 главы:

Глава 1 (статьи 1-5). Общие положения закона. Содержит следующую информацию:

  • основные понятия закона;
  • главные задачи административного надзора;
  • перечень лиц, в отношении которых может быть установлен соответствующий контроль;
  • общеадминистративные ограничения;
  • срок административного контроля.

Глава 2 (ст 6-9). Введение, продление, прекращение и исполнение административного контроля. Данная глава устанавливает:

  • процедуру введения, продления, прекращения и исполнения административного надзора;
  • условия продления соответствующего контроля;
  • исполнение данного надзора;
  • прекращение общеадминистративного надзора.

Глава 3 (ст 10-12). Права и обязанности надзорного лица. Полномочия служб внутренних дел при осуществлении административного контроля. Регулирует следующие отношения:

  • права надзорного лица;
  • обязанности надзорного лица;
  • права служб внутренних дел при исполнении административного контроля;

Глава 4 (ст 13). Заключительные положения закона. Вступление Федерального закона в правовую силу.

Федеральный закон номер 64 был разработан не так давно, в связи с этим, в мае 2017 года было принято решение ввести некоторые изменения и дополнения, с которыми подробно можно будет ознакомиться в следующем подзаголовке.

Последние изменения

Все правила и нормы относительно осуществления административного надзора прописаны в настоящем нормативно-правовом акте. Закон строго устанавливает порядок и структуру произведения контроля. С помощью данного документа государство может курировать и контролировать защиту национальных и общественных интересов.

Были введены следующие изменения:

Статья 1

Если совершеннолетний гражданин отбывал наказание за совершение особо опасного рецидива преступления или же за половую неприкосновенность, то после освобождения из мест лишения свободы, судом будет установлен особенный административный надзор.

Ознакомьтесь  Все о банковской гарантии по ФЗ-44

А также 4 пункт закона №64-ФЗ дополнить следующим содержанием: «местоположение теперешнего нахождения, которое избирается непосредственным гражданином — территория внутригородского образования города федерационного значения. Также к соответствующей категории можно отнести и участки муниципального или сельского селения».

Статья 3

Часть 2 ст 3 изложить в следующей редакции: «Административный контроль имеет право не снимать судимость за:

  • нарушение половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетнего лица;
  • свершение преступления при опасном или особо опасном повторении правонарушения;
  • совершение тяжкого или особо тяжкого правонарушения;
  • преступление в период нахождения под общеадминистративным контролем.

Статья 4

В 5 пункте 1 части слова «или пребывания» заменить на «, пребывания или теперешнего нахождения».

Статья 5

Согласно новой редакции закона был дополнен 4 пункт 5 части следующим текстом: «…осуждения надзорного лица, который был указан во 2 части статьи 3 ФЗ о надзоре, к лишению свободы за свершение им в период нахождения под административным надзором правонарушения и направления его к месту отбывания наказания».

Статья 9

Дополнить 6 пункт части 1 следующим содержанием: «завершение применения принудительных мер медицинского характера в отношении надзорного лица, если имеющая у него судимость погашена или снята».

Статья 11

В части 1 пунктах 4, 5, 6 настоящего Федерального закона слова «или пребывания» заменить словами «, пребывания или теперешнего нахождения».

Скачать 64 ФЗ об административном надзоре с изменениями

Законодатель определяет только само понятие, а все особенности и нормы исполнения закона раскрываются в настоящем законодательном акте.

Именно данный правовой документ определяет четкий перечень граждан, по отношению к которым может быть применен общеадминистративный надзор, а также определяет инстанции национального типа, имеющие право исполнять соответствующий контроль.

Следует отметить, что действовать надзорные инстанции имеют право только по решению судебного учреждения.

Скачать Федеральный закон №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.

Источник: https://210fz.ru/64-fz-ob-administrativnom-nadzore/

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Административный надзор. Новое – хорошо забытое старое?

  Принятый в 2011 году Федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставил правоприменителю серьезный инструмент по профилактике и предупреждению повторной преступности.

  Вместе с тем, предложенный законодателем метод не является особым новшеством. По сути реанимирован институт административного надзора, эффективно применявшийся в СССР с 1966 года и просуществовавший до середины 90-х годов.

  Принципиальное отличие состоит в том, что тогда административный надзор устанавливался на основании постановлений административных органов, а сейчас это прерогатива судебной власти, реализуемая в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом России.

  Прокурор же получил еще одну категорию дел, в которых обязательно его участие.

  Возрождение института административного надзора правоприменители восприняли по-разному, но вполне резонно многие считают это признанием поспешности упразднения «советской» системы социальной и специальной профилактики в борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

  Действительно, преобразования в конце 80-х – начале 90-х годов проходили под лозунгами либерализации жизни, прав и свобод человека, невмешательства в частную жизнь, вследствие чего многие правовые механизмы не «вписались» в новую систему общественных и других отношений.

  Формально Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI, просуществовало как действующий нормативный акт до конца 2009 года, то есть до момента официального признания недействующим.

  Проект Федерального закона об административном надзоре был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ещё в марте 2005 г., после чего длительное время дорабатывался.

Главной причиной этого, как указывают многие источники, стали острые дискуссии по вопросам круга лиц, подпадающих под действие закона, и ограничения их прав и свобод при осуществлении административного надзора и применении форм административного надзора.

  Понадобилось немногим более года после принятия нового Федерального закона, чтобы упомянутый предмет споров уже оказался в поле зрения Конституционного Суда Российской Федерации, который Определением от 24 сентября 2012 года отказал в принятии к рассмотрению жалобы Ч. как не отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд.

  При этом Конституционный Суд сделал вывод, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия…при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

  Административный (или «полицейский») надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в той или в иной модификации существовал в различные периоды истории России, схожие институты существуют ныне и в других странах; всегда подвергался острой критике именно по поводу права и обязанности полиции «наблюдать» и необходимости применять ограничения и оценивался как мера безопасности репрессивного характера, не снабженная элементом социальной поддержки.

  Закономерным итогом такой критики и обсуждения противоречий полицейского надзора всегда был вопрос: возможно ли снизить повторную преступность только запретительными мерами?

  В этом контексте федеральный законодатель и теперь крайне сдержан в формулировках.

Закон №64-ФЗ провозглашает, что «административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов».

  Закрепленный в законе механизм представляет, в общем-то, упрощенную модель наблюдения за ранее судимыми лицами, при которой действия государственных органов ограничены лишь установлением запретов и возложением обязанностей в отношении поднадзорных. Указаний на ресоциализацию в законе нет.

  Для нашего региона вопрос повторной преступности актуален. Так, треть лиц, совершивших за последние два года преступления на территории Новосибирской области, ранее судимые.

  Более 13,5 тыс. преступлений в 2012 году и 11 тысяч в текущем году совершено лицами, ранее совершившими преступления.

  Очевидна и заинтересованность правоохранительных органов в реализации нового закона: за два последних года суды области рассмотрели более 2200 дел об установлении административного надзора, его продлении, уста-новлении дополнительных административных ограничений. И активность органов исполнения наказания и внутренних дел, выступающих в силу закона ини-циаторами, не снижается.

  Однако говорить об эффективности применения нового закона, результативности «индивидуального профилактического воздействия», применяемого с соответствии с законом, и влиянии на состояние повторной преступности пока преждевременно. Динамика криминальной статистики текущего года указывает лишь на отдельные позитивные признаки, а для полной и объективной оценки требуется более продолжительный период применения нового закона.

С. МЕДВЕДЕВ,

заместитель прокурора Новосибирской области

18 декабря 2013

Источник: http://sibirmi.ru/proisshestviya/administrativnyy-nadzor-novoe-horosho-zabytoe-staroe-18-12-2013.html

Вопросы правоприменения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Вопросы правоприменения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

ЕИ

=1 О .А. Федотова

доцент кафедры теории и истории государства и права Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Российская Федерация, 394065, г Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. E-mail: Fedotova_vrn@yandex.ru

Н=1″1 Аннотация

В данной статье в связи со вступлением в силу Федерального закона от 6 апреля 2011 г № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» изложено авторское суждение об отдельных вопросах, возникающих у судов и других правоприменительных органов об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Учитывая правовые положения указанного Закона, правоприменителям необходимо руководствоваться нормами кодифицированных правовых актов разных отраслей права, что, конечно, создает определенные трудности в толковании, а, соответственно, и применении правовых норм.

Несмотря на то что в юридической литературе проблемы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, занимали и занимают заметное место, с совершенствованием законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере они приобретают особую значимость, поскольку требуют своего скорейшего разрешения.

Учитывая важность решаемых задач, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г.

№ 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, судам даны соответствующие разъяснения, которые, конечно, необходимо учитывать не только соответствующим судебным инстанциям, но и исправительным учреждением, органам внутренних дел, а также лицам, освобожденным (освобождаемым) из мест лишения свободы, в отношении которых в суд поступило заявление об установлении административного надзора, или когда таковой был уже установлен.

Имеющиеся научные работы, как в отдельности, так и в совокупности, раскрывают исторические, процессуальные, административно-правовые, уголовно-правовые и криминологические аспекты административного надзора.

Вместе с тем в связи с реализацией правовых положений вышеуказанного закона и иных нормативных правовых актов, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, как в теории, так и правоприменительной практике имеются вопросы, требующие разрешения для надлежащего обеспечения исполнения действующего законодательства об административном надзоре и дальнейшего совершенствования теоретических положений и правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Ключевые слова

административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, публичные правоотношения, органы внутренних дел, исправительные учреждения, административные правонарушения, судимость

113

Российское право: состояние, перспективы, комментарии

С 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Для применения правовых положений указанного закона правоохранительным органам и суду надлежит руководствоваться как его нормами, так и рядом других законов и кодифицированных актов, среди которых — Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ). Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее — административный надзор), судам даны соответствующие разъяснения. Эти разъяснения необходимо учитывать не только соответствующим судебным инстанциям, но и исправительным учреждением, органам внутренних дел, а также лицам, освобожденным (освобождаемым) из мест лишения свободы, в отношении которых в суд поступило заявление об установлении административного надзора, или когда таковой был уже установлен.

В юридической литературе проблемы административного надзора занимали и занимают заметное место.

Имеющиеся работы, как в отдельности, так и в совокупности, раскрывают исторические1, процессуальные2, административно-правовые3, уголовно-правовые4 и криминологические5 аспекты административного надзора.

Вместе с тем, в связи с реализацией правовых положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, как в теории, так и правоприменительной практике, имеются вопросы, требующие разрешения для надлежащего обеспечения исполнения действующего законодательства об административном надзоре и дальнейшего совершенствования теоретических положений и правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Производство по делам об административном надзоре регламентировано гл. 26.2 ГПК РФ, в соответствии с которой заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении

1 См.: Уткин В.А. Применение дополнительных ограничений при административном надзоре и некоторые вопросы его совершенствования // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: сб. ст. / отв. ред. В.Ф.

Волович. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985. С. 211; Лаптев С.А. К вопросу об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 50-54 и др.

2 См.: Вельмин А.С. Проблемы обоснованности отнесения дел об административном надзоре к ведению суда в порядке гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2012. № 2. С. 235-252 и др.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-pravoprimeneniya-administrativnogo-nadzora-za-litsami-osvobozhdennymi-iz-mest-lisheniya-svobody

64 ФЗ об административном надзоре

x

Check Also

442-закон О социальном обслуживании Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Действующий ФЗ-442 принят 23 декабря 2013 года Государственной думой, а одобрен спустя 2 дня Советом федерации.

Закон о защите детей от информации Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей.

Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции: научные, научно-технические и статистические данные; недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно ФЗ 149 от 27 июля 2006; сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.

ФЗ о геодезии и картографии: действующая редакция Федеральный закон №431 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе исполнения геодезических и картографических работ.

Спецоценка условий труда: закон 426 ФЗ Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности.

ФЗ 420 О внесении изменений в УК РФ Федеральный закон №420 О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации был принят 17 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года.

419-ФЗ с изменениями об условиях для инвалидов Люди с ограниченными возможностями требуют к себе со стороны законодательства особых привилегий и льгот. Федеральный закон №181 регламентирует социальное обеспечение защитой инвалидов на территории Российской Федерации.

416 ФЗ О водоснабжении и водоотведении Водоснабжение подача подземных и поверхностных вод в многоквартирные дома потребителей или иные нежилые объекты. Качество воды в водных объектах должно соответствовать санитарным нормам.

Закон об аккредитации Аккредитация это доказательство соответствия юрлица и ИП определенным критериям данной процедуры, что является официальным подтверждением компетентности.

Закон 402 О бухгалтерском учете Федеральный Закон № 402 включает в себя общие понятия бухучета, требования касательно его ведения и регулирование основных положений.

ФЗ-401 об имущественной ответственности Ответственность за имущество компаний перед налоговой раньше несли только должники. В добавок ФНС могло через суд запросить денежные средства с аффилированных организаций.

ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений В целях охраны жизни и здоровья граждан, животного мира и растений, а также предупреждения действий, которые способны ввести в заблуждение потенциальных покупателей был разработан специальный нормативно-правовой документ.

Закон О потребительском кредитовании Потребительский кредит это банковский займ, который предоставляется клиенту на покупку товаров для бытовых, личных или других нужд.

Закон О службе в органах внутренних дел Действующий ФЗ-342 претерпел ряд изменений. Они коснулись денежного довольствия работников, которые обладают специализированными навыками и работают в организациях в сфере уголовно-исполнительной системы, а также противопожарной службы.

ФЗ Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации ОМС это один из нескольких видов обязательного социального страхования для жителей Российской Федерации.

306 ФЗ о денежном довольствии военнослужащих, последние изменения Люди, призванные вести военную службу не получают зарплат. Денежные выплаты, перечисляемые им государством, называются денежным довольствием.

ФЗ 294 с изменениями В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294.

282 ФЗ о статистическом учете: последняя редакция Статистический учет представляет собой сложный процесс, направленный на предоставление количественных сведений, полученных в результате проведения наблюдений и обработки данных.

273 закон Об образовании Датой вступления в действие закона Об образовании № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее.

ФЗ О противодействии коррупции с последними изменениями Действие ФЗ-273 направлено на внедрение мер по борьбе с коррупцией. задача правового акта ведение единой антикоррупционной политики.

ФЗ о развитии сельского хозяйства: последняя редакция Для развития сельского хозяйства в России ежегодно разрабатываются законы и проекты. В последней редакции Федерального Закона 264 были приняты меры по улучшению качества оборудования и продукции.

Закон об автомобильном транспорте РФ Все городские поездки на наземных видах транспорта регламентируются законодательным актом № 259. ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует деятельность компаний, оказывающих перевозки (регулярные, по заказам и на легковом такси) в сфере городского маршрута.

ФЗ-257 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ Автомобильная дорога это дорога, которая имеет встречное, попутное, многопутное или однопутное направление движения.

Закон о материнском капитале 256 ФЗ О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств.

Источник: http://u69.ru/zakony-rf/64-fz-ob-administrativnom-nadzore

Добавить комментарий