Что является административным проступком (виды)?

Содержание

8(499)938-71-68

Что является административным проступком

Что является административным проступком (виды)?

Административный проступок – достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление. Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.

Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав. Наказания не такие тяжелые.

Нет последствий в виде судимости. Административный процесс более мобильный и простой.

Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев – 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

таможенного и бюджетного права — 2 года; деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;

противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

В сфере избирательных прав (подкуп избирателей). Против свободы религии (осквернение религиозной литературы). Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора). В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака). Оскорбление и дискриминация.

В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

Нарушение запрета курения. Против собственности (самовольное занятие земельного участка). В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям). Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство. Нарушение правил дорожного движения.

Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров). В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).

В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил). Заведомо ложный вызов специализированных служб. Проживание гражданина без паспорта.

Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.

В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Справочник охранника

Уголок пенсионера

Школа безопасности

Ремонт своими руками

Авторские расширения и плагины

Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/chto-yavlyaetsya-administrativnym-prostupkom.html

Виды административных проступков

Административныепроступки подразделяются по объектупра­вонарушения.

Посягающие направа граждан и здоровье населения:

—препятствиеосуществлению избирательного правагражда­намилибо работе избирательной комиссии;

— проведениеагитации за кандидата в период еезапрещения;

— распространениеложных сведений о кандидате;

—нарушение правачлена избирательной комиссии, наблюда­теляили иностранного наблюдателя;

—нарушение праваграждан на ознакомление со спискомиз­бирателей;

— выдачаизбирательных бюллетеней в целяхания за другихлиц;

— отказработодателя члену избирательнойкомиссии, канди­датув депутаты, доверенному лицу кандидатав предоставлении отпускадля участия в выборах (референдуме);

—нарушение условийпроведения предвыборной агитации че­резсредства массовой информации;

—изготовление дляраспространения анонимных агитацион­ныхматериалов;

—нарушениезаконодательства о труде и законодательстваоб охранетруда;

—необоснованныйотказ от заключения коллективногодого­вора,соглашения;

— нарушениеколлективного договора, соглашения;

— незаконноеприобретение или хранение наркотическихсредствв небольших размерах либо потреблениенаркотических средствбез назначения врача;

—скрытие источниказаражения венерической болезнью икон­тактовбольных, создающих опасность заражения.Ит. д. Посягающиена государственную собственность:

— нарушениеправа госсобственности на недра, воды,леса,' животныймир;

— мелкоехищение государственного или общественногоиму­щества;

—уклонение отвозмещения имущественного ущерба,причи­ненногопреступлением организациям, ит. д.

Правонарушенияв области охраны окружающей природнойсреды, памятниковистории и культуры:

—уничтожениемежевых знаков;

—незаконная рубкаи повреждение деревьев и кустарников,уничтожениеи повреждение лесных культур и молодняка;

— уничтожение илиповреждение подроста в лесах;

— самовольноесенокошение и выпас скота;

— сбордикорастущих плодов, орехов и ягод снарушением установленныхсроков;

— засорение лесовбытовыми отходами и отбросами;

— уничтожениеи повреждение ограничительных знаковв лесах;

—нарушение правилохраны и использования памятниковис­ториии культуры.

И т.д.

Правонарушенияв области промышленности, использованиятеп­ловойи электрической энергии:

—нарушениеправил, норм и инструкций по безопасномуве­дениюработ в отраслях промышленности;

—нарушение правилпользования электроэнергией или газомвбыту, ит.д.

Правонарушенияв сельском хозяйстве, нарушенияветеринарно-санитарныхправил:

— непринятиеземлепользователем мер по борьбе ссорняками;

— нарушение правилсодержания собак и кошек;

—жестокое обращениес животными. Ит. д.

Правонарушенияна транспорте, в области дорожногохозяйства исвязи:

—повреждениетранспортных средств общего пользованияи ихвнутреннего оборудования;

— нарушение правилповедения на воздушном судне;

—курение внеустановленных местах на железнодорожномтранспортеи на судах морского и речного транспорта;

—нарушение водителемтранспортных средств правил дорож­ногодвижения;

—управлениетранспортными средствами водителями,нахо­дящимисяв состоянии опьянения;

—управлениетранспортными средствами лицами, неимею­щимиправа управления;

—групповоепередвижение, создающее помехи длядорожно­годвижения;

— допускк управлению транспортными средствамиводите­лей, находящихся в состоянииопьянения, или лиц, не имеющих правауправления транспортными средствами;

—перевоз ручнойклади сверх установленных нормнеопла­ченногобагажа;

— безбилетныйпроезд;

—повреждениетелефонов-автоматов. Ит. д.

Правонарушенияв области жилищно-коммуналъного хозяйстваи благоустройства:

—нарушениеправил пользования жилыми помещениями;

— повреждение илисамовольная вырубка зеленых насаждений.

И т.д.

Правонарушенияв области торговли и финансов:

—продажатоваров ненадлежащего качества или снарушени­емсанитарных правил;

— продажа товаровбез документов;

— торговля с рукв неустановленных местах;

— обман потребителейв небольшом размере;

— мелкая спекуляция;

—уклонение от подачидекларации о доходах, ит.д.

Правонарушения,посягающие на общественный порядок:

— мелкое хулиганство;

—распитие спиртныхнапитков на производстве, в обществен­ныхместах или появление в общественныхместах в пьяном виде;

— занятиепроституцией;

—невыполнениеродителями или лицами, их заменяющими,обязанностейпо воспитанию и обучению детей, ит.д.

Правонарушения,посягающие на установленный порядокуправ­ления:

—злостноенеповиновение законному распоряжениюили тре­бованиюработника милиции либо народномудружиннику;

— проявлениенеуважения к суду;

— самоуправство;

—нарушениезаконодательства РФ о собраниях,митингах, де­монстрациях,шествиях и пикетированиях, ит. д.

Органы (должностныелица), уполномоченные рассматриватьдела об административных правонарушениях

Делаоб административных правонарушенияхрассматрива­ются:

— административнымикомиссиями;

— исполнительнымикомитетами;

— комиссиями поделам несовершеннолетних;

— органамивнутренних дел;

— органамигосударственных инспекций;

—другими органамии должностными лицами, уполномочен­нымина то законодательными актами.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3960965/page:24/

Что является административным проступком

Что является административным проступком (виды)?

Административный проступок это

1971 УК РСФСР.

Административный проступок необходимо отличать также от дисциплинарных проступков — нарушений трудовой, воинской, учебной дисциплины, являющихся основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Некоторые противоправные деяния могут совмещать в себе признаки как дисциплинарного, так и проступка (например, нарушение должностным лицом предприятия правил противопожарной безопасности).

Что является административным проступком (виды)?

В уголовном праве — только физические лица.

Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.

Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.

процесс более мобильный и простой.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами.

Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливающим ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РСФСР об правонарушениях (КоАП), состоящий из Общей и Особенной частей.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ и МХК

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права.

Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е.

Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок, определение которого закреплено в статье 9 КоАП Украины.

В соответствии с данной статьей проступок — это противоправное,

Вторым общим признаком субъекта административного проступка является вменяемость лица.

Административное законодательство не предусматривает определения понятия вменяемости. В теории права считается, что вменяемость — это норма, основанная на четком научном понимании законодателем закономерностей социально-психологического развития человека, согласно которому он проходит некоторые достаточно определенные этапы и стадии.

для совершения волевых действий, которые были бы направлены на такое предотвращение.

Следует иметь в виду, что в отличие от всех приведенных выше видов вины, при совершении проступка по неосторожности лицо не предвидит вредных последствий своего деяния.

Такое непредвидение последствий своего деяния говорит о неуважении лицом требований законодательства, своих должностных обязанностей, интересов общества.

Характерной особенностью данной формы вины является как отрицательное отношение правонарушителя к общественно вредным последствиям, так и отсутствие предвидения их наступления.

Перечень закрепленных в ней признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава; отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили нормами Общей части II раздела КоАП РСФСР (например, в ст. 13, закрепляющей возраст наступления ответственности)

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

Практическое значение состава административного проступка состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квали­фикации конкретных проступков, то есть админист­ративное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответс­твии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е.

Дипломные, курсовые работы, рефераты на заказ

Субъект административного правонарушения Ц в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 Ц летнего возраста, в ст.

2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности.

Источник: http://myeconomist.ru/chto-javljaetsja-administrativnym-prostupkom-19287/

Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.

Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица.

Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч.

Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия.

Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния.

Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения”), и именно в общественных местах (признак “место”).

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для ания на референдуме с целью проать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта.

Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей – лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е.

лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все рас­смотренные выше признаки административного правонарушения (противоправность, виновность и наказуемость), является административным правонарушением.

Дело в том, что в конкретном дея­нии может отсутствовать состав административно­го правонарушения, что исключает привлечение яйца, его совершившего, к административной от­ветственности.

Понимание состава администра­тивного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к админист­ративной ответственности, для отграничения ад­министративных проступков от других видов пра­вонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений.

В этой связи следует отличать ука­занные признаки административного правонару­шения как понятия, как некой теоретической кон­струкции от элементов и признаков состава конк­ретного административного правонарушения.

Под составом административного правона­рушения следует понимать установленную пра­вом совокупность признаков, при наличии кото­рых конкретное деяние является администра­тивным правонарушением.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — необходимое основание наступле­ния административной ответственности за его со­вершение. Например, провоз без билета в приго­родном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате является административным правонарушением, совершенным лицом, сопро­вождавшим ребенка (ч. 4 ст. .11.18 КоАП РФ).

Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоя­тельно ехал без билета, то, хотя его действие от­вечает всем признакам, свойственным админист­ративному правонарушению как понятию (проти­воправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не мо­жет квалифицироваться как административное правонарушение.

Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необхо­димых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достиг­шее 16 лет.

Однотипные признаки состава административ­ного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава администра­тивного правонарушения. К элементам состава ад­министративного правонарушения относятся:

1)объект;

2)объективная сторона;

3)субъект;

4)субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нор­мами права и охраняемые мерами административ­ной ответственности. Например, объектом админи­стративного правонарушения, связанного с нару­шением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям поми­мо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся  также правона­рушения: в области охраны окружающей природ­ной среды и природопользования; в области до­рожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправный деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонару­шения.

Общественные отношения, выступающие в ка­честве объекта административного правонаруше­ния, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев конституционного, экологического, трудового, земельного, финансово­го и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние пося­гает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, а следовательно, и нет всего состава административ­ного правонарушения.

Объективная сторона административного пра­вонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует про­ступок как акт внешнего поведения правонаруши­теля и включает, в частности, такие признаки Со­става административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и на­ступившие вредные последствия.

Так, например, нарушение водителями транспортных средств Пра­вил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) мо­жет выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запреща­ющий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др.

Последствиями таких дей­ствий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или со­вершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объектив­ной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь меж­ду этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями.

Установить такую причинно-следственную связь значит выявить об­стоятельства появления вредных последствий, оп­ределить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние по­влияло на величину этих последствий и др.

Одна­ко в установлении наличия причинно-следствен­ной связи в составе административного правона­рушения * как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вре­да или общественной опасности и причинно-след­ственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонаруше­ния, который не предусматривает наступления: в результате его совершения какого-либо материаль­ного вредного последствия, называется формаль­ным составом.

Административные правонаруше­ния (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответ­ственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работо­дателем или лицом, его представляющим, обяза­тельств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) является административным правонарушением с формальным составом. Адми­нистративным правонарушением с формальным составом будет также превышение установленной скорости движения водителем транспортного сред­ства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и право­нарушений с так называемым материальным составному который включает обязательное наступле­ние вредных материальных последствий, Например, если ч. 1, 2 ст. 20.

4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч.

3 этой же статьи— за нарушения, следствием которых стали материальные послед­ствия в виде возникновения пожара (материаль­ный состав);

В правонарушениях с материальным составом причинноследственная связь между противоправ­ным деянием и наступившими вредными послед­ствиями зачастую далеко не очевидна и требует установления.

Например, факт наезда водителем, превысившим установленную скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего послед­нему были причинены легкие телесные /поврежде­ния, сам по себе не означает наличия состава про­ступка, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ.

До­казывание наличия этого состава в обязательном порядке требует установления причинно-след­ственной связи между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движе­ния? Положительный ответ на этот вопрос свиде­тельствует, что наезд на пешехода — следствие на­рушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 Ко АИ РФ. Отрицательный ответ означа­ет, что наезд не явился следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложив­шейся ситуации он был неминуем и при движе­нии с разрешенной скоростью из-за неправомерно­го поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав пра­вонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предус­мотрена ст. 12.24, — ответственность за превыше­ние установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административ­ного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторностъ, неодно­кратность, злостность, систематичность. На­пример, в соответствии со ст. 3.

1 Закона Кировской области «Об административной Ответственности в Кировской области» предусмотрена ответствен­ность за громкую речь, крики, пение и т. д. в пери­од с 22 часов вечера до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения. Часть 1 ст. 20.

20 КоАП РФ предусматривает от­ветственность за распитие алкогольной продук­ции на улицах, стадионах, в  скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в гостях, не будет содержать состава этого пра­вонарушения.

Мелкое хулиганство, ответственностьза которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ, определяется, в частности, как действия, демонстративно нарушающие общественный порядок. В данном случае законодатель предусматри­вает характер совершения деяния — его демонстративность.

Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие демонстративного харак­тера, не будут содержать состава мелкого хулиган­ства.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих адми­нистративную ответственность, и означает совер­шение одним и тем ясе лицом в течение года од­нородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. На­пример, ч. 1 ст.

4 Закона Республики Татарстан «Об административной ответственности за наруше­ние общественного порядка и порядка управле­ния» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах и в других общественных местах, а ч.

2 этой же статьи за те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного наказания.

Неоднократностью признается совершение бо­лее двух однородных правонарушений, а система­тическим правонарушением считается такое, ко­торое совершается в течение года несколько раз.

В Кодексе Волгоградской области об администра­тивной ответственности, например, установлена административная ответственность за системати­ческую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или ин­фекциями, передающимися преимущественно по­ловым' путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязатель­ных медицинских обследований и лечебно-профи­лактических мероприятий (ст. 15 этого Кодекса).

Однако эти признаки состава административно­го правонарушения (время, место, способ, харак­тер совершения деяния, его повторность, неодно­кратность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных пра­вонарушений, в силу чего они называются фа кулътативными признаками состава админист­ративного, правонарушения, т. е. необязательны­ми признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь меж­дудеянием и наступившими в результате его вред­ными последствиями являются обязательными признаками состава административного правона­рушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонаруше­ния 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного пра­вонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находи­лось в состоянии невменяемости т.е.

не моглоосознавать фактический характер и противоправ­ность своих действий (бездействия) либо руково­дить ими вследствие хронического психическогорасстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния

психики, не подлежит административной ответ­ственности.     

Источник: https://admin-laws.ru/lekczii-po-administrativnomu-pravu/242-sostav_administrativnogo_pravonarusheniya.html

Добавить комментарий