Что такое административный процесс – принципы и виды?

Что такое административный процесс. Его стадии

Что такое административный процесс - принципы и виды?

Что такое административное право? Прежде всего, это самостоятельная отрасль права, нормы, которые, должны соблюдать все граждане государства, а также лица, которые находятся в его пределах.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации – это основной нормативно-правовой акт, который предусматривает различные виды наказания за тот или иной проступок. Однако для того, чтобы применить отдельный вид наказания по какому-либо правонарушению, необходимо следовать нормам, установленным законодательством.

Так или иначе, но при наличии состава административного правонарушения виновное лицо должно быть наказано. Производится это исключительно в установленном порядке, который носит название административный процесс.

Юридическая литература предусматривает деление административного процесса на стадии, на каждой из которых осуществляются те или иные действия.

Именно стадии административного процесса и хотелось бы растолковать более подробно, но для начала следует дать определение, что же такое административный процесс.

Административный процесс – это деятельность, которую осуществляют специально уполномоченные на то органы и лица. Эта деятельность связана с возбуждением, рассмотрением и решением административных дел различного характера. На сегодняшний день административный процесс (или административное производство) может осуществляться по таким  направлениям:

  • проступки дисциплинарного характера;
  • обращения граждан (к ним относятся заявления, жалобы и предложение);
  • дела об административных правонарушениях ( рассмотрение дел по факту совершения действия, составы которых предусматривается диспозициями статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации);
  • дела о различного рода поощрениях;
  • лицензионно-разрешительное производство;
  • производство по регистрационным вопросам.

Законодатель предусматривает две разновидности административного процесса:

  • юрисдикционное производство, которое включает в себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также по жалобам и обращениям граждан.
  • процедурное производство, что представляет собой производство по регистрационным вопросам и лицензионно-разрешительное производство.

Административный процесс состоит из трех основных стадий:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение дела;
  • вынесение постановления по рассмотренному материалу.

Теперь хотелось бы описать каждую из этих стадий более подробно.

Возбуждение административного дела

Эта стадия берет свое начало с момента оформления соответствующего документа, свидетельствующего о совершении лицом административного правонарушения – протокола.

Эта стадия может считаться не только процессуальным действием – она является и юридическим фактом, который свидетельствует о зарождении административно-процессуальных отношения между субъектами.

Что касается лица, которое способствует возникновению этой стадии, то им может быть как специально уполномоченное, так и обычное гражданское (например, во время подачи жалобы).

На первой стадии может быть проведено административное расследование.

Рассмотрение дела

В отличие от первой стадии, осуществление рассмотрения дел по административным правонарушениям занимаются лишь уполномоченные на то органы. Как правило, эта стадия осуществляется в присутствии самого правонарушителя. Результатом проведения  рассмотрения  дела является вынесение решения – постановления.

Принятие постановления

Это заключительная стадия административного производства. По результатам рассмотрения дела уполномоченное лицо, которое осуществляло втору стадию, обязано вынести свое решение  и оформить его   надлежащим образом с соблюдением всех законодательных норм.

В этап принятия решения по делу могут входить и факультативные стадии, то есть те, которые не являются  обязательными. К ним относятся:

  • обжалование вынесенного постановления в вышестоящих компетентных органах;
  • пересмотр решения.

Административный процесс предусматривает эти стадии лишь в том случае, если лицо, в отношении которого было вынесено решение, не согласно с его формулировкой и желает обжаловать его. Подобное действие предусматривается и уголовным законодательством, где носит название «апелляция».

Источник: http://.ru/article/28885/chto-takoe-administrativnyiy-protsess-ego-stadii

Административный процесс понятие признаки виды

Административный процесс понятие признаки виды

Административный процесс: понятие,признаки, виды

Административный процесс–совокупность административно-процессуальныхнорм и основанная на них деятельностьорганов и должностных лиц государственногоуправления по реализации возложенныхна них задач и функций.

Признаки административного процесса:

– вид юридического процесса, соотносятсякак часть и целое;

– представляет собой разновидностьвластной деятельности субъектовгосударственного управления;

– обеспечивает условия для реализацииматериальных норм административногоправа;

– целью является достижение определенныхюридических результатов и разрешениеуправленческих дел;

– результаты (как промежуточные, так иокончательные) закрепляются в официальныхактах (документах);

– регламентируется административно-процессуальныминормами, которые в совокупности образуютсамостоятельный институт административногоправа;

– обладает определенным строением(структурой).

Принципы административного процесса– основополагающие идеи, общие начала,лежащие в основе административногопроцесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности– реализацияматериальных административно-процессуальныхнорм должна строиться в точном соответствиис административно-процессуальныминормами.

Принцип процессуального равенстваозначает: во-первых, равенство стороннезависимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественногои должностного положения, местажительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, других обстоятельствперед законом; во-вторых, наделениекаждой стороны определенным объемомвзаимообусловленных прав, обязанностейи ответственности.

Принцип материальной истины-решение, принятое в рамках административногопроцесса, которое должно основыватьсяна тщательном изучении всех условий иобстоятельств управленческого дела, атакже состязательности в ходе егорассмотрения.

Принцип доступностивыражаетсяв беспрепятственной возможности каждойиз сторон участвовать на всех стадияхпроцесса в соответствии с имеющимсяпроцессуальным статусом.

Принцип гласности– административныйпроцесс строится на публичных началах,дающих возможность гражданам получитьинформацию о его ходе и принятых решениях,исключение составляет информация,отнесенная к государственной тайне, атакже сведения об интимных сторонахжизни участников процесса.

Принцип национального языка-процесс ведется на государственномязыке Российской Федерации или языкереспублики – субъекта РФ, автономнойобласти, автономного округа илибольшинства населения данной местности.Участники процесса, не владеющие языком,на котором он отправляется, обеспечиваютсяуслугами переводчика.

Принцип быстроты (оперативности)– административный процесс долженотправляться в возможно короткие срокив рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности)– административный процесс должен бытьорганизован таким образом, чтобы свестик минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органовгосударственного управления и ихдолжностных лиц за ненадлежащее ведениепроцесса– органы государственногоуправления и должностные лица несутустановленную законом ответственностьза нарушения административно-процессуальныхнорм, проявленные при этом бюрократизми волокиту.

Административно-процессуальныенормы и отношения

Административно-процессуальная нормавид административно-правовой нормы,определяющий основания, порядок иусловия реализации материальной нормыадминистративного права.

Административно-процессуальная нормарегламентирует порядок деятельностиорганов и должностных лиц государственногоуправления (исполнительной власти) пореализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальныхнорм:

– являются разновидностьюадминистративно-правовых норм;

– выполняют служебную, обеспечивающуюроль по отношению к материальнымадминистративно-правовым нормам;

– имеют установленную структуру(строение);

– содержатся в определенных источниках;

– обеспечиваются принудительной силойгосударства;

– нарушение административно-процессуальныхнорм влечет за собой привлечение виновныхк юридической ответственности.

По сфере регулированиясуществуютследующие виды административно-процессуальныхнорм: регламентирующие общественныеотношения в сфере экономики, регламентирующиеобщественные отношения вадминистративно-политической сфере,регламентирующие общественные отношенияв социально-культурной сфере,регламентирующие общественные отношенияв сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общиеи специальные нормы.

По юридической силе: нормызаконов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные,бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве:действующие в пределах РоссийскойФедерации, действующие в пределахрегиона (федерального округа), действующиена территории субъекта РФ, действующиев пределах муниципального образования,локальные, действующие на территориипредприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общегодействия и специальные нормы.

По видам производств: нормы,регулирующие производство административногоправотворчества, регулирующие производствопо делам о поощрениях, регулирующиелицензионно-разрешительное производство,регулирующие производство по делам обадминистративных правонарушениях,регулирующие другие виды административныхпроизводств.

Административно-процессуальныеотношения– вид правовых отношений,основанных на административно-процессуальныхнормах, возникающих в сфере государственногоуправления, участники которых наделеныадминистративно-процессуальными правамии обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

– носят управленческий, организационныйхарактер;

– основываются на административно-процессуальныхнормах, являются результатом ихвоздействия на общественные отношения;

– регулируют деятельность органовгосударственного управления и ихдолжностных лиц по реализации возложенныхна них правомочий;

– являются вторичным, производным отматериальных административно-правовыхотношений.

Субъекты административного процесса– лица, участвующие в управленческомпроцессе, обладающие административно-процессуальнойправосубъектностью.

Административно-процессуальнаяправосубъектность– основанная наадминистративно-процессуальных нормахспособность лица быть субъектомадминистративного процесса.

Административно-процессуальнаяправосубъектность включает в себяадминистративно-процессуальнуюправоспособность и административно-процессуальнуюдееспособность.

Административно-процессуальнаяправоспособность– способность лицаиметь в силу административно-процессуальныхнорм субъективные права и юридическиеобязанности.

Административно-процессуальнаядееспособность– способность лица,установленная административно-процессуальныминормами, своими действиями реализоватьсубъективные права и юридическиеобязанности в административном процессе.

Виды субъектов административногопроцесса:

– физические лица (граждане, почетныеграждане, лица с двойным гражданством,граждане СНГ (кроме РФ), иностранныеграждане, лица без гражданства);

– государственные органы, предприятияи учреждения;

– государственные служащие;

– общественные объединения, негосударственныепредприятия и учреждения;

– служащие общественных объединений ииных негосударственных формирований.

Субъекты административного процессамогут выступать в процессе в следующихкачествах:

– субъекта, возбудившего управленческоедело;

– субъекта, полномочного рассматривать(разрешать) управленческое дело ипринимать другие юридически властныерешения, определяющие движениеадминистративного дела;

– стороны административного процесса;

– третьего лица, т. е. лица, заявившегосамостоятельное требование на предметспора;

– уполномоченного представителя;

– лица, привлекаемого к административной,дисциплинарной ответственности;

– лица, защищающего права и интересыдругих лиц;

– лица, содействующего отправлениюадминистративного процесса.

Структура и стадии административногопроцесса– внутреннее строениеадминистративного процесса, совокупностьобразующих его административныхпроизводств.

Элементами структуры административногопроцесса служат административно-нормотворческий,административно-правонаделительный(оперативно-распорядительный),административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса– относительно самостоятельная частьадминистративного производства, длякоторой характерны конкретные задачи,состав участников, процессуальноеоформление результатов.

Общие стадии административногопроцесса:

– анализ управленческой ситуации;

– рассмотрение дела и принятие решения;

– исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административногопроцесса:

– регламентируются нормамиадминистративно-процессуального права;

– обусловлены логикой всего производства;

– направлены на решение конкретныхзадач;

– характерен определенный круг участников;

– определенные сроки совершения;

– соответствующее процессуальноеоформление.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1628564/

Административный процесс: виды, стадии, принципы :

Административное право – отрасль юриспруденции, которая большинством российских юристов рассматривается как самостоятельная, обособленная от других сфер – гражданской или, например, конституционной. В числе ключевых механизмов практического ее применения – одноименный процесс. Каковы его особенности?

Определение административного процесса

Согласно распространенной в среде российских юристов трактовке, административный процесс – это действия органов исполнительной власти, посредством которых осуществляется реализация вверенных соответствующим структурам задач и функций.

Речь, по сути дела, идет о механизмах, в рамках которых институты власти выполняют свою управленческую роль.

Таким образом, субъекты административного процесса – это исполнительные и распорядительные структуры, а также должностные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положений закона или же, как следствие, демократических процедур.

Цель административного процесса, определяемая российскими юристами – это достижение административными структурами результатов, характеризующихся юридической значимостью и целесообразностью с точки зрения актуальных задач управления государством на том или ином уровне.

Стадии

Юристы выделяют три основные стадии административного процесса:

– правотворчество;

– оперативно-распорядительные процедуры;

– административно-юрисдикционный элемент.

В свою очередь, каждый из этапов классифицируется по дополнительным критериям, в основе которых – сущность решаемых управленческих задач, вопросов, состав участников. Стадии административного процесса могут отличаться сущностью применимых юридических фактов, процессуальными аспектами.

В некоторых случаях отмеченные этапы определяются экспертами как основания для классификации рассматриваемого явления. Дело в том, что российские юристы выделяют самые разные виды административного процесса, вычленяя те или иные в рамках широкого спектра критериев.

Так, например, есть концепция, в основе которой – классификация по направлениям деятельности конкретных институтов власти и должностных лиц. Например административный процесс может выражаться в распорядительных функциях или же в рассмотрении индивидуальных дел, находящихся в компетенции конкретного ведомства.

Виды административного процесса во многом определяются признаками, характеризующими рассматриваемое явление.

Признаки административного процесса

По каким признакам деятельность тех или иных структур власти можно классифицировать как административный процесс? Некоторые эксперты считают уместным раскрывать суть рассматриваемого термина последовательно, анализируя составляющие его понятия – “процесс” и “административный”.

Касательно первого. Процесс – это совокупность действий, которые совершаются субъектами с целью достижения некоторого результата. Также некоторые эксперты считают, что данный термин должен включать в себя порядок осуществления той или иной деятельности. Так выделяются отрасли, характеризующиеся особенностями соответствующих процессов – бюджетная, законодательная.

Термин “административный” обозначает отнесение некоторого явления к властным полномочиям, к управлению. Деятельность соответствующих институтов, ведомств, должностных лиц, таким образом, также может быть процессуальной.

Теперь мы можем сформулировать определение рассматриваемого термина, исходя из двух его признаков. Во-первых, это факт отнесения к сфере управления, а во-вторых, это действия органов власти, направленные на решение вверенных им задач.

Когда оба компонента выявлены, то можно фиксировать, что происходит административный процесс.

Вместе с тем в среде российских экспертов есть дискуссия касательно того, какие именно действия правомерно считать компонентом рассматриваемого явления. Некоторые юристы считают, что административный процесс составляют любые виды активностей политических институтов. Все те, в рамках которых ведомства и должностные лица реализуют вверенные задачи и функции.

Есть концепция, согласно которой эксперты отказываются от абстрактного понимания термина. Так, некоторые юристы считают уместным говорить о такой правовой категории, как, например, административно-управленческий процесс, который характеризуется присутствием конкретного типа активностей, связанных главным образом с исполнительными и распорядительными функциями.

Есть отдельные, как с точки зрения процессуальной составляющей, так и в плане законодательного регулирования, виды деятельности властных институтов. Такие как, например, судопроизводство.

Поэтому существует версия, что рассматриваемый термин не всегда корректно трактовать обобщающим способом, так как он состоит из нескольких отдельных, в ряде случаев достаточно несхожих, процессов.

В зависимости от того, какого рода активности властных институтов мы можем включить в рассматриваемое явление, будут определяться участники административного процесса. В версии некоторых экспертов таковыми могут быть не только субъекты – власть и должностные лица, но также и объекты управления – граждане, организации.

Есть концепция, весьма несхожая с той, которую мы сейчас рассмотрели. Ее суть в том, что процессуальная деятельность, не обязательно относимая к административной сфере, должна пониматься только лишь как юрисдикционная. Как вариант – в правоохранительном аспекте.

При этом значение термина “процесс” должно пониматься как процедура реализации предусмотренных законом мер в рамках административных судебных дел. Некоторые исполнительные органы РФ, в соответствии с положениями релевантных законов, могут разрешать подобные споры вне суда. То есть такого рода активности находятся в их юрисдикции.

При этом, отмечают юристы, подобные направления деятельности не могут быть ключевыми в аспекте управленческих задач, возложенных на государственные и муниципальные органы. Поэтому работа ведомств и должностных лиц должна быть в первую очередь связана с правовой оценкой результатов работы тех или иных субъектов управления.

Реализация полномочий, характерных для судов – например, тех, что связаны с мерами принуждения, должна осуществляться в отношении прецедентов, отражающих прежде всего качество работы властных органов.

Базовые модели

Если резюмировать концепции, касающиеся понимания в российской экспертной среде сущности административного процесса, то можно, таким образом, выделить две основные теоретические модели – та, что отражает процедурный аспект, и та, что базируется на юрисдикционной составляющей.

При этом практическое содержание деятельности субъектов административного процесса как в процедурном, так и в юрисдикционном отношениях, может, полагают юристы, иметь признаки схожести.

Такие как, например, рассмотрение дел во внесудебном порядке, следование положениям одних и тех же нормативно-правовых актов, а также индивидуальная, во многих случаях, направленность решения задач.

Вместе с тем отличий между двумя моделями достаточно. В числе самых значимых различий – механизм правовой оценки. Почему, например, в рамках юрисдикционной деятельности подразумевается правовая оценка, направленная в адрес сторон разрешаемого спора.

А если речь идет о процедурном аспекте, то она, вероятнее всего, будет условием, при котором необходимые ходатайства или запросы могут быть удовлетворены. Также во втором сценарии правовая оценка и вовсе может не быть проведена – если соответствующие регулирующие положения того не требуют.

В юрисдикционном аспекте ее наличие практически всегда обязательно.

Ключевые принципы

Соответствующего типа действия властных структур осуществляются соотносительно с ключевыми целями и задачами государственного управления.

При их составлении и разработке механизмов решения должны учитываться принципы административного процесса – положения, фиксируемые в источниках права различного уровня.

Они могут отражать порядок практического осуществления органами власти своей деятельности в пределах вверенных компетенций, взаимодействия с другими субъектами правоотношений, задействования мер принуждения. Российские эксперты выделяют следующие основные принципы административного процесса.

Во-первых, это законность. Все действия властей должны иметь обоснование, отражаемое в формулировках актуальных правовых источников. Основополагающий нормативный акт здесь – Конституция России. Также определяющее значение имеют Федеральные законы РФ и правовые акты российских регионов и муниципалитетов.

Во-вторых, это соблюдение презумпции достоверности фактов, изучаемых должностными лицами, работающими во властных структурах.

Фактические обстоятельства споров административного характера должны трактоваться соответствующими ведомствами корректно, однозначно.

На практике данного рода принцип чаще всего реализуется в презумпции невиновности – когда, например, решение о применении мер принуждения может быть применено исключительно в случае достоверной доказанности того или иного правонарушения.

В-третьих, это самостоятельность должностного лица в процессе исполнения вверенных ему функций и полномочий. Данный принцип, полагают юристы, базируется на концепции разделения властей. Предполагается, что ведомство, реализующее определенный круг полномочий, наделено квалификацией выполнять свои функции в достаточной мере ответственно.

В-четвертых, это равенство должностных лиц, работающих в административных структурах, перед законом, соблюдение с их стороны прав человека и гражданина, объективность в принятии решений, приоритет публичности и гласности в реализации властных полномочий.

Структура

Рассмотрим, какова структура административного процесса. Несмотря на то что российскими юристами он рассматривается как самостоятельное правовое явление, существуют различные элементы, формирующие его. Так, например, некоторые эксперты считают, что структура административного процесса может быть представлена следующими тремя элементами:

– правотворческая составляющая;

– правонаделительный компонент;

– юрисдикционный процесс.

То есть данная схема в определенной мере отражает стадии, в рамках которых осуществляется рассматриваемый процесс – о них мы сказали в начале статьи.

Есть и другие основания для классификации структурных элементов административного процесса, что выделяют российские исследователи. Таковыми могут быть, например, характер спора субъектов правоотношений, типы должностных лиц, участие частных организаций.

Соотносительно с данным критерием, административный процесс могут формировать следующие структурные элементы:

– управление;

– административно-юрисдикционная составляющая;

– судопроизводство;

Полезно будет изучить сущность каждого элемента в отдельности.

Управление как структурный элемент административного процесса

Управление – это форма осуществления органами власти и функционирующими в их структуре должностными лицами вверенных им компетенций. Это порядок, в рамках которого исполнительные институты принимают решения.

Это конкретные задачи, которые стоят перед органами власти.

Управленческий процесс включает в себя ряд активностей, которые юристы классифицируют как производства – такие как, например, разрешительные, регистрационные, правопредставительные и т. д.

Административно-юрисдикционный компонент

Административный процесс включает в себя также и юрисдикционную составляющую. Это порядок, в рамках которого компетентные структуры применяют меры административного принуждения. Некоторые юристы называют его также охранительным, или надзорным. Функции, выполняемые должностными лицами, ответственными за принуждение, регулируются положениями административного права.

Административное судопроизводство

Административный процесс также включает в себя соответствующий тип судопроизводства. Каковы его особенности? Административное производство – это процедуры, осуществляемые в соответствии с нормами ГПК и АПК и применимые в отношении определенного круга дел. Каких именно? Какого рода действия властей могут инициировать собственно административный судебный процесс?

Прежде всего это жалобы граждан на работу государственных и муниципальных органов власти и конкретных должностных лиц. Это оспаривание формулировок в нормативных актах. Это административные правонарушения.

Административно-процессуальное право

Понятие административного процесса непосредственным образом связано с соответствующей отраслью права.

Каковы его особенности? Можно ли с ним отождествлять термин “административное право” и процесс понимать как безусловную составляющую этого явления? Многие российские юристы полагают, что рассматриваемая отрасль юриспруденции – самостоятельная.

То есть ее все-таки следует обособлять от понятия “административное право”, хотя она взаимодействует с ним очень тесно. Некоторыми юристами рассматриваемое явление относится к сферам, непосредственно определяющим эффективность политического управления.

Также административно-процессуальное право – это сформировавшаяся, обособленная от других отраслей юриспруденции учебная дисциплина. Ключевая задача данной сферы – создание базы для применения правовых норм с целью урегулирования споров и противоречий между гражданами и властью посредством корректных упорядоченных процедур.

Рассматриваемая отрасль права, как полагают некоторые юристы – обязательный компонент, который включает в себя система административного процесса, реализованная на уровне государства, региона или же муниципалитета.

Другим элементом являются субъекты соответствующих активностей.

Таким образом, есть властные институты, должностные лица, которым предписано выполнять какие-то задачи, а есть правовые нормы, согласно которым реализация соответствующих компетенций должна осуществляться. Это и формирует систему, о которой идет речь.

Источник: https://www.syl.ru/article/166483/new_administrativnyiy-protsess-vidyi-stadii-printsipyi

Административный процесс и административные производства

Административный процесс и административные производства

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Постановление Пленума ВС РФ от 13 февраля 2018 года № 5 “О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

Постановление Пленума ВС РФот 26 декабря 2017 года № 57 “О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов”

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

Понятие и система принципов административного процессуального права

Понятие и система принципов административного процессуального права

Принципы организации правосудия

Принципы административного процессуального права- это основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание.

Можно дать и более конкретизированное определение принципов административного процессуальногоправа как основополагающих положений, с помощью которых определяются особенности,специфика, назначение административно – процессуальной деятельности, урегулированнойнормами административного процессуального права.

Полную классификацию принципов административногопроцессуального права подали AA Мельников, H.H. Полянский, В.М. Савицкий и Н.С.Строгович. Они выделяют:

– Принципы судебного права;

– Принципы правосудия, которые в зависимости отоснований классификации делятся на организационные и функциональные (их можно считатьи принципами административного процесса по сфере их деятельности).

По нормативным актам, в которых они закреплены,можно выделить:

– Конституционные принципы;

– Принципы, закрепленные в отраслевом законодательстве.

Важно отметить универсальный характер многих правовыхпринципов. Независимо от различных классификаций большинство общеправовых принциповконституционными и получают свое отражение как в административном, так и в административномпроцессуальном праве, например :

– Законности;

– Принцип приоритета прав и свобод человека игражданина, их непосредственного действия и правовой защиты;

– Принцип единства системы государственной власти,разграничения компетенции между центральными и местными органами государственнойвласти;

– Принцип разделения законодательной, исполнительнойи судебной власти;

– Принцип обеспечения права граждан на участиев государственном управлении;

– Принцип эффективного управления;

– Принцип равенства граждан перед законом;

– Принцип гуманизма.

Эта система конституционных принципов развитаяв специальных актах, регулирующих административный процесс, например, в КодексеУкраины об административных правонарушениях. Они получили развитие и в Кодексе административногосудопроизводства Украины. Например, в ст. 7 КАСУ указано: “Принципами осуществленияправосудия в административных судах являются:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников административного процесса перед законом и судом;

4)состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельствпо делу;

5) гласность и открытость административного процесса

6) обеспечение апелляционногои кассационного обжалования решений административного суда, кроме случаев, установленныхнастоящим Кодексом;

7) обязательность судебных решений”.

Кроме того, некоторые конституционные принципыне являются четко сформулированными в нормах административного процессуального права,но их влияние на отрасль прослеживается довольно легко, поскольку многие отраслевыхинститутов сформированы на основе и во исполнение таких принципов. Например, принципгуманизма реализуется в : – предоставлении значительных прав гражданину, обратившемусяс жалобой, – предоставлении адвоката в случае неспособности гражданина самому оплачиватьуслуги и т.д..

Заложенные в АПК принципы административного судопроизводстванаправлены на решение следующих важных задач:

– Во-первых, они устанавливают права и обязанностиучастников административно – судебного производства, что позволяет заинтересованнымлицам наиболее полно и точно соответствовать своему назначению в процессе рассмотрениядела;

– Во-вторых, они устанавливают компетенцию субъектаадминистративно – судебной юрисдикции, необходимую для выполнения основного функциональногодолга – объективного, основанного на точном соответствии закону рассмотрения делаи вынесения обоснованного решения по нему.

Успешное решение этих задач создаст объективныепредпосылки для эффективной реализации возможностей судебной защиты прав и свободграждан в государственном управлении.

Принципосуществления правосудия только судом, закрепленный в ст. 124 Конституции Украины,которая определяет, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами.

Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами илидолжностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения,возникающие в государстве.

Статья 1 КАСУ определяет юрисдикцию, полномочия административныхсудов по рассмотрению административных дел, порядок обращения в административныесуды и порядок осуществления административного судопроизводства;

Сочетаниеединоличного и коллегиального принципов рассмотрения в решении административныхдел. Так, в соответствии со ст. 129 КУ, судопроизводство осуществляется судьейединолично, коллегией судей или судом присяжных. В ст.

23 КАСУ “Осуществлениеадминистративного судопроизводства судьей единолично” указано, что все административныедела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом, рассматриваютсяи решаются судьей единолично.

В ст.

24 КАСУ “Осуществление административногосудопроизводства коллегией судей” указано, что административные дела, предметомобжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета МинистровУкраины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национальногобанка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии ( комиссиипо референдуму), члена этой комиссии, рассматриваются и решаются в окружном административномсуде коллегией в составе трех судей. Административные дела рассматриваются и решаютсяв окружном административном суде коллегией в составе трех судей также по ходатайствуодной из сторон о коллегиальном рассмотрении дела или по инициативе судьи в случаеих особой сложности. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела подается в письменнойформе через канцелярию суда до начала судебного рассмотрения административного дела.Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела, поданное после начала судебного разбирательства,возвращается судом без рассмотрения.

Принципнезависимости судей и подчинения их только закону, закрепленный в ст. 129 КонституцииУкраины;

Принципосуществления правосудия на принципах равенства всех граждан перед законом исудом, закрепленный в ст. 24 Конституции Украины и ст. 10 КАСУ, согласно которойграждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Неможет быть привилегий или ограничений прав участников административного процессапо признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола,этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства,по языковым или другим признакам;

Принципгласности судебного разбирательства, закрепленный в ст.

12 КАСУ, согласно которойлица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решилвопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограниченыв праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информациио результатах рассмотрения дела.

Никто не может быть ограничен в праве на получениев административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего делаи принятые в ней судебные решения.

Каждый имеет право знакомиться в установленномзаконодательством порядке с судебными решениями в любой рассматриваемой в открытомсудебном заседании делу, вступившие в законную силу. Рассмотрение дел в административныхсудах проводится открыто. Во время судебного разбирательства дела в судебном заседанииобеспечивается полное фиксирование судебного заседания с помощью звукозаписывающеготехнического средства. Судебное решение, принятое в открытом судебном заседании,провозглашается публично.

Другой блок принципов административного процессуальногоправа, связан с самим процессом осуществления правосудия, можно назвать “принципы,определяющие процессуальную деятельность “. К ним относятся :

1) принципзаконности – межотраслевой принцип. Суть этого принципа заключается в требованиине только строгого и надлежащего исполнения нормативно – правовой базы, соблюдениезапретов, содержащихся в ней, но и надлежащего ее применения в случаях, определенныхзаконодательством Украины, в частности, административными судами (судьями);

2) принципсочетания диспозитивности и публичности. Специфика административного процессазаключается в том, что этому виду юридического процесса свойственно сочетание принципадиспозитивности и принципа публичности.

Истец ( заявитель) в административном процессе,по общему правилу, имеет право отказаться от исковых требований во всех случаях,кроме дел о признании нормативных актов такими, что не соответствуют закону, тоесть производства по всем делам, кроме указанной категории, должна основыватьсяна принципе диспозитивности. Обладатель нарушенного права самостоятельно решает,обращаться ему в суд, определяет предмет и основания иска, поддерживает или отказываетсяот своих исковых требований или заключает мировое соглашение. Ответчик в процессеможет признавать или не признавать исковые требования.

Однако в исках о признании нормативно – правовыхактов ограничивающими права, свободы и законные интересы, принцип диспозитивностиуступает место принципу публичности.

То есть суд в каждом случае обнаружения в ходесудебного разбирательства несоответствия правового акта закону, который может ограничитьили нарушить права, свободы или законные интересы субъектов, обязан, независимоот того, поддерживает заявитель свои требования или отказывается от них, с цельюзащиты общих публичных прав вынести решение о признании такого акта недействительным.

3) принципысостязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности является необходимымусловием для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для делаи вынесения обоснованного решения.

Лица, участвующие в деле, имеют право и обязанностьсобрать фактический материал и предъявить доказательства, подтверждающие или опровергающиеопределенные факты, тогда как обязанностью суда является беспристрастное оцениванияпредоставленного сторонами материала.

В соответствии с принципом равноправия, стороныпользуются равными процессуальными правами, и административно – процессуальный закондолжен предоставлять им равные процессуальные возможности для защиты своих прав,свобод и охраняемых законом.

Стороны, независимо от их административно – правовогонеравенства (субъекты, обладающие и не имеют властных полномочий), должны быть наделеныравными процессуальными правами. Любые преимущества одной стороны перед другой вадминистративном процессе должны быть исключены.

Между тем, принцип равноправиясторон в административном процессе имеет специфический смысл: обязанность доказываниязаконности обжалованных действий и решений полностью лежит на ответчики.;

4) принципобъективной истины приобретает реализации в совокупности статей действующегозаконодательства. Например, в гл.

6 КАСУ определено, что доказательствами в административномсудопроизводстве являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливаетналичие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц,участвующих в деле, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешениядела.

Эти данные устанавливаются судом на основании объяснений сторон, третьих лици их представителей, свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключенийэкспертов. Важно то, что специфика судебного познания обстоятельств административныхдел заключается в том, что оно осуществляется специальным органом – административнымсудом.

Субъектом познавательной деятельности здесь может быть не одно лицо, а коллегия,состоящая из трех судей. С одной стороны, субъективная оценка и восприятие затрудняютпроцесс познания, но с другой – дают дополнительные гарантии достоверности выводовсудов.;

5) принципнепосредственности и устности судебного разбирательства в административном процессуальномправе заключается в том, что, во-первых, суд при рассмотрении дела обязан непосредственноисследовать доказательства по делу. В ст.

86 КАСУ определено, что суд оцениваетдоказательства, имеющиеся в деле, по своему внутреннему убеждению, которое основываетсяна их непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании. Никакиедоказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает принадлежность,допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточностьи взаимную связь доказательств в их совокупности. Во-вторых, рассмотрение дела происходитустно и, в чем находит выражение и проявление принцип непосредственности, при неизменномсоставе судей.

Принцип устности может рассматриваться как одна из гарантий принципагласности административного судопроизводства;

6) общепроцесуальныйпринцип непрерывности также характерен для административного процессуальногоправа. Так, судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени,назначенного для отдыха.

В установленных законом случаях при невозможности продолжениярассмотрения административного дела суд выносит определение о перерыве в рассмотрениидела.

Однако после устранения обстоятельств, повлекших перерыв, суд возвращаетсяк рассмотрению дела.

Источник: http://studies.in.ua/admin_proces-seminar/2123-ponyatie-i-sistema-principov-administrativnogo-processualnogo-prava.html

Добавить комментарий