Что такое экстрадиция?

8(499)938-71-68

Экстрадиция – что это? Экстрадиция в международном праве

Что такое экстрадиция?

Многие будущие юристы по криминальному праву часто задают себе вопрос: “Экстрадиция – что это?” В принципе, данный термин не является сложным. Экстрадиция – это возможность государства наказать преступника, который смог убежать на другую территорию.

Что такое экстрадиция?

Это понятие означает выдачу преступника, который скрывается в другом государстве. Однако такая возможность возникает только в том случае, если между странами существует соответствующий договор. При этом человека может самостоятельно выдать то государство, в котором он скрывается, либо же оно имеет право дождаться соответствующего запроса властей.

Процесс передачи правоохранительными органами преступника другой стране и называется словом «экстрадиция». Что это такое, вы уже знаете.

Что касается договора, то в странах СНГ существует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Естественно, существуют условия, при которых данная процедура является невозможной. Однако в этом разберемся позже.

Следует отметить, что соглашение о выдаче лиц, совершивших противоправное действие в родной стране и прячущихся в соседнем государстве, существует далеко не везде. Экстрадиция в международном праве предусматривает рассмотрение дела об отправлении преступника на родину даже в том случае, если договор не подписан. То есть нужное лицо выдается по «принципу взаимности».

В этом случае принимающее государство должно оказать определенную услугу той стране, которая согласна передать преступника. То есть экстрадиция в этом случае производится не в обязательном порядке. Государство само решает, стоит ли осуществлять такую процедуру. Однако бывают случаи, в которых заполучить человека, совершившего противоправное действие, очень трудно.

Экстрадиция в международном праве представляет собой передачу преступника на основе решения суда, если нет специального договора. Однако положительное решение получить достаточно сложно.

Когда возможна экстрадиция?

Экстрадиция (что это такое, вы уже знаете) производится в таких случаях:

– если противоправное действие было совершено в пределах того государства, которое требует выдачи преступника;

– виновник обладает гражданством той страны, которая требует экстрадиции;

– преступление было таким, которое противоречит интересам государства или подрывает его внешнюю или внутреннюю безопасность.

Если лицо совершило противоправные действия в нескольких странах, то его выдача производится только после длительных дипломатических переговоров, в зависимости от того, какое преступление является более тяжким.

При каких условиях возможна передача преступника?

Существуют определенные условия, при которых экстрадиция возможна. То есть передать преступника другому государству можно только в случае, если:

– Встречная сторона гарантирует сохранность жизни и здоровья экстрадируемого лица. Особенно это условие актуально в том случае, если в стране узаконена смертная казнь.

– Государство предоставило достаточное количество доказательств вины преследуемого.

– Если оснований для экстрадиции нет, то человек не должен преследоваться или быть ограниченным в своей свободе.

В каких случаях процедура не применяется?

Экстрадиция, (что это такое, мы уже рассказали) может быть отклонена. Это производится в таких случаях:

– преступник попросил политического убежища и считается беженцем;

– срок давности преступления уже истек;

– если лицо, совершившее противоправное действие, является гражданином страны, в которой оно прячется;

– если законных оснований на возбуждение уголовного дела нет или же к человеку предъявляются претензии частного характера.

Для того чтобы передать человека властям другой страны, необходимо, чтобы присутствовало решение Генеральной прокуратуры. Только в таком случае возможна международная экстрадиция.

Особенности совершения процедуры

Прежде всего, для того чтобы страна могла осуществить процедуру, необходимо, чтобы между государствами существовал договор об экстрадиции. Далее есть целый порядок о передаче лица правоохранительным органам другого государства:

1. Подача запроса другой стороне. Срок его рассмотрения составляет около 40 дней, начиная с момента, когда подозреваемое лицо было задержано.

2. Далее экстрадиция преступников производится только в местные органы прокуратуры или другие предназначенные для этого структуры. Именно они выбирают меру пресечения в будущем.

3. Теперь та сторона, которая передает обвиняемого, должна проверить все те основания, которые разрешают осуществить процедуру. Естественно, здесь учитываются и те условия, которые запрещают передачу обвиняемого.

4. Только после выполнения предыдущих пунктов принимается решение об удовлетворении или отклонении заявки.

5. Если экстрадиция разрешается, то это решение должно обязательно закрепляться специальным постановлением.

6. Только после этого положительный ответ на запрос доводится до ведома обвиняемого человека.

Естественно, преступнику предоставляется возможность обжаловать решение правоохранительных органов страны, которая хочет его передать. Эта процедура может быть проведена в течение 10 дней. Если же прошение об экстрадиции отклонено, то встречная сторона может в течение недели подать кассационную жалобу.

Особенности экстрадиции в Российской Федерации

Что касается России, то здесь законодательная база касательно представленной процедуры имеет свои особенности.

Например, российские граждане, которые совершили преступление на территории другого государства, не могут быть выданы ему. Однако власти обязуются наказать лицо, совершившее противоправное действие, по всей строгости закона.

Выдавать российские власти могут только иностранцев, которые временно скрываются на территории государства.

В последнее время Федерация заключила большое количество международных договоров, которые фиксируют отношения стран касательно процедуры экстрадиции. При этом государство может осуществлять весь комплекс следственных действий, передавать не только самого преступника, но и все улики, связанные с уголовным производством.

Обмен преступниками с другими государствами – это отдельная тема для разговора. Если то, как осуществляется экстрадиция в России по отношению к другим государствам, вы уже поняли, то теперь предстоит узнать, как же производится процедура относительно самой РФ.

Процедура передачи преступников России является достаточно сложной. В основном такая позиция диктуется низким уровнем доверия к правосудию. Часто в обвинении человека страны, особенно западные, видят политический подтекст.

То есть западный суд сомневается в достоверности предоставляемых фактов.

Даже если доказательства вины очевидны, то соседнее государство может вполне отказать в прошении о выдаче преступника, так как осознает условия, в которых будет существовать человек за решеткой.

Однако если факты серьезные, а между странами существует соответствующий договор, то здесь уже другая сторона обязана выдать беглеца. В принципе, это все особенности обмена лицами, которые совершили серьезные правонарушения, между разными странами.

Источник: http://.ru/article/142686/ekstraditsiya---chto-eto-ekstraditsiya-v-mejdunarodnom-prave

Что такое экстрадиция

Что такое экстрадиция

Экстрадиция – это процедура передачи одним государством иному граждан, осуществивших преступления различной степени тяжести на территории данного государства.

Важным фактом является то, что экстрадиция выступает не обязанностью, а правом государства, то есть в силу определенных обстоятельств страна вправе выдать официальный отказ в выдаче преступника.

Выдача преступников является обязательной только в том случае, когда об этом между государствами заключено специальное соглашение.

Особенности экстрадиции

Некоторые злоумышленники после совершения преступных деяний выезжают из страны, где выполнили преступные акты с целью избежания ответственности и наказания. Для привлечения к ответственности требуется, чтобы такое лицо вернулось в государство. Тогда можно осуществить расследование, следственные меры, вынести судебный вердикт и назначить соответствующее наказание.

На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:

  • следственные и судебные мероприятия;
  • передача виновных с целью реализации приговора;
  • уголовное преследование преступников.

Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния. Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции.

В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются. Такой пункт базируется на положениях ст.

61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ. Однако данным положением не отменяется уголовная ответственность и меры наказания. Так, в соответствии со ст.

12 УК РФ российский гражданин, осуществивший противоправное деяние в рамках другой страны, должен подвергаться уголовному наказанию в рамках России.

Как прописано в ст.

13 УК, выдача преступников касается исключительно граждан без определенного гражданства или иностранцев, которые выполнили преступные деяния за пределами РФ, а на данный момент пребывают на территории России.

Как было указано выше, для осуществления экстрадиции между странами должно быть оформлено соглашение в двустороннем или многостороннем порядке в отношении предоставления юридической помощи.

Условия экстрадиции

Отечественная практика выдачи злоумышленников предполагает выполнение международных норм и требований к выдаче в таких ситуациях:

  • осуществление преступного деяния в рамках страны, выдвинувшей требование об экстрадиции;
  • если конкретное преступление было осуществлено против страны и причинило ему определенный вред;
  • если злоумышленник имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.

Экстрадиция лица, совершившего противоправные деяния в нескольких странах, выполняется посредством переговоров дипломатов данных стран на базе применения международного права.

Условиями экстрадиции преступников являются:

  • следование принципу тождественности,  то есть осуществленное деяние является таковым в рамках страны, где оно было осуществлено;
  • предоставление гарантий неиспользования смертной казни в отношении преступника, в РФ смертная казнь как мера наказания не применяется, поэтому при передаче злоумышленника государство выдвигает требования касательно того, что смертную казнь не планируется применять.

Если страна требует выдачу злоумышленника для применения к нему уголовного наказания, тогда оно должно предоставить существенные доказательства его вины и причастности к совершенному преступному деянию. Также выдача может требоваться с целью применения уже вынесенного судебного вердикта, тогда основанием для экстрадиции станет официальный приговор суда.

Положениями международного права предусмотрены такие условия, как: выданный преступник не должен подвергаться тюремному заключению, преследованию или ограничению персональной свободы по причине деяний, которые не были базой для его выдачи государству.

Причины для отказа в выдаче преступника:

  • выдача требуется на гражданина, который имеет гражданство страны, где он пребывает;
  • осуществленное преступное деяние преследуется на основании частного обвинения;
  • если период исковой давности уже завершился;
  • прочие законные основания, при которых невозможно начало уголовного делопроизводства;
  • если требуемый к выдаче гражданин на данный момент в силу определенных обстоятельств не может привлекаться к уголовной ответственности и к нему не могут применяться уголовные меры наказания;
  • если экстрадируемым преступником было получено официальное право на получение убежища.

Процедура экстрадиции

Принимается решение об экстрадиции преступника принимается Генеральным Прокурором РФ или его заместителем согласно ст. 462 УПК РФ. Минимальным периодом наказания экстрадированного преступника является 6-месячный срок.

Алгоритм исполнения выдачи:

  • подача запроса страной, на территории которой было осуществлено преступное деяние, период запроса составляет 40 дней с дня задержания злоумышленника.
  • предоставление задержанного преступника в местное учреждение прокуратуры;
  • выбор меры пресечения;
  • определение факторов и обстоятельств для исключения экстрадиции;
  • удовлетворение запроса или письменный отказ;
  • в случае положительного решения по запросу принятие соответствующего распоряжения;
  • сообщение лицу о принятом вердикте о его экстрадиции.

На протяжении 10 дней с момента получения уведомления гражданин может обжаловать такое решение.

В отдельных ситуациях может выполняться краткосрочная выдача человека для принятия участия в расследовании и судебных процессах.

На видео об особенностях экстрадиции

Мы рассказали вам о специфике и условиях экстрадиции. Также из материала вы узнали, что в определенных обстоятельствах может быть отказ в выдаче преступника. Также при согласовании экстрадиции гражданина другому государству он имеет законное право на обжалование такого решения.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-ekstradiciya.html

В каких случаях проводится экстрадиция

Понятие экстрадиции граждане разных государств часто воспринимают именно в положительном ключе, так как видят в этом возможность арестовать сбежавшего за рубеж преступника.

Если его вернуть на родину, то он там может понести заслуженное наказание. Когда таковым является серийный убийца или террорист, то тут нет возражений. Такой гражданин обязан подвергнуться самому суровому наказанию.

Но нередко экстрадицию применяют к лицам, которым инкриминируется:

  • неуплата налогов в полном объёме;
  • различные финансовые преступления;
  • нарушение долговых обязательств и т.д.

Когда речь идёт об огромных невыплаченных суммах, и не банку, а физическому лицу, располагающему огромным капиталом, то должнику могут инкриминировать всё что угодно, вплоть до покушения на очень серьёзное преступление. Например, убийство политического деятеля, а между таким преступлением и терроризмом уже можно ставить знак равенства.

Случай с Михаилом Живило, известным в соответствующих кругах как Миша Кемеровский, примерно всё так и было. Его объявили в международный розыск именно за покушение на убийство, притом Амана Тулеева – не только губернатора, но и политика, который не раз баллотировался в президенты. Забегая наперёд, отметим, что экстрадировать из Франции его так и не удалось.

Почему Михаила Живило могли посчитать политическим беженцем?

Понятно, что за М. Живило тянется криминальный след ещё с 1990-х годов. Можно было бы набрать огромный список преступлений, которые инкриминировать этому россиянину. Тем не менее в розыск его объявляют именно за подготовку самого громкого преступления.

Но оно не состоялось, Аман Тулеев остался в добром здравии, поэтому для другой страны, в данном случае – Франции, оказалось недостаточно оснований для того, чтобы этого человека экстрадировать.

А теперь ещё представим фон, на котором тогда разбиралось это преступление: многие, наверное, вспомнят, что происходило и с теми, кто баллотировался в президенты, и кто становился губернатором, притом честным, не завязанным в каких-то преступных схемах.

Многие из этих людей ушли из жизни ещё в расцвете сил. Нет, стреляли только в Галину Старовойтову (единственную женщину-кандидата в президенты), остальные стали жертвами техногенных катастроф.

Практически одна и та же участь постигла Святослава Фёдорова (баллотировался в президенты) и Александра Лебедя (не только баллотировался в президенты, но смог занять крупные должности, последняя из которых была губернатор Красноярского края).

Долго доказывали телезрителям, что Михаил Евдокимов (известный артист, губернатор Алтайского края) погиб из-за ошибки в управлении автомобилем. Но народ не хочет верить во все эти трагические случайности.

Уж очень много совпадений.

Что касается зарубежных юристов, то они не опираются на народное мнение, но принимают его к сведению, поэтому они прекрасно понимают, что любое дело можно развалить, но можно и сфабриковать.

Это побуждает их относиться взвешенно и осторожно в каждом конкретном случае. С одной стороны, это позволяет преступникам разгуливать на относительной свободе, с другой – становится понятно, что Франция готова принять на своей территории и тех, кто не готовит убийство, и не является мошенником, а просто имеет финансовые долги в другой стране.

Как можно укрыться от экстрадиции

Часто такой долг – просто повод, чтобы можно было гражданина в чём-то обвинить. Причиной может быть то, что личность бизнесмена неугодна местным властям или конкурентам.

Российское законодательство ещё не так совершенно, чтобы можно было спокойно спать, думая, что ваш бизнес стопроцентно защитят от рейдерства, а семью – от угроз и шантажа.

Для кого-то единственный выход – начать всё сначала, только за границей, где законы твёрже, а коррумпированность – меньше. Но человеку могут и там не дать жить спокойно, сфабриковав на него уголовное дело в его родной стране.

О том, что российские олигархи часто останавливают свой выбор на Великобритании, знают, вероятно, все. Но помимо этой страны просят ещё политическое убежище в США, Венесуэле и Камбодже.

Попадаются же такие лица во Франции, но тут можно заручиться поддержкой местных юристов.

При этом последние должны быть настолько опытными, чтобы не допустить такого действия, как экстрадиция в страны именно бывшего постсоветского пространства.

Иными словами, юридическая фирма должна быть в курсе всех ухищрений, которыми пользуются в России, Украине, Белоруссии, азиатских республиках бывшего СССР и других, чтобы надёжно противостоять этим поползновениям, и защитить от них гражданина. А ведь попытки со стороны бывшей родины возвратить гражданина часто бывают связаны с нарушениями международного законодательства, если даже не своего собственного.

Источник: https://sovetnik.eu/v-kakih-sluchayah-provoditsya-ekstradiciya.html

Экстрадиция в уголовном праве. Экстрадиция – что это? :

Сегодня криминогенная ситуация в мире свидетельствует о невиданном ранее росте преступности. Мировое спокойствие может быть нарушено не только отдельными воинствующими государствами, но и единичными субъектами, преступниками.

Многие подвергают этот факт критике, однако его реальное существование подтверждено наличием преступников, имеющих статус международных.

Если во времена Холодной войны угрозу мировому правопорядку несли страны, то современный мир наполнен людьми, ресурсы которых позволяют им нарушать устоявшиеся мировые порядки ради собственной выгоды, причём они могут быть выходцами из самых маленьких и незначительных на мировой арене стран.

Примером таких людей служат Муаммар Каддафи, Усама Бен Ладен, Семен Могилевич, Доку Умаров, Пабло Эскобар и др. Чтобы не допустить постоянного появления преступников «международного» значения, а также способствовать взаимному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, странами был создан незаменимый и очень полезный институт экстрадиции. Особенности и основные нюансы его работы будут рассмотрены в этой статье.

История института выдачи

Экстрадиция преступников имеет свою историю. Этот международно-правовой институт по большей части сформировался лишь только в XX веке, однако его основы были заложены ещё древние времена. Самый ранний пример выдачи, а точнее, договора о выдаче, датируется 1278 годом до нашей эры.

Он был составлен между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царём Хаттусили III. Согласно этому договору, хетты обязывались возвращать любого сбежавшего гражданина Египта, при этом не осуществляя над ним каких-либо судебных действий, например пыток.

Также известны и другие примеры в древнем мире, например:

  • Катон потребовал выдачи Цезаря германским племенам, из-за того что последний начал незаконную войну против них.
  • Когда на Филиппа Македонского было совершено покушение, афиняне выдали всех лиц, которые тем или иным образом были в этом замешаны.
  • Ахейцы требовали у Спарты выдачи своего гражданина, который сжигал деревни мирных жителей.

В средневековье известен случай, когда предводитель племени Курайш потребовал выдачи бежавших от преследования курайшитов у Эфиопского царя. Но он получил отказ на свою просьбу. Помимо этих фактов существует множество исторических подтверждений существования института выдачи или хотя бы его основ.

Основные положения об институте экстрадиции

В современном международном праве существует такой термин, как экстрадиция. Что это такое, многие даже и не знают. Но эта международно-правовая категория, по сути, является выдачей, только с учётом нормативного регулирования международными договорами.

Отсюда следует, что экстрадиция – это особая форма сотрудничества между государствами (международное сотрудничество) в сфере борьбы с преступностью, регулируемая международными актами.

Суть экстрадиции заключается в следующем: арест определённого лица на территории одной страны и его передача другой стране согласно запросу. Передача осуществляется для осуждения преступника или же реализации, исполнения приговора, который уже вынесен другой стороной.

В некоторых государствах с федеративным территориальным строем термин может использоваться в контексте передачи преступника одним субъектом федерации другому. Передаваться могут те лица, которых подозревают или обвиняют в совершении преступлений.

Условия для выдачи преступников

Каждое государство имеет право на выдачу преступников, но не обязанность производить подобные действия. Обязанность выдаваться преступников может появиться, если существует двухсторонний договор об экстрадиции. Для выдачи преступников существуют специальные условия, которые оговариваются в договоре ранее.

Обычно в них указаны критерии, согласно которым действует институт экстрадиции. Наиболее традиционное условие выдачи – это наличие «двойной подсудности», когда совершённое деяние осуждается в законодательстве как запрашивающей страны, так и запрашиваемой.

В договоре также прописываются условия, которые позволяют отказаться от экстрадиции преступника.

Правовая основа экстрадиции

Экстрадиция (что это такое, мы разобрались выше) имеет правовую основу, как и любой международно-правовой институт. Это обусловлено существованием мирового правопорядка и законности, когда любые действия, касающиеся людской свободы и чести, должны регулироваться международно-правовыми актами.

Чаще всего правовой основой выдачи является договор между государствами, но существуют также конвенции многостороннего характера. При этом участниками подобных конвенций должны быть как запрашиваемые, так и запрашивающие страны.

Примером такого международного акта является «Европейская конвенция о выдаче» 1957 года.

Экстрадиция в России

В законодательстве Российской Федерации институт выдачи присутствует, потому что государство является участником Европейской конвенции об экстрадиции 1957 года. Тем не менее существуют некоторые оговорки, которые были выдвинуты со стороны России.

В статье 61 Конституции РФ указано, что граждане страны не могут быть выданы за пределы государства или переданы иностранной державе. Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция.

РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников.

Процесс экстрадиции

Процесс выдачи имеет особый регламент, который регулируется международно-правовыми нормами действующих договоров и конвенций или международно-правовым обычаем.

Экстрадиция в уголовном праве играет незначительную роль, в отличие от конституции.

Чаще всего уголовное право страны имеет некоторые предписания по поводу международного сотрудничества в сфере выдачи, но уж никак не императивные нормы, требующие соблюдения.

Процедура начинается с элементарного запроса, составленного на языке запрашиваемой стороны или на одном из международных языков.

Отправка запроса производится через министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции и т. п.

В запрашиваемой стране начинается процедура судебного рассмотрения обоснованности запроса с юридической точки зрения. Если суд подтвердит запрос, тогда преступника экстрадируют, если же нет – процесс остановится.

Тенденции к упрощению процесса экстрадиции

Чаще всего система выдачи настолько громоздкая, что этот институт фактически не действует. Он имеет место лишь в контексте политического противостояния.

Но некоторые страны всё-таки добились определённого прогресса в этом вопросе. Например, члены Евросоюза создали «Европейский ордер на арест».

Этот международное соглашение позволяет передавать граждан стран-участниц без подтверждения и рассмотрения запроса.

Существование соглашения фактически «оживило» такой институт, как экстрадиция. Что это соглашение несёт пользу странам-участникам, понятно многим, тем не менее независимые от договора государства держат дистанцию между собой и любыми способами пытаются уйти от создания подобного соглашения.

Будущее института

Экстрадиция, что это такое, какие правовые акты регулируют институт – все эти вопросы были рассмотрены в статье.

Нужно также отметить, что современные государства все ещё испытывают определённую степень недоверия друг к другу, поэтому институт экстрадиции не может развиваться в полной мере.

Однако многие учёные уверены, что подобные тенденции будут сломаны из-за постоянной угрозы и роста международной преступности. Этот негативный фактор нужно искоренить, а для этого следует чем-то жертвовать.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-ekstradiciya-v-ugolovnom-prave.html

Что такое экстрадиция?

Что такое экстрадиция?

Экстрадиция (лат. extraditio) — выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности.

Проблематичность и непредсказуемость процессов, связанных с экстрадицией из Испании в Россию, заключается в том, что Национальная Судебная Палата (AUDIENCIA NACIONAL), рассматривающая дела по экстрадиции, (в отличии, например, от Американской или Английской Фемиды), изначально и напрочь отказывается «a priori» вдаваться в подоплёки и детали самого уголовного дела (что и не удивительно — Россию умом не понять, а аршином не измерить), которое ведётся на территории Российской Федерации.

То есть, испанская Фемида, в процессах экстрадиции предпочитает выступать исключительно в роли обозревателя в легитимности формулировки запроса на экстрадицию, его соответствию международным правовым нормам, соответствию в мерах наказания за аналогичные преступления в разных странах и соблюдению процессуальных норм, применимых к данным делам.

Не более того. Позиция, конечно же, очень удобная, но насколько она соответствует международным нормам, регулирующим данные процессы, остаётся, без сомнения, под большим вопросом.

Процесс ареста, предварительного содержания под стражей и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны — не просто длительная юридическая процедура, состоящая из множества процессуальных формальностей.

Главное, что предугадать заранее её исход зачастую весьма проблематично, особенно в тех случаях, когда для достижения поставленной цели со стороны, ходатайствующей в выдаче обвиняемого, в ход пускаются все имеющиеся у неё в наличии политические и дипломатические каналы.

Это особенно ярко выражается в запросах на экстрадицию со стороны Прокуратуры РФ, привыкшей откровенно давить на следственные и судебные органы у себя дома и предпринимающей попытки аналогичного давления на территории суверенного зарубежного государства.

Для того чтобы правоохранительные органы вернули из-за кордона свою жертву, то есть подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине, существуют два пути.

Во-первых, в большинстве случаев, для этого используется Интерпол.

Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос-ориентировку с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком конкретном основании.

Если Интерпол примет доводы ходатайствующей стороны и вынесет решение об объявлении данной персоны в международный розыск, то она может быть арестована на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый, разыскиваемый по каналам Интерпола преследуемый.

Однако это вовсе не конец истории, а зачастую лишь ее преамбула. Суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. А этот процесс с непредсказуемым исходом, сопровождаемый гигантской бюрократической перепиской между странами, занимает обычно несколько месяцев. В Испании процесс пассивной экстрадиции практически не имеет временных рамок.

Также, не стоит забывать и принять к сведению, что любой гражданин РФ, разыскиваемый Прокуратурой РФ на федеральном и Интерполом на международном уровне, имеющий достаточные экономические средства, обладающий недвижимость и бизнесом за рубежом, почему-то по укоренившемся понятиям на Западе, является если и не прямым «Босом Русской Мафии», то, как минимум, её активным членом. То есть, у органов испанского правосудия, уже изначально, формируется в его отношении ярко выраженное негативное мнение, граничащее с предвзятостью и субъективизмом.

Процедура экстрадиции часто начинается сразу по получении запроса и соответствующих документов, если запрашиваемая сторона признает представленные доказательства вины фигуранта достаточными. Если нет, может быть затребована дополнительная информация (количество таких запросов никак не регламентируется законом), и дело иногда затягивается на годы.

Репутация российского следствия известна: «доказательства» не всегда убеждают даже отечественные суды, а западные – тем более. Все это затрудняет экстрадицию в Россию. Особенно в тех случаях, когда в ходатайстве в выдаче разыскиваемого очевиден политический подтекст, как всегда, переквалифицированный следственными органами РФ, в уголовное дело.

Во всех цивилизованных странах мира прекрасно осведомлены о том, как в России осуществляется правосудие. Если речь идет о выдаче политически значимой фигуры, то тут уж об объективности говорить очень сложно.

В российском законодательстве ведь нет определения «политическое преступление». Все дела об экстрадиции проходят по уголовным статьям.

К тому же часто некорректно оформляются документы дела, а сам запрос в Интерпол подписывается не уполномоченным на то лицом.

В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до 40 дней. Этот срок может быть продлен ещё на дополнительные 40 дней, по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59).

В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребованных дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст.59). Право требования дополнительной информации компетентным органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным в договорной практике западных государств.

Основополагающими факторами при принятии судом решения, выдавать гражданина России или нет, является политическая обстановка и взаимность в отношениях между силовыми группами (структурами) этих стран, то есть по принципу «ты мне, я тебе”. Процесс экстрадиции субъекта из Испании в Россию, происходящий на фоне благоприятных для выдачи отношений между обеими странами, практически изначально предрешает вопрос об экстрадиции.

Только выбор действительно квалифицированного, добросовестного и имеющего обширную практику в ведении процессов по экстрадиции адвоката, сможет должным образом изменить такое изначально неравное распределение сил и помочь Вам избежать экстрадиции.

Источник: http://stopextradition.com/chto-takoe-ekstraditsiya/

Экстрадиция и экстрафикция

В Россию выдворяют только десятую часть беглых преступников

Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест уехавшего еще на Рождество в Лондон и невернувшегося предпринимателя Евгения Чичваркина. В России бывшего совладельца “Евросети”, крупнейшей компании по торговле мобильными телефонами в Восточной Европе, обвиняют в похищении человека и вымогательстве. Не исключено, в ближайшее время Генпрокуратура РФ направит официальный запрос об экстрадиции, то есть выдаче Чичваркина на Родину. Ежегодное количество аналогичных запросов, которые направляют и получают российские власти, измеряется сотнями. Насколько реальны шансы укрыться за границей от правосудия? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент “Нашей Версии” проанализировал статистику запросов об экстрадиции и самые громкие прецеденты. Процесс ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны – не просто длительная юридическая процедура, состоящая из множества формальностей. Главное то, что предугадать ее исход зачастую весьма проблематично. Общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право. А посему с каждым годом все больше и больше людей из самых разных стран, не дожидаясь ареста, скрываются в других государствах или просят там политического убежища. Для того чтобы правоохранительные органы вернули из-за кордона свою жертву, то есть подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине, есть два пути. Во-первых, в большинстве случаев для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос-ориентировку с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании. Если Интерпол примет решение об объявлении данной персоны в международный розыск, то она может быть арестована на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако это вовсе не конец истории, а зачастую лишь ее преамбула. Суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. А этот процесс с малопредсказуемым исходом, сопровождаемый гигантской бюрократической перепиской между странами, занимает обычно несколько месяцев. Процедура может быть сокращена в том случае, если между странами действует договор о взаимной экстрадиции. Тогда можно обойтись без Интерпола, однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры. При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о выдаче (экстрадиции), подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца. И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Убийц губернатора Цветкова России выдала Испания

В том числе и из-за жестких международных норм сложилась ситуация, при которой количество экстрадиций в Россию намного меньше числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ. Так, в прошлом году в Россию из 23 стран было выдано 58 ее граждан. А, по данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции. 1248 россиян сейчас объявлены в международный розыск. При этом 2008 год глава Национального центрального бюро Интерпола при МВД РФ Тимур Лахонин назвал “самым урожайным” с точки зрения “выдачи” за последние пять лет. В предыдущие годы успехи Генпрокуратуры РФ были еще скромнее. Так, в 2007 году в Россию были экстрадированы чуть больше 30 человек. Иными словами, в среднем правоохранительные органы зарубежных стран удовлетворяют менее 10% запросов наших органов. В числе стран, которые активно способствуют поимке и задержанию преступников из России, Лахонин назвал Германию и Испанию. Среди самых последних удачных для российских правоохранительных органов примеров – Мурат Гасаев, которого Генпрокуратура РФ обвинила в причастности к терактам в Ингушетии в 2004 году. Переговоры о его выдаче Испания и Россия вели около двух лет. Гасаев обращался к испанским властям за политическим убежищем, однако ему было отказано. Были за последние годы у российской прокуратуры и другие значимые успехи в деле экстрадиции. Так, из испанского города Марбелья были доставлены Александр Захаров и Мартин Бабакехян. Испанские правоохранительные органы сочли весомыми улики, обвиняющие их в убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Высший суд справедливости Израиля дал разрешение на экстрадицию в Россию израильского гражданина Владимира Файнберга, который разыскивался Генпрокуратурой РФ по подозрению в краже ценных документов из Санкт-Петербургского исторического архива, в том числе писем, написанных рукой императрицы Екатерины П. Возвратился домой из Швейцарии и бывший управляющий ОАО “Волга” Александр Буевич, обвиненный в хищении 1 млрд. рублей и неуплате налогов на сумму 270 млн. рублей. Любопытно, что наиболее громкие примеры экстрадиции наших граждан в Россию связаны с теми случаями, когда необходимо было не столько наказать их, сколько вызволить из заграничных застенков. Именно это удалось сделать с экс-главой Минатома РФ Евгением Адамовым, который сидел в швейцарской тюрьме, и двумя россиянами, арестованными в Катаре по подозрению в убийстве Яндарбиева.

Британский МИД отказал Москве в выдаче Закаева и Березовского

Но еще больше запросов оказались безрезультатными. Причем в них фигурируют, как правило, гораздо более известные персоны. Так, в Литве проживает бывший управляющий ставропольским филиалом банка “МЕНАТЕП СПб” Игорь Бабенко, которого Генпрокуратура РФ обвиняет в мошенничестве – растрате 119 млн. рублей. Бабенко в ответ заявил, что его преследуют по политическим мотивам. В итоге департамент миграции предоставил ему статус беженца и разрешил проживание в Литве. Одна из причин этих неудач – отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции, как, допустим, в случае с Литвой. Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратура получила самые чувствительные оплеухи.

Британский МИД предоставил политическое убежище одному из лидеров “независимой Ичкерии” Ахмеду Закаеву, которого Генпрокуратура РФ обвинила в терроризме и организации убийств.

Лондонский суд не поверил доводам российских свидетелей обвинения и посчитал, что Закаев преследуется на основании национальной принадлежности и по политическим причинам.

Тот же судья Тимоти Уоркман и по тем же причинам официально отклонил запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции экс-олигарха Бориса Березовского, который тоже получил статус политического беженца.

С 2002 года Генпрокуратура РФ обращалась к Великобритании с ходатайствами о выдаче 21 лица, которые обвинялись в преступлениях на территории России. И ни одно из этих требований не было удовлетворено, причем шестеро из обвиняемых уже получили политическое убежище в Великобритании.

Впрочем, и наличие двустороннего договора об экстрадиции не всегда служит гарантией успеха.

Так, Россия не сумела добиться экстрадиции из Испании экс-владельца группы “Мост” Владимира Гусинского, хотя тот же Лахонин называл эту страну образцом успешного сотрудничества.

Хотя генеральный прокурор Испании был сторонником его выдачи, судья Карлос Ольеро ал против такого решения.

При этом, как отмечено в вердикте, главную роль сыграла позиция суда, который счел, что нельзя исключить, что Гусинского преследуют по политическим соображениям.

Любопытно, что медиамагната защищала известнейшая адвокатская фирма Гарригеса Уокера, давним другом которого был тогдашний посол РФ в Испании, а затем министр иностранных дел Игорь Иванов, воздержавшийся от какой-либо активности в “деле Гусинского”.

64-летний израильтянин уже не первый месяц сидит в российском СИЗО Гораздо активнее идет обратный процесс – экстрадиция из России. По официальным данным, за 11 месяцев прошлого года власти нашей страны выдали иностранным государствам 1063 человека. Впрочем, иногда на их пути на родину оказывается спасительное препятствие в виде Европейского суда по правам человека. Самый громкий такой прецедент последнего времени – дело израильтянина Яира Кляйна, заочно приговоренного в Колумбии к 10 годам 8 месяцам заключения за содействие террористической деятельности. По данным следствия, 64-летний полковник, прославившийся тем, что освобождал захваченный террористами ливанский самолет в аэропорту Тель-Авива, создал в колумбийских джунглях тренировочный лагерь повстанцев. Интерпол по запросу Колумбии много лет по всему миру охотился за Кляйном и нашел его в аэропорту Домодедово. В Россию полковник приехал открывать бизнес по бронированию автомобилей. Получив запрос колумбийских властей, Генпрокуратура РФ вынесла постановление о выдаче Кляйна. Вскоре это решение поддержал и российский суд. Обрадованный вице-президент Колумбии Филипп Сантос публично заявил: “Надо сделать так, чтобы этот господин сгнил в тюрьме”. Адвокаты Кляйна послали жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, указав, что жизни подзащитного в Колумбии угрожает смертельная опасность. В итоге Кляйн пока сидит в одном из московских СИЗО и пишет книгу, ожидая окончательного решения Европейского суда. Такая же история произошла с уроженцем Узбекистана Абдуллажоном Исаковым. Он был задержан в Тюмени в марте 2008 года по обвинению в причастности к нетрадиционной религиозной организации. Суд вынес постановление о выдаче Исакова в Узбекистан, хотя адвокат доказывал, что подсудимый – гражданин России, а обвинения узбекских властей сфальсифицированы. Исакова защитил лишь Страсбург, предписавший в ноябре прошлого года остановить его экстрадицию. Сейчас он содержится в одном из СИЗО Тюмени. А самым известным прецедентом такой едва не состоявшейся экстрадиции из России стало “дело ивановских узбеков”. Двенадцать выходцев из Узбекистана и гражданин Кыргызстана обвинялись в Узбекистане в причастности к андижанскому восстанию. Хотя они доказывали, что в тот момент находились в нашей стране, Генпрокуратура РФ была намерена экстрадировать обвиняемых. Однако Европейский суд в апреле прошлого года принял решение о недопустимости их выдачи в Узбекистан, присудил каждому заявителю компенсацию по 15 тыс. евро. Швеция уже предоставила всем обвиняемым убежище. По оценкам правозащитников, в последние годы удалось предотвратить более 15 случаев высылки выходцев из стран Центральной Азии из России на их историческую родину. Причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции очевидна. В Европе эта процедура – сложный юридический процесс, где основное внимание уделяется обеспечению основных прав экстрадируемого, а выносит окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон. А в России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. Дмитриев Игорь

Источник: https://www.rospres.org/government/3578/

Добавить комментарий