Что такое политика таргетирования инфляции?

Инфляционное таргетирование – это что такое? Политика инфляционного таргетирования

Что такое политика таргетирования инфляции?

Инфляция представляет собой общее увеличение цен. Для измерения ее уровня используется показатель изменения стоимостного индекса относительно базисного периода.

Классификация

Инфляция бывает двух типов. Первый обусловлен повышением спроса на товары. Соответственно, именуется он инфляцией спроса. В этом случае за конкретную продукцию потребитель готов заплатить больше.

При этом экономическая система может стремиться к определенной точке, которая находится вне производственных возможностей. Предприятия, таким образом, в зависимости от обстоятельств или повышают цены на товар, или увеличивают его выпуск. Инфляция предложения имеет место при относительно постоянном спросе.

Цены на продукцию увеличиваются в этом случае за счет роста издержек (повышается себестоимость изделий). Поскольку предприятия не могут реализовывать продукцию в убыток себе, они вынуждены увеличивать ее цену.

В соответствии с законом спроса-предложения, в случае увеличения стоимости число реализованных единиц товара уменьшается. Если правительство страны не предпримет никаких адекватных мер, то в экономике начинается спад.

Во многих развитых странах общий рост цен является актуальной социально-экономической проблемой. Инфляция – это не только рост стоимости продукции. Она приводит к обесценению сбережений, утечке капиталов в недвижимость, драгметаллы и зарубежные активы, снижению инвестиционной привлекательности.

Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, осложняет долгосрочное планирование, усиливает напряженность в обществе. В настоящее время многие государства используют валютные курсы и денежные агрегаты как промежуточные цели финансово-кредитной программы. Но в девяностые годы многие страны отошли от этой традиции.

Некоторые специалисты полагают, что финансово-кредитную программу некоторых государств можно в определенной степени характеризовать как инфляционное таргетирование. Так, к примеру, известный экономист Дж. Тэйлор считает, что в США она опирается на эмпирическое положение этого подхода.

В соответствии с этим правилом, резервная федеральная система периодически осуществляет корректировку процентной ставки по фондам. Так она реагирует на отклонения внутреннего выпуска от потенциального объема производства, а инфляции – от прогнозного показателя. Некоторые страны специально выбирают такой подход.

Несомненно, существуют плюсы и минусы инфляционного таргетирования. Но для таких государств достижение стабильного уровня цен выступает как важнейший фактор, обеспечивающий рост экономики.

Как показывает практика, все попытки достичь иных целей экономической устойчивости (производственного роста и высокой занятости населения) противоречат принципам стабильности цен.

В ситуации, когда развитой стране угрожает инфляция, центробанки, как правило, начинают повышать процентную ставку, используя инфляционное таргетирование. Это, безусловно, вызывает массу недовольства, в особенности от субъектов, задействованных в реальном секторе экономики.

Такой подход, однако, позволяет предотвратить конфликт интересов. Это обусловлено тем, что в качестве основной цели финансово-кредитной программы выступает не стимулирование высокого показателя занятости либо производственного роста, а плановое “формирование” инфляции.

Кроме этого, на основании этого подхода можно предпринять адекватные меры реагирования еще до наступления кризиса.

Суть метода

Как действует инфляционное таргетирование? Центробанк прогнозирует предполагаемую динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями, которых желательно достичь. Полученная разница указывает на необходимые масштабы корректировки финансово-кредитной программы.

В результате устанавливается плановый инфляционный уровень. Власти при этом используют все средства, чтобы достичь этого показателя.

Государства, в которых используется этот подход, считают, что он способствует повышению эффективности кредитно-денежной политики в сравнении со стандартными приемами.

Исходные требования

Существует два условия, выполнение которых необходимо, чтобы осуществить инфляционное таргетирование. Это:

  1. Достаточная степень независимости Центробанка от правительства. Финансовый институт должен быть свободен в выборе инструментов, с использованием которых предполагается достичь целевого уровня.
  2. Отказ властей от таргетирования прочих экономических показателей. К ним, в частности, относятся зарплата, валютный курс или уровень занятости.

Разъяснения

Чтобы выполнить первое условие, следует отказаться от “фискального доминирования”. Это значит, что бюджетно-налоговая система не должна оказывать никакого влияния на финансово-кредитную.

При отказе от фискального доминирования предполагается крайне низкий либо нулевой уровень государственных заимствований у Центробанка, а также достаточную развитость внутреннего денежного рынка. Последнее необходимо для поглощения дополнительных эмиссий правительственных обязательств.

Кроме этого, государство должно иметь большую доходную базу. При сохранении фискального доминирования налоговая система будет стимулировать давление инфляции. Это, в свою очередь, снизит эффективность финансово-кредитной программы.

Что касается второго условия, то если страна будет проводить политику фиксированного курса валют, при высокой мобильности международного капитала у нее не будет возможности одновременно применять инфляционное таргетирование.

Это сказывается на участниках рынка, которые не будут знать, какой из нескольких целей правительство отдаст предпочтение в случае ухудшения ситуации. Например, если возникнет вероятность стабильности курса валют, Центробанк должен будет выбрать: продолжать удерживать фиксированный показатель и отказаться, таким образом, от инфляционной цели, или сохранять плановый уровень, но пожертвовать курсом.

Схема действий

Основные мероприятия, которые необходимы, чтобы провести эффективное инфляционное таргетирование, это:

  1. Разработка методологии или модели прогнозирования.
  2. Установление количественных инфляционных показателей на предстоящий период.
  3. Заверение участников рынка в том, что поставленные цели более актуальны, чем остальные.
  4. Подбор подходящего монетарного инструментария. С его помощью будет снижаться инфляция до целевого уровня.
  5. Создание институциональных и технических предпосылок прогнозирования и моделирования внутреннего роста цен.
  6. Определение лага между момента внедрения монетарного инструментария и временем его воздействия на уровень инфляции.
  7. Исследование степени эффективности отдельных инструментов.

Определение целевого показателя предполагает также:

  1. Выбор типа ценового индекса.
  2. Формирование задач с точки зрения инфляционной ставки или уровня цен.
  3. Расчет динамики предстоящего повышения.
  4. Формулировку цели как диапазона колебаний или точечного значения.
  5. Оговорку вероятных отклонений от целевых показателей или отказ от ориентира при возникновении особых обстоятельств.

На сегодняшний день специалисты считают, что Центробанк придерживается “догоняющей стратегии”, в рамках которой планируется переход России на инфляционное таргетирование. Так, в частности, в проекте Основных направлений финансово-кредитной программы на 2013-2015 гг. было указано, что в трехлетний период будет сохраняться преемственность применяемых принципов.

К 2015 году планировалось установить режим инфляционного таргетирования в стране. В проекте также указывалось, что, благодаря комплексу мер, направленных на усовершенствование системы инструментов, повышение гибкости курса рубля, была достигнута управляемость действующими процентными ставками.

Однако механизмов, которые использует Центробанк, недостаточно для обеспечения стабильности в экономике.

Проблемы

Инфляционное таргетирование в России затрудняется рядом существенных обстоятельств. В качестве обычных мер при таком подходе выступают мероприятия по сокращению бюджетных расходов, ужесточение финансовой дисциплины, уменьшение объема кредитов для коммерческих банков. Вследствие этого возникают негативные явления.

В частности, снижается кредитование банками промышленного сектора, падает ликвидность, потребительский и инвестиционный спрос, прекращается рост доходов граждан. Инфляционный уровень определяется показателями, динамику которых предсказать практически невозможно.

К таким монетарным переменным можно отнести монополизацию внутренних рынков, дисбаланс на мировых торговых площадках, в особенности, на рынке энергоносителей. Замедление инфляционного темпа за счет снижения денежного предложения может способствовать дальнейшему падению ликвидности.

Это, в свою очередь, вызовет существенные проблемы в банковском секторе. Поскольку инфляция в РФ преимущественно импортирована, повышение процентных ставок не сможет оказать значительного влияния на стоимость углеводородного сырья.

Пока в стране не предпринимаются меры, ориентированные на ограничение воздействия мировых цен на внутренние, последние будут повышаться вслед за первыми. Традиционным подходом для таргетирования считается увеличение процентных ставок ЦБ. Эта мера может способствовать уменьшению совокупного спроса.

Он, в свою очередь, затормозит экономику и ограничит повышение стоимости ряда услуг и товаров, в особенности, неторгуемых. Однако данные действия сами по себе не в состоянии снизить инфляцию до запланированных показателей.

Возможные решения

При отсутствии целенаправленной структурной и инвестиционной программы технологические преобразования в отечественной экономике оцениваются специалистами как регрессивные. Они выражаются, по мнению экспертов, в достаточно быстрой деградации структуры хозяйственной системы.

Наиболее серьезный регресс коснулся современных производств, которые совершили “откат” на 15-20 лет назад. Это означает, что таргетирование в первую очередь должно быть направлено не на инфляцию, а на экономический рост. В реальном секторе отмечается сильный износ основных фондов. Для ускоренного их обновления потребуются огромные вложения.

Изыскать капитал в собственных средствах предприятий невозможно. В сегодняшней ситуации производства не могут обходиться без заимствований.

Источник: http://.ru/article/229883/inflyatsionnoe-targetirovanie---eto-chto-takoe-politika-inflyatsionnogo-targetirovaniya

Что такое политика таргетирования инфляции

Что такое политика таргетирования инфляции

Политика таргетирования инфляции – это совокупность мер, направленных на остановку роста цен, т.е. фактически она призвана остановить уровень инфляции в стране.

Данная политика уравновешивает экономические показатели, необходимые для развития производства и одновременно предотвращающие незапланированный рост цен.

Она была разработана для применения в развитых странах, где постоянное развитие производства и обеспечение занятости населения не могут в полной мере остановить инфляцию.

На данном этапе политика таргетирования инфляции в России дает хорошие результаты в свете сегодняшних событий и с учетом экономического кризиса, поэтому она будет применяться и в будущем для уравновешивания уровня инфляции и роста цен.

С одной стороны, низкая инфляция ведет к увеличению доходов страны и всего населения, повышает возможности инвестирования для бизнеса.

Экономисты со всех сил пытаются снизить ее уровень хотя бы на несколько десятых процента. Однако, оборотная сторона такого решения – это спад экономики страны.

Как показала практика в России и более развитых странах, простое снижение инфляции вместо решения экономических проблем приводит к их усугублению.

Но в чем причина данной ситуации? Дело в том, что отсутствие инфляции или ее недостаточные показатели ведут к тому, что у предпринимателей и производителей пропадает стимул к конкуренции.

То есть, они перестают развиваться и повышать качество продукции. Население перестает тратить деньги на качественный и дорогой товар, свободные деньги остаются невостребованными и начинают накапливаться.

Останавливается финансовый оборот внутри страны.

Не удивительно, что многие начинают покупать товары и пользоваться услугами за рубежом, а значит – деньги просто уходят за границу. Чтобы как-то восполнить утечку и недостаток финансов, цены на низкокачественный товар все равно продолжают расти, что противоречит ожиданиям населения.

Именно для устранения либо предотвращения этого явления используется политика таргетирования инфляции. Ее суть заключается в том, чтобы определить необходимый показатель инфляции, которого необходимо достичь за год.

При этом специалисты разрабатывают план, согласно которому в минимальные сроки будут достижимы все нужные показатели, в соответствии с которыми инфляция в стране не превысит необходимой нормы, но и не будет ниже указанной отметки.

Только реальная практика показывает, дает ли политика свои результаты, так как они могут быть видны только по истечении отчетного периода. Анализ результатов проводится посредством сравнения планируемых и фактических показателей.

В результате таргетирования создается плановая  и контролируемая инфляция, стимулирующая развитие экономики страны. Специалисты определяют, каким именно должен быть показатель инфляции, и какими будут цели для его достижения.

Политика таргетирования инфляции в России и ее применение

На сегодняшний день данная политика в РФ определяет не только цели по инфляции, но также – способы достижения необходимых показателей.

Основной причиной для перехода к данному типу планирования экономической ситуации в стране является  плавающий курс рубля.

Практика показывает, что постепенное внедрения политики таргетирования значительно улучшило инвестиционный климат в России и помогло решить ряд следующих проблем:

  • ослабленный трансмиссионный механизм, что проявляется в высоких спрэдах банков и низких показателях кредитования населения и бизнеса;
  • серьезное замедление роста экономических показателей в стране, начиная с 2012-го года;
  • образование естественных монополий;
  • прямая зависимость экономики страны от экспорта газа и нефти.

Практика показывает, что на данном этапе наблюдается эффективное решение только первой из этих проблем. Остальные задачи требуют серьезного вмешательства со стороны правительства и наличия ряда множества факторов, влияющих на снижение индекса потребительских цен в стране.

Тем не менее, стратегия таргетирования внедряется уже сейчас, так как реализуются многие меры по успешному выполнению программы Центрального Банка России.

Политика таргетирования инфляции предусматривает ряд следующих действий

  1. Прогноз инфляции, определение ее типа и причины;
  2. Установление необходимого достижимого уровня;
  3. Разработка различных мероприятий по контролю уровня  цен;
  4. Публичное объявление со стороны ЦБ и его взаимодействие с остальными участниками рынка;
  5. Применение необходимых инструментов для реализации целей политики таргетирования;
  6. Проведение сравнения планового уровня и реальной ситуации после отчетного периода.

Если все предпринятые меры дали должные результаты, они будут применяться и в дальнейшем.

Источник: http://stock-list.ru/politika-targetirovaniya.html

Таргетирование инфляции в России :: BusinessMan.ru

Таргетирование инфляции в России :: BusinessMan.ru

Таргетирование инфляции – это единственный показатель, на который в долгосрочном периоде может оказывать влияние Центробанк. К тому же для устранения лишних движений, регулятор обязан вести предсказуемую и прозрачную политику, у которой должна быть чётко прописанная цель. Ему должно доверять население.

Для проведения политики таргетирования также важен порядок в государственной сфере, особенно финансовой. Это необходимо для устранения рисков покрытия государственных затрат за счёт выпуска денег. Другими словами – власти должны быть независимы, им в первую очередь не следует занимать напрямую у Центробанка.

Важен и оптимальный подход при формировании бюджета государства.

Понятие

Под изучаемым определением кроется свод правил, используемых руководством страны, когда инфляция растёт быстрыми темпами, а основная задача страны – это уменьшение скорости её роста.

В первую очередь монетарная политика государства формирует уровень инфляции, который необходимо достичь в среднесрочном периоде. Также обозначается набор методик и инструментов для реализации монетарной политики. После запуска таргетирования регулярно проводится мониторинг целесообразности применяемых мер, в случае необходимости осуществляется корректировка.

Характерные черты таргетирования

Рассмотрим, что из себя представляет таргетирование инфляции. Особенности её следующие:

  1. Политика в основном направлена на удержание цен в державе на необходимом уровне. У государств, где проводится таргетирование инфляции, основной задачей выступает снижение инфляции и поддержание низкого уровня в долгосрочной перспективе.
  2. Показатели, которые хотят достичь власти, фиксируются. И они могут разниться в сравнении с другими странами. К примеру, в Израиле инфляцию стараются держать в ценовом диапазоне, а не добиваться достижения одного целевого показателя. В Швеции и Канаде, наоборот, есть показатель, который необходимо достичь. Однако он находится в границах ценового диапазона. Общая характеристика для всех стран, кто применяет подобную политику – это поддержание инфляции в определённых рамках.
  3. Центральный банк имеет право самостоятельно установить показатель ключевой ставки или какого-нибудь другого инструмента. Важно, чтобы регулятор имел все инструменты для проведения это политики.
  4. Политика Центральных банков должна быть абсолютно прозрачной. Это важно для того, чтобы таргетирование инфляции ЦБ было предсказуемым. Политика подразумевает понятные и простые шаги для выработки решений при её осуществлении.
  5. Все Центробанки, которые проводят эту политику, обязаны отчитываться за её итоги.

Смысл политики

В итоге таргетирование инфляции – это абсолютно прозрачная деятельность властей, которые проводят денежную политику. Этот показатель имеет больший вес и важность в сравнении с непосредственно целью, которая касается инфляции. Она выступает неким маяком, который посылает сигналы об определённых шагах власти.

Что означает таргетирование инфляции? Всё предельно просто. Экономика в результате проведения политики становится более защищённой и подготовленной к каким-либо поступкам со стороны Центрального банка. Кроме того, устраняется неопределённость. Это, в свою очередь, благоприятно воздействует на сбалансированное и оптимальное развитие.

Независимость банка

Часто некоторые банки вызывают опасения, что они не смогут справиться с инфляцией и потерять контроль над ней. Для того чтобы этого избежать, важно выполнить ряд условий. В первую очередь банк должен быть независимым.

Здесь важны не только грамотные законодательные акты, но и реальная возможность проводить какие-либо действия для осуществления денежной политики либо использовать какие-либо её инструменты.

Главное, чтобы не было фискального преимущества – денежная политика не должна подчиняться и ограничиваться бюджетной политикой.

Это предусматривает следующие шаги:

  • создание обширной базы доходов;
  • отсутствие или сведение к минимуму займов властей у Центробанка или коммерческих банковских учреждений;
  • оптимальная глубина финансовых рынков.

Денежной политики также не должен мешать государственный долг и его динамика.

Таргетирование инфляции ЦБ РФ

Политика денежных властей не должна задевать другие показатели, такие как заработная плата и валютные показатели. Это должно учитывать государство, которое поддерживает регулярный курс обмена.

Если выбран плавающий управляемый курс, то таргетирование инфляции призвано максимально улучшить инвестиционную ситуацию в стране. Появятся новые возможности для извлечения прибыли. Выполнение этих условий достаточно для проведения денежной политики, которая соответствует принципам таргетирования. В этом случае в её состав должны быть включены такие компоненты:

  • формирование целей инфляции на определённое время вперёд;
  • достижение этой цели должно выступать приоритетом;
  • формирование оптимальной модели экономического развития;
  • применение ясных принципов при реакции на появляющуюся инфляцию.

Это подразумевает, что у властей есть технические и институциональные возможности создавать и прогнозировать инфляцию, оценивать влияние своих шагов на неё в будущем и прочие главные показатели макроэкономики.

Действия Центробанка РФ

Политика таргетирования инфляции в России происходит путём оказания влияния на стоимость денег, т. е. ключевую ставку.

Банк РФ прямым образом воздействует на наиболее краткосрочные ставки монетарного рынка, приближая их к уровню рефинансирования.

При этом руководство ЦБ предполагает, что этого влияния должно хватить, чтобы изменения по ключевой ставке повлияли на депозитные ставки банков, оказывающие влияние на решения населения о сбережении, потреблении, вкладывании свободных ресурсов.

И как результат, на уровень инфляции и основные показатели экономической жизни. ЦБ РФ устанавливает показатель ключевой ставки так, чтобы достичь поставленные цели по уровню инфляции в среднесрочном периоде. Это объясняется тем, что проводимая монетарная политика воздействует на экономику постепенно, на протяжении определённого периода.

Протекание инфляционных процессов

Таргетирование инфляции в России выделяется своей спецификой. В первую очередь тем, что немонетарные факторы, вызывающие инфляцию, имеют большое значение. Сюда относят высокую стоимость услуг и продукции естественных монополий.

Вследствие этого инфляция в РФ трансформируется в инфляцию затрат. То есть, рост стоимости товаров и услуг предприятий, относящихся к естественным монополиям, вызывает повышение её уровня. Как следствие, рост инфляции ведёт к повышению издержек в компаниях, что также вынуждает повышать тарифы.

Налицо некая инфляционная спираль. Наряду с этим, «замораживание» тарифов либо перенесение сроков их повышения вызывает уменьшение инфляционных процессов.

Вопрос повышения ценовых показателей необходимо решать не их замораживанием, а за счёт уменьшения издержек в этих организациях, оптимального регулирования формирования стоимости их продукции и услуг.

Напрашивается вывод, что в условиях значимости для формирования инфляции немонетарных факторов применение её таргетирования не даст нужного ожидаемого эффекта. Важно при этом отметить, что повышение цен на потребительские товары, который вызван неэффективной немонетарной политикой, не принимается во внимание как инфляция, которую должен регулировать Центральный банк.

Вместо заключения

Таргетирование инфляции и её гибкие принципы поддерживают независимость от внешних воздействий на экономику, создавая при этом возможность достичь выбранных целей проводимой денежной политики.

Её реализация даёт позитивный эффект, который выражается в замедлении роста цен потребительского рынка, в падении его волатильности.

Принципы этих действий дают возможность сопоставить выбранный режим денежной политики с особенностями проводимой национальной и глобальной экономик, предоставляя возможность достичь основную цель – стабильность цен.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-targetirovanie-inflyacii-v-rossii.html

Влияние политики таргетирования инфляции на экономическое развитие РФ

  • ПОЛИТИКА ТАРГЕТИРОВАНИЯ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ЭКОНОМИКА СТРАНЫ
  • ТАРГЕТИРОВАНИЕ
  • ИНФЛЯЦИЯ

В настоящее время экономическая ситуация в России не стабильна. Постоянное повышение цен, рост безработицы с одновременным повышением уровня инфляции.

Усугубил ли данную ситуацию переход к таргетированию инфляции или же состояние экономики улучшилось? Об этом мы постараемся разобраться в данной статье.

Таргетирование инфляции (ТИ) – это один из показателей, даже можно сказать, что единственный, на который денежные власти (Центробанк РФ) могут оказывать влияние в долгосрочном периоде.

При переходе к политике таргетирования с целью получения положительных результатов власти должны вести прозрачную деятельность с чётко сформулированными и прописанными целями, необходим порядок в государственной сфере, прежде всего в финансовой – для устранения риска покрытия затрат за счёт эмиссии денег.

Так же важен оптимальный подход, чёткое планирование при формировании государственного бюджета. А со стороны населения необходимо доверие к действиям власти. Всё перечисленное принесёт успех в переходе к данной политике.

Что же понимается под экономическим развитием страны?

Экономическое развитие – это обширное понятие, которое включает в себя развитие в различных направлениях:

  • увеличение ВВП на душу населения;
  • снижение инфляции до оптимального уровня и удержание этого положение;
  • снижение уровня безработицы и, следовательно, рост экономически активного населения;
  • улучшение качества образования;
  • развитие науки, культуры;
  • и другие направления развития.

Таким образом, экономическое развитие – это положительные изменения производительных сил, экономики, образования, культуры, науки, качества жизни населения, человеческого капитала, а также развитие общественных отношений и улучшение уровня жизни населения, качества жизни, удовлетворенности граждан жизни в стране.

Центральный банк РФ в 2014 году объявил о переходе к таргетированию инфляции.

Что же означает это понятие? Это совокупность различных мер, принимаемых государственными органами с целью контроля над уровнем инфляции (повышение её или понижение).

Таргетирование переводится с английского языка как цель или мишень. Т.е. ЦБ РФ действует с целью снижения инфляции. Таргетирование – один из способов противодействия инфляции, инструмент денежно-кредитной политики.

Какова особенность таргетирования инфляции в РФ?

Во-первых, особенностью ТИ в РФ является то, что денежные власти ставят своей целью жёсткий контроль над ключевой ставкой, а рубль пускают в свободное плавание.

По мнению специалистов в данной области, такая мера регулирования инфляции не эффективна, потому что большую часть доходов в бюджет страны приносят доходы, полученные от экспорта сырья (газа, нефти).

Следовательно, чтобы продать сырьё по более выгодной цене, необходимо регулировать курс национальной валюты, что денежные власти не делают.

Во-вторых, чтобы состояние экономики было стабильным, необходимо учитывать в совокупности все факторы, влияющие на экономику страны. Поэтому нельзя не регулировать курс национальной валюты.

В-третьих, власти руководствуются рекомендациями других стран, а это не целесообразно, так как нужно учитывать особенности своей страны, подстраивать рекомендации под национальную экономику.

В-четвертых, под таргетированием, с политической точки зрения, понимается передача контроля над экономической системой внешним силам (банкам других стран), а, с экономической точки зрения, курс национальной валюты регулируют валютные спекулянты, а денежные власти выдают им кредиты, тем самым оказывая им помощь.

ЦБ РФ при объявлении перехода к ТИ ставил своей целью снижение уровня инфляции с 6,5% до 5%, а в итоге он достиг уровня 11%. В настоящее время власти планируют достичь уровня инфляции 4%.

Они специально ставят своей целью достичь такой низкий показатель, т.к. он является нормативным, идеальным или допустимым.

Такой уровень инфляции сильно не повлияет на население, но зато на рынке будет сохраняться конкуренция.

Рассмотрим, как изменилось состояние экономики РФ после перехода к таргетированию. Для этого сравним статистические данные 2014 года и 2015 г. (т.е. после перехода к политике ТИ).

Во-первых, уровень инфляции повысился с 6,5% до 11%, следовательно, инфляция после перехода к таргетированию увеличилась на 3,5%. В свою очередь это сказалось на цене товаров и услуг, предоставляемых населению.

Сравним цены на наиболее популярные товары: говядина, яйца, молоко, рис.

Таблица 1. Динамика цен на продовольственные товары

Наименование2014 год2015 год
Говядина272.28314,98
Яйца58,7665,02
Молоко43,8147,61
Рис53,0367,87

Проанализировав динамику цен, можно сделать вывод, что цена повысилась примерно на 4-14 рублей, а на мясо на 42 рубля. Чтобы определить, как это отразилось на покупательной способности населения, нужно посмотреть, как изменился уровень заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций составила: в 2014 году – 32495р., в 2015 – 34030р.

На наш взгляд, повышение зарплаты незначительно (примерно 1535 рублей), т.к.

цена повысилась не на какой-то определенный товар, а почти на всё, таким образом, население в итоге всё равно ощутит на себе дефицит финансов, а организации – снижение объёма продаж.

Что касается ключевой ставки, она тоже имеет тенденцию повышения. В марте 2014 года она составляла 7% и с каждым месяцем возрастала. В 2015 году ставка повысилась в 2 раза и достигла показателя 14%.

По данным Росстата численность безработных в период с 2014 года по 2015 год увеличилась на 245 тыс. человек или на 6,7 %. Возможно, это связано с банкротством и закрытием многих организаций.

В итоге проведения политики таргетирования инфляции состояние экономики в стране ухудшилось. Наблюдается процесс стагнации, то есть растёт уровень инфляции, а также число безработных и цена потребительской корзины.

Это, в свою очередь, сказывается на населении, а также на организациях: растёт ключевая ставка, что приводит к тому, что многие из них не справляются с выплатой заёмных средств и им приходится или повышать цены на предоставляемые товары и услуги, или сокращать штат, что приводит к росту безработицы.

А в некоторых случаях организации во все закрываются. Повышение цен и безработица, в свою очередь, оказывает прямое влияние на ВВП России. Данный показатель изменяется не в лучшую сторону, наблюдается тенденция его сокращения, т.к.

население уже не способно покупать многие товары, которые они могли позволить себе раньше, в свою очередь это влияет на выпуск товаров, объём продаж, и в итоге в казну страны поступает меньше налогов, возрастает теневой сектор экономики.

Как же исправить ситуацию, сложившуюся в нашей стране и прежде всего, уменьшить уровень инфляции? Чтобы разработать рекомендации, нужно рассмотреть какие существуют причины инфляции в РФ.

Рассмотрим, на наш взгляд, самые главные из них.

  • Во-первых, чрезмерная эмиссия бумажных денег и дефицит государственного бюджета. Эта причина является исторически самой первой. Она заключается в том, что чрезмерная эмиссия бумажных денег приводит к их обесцениванию.
  • Во-вторых, рост военных расходов государства. Данная причина особо актуальна в наше время и неразрывно связана с причиной дефицита государственного бюджета. Чтобы содержать армию, обновлять военную технику, разрабатывать новую, нужны огромные затраты. А эти затраты не дают отдачи производства в реальную экономику.
  • В-третьих, главным генератором инфляции является монополистическое ценообразование. Монополии охватывают все сферы жизни: ЖКХ, поставщики электроэнергии, нефти. Они имеют право увеличивать цены на свою продукцию, взвинчивать, даже в экономические кризисы, тем самым усугубляя ситуацию.
  • В-четвертых, одной из самых глубинных причин инфляции является низкий уровень развития национальной экономики и её неэффективная структура. Это проявляется, прежде всего, в неконкурентоспособности национальных производителей.
  • В-пятых, чрезмерное налогообложение, особенно это относится к косвенным налогам, т.к. они включаются в цену продукции и тем самым повышают её.
  • В-шестых, инфляционные ожидания, так же оказывают существенное влияние, так как со стороны продавцов – происходит повышение цен на товары и услуги на фоне ожидания инфляции, а покупатели, со своей стороны, наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, т.е. стараются купить товары быстрее, пока не выросли цены. А это в свою очередь приводит к стимулированию роста цен и препятствует росту инвестиций, сбережений.

Мы разобрали основные причины роста инфляции в РФ, на основе которых можно предложить следующие рекомендации.

  • Во-первых, нужно отменить таргетирование инфляции.
  • Во-вторых, необходимо придерживаться политики доходов, т.е. государственное регулирование цен и доходов. Уменьшить цены, увеличить зарплаты, а в дальнейшем заморозить их.
  • В-третьих, наладить национальное производство, перестроить его на инновационный уровень.
  • В-четвёртых, используя антиинфляционную политику нужно меньше уделять внимание монетарным факторам, так как они могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики.
  • В-пятых, наладить систему кредитования сельскохозяйственных предприятий с возможностью их погашения за счёт урожая.
  • В-шестых, на время кризиса необходимо централизовать банковскую систему.
  • В-седьмых, заменить налог на добавленную стоимость налогом на прибыль. Причём таким образом, чтобы дифференциация ставок была в зависимости от роста объёмов производства и рентабельности, чтобы производители были нацелены не только на нормы прибыли, но и рост массы.

Придерживаясь хотя бы этих рекомендаций экономическое положение страны значительно улучшится, инфляция уменьшится, но не стоит ждать быстрых результатов. Здесь необходима кропотливая, постепенная работа над преобразованиями экономики.

  1. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  2. Глазьев С.Ю. О таргетировании инфляции. – Режим доступа: http://news-front.info/2015/09/11/o-targetirovanii-inflyacii-sergej-glazev/
  3. (дата просмотра 01.12.2016 г.)
  4. Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  5. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 4 – 12

Источник: https://novainfo.ru/article/9963

Таргетирование инфляции: плюсы и минусы

Таргетирование инфляции: плюсы и минусы

Изучение опыта Германии и Швейцарии было воплощено в появлении нового монетарного режима – таргетирование инфляции (далее – ТИ). В международной практике под таргетированием инфляции имеют в виду установление ЦБ допустимой инфляции и обеспечение роста цен в установленных пределах.

Такой режим первой применила Новая Зеландия. После нее – определенное количество экономически развитых стран. Среди них – Австралия и Канада, Финляндия и Испания(до вступления в зону евро), Швеция и Великобритания.

В настоящее время отдельные страны, которые развиваются (в частности Бразилия, Чили, Израиль, Мексика, Филиппины), также ввели этот монетарный режим.

Среди стран с переходными экономиками, которые перешли к инфляционному таргетированию, следует выделить Чехию, Польшу и Венгрию.

Основным механизмом достижения показателя динамики цен является влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. При этом главным инструментом действия на динамику цен является краткосрочная процентная ставка.

Поэтому успех политики ТИ предопределяется способностью ЦБ убедить частный сектор в своих возможностях относительно предотвращения роста цен. ТИ не базируется на объективных зависимостях между макроэкономическими показателями.

Его основой является стойкость процессов, которые сложились в экономическую систему за предыдущий период.

Канал формирования рациональных ожиданий является основным при реализации такого варианта денежно-кредитной (далее – ДК) политики. При этом ЦБ должен создавать основной информационный поток для функционирования указанного канала.

Но для хозяйствующих субъектов информация, что приходит от денежной власти, не является основной.

В условиях глобальной экономики и разветвленных внешнеэкономических связей хозяйствующие субъекты строят свою политику на основе широкого набора источников информации.

Страны, которые используют ТИ (Канада, Австрия, Великобритания, Швеция), достигли в 90-ые годы XX ст. таких же результатов в снижении роста цен, которые были достигнуты странами, которые не применяли данный вариант ДК политики (США, ЕС, Япония).

В этот период развития мировой экономики ее рост основывался на применении ресурсосберегающих технологий и не вызывал подорожания сырья. А повышение доходов населения развитых стран было сбалансировано с ростом производства потребительских товаров. Нарушение этих условий во второй половине первого десятилетия XXI ст.

вызывало ускорение инфляции в мировой экономике, следовательно, таргетированные показатели инфляции в ряде стран оказались также нарушенными.

Важно учитывать, что при таргетировании инфляции Центральный банк реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к приливу в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает экспорт и увеличивается импорт.

Провозглашая курс на переход к инфляционному таргетированию, необходимо учесть негативные последствия использования этого варианта ДК политики, которые наблюдались в Канаде, Австралии,Новой Зеландии.

ЦБ этих стран столкнулись с проблемой подорожания национальных валют и были вынуждены прибегнуть к интервенциям с целью сдерживания роста валютных курсов.

Следует обратить внимание на органическую взаимосвязь таргетирования инфляции и функционирования трасмиссионного механизма ДК политики. Эта проблема непосредственно касается трансформируемых стран.

По существу, переход к инфляционному таргетированию является изменением парадигмы всей ДК политики. При этом таргетирование инфляции определяет цель (ориентир), а передаточный механизм являет собой совокупность средств для ее достижения.

Таким образом, таргетирование инфляции и механизм трансмиссии представляют неразрывное единство, в котором для достижения поставленной цели нужно использование определенного арсенала инструментов, а от его эффективности зависит достижение намеченного темпа инфляции.

Плюсы таргетирования инфляции заключаются в первую очередь в том, что при его применении ЦБ сосредоточивает свое внимание в первую очередь на внутренних экономических проблемах.

Вместе с тем система ТИ имеет ряд минусов.

При переходе к ТИ будет наблюдаться определенный период адаптации государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Как и любая адаптация, это приведет к снижению текущей эффективности.

Любое серьезное действие, которое изменяет основные условия функционирования системы, обязательно вызывает ряд значительных непредвиденных последствий.

Если страна удается к серьезным изменениям монетарного режима, то обязательно возникнут неожиданные последствия, которые способны существенно ослабить доверие к центральному банку и его политике.

Но именно доверие является одним из основных элементов трасмиссионного механизма в условиях инфляционного таргетирования.

Одним из важнейших положений современной денежной теории есть постулат нейтральности денег, из которого выплывает положение об отсутствии долгосрочных последствий ДК политики государства.

Однако предпосылкой такого подхода является скрытое допущение – при других равных институционно-структурных условиях, которое явно не срабатывает в экономических реалиях постсоциалистического развития.

Когда институционная среда изменяется, то возникает несоответствие между содержанием регуляторной политики и объектом, на который она направлена. Это проявляется в виде низкой эластичности монетарного поведения хозяйствующих субъектов в ответ на мероприятия центрального банка.

Кроме того, при данном монетарном режиме инфляционные процессы лишь частично контролируются и регулируются денежной властью.

Это особенно заметно в условиях переходной экономики, когда основными причинами инфляции являются немонетарные факторы – структурные перекосы, монополизм в ценообразовании, коррумпированность чиновников.

В то же время, избрав как главный ориентир темп инфляции, регулирующие органы мало учитывают другие важные цели экономического развития – обеспечение достаточно высоких темпов роста экономики, проведение гибкой социальной политики.

Следует отметить также, что в периоды обострения финансовой ситуации или валютно-финансовых кризисов средств одной только ДК политики центрального банка недостаточно для решения проблем, которые возникают в этих условиях.

В таких ситуациях необходимыми являются оперативные и эффективные мероприятия государства с привлечением средств центрального банка и бюджета для предоставления поддержки финансовой системе и реальному сектору экономики.

Источник: http://ForBestManager.ru/managment/finansovyj-menedzhment/targetirovanie-inflyacii-plyusy-i-minusy/

Добавить комментарий