Что такое сомнительные операции в практике банков?

Сомнительные и подозрительные операции — что это?

Обновлено 01.02.1018.

В последнее время в различных новостях часто встречаются такие термины, как «сомнительные и подозрительные операции», «антиотмывочный закон», «противодействие легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «финансирование терроризма» и т.д.

Кто-то может подумать, что его это не касается, поскольку никаких подозрительных операций он не совершал и совершать не планирует. Хотелось бы уточнить: а какие конкретно операции являются сомнительными, где список действий, которые нельзя совершать?

Ответ на этот вопрос прост: такого списка просто не существует, есть только некий набор рекомендаций и общих критериев. Причём подозрительными операциями могут оказаться и совсем  безобидные транзакции, например, покупка лекарств в аптеке или приобретение экипировки для активного отдыха.

Также могут вызвать подозрение ваши поведенческие характеристики, круг общения (правда, не совсем понятно, как банк будет это отслеживать, неужели по социальным сетям?).

Ещё, оказывается, есть список территорий с повышенной террористической активностью, где любые операции также попадают под пристальный контроль:

Бороться с «легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием терроризма», конечно, необходимо, но за пределы здравого смысла выходить тоже не стоит.

Очень неприятно остаться с заблокированной картой и отключенным интернет-банком, например, на курорте в Тунисе, Египте или Турции за покупку средства от простуды и за выложенную в соцсеть фотографию с каким-нибудь местным жителем.

Прежде всего, нужно понимать, что застраховаться от блокировки карты или отключения от ДБО невозможно, можно только сократить вероятность наступления этих событий. И всё благодаря закону 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Чтобы понять всю суть данного законопроекта, достаточно прочитать всего несколько статей.

Статья 7, пункт 1.1

Банк обязан запрашивать у вас сведения о происхождении средств. Причём не указывается, что является достаточным обоснованием, а что нет.

Статья 7, пункт 14

Клиенты обязаны предоставлять всю необходимую банкам информацию.

Статья 7, пункты 11 и 12

Банк может отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля.

Обратите внимание, что согласно 115-ФЗ в случае отказа в операции гражданско-правовая ответственность для банка не наступает. А вот в ст. 845 Гражданского Кодекса РФ говорится, что банк не вправе определять и контролировать использование денежных средств клиента:

Ещё в ГК РФ есть замечательная статья 3, которая утверждает, что нормы гражданского права, принятые в Федеральных законах не должны противоречить Кодексу:

Помимо права банка отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля, в 115-ФЗ есть отдельный список операций, которые подлежат обязательному контролю.

Подобные «сомнительные» операции перечислены в статье «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю».

Некоторые из пунктов действительно требуют особого контроля, например, проведение операций, где одним из субъектов является лицо, причастное к террористической деятельности. Однако в этот перечень попали и вполне обычные операции, которые совершают физические лица в повседневной жизни:

1 Любые операции, сумма которых превышает 600000 рублей:

2 Внесение на счёт юридического лица наличных денежных средств:

3 Покупка или продажа наличной иностранной валюты:

4 Обычный обмен банкнот также попадает в список операций, подлежащих обязательному контролю:

5 Любой выигрыш в лотерее или на тотализаторе:

6 Сделка с любым недвижимым имуществом на сумму больше 3 млн рублей (непонятно, зачем нужен данный пункт, если в 1 пункте говорится, что любые операции больше 600000 рублей попадают под обязательный контроль):

Стоит отметить, что количество сообщений в Финмониторинг от банков о наличии подозрительных операций за год увеличилось в 2 раза:

Действительно ли подозрительные операции участились, или просто в когорту подобных операций добавились ранее неподозрительные операции благодаря более тщательному мониторингу?

Помимо «подозрительных операций», есть ещё термин «сомнительные операции». О том, что конкретно понимает Банк России под этим термином, можно узнать из письма от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:

«Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Более или менее чёткий классификатор признаков, указывающий на «необычный характер» сделки можно посмотреть в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перечень довольно большой, предлагаю каждому ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы проникнуться всей сутью термина «сомнительные операции». Вот лишь некоторые интересные пункты из признаков, указывающих на необычность операций (которые могут послужить отказом в проведении операции или стать поводом для отключения от дистанционного банковского обслуживания):

1 Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (правда, непонятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):

2 Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:

3 Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования):

4 Необоснованная поспешность в проведении операции:

5 Несоответствие операций, совершаемых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций (что конкретно имеется в виду — непонятно):

6 Операции станут сомнительными, если вы долго не предоставляете подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию:

7 Если вы откажетесь от операции, которая вызывает подозрение у банка, и захотите закрыть счёт, то это тоже вызовет подозрение:

8 Обналичивание возвращенных на счет денежных средств:

9 Сомнительной является операция, совершенная через ДБО, если банк заподозрил, что её совершают третьи лица (даже близкие родственники):

10 Очень забавный пункт с кодом 1199 «Иные признаки»:

11 Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:

«Неожиданное» 🙂

12 Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):

13 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием или переводом:

14 Разбить крупную сумму операции (больше 600000 рублей) на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени:

15 Безналичное зачисление со своих счетов и последующее снятие также выглядит сомнительным:

16 Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причём на любые суммы:

17 Сомнительными операциями являются покупки лекарств, средств связи и продуктов длительного хранения:

В общем, как видите, практически любого клиента можно заподозрить в совершении «сомнительных операций». Нет чётких критериев, «регулярность» или «необычность» операций определяется самим банком.

Стоит отметить, что банки сами-то не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно вообще всех распугать. Однако банки вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации:

В последнее время на различных порталах появилось много отзывов клиентов, которым заблокировали карту, или отключили от ДБО, сославшись на «антиотмывочный» ФЗ-115.

Причём, судя по описаниям ситуаций, при которых произошли подобные отключения, отказывают в проведении различных операций, в основном, невыгодным банку клиентам (это сугубо моё личное мнение).

Вот список операций, за злоупотребление которыми банк может отключить вас от ДБО, отказать в проведении операции и запросить дополнительные документы:

1 Частые обналичивания в банкоматах.
Я имею в виду не то, что наличные — это, в принципе, плохо, с точки зрения «антиотмывочного закона». Просто любое снятие средств с карты даже в собственных банкоматах для банка стоит дополнительных денег, которые выплачиваются платежной системе (небесплатна для банка даже ваша операция запроса баланса по карте).

А уж если банк позволяет своим клиентам снимать деньги бесплатно в чужих банкоматах, он несёт довольно существенные дополнительные потери (банкам-партнёрам платится соответствующая комиссия).

2 Частые банковские переводы.
Банки, которые предлагают бесплатные банковские переводы, теряют на этом деньги. Банк России обрабатывает безналичные переводы совсем не бесплатно:

Причём плата за перевод фиксированная, поэтому большое количество переводов на небольшие суммы банку очень невыгодно.

3 Частое использование бесплатного сервиса C2C.
Речь идёт о банках, которые позволяют бесплатно пополнять свои дебетовые карточки с карт других банков.

Бесплатно «стягивать» деньги можно на карты «Европлана», «Ренессанс Кредита», «Русского ипотечного банка», «Рокетбанка», «Кукурузу», «Тинькофф Блэк».

Данная операция бесплатна для вас, но не для банка. Вот, например, сколько возьмет НСПК «Мир» за сервис card2card:

Теперь посчитайте, во сколько вы обходитесь банку, если просто используете выданную карту (довольно часто это бесплатно, хотя производство карты банку стоит денег) просто для удобного пополнения с помощью бесплатного сервиса С2С и последующего бесплатного межбанка в другие кредитные организации или снятия в банкоматах.

Формально вы ничего не нарушаете, вы следуете тарифам и условиям, которые составил сам банк. Заставить вас совершать реальные покупки по карте никто не может.

Тут банку на помощь и приходит 115 ФЗ: банк начинает запрашивать у вас документы, отключает от ДБО, отклоняет операции. Найти повод очень легко.

В итоге вы вынуждены перестать пользоваться услугами данного банка, а кредитная организация, мягко говоря, не сильно и переживает по этому поводу.

Повторюсь, это всего лишь моё мнение, с которым любой может не согласиться и поспорить. Однако, как мне кажется, лучше всё-таки иметь в виду данный список «невыгодных банку операций» и не сильно нагружать ими какую-либо одну кредитную организацию.

— Заведите себе несколько карточек, откройте счета в нескольких банках, которые предлагают бесплатный межбанк и сервис бесплатного пополнения С2С.

— Откройте расходно-пополняемые депозиты в этих банках.

— Хотя бы иногда совершайте реальные покупки по «нужным» вам картам.

— Старайтесь не делать банковских переводов на крупные суммы.

— Не снимайте наличность сразу, дайте деньгам немного «отлежаться» в банке, например, на расходно-пополняемом вкладе.

Пускай вы немного потеряете в потенциальном процентном доходе (по сравнению с ситуацией, если бы вы сразу переправили деньги из транзитного банка в нужное место), зато сэкономите нервы, избежав спора с банком по поводу экономического смысла вашей операции и происхождения ваших денег. Не мелочитесь, дайте банку тоже немного на вас заработать 🙂

— Не забывайте правильно заполнять платёжные поручения. В графе «Назначение платежа» креатив лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Если вы переводите деньги юридическому лицу, то постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.)

UPD: 01.02.2018

Источник: http://hranidengi.ru/somnitelnye-i-podozritelnye-operatsii/

Банки убедят бизнес отказаться от сомнительных операций

Банкирам рекомендуется регулярно встречаться с собственниками и руководителями компаний-клиентов. Эта рекомендация была подготовлена Национальным советом финансового рынка (НСФР) и адресована кредитным организациям.

НСФР направил письмо в Центробанк и Росфинмониторинг с просьбой рассмотреть рекомендации на предмет возможности их использования финансовыми организациями («Известия» ознакомились с документом). 
На встречах представителей компании могут постараться убедить сократить или отказаться от проведения тех или иных сделок.

Новация позволит сократить объем сомнительных операций на 40%, считают эксперты. Кроме того, она поможет избежать массовых блокировок счетов бизнеса и сократить количество неправомерных отказов.

Как следует из рекомендаций НСФР (есть у «Известий»), личные встречи с бизнесменами нужны для проверки клиентов по «антиотмывочному» законодательству.

Банк сможет детальнее проанализировать деятельность клиента, запросить у него дополнительные документы для подтверждения транзакций и убедить его отказаться от проведения высокорискованных финансовых операций, сказано в документе. Там также говорится, что сотрудники кредитных организаций должны проводить личные встречи с бизнесом регулярно.

Частота таких встреч должна определяться самим банком. Сейчас подобные встречи не являются распространенной практикой в России, но западные регуляторы рекомендуют их проводить для уточнения бенефициарной собственности компаний.

Цель рекомендаций — реализация основного банковского принципа «знай своего клиента» с точки зрения риск-ориентированного подхода, пояснил «Известиям» зампред НСФР Александр Наумов.

В ЦБ не ответили на запрос «Известий».

В Росфинмониторинге поддержали нововведение, отметив, что оно соответствует мировой практике и стандартам FATF (Международная группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег).

Прежде всего новация касается средних и небольших банков: крупные кредитные организации проводят встречи с собственниками компаний по принципу «знай своего клиента», отметила руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.

Для тех же банков, которые формально относились к процессу оценки клиента, новация сделает процедуру очных встреч с бизнесменами обязательной. По мнению Артемьевой, банки выполнят требование, чтобы не вызывать повышенное внимание ЦБ к их политике по соблюдению «антиотмывочного» законодательства.

Крайняя мера за несоблюдение 115-ФЗ — отзыв лицензии, напомнила она.

Новация снизит количество неправомерных отказов и оспаривание их клиентами банков, пояснил зампред НСФР Александр Наумов.

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что если нововведение примут, объем сомнительных операций сократится существенно — примерно на 40%.

По данным ЦБ, объем сомнительных финансовых операций в России в 2017 году составил $800 млн, как и в 2016 году. В 2015 году, согласно сведениям регулятора, показатель равнялся $1,5 млрд.

Управляющий Фондом защиты вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин уверен, что нововведение также поможет избежать массовых блокировок банками клиентских счетов.

На встречах с представителями кредитных организаций компании смогут предоставить дополнительные документы и другие доказательства своей добросовестности, пояснил Марат Сафиулин.

Новация призвана снизить негативный эффект от упрощенного применения банками норм антиотмывочного законодательства (по принципу «лучше перестраховаться и запретить»), в результате которого во второй половине прошлого года оказались замороженными сотни тысяч счетов работающих компаний, добавил он.

Компания может оспорить блокировку операции или отказ в обслуживании в Центробанке — с 30 марта при регуляторе заработала межведомственная комиссия по реабилитации банковских клиентов-отказников. Если ЦБ сочтет отказ необоснованным, он может рекомендовать банку принять компанию на обслуживание и провести ее транзакции.

Благодаря предложенному механизму реабилитации, клиенты могут быть исключены из черных списков, где сейчас, по данным «Опоры России», находится 460 тыс. компаний и граждан. Черный список регулятор рассылает банкам с 26 июня 2017 года — тогда он содержал данные о 200 тыс. клиентах.

Доля попавших в черные списки ошибочно  составляет 10%.

Справка «Известий»

Сомнительные операции имеют в себе признаки фиктивности. Они связаны с торговлей товарами и услугами, с покупкой и продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, цель которых — трансграничное перемещение денежных средств. Банки блокируют сомнительные операции, а клиент получает отказ в их проведении и обслуживании.

Источник: https://iz.ru/733134/anastasiia-alekseevskikh/banki-ubediat-biznes-otkazatsia-ot-somnitelnykh-operatcii

Цб ужесточил борьбу с сомнительными операциями в банках :: финансы :: рбк

Регулятор снова ужесточает подход к борьбе с сомнительными операциями. Жесткие меры надзорного реагирования будут применяться к банкам за существенно меньшие провинности, чем раньше

Екатерина Кузьмина / РБК

О том, что ЦБ снова ужесточает подход к оценке высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций, регулятор сообщил в письме своим территориальным подразделениям, опубликованном в «Вестнике Банка России».

Согласно письму оценка качества борьбы банков с сомнительными операциями за четвертый квартал этого года будет проводиться по следующим критериям.

Высокой вовлеченностью будет считаться такая, при которой оборот по сомнительным операциям превысит 2% оборота банка по всем клиентским операциям либо если указанные операции составят в абсолютном исчислении 1 млрд руб. за квартал.​

Это уже четвертое ужесточение за последние несколько лет.

Целенаправленный вывод с рынка игроков, активно осуществляющих сомнительные операции, ЦБ начал осенью 2013 года, через несколько месяцев после того, как его главой была назначена Эльвира Набиуллина. Впервые регулятор обозначил, что понимает под высокой вовлеченностью банков в сомнительные операции, в письме 172-Т от 4 сентября 2013 года.

Согласно документу немедленному отзыву лицензии (или второй по жесткости санкции в виде оперативного запрета на привлечение вкладов) подлежали банки, у которых доля сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов за последний квартал превышала 5% либо объем сомнительных безналичных операций был более 5 млрд руб.

Как пояснял тогда зампред Банка России Михаил Сухов в интервью «Коммерсанту», задав количественные критерии существенности объема сомнительных операций и одновременно установив жесткие и оперативные меры воздействия при его превышении, ЦБ начал «новый этап надзорной работы, получивший на рынке хлесткое определение «расчистка».

При этом под сомнительными операциями Банк России понимает операции, не имеющие явного экономического смысла и очевидных законных целей, проводимые для вывода активов из страны, уклонения от налогов, финансирования противозаконных проектов.

Как впоследствии разъясняли представители ЦБ, установленные в письме количественные планки сомнительных операций не означают, что их проведение в меньших объемах регулятор считает допустимым.

Как поясняет топ-менеджер банка из топ-10, установленный ЦБ минимум не означает, что банкам дозволено проводить такие операции в рамках этого лимита, а выше — нет.

«Превышение лимита означает, что к банку однозначно будут применены жесткие надзорные меры, вплоть до крайней — отзыва лицензии», — говорит он.

Результаты нового подхода ЦБ к борьбе с сомнительными операциями, проходящими через банковский сектор, не заставили себя ждать. По оценкам ЦБ, во втором полугодии 2013 года удалось сократить на треть объем обналичивания и более чем вдвое объем вывода денег за рубеж.

По мере ужесточения борьбы ЦБ с сомнительными операциями данные лимиты поступательно снижались. В 2014 году — до 4% и 3 млрд руб., в 2016-м — до 3% и 2 млрд руб. соответственно, и сейчас — до указанных значений. В идеале Банк России планирует довести их до нулевых значений.

Последние результаты этих действий в интервью «Российской газете» обнародовал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин: «Мы оцениваем объем вывода денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям за этот период на уровне 15,2 млрд руб.

При этом в четвертом квартале прошлого года этот показатель составлял 36,9 млрд, а в первом квартале 2016 года — 64 млрд. По обналичиванию мы можем говорить уверенно, что снижение идет, но не настолько быстро. За первый квартал мы оцениваем обналичку в сумме около 90 млрд руб.

против 105 млрд в четвертом квартале 2016 года», — указывал он.

Впрочем, как неоднократно заявляли представители власти, из банков сомнительные операции переходят в другие секторы экономики.

Тему сомнительных операций банкиры традиционно соглашаются комментировать неофициально. По их мнению, эффект от нынешнего шага будет, но среднесрочным. «После понижения порога клиенты, которые нацелены на теневые операции, будут привыкать к новой системе, — говорит банкир из крупной кредитной организации.

— Сейчас такие клиенты приноровились к действующим алгоритмам и фильтрам, в частности, проводят операции в объемах менее установленных ЦБ лимитов, а для выполнения крупномасштабных заказов несколько банков просто-напросто кооперируются.

Изменение же порога приведет к перенастройке этих алгоритмов, и клиентам какое-то время будет трудно подстроиться».

Полностью искоренить сомнительные операции, по мнению представителей профессионального сообщества, не удастся. «Есть мнение, что сомнительные операции легче проводить в крупных банках, потому что там работает эффект масштаба, который позволяет неблагонадежным клиентам попросту теряться», — говорит собеседник РБК из банка топ-20.

Впрочем, у ЦБ есть и другие инструменты борьбы с сомнительными операциями. С июня 2017 года Банк России начал рассылать банкам списки неблагонадежных клиентов, операции которых требуют пристального внимания.

Тем не менее «снижение сомнительных операций до нуля — это утопия: они будут проводиться в той или иной форме, пока в них есть потребность», резюмирует один из собеседников РБК на банковском рынке.

Источник: https://www.rbc.ru/finances/02/08/2017/5981e9619a7947846256ccd6

Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций

Главные управления (Национальные банки)
Центрального банка Российской Федерации от 26.12.2005 № 161-Т

Банк России обращает внимание территориальных учреждений на необходимость руководствоваться в работе по надзору за деятельностью кредитных организаций задачей не только оценки их текущего финансового положения, но и оценки их подверженности правовому риску и риску потери деловой репутации.

Такие риски могут возникать в связи с совершением кредитными организациями сомнительных операций как от своего имени и в своем интересе, так и по поручению клиентов.

Указанные операции, как правило, привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов, которые могут предъявлять к кредитным организациям по вопросам совершения сомнительных операций различные претензии.

Результатом совершения кредитными организациями сомнительных операций может стать бегство клиентов и отток денежных средств из кредитных организаций, возникновение убытков и потеря платежеспособности. Таким образом, совершение кредитными организациями сомнительных операций может создавать ситуации, угрожающие законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, и, в конечном итоге, стабильности банковской системы Российской Федерации.

Практика надзорной работы Банка России за последние годы, в том числе в период приема банков в систему страхования вкладов, позволила выявить основные виды и признаки сомнительных операций, совершаемых кредитными организациями от своего имени и в своем интересе или по поручению клиентов.

К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями от своего имени и в своем интересе, как правило, относятся операции, связанные с «оптимизацией» кредитными организациями налогообложения в интересах владельцев банков. Совершение такого рода операций несет высокий риск оспаривания соответствующих действий кредитных организаций налоговыми органами.

В этой связи территориальным учреждениям следует обращать внимание на реалистичность данных из финансовой отчетности кредитных организаций по расходам на заработную плату путем сопоставления общей суммы таких расходов с численностью фактически работающих в кредитных организациях сотрудников. По той же причине пристального внимания заслуживают любые сделки (кредитные, с ценными бумагами, с иностранной валютой и т. д.), совершаемые кредитными организациями на условиях, отличающихся от рыночных.

К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 21 января 2005 г. № 12-Т, от 26 января 2005 г. № 17-Т, а также следующие виды операций.

  1. Систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.
  2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
  3. Осуществление резидентами — клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента — контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка — нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):
    • по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;
    • по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам кредитных организаций, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);
    • по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.
  4. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.
  5. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

Территориальным учреждениям при осуществлении своей текущей деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций следует особое внимание уделять выявлению признаков указанных выше сомнительных операций.

При выявлении признаков того, что кредитные организации осуществляют сомнительные операции систематически и (или) в значительных объемах (относительно финансовых показателей кредитной организации) территориальным учреждениям рекомендуется проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по прекращению сомнительных операций.

Информацию о фактах систематического проведения кредитными организациями сомнительных операций и (или) осуществления ими указанных операций в значительных объемах, а также работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах следует направлять письмом на имя Председателя Банка России.

За консультациями по вопросам выявления признаков сомнительных операций следует обращаться в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Председатель Центрального банка Российской Федерации
С. М. Игнатьев

Источник: http://www.cbr.ru/analytics/print.aspx?file=standart_acts/others/161-t.htm&pid=other

Как избежать обвинения в незаконных финансовых операциях RosInvest.Com – Венчур, управление, инвестиции / RosInvest.Com /

Вторник, 6 марта 2012 г. 11690

Борьба правительства с отмыванием денежных средств создаем много проблем малому и среднему бизнесу. Только дополнительные комиссии банков (причем не маленькие) за совершение сомнительных операций создают массу проблем.

Даже не смотря на то, что фактически такие комиссии вне закона, вернуть удержанные, как правило, без предупреждения не просто, да и времени занимает массу.

А уж разборки с прокуратурой тем более не доставят удовольствия никому.

Почему нас подозревают?

Существует очень интересный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Звучит угрожающе и редкая организация занимается такими видами деятельности.

Но вот наши законодатели думают несколько иначе, и всеми любимый Центробанк за последние несколько лет издал не один десяток писем, подробно описывающих так называемые сомнительные операции, а также различные методики их выявления.

Так что достаточно совершить подозрительный банковский платеж для того, что бы в вас стали сомневаться, а, следовательно, проверять, контролировать и вставлять палки в колеса бизнес-процессам. И не стоит думать, что если вы совершаете вполне обычную банковскую операцию, то все нормально. Оснований для подозрений в отмывании доходов масса.

Просто бизнес или сомнительные операции?

Проблемы у добропорядочных организаций в части подозрения в отмывании денежных средств встречаются все чаще.

И неудивительно, ведь сам термин «легализация» подразумевает, что фирмы, действительно участвующие в такой деятельности, стремятся создать видимость того, что их доходы были получены совершенно законно.

Так что всем предпринимателям и юридическим лицам стоит очень внимательно относиться к оформлению операций с деньгами через банковские структуры.

Банки, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг в обязательном порядке проводят внутренний контроль деятельности своих клиентов и при наличии малейших подозрений передают информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России.

Причем в первую очередь опасаться стоит именно сотрудников банка, ведь решение о будущих проверках вашего бизнеса они принимают на основании оценочных суждений в соответствии с заявленными Центробанком критериями.

И не забывайте, организациям, в которые вы обращаетесь с целью проведения денежных операций, запрещено информировать клиентов о мерах и способах противодействия отмыванию доходов.

Законодательство России устанавливает перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.

В первую очередь проверяются сделки с недвижимостью на сумму, превышающую три миллиона рублей и иные сделки (операции по вкладам, денежные переводы, зачисление на счет наличных, приобретение драгоценностей, предоставление беспроцентных займов и не только) на сумму, превышающую 600 000 рублей.

Стоит иметь ввиду, что сотрудники банковских структур уже буквально через три рабочих дня (а может быть и раньше) предоставят всю известную им информацию о вас в Федеральную службу по финансовому мониторингу

Но особую опасность все-таки представляют так называемые сомнительные операции, ведь индивидуальные предприниматели и юридические лица совершенно не ожидают последствий совершения казалось бы стандартной денежной операции в банке, что, соответственно, приводит к их неподготовленности в части, к примеру, сохранения документов, подтверждающих правомерность сделки. Такая ситуация может обернуться многочисленными проблемами, в том числе и материальными потерями.

Проблемы практически неминуемы

Если сотрудники банка выявят в вашей деятельности одну из нижеперечисленных особенностей, вероятность передачи информации о вас в Федеральную службу по финансовому мониторингу и дальнейшие проверки практически неминуемы.

Сделка имеет запутанный или необычный характер без очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Здесь имеются ввиду, в том числе, и нераспространенные договорные отношения, и специфические или узкоспециализированные сделки.

Причем даже если вы и ваш контрагент прекрасно понимаете, зачем и для каких конечных целей производятся расчеты, это далеко не всегда гарантирует понимание банковских работников.

Так что стоит использовать понятную обывателю терминологию и расписывать, что и зачем делается в рамках договоренности вами и вашими партнерами.

Сделка не соответствует прописанным в уставных документах целям организации. Конечно, мы все обязаны заниматься только тем, что задекларировали. Но не вносить же из-за единичной сделки изменения в учредительную документацию. Гораздо проще постараться при оформлении сделки «подвести» ее условия под установленные цели вашей деятельности.

Выявлены неоднократные операции, позволяющие считать, что клиент уклоняется от процедур обязательного контроля. Фактически, если вы делаете, например, несколько денежных переводов партнеру, на общую сумму более 600 000 рублей, вас, скорее всего, заподозрят в том, что вам есть что скрывать.

Присутствуют иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки совершаются с противоправными целями.

Применение этого пункта вообще полностью зависит от банковских сотрудников – свобода фантазии безгранична.

На практике, проблемы по указанному основанию возникают у организаций, партнеры которых были замечены в совершении сомнительных операций или сотрудничающих с подозрительными банками.

Неоспоримо, что все перечисленные пункты не дают конкретной и четкой информации, являются условными и, соответственно, субъективными.

Если банковские работники заподозрят вас хотя бы по одному основанию, то денежная операция не будет завершена, пока вы не представите документы, подтверждающие правомерность совершенной сделки и ее экономическую целесообразность.

Некоторые банки берут дополнительную комиссию в размере 10% от суммы и более за окончание сомнительной операции. Оценивать документацию по сделке первоначально так же будут сотрудники банков, следовательно, тот же фактор субъективности на лицо.

На что еще стоит обратить внимание

Несмотря на то, что каждую десятую сделку теоретически можно признать сомнительной, Центральный Банк России считает перечень недостаточным и периодически «рисует» Письма, адресованные банковским сотрудникам, в которых описывает все новые и новые ситуации, на которые они должны обращать особое внимание. Если систематизировать несколько десятков последних Писем Центробанка, то сомнительными операциями в банках можно признать следующие действия:

Систематическое снятие юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем со своих банковских счетов крупных сумм наличных денежных средств.

Особенно рискуют фирмы, имеющие высокое соотношение снятия наличных денежных средств к общему денежному обороту (более 80%).

То есть фактически, если на ваш счет поступают денежные средства, и вы большую их часть просто обналичиваете, – считайте, ваша фирма в группе риска.

Перевод крупных сумм на счета физических лиц (например, кому-то из сотрудников или внештатному консультанту), особенно неоднократные переводы так же являются основаниями для последующих проверок или даже санкций.

Причем сомнительными признаются и случаи, если вы, как индивидуальный предприниматель, честно оплативший все налоги, решите перевести денежные средства на ваш же счет, но зарегистрированный на вас как на физическое лицо. Совпадение данных – не аргумент для банковских работников.

Но стоит иметь в виду, что кредиты и прочие займы подозрений не вызывают.

Особенно часто проверяются переводы крупных сумм на счета нерезидентов Российской Федерации. То есть, если вы получаете услуги или ведете бизнес с иностранными клиентами, то при взаиморасчетах следует быть очень аккуратными. Элементарная оплата за квалифицированную консультацию по ведению бизнеса может обернуться многочисленными проверками с последующими санкциями.

Естественно, оснований для возникновения подозрений гораздо больше, но они редко применяются на практике. Ведь для сотрудников банков проверка операций далеко не главное в работе и, как правило, они достаточно адекватные люди.

Но все-таки лучше заранее подготовиться к последующим проверкам и запастись пакетом документов, подтверждающим правомерность совершения сделки. И если банк затребует эту документацию без лишних споров ее предоставить – это ваша обязанность.

Если документы в порядке, сотрудники банков, как правило, не связываются с уведомлением о сомнительности проведенной операции компетентных органов.

Даже в случаях проведения сделки, требующей сохранения конфиденциальности, не стоит ее демонстрировать банковским работникам.

Естественно, разглашение информации может негативно отразиться на вашей деятельности, но если в законности сделки возникнут сомнения, возможно, о конфиденциальности придется забыть.

А вот ваша настойчивость вряд ли принесет желаемый результат, но наверняка привлечет внимание.

Еще одна, достаточно нелепая ситуация, которую не стоит допускать – это взыскание с иностранного партнера пеней и штрафов в размере, превышающем 10% от стоимости услуги или непоставленных товаров. Так же при получении кредита в заявлении необходимо указывать сведения и прикладывать документы, которые указывали вы или ваши представители при устных переговорах.

Кто нас проверяет кроме банков?

Конечно, практически всегда проблемы возникают в связи с проведением организациями и индивидуальными предпринимателями банковских операций.

Но даже если вы учли все факторы сомнительности, не стоит забывать, что в роли «стукача» могут выступать не только банковские работники, но и нотариусы, и даже адвокаты (за исключением сообщения информации, составляющей адвокатскую тайну в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2002 года « 63-ФЗ «Об адвокатской тайне»).

Избежать будущие проверки и санкции можно

Естественно, у проверяющих органов имеются все полномочия для комплексных ревизий. Это право закреплено еще в Конституции и реализуется в рамках «борьбы» с преступным капиталом.

Компании любых форм собственности, далекие от властных структур в первую очередь должны больше внимания уделять оформлению документации по любым операциям с денежными средствами.

Обойти или удачно пройти возможные проверки возможно, соблюдая несложные требования.

Во-первых, во всех договорах с контрагентами необходимо подробно расписывать предмет и условия будущей сделки (даже если они не до конца соответствуют действительности, ведь проверяют не ваши действия, а фиксирующие их документы). Все договоры должны обосновывать экономическую обоснованность произведенной денежной операции.

Например, при заключении договора оказания услуг, необходимо указать какие именно услуги будут вам предоставлены, для чего конкретно они вам необходимы (документацию проверяют вовсе не профессионалы в вашей сфере деятельности) и каких результатов вы планируете достичь, получив услугу.

Окончание договорных отношений должно быть оформлено подробным и формально правдивым актом, отчетом или заключением.

Во-вторых, нужно внимательно относиться к выбору деловых партнеров. Ведь проблемы возникают у всех участников сомнительной сделки.

Стоит десять раз подумать, стоит ли связываться с деловыми партнерами, сотрудники которых отказываются подтвердить факт регистрации или постановки на учет в налоговых органах их организации или предлагающих оформлять документацию за подписью не директора, а по доверенности (особенно, если вам не демонстрируют оригинал доверенности). Проверяющие организации и должностные лица могут уделять особое внимание фирмам, в названии которых присутствуют следующие особенности:

– присутствие в названии букв «э», «ъ», «М»;

– указание в названии года регистрации фирмы;

– использование в названии сокращенных или английских слов, написанных русскими буквами.

И последнее, стоит остерегаться кредитных организаций, имеющих сомнительную репутацию на рынке финансовых услуг. При осуществлении безналичных операций лучше выбрать известный и надежный банк.

Сомнительная сделка. Последствия

Признание банковской операции или сделки сомнительной грозит в первую очередь весьма неприятными проверками. Начиная с требования представить документы, подтверждающие экономическую обоснованность сделки банковским работникам и заканчивая возбуждением уголовного дела (по статьям 174, 174.1, 175).

Причем последняя статья применяется и по отношению к представителям организаций, пострадавших от незаконной деятельности контрагентов. То есть если ваши партнеры занимаются легализацией имущества, полученного незаконным путем, отвечать придется всем. И доказывать правоту придется именно вам. В этом вопросе принцип презумпции невиновности действует весьма условно.

Так что запастись корректно оформленными документами, фиксирующими все этапы сделки, необходимо.

Если вы не сможете доказать законность произведенной сделки наказание может составить до 10 лет реального лишения свободы (минимальная санкция – штраф в размере до 120 000 рублей). При назначении наказания имеет значение доказанная сумма незаконной сделки в размере, превышающем или не превышающем шесть миллионов рублей.

Банки в свою очередь не так уж и редко устанавливают дополнительную комиссию за окончание сомнительной операции. Причем в большинстве случаев их клиенты не подозревают о существовании такой комиссии или просто не придают ей значение.

Так что если, например, ваш денежный перевод покажется сотрудникам банка сомнительным, то вы вполне можете не досчитаться десяти и более процентов от суммы перевода. Стоит отметить, что такая комиссия банков фактически не обоснована, так как законодательно банки не имеют правомочий на взыскание такого рода комиссии.

Если вам нечего скрывать и все ваши документы по сделке в порядке, то возвращать комиссию придется через руководство банка, ссылаясь на их потворство легализации денежных средств.

***

Несмотря на то, что законодательство России в части борьбы с легализацией денежных средств явно не совершенно, и страдают в основном вполне законопослушные предприниматели, в своей деятельности его требования лучше учитывать. Доказать, что банковская операция или сделка не является сомнительной гораздо сложнее, чем просто не вызывать подозрений. Даже возвращение дополнительной комиссии на практике занимает не один месяц.

Источник: http://RosInvest.com/page/kak-izbezhat-obvinenija-v-nezakonnyh-finansovyh-operacijah

Добавить комментарий