Форма и порядок заключения договора перевозки

Договор перевозки

Форма и порядок заключения договора перевозки

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.

После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз.

К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи.

Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю.

Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Источник: https://vseiski.ru/dogovor-perevozki.html

7. Форма договора буксировки и порядок его заключения

7. Форма договора буксировки и порядок его заключения

КТМ(п. 1 ст. 227) ограничивается общим длядоговоров буксировки требованием -заключение их должно происходитьписьменно. При нарушении этого требованиявступает в действие п. 1 ст. 162 ГК(“Последствия несоблюдения простойписьменной формы”).

Не делая договорнедействительным, подобное нарушениелишает стороны возможности в подтверждениедоговора и его условий ссылаться насвидетельские показания. Вместе с темэто влечет признание за сторонами праваприводить для указанной цели письменныеи другие доказательства. Иное, т.е.недействительность договора буксировки,в силу п. 2 ст.

162 ГК может быть лишь вслучае, если стороны достигнут на этотсчет согласия между собой. Распространяетсяна договор буксировки, охватываемыйКТМ, также предусмотренная в п. 3 ст. 434и п. 3 ст.

438 ГК в виде общего правилавозможность заключения договора путемсовершения стороной, которой направленаписьменная оферта, действий по выполнениюее условий. Тем самым указаннымконклюдентным действиям может придаватьсязначение акцепта.

Вотношении договора портовой буксировки,о котором идет речь в КТМ, требованиеобязательной письменной формы в видеобщего правила не действует. Подобныедоговоры могут быть заключены и устно.

Что касается специального соглашения,по которому при портовой буксировкеуправление ею возлагается на капитанабуксирующего судна, то в силу особогозначения подобного соглашения дляорганизации буксировки его заключениедолжно быть подчинено общему в отношениидоговора буксировки правилу – обобязательной письменной форме (п. 2 ст.227 КТМ).

Водном из предшествующих параграфовприводилась определенная аргументацияв пользу именно консенсуального характерадоговора буксировки, в том числе иурегулированного КВВТ.

Это означает,что для его возникновения в таких случаяхдостаточно достижения в требуемой вподобных случаях форме соглашениясторон по всем существенным условиямдоговора.

КВВТ не содержит, в отличиеот КТМ, специальной нормы, предусматривающейобязательность заключения договорабуксировки непременно в простойписьменной форме.

Однако участие хотябы на одной из сторон в этом договореюридического лица при отсутствиитребования нотариального удостоверениятакже является достаточным для признанияпростой письменной формы договораобязательной (ст. 161 ГК) с тем, что принарушении этого требования наступают,как это имеет место и при буксировке,регулируемой КТМ, предусмотренные ст.162 ГК последствия.

Вместес тем при речной перевозке все жедействуют и специальные, предусмотренныеКВВТ требования, относящиеся к формедоговора буксировки. Если оставить встороне составление транспортнойнакладной и выдачу квитанции о приемебуксируемого объекта в порядке,предусмотренном п. 1 ст.

88 КВВТ (имеетсяв виду, что, как правило, в таком случаеречь идет об одновременном оформлениизаключения договора и исполнении всоответствующей части уже заключенногодоговора), можно считать относящимисяк форме договора буксировки лишь двеспециальные нормы из ст. 88 КВВТ.Подразумевается прежде всего п. 3 этойстатьи.

В нем предусмотрена необходимостьруководствоваться содержащимися вправилах буксировки, которые предстоитпринять на основе КВВТ, требованиямиотносительно формы и порядка оформлениядоговора.

Кроме того, оформление отношенийсторон по поводу выполнения на рейдепорта за вознаграждение работ, непредусмотренных в договоре буксировки,должно осуществляться на основанииписьменной заявки, адресованной владельцубуксируемого судна (п. 4 ст. 88 КВВТ).

КВВТ,как и Устав внутреннего водного транспорта1955 г., предусмотрел возможность заключениясторонами договора об организациибуксировки . При этом в самом Кодексе(п. 5 ст. 88) указаны предпосылки (фактическогохарактера) заключения такого договораи его содержание.

В частности, установлено,что договор, о котором идет речь,заключается при необходимостиосуществления между сторонамисистематических буксировок. Одновременнов самом КВВТ предусмотрены условия,которые включаются в договор оборганизации буксировок.

Речь идет обустановлении ответственности сторон,объема и сроков буксировки, условийпредъявления объектов для буксировоки условий осуществления буксировок, ихоплаты, а также расчетов за соответствующиеуслуги. Не ограничиваясь этим перечнем,п. 5 ст.

88 КВВТ допускает возможностьвключения в рассматриваемый договор ииных условий организации буксировок.

——————————–

Роль организационных договоров в периоддействия УВВТ 1955 г. исполняли заключенныев соответствии с его ст.

60 пароходствамиМинистерства речного флота и органамиуправления речного транспорта приСовете Министров союзных республик сгрузоотправителями и владельцами плотови судов навигационные договоры.

Такиедоговоры заключались в равной мере нетолько на перевозку груза, но и набуксировку плотов и судов.

Дляопределения правового значенияорганизационного договора, о которомидет речь, есть основания, воспользовавшисьна этот раз отсылочной нормой, помещеннойв п. 6 ст. 88 КВВТ, обратиться к включеннойв гл. XI этого Кодекса ст. 68 (“Договорыоб организации перевозки грузов”).

При этом, естественно, должны учитыватьсяособенности договора буксировки и, вчастности, его консенсуальный, в отличиеот договора перевозки груза, характер.Пункт 1 ст. 68 КВВТ позволяет сделатьвывод, что договоры об организациибуксировок порождают обязанностизаключения договора буксировки.

Вместес тем есть все основания для сохраненияв полном объеме действия применительнок договорам по организации буксировокнормы, закрепленной в п. 2 ст. 68. Имеетсяв виду, что в подобных случаях в договорбуксировки должны считаться включеннымиусловия, содержащиеся на этот счет вдоговоре об организации буксировок.

Таким образом, указанное последствие(если иное не предусмотрено в самомдоговоре буксировки) наступит независимоот того, будут ли указанные условиявоспроизведены в договоре буксировки.

А это означает, среди прочего, что дляизменения или исключения условия,закрепленного в заключенном договореоб организации буксировок, требуетсятакое же согласование сторон, как идостигнутое впоследствии при заключениидоговора буксировки.

Однаиз особенностей договора об организациибуксировок состоит в том, что в немотсутствуют аналогичные содержащимсяв договоре на организацию перевозкигруза условия, непосредственно порождающиевозложение на себя стороной, котораяоказывает услугу, обязанности приниматьматериальный объект договора – буксируемыйобъект, а на ту, которая обратилась зауслугой, – предоставить этот объект.Отмеченное различие указанных конструкцийпредварительных договоров предопределяетсяхарактером того договора, которыйпредстоит впоследствии заключить.Имеется в виду, что основной договор -перевозки груза, будучи реальным,считается заключенным лишь с моментапередачи вещей (груза), которая тем самымдолжна стать предметом соответствующегопредварительного договора. В то же времяконсенсуальность договора буксировкиделает достаточным выражение на егооснове сторонами соглашения опредоставлении соответствующей услуги.

Ещев период действия УВВТ 1955 г. в литературевозникали споры о природе организационного(навигационного) договора.

Широкийдиапазон высказывавшихся на этот счетвзглядов подтверждает уже одно то, чторяд авторов готовы были признать такойдоговор порождающим непосредственнообязанность осуществить буксировку стем, что одноименный разовый договор(договор буксировки) будет означатьлишь договор на исполнение обязательства,возникшего из навигационного договора.Имелись в то же время и сторонникидругой, такой же крайней, точки зрения:навигационный договор буксировки вообщелишен правовой защиты .

——————————–

См. обзор взглядов на природу договораоб организации буксировки: АлексеевИ.В. Навигационный договор буксировкилеса в плотах по советскому внутренневодномуправу // Уч. зап. Перм. ун-та. Т. XIX. Вып. 4(юридические науки). С. 53 и сл.

Представляетсянаиболее обоснованной позиция тех, ктоготов был признать навигационный договор(теперь, в частности, договор об организациибуксировок) “обычным предварительнымдоговором” .

Из этого, помимопрочего, следовало, что включенное вперечень, содержащийся в ст. 88 КВВТ,условие, именуемое “ответственность”,означает: речь идет об ответственностиза неисполнение обязанности заключитьдоговор буксировки, т.е.

за уклонениестороны от его заключения.

——————————–

См., в частности: Черепахин Б.Б. Понятиеи содержание договора буксировки всоветском гражданском праве. С. 11; ТарасовМ.А. Годовой (навигационный) договорперевозки грузов по советскомугражданскому праву // Уч. зап. юрид.

ф-таРостовского гос. ун-та, 1958. Т. XIII. Вып. 2.С. 58 – 59; Ходунов М.Е. Основные этапыразвития и некоторые проблемы советскоговнутренневодного права // Вопросысоветского транспортного права. М.:Госюриздат, 1957. С.

165 – 166.

Оспариваявзгляды сторонников конструкции”предварительного договора”, И.В.Алексеев, имея в виду предшествующийдоговору буксировки навигационныйдоговор, смог противопоставить указаннымвзглядам только одно соображение:”Предварительный договор должентерять силу по заключении главногодоговора. Навигационный же договор нетеряет силу после оформления конкретнойотправки…

плота” . При этом,однако, не учитывалось, в частности, чтопредварительный договор может бытьзаключен в равной мере по поводу либоодного основного договора (пример -запродажа дома), либо определенного ихчисла (пример – договор на открытиекредитной линии).

Последнее – заключениена основе организационного (навигационного)договора определенного числа основныхдоговоров – как раз и имеет место главнымобразом применительно к договорам наорганизацию буксировки или организациюперевозки груза.

Речь идет о том, чтодоговор на организацию буксировки темсамым признается исполненным и по этойпричине прекратившим свое действиелишь с заключения последнего по счетуиз предусмотренных в нем основныхдоговоров . Не случайно в ст.

68 КВВТ(“Договор об организации перевозокгрузов”) соответствующая обязанностьсторон, связанная с заключением договораперевозки груза, выражается в использованиисоответствующего глагола в несовершенномвиде (“перевозчик обязуется вустановленные сроки принимать… аотправитель – предъявлять”). Такой женесовершенный вид глагола с полнымоснованием должен применяться и кдоговору на организацию буксировок.

——————————–

Алексеев И.В. Навигационный договорперевозки леса в плотах по советскомувнутренневодному праву. С. 53. Тот жеавтор в другой своей работе (Понятие исодержание договора перевозки леса вплотах по советскому внутренневодномуправу. С. 303 и сл.) оценивал соответствующиевзгляды как попытки “втиснуть этотдоговор (навигационный. – М.Б.) в нежизненнуюструктуру предварительного договора”.

См. о предпосылках использованияконструкции предварительного договораприменительно к таким договорам, которыепредполагают неоднократное их заключениена основе одного предварительногодоговора (Брагинский М.И., ВитрянскийВ.В. Договорное право. Общие положения.С. 234).

КонсультантПлюс:примечание.

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского”Договорное право. Общие положения”(Книга 1) включена в информационный банксогласно публикации – М.: Издательство”Статут”, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

Неможет служить препятствием дляиспользования конструкции предварительногодоговора также консенсуальный характеросновного договора – о буксировке .Более того, с выбором последнего вариантав ряде случаев связаны определенныепреимущества по сравнению с предварительнымдоговором, порождающим обязанностьзаключить реальный договор.

Имеется ввиду, помимо прочего, что предварительныйдоговор, предполагающий заключение наего основе консенсуального договора,создает более полные гарантии для сторонпредварительного договора. Соответствующийвывод следует из самого различия,существующего между предварительными основным договором, вследствие чегосоответственно и последствия нарушениятого и другого не совпадают.

Указанноеразличие было удачно обозначено варбитражной практике еще в 1925 г.

:”Предварительное соглашение отличаетсяот заключенного договора тем, чтонеисполнение предварительного соглашенияобязывает виновную в том сторонувозместить ущерб, понесенный сторонойот незаключения впоследствии основногодоговора, в то время как неисполнениеосновного договора влечет ответственностьза убытки, последовавшие от этогоневыполнения” (Решение ВАК ЭКОСОРСФСР 1(V) 1925 г. N 56).

——————————–

В.А.

Егиазаров, приводя убедительныеаргументы в пользу признания договорабуксировки консенсуальным, вместе стем счел, очевидно, само собой разумеющимся,что “в тех же случаях, когда междусторонами заключен долгосрочный(навигационный) договор, в которомуточнены и конкретизированы объемы,сроки и другие условия предоставлениятранспортных средств и объектовбуксировки с обозначением времени иместа подачи тяги, такой договор считаетсязаключенным в момент сдачи объектабуксировки (например, плота) буксировщикуи является реальным” (Егиазаров В.А.Транспортное право. С. 175). Между темединственным последствием предварительногодоговора служит, на наш взгляд, заключениеосновного договора, в которомвоспроизводятся условия, закрепленныев предварительном договоре. Тем самымобязательство осуществить буксировку,а также предоставить для этого буксируемыйобъект и буксирующее судно (тягу)возникает из договора буксировки, а неиз договора об организации буксировок.А значит, нет никаких препятствий длязаключения на основе договора оборганизации буксировок консенсуальногодоговора буксировки подобно тому, как,например, на основе договора запродажистроения заключается впоследствииобычный договор купли-продажи этогостроения, консенсуальный по своейприроде.

Сопоставляярешения, содержащиеся в обоих транспортныхкодексах, следует отметить, что в отличиеот КВВТ Кодекс торгового мореплаванияв своей гл. XII договоры об организациибуксировок вообще не упоминает.

С учетомтого, что в указанной главе к тому жеотсутствует общая отсылка к гл. VIII, естьоснования полагать, что ст.

118 КТМ(“Долгосрочный договор об организацииморских перевозок грузов и его соотношениес договором морской перевозки груза”)может применяться в этих случаях кдоговорам буксировки путем аналогии.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6702190/page:47/

1.1. Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки

1.1. Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основ-ных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необхо-димых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов).

Ос-новная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и эко-номичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали админист-ративные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централи-зованном порядке.

Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок.

В настоящее же время пла-нирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не ад-министративно-правовой характер Централизованное планирование перевозок сохраняется в особых случаях (пере-возки для внешней торговли, перевозки для нужд Крайнего Севера и пр.). См., напр.

: по-становление Правительства РФ от б марта 1993 г. № 207 “Об утверждении порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хо-зяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” с по-следующими изменениями // Собрание актов РФ. 1993. № 11. Ст. 941..

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пас-сажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заклю-чение договора перевозки груза требует наличия организационных предпо-сылок.

Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства пе-ревозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут при-обретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации пере-возок (годовых, навигационных и др.

) на любых видах транспорта; в) адми-нистративно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме то-го, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевоз-ки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевоз-чику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На желез-нодорожном и речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 18 ТУЖД), а при экспортных перевозках – полумесячные заявки. Подача за-явки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установлен-ном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузо-владельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе.

Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обес-печение планомерных отправок грузов.

Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор – на автомобильном транспорте, навигационный – на внутрен-нем водном и др.). Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к пе-ревозке порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан по-дать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправи-телем, в обусловленный срок и в определенном месте.

В установленных слу-чаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглаше-нию сторон или в нормативном порядке.

Условия и порядок подачи перево-зочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузо-отправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливают-ся специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транс-порта.

Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных пу-тей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесу-точной погрузки или выгрузки.

Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предвари-тельным уведомлениям или через определенные интервалы времени. Перво-начально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зави-сит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевоз-чика и отправителя.

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправите-лю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевоз-ки соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза процессе транспортировки.

Транспортное средство подается дочищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицирован-ным и т. п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства явля-ется обязанностью отправителя, который в отличие от перевозчика лучше знает свойства конкретного груза.

Обязанности перевозчика подать груз соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые применяются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами.

Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные – устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки.

Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц – карантинные (ветеринарные) документы.

Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке, определяются заявкой, договором об организации перевозок или самим договором перевозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика. Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован.

Грузы, нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по крайней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По усмотрению отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью.

Использование последней облегчает доказательство стоимости груза при его утрате и повреждении.

Вес груза может быть определен: а) взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта); б) по трафарету на каждом грузовом месте; в) по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости; г) расчетным способом (например, по обмеру или по осадке судна); д) условно (животных, автомобилей и пр.).

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/20182

Договор перевозки багажа

Договор перевозки багажа

Багаж определяется в ст. 2 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) как вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете).

Необходимо отличать багаж от ручной клади, которая перевозится самим пассажиром без внесения дополнительной платы в установленных транспортным законодательством пределах. Договор перевозки ручной клади отдельно от договора перевозки пассажира не заключается.

Ценность и сохранность ручной клади обеспечивается самим пассажиром, а за сохранность багажа ответственность несет перевозчик.

Обязанность по перевозке багажа вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она несколько иначе, а сам договор перевозки багажа отличается по своей правовой природе.

Понятие договора перевозки багажа. По договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату по тарифу за провоз багажа.

Правовое регулирование договора перевозки багажа. Правовое регулирование рассматриваемого договора осуществляется теми же правовыми актами, которые регулируют перевозку пассажиров. О них уже говорилось в предыдущей теме.

Правовая характеристика договора перевозки багажа. Договор перевозки багажа является возмездным и взаимным. В отличие от договора перевозки пассажира он всегда реальный (считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке). При перевозке багажа транспортом общего пользования договор является публичным.

Существенные условия договора перевозки багажа. Существенным условием договора перевозки багажа являются положения о его предмете.

Предмет договора перевозки багажа. Предметом договора перевозки багажа является услуга по перемещению багажа в пространстве на том или ином виде транспорта.

Как уже отмечалось, эта услуга вытекает из договора перевозки пассажира. Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж.

Договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету.

Багаж можно сдать как в пункте отправления, так и в пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта).

Размеры и масса багажа, требования к упаковке устанавливаются правилами перевозок.

Срок договора перевозки багажа. Срок в договоре перевозки багажа — это промежуток времени, в течение которого багаж должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Срок доставки багажа определяется временем следования транспортного средства, которым багаж отправлен. За нарушение срока перевозки установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки багажа. Цена в договоре перевозки багажа понимается как провозная плата. Она должна быть уплачена в момент принятия багажа к перевозке.

Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На некоторых видах транспорта установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за плату по тарифу.

Пассажир может предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью (за исключением скоропортящихся и продовольственных продуктов). За объявление ценности багажа взимается сбор.

Стороны договора перевозки багажа. Сторонами в договоре перевозки багажа являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров. Пассажирами могут быть физические лица, которым принадлежит право проезда в транспортном средстве.

Форма договора перевозки багажа. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма.

Заключение договора перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией, а на оборотной стороне предъявленного проездного документа (билета) ставится отметка «багаж».

Формы багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Заключение договора перевозки багажа может быть удостоверено также ярлыком.

Обязанности перевозчика по договору перевозки багажа.

Перевозчик по договору перевозки багажа обязан:

1. Доставить багаж в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Такие сроки обычно определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Багаж провозится, как правило, в том же транспортном средстве, в котором следует пассажир. Если это невозможно, багаж должен быть отправлен ближайшим рейсом соответствующего назначения.

Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, когда он должен прибыть. В случае задержки багажа таможенными или иными государственными органами срок доставки увеличивается на период указанной задержки.

Права пассажира и ответственность перевозчика при нарушении сроков доставки багажа определяются в транспортных уставах и кодексах. Так, ст.

108 УЖТ предоставляет пассажиру право требовать применения к перевозчику меры ответственности (уплата пени — 3% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку) в том случае, если перевозчик не докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установленных сроков пассажир вправе считать багаж утраченным и требовать применения мер ответственности: возмещения стоимости багажа и возмещения иных убытков.

2. Обеспечивать сохранность багажа после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, уполномоченному на получение багажа.

При утрате, недостаче или повреждении (порче) багажа пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности в виде возмещения ущерба: а) в случае утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; б) в случае его повреждения (порчи) — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости; в) в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа;
  • требовать возвращения провозной платы, взысканной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

3. Выдать багаж при предъявлении багажной квитанции.

Багаж выдается в пункте назначения при предъявлении багажной квитанции (или ярлыка) и проездного документа. Пассажир может потребовать выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции, порту, аэропорту) следования.

При отсутствии проездного документа (билета) с получателя дополнительно взимается плата, определяемая как разница между стоимостью провоза грузобагажа и стоимостью провоза багажа (ст. 90 УЖТ).

В случае утери багажной квитанции багаж выдается при условии, что лицо, на него претендующее, представит достаточные доказательства своего права на его получение. Тогда багаж выдается по акту.

Если перевозчик не выдает багаж, пассажир вправе:

  • требовать в суде отобрания вещи у перевозчика;
  • требовать применения мер ответственности (возмещение убытков и компенсация морального вреда).

Обязанности пассажира по договору перевозки багажа.

По договору перевозки багажа пассажир обязан:

1. Уплатить установленную плату за провоз багажа.

Провозная плата уплачивается в момент принятия багажа к перевозке. В том случае, если пассажир сдает багаж заблаговременно, он обязан оплатить хранение багажа.

Багаж, прибывший в пункт назначения, хранится бесплатно в течение времени, установленного транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок (как правило, в течение суток, следующих за днем прибытия). За последующее время хранения взимается плата по тарифу.

При уклонении пассажира от уплаты провозной платы перевозчик имеет право:

  • удерживать переданный ему багаж в обеспечение причитающихся ему платежей;
  • требовать применения меры ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ).

2. Не искажать наименование багажа, а также сведения о его свойствах.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае неисполнения последним указанной обязанности определяются в транспортных уставах и кодексах.

3. Не отправлять в сданном для перевозки багаже предметы, перевозка которых в качестве багажа запрещена.

Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т.п. вещества) к перевозке багажом не принимаются. Перевозчик может потребовать вскрытия багажа и проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, перевозчик вправе требовать применения меры ответственности (уплата штрафа в установленном размере).

4. Принять багаж.

Багаж, не востребованный в сроки, определяемые транспортными уставами и кодексами, правилами перевозок (как правило, устанавливается срок в 30 дней), подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством.

Так, согласно ст. 91 УЖТ в случае отказа в письменной форме от багажа или непредставления пассажиром решения о судьбе багажа в течение четырех суток после его уведомления перевозчик вправе реализовать багаж.

5. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5588

Добавить комментарий