Какая административная ответственность у юридических лиц

8(499)938-71-68

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лицКакая административная ответственность у юридических лиц

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции.

Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц.

Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления – административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица.

Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые цивилистическим понятием “юридические лица”, которое дается в ст. 48 ГК РФ.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами.

Прежде всего и в основном это касается понятия вины.

Вина – необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).

Естественно, понятие вины применительно к юридическим лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к административной ответственности привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юридических лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным.

В теории права вина юридического лица всегда рассматривалась как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий.

Иными словами, фактически исследовался вопрос о наличии либо отсутствии вины с учетом конкретных действий или бездействия, активности юридического лица в связи с нарушением установленных законодательством правил, норм, стандартов.

В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.

Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т.е.

юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная вина – отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию.

Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.

Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

Характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г., т.е. вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях.

В различных отраслях и сферах применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов (до их отмены) и характеризуется определенными особенностями.

Применение административных наказаний за нарушение земельного законодательства.

В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, которые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Административные дела об упомянутых нарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства, по архитектуре и градостроительству. Каждый из названных органов рассматривает дела о земленарушениях и назначает административные наказания в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” от 16 декабря 1993 г.

впервые была установлена административная ответственность за бесхозяйственное использование земель, за несоблюдение установленных режимов использования земель, за противоправные действия юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель.

Градостроительным кодексом РФ (1998 г.

) также была предусмотрена административная ответственность юридических лиц за предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации, нарушение использования земельных участков и ряд других.

Новым Градостроительным кодексом РФ (2004 г.) предусмотрена ответственность (в частности, административная) за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в том числе и юридических лиц.

Особое значение для рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.

Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Административная ответственность юридических лиц, в сфере строительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами Кодекса об административных правонарушениях. Так, в соответствии со ст. 9.

4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технологических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при производстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответствии со ст. 9.5 за строительство без разрешения; нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий. Дела об административных правонарушениях в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.

Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ).

За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального антимонопольного органа.

Непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц.

Это: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

За совершение названных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности юридические лица наказываются административным штрафом от 50 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 8.32 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, вправе сотрудники противопожарной службы МЧС России, осуществляющие государственный пожарный надзор.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарных и природоохранных правил.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

Конкретные статьи гл.

8 КоАП “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования” предусматривают административную ответственность юридических лиц за данные правонарушения в виде штрафных санкций от 50 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также конфискацию орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.


Источник: https://admin-laws.ru/konspekt-lekczij-administrativnoe-i-tamozhennoe-pravo/436-administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lic-2.html

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лицКакая административная ответственность у юридических лиц

Одним из наиболее дискуссионных вопросов в юридической науке является вопрос об административной ответственности юридических лиц.

На данный момент в Кодексе об административных правонарушениях содержится более 300 составов, предусматривающих ответственность юридических лиц, а санкции, предусмотренные Кодексом, являются достаточно высокими и включают, например, штрафы, устанавливаемые в размере до одного миллиона рублей (или специальный штраф до шестидесяти миллионов рублей), а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

style=”display:inline-block;width:240px;height:400px” data-ad-client=”ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=”1061076221″>

1 При этом в предусмотренной российским правом системе юридической ответственности единственным институтом государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является административная ответственность, которая помимо правоохранительной функции реализует также фискальную.

2 Тем не менее, несмотря на значимость такой категории, как административная ответственность юридических лиц, в теоретическом плане возникает множество проблем применительно к данному вопросу, в частности, проблема определения вины юридического лица, которая будет рассмотрена в данной статье.

Согласно определению административного правонарушения, данного в ст. 2.

1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, КоАП изначально предусматривает в качестве субъекта ответственности юридических лиц. При характеристике данного элемента состава административного правонарушения следует учесть, что определения термина «юридическое лицо» КоАП не дает.

По смыслу, в соответствии с которым, был предусмотрен институт административной ответственности юридических лиц, действие положений Кодекса должно распространяться на юридических лиц как хозяйствующих субъектов, понятие которых дано в ст.

48 Гражданского Кодекса: юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3 Причем в науке долгое время оставался спорным вопрос о возможности

привлечения к ответственности органы государственной власти, поскольку в ст. 124 и 125 ГК указано, что нормы, регулирующие положение юридических лиц, должны применяться и к органам государственной власти, осуществляющим права и несущим обязанности от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

1 Данная теоритическая проблема получила свое разрешение в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определившим, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные органы, наделенные статусом юридического лица, не подлежат административной ответственности.

2 Следующий элемент состава правонарушения, требующий рассмотрения – это субъективная сторона, обязательным признаком которой является вина. Часть 2 ст. 2.

1 устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Противоречие возникает при определении форм вины. В статьях особенной части Кодекса предусмотрено, что юридическими лицами правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, например, ст. 19.16. Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина, либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина, по небрежности.

Формы вины предусмотрены ст. 2.2, в тексте которой не дается указания на то, какое лицо – физическое или юридическое, должно совершить правонарушение, следовательно, статья 2.

2, должна применяться и к физическим, и к юридическим лицам, поскольку специальной статьи, предусматривающей формы вины юридического лица кодексом не предусмотрено.

3 Здесь и возникает парадокс, поскольку получается, что юридическое лицо, совершая умышленное правонарушение, должно осознавать противоправный характер своего деяния, предвидеть его вредные последствия, желать их наступления.

А при совершении административного правонарушения по неосторожности юридическое лицо предвидит возможность наступления вредных последствий и рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло было их предвидеть.

Однако юридическое лицо как неодушевленный субъект не может ни осознавать, ни предвидеть, ни желать наступления вредных последствий, поскольку данные формы деятельности, являющиеся психическим отношением субъекта к деянию, характерны исключительно для физических лиц.

При этом нельзя сказать, что статья 2.

2 КоАП распространяется лишь на физических лиц, поскольку, как указано выше, она, во-первых, содержит понятие «лицо» без указания физическое оно или юридическое, а, во-вторых, что наиболее важно, является единственной статьей, раскрывающей формы вины, а, как сказано ранее, данные формы – умысел и неосторожность применяются и физическим, и к юридическим лицам, как видно из содержания статей особенной части Кодекса. Соответственно, в отсутствии указания на то, что можно считать умышленной и неосторожной формой вины юридического лица, возникает проблема при определении наличия в действиях организаций правонарушений, совершаемых с той или иной формы вины, например, ст. 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента.

Следующая проблема касается того, что на практике органы, привлекающие к ответственности юридические лица, по сути, пренебрегают таким обязательным признаком административного правонарушения, как виновность, предусматривающим субъективное вменение, применяя к хозяйствующим субъектам к ним объективное вменение, в соответствии с которым ответственность наступает не за виновность действий, а за их противоправность. Значит, необходимо рассмотреть принципы объективного и субъективного вменения применительно к ответственности юридических лиц. С одной стороны, в соответствии с действующем в административном праве принципом субъективного вменения, невозможно привлечь к административной ответственности лицо без наличия его вины. 1 Действие этого принципа подтверждается также нормой ст. 1.5 КоАП, устанавливающей, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина – то есть, общей частью Кодекса презумпция невиновности устанавливается в отношении всех субъектов административных правонарушений.

С другой стороны, на практике фактически действует объективное вменение, согласно которому наличие состава административного правонарушения в действиях юридического лица устанавливается лишь при наличии признаков, предусмотренных объективной стороной состава, без установления вины юридического лица и без рассмотрения вопроса о возможности соблюдения им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. 2 То есть, как отмечает В.Д. Сорокин, «предусмотренные законодателем на первый взгляд «хитроумные», а на самом деле бессмысленные формулировки относительно вины юридических лиц в конечном счете являются попытками замаскировать принцип объективного вменения». 3 Поскольку, как отмечается в теории административного права, понятие вины юридического лица является искусственной конструкцией, благодаря которой при практической реализации положений Кодекса, правоприменители фактически используют объективное вменение, следует рассмотреть два возможных выхода из данной ситуации.

Первый предусматривает, что за действия юридического лица ответственность должны нести его должностные лица, осуществляющие деятельность от имени хозяйствующего субъекта и виновные в нарушении норм.

Этот подход возможен, потому что сама по себе организация не может совершать правонарушений вследствие того, что является неодушевленным субъектом. Все нарушающие установленный законом порядок действия исходят от конкретных физических лиц, следовательно, они и должны нести ответственность.

Однако в данном случае назначение наказания должностному лицу будет противоречить замыслу законодателя, вводившему ответственность юридических лиц, помимо всего прочего, и для реализации фискальной функции и применения к организациям в качестве основного вида наказания штрафов, сумма которых для юридического лица существенно выше, чем для физических и должностных лиц, поскольку юридические лица, обладают собственным имуществом, которым они и отвечают по обязательствам.

В рамках второго подхода вместо определения вины юридического лица следует признать возможным реализацию в отношении данного субъекта принципа объективного вменения, установив, что юридическое лицо при этом обязано доказывать свою невиновность. То есть ст. 2.

1 Кодекса следует изложить таким образом: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или противоправное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.1 Стоит отметить, что в проекте нового КоАП вопрос о виновности юридических лиц остается нерешенным: ст. 2.1 законопроекта содержит на данный две взаимоисключающие редакции. Одна из них предусматривает ответственность за нарушение установленного административным законодательством запрета, вторая указывает, что ответственность наступает при совершении деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

Таким образом, в связи с тем, что привлечение юридических лиц к административной ответственности является значимым механизмом воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов, необходима более детальная теоретическая разработка как понятия административной ответственности юридического лица, так и ее основания – состава правонарушения, что является возможным в условиях принятия нового Кодекса. Думается, что на данном этапе развития законодательства, наиболее логичным будет исключение из состава правонарушения юридического лица вины и установления для него обязанности доказывать свою невиновность, что будет соответствовать сложившемуся на практике принципу объективного вменения, а также замыслу законодателя, имевшемуся у него при установлении института административной ответственности юридических лиц.

А. А. ТЕСЛИЦКАЯ

ответственность

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Источник: http://www.finexg.ru/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskix-lic/

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лицКакая административная ответственность у юридических лиц

Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ.

При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности.

Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры.

При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

– При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.

– При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе.

То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением. – В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр.

лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.

– Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Какие правонарушения административного плана наказуемы

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ.

Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.

10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо.

Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность.

При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже.

Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями.

Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр.

лицам избежать крупных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 – 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 – 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 – 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Справочник охранника

Уголок пенсионера

Школа безопасности

Ремонт своими руками

Авторские расширения и плагины

Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskikh-lits.html

Ответственность юридического лица | Бизнес Идеи : от 0 к прибыли

Ответственность юридического лица

Когда мы ищем информацию о том, как зарегистрировать юридическое лицо, нужно помнить, что согласно действующему законодательству юридические лица обладают полной правосубъектностью, то есть совокупностью правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Под деликтоспособностью понимается способность юридического лица нести ответственность за совершенные им противоправные деяния.

Ответственность юридических лиц — это закрепленная законом обязанность претерпеть неблагоприятные последствия из-за нарушения норм действующего законодательства. Существует несколько видов ответственности, и не все они могут, в силу своей специфики, быть применены к юридическим лицам. Разберемся, какая ответственность у юридических лиц может наступить?

Юридические лица, в отличие от физических, не могут быть субъектом уголовной или дисциплинарной ответственности.

К уголовной ответственности может быть привлечен руководитель юридического лица или члены органа управления, если в их действиях будет обнаружен состав преступления.

Но если юридические лица допускают гражданские правонарушения, то они могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, для чего потребуются услуги адвоката.

Суть данного вида ответственности заключается в применении к виновнику мер воздействия, в пользу потерпевшей стороны.

Меры воздействия носят имущественный характер, например, возмещение понесенных убытков, уплата неустойки в виде пени или штрафа, либо возмещение причиненного ущерба.

Основная их цель состоит в компенсации для потерпевшей стороны результатов правонарушений.

Ответственность юридическое лицо, в соответствии с гражданским законодательством, несет самостоятельно и отвечает своим обособленным имуществом, например это характерно для ответственности ООО, а также ответственности ЗАО и ОАО.

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную (наступающую вследствие нарушения установленных законом требований).

Также она классифицируется на долевую (пропорционально вкладам), солидарную (в равных размерах все виновные лица) и субсидиарную (если имущества у юридического лица будет недостаточно, то ответственность несет другое лицо, например, его учредители).

Особенностью указанного вида ответственности является возможность привлечения к ней без вины, например собственник объекта повышенной опасности, будет привлечен к ответственности за убытки и вред, причиненный им даже при отсутствии его вины.

Основанием для привлечения является совершение гражданских правонарушений. Гражданские правонарушения выражаются в нарушении имущественных и личных не имущественных прав другого лица, либо неисполнение, ненадлежащем исполнение возложенных на него обязанностей, либо злоупотреблении своим правом.

Специалисты нашей компании помогут Вам разобраться в спорных правовых ситуациях. В случае, если Вас привлекут в качестве ответчика за совершение гражданского правонарушения, квалифицированные юристы нашей организации помогут Вам доказать свою невиновность и выступят, в роли Вашего представителя в судебном процессе.

Юридическое лицо может быть подвергнуто административной ответственности, которая представляет собой неблагоприятные последствия, наступающие вследствие совершения административного правонарушения. Перечень действий признаваемых административными правонарушениями содержится в КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае, если за ним была закреплена обязанность на выполнение определённых действий или воздержания от них, и при этом у лица имелась возможность выполнить указанные требования, но оно не стало предпринимать все возможные меры для его выполнения. Таким образом, необходимо выяснить следующие обстоятельства: знало ли лицо об обязанности и проявило ли необходимую степень осмотрительности и заботливости для соблюдения требований. Если вина физического лица характеризует психическое отношение к делу, субъективную сторону правонарушения, то вина юридического лица более характеризует сторону объективную.

Административные правонарушения совершаются в самых различных сферах жизнедеятельности: налоговой, таможенной, экологической и так далее.

КоАП РФ закрепляет широкий объем санкций, то есть тех неблагоприятных последствий, которые применяются к юридическому лицу.

Так, на него может быть возложен штраф, законодательство закрепляет максимальный штраф для юридических лиц равный пяти миллионам рублей.

Также в качестве дополнительного наказания для юридического лица назначается конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Самым суровым видом наказания является административное приостановление деятельности.

Суть данной санкции заключается во временном приостановлении совершений отдельных операций и оказание услуг.

Данный вид наказания назначается только судьей, на срок до девяноста суток и снимается заранее, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

Если Ваше юридическое лицо привлекают в качестве обвиняемого по делу об административном правонарушении, мы бы посоветовали обратиться к профессионалам для получения квалифицированной помощи.

Она может понадобиться, как для сбора доказательств своей невиновности, так и для представительства в судебных и государственных органах. Самостоятельно осуществлять защиту своих прав бывает достаточно затруднительно для человека, не занимающегося юридической практикой.

Специалисты нашей компании имеют большой опыт представительства по указанной категории дел и позволят Вам эффективно и быстро разрешить свой вопрос.

Найти похожие статьи по фразам:  Ответственность юридического лица

Источник: http://gizn-biz.ru/otvetstvennost-yuridicheskogo-liza/

Добавить комментарий