Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов?

Содержание

8(499)938-71-68

Какая ответственность за неуплату налогов по УК РФ? Народный СоветникЪ, обналичивание денег при задолженности по налогам кто несет ответственность

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов?

Ответственность за неуплату налогов предусмотрена и налоговым, и административным, и уголовным правом.

И если с административными санкциями и мерами налоговой ответственности все более или менее ясно, то с уголовным преследованием за неуплату законно начисленных налогов сталкиваться приходится гораздо реже.

Об уголовной ответственности за неуплату налогов мы и расскажем в этой статье.

Ответственность за неуплату налогов (как физическим лицом, так и прочими налогоплательщиками)

В соответствии с действующим законодательством и физические лица, и юридические должны уплачивать установленные налоги. В случае если уполномоченное лицо по каким-либо причинам уклоняется от уплаты налога (полностью или в его части), его могут привлечь к налоговой, административной и даже уголовной ответственности.

Следует при этом отметить, что в рамках уголовного права ответственность за неуплату налогов может наступить только для физ. лица (должностного лица организации), в то время как ответственность административная и налоговая распространяется и на должностных, и на физических, и на юридических лиц.

Что касается физ. лиц, то если такое правонарушение было совершено ими впервые, оно не может повлечь за собой привлечения к уголовной ответственности, если виновный внес за себя полную сумму недоплаты.

Кроме того, уголовная ответственность может наступить только в том случае, если совершенное гражданином деяние имеет крупный или особо крупный размер.

За мелкие же правонарушения, касающиеся неуплаты налогов, ответственность наступает лишь по административному или налоговому праву.

Что говорит о неуплате налогов УК РФ?

Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.

Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).

Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).

Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).

Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.

Уголовное преследование физических лиц

Теперь подробнее расскажем об уголовной ответственности за неуплату налогов физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Статья 198 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний для физ. лиц и ИП:

  • штраф (100–300 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за 1 или 2 года);
  • арест (от 4 до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 1 года).

Такие виды наказания возможны при крупном размере налоговой недоимки, если же речь идет об особо крупном, то возможно наказание в виде:

  • штрафа в 200–500 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1,5 до 3 лет;
  • лишения свободы на срок до 3 лет.

Штраф и пени за уклонение от уплаты налогов

В административном и налоговом праве наказание выражается в виде штрафа за неуплату налогов. Размер штрафа определяется в зависимости от конкретных действий, совершенных правонарушителем, и с учетом обстоятельств, при которых такие действия были совершены.

Также законодательство допускает начисление за неуплату налоговпени на сумму налога, которая подлежала уплате, но не была внесена в указанный период. Размер пени определяется исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Источник: http://ndpr.ru/ooo56/kakaya-otvetstvennost-za-neuplatu-nalogov-po-uk-rf-narodnyj-sovetnik-obnalichivanie-deneg-pri-zadolzhennosti-po-nalogam-kto-neset-otvetstvennost/

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Согласно УК РФ, уклонение от уплаты налогов может повлечь за собой уголовную ответственность в различных формах, которые определяются степенью тяжести и другими ключевыми факторами.

Судебная практика знает массу случаев, когда преступников лишали свободы, но ещё большее число уклонистов отделывалось штрафами в разных размерах.

Так от чего же зависит решение суда и настолько ли страшны последствия неуплаты, разберём далее.

В первую очередь, следует отметить, что для признания вины по уголовному делу в связи с неуплатой налогов действуют те же механизмы, что и в случае с другими статьями Уголовного кодекса. И именно от них во многом зависят последствия преступления. Итак, основной опорой при заведении дела соответствующими органами являются:

  • Объект.
  • Объективная сторона.
  • Субъект.
  • Субъективная сторона.

Если одной из этих составляющих нет в деле, значит, отсутствует состав преступления, как и само преступление. А теперь рассмотрим каждый аспект более подробно.

Объект

Уклонение от уплаты налогов квалифицируется как преступление или правонарушение налоговым кодексом Российской Федерации, который регулирует все вопросы в сфере налогообложения, сборов, отчислений и т.д.

Все эти составляющие входят в понятие налоговой системы государства. Именно она является объектом при рассмотрении дела о неуплате.

Таким образом, в качестве потерпевшей стороны выступает сам орган, а за ним казна и, естественно, народ.

Конечно, можно конкретизировать и сделать ситуацию наглядной для тех, кто сталкивается с подобным впервые. Например, в качестве объекта может выступать конкретный территориальный налоговый орган, где в своём время был зарегистрирован злостный неплательщик.

Объективная сторона

Данное понятие в случае неуплаты налогов подразумевает ущерб, нанесённый действиями или бездействием нарушителя. Исчисляется он суммой недоимки за конкретный подотчётный период или последние 3 года до момента налоговой проверки.

Стоит отметить, что ущерб может оцениваться в крупных и особо крупных размерах. В соответствии со статьёй 199 УК РФ крупным размером является сумма неуплаты от 10 миллионов рублей, а особо крупным от 30 миллионов.

Последняя цифра аналогична и для группы лиц, совершивших преступление в сговоре.

Итак, чтобы завести уголовное дело, необходимо найти доказательства того, что обвиняемый действительно не погасил свои долговые обязательства перед соответствующей инстанцией в установленные сроки, а также определить размер недоимки.

Субъект

Субъектом является лицо, которое несёт ответственность за уклонение от уплаты налогов. То есть сам правонарушитель. Однако здесь всё не так просто. Во-первых, субъектом может выступать как один человек (руководитель, бухгалтер, учредитель), так и группа лиц, находящихся в сговоре (соучредители, руководящее и исполнительное звено и т.д.).

Причём наказания в обоих случаях будут существенно различаться. За организацию преступной деятельности предусмотрены значительно более строгие последствия. Так что в интересах людей, которые попали в разработку, всеми правдами и неправдами доказать, что они действовали порознь.

Пусть даже их деяния направлены на достижение одной цели и методы полностью совпадают.

Кроме того, в данном аспекте существует ещё одна тонкость. Ущерб, нанесённый каждым в отдельности, будет значительно меньше, чем совокупный, а это ещё один способ смягчить наказание и избежать тяжёлых последствий вплоть до лишения свободы.

Субъективная сторона

Пожалуй, данная составляющая дела является самой неоднозначной и сложной, так как представляет собой злой умысел, который преследует нарушитель при уклонении от своих налоговых обязательств.

С одной стороны, практически любое действие можно квалифицировать как намеренное и «обозвать» субъективной стороной. Но с другой, существует такое понятие, как ошибка. А это совершенно разные вещи.

Так, допущенная в отчёте, ведомости или декларации техническая ошибка не может расцениваться в качестве умысла. А провести чёткую линию между двумя этими явлениями иногда бывает довольно сложно.

Если каждый вышеперечисленный компонент состава преступления всё же присутствует, можно возбуждать уголовное дело. Кстати, уклонение от уплаты таможенных платежей подчиняется тем же механизмам и алгоритмам действий.

Некоторые особенности, которые важно знать

Несмотря на довольно чёткую формулировку большинства положений из статьи 199 УК РФ, некоторые имеют двусмысленную трактовку, и этим можно пользоваться. К примеру, доказать тот же умысел или действия в сговоре довольно сложно, в результате чего многие добиваются более мягких наказаний.

Также стоит помнить об одном обстоятельстве – если лицо совершает преступление, квалифицируемое как «уклонение от уплаты налогов», впервые, то оно может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полного погашения всех недоимок и долговых налоговых обязательств.

Источник: https://saldoa.com/nalogi-yur-lits/proverki/uklonenie-ot-uplatyi-nalogov-posledstviya-i-osobennosti.html

Ответственность ООО за неуплату налогов

Совершение налоговых правонарушений по законодательству России предполагает появление серьезных правовых последствий. Рассмотрим то, какими они могут быть, и какими санкциями могут сопровождаться.

Виды налоговых правонарушений: непредоставление декларации

Ответственность ООО за неуплату налогов можно рассмотреть в контексте основных разновидностей налоговых правонарушений.

Хозяйственные общества уплачивают основную часть налогов в соответствии с декларациями — важнейшими документами, предоставление которых обязательно по установленному законом графику. Собственно, непредоставление декларации (или намеренное предоставление в искаженном виде) относится к категории правонарушений, которые могут привести к самым жестким санкциям.

Дело в том, что непредоставление налоговой декларации с точки зрения закона чаще всего трактуется как уход фирмы от налогов.

Декларация — документ, направляемый в Налоговую службу исходя из требований федеральных законов, то есть, тех, которые относятся к правовым актам с большой юридической силой.

Не так критично непредоставление документов в ФНС по нормам Указов Президента России или Постановлений Правительства, как нарушение требований ФЗ.

Следующий возможный критерий уклонения фирмы от уплаты налогов — сокрытие доходов и активов, за счет которых исчисленные платежи могут быть переведены в бюджет. Но, как правило, данное правонарушение фиксируется в процессе банкротства фирмы, когда ее обязательства погашаются за счет активов.

Таким образом, первый вид налогового правонарушения — это уклонение от перечисления предусмотренных законом платежей в российский бюджет. Один из возможных критериев его признания правоохранительными органами – непредоставление в ФНС декларации (или предоставление ее в искаженном виде).

Виды налоговых правонарушений: неуплата налога

Исчисленный и задекларированный (или подлежащий отражению в декларации) налог, если законом не будет предусмотрено иное, подлежит обязательной уплате в бюджет на том или ином уровне. Его неуплата, неполная уплата в установленный срок или же уплата в размере, неправомерно уменьшенном — также относятся к распространенным разновидностям налоговых правонарушений.

Следует отметить, что неуплата налога с точки зрения законодательства рассматривается как правонарушение, предполагающее существенно меньший объем санкций в сравнении с непредоставлением декларации.

Дело в том, что неуплата в данном случае чаще всего трактуется скорее как результат ошибок фирмы в хозяйственном планировании, нехватки денежных средств на перечисление платежей в бюджет. Об уклонении от уплаты налога речь, как правило, не идет.

Но, тем не менее, санкции и за неуплату налога — приличные.

Изучим то, какие конкретно правовые последствия могут вызывать рассмотренные нами правонарушения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Какие есть санкции за уклонение от уплаты налогов?

Уклонение от уплаты в бюджет РФ налогов может быть признано уголовным преступлением.

Не заполнив и не передав вовремя в ФНС декларацию, ответственное лицо фирмы подвергает себя риску быть оштрафованным или даже арестованным.

Как правило, данным лицом выступает директор фирмы или главный бухгалтер предприятия. Именно в их компетенции — поддержание законности хозяйственной деятельности организации.

Кроме того, к ответственности могут быть привлечены лица, фактически участвующие в управлении бизнесом или же влияющие на решения, которые принимаются директором либо бухгалтером.

В судебной практике есть прецеденты, по которым за правовые последствия уклонения предприятия от уплаты налога отвечали не директор и бухгалтер, занимающие соответствующие должности де-юре, а другие люди, управляющие фирмой де-факто.

То есть — устанавливался факт назначения необходимыми полномочиями подставных лиц.

Не исключено привлечение к ответственности и рядовых сотрудников фирмы, работающих с налоговыми и бухгалтерскими документами — если будет доказано, что именно они способствовали формированию некорректной налоговой отчетности.

Если говорить о санкциях за уклонение от уплаты в бюджет налогов (по критерию непредоставленной или умышленно искаженной декларации), то они могут быть представлены:

1. В случае, если фирма уклонилась от налога в особо крупном размере:

  • штрафом в величине от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или годового дохода виновного лица;
  • принудительными работами в течение 2 лет;
  • арестом на период до 6 месяцев;
  • лишением свободы на период до 2 лет.

Кроме того, в предусмотренных законом случаях виновному лицу запрещают заниматься коммерческой деятельностью.

Санкции могут быть ужесточены, если выяснится, что уклонение от налогов инициировано лицами по предварительному сговору.

2. В иных случаях — штрафом в величине 5% суммы планового платежа по налоговой декларации за каждый месяц, начиная с месяца планового предоставления соответствующего отчетного документа.

Минимальный штраф в данном случае составляет 1000 рублей, максимальный — 30% от суммы планового налога по декларации.

Если фирма скрыла имеющиеся ресурсы для погашения долгов при банкротстве, то на ответственных лиц могут быть наложены санкции в виде:

  • штрафа от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или зарплаты за 18-36 месяцев;
  • принудительных работ на период до 5 лет;
  • лишения свободы на период до 5 лет.

Также виновному лицу могут запретить в течение установленного срока заниматься коммерческой деятельностью.

Ответственность при уклонении от неуплаты налогов — персональная. Рассмотренные нами санкции налагаются не на фирму в целом, а на конкретных сотрудников компании.

Какие есть санкции за неуплату налога в срок?

Чем грозит неуплата налогов для ООО? Если налог задекларирован предприятием, но не оплачен в срок или задекларирован некорректно (при этом, не доказано, что это сделано намеренно), то на фирму могут налагаться следующие санкции:

  1. Штраф в величине 20% от суммы налога, доначисленной вследствие неверного исчисления.
  2. Штраф в величине 40% от соответствующей суммы налога, если доказано, что его неуплата совершена фирмой умышленно. Также кроме штрафа на доначисленные налоги начисляются пени — суммы, увеличивающиеся с течением времени.
  3. Только пени — по налогам, которые были корректно исчислены, но не уплачены.

Следует отметить, что штрафы за рассматриваемое налоговое правонарушение налагаются не на конкретных работников предприятия, а на юридическое лицо в целом. Фактически, ответственность за правовые последствия неуплаты налогов несут собственники ООО — поскольку за счет их капитала предполагается погашение долгов перед бюджетом.

Однако, в предусмотренных законом случаях владельцы фирмы могут тем или иным образом воздействовать на сотрудников, допустивших неуплату налогов или их некорректное исчисление. Чаще всего — посредством дисциплинарных мер. В этом случае можно говорить о наличии персональной ответственности (правда, регулируемой нормами трудового права) за налоговые правонарушения.

Источник: http://urlaw03.ru/nalogi/article/otvetstvennost-ooo-za-neuplatu-nalogov

Статья: Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в период проведения НЭП (Саркисов К.К.) (

Впервые в советскийпериод уголовная ответственность зауклонение от уплаты налогов былаустановлена декретом СНК РСФСР от 24 ноября(7 декабря) 1917 г. “О взимании прямых налогов”.В ст.2 этого декрета устанавливалось, что:”Лица, не внесшие подоходного налогаполностью, с 20 декабря 1917 г. подлежат, кромемер, указанных в законе, денежнымвзысканиям вплоть до конфискации всегоимущества.

Лица, умышленно задерживающиеуплату налога, подлежат тюремномузаключению до пяти лет” . ——————————–

Декреты советскойвласти. Том I. М., 1957. С. 141.
До принятия УКРСФСР 1922 г. некоторые вопросыответственности за нарушение налоговогозаконодательства решались на основаниидекретов Совета Народных Комиссаров.

Налоги в послереволюционное время носиликонфискационный характер, шланационализация банков и промышленности. Вэто время налоговая политика государствасводилась лишь к принудительномунатуральному сбору с крестьянства -продразверстке. Кроме того,предусматривалась уплата и так называемого”десятимиллиардного чрезвычайного налогана имущие группы населения” .

Характернойчертой этого периода стала также трудоваяповинность, которую можно рассматриватькак своеобразный трудовой налог. Этаобязанность была провозглашена вДекларации прав трудящегося иэксплуатируемого народа, а позже включена ив Конституцию РСФСР 1918 г. Однако отметим,что по своей правовой сути указанныеизъятия и повинности не носили характераналогов.

——————————–

См.:Пайпс Р. Русская революция. Ч. 2. М., 1994. С.368.
См.: Тимошина Т.М. Экономическаяистория России. М., 1998. С. 216.

В эпоху,называемую историками эпохой военногокоммунизма, для некоторых декретов,содержащих нормы уголовного права, помимоопределения меры наказания, предписывалосьпривлекать виновных к ответственности повсей строгости революционных законов.Например, таковым является декрет СНК РСФСРот 22 июля 1918 г. “О нарушении разверстки инеплатеже чрезвычайного революционногоналога” .

Следует отметить, что, несмотряна всю сложность обстановки первых месяцевсоветской власти, законодатель все-такиопределил круг уголовно-наказуемых деянийв сфере налогообложения. Это говорит обисключительной важности строгойуголовно-правовой охраны общественныхотношений в финансовой сфере хозяйственнойжизни государства в переходный период. ——————————–

СУ РСФСР. 1918.

N 80.Ст.841.
В Декрете СНК от 3 октября 1921 г.

можно выделить следующие составы налоговыхправонарушений: – несдача налога вустановленный срок, несмотря на письменноепредупреждение продовольственных органовили сельских Советов; – сдача продуктовнедоброкачественных, ниже минимальногопроцента годности, установленногоинструкцией Народного комиссариатапродовольствия; – несдача налогавследствие продажи, обмена и сокрытияпродуктов; – прямой отказ от сдачиналога; – сдача продуктов, умышленноиспорченных; сообщение неправильныхсведений о размерах пахотной, огородной,луговой или посевной площади, о количествескота или ульев, а также о составе семьи;иные злостные действия плательщиков,направленные к срыву правильногопоступления налогов. ——————————–

СУ РСФСР. 1921. N70.Указанные моменты получилизаконченное выражение к последнему этапувоенного коммунизма – к тому же времениналогообложение в городах практическипрекратилось, что, в свою очередь, поставилогосударство на грань финансовойнесостоятельности. Требовалось принятиеэкстренных мер по восстановлению налоговойсистемы. С переходом к новойэкономической политике (НЭП),провозглашенной в марте – мае 1921 г., мы можемотметить поэтапное восстановлениеналоговой системы государства. Созданиетакой системы началось с предоставлениякрестьянству права реализации на рынкеизлишков сельскохозяйственной продукции,оставшихся после уплаты продналога. Втечение 1923 г. была проведена реформаобложения крестьянства и установлен единыйсельскохозяйственный налог, введеныпромысловый и подоходный налоги, налог насверхприбыль, налог с наследств и дарений,гербовый сбор. Отметим, что зачастуюдискриминационный характерналогообложения приводил к вытеснениючастного сектора экономики, что в своюочередь повлекло снижение поступлений вбюджет. Возникшая необходимость увеличенияналоговых поступлений привела к развитиюкосвенного налогообложения: введениюакцизов на табак, спички, спиртные напитки,пиво, мед, квас, минеральные воды, чай, кофе,сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин исмазочные масла, резиновые галоши итекстильные изделия.

Позже, когданалоги уже стали обеспечивать значительнуючасть доходов, бюджетные интересыгосударства стали требовать жесткойналоговой дисциплины – одновременно среформированием налоговой системыначалось и строительство нового налоговогоаппарата: в соответствии с Положением оНародном Комиссариате Финансов,утвержденным ВЦИК 26.07.1921, в составеНаркомфина было созданоОрганизационно-налоговое управление,которое позднее переименовали в Управлениеналогами и государственными доходами. ——————————–

Налоги и налоговаяполитика советской власти. М.: Изд. НКФ СССР,1927. С. 36, 56.Непосредственное взиманиепрямых налогов и осуществление контроля засвоевременностью их уплаты, согласноПоложению о взимании налогов от 14 октября1925 г., возлагалось на финансовыхинспекторов, их помощников и финансовыхагентов; акцизов – на инспекторов косвенныхналогов и их помощников, асельскохозяйственных налогов – наволостные и районные исполкомы.

Несмотря на проведение достаточно жесткойполитики взиманий, весьма распространеннымявлением были недоимки, возникающие врезультате неисполненияналогоплательщиками своих обязанностей.Отметим, что при принудительном взысканииналогов органы НКВД имели правопроизводить: опись, арест и продажу спубличных торгов принадлежащих недоимщикуимущества и строений, обращать взыскания насуммы, причитающиеся недоимщику от третьихлиц или находящиеся на текущих счетах вкредитных учреждениях. Особое вниманиеотводилось принудительному взысканиюнедоимок сельхозналога . ——————————–

Алешин А. Архив //Налоговая полиция. 1997. N 3. С. 14.Высокиеналоговые ставки, действовавшие вуказанный период развития налоговойсистемы СССР, являлись причинойпостепенного сокращения частноготоргово-промышленного комплекса и, что хужевсего, приводили к массовому уклонению отуплаты налогов.

Стремление государствапобороть подобные явления привело кусилению уголовной ответственности,предусматривавшейся за налоговыепреступления. Так, в проекте Уголовногокодекса РСФСР, подготовленном в 1921 г.Народным Комиссариатом Юстиции,предлагалось пять соответствующихсоставов. Отдельные налоговые преступлениярасценивались как нарушения правил,охраняющих народное здравие, общественнуюбезопасность и публичный порядок. Например,предполагалось предусмотреть уголовнуюответственность за несдачу в установленныйсрок причитающегося продовольственногоили сырьевого налога, несмотря написьменное предупреждение сельскогосовета или продовольственного инспектора.Предусматривалось наказание и для техплательщиков, которые, несмотря на отказпринять от них явно недоброкачественныйпродукт, снова предъявят к сдаче продукттакого же качества. В итоге в Уголовномкодексе РСФСР, введенном в действие 1 июня1922 г. , в разделе “Преступления противпорядка управления” был предусмотрен целыйряд статей, устанавливающихответственность за преступления противпорядка налогообложения: ст.78 – массовыйотказ от внесения налогов, денежных илинатуральных, или от выполненияповинностей; ст.79 – неплатеж отдельнымигражданами в срок или отказ от платежаналогов, денежных или натуральных, отвыполнения повинностей или производстваработ, имеющих общегосударственноезначение; ст.79а – сокрытиенаследственного имущества или имущества,переходящего по актам дарения, в целом или вчасти, а равно искусственное уменьшениестоимости упомянутых имуществ в целяхобхода законов о наследовании и дарении, атакже закона о налоге с наследств и симуществ, переходящих по актам дарения; ст.80 – организованное по взаимномусоглашению сокрытие или неверное показаниео количествах подлежащих обложению илиучету предметов и продуктов, в том числе иразмеров посевной, луговой, огородной илесной площади или количества скота,организованная сдача предметов, явнонедоброкачественных, неисполнение повзаимному соглашению возложенных закономна граждан работ и личных повинностей; ст.139а – изготовление, продажа, скупка ихранение с целью сбыта, а равно пользованиепродуктами и изделиями, обложеннымиакцизным сбором, с нарушениемустановленных акцизных правил. ——————————–

СобраниеУзаконений и Распоряжений Рабочего иКрестьянского Правительства. 1922. N 15.Ст.153.
Преступным признавался неплатежналогов, который мог выражаться как воткрытом отказе от уплаты, так и в уклоненииот платежа, невнесении определенной суммыналога в установленный срок. Выражение”отказ от платежа” имело значение в периодперехода от продразверстки, когдаподлежащая сдаче сумма налога изымаласьнепосредственно органами власти; тогдаотказ являлся актом неповиновения,устанавливающим неплатеж. При денежныхналогах форма неплатежа своеквалифицирующее значение утратила .Следует отметить, что систематизация этихнорм была проведена без учета такогоклассификационного критерия, как объектпреступления, вследствие чего расположениеприведенных нами норм в уголовных кодексахбыло различным – нормы, предусматривающиеответственность за налоговые преступления,законодатель относил к преступлениямпротив порядка управления, а нормы,предусматривающие ответственность занарушение акцизных правил, – кхозяйственным преступлениям. ——————————–

Брагинский М.Ответственность за неплатежсельскохозяйственного налога //Еженедельник советской юстиции. 1926. N 33. С.986.
К хозяйственным преступлениямотносились “близкие к налоговым деликтамакцизные нарушения” . Ответственность запродажу, скупку и хранение с целью сбыта, аравно пользование продуктами и изделиями,обложенными акцизным сбором с нарушениемустановленных акцизных правил, еслитаковое изготовление, продажа, скупка,хранение и пользование, которое причинилогосударству значительный ущерб илисовершено повторно, предусматривалась ч.2ст.139а УК 1922 г. ——————————–

Тратт А.Н. Уголовное право РСФСР. Частьособенная. Преступления против государстваи социального порядка. Л., 1925. С.98.Специальную ответственность запреступления, связанные с незаконнымоборотом таких подакцизных товаров, какалкогольная продукция, предусматриваласт.140 УК 1922 г. Ее признаками охватывалисьследующие нарушения: – изготовлениеспиртных напитков или пива на предприятиях,не зарегистрированных в установленномпорядке или не имеющих соответствующихсвидетельств; – выделка вина и пива сзавышенным по сравнению с установленнымуровнем крепости; – выпуск алкогольнойпродукции без бандеролей или с бандеролями,бывшими в употреблении.

Следуетотметить, что уголовная ответственностьпредусматривалась и для должностных лицфинансовых органов и других органовгосударственной власти, грубо нарушающихнормы налогового законодательства.Например, к категории должностных лиц,привлекаемых по ст.105 УК 1922 г. зазлоупотребление властью наряду с другимиотносились и члены налоговых комиссий , акак превышение власти, предусмотренноест.106 этого же кодекса, то есть совершениедействий, явно выходящих за пределы прав иполномочий, предоставленных закономсовершившему их лицу, расценивалосьустановление какого-либо местного налогаили сбора, не предусмотренногозаконодательством. ——————————–

Разъяснения Отдела законодательныхпредположений и кодификации НКЮ от 5 января1924 г. за N 9/3 // Вестник Финансов. 1924. N8.
Интересно отметить, что доля налоговыхпреступлений в общей преступностистановится весьма значительной – так, в 1922 г.по РСФСР 20 572 человека были осуждены зауклонение от государственных повинностей иналогов, за должностные преступления – 16 241человек , в 1924 г. в СССР за уклонение отгосударственных повинностей и налогов былиосуждены уже 26 152 человека . ——————————–

БюллетеньЦентрального статистического управления.М., 1924. N 84.
Трайнин А.Н. Уголовноеправо. М., 1927. С. 144.В Уголовном кодексеРСФСР, введенном в действие с 1 января 1927 г.,соответствующие статьи были изменены: ст.59 – массовый отказ от внесения налогов,денежных или натуральных, или от выполненияповинностей; ст.60 – неплатеж вустановленный срок налогов или сборов пообязательному окладному страхованию,несмотря на наличие к тому возможности, вслучае применения мер взыскания в видеописи имущества или продажи описанногоимущества с торгов, хотя бы один раз впредшествующем окладном году или дважды втекущем; ст.62 – организованное повзаимному соглашению сокрытие или неверноепоказание о количествах подлежащихобложению или учету предметов; ст.63 -сокрытие наследственного имущества илиимущества, переходящего по актам дарения, вцелом или в части, а равно искусственноеуменьшение стоимости имущества в целяхобхода законов о наследовании и дарении, атакже закона о налоге с наследств и симуществ, переходящих по актам дарения; ст.100 – нарушение акцизных правил или правилоб особом патентном сборе; ст.186 -нарушение правил хранения подлежащихоплате гербовым сбором документов иделопроизводственных бумаг и правилхранения торговых книг, а равнонепредставление документов, бумаг и книгдолжностным лицам при ревизиях погербовому сбору. Следуетконстатировать, что число различныхуголовно-правовых запретов увеличилось.

Затем, в 1927 г., в Уголовный кодекс РСФСРвновь внесены очередные изменения, которыев определенной степени коснулись статей,предусматривающих наказания за нарушенияналогового законодательства . Так, кособо опасным преступлениям против

Источник: https://www.lawmix.ru/bux/109117

Уклонение от уплаты налогов с физического лица | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

2305

Уклонение от уплаты налогов с физического лица

Сегодня в Российской Федерации некоторые организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклоняются от уплаты налогов.

Нежелание платить налоги негативно сказывается на экономическом потенциале страны и ведет к сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды.

О том, какая уголовная ответственность возникает при уклонении от уплаты законно установленных налогов и сборов, Вы узнаете из нижеприведенного материала.

Необходимым условием существования любого государства, как известно, являются налоги, которые позволяют функционировать и развиваться любой стране.

Именно за счет налоговых поступлений формируется бюджет, за счет которого государство реализует свою социально-экономическую политику, содержит управленческий аппарат, поддерживает свою обороноспособность и безопасность.

Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу статьи 9 НК РФ налогоплательщиками признаются, в том числе и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, поэтому обязанность по их уплате лежит на каждом гражданине, осуществляющем деятельность на территории Российской Федерации.

Отметим, что данная обязанность закреплена на конституционном уровне. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подтверждает это и правозащитная практика, о чем свидетельствует, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 года по делу № А17-2232/2010.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налога, и большинство граждан делает это добровольно.

Между тем, практика показывает, что часть налогоплательщиков, в силу тех или иных причин, уклоняется от выполнения своих налоговых обязательств.

Если размер недоимки окажется в крупных или особо крупных размерах, то физическое лицо может подвергнуться и уголовному преследованию в соответствии со статьей 198 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица” Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В соответствии с частью 1 этой статьи уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере, подлежит уголовному наказанию.

Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются общественные отношения в области уклонения от налогов, видовым объектом – экономическая деятельность, родовым – общественные отношения в сфере экономики.

Объективная сторона этого преступления выражена:

– в непредставлении налоговой декларации;

– в непредставлении иных документов, под которыми следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов.

К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, покупок, из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

– во включении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом не следует забывать о статье 111 НК РФ, которая регламентирует обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Напоминаем, что ими являются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (постановление ФАС Московского округа от 22 октября 2012 года по делу № А41-31823/10);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 сентября 2008 года по делу № А56-46717/2007);

– выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 октября 2012 года по делу № А38-6365/2011; постановление ФАС Московского округа от 2 октября 2006 года № КА-А40/9083-06 по делу № А40-11334/06-127-70).

Для справки: эти обстоятельства не применяются, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа, основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора);

– иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Так, например, Арбитражный суд Свердловской области в своем Решении от 22 октября 2008 года по делу № А60-20541/2008-С6 признал обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, вывод налогового органа о правомерности применения налогоплательщиком льготы, сделанный ранее при проведении проверки правильности исчисления налога.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, закрепленного в статье 198 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Субъект указанной статьи специальный.

Это физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид)), достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Им может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя (за некоторым исключением).

Деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198 УК РФ, наказываются альтернативно:

– штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

– принудительными работами на срок до одного года;

– арестом на срок до шести месяцев;

– лишением свободы на срок до одного года.

В связи с рассмотрением указанной выше нормы законодательства рекомендуем обратить внимание на положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления”. Данные рекомендации Пленум Верховного суда Российской Федерации предложил в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Согласно этим разъяснениям, под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).

К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и так далее.

Необходимо иметь в виду, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску.

Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога – наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.

Квалифицированный состав преступления, закрепленного в части 1 статьи 198 УК РФ, регламентирован в ее части 2.

Квалифицирующим признаком в данном случае выступает совершение тех же деяний в особо крупном размере. Наказывается оно штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Обратите внимание!

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, как уже было отмечено, является крупный или особо крупный размер недоимки.

Причем в силу Примечания 1 к статье 198 УК РФ в данном случае крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей. В свою очередь к особо крупному размеру относится сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Заметим, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, на что прямо указывает Примечание 2 к статье 198 УК РФ.

В связи с этим главой 4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), а именно статьей 28.1 предусмотрен порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.

1 УК РФ, если в том числе до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Обратите внимание!

В силу пункта 1.

1 статьи 108 УПК РФ в отношении подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов (сборов), неисполнении обязанностей налогового агента, сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу (за некоторыми исключениями, содержащимися в пунктах 1 – 4 части 1 названной статьи). На это же указывает пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41 “О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога”.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2770

Добавить комментарий