Какие особенности проведения судмедэкспертизы несовершеннолетних?

Судмедэкспертиза несовершеннолетних: нюансы

Какие особенности проведения судмедэкспертизы несовершеннолетних?

Судмедэкспертиза является процедурой, проводимой в рамках гражданского или уголовного дела. Она назначается при необходимости получить сведения от узкого специалиста о состоянии здоровья участника производства. Рассмотрим далее особенности процедуры.

Классификация

В соответствии с законом обязательной является судмедэкспертиза побоев. Она назначается в рамках уголовного производства и необходима для определения степени, характера, причин возникновения телесных повреждений. Судмедэкспертиза побоев проводится, как правило, одним врачом.

По окончании обследования составляется заключение. Обязательной является также экспертиза трупа. В ходе исследования выясняются причины смерти, время ее наступления. Токсикологическая и химическая экспертизы направлены на обнаружение определенных соединений в органах и жидкостях человека.

Гистологическое исследование позволяет определить патологические отклонения на микроскопическом уровне. Биологическая судмедэкспертиза живых лиц необходима для установления родства, выявления антигенов и пр.

В рамках производств по делам различной категории может возникнуть необходимость исследовать документацию учреждений здравоохранения.

Этот вид исследования считается самым сложным в практике. Обусловливается это в первую очередь психологическими и возрастными особенностями обследуемых граждан. Законодательство предусматривает дополнительные гарантии защиты интересов и прав субъектов, подвергающихся таким исследованиям.

Этапы

Судмедэкспертиза несовершеннолетних включает в себя несколько стадий:

  1. Выбор метода обследования и формулирование плана процедуры.
  2. Ознакомление специалиста с семейными, бытовыми, социальными и прочими аспектами жизни подростка. Предварительно эксперт может побеседовать с родственниками, друзьями, учителями обследуемого несовершеннолетнего. В ходе таких разговоров специалист получает информацию об особенностях поведения, характера, темперамента подростка.
  3. Беседа с несовершеннолетним. На этом этапе специалист задает вопросы подростку в спокойной и дружелюбной форме. Задачей эксперта является выяснение обстоятельств дела, последствий происшествия, отношения несовершеннолетнего к ним. Запрещается использовать угрозы, психологическое давление, обман и прочие неправомерные методы.
  4. Осмотр. На этом этапе специалист обследует подростка в соответствии с задачами производства по делу.
  5. Формулирование заключения. Объективно оценив полученные сведения, специалист их систематизирует и делает выводы. В заключении должны присутствовать ответы на вопросы, поставленные перед ним судом.

Нюансы

Судмедэкспертиза несовершеннолетних может назначаться в отношении детей не только школьного, но и дошкольного возраста.

Законодательство, обеспечивая дополнительную защиту интересов лиц, не достигших 18 лет, допускает привлечение к процедуре психологов, педагогов.

Судмедэкспертиза несовершеннолетних основывается на использовании специальных методов. Они выбираются в соответствии с возрастом и психическим состоянием обследуемого субъекта.

В рамках исследования специалисту необходимо учитывать, что в подростковом возрасте активно происходит социализация индивида. Несовершеннолетний адаптируется к установленному в обществе порядку. При этом интенсивно идет развитие познавательных процессов.

Соответственно, зачастую в таком возрасте для детей свойственно неправильное, ложное восприятие и оценка происходящего вокруг.

В рамках исследования изучается характер, темперамент подростка: уровень агрессивности, лидерские качества, склонность к внушаемости, фантазированию, апатичность, закрытость, инфантильность, повышенная возбудимость и пр.

Сложности

В уголовной практике, к сожалению, встречаются случаи, когда посягательства совершаются на половую неприкосновенность граждан, не достигших 18 лет. В таких ситуациях судмедэкспертиза является обязательной процедурой. Однако ее проведение может быть затруднено.

Дело в том, что специалисту для обследования нужно обнажить определенные части тела субъекта. В нормах установлено несколько правил проведения таких исследований. В первую очередь эксперт должен быть того же пола, что и обследуемый.

Кроме этого, педагог или психолог, участвующий в исследовании, должен доступно и понятно объяснить подростку цель исследования, убедить его в том, что оно будет безопасно.

Заключение

Судмедэкспертиза – комплекс мероприятий организационного, правового, медицинского, психологического характера. При ее проведении необходимо учитывать индивидуальные особенности обследуемого субъекта. Особенно это важно в случае, когда исследование выполняется в отношении подростка.

На практике часто возникает вопрос, сколько стоит судмедэкспертиза. Следует сказать, что цена зависит от разных факторов. Некоторые исследования выполняются бесплатно, за счет бюджетных средств. Негосударственные организации, имеющие лицензию на выполнение процедуры, устанавливают свою цену.

Она может достигать 12 тыс. р.

Источник: http://.ru/article/289197/sudmedekspertiza-nesovershennoletnih-nyuansyi

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых

Встатье анализируются особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых; рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в случае необходимого ее проведения.

Ключевые слова: судебная экспертиза, несовершеннолетний, подозреваемый, эксперт-психолог, заключение эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза как один из основных видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, с целью составления заключения, которое будет выступать в качестве доказательств по уголовному делу с участием несовершеннолетних подозреваемых.

Производство судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

Статистический анализ преступности за 2014 г. показывает, что из 2190578 зарегистрированных преступлений 59549 совершено несовершеннолетними или с их участием [1], а в январе — сентябре 2015 г. из общего числа совершенных преступлений 1777938, несовершеннолетними совершено — 41236 преступлений [2].

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «… психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве».

Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Поэтому проблема возрастной специфики психических заболеваний актуальна как для общей, так и для судебной психиатрии [3, c. 3, 9].

Основным принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры конкретных поступков несовершеннолетних подозреваемых или отражения явлений действительности.

Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности, степени его осознанности.

Если же психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и жизненного опыта следователя, то возникает потребность в проведении судебно-психологической экспертизы.

Изучение особенностей психических расстройств в детском возрасте, начавшееся в конце прошлого столетия, привело к оформлению детской психиатрии в самостоятельную научную дисциплину, способствовало разрешению ряда основных клинических, организационных и лечебно-профилактических вопросов.

Одной из таких проблем на сегодня является психиатрия подростково-юношеского возраста, которой до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания.

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития.

Задержка в развитии психиатрии подростково-юношеского возраста, остро ощутимая в настоящее время в связи с потребностями практики, связана с рядом обстоятельств, основное место среди которых занимают чрезвычайная сложность, психопатология, чистота поведенческих нарушений и трудности работы с этим контингентом.

Для следственной, судебной и экспертной практики важно, что в основе отставания подростка в психическом развитии лежат различные причины, ни одна из которых не определяет отставание как обязательный результат, но и не должна оставаться без внимания при оценке процесса и состояния психического развития несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда в распоряжении следователя имеются данные о том, что подросток перестал учиться в школе или вообще не посещал ее, неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить судебно-психологическую экспертизу и проведенная ранее судебно-психиатрическая экспертиза признала подростка психически здоровым [4, c. 152].

Самый первый опыт проведения судебно-психологической экспертизы в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони [5].

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего подозреваемого, которые выходят за пределы нормального поведения.

С помощью указанной экспертизы можно получить данные, которые позволяют понять и оценить особенности психической деятельности и проявления подростка, которые имеют значение для выводов правового характера и способствуют правильной оценке показаний подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

В качестве предмета судебно-психологической экспертизы рассматриваются возможности допрашиваемого несовершеннолетнего лица воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, которые подлежат доказыванию.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений. В таких случаях заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний.

Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к утрате доказательств и к тому, что преступление будет не раскрыто, а виновные лица не будут наказаны.

Не редко следователь сталкивается с личностной незрелостью несовершеннолетних, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

При этом поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего или сомнения в его достаточной личностной зрелости, основанное на анализе целей, мотивов, обстоятельств совершения преступления.

Так, например, при расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, подлежат установлению уровень психического развития несовершеннолетнего, наличие либо отсутствие у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [6, c. 146; 7, с. 24]

При расследовании преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние, следователь ставит на разрешение судебно-психологической экспертизы следующие вопросы:

1)   имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?

2)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Проведение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого направлено не на установление общей способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими, а на установление конкретных действий, совершаемых в конкретных условиях [8, c. 7; 9, с. 169].

Обязательной составляющей экспертного исследования является сопоставление данных о состоянии и особенностях психического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведения испытуемого подростка.

Проводя исследование, эксперт должен сформулировать окончательные выводы по каждому вопросу, точно придерживаясь их содержания.

Ответ на вопрос «Имеются ли у несовершеннолетних признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?» должен содержать утверждение или отрицание наличия признаков отставания в психическом развитии у несовершеннолетнего. При ответе на второй вопрос тоже должен быть только положительный или отрицательный ответ.

Эксперт-психолог должен сделать вывод о том, мог ли подросток полностью сознавать значение своих действий. При ответе на третий вопрос, эксперт должен установить, в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями:

        мог руководить своими действиями в полной мере;

        мог руководить своими действиями не в полной мере;

        не мог руководить своими действиями.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа.

Вместе с тем, развитие правовой политики по отношению к несовершеннолетним позволяет надеяться на введение в России, системы ювенальной юстиции, которая предусматривает использование не только принципа разумения, но и принципа воспитуемости.

А это повлечет за собой постановку новых вопросов к экспертам-психологам и необходимость новых методологических разработок.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23440/

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых является разновидностью судебно-психологических исследований и имеет важное, а подчас даже и первостепенное, значение при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками, так как способствует прояснению мотивов обвиняемого, уточнению состояния обследуемого во время совершения преступления, и так далее. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых так же способна обнаружить возрастную симуляцию предполагаемого преступника. Возраст наступления уголовной ответственности в Российской Федерации составляет 14 лет, что установлено законодательно. Предполагается, что, достигнув данного возраста, подросток усвоил основные социальные и нравственные нормы, а также способен всецело понимать смысл своих действий и осознавать их возможные последствия. Закон, тем не менее, рассматривает случаи задержки психического развития подростков, причем особо подчеркивается тот факт, что причиной данных задержек не являются разнообразные душевные недуги.

Основополагающей целью экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, таким образом, является исследование способности подростков в полной мере руководить своими поступками и осознавать их истинный смысл и влияние на окружающих.

Экспертиза производится, как правило, в отношении подозреваемых лиц, у которых наблюдаются признаки несоответствия календарному возрасту, признаки задержек и отклонений в развитии (как психологическом, так и интеллектуальном), не связанных с психическими заболеваниями.

На сегодняшний день разработаны критерии оценки способности человека к осознанию содержания своих действий и способности руководить ими.

Человек полностью осознает значение совершаемых им поступков, если:

  • Правильно трактует содержание своего поведения;
  • Понимает цели предпринятых им усилий и совершенных поступков;
  • Предвидит прямой результат своих действий, а также их косвенные последствия;
  • Производит оценку собственных действий исходя из существующих на сегодняшний день положений закона, а также с точки зрения преобладающей в обществе морали и нравственных принципов.

Способность человека управлять своими действиями выражается в следующем:

  • Возможность свободного и осознанного целеполагания для своих последующих действий.
  • Свобода в выборе способов достижения поставленных целей.

Современная теория развития личности устанавливает, что способность человека к полному осознанию и руководству собственными действиями достигается при достаточно высоком уровне психической и интеллектуальной зрелости, что, в свою очередь, является показателем состояния человека и представляет собой результат его личностного развития.

Задержки в развитии подростков могут иметь самые разнообразные причины, проявляться во множестве форм и видов. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в обязательном порядке учитывает общие закономерности развития психики подростка, а именно:

  • Постепенное усложнение психической деятельности;
  • Изменение структуры познавательных процессов – по пути углубления и совершенствования таковых;
  • Формирование более сложной парадигмы отношений с окружающим миром;
  • Совершенствование практической и умственной деятельности;
  • Эволюция сознания и самосознания.

При этом следует понимать, что становление психики ребенка и подростка осуществляется в постоянном контакте с внешним миром и под его непрерывным воздействием. Причины отставания подростка в развитии в обязательном порядке рассматриваются при производстве экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых устанавливает психический возраст обследуемого подростка. Авторы многих теорий развития разделяют жизнь несовершеннолетнего на периоды взросления различным образом.

Эти периоды могут быть связаны с условным возрастом обучения в основных школьных ступенях, а также могут базироваться на сугубо возрастном делении в соответствии с теми или иными признаками развития. Основная же задача эксперта лежит вне рамок существующих классификаций.

Она заключается в определении факта достижения обследуемым психологического состояния, при котором он способен определять цели своей деятельности, руководить ею и осознавать природу и последствия своих действий.

При проведении экспертных мероприятий, а также в ходе расследования совершенного преступления, во главу угла ставится соблюдение судебными и следственными органами прав несовершеннолетних граждан.

Правовые основы, регулирующие осуществление экспертизы несовершеннолетних обвиняемых

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается и производится в обязательном соответствии следующим законодательным актам:

  • Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Вопросы, на которые отвечает специалист, производящий экспертизу несовершеннолетних обвиняемых

Перед проведением экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, специалисту, ее осуществляющему адресуется список вопрос. Эксперт должен дать свои профессиональные ответы на данные вопросы в процессе производства экспертных мероприятий, а также непосредственно после их окончания.

Перечень вопросов составляется в каждом конкретном случае проведения исследования и зависит от обстоятельств дела, а также от целей и задач выполняемого анализа. Приведенный список не является полным, он отражает общий круг проблем, над которыми работают эксперты, проводящие данное исследование. В то же время.

Не все из приведенных вопросов могут быть адресованы эксперту, так как только часть их будет необходимой и достаточной для достижения цели назначенной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

  • Установлены ли у наблюдаемого подростка признаки отставания в психологическом или интеллектуальном развитии, не связанные с душевными заболеваниями?
  • В чем выражаются обнаруженные признаки задержки в развитии?
  • Отличается ли обследуемый подросток повышенной внушаемостью?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина руководить собственными действиями?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина полностью осознавать характер и природу совершаемых им поступков, а также возможные их прямые и косвенные последствия?
  • Каковы причины установленной психической отсталости у несовершеннолетнего обвиняемого?
  • Каковы семейные и социальные обстоятельства жизни несовершеннолетнего обвиняемого? Могли ли они оказать воздействие на формирование личности обследуемого человека?
  • Могли ли обстоятельства расследуемого дела оказать эмоциональное воздействие на обвиняемого и повлиять на уровень осознания своих действий?
  • Какие личностные особенности обследуемого подростка обнаружились в ходе производства экспертизы несовершеннолетних обвиняемых?
  • Каким образом выявленные индивидуальные личностные особенности несовершеннолетнего обвиняемого могли оказать воздействие на его поведение во время совершения им противоправного действия?
  • Наблюдаются ли в поведении несовершеннолетнего обвиняемого признаки симулирования задержки психического или умственного развития?
  • Каков психологический возраст несовершеннолетнего обвиняемого? Соответствует ли он его календарному возрасту?

Источник: http://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-nesovershennoletneykh-obviniaemykh/

Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних

Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних

cтоимость экспертизы

от 20 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Сегодня все больше пользуется спросом в следственной и судебной практике психологическая судебно-медицинская экспертиза. Вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в последние годы весьма часто обсуждают юристы и психологи. Хотя наряду с этим в этой области есть много нерешенных проблем.

Как утверждают практики, следователи и судьи еще в затруднении, и поэтому им не удается избежать ошибок, назначая и подготавливая такие экспертизы, оценивая и используя заключения экспертов-психологов, этому в некоторой степени способствует несовершенное законодательное регулирование назначения и проведения такого экспертного исследования.

К самым востребованным судебно-психологическим экспертизам относится психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних, на долю которой приходится больше 60% всех психологических исследований, проводимых экспертами.

Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних по уголовным делам, как правило, назначается с целью:

  • установить способность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в отставании психического развития, которое не связано с психическим расстройством, полномерно воспринимать истинный характер и опасность своих действий для общества и руководить ими;
  • определить способность несовершеннолетних потерпевших и малолетних свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, которые значительны для дела, и давать о них правдивые показания;
  • определить способность несовершеннолетних и малолетних потерпевших при сексуальных посягательствах осознавать характер и значение произведенных с ними действий и предпринимать действия к сопротивлению.

Поводом для производства судебно-психологической экспертизы в первой ситуации могут быть вызваны неадекватностью поведения несовершеннолетних своим характеристикам возраста, причудливостью мотивации предпринятых ими поступков, несоразмерностью объективного содержания действий подростка субъективно запланированным целям, данными о воспитании несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, его педагогической запущенности и др.

В практической деятельности приходится решать, какую экспертизу – судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, нужно назначить по отношению несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Обычно судебно-психологическую экспертизу назначают по отношению лиц, которые не вызывают сомнения здоровья их психики.

При возникновении такого сомнения вопрос идет о необходимости предварительной судебно-психиатрической экспертизе.

При умственной отсталости, которая указывает на олигофрению в степени дебильности, психофизический инфантилизм, органическое поражение центральной нервной системы, психопатию, астенический синдром, есть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Другой вид психологической судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетних по уголовным делам, в которых они участвуют, представляет собой судебно-психологическую экспертизу способности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля адекватно принимать обстоятельства, которые важны для дела, и давать о них правдивые показания.

Практики утверждают, что психологическая судебно-медицинская экспертиза обязательно необходима как по отношению потерпевшего, так и свидетеля, в частности несовершеннолетнего или малолетнего.

Малолетним возрастом, психической незрелостью объясняются сложности оценки их показаний, именно поэтому так важно иметь представление об их способности стать свидетелем и оперировать показаниями по делу.

Способности детей и подростков к даче правильных показаний становятся объектом психологической судебной экспертизы в тех ситуациях, когда эти показания выступают в роли существенных оснований обвинения.

Поэтому экспертизу назначают не только с целью определить психическое состояние потерпевшего, но также и при сомнении малолетними и несовершеннолетними свидетелями адекватно осознавать обстоятельства, которые важны для уголовного дела, и свидетельствовать показаниями.

Повод назначения судебно-психологической экспертизы способности малолетнего (несовершеннолетнего) свидетеля или потерпевшего адекватно осознавать обстоятельства, которые важны для дела, и давать о них правдивые показания может быть представлен:

  • принципиальным расхождением в содержании показаний потерпевшего или свидетеля с иными материалами, находящимися в деле;
  • данными о каком-либо необычном психическом состоянии во время принятия информации, которая важна для дела;
  • большим сроком давности событий, в котором содержатся показания потерпевшего или свидетеля;
  • данными о личности потерпевшего или свидетеля.

По уголовным делам, в которых участвовали несовершеннолетние, судебно-психологическую экспертизу также назначают, чтобы определить способность несовершеннолетних и малолетних потерпевших при сексуальных посягательствах осознавать характер и значение предпринятых с ними действий и предпринимать действия к сопротивлению.

Поводы по назначению данной экспертизы представлены малолетним возрастом (до 14 лет) или несовершеннолетием (14 – 18 лет) потерпевшей (потерпевшего), сведениями о ее (его) неадекватном или провоцирующем поведении, непоследовательностью и противоречивостью ее показаний, сведениями о пассивном и непонятном поведении потерпевшей при отсутствии фактических насильственных действий и угроз со стороны виновного.

Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних способна помочь раскрытию внутренней картины преступления, проследить за степенью восприятия поступка, предвидеть последствия содеянного.

Если подследственным не осознается в полной мере истинное содержание своего поведения или его способности к волевой регуляции были деформированы, то он не может быть в ответе за свои поступки. Юридическую оценку дают только сознательным действиям субъекта, которыми он способен управлять.

В случае, если вы не удовлетворены результатами проведенной судмедэкспертизы, или вы не можете доверять ее результатам, или хотите получить оперативную информацию, обратитесь в НП «Федерация Судебных Экспертов», и вам помогут решить перечисленные выше вопросы.

Цены

Вид экспертизы Стоимость экспертизы
Психологическая экспертиза от 20 000

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цена психологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Источник: http://sud-expertiza.ru/psihologicheskaya-sudmedekspertiza-nesovershennoletnih/

Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Вестник Омского юридического института. 2010. №1 (12)

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

С. Е. Тимошенко – доцент кафедры уголовного права и процесса Омского юридического института, кандидат юридических наук

Решение задач, стоящих перед лицом, осуществляющим производство по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, вряд ли оказалось бы возможным без использования всего арсенала средств, применяемых для изучения личности подростка.

Особое место в числе способов установления обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, как справедливо отмечает В. Я. Рыбальская, занимает экспертиза1.

Возможности большинства видов судебных экспертиз, объектом которых является человек или связанные с ним объекты, несомненно, распространяются и на несовершеннолетних. Однако ряд экспертиз может проводиться только в отношении несовершеннолетних, например с целью выяснения возраста (п. 5 ст.

196, ч. 2 ст. 421 “Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В правовом отношении под возоастом понимается установленное законом число лет жизни физического лица, определяющее его права, обязанности и ответственность.

Если при расследовании уголовных дел данной категории возраст неизвестен вследствие отсутствия документов, которые могут его подтвердить, или имеются сомнения в их подлинности; ко1 да налицо умышленное сокрытие возраста; когда возникает сомнение в подлинности возраста, указываемого в представленных документах, то в соответствии с требованием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» следует назначать судебно-медицинскую экспертизу для установления возраста лица, привле-

каемого к уголовной ответственности. При этом днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального числа лет суд должен исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С помощью судебно-медицинской экспертизы может бьгть установлен только так называемый биологический возраст, под которым понимают медико-физиологическую (или морфофункциональную) характеристику организма в определенный момент жизни.

Экспертные выводы строятся по совокупности данных, полученных при всестороннем обследовании с использованием антропометрических, антропоскопических. клинических, стоматологических, эндокринологических, рентгенологических и других методик.

При экспертизе возраста подростков принимают во внимание такие признаки, как вес, рост, размеры отдельных частей тела, проявления полового созревания – развитие вторичных половых признаков, становление менструального цикла.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обязательное установление возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют. Такая необходимость возникает, в частности, при привлечении к уголовной ответственности подростков, идентификации личности человека и при ряде других обстоятельств

Чем старше человек, тем труднее и с меньшей точностью может бьгть определен его возраст. Так, у грудных детей возраст устанавливается с точностью до одного месяца, у подростков – до двух лет у взрослых людей зрелого возраста – до пяти лет, у лиц старше 50 лет – до 5-10 лет.

1 См.: Рыбальская В. Я. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних : монография. Иркутск, 1972. С. 83.

Противодействие преступности: проблемы теории и практики

В случаях когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические познания, назначается судебно-психологи-ческая экспертиза, направленная на исследование непатологических явлений психики например, при наличии данных о том, что подросток в интеллектуальном отношении развит слабее сверстников, в силу чего мог не осознавать в полной мере своих действий. Поводом к ее назначению могут служить неспособность подростка к усвоению материала в процессе обучения, неоднократное оставление на второй год, обучение во вспомогательной школе, склонность к занятиям, присущим детям младшего возраста, длительный отрыв от занятий в связи с болезнью, а также неадекватность поведения несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, причудливость мотивации совершенных ими поступков, несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям, данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего, его педагогической запущенности и др.

Как показывает практика, следователи и судьи испытывают затруднения и допускают ошибки при подготовке и назначении такой экспертизы, оценке и использованиизаключения экспертов-психологов, что в определенной степени связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и проведения данного экспертного исследования.

Одним из наиболее востребованных видов су-дебно-психологической экспертизы является судеб-но-психологическаяэкспертиза несовершеннолетних. которая составляет более 60 % всех проводимых экспертных психологических исследований.

Оудебно-психологическая экспертиза по уголовным делам с участием несовершеннолетних обычно назначается в следующих случаях: для установления способности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеюшие значение для дела, и давать о них правильные показания; для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

На практике возникает вопрос о том, какую экспертизу – судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую – назначать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Глава 50 УПК РФ, регулирующая порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. В части2 ст.

421 УПКРФ указано, что «при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, могли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено, как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о том, что «при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПКРФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен бьгть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»2.

Понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и «умственная отсталость» остаются нераскрытыми, что вносит неопределенность в трактовку данных терминов и порождает острые дискуссии среди ученых и практиков о том, какую экспертизу – су-дебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую – необходимо назначать.

Как правило, судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении лиц не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья.

Если такое сомнение возникает, то необходимо предварительное проведение судеб но-психиатрической экспертизы.

В случаях когда умственная отсталость связана с олигофренией в степени де-бильности, психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями центральной не-

2 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2000 г. № 7 (в ред. от 6 февр. 2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

Вестник Омского юридического института. 2010. Ks1 (12)

рвной системы, психопатиями, астеническим синдромом, назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Как справедливо отмечает Е. В. Полкунова, «судебно-психологическая экспертиза отличается от комплексной психолого-психиатрической экспертизы главным образом тем, что последняя проводится в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в умственном развитии, связанным с душевным заболеванием, черепно-мозговыми травмами и т. п., а не педагогичес-з

кои запущенностью»-3.

Между тем вопрос о назначении судебно-пси-хологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы имеет важное значение, так как от этого зависит дальнейшее производство по делу.

В частности, “Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) четко разграничивает две формы отставания в психическом развитии: связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст.

20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития обусловленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных действий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности4.

В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например для установления мотивации поступков несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), выявления мотивации изменения показаний. В связи с тем, что для несовершеннолетних правонарушителей

характерно совершение преступлений в группе, может проводиться и экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, направленная на установление внушение й структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза5. Данная экспертиза являемся исследованием, которое затрагивает проблемы пограничной области между психологией и психиатрией.

Основной же задачей экспертизы выступает определение психических расстройств и аномалий, которые в большой мере влияют на познавательно-ориентационную деятельность в отношении лица, проходящего экспертизу.

Такие расстройства и аномалии могут бьгть выявлены только при одновременном использовании психиатрических и психологических знаний. Психолого-психиатрическая экспертиза проводится комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят эксперт-психолог и эксперт-психиатр.

Объектами этой экспертизы становятся лица, страдающие легкими степенями олигофрении, психопатиями, неврозами, инфантилизмом, различными психопатическими состояниями, акцентуациями характера.

Психолого-психиатрическая экспертиза решает следующие основные задачи: квалифицирова-ние психического состояния лица, проходящего экспертизу, определение вида и типа психической патологии; определение наличия особенностей умственной деятельности, препятствующей осознанию значения выполняемых действий; определение степени влияния особенностей индивидуального характера на выполнение противоправных действий; диагностирование у психопатических лиц состояния аффекта.

Таким образом, при производстве экспертиз лицо, осуществляющее производство по делу в отношении несовершеннолетнего, получает ответы на возникающие вопросы, а содержание описательной части экспертизы дает достаточно полное представление о многих свойствах личности испытуемого лица и яв.*гяется одним из информативных источников о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом).

3 Полкунова Е. В. Уголовно-процессуальное значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом : материалы междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2003. С. 82.

4 См.: Сафуаное Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Гардарика : Смысл, 1998. С. 131.

5 См.: Ситкоеская О. Д. Новые направления судебно-психологической экспертизы : справоч. пособие / О. Д. Ситковская, J1. П. Конышева, М. М. Коченов. М., 2000. С. 115.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-naznacheniya-ekspertiz-pri-rassledovanii-ugolovnyh-del-o-prestupleniyah-sovershennyh-nesovershennoletnimi

Добавить комментарий