Какие профессиональные стандарты у экономистов?

Содержание

8(499)938-71-68

Профстандарт экономиста. Профессия экономист: требования и должностная инструкция :

Какие профессиональные стандарты у экономистов?

Сегодняшний мир регламентирует, чтобы в любой крупной организации был экономист. Такой сотрудник осуществляет решения многих важных проблем и задач на предприятии.

Для того чтобы отчетливо себе представить, что входит в перечень обязанностей специалиста такого профиля и понять требования к данной профессии, собственно и нужен экономический профстандарт.

Хотя для данной профессии его все еще нет.

В статье мы рассмотрим, что входит в профстандарт экономиста, какую он может принести пользу организации, а также на что следует сделать акцент при трудоустройстве этого специалиста, имея в виду тот момент, что профстандарт для профессии отсутствует.

Что такое профстандарт?

В мае 2012 года вышел Указ Президента РФ N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». С этого времени в России повсеместно стали разрабатывать профессиональные стандарты для всевозможных профессий.

Трактовка самого понятия профессионального стандарта и требования к его составлению представлены в статье 195.1 ТК Российской Федерации. В ней сказано, что профстандарт представляет собой бумагу, где перечислены требования для специалиста, занимающего данную должность. Под этим подразумевается:

  1. Наличие соответствующего образования.
  2. Опыт работы по специальности (в том числе и тот, что записан в трудовой книжке).

Требования к профессиональным навыкам и умениям

Статья 195.1, кроме того, определяет перечень обязанностей и область вопросов, которые надлежащим образом должен решать работник на своей должности. Стоит отметить, что профстандарты были установлены органами государственной власти, но при этом они имеют исключительно рекомендательное значение.

Согласно постановлению, принятие в какой-либо организации профстандарта осуществляется, если это регламентируется законом или в том случае, если данная организация собственным локальным актом включает в функционирование профстандарт в виде обязательного норматива.

Разрабатывает профстандарты Минтруда. Для экономистов документ пока, как уже говорилось, не разработан, так что приходится довольствоваться Квалификационным справочником должностей и должностной инструкцией.

Есть ли различие профстандарта от требований, установленных Квалификационным справочником?

Квалификационный справочник должностей, ратифицированный решением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, включает в себя и такую должность как экономист. Данная профессия в документе представлена в ряде характеристик. Здесь присутствуют такие профессии, как:

  • экономист по труду;
  • экономист по закупке;
  • распределению;
  • материально-техническому снабжению;
  • бухгалтерскому учету;
  • договорной и претензионной работе.

В отличие от профстандарта, квалификационный справочник осуществляет более поверхностную регуляцию. В документе рассмотрено только три компонента профессии экономист.

Служебные обязанности экономиста

Стоит отметить, что в справочнике должностей его обязанности определены в самом общем облике. В профстандарте экономиста обязанности же представлены более досконально, с указанием необходимого опыта и уровня квалификации в представленной отрасли.

Параметр «Специалист обязан знать»

Квалификационный справочник должностей отражает лишь общие сведения, с которыми должен ознакомиться экономист. Там, например, сказано, что специалист экономического профиля обязан в совершенстве знать:

  • правовые акты РФ;
  • материалы по планированию;
  • учет и анализ деятельности предприятия.

Профстандарт, в свою очередь, ориентирован на ту область знаний, в которой должен хорошо разбираться, быть компетентен специалист. Так, он отмечает, что специалист по финансовому мониторингу должен строить свою деятельность в соответствии с актуальным законодательством РФ в области противодействия узаконения доходов, а также классификации взятия денег.

Требования к квалификации

В справочнике квалификаций определяются требования только к полученному образованию и опыту работы экономистом. При этом специальность экономиста разделена на две категории, а специальность ведущего или главного экономиста по документу вообще не значится в перечне.

Профстандарт же регламентирует уровень образования и опыт будущего экономиста не так абстрактно. К примеру, на место руководителя подразделения по противодействию узаконения доходов, полученных уголовным путем, может быть трудоустроен как человек, получивший специальное высшее образование, так и человек, обладающий стажем работы не менее 3 лет.

Квалификация определяется опытом и образованием специалиста. Установлены следующие тарифные разряды:

  • 10 – ведущий специалист;
  • 9 – специалист второй категории;
  • 8 – специалист первой категории;
  • 7 – работник без квалификационной категории.

Для бухгалтеров еще существует 6 разряд – без квалификации, а 10 и 9 – упразднены.

Резюме экономиста, как правило, не содержит данных о категории. Определить это можно самостоятельно по данным о работнике:

  • для первой категории обязательно высшее образование и опыт работы (обязательно в предыдущей категории) не менее 3 лет;
  • для второй – высшее образование и стаж в такой же или подобной должности не менее 3 лет;
  • без категории – высшее образование без требований к опыту работы или среднее специальное образование и стаж в должности не менее 3 лет, или стаж в близких областях работы – не менее 5 лет.

Требования к профстандарту

Многие ожидали, что в июне 2016 года правительством будет утвержден профстандарт экономиста, но все же это не случилось. Так что в данный момент можно выделить ряд существующих профстандартов, которые близки к должности экономиста:

  • бухгалтер;
  • аудитор;
  • специалист по платежным системам;
  • главный рынка ценных бумаг;
  • эксперт по микрофинансовым операциям.

При отсутствии требований к профстандарту определенной должности со стороны государства, компания имеет право разработать акт, например, должностную инструкцию, на базе уже имеющихся. Например, можно применять профстандарт специалиста по труду как базу для составления служебной инструкции для экономиста по труду.

Должностная инструкция

Данный документ представляет собой комплексное очерчивание основных функций, прав, обязанностей и рамок ответственности специалиста. Основное направление служебной инструкции экономиста заключается в том, чтобы обрисовать круг действий осуществляющего такую работу специалиста и размежевать поле его деятельности в общем множестве обязанностей специалистов компании.

Должностная инструкция позволяет решить ряд организационных задач компании, а именно:

  • равномерно распределить рабочие обязанности среди персонала планово-экономической службы;
  • помогает работнику выполнять поставленные поручения вовремя в полном объеме;
  • позволяет избавиться от несогласованности и добиться целостного функционирования организации;
  • определить ответственность работника;
  • стимулировать специалиста по объему и качеству осуществляемых обязанностей;
  • улучшить атмосферу в трудовом коллективе и избежать конфликтных ситуаций.

Так как не существует, например, профстандарта ведущего экономиста или помощника бухгалтера, в организации желательно разработать должностную инструкцию.

Специальность экономиста на сегодняшний день соединяет в себе как присущие для большинства областей экономики, так и индивидуальные особенности, свойственные только для конкретной области. Поэтому на разнообразных предприятиях и в разных сферах деятельности должностная инструкция экономиста будет выглядеть по-разному – это нормально.

Например, в должностной инструкции организации может быть прописано, что экономист имеет право:

  1. Получать оперативные отчеты и рабочую документацию, необходимую для осуществления своих обязанностей.
  2. Принимать эффективные решения, не выходя за пределы поставленных полномочий.
  3. Планировать и представлять на заседаниях предложения и идеи, направленные на оптимизацию трудовых процессов, в том числе по своей прямой деятельности.
  4. Привносить предложения по устранению обнаруженных проблем в работе.

Профстандарт специалиста по микрофинансовым операциям

Человек, получивший образование экономиста по финансовой работе, претендует на должность специалиста или главного экономиста по микрофинансовым операциям. В своей трудовой деятельности, согласно профстандарту, он должен осуществлять такие трудовые функции:

  • организация и помощь в осуществлении операций выдачи микрозаймов;
  • привлечение дополнительных средств для реализации микрофинансовых действий.

Простой экономист может иметь среднее образование и опыт работы не менее года, для ведущего же специалиста обязательно высшее образование по специальности. Уровень квалификации, общеустановленный в профстандарте для специалиста, равен пяти годам работы по специальности, для ведущего специалиста — 6 лет.

Профстандарт экономиста по планированию и осуществлению финансового контроля

Представители описываемой профессии (наряду со специалистами юридической и бухгалтерской сферы) могут реализовывать финансовый мониторинг, необходимый для пресечения получения материальных доходов, заработанных незаконным путем. В профстандарте экономиста есть несколько трудовых функций, которые могут входить в его обязанности, перечислим их.

Осуществление внутреннего контроля

Данная функция может осуществляться только экономистом, получившим высшее образование. Кроме того, экономист должен пройти дополнительные испытания, которые включают в себя программы переподготовки или усовершенствования квалификации.

Для реализации трудовой функции необходим опыт работе не менее 7 месяцев, при этом в профстандарте не регламентируются указания, в какой собственно сфере должен был быть получен опыт (т.е. взять на работу можно как специалиста, который ранее работал со внутренним контролем, так и того, кто осуществлял финансовый контроль).

Проведение финансовых расследований

Проведение финансовых расследований, как правило, может быть поручено экономисту по финансовой части. Сотрудник в этом случае также должен соответствовать нормативу и иметь высшее образование, проходя программы повышения квалификации и переподготовки. Опыт работы — около года. Уровень квалификации — 7.

Любая из обязанностей, которые выполняет специалист по финансовым расследованиям, требует различных условий найма. Например, нельзя принимать на такую должность лиц с уголовным прошлым за правонарушения в сфере экономики, произведенные из корыстолюбивых побуждений и по найму.

Профстандарт специалиста по управлению персоналом

Сфер деятельности, где может быть задействован экономист, много, еще одной из них является управление персоналом. Тут тоже желательно ознакомиться с профстандартом.

Экономисты по труду и заработной плате вполне могут исполнять обязанности, характерные для экспертов по управлению персоналом. Так, экономисты могут быть привлечены:

  • к организации оборота документов на предприятии или в конкретных отделах;
  • к предоставлению организации необходимого персонала;
  • к аттестации сотрудников;
  • к формированию атмосферы, способствующей профессиональному развитию персонала;
  • к выплате заработной платы;
  • к созданию корпоративной политики и стандартов.

Для осуществления первой функции достаточно неполного профессионального образования, а дальше уже не обойтись без высшего образования.

Чтобы выполнять определенные функции и вовсе требуется пройти программы специалитета или магистратуры. Каких-либо конкретных требований к опыту работы не представлено.

Уровень опыта для привлечения к обороту документации — 6, для остальных обязанностей специалиста — 7.

Положительные стороны наличия профстандарта в компании

Даже ратифицированные профстандарты имеют лишь рекомендательный характер. Возможно, в скором времени появится государственный профстандарт и для экономиста. Именно из-за того, что на данный момент документ еще не разработан, возникает вопрос, необходимо ли разрабатывать профстандарт экономиста в конкретной организации, где трудоустроен такой специалист?

Есть несколько положительных моментов принятия профстандарта в рамках отдельной фирмы. К ним относятся следующие:

  1. При трудоустройстве у работодателя будут законные основания для отказа кандидату, если данные из резюме экономиста не соответствуют требованиям, обозначенным в профстандарте.
  2. В случае вынужденного сокращения штата, профстандарт также может оказать помощь владельцу организации.
  3. Профстандарт упростит смещение с должности работника, который не выполняет возложенные на него обязанности.

Правда, составление профстандарта для небольшой фирмы не всегда может быть обосновано, например, если в штате лишь один экономист. Все рекламации к нему в некоторых случаях лучше определить в должностной инструкции. Основой разработки такого документа может стать квалификационный справочник должностей и схожий по направлению деятельности уже ратифицированный профстандарт.

Конечно, частные фирмы могут решать самостоятельно, нужен ли им профстандарт, чего не скажешь о государственных организациях. Профстандарты экономиста в бюджетной организации присутствуют обязательно.

Источник: https://BusinessMan.ru/profstandart-ekonomista-professiya-ekonomist-trebovaniya-i-doljnostnaya-instruktsiya.html

Для чего нужен профстандарт экономиста и его основные положения

Для чего нужен профстандарт экономиста и его основные положения

Речь о необходимости создания профессионального стандарта для экономистов зашла ещё несколько лет назад.

Однако понятие экономической деятельности весьма обширно, и к настоящему моменту было разработано и утверждено более двух десятков профстандартов, относящихся к финансово-экономической сфере.

Единого же документа для специалистов, работающих на должности «экономист» пока не существует.

Разработка профстандартов (ПС) для различных специальностей была начата в соответствии с Указом Президента РФ №597 (от 07.05.2012).

Определение термина «профессиональный стандарт», а также положения, касающихся порядка составления документов данного типа, приведены в ст. 195.1 ТК РФ.

Там указано, что профстандарт – это бумага, содержащая перечень требований к специалисту, находящемуся на определённой должности.

Согласно ему кандидат должен иметь соответствующее должности образование и опыт работы, включая тот, который отображён в трудовой книжке. Также предъявляются особые требования к умениям и навыкам сотрудника, приводится перечень его обязанностей и вопросов, решением которых он должен заниматься.

Есть и иные сферы использования положений профстандарта:

  • определение трудовых функций работника;
  • повышение квалификации, общее развитие специалиста;
  • составление необходимых документов (должностной инструкции, трудового договора);
  • проведение аттестационных проверок и переаттестаций;
  • расчёт соответствующей должности заработной платы.

За утверждение профессионального стандарта отвечают госорганы, однако на местах этот документ может в определённой степени редактироваться и дополняться в соответствии с нуждами предприятия, на котором он используется.

Обязательно ли его применять

Применение профстандарта обычно не является обязательным, поскольку он носит преимущественно рекомендательный характер за исключением тех случаев, когда нахождение на определённой должности подразумевает:

  • наличие определённых ограничений;
  • выплату компенсаций;
  • использование льгот.

Также применение профессионального стандарта становится обязательным в том случае, если этот момент определен локальным постановлением фирмы-работодателя.

Важно! Для лиц, выполняющих обязанности экономиста, профессиональные лимиты, льготы и компенсации не предусмотрены. То есть использование профстандарта для специалистов данной категории не является обязательным, если иное не определено специальным документом.

Структура профстандарта

До принятия единого профстандарта для экономиста работодатели могут ориентироваться на ПС, разработанные для специальностей, в наименовании которых упоминается экономист определённого направления:

  • бухгалтер;
  • эксперт в сфере микрофинансовых операций;
  • аудитор;
  • специалист, занимающийся платёжными системами и т.д.

Если профстандарта по определённой должности не существует, то компания-работодатель может самостоятельно разработать документ с опорой на уже существующие бумаги. Например, стандарт, предназначенный для специалиста по труду, может применяться в качестве основы для создания подобного документа, рассчитанного на экономиста по труду.

По этой причине в разных фирмах, занятых производственной или иной другой деятельностью профстандарт экономиста будет иметь различное содержание, а структура документа будет соответствовать структуре той бумаги, на основании которой он составлялся.

Основные обязанности

Профстандарт отличается от справочника должностей более подробным изложением обязанностей специалиста, к числу которых можно отнести:

  • выявление размера затрат, возникающих как следствие основной деятельности предприятия, определение количества требуемых трудовых ресурсов;
  • выполнение оперативных заданий, порученных руководством компании;
  • определение себестоимости продукции, которую производит предприятие;
  • наполнение и контроль содержания информационных баз, в которые включены финансово-хозяйственные данные по фирме;
  • калькуляция расходов, которых потребует процесс производства новых видов продукции и внедрение новых производственных технологий;
  • составление текущей внешней и внутренней отчётности, затрагивающей сферу деятельности специалиста;
  • определение объёма затрат, требуемых для реализации услуг фирмы, либо её продукции;
  • расчёт эффективности деятельности компании на основании анализа данных по организации;
  • разработка бизнес-планов и новых проектов;
  • отслеживание финансовых показателей, отображающих результат деятельности фирмы и внесение предложений по их улучшению;
  • разработка мероприятий по проведению финансовой мотивации менеджеров и сотрудников, занятых на производстве;
  • получение и изучение всех рабочих бумаг и отчётов, которые необходимы для реализации своих должностных обязанностей;
  • подача на рассмотрение идей, которые должны способствовать оптимизации трудовой деятельности;
  • содействие устранению возникших сложностей, относящихся к сфере деятельности специалиста.

Помимо этого, экономист может управлять персоналом, поскольку из восьми перечисленных в соответствующем ПС базовых функций ему доступны шесть:

  • заполнение кадровых документов;
  • организация и отслеживание процесса оплаты труда;
  • поиск и наём рабочего персонала;
  • развитие корпоративной политики фирмы;
  • оценка деятельности других работников и проведение аттестационных проверок;
  • обучение персонала и повышение его квалификации.

Для выполнения этих обязанностей наличие трудового стажа не является обязательным. Максимальный требуемый уровень образования – специалист или магистр по соответствующей специальности.

Установленные документом требования

В числе основных требований к сотруднику, занимающему должность экономиста можно отметить:

  • область компетенции специалиста:
    • знание правовых актов и материалов, посвящённых планированию;
    • проведение анализа и учёта деятельности всего предприятия;
    • умение выстраивать свою деятельность с учётом всех актуальных изменений в законодательной сфере, затрагивающую область противодействия узаконению доходов;
  • уровень квалификации:
    • ведущие специалисты;
    • специалисты 1-й категории (высшее образование и опыт работы специалистом 2-й категории от 3 лет);
    • специалисты 2-й категории (ВО и стаж работы на аналогичной или похожей должности на протяжении 3 лет);
    • сотрудники, не имеющие квалификационной категории (ВО и отсутствие требований к опыту, либо среднее специальное образование и продолжительность стажа от 3 лет);
    • без квалификации (категория рассчитана только на бухгалтеров, которые вместе с тем не могут быть ведущими специалистами или специалистами второй категории).

Эти ориентиры позволяют максимально точно определить, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности, на какую зарплату он может претендовать и каков спектр его трудовых обязанностей.

Какими компетенциями должен обладать экономист по труду и заработной плате

В перечень компетенций специалиста входят следующие пункты:

  • обработка информационных данных (сюда относится отбор и представление всех необходимых сведений в заранее заданном виде);
  • выявление показателей, отражающих результаты экономической деятельности компании;
  • обнаружение зависимостей между показателями экономической деятельности, определение их свойств и вида;
  • прогнозирование:
    • совершение действий, направленных на разработку и формирование объектов, имеющих заранее заданные характеристики;
    • предварительное определение результата, который может стать результатом заданной системы действий.

Наличие знаний и опыта в сфере всех этих компетенции позволяет специалисту решать трудовые задачи максимально эффективно и быстро. Если же все совершаемые действия будут реализовываться с учётом положений профстандарта, то можно не сомневаться в том, что работа экономиста позволит компании долгое время удерживаться «на плаву» и развиваться.

Вашему внимание видео, которое содержит полную и подробную информацию о задачах экономиста на реально-действующем предприятии.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-ekonomista.html

Профессиональный стандарт бухгалтера в 2017 году — статья

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер».

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. По сути, профстандарт — это «дорожная карта» бухгалтерской профессии.

Что такое «профессиональный стандарт»

Профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Составляющие квалификации — знания, умения, навыки и опыт работы (ст. 195.1 ТК РФ). 

Специальность определяет трудовую функцию, а квалификация отражает уровень мастерства в рамках специальности (ст. 15 ТК РФ). Таким образом, профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности. Причем этот документ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован официально.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (письмо Роструда от 30.04.2008 № 1028-с).

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (пп. «а» п. 25) установлено, что профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики, организации аттестации работников.

Как пользоваться профстандартом?

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» (далее — Стандарт) выделены две должности — бухгалтер и главный бухгалтер.

Для каждой должности определена обобщенная трудовая функция, которая детализирована посредством конкретного перечня трудовых функций.

В отношении каждой функции указано, какие именно трудовые действия, умения и знания необходимы для ее реализации.

Очевидно, работник бухгалтерии как лицо, непосредственно заинтересованное, проштудирует Стандарт самостоятельно. Пересказывать его не имеет смысла. Рассмотрим отдельные моменты.

Профессиональный стандарт бухгалтера, скачать Приказ Минтруда от 22.12.2014 1061н.

Профессиональный стандарт для главного бухгалтера

От главного бухгалтера требуется составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта. Эта обобщенная функция включает в себя:

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности (по МСФО);
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

Во-первых, Стандарт относит налоговую отчетность к финансовой отчетности. В принципе это справедливо. Ведь суммы налогов, полученные в результате налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета. А во-вторых, Минтруд России считает, что рядовому бухгалтеру вести налоговый учет не под силу.

На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, составляющего отчетность, следует именовать (в трудовом договоре и в трудовой книжке) главным (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Бухгалтер должен выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам.

Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом (код 4121 по Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298). В обязанности таких работников входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

Работодателю целесообразно дифференцировать квалификацию бухгалтеров — например, предусмотреть должности «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике — «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой категории детально характеризует должностная инструкция.

Примечательно, что кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010-93). Бухгалтерами они не считаются. Получается, что после кассира участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации неудобна, да и не практикуется.

Новый стандарт бухгалтера. Требования к знаниям

В целом Стандарт предъявляет не просто высокие, а максимальные требования к знаниям как главных, так и «рядовых» бухгалтеров. Эти требования являются отражением нормативных требований к ведению учета, включая составление отчетности.

На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления повышения квалификации. В Школе Бухгалтера вы можете обновить и систематизировать знания, получить практические навыки и найти ответы на свои вопросы. Все наши курсы повышения квалификации разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Так, бухгалтеру необходимы знания основ законодательства об архивном деле, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства.

А вот знать МСФО бухгалтеру необязательно. Напрашивается вывод, что Стандарт не предполагает ведение учета на основе МСФО. Главный бухгалтер составляет консолидированную финансовую отчетность путем трансформации данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составленных по российским правилам.

Стандарт вменяет в обязанности бухгалтера составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг). Для этого ему необходимы представления о технологии, организации производства и управления, принятых в компании. Калькулирование предполагает и владение отраслевыми инструкциями (письмо Минфина России от 29.

04.2002 № 16-00-13/03). Между тем Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) предусматривает должность экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. Подлежит ли она упразднению — неясно.

Отметим, что от главбуха ожидается знание судебной практики по вопросам бухгалтерского учета. Хотя знание арбитражной практики по налоговым спорам несравненно важнее.

К сожалению, пониженных требований к бухгалтерам, ведущим учет на малых предприятиях или в условиях специальных налоговых режимов, Стандарт не предусматривает. 

Профессиональный стандарт для бухгалтеров, главных бухгалтеров – смотрите вебинар в Школе бухгалтера.

Образование и стаж

Требования Стандарта к образованию и стажу приводят в замешательство. Дело в том, что Закон № 402-ФЗ (п. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст.

7) устанавливает подобные ограничения лишь для главных бухгалтеров, причем в определенных случаях (в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта, сферы его деятельности и пр.).

В иных случаях, прямо неоговоренных, законодатель специальных требований к бухгалтерам не предъявляет.

В соответствии со Стандартом бухгалтер должен иметь либо среднее профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование. Но даже при наличии такого образования — еще и опыт практической работы по учету и контролю не менее 3-х лет.

 Возникает парадокс: специалист, получивший необходимое образование после вступления Стандарта в силу, но не имеющий означенного опыта, к работе по специальности допущен не будет. Тогда какой смысл в получении образования? Скажем, учет и контроль осуществляет табельщик (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв.

постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37). Не вправе работать бухгалтером и лицо, имеющее неоконченное высшее образование.

Дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. К освоению этих программ допускаются лица, имеющие либо получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 

Главбух, не имеющий высшего образования, должен иметь опыт практической работы не менее 5-ти лет из последних 7-ми календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

Наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет – требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования (письмо Минтруда России от 12.01.2016 № 14-3/В-3).

А вот каким критериям должен отвечать руководитель экономического субъекта, принявший ведение учета на себя (ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ), – об этом Стандарт вообще умалчивает. Хотя подобные решения весьма распространены и способны в значительной мере повлиять на качество финансовой отчетности. 

В таблице приведена выдержка из профстандарта «Бухгалтер» о требованиях к образованию, обучению, опыту работы и особым условиям допуска к работе:

Возможные наименования должностей Бухгалтер Главный бухгалтер
Требования к образованию и обучениюСреднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профессиональное образование по специальным программамВысшее образование, Среднее профессиональное образованиеДополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Требования к опыту практической работыПри специальной подготовке по учету и контролю не менее трех летНе менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет
Особые условия допуска к работеВ отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования

Чем грозит несоответствие Стандарту?

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это указано в статье 81 ТК РФ.

 А вот недостаточный стаж, как и отсутствие необходимого образования, не могут быть основанием для увольнения.

То есть бухгалтерским работникам «на местах» ничего не грозит. Буквального следования Стандарту можно опасаться при приеме на работу. Кстати, требования Стандарта уже взяли «на вооружение» кадровые агентства, подбирающие персонал для бухгалтерий.

Применение профстандартов. Изменения в ТК РФ

Статья подготовлена с использованием материалов Елены Дирковой, директора ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Источник: https://school.kontur.ru/publications/407

Профстандарты как коммерческий проект

Профстандарты как коммерческий проект

16.07.2016 |

«В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики, обеспечения высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» — цитата из выступления Президента Российской Федерации на совещании 09 декабря 2013 года, посвященном вопросам разработки профессиональных стандартов.

Я обеими руками «за».

Да вот только не получится так.

И не потому, что еще в 2011 году Международная организация труда, проанализировав результаты модернизации системы квалификаций в 16 странах, пришла к выводу, что никаких достоверных данных о пользе такой модернизации нет — любопытные могут почитать доклад здесь.

А потому, что «Профессиональные стандарты» — это успешный коммерческий проект, цели которого гораздо более прозаичны, чем «обеспечение высокого качества жизни…».

Этим объясняется и, мягко говоря, не очень высокое качество многих профстандартов, о котором я уже писал в статье Профстандарты — плакать или смеяться, и «странности» их правового статуса — сами по себе обязательными они не являются, по желанию можно пользоваться либо профстандартами, либо квалификационными справочниками.

Профстандарты — коммерческий проект

Очевидным подтверждением этого является принятие Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который дает «зеленый свет» коммерциализации проекта.

Следующим шагом в этом направлении будет рассмотрение Госдумой законопроекта о проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, который, я уверен, будет принят без проволочек, как и закон «О независимой оценке квалификации».

Если вы не читали оба эти документа, коротко поясню, о чем речь.

Первый закон — «О независимой оценке квалификации» позволяет монетизировать профстандарты по следующей схеме.

Одни юридические лица, именуемые отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, наделяют другие юридические лица — центры оценки, эксклюзивными правами сбора денег с соискателей и работодателей за оценку соответствия работников и соискателей профстандартам.

Второй закон, пока еще законопроект, позволит по описанной выше схеме собирать деньги за аккредитацию с образовательных учреждений, так что никто из участников рынка труда не останется неохваченным заботой о соответствии профстандартам.

При этом первые юридические лица, читай, отраслевые советы по квалификациям, сами определяют, что и как оценивать.

К примеру, Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, в миру именуемый как Ассоциация консультантов по подбору персонала, получает на откуп рынок «независимой оценки квалификации» в сфере управления персоналом.

А Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников (слышали про такую?) будет контролировать рынок независимой оценки соответствия профстандартам одноименных работников и соискателей.

И никто не сможет запретить «Национальной ассоциации..» считать подачу кофе работой, для выполнения которой обязательно высшее образование, как утверждает уже утвержденный профстандарт.

Хотя, наверное, я слишком многого ожидаю от «ассоциации», ведь в меню на главной странице ее сайта даже слово «сертификация» написано с ошибками.

Кстати «руки государства», о которых говорил Президент, и в которых «система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов обеспечения высокого качества жизни людей»,  рынка «независимой оценки» вообще никак не касаются — отраслевые советы по профессиональным квалификациям контролируются только Национальным советом по профессиональным квалификациям, возглавляемым руководителями Российского Союза Промышленников и предпринимателей.

Министерство труда в проект никак не вмешивается, контролируя только правильность заполнения бланков проектов профстандартов и по умолчанию одобряя профстандарты, прошедшие «экспертизу» Национального совета по профессиональным квалификациям.

Блестяще решена задача поиска инвестиций для открытия центров оценки — в пояснительной записке к законопроекту «О независимой оценке квалификации» на создание центров независимой оценки Российский Союз Промышленников и предпринимателей запросил у государства субсидию в размере 300 миллионов рублей.

Это значит, что государство просто выделит деньги на развитие бизнеса по независимой оценке квалификации, не требуя отчета о тратах и участия в доходах от бизнеса.

Всем бы такого инвестора!

Впрочем на профстандарты действительно денег не жалко — 140 миллионов рублей уже давно получил на развитие темы профессиональных стандартов Российский Союз Промышленников и предпринимателей, десятки лотов на разработку профстандартов со стандартной стоимостью 550 тысяч рублей регулярно осваиваются посетителями сайта Госзакупки.

При этом «платные» профстандарты срочно требуются  для самых распространенных и востребованных профессий.

Например, для «работника по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта», «инженера-программиста в области ядерного оружейного комплекса», «специалиста в сфере управления проектами государственно-частного партнерства» и т. д.

Бюджетным организациям прямо предписано не жалеть денег на профстандарты — фраза «учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), государственным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год» два раза повторяется в разъяснительном письме Минтруда «По вопросам применения профессиональных стандартов» № 14-0/10/В-2253 от 04 апреля 2016 года.

В общем, как видим, денег на рынке услуг по обеспечению соответствия профстандартам немало — заработать можно неплохо.

Кроме того, можно сделать бизнес на профстандартах еще более прибыльным и перспективным, если обеспечивать его развитие «правильными» законами.

Если кто-то сумеет разработать и продвинуть законопроект, по которому «независимая оценка» станет такой же обязательной, как покупка полиса ОСАГО, страховщики будут кусать локти от зависти.

Впрочем, до 1 января 2017 года, когда закон «О независимой оценке» вступит в силу, время еще есть.

Почему профессиональные стандарты — это только бизнес

Можно, конечно, сказать, что я неправ, и счастливое будущее с профстандартами всенепременно наступит.

Хотелось бы ошибаться, но увы — никаких других планов, кроме сбора денег за оценку на соответствие профстандартам и аккредитацию, у участников этого проекта нет.

Можно посетить сайт Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, можно посмотреть, какие документы готовило учрежденное РСПП Национальное агентство развития квалификаций, которое, собственно, и разрабатывало этот проект — везде завершающим этапом проекта является создание центров оценки и аккредитации.

Вот только логическая связь между сборами с соискателей за оценку их соответствия требованиям профстандартов и «модернизацией экономики, обеспечением высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» представляется несколько сомнительной.

Как-то так…

Нужны ли вообще профессиональные стандарты, центры оценки и т.п

Сложный вопрос.

Там, где требования к квалификации и оценка соответствия им являются критическими, системы оценки существуют и без профстандартов.

Медики, к примеру, если посмотреть список профстандартов в здравоохранении, а их разработано всего лишь 14, вообще в этом проекте не участвуют — их система сертификации медицинского персонала не требует создания специальных центров оценки, а квалификационные требования — изложения на бланках, разработанных для профстандартов.

Про профстандарты в сфере управления персоналом я уже писал — в том виде, в каком они приняты сейчас, они, по-моему скромному мнению, точно не нужны никому, кроме отраслевого совета по профессиональным квалификациям.

Допускаю, что в том, что касается технических специальностей, существуют и жесткие требования к квалификации, и объективные методы оценки, но существует ли при этом необходимость в центрах оценки, судить не берусь.

Могу только осторожно предположить, что если бы она была, то такие центры были бы созданы без глобального проекта по разработке профстандартов.

Резюме

Многое из того, что происходит вокруг нас, даже то, что кажется непонятным и несправедливым, на самом деле объяснимо с точки зрения интересов конкретных людей, групп или компаний.

«Ключевое направление деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей — «цивилизованный лоббизм» — это общеизвестная фраза А.А. Шохина, председателя Национального совета по профессиональным квалификациям, полагаю, является исчерпывающим объяснением того, почему проект так успешен.

И не стоит переживать по поводу того, что опять «хотели как лучше, а получится, как всегда» — государство реализует множество не менее масштабных проектов, малоприятных для многих из нас, вспомним хотя бы ОСАГО и ЕГЭ или вечную реформу ЖКХ…так что несколько сот миллионов рублей, выделенных РСПП на тему профстандартов и профиты отраслевых советов по квалификациям — это капля в море…

Надеюсь, что понимание логики процесса приобщения нашей страны к профессиональным стандартам пригодится вам в работе и карьере.

Всем успехов!

Денис Карандашев

P.S. Получить подробную информацию о решениях задач, связанных с применением профстнадартов и ведением кадрового делопроизводства, можно здесь.

      Подписывайтесь на рассылку

Отслеживайте наши новости в социальных сетях.

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Источник: http://hr-praktika.ru/blog/obuch/professionalnye-standarty-kak-kommercheskij-proekt/

Добавить комментарий