Какими полномочиями наделяется представительство?

Содержание

8(499)938-71-68

Общественные советники – кто они?

Какими полномочиями наделяется представительство?

Еще раз о доступности и прозрачности власти.

Москва последовательно идет по пути наибольшего участия жителей в жизни столицы и более тесному взаимодействию власти и общества.  Это одна из главных задач Правительства Москвы и ее мэра Сергея Собянина в области совершенствования эффективности системы управления и контроля исполнения принятых властью решений.

В 2012 г. мы уже были свидетелями значительного расширения полномочий депутатов органов местного самоуправления столицы, в т.ч. в области контроля над деятельностью органов власти по исполнению принятых решений. В 2013 г.

последовало решение о праве депутатов муниципальных собраний распоряжаться значительными дополнительными финансовыми средствами, выделенными мэром на благоустройство внутридворовых территорий и подъездов во взаимодействии с органами власти и ЖКХ.

Организован институт общественных советников. Это еще один шаг на пути обеспечения доступности власти и прозрачности ее работы, а также совершенствования системы местного самоуправления.

Кто же эти общественные советники, для чего они нужны, какова их роль во взаимоотношениях власти и общества? Это жители Москвы, готовые поддержать мэра в его инициативах по совершенствованию городской среды, принимающие добровольное участие в осуществлении общественного контроля, в том числе за чиновниками исполнительной власти, в создании благоприятной среды проживания, повышении качества взаимодействия органов исполнительной власти города с населением. Таким образом, они являются дополнительным выразителем общественного мнения.

В Зеленограде составлены и утверждены списки советников, которые уже приступили к работе. Их численность в округе – более 600 человек. А всего в Москве их 20 тысяч – целая армия.

Поскольку этот общественный институт совершенно новый, то, естественно, вызывает интерес: по каким именно вопросам осуществляется взаимодействие советников с властью, как оно выглядит на практике.

За разъяснениями мы обратились к главе управы района Старое Крюково Л.Петровой.

– Институт общественных советников – дополнительный инструмент, совершенствующий систему местного самоуправления. Он должен стать эффективным каналом двусторонней связи между властью и обществом, – пояснила Людмила Ивановна.

– Но ведь существует депутатский корпус с расширенными полномочиями как орган волеизъявления граждан и контроля над деятельностью власти. Кроме того, сама власть регулярно проводит встречи с жителями по самым важным вопросам жизни округа и района, учитывает общественное мнение, корректирует планы. Не будет ли фактически дублирования функций контроля?

– Нет. Напротив, мы ожидаем, что произойдет совершенствование этих функций. Конечно, встречи с населением, общественные слушания будут проходить, как и раньше. Но участников таких мероприятий, возможно, станет гораздо больше благодаря тому, что советники будут об этом постоянно напоминать жителям.

– Сколько советников в вашем районе? Существует ли какой-то лимит или норматив, определяющий их численность?

– У нас, в Старом Крюково, 67 общественных советников от 60 жилых домов. Таким образом, от каждого дома – по одному представителю, а от самых больших, многоподъездных – по два.

Нормативов по их численности нет, но чем больше их будет – тем лучше. Эти люди проявили желание заниматься общественной деятельностью, имеют конструктивную позицию и, как показывает жизнь, солидарны с главой района, префектом округа, мэром Москвы во взглядах на развитие столицы, округа и района. Они проявляют большой неподдельный интерес к тому, что делает власть.

– Депутаты органов местного самоуправления избирались от политических партий и имеют свои партийные взгляды и принципы. Может быть, это в какой-то мере мешает взаимодействию власти и общества, а советники способны устранить эти издержки и оградить власть от «оппозиционеров»?

– Никаких издержек по политическим мотивам во взаимодействии власти с депутатами нет. Об этом и речи быть не может! Депутаты призваны решать, в основном, хозяйственные вопросы с учетом мнения и наказов избирателей. В этом заинтересована и власть.

Хозяйственная и благоустроительная деятельность по развитию района, по определению, не может иметь никакой политической окраски. И все, что касается деятельности общественных советов, также не имеет никакого отношения к политике. Их задачи лежат совсем в иной плоскости. Это не политический инструмент.

– Поясните, в какой именно плоскости лежит их деятельность? Какую пользу они могут принести району? Что вы ожидаете от такого взаимодействия?

– Я уже работаю с нашими советниками и ожидаю большую пользу от нашего взаимодействия. Так, они уполномочены информировать территориальные органы исполнительной власти, правоохранительные органы о фактах нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства, сообщать о нарушениях регистрационного учета собственниками и жильцами квартир.

В составе советников как минимум один представитель от каждого дома в районе. Конечно, им на месте все виднее. Они вправе выявлять и устранять самовольно размещенные рекламные и иные материалы, принимать участие в проведении социологических исследований, опросов, анкетирования среди жителей дома, в т.ч. посредством телефонных опросов.

Они должны выявлять и предоставлять в территориальные органы исполнительной власти и правоохранительные органы информацию о социально неблагополучных гражданах, безнадзорных малолетних детях, давать предложения по благоустройству района и многое другое.

– Могли бы вы дать некий «социальный портрет» корпуса общественных советников в районе? Оплачивается ли их деятельность?

– В число советников входят люди, которые хорошо знают жителей. Это старшие по домам и подъездам, ветераны-пенсионеры, работники территориального центра социального обслуживания, тренеры и спортсмены спортивных школ и ФОК, инициативная молодежь.

Встречаемся мы, как минимум, раз в неделю. Не всегда советники могут прийти в полном составе, поэтому иногда встречаемся по какому-либо конкретному вопросу, касающемуся того или иного дома, двора. Работаем мы сообща, плодотворно и результативно. Деятельность советников не оплачивается, осуществляется она на общественных началах.

О том, как видят свою роль сами представители нового инструмента взаимодействия власти и общества, охотно рассказала общественный советник района Старое Крюково Зинаида Ивановна Павлова.

– Я живу в корпусе 925 с 1975 года, и мне небезразлично, как будет развиваться мой район, как будет благоустроен мой двор, как нам отремонтируют подъезды, как здесь будут жить наши дети и внуки.

Я хочу, чтобы здесь была создана комфортная среда и для пенсионеров, и для молодежи, и для детей. Чтобы в подъездах и во дворах был порядок. Чтобы не было правонарушений.

Я знаю почти 100% жителей нашего дома по именам, роду деятельности. Мы постоянно общаемся. Я вижу свою роль в том, чтобы помочь им. У депутата – тысячи избирателей. Не всегда он способен всех охватить.

А тут – вот он, мой дом, мои друзья, соседи – все свое, родное!

Источник: http://id41.ru/interview/___/obshchestvennye_sovetniki_kto_oni/

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО).

Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы.

Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа.

Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений.

К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество.

Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО.

Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов.

В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа.

Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо.

Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно.

Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты.

Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек.

В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы.

В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората.

Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.

Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах.

Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской.

Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия.

Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Источник: http://.ru/article/321090/munitsipalnyiy-deputat-polnomochiya-prava-i-otvetstvennost-deputat-soveta-deputatov-munitsipalnogo-okruga

Помощник депутата: права и обязанности. Как стать помощником депутата? :

Словосочетание “помощник депутата” встречается сегодня довольно часто. Многие имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается человек, находящийся на этой должности. Кто-то видит в нём влиятельного заместителя, а некоторые считают, что это обычный гражданский служащий. Разберёмся, кто же он на самом деле и как им стать.

С чего начать? юридический аспект

Поиски ответа на вопрос о том, как стать помощником депутата, нужно начинать прежде всего с детального изучения нормативно-правовых основ. Это может занять некоторое время. Поскольку законодательных актов различного уровня, регулирующих вопросы соответствия должности, трудоустройства, а также права и обязанности человека, занимающего должность «помощник депутата», достаточно много.

Первое требование, предъявляемое к помощнику – гражданство Российской Федерации, поскольку народные избранники представляют интересы не отдельно взятой личности или группы, а народа этой страны.

Среди всей массы нормативно-правовой документации, которая имеет отношение к этому вопросу, можно выделить два основных Федеральных закона. Первый регулирует статусы: членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, здесь также содержатся нормы, оговаривающие некоторые аспекты деятельности помощников.

Второй определяет положения, касающиеся государственной гражданской службы. Ведь, как известно, статус помощника являет собой одну из должностных категорий реестра федеральной службы.

Необходимая квалификация

Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.

  1. Кандидат на должность непременно должен иметь высшее образование. Какое именно? На этот вопрос представители народных избранников дают разные ответы. Все зависит от предпочтений депутата. В числе наиболее востребованных: юридическое, экономическое, в ряде случаев – техническое. А ещё лучше, если их будет несколько.
  2. Наличие стажа работы. Он может иметь отношение к гражданской службе и в этом случае должен составлять не меньше двух лет. Также может приниматься во внимание наличие стажа по специальности. В этом случае он должен составлять более чем четыре года.
  3. Соответствующие этой профессии знания и практические навыки, которые позволят успешно справляться с поставленными задачами.

Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.

Определяющим моментом здесь выступают личностные предпочтения самого депутата. Его стиль руководства, активность и другие качества. Инода решающее слово остаётся за партией, членом которой является тот или иной депутат.

Регламент работы

Правила служебной деятельности, которую осуществляет помощник депутата Государственной думы, всегда регулируются и фиксируются соответствующим документом. Для этого создаётся такой нормативный документ, как должностной регламент. В его формировании, кроме депутатов Государственной думы, принимает участие руководитель аппарата нижней палаты парламента.

Кроме регламента, есть должностная инструкция.

Однако следует заметить, что основные направления деятельности, которые должен реализовывать помощник депутата Госдумы, народный избранник вправе определять самостоятельно.

И как часто бывает в этих случаях, поручения не ограничиваются регламентом или должностными инструкциями. Здесь самое время вспомнить о том круге обязанностей, который имеет помощник депутата.

Основные функции

Их определяет закон. Обязанности, которые должен выполнять помощник депутата, скромно уместились всего в шести пунктах. Но каждый из них включает целое направление деятельности.

Например, в одном из пунктов говорится о том, что помощник должен вести делопроизводство.

Разумеется, что в это понятие можно включить много различных действий, которые будут иметь отношение к документации, её созданию, хранению, своевременному уничтожению и т. д.

Эти пункты можно обобщить, представив все обязанности в виде нескольких функций:

  1. Организационная, которая заключается в подготовке и проведении встреч депутата с посетителями и избирателями.
  2. Информационная, аналитическая, справочная и другие, охватывающие все виды подобной помощи в осуществлении полномочий.
  3. Делопроизводственная – все, что касается документооборота и не только.
  4. Дополнительные функции, оговорённые в контракте или договоре.

Нет необходимости детализировать первое, третье и четвёртое направления, поскольку они будут определяться на основе предпочтений депутата и того количества помощников, которое у него есть. На втором следует остановиться подробнее.

Аналитическая работа

Именно здесь потребуются недюжинные таланты и громадная ответственность помощника, поскольку данный вид деятельности является в некотором роде творческим.

Здесь нужно обладать интуицией, уметь прогнозировать развитие некоторых событий, учитывая при этом направленность политических и социальных действий народного избранника. Эти качества не только позволят быть незаменимым помощником, но и сделают возможной собственную политическую карьеру.

Ведь давно известно, что политика – это неординарный вид деятельности. По мнению известнейших мыслителей прошлых веков, она являет собой не только призвание, но и особое искусство.

В работе с различного рода информацией помощнику нужно всегда помнить о том, что она имеет отношение к делам государственной важности. Поэтому, даже если и отсутствует гриф секретности, распространяться о делах по службе не следует. Разумеется, что подобной точки зрения придерживаются и сами депутаты. Поэтому особенно ценится тот помощник, который не выносит информацию за пределы кулуаров.

Немного о правах

Сразу заметим, что некоторые из них могут реализовываться лишь по поручению депутата. Закон уместил права всего в нескольких пунктах. Итак, помощник депутата имеет право:

  • бесплатно перемещаться на автобусах и поездах в рамках территории, определённой нормативно;
  • беспрепятственно входить в помещения любых учреждений, в том числе и государственных органов, а также использовать их технику в случае необходимости;
  • для организации приёмов высокопоставленных лиц использовать помещения вокзалов, аэропортов и т. д.;
  • принимать корреспонденцию, адресованную депутату.

Разумеется, этот перечень далеко не полный, поскольку существующий круг полномочий самого народного избранника иногда выходит из ограниченных законом рамок, что определённым образом сказывается и на его помощниках.

Удостоверение и трудоустройство помощника депутата

Отношение у народа к документам у нас в стране особое. Ведь недаром гласит расхожая фраза, что без определённой «бумажки» человек для некоторых своих собратьев не представляет никакого интереса.

Такая же ситуация и с документом, коим является удостоверение помощника депутата.

Злоупотреблять его демонстрацией не стоит, поскольку это может негативно сказаться не только на имидже депутата, но и на репутации всей партии или фракции. Лучше быть осмотрительным.

Как помощник народного депутата может трудоустраиваться? Здесь закон предлагает несколько вариантов:

  • по контракту на определённый срок;
  • по трудовому договору также на срочной основе;
  • на общественных началах.

О том, на каких основаниях работает помощник, производится соответствующая запись в его удостоверении. Следует заметить, что в первых двух случаях количество помощников небольшое: от двух человек до пяти, а в третьем депутат может иметь до сорока помощников.

Деловые качества

Круг их достаточно широк. Народные избранники хотят видеть в помощнике человека разностороннего, который может если не все, то многое. Выделим основное:

  • навыки работы секретаря, которые включают умение работать с компьютерной техникой, ориентироваться в современном программном обеспечении;
  • хорошие организаторские способности, обеспечивающие выполнение как каждодневных операций, так и непредвиденных;
  • дальновидность, которая позволит опередить управленческие распоряжения и сэкономит время, освободив от необходимости тщательного планирования.

Деятельность народного депутата является сложной, разноплановой и требует от помощника соответствия всем этим условиям.

Личностные характеристики

Здесь тоже потребуется приложить усилия. Далеко не каждый народный избранник видит в своём подчинённом только лишь хорошего исполнителя.

Учитывая особенности политической деятельности, работа помощник депутата требует активной позиции, которая подразумевает участие в дискуссиях, умение предложить что-то новое и аргументировать высказанную точку зрения.

Подобный формат деятельности требует уверенности, активности, инициативности.

В то же время помощник депутата РФ должен быть дипломатичным. Если последовала критика каких-либо действий со стороны руководства, нужно спокойно реагировать, признавая, что она была обоснованной.

Работа с избирателями и посетителями требует коммуникативных навыков, а также сдержанного и опрятного внешнего вида.

Каковы шансы реализовать такое трудоустройство?

Если знакомство с вышеизложенным не умерило пыл и вопрос о том, как стать помощником депутата, не потерял своей актуальности, можно оценить реальные возможности. Для этого достаточно обратиться к нормам закона. В нём указано, что помощников у депутата может быть довольно много – сорок, однако есть несколько но.

Первое – это то, где планируется работа. Если речь идёт об одной из палат парламента, то их может быть всего двое.

Второе – вид трудоустройства. Если есть желание работать на общественных началах, то помощников может быть не более сорока. В случае оформления трудовых отношений по контракту или трудовому договору их число составит не более пяти человек.

То есть попасть в помощники проще, начав работать на общественных началах. На этом этапе нужно постараться хорошо зарекомендовать себя. Это, возможно, откроет путь к более высоким достижениям на данном поприще.

Источник: https://www.syl.ru/article/210121/new_pomoschnik-deputata-prava-i-obyazannosti-kak-stat-pomoschnikom-deputata

Зачем при управах столицы создаётся институт общественных советников

Зачем при управах столицы создаётся институт общественных советников

Мэрия столицы предложила москвичам взять под контроль работу органов исполнительной власти. Граждан призывают в ряды общественных советников при муниципальных управах – стать связующим звеном между жителями и чиновниками. Предполагается, что так москвичи смогут более эффективно отстаивать свои интересы.

Институт общественных советников, который должен заработать в полную силу нынешней весной, уже назвали новой структурой гражданского общества.

В том, насколько это верно, на самом ли деле советники смогут влиять на решения властей и не превратятся ли со временем в чиновников «без портфеля», разбиралась «Наша Версия».

24 декабря прошлого года мэр столицы Сергей Собянин утвердил «Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы».

– В соответствии с положением в Москве появятся общественные советники – горожане, принимающие добровольное участие в осуществлении общественного контроля, создании благоприятной среды проживания, повышении качества взаимодействия органов исполнительной власти города с населением, – прокомментировали тогда инициативу в мэрии.

На «раскачку» ушёл месяц. К февралю необходимые документы, определяющие механизм деятельности советников, уже были готовы, после чего настала пора заняться формированием их рядов. За этим, впрочем, дело не стало – счёт желающих стать посредником между жителями и властью сразу пошёл на тысячи.

В управах этому обстоятельству были только рады. Суть новации, как поясняют в мэрии, как раз и заключалась в том, чтобы своего общественного советника обрела каждая столичная многоэтажка, поэтому чем больше – тем лучше.

Однако, как известно, лучший способ погубить хороший проект – забюрократизировать его, задавив числом участников.

Неудивительно, что у многих сам собой родился вопрос: для отстаивания интересов москвичей существуют депутаты, зачем в таком случае потребовалось городить новый огород общественных советников, не обладающих властными полномочиями? Получается, что они будут в лучшем случае управдомами?

Верхи хотят – низы могут

– Общественные советники обеспечивают взаимодействие жителей города с органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов жителей при формировании социально-экономической политики, практической реализации принципов развития гражданского общества – так официально описывается суть идеи.

В мэрии конкретизируют: задача общественных советников – стать связующим звеном между гражданами и в первую очередь управой района. В их задачу будет входить информирование соседей о новых инициативах властей, нормативных актах, предстоящих в районе мероприятиях.

Хотя главной функцией советников всё же станет налаживание обратной связи. В обязанность им просто вменяется мониторинг мнений жителей о принимаемых в управе решениях и эффективности их исполнения.

Что стоит за этим, понятно: таким образом мэр хочет получить эффективный канал получения информации, чтобы черпать сведения о настроениях горожан не из отчётов чиновников с мест, которые всё равно приукрасят правду, а из первоисточника.

Очевидна и причина такого решения: волнения в Западном Бирюлёве ясно показали, что частные проделки какого-нибудь мелкого чиновника могут стать причиной большого конфликта. Есть и другие примеры такого рода. Поэтому в мэрии вполне логично решили взять контроль в свои руки.

Также общественным советникам придётся взаимодействовать с правоохранительными органами. Здесь прежде всего делается расчёт на то, что они помогут бороться с так называемыми резиновыми квартирами и местами массового проживания нелегальных мигрантов. Есть резон надеяться, что в этих вопросах общественные советники найдут поддержку со стороны москвичей.

Наконец, ещё одной обязанностью советников станет налаживание коммуникации с ТСЖ, управляющими компаниями (УК) и эксплуатирующими организациями. Пожалуй, эта их функция окажется наиболее востребованной со стороны москвичей. Претензий к УК и коммунальным службам у горожан немало, и лишний механизм защиты своих прав в общении с ними пойдёт только на пользу.

Эксперты из народа

– Инициатива создания института общественных советников вполне вписывается в общий контекст политики Сергея Собянина: построение постоянной коммуникации с москвичами, – говорит политолог Дмитрий Орлов.

 – Это новый этап работы, с тем чтобы обеспечить доступность власти и прозрачность её действий. Здесь могут быть смоделированы разные подходы. Возможно, будут подбираться советники-профессионалы в различных отраслях – ЖКХ, здравоохранении, миграционной политике.

В этом случае мэр получит расширенный экспертный совет. Или же ставка будет сделана на большое число активистов, с которыми «зона покрытия» станет в разы больше. Они смогут многое увидеть, собрать информацию на местах о целом пласте волнующих москвичей вопросов.

Не исключено, что некоторые важные проблемы будут обозначены впервые.

Оба из возможных результатов, как отмечают эксперты, по-своему эффективны.

Во-первых, сам принцип существования такого института, как общественный совет, предполагает, что заседать в нём будут не только люди, являющиеся специалистами в данной конкретной сфере, но и представители совершенно сторонних профессий, благодаря чему и удастся охватить все сферы общественной жизни.

По такой схеме формируется Общественная палата Москвы, в состав которой входят и предприниматели, и учёные, и артисты, и музыканты. Аналогичным образом уже не первый год действуют общественные советы, существующие при департаментах столицы, а также при районных управах.

Во-вторых, как и в любой волонтёрской деятельности, в деятельности советников больше важны личные инициатива и стремление, а не статус. – Случайные люди сюда не приходят, поскольку работа очень непростая, – поясняет общественный советник из Ново-Переделкина Светлана Крейнес.

 – У нас в районе общественные советники – это лидеры общественного мнения. Состав очень разный: и пенсионеры, и преподаватели, и воспитатели детских садов, и врачи, и ветераны, и студенты. Есть даже целая семья общественных советников.

Главное, что все они знают проблемы своего района и знают, как их решить.

В списках советников уже 20 тысяч человек

Как следует из положения, стать общественным советником может любой житель Москвы, достигший 18 лет. Среди других требований к кандидату – активная жизненная позиция и готовность принимать непосредственное участие в решении насущных вопросов, волнующих горожан.

Причём бескорыстно: денег или каких-либо других бонусов за свою деятельность советники получать не будут – их работа строится на добровольной основе. К настоящему времени желающих стать общественными советниками набралось уже около 20 тыс. человек.

Сейчас они проходят обучение: в ходе информационных встреч представители управы знакомят их с порядком деятельности органов власти и городского хозяйства столицы, чтобы они ориентировались в работе тех, с кем им придётся контактировать.

В течение марта с будущими советниками встретятся вице-мэры – для ознакомления представителей общественности с основными параметрами развития города. В полной мере, как сообщается, новый институт должен окончательно оформиться и заработать уже к середине весны.

Источник: http://versia.ru/articles/2014/mar/10/shtatskiy_sovetnik

Источник: http://monitoring.mhg.ru/zachem-pri-upravah-stolicy-sozdayotsya-institut-obshchestvennyh-sovetnikov

Полномочия депутата местного самоуправления – Народный политический рейтинг

Полномочия депутата местного самоуправления - Народный политический рейтинг

25.10.2016

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д.

Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО.

Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования.

Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

https://www.youtube.com/watch?v=IaHMgToJIjA

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений.

То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку.

Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме.

Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна.

Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения.

Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры.

Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования.

Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.

Администратор.

Источник: http://politicalrating.ru/articles/poleznoe/polnomochiya-mestnyh-deputatov/

Добавить комментарий