Каков профстандарт для методиста?

Содержание

8(499)938-71-68

Реестр профессиональных стандартов

158
Регистрационный номер
Организационно-методическая деятельность в области физической культуры и спорта 05.005
(наименование вида профессиональной деятельности)Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой подготовки на базе физкультурно-спортивных организаций, центров спортивной подготовки, а также образовательных организациях дошкольного и дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, образовательных организациях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта
Группа занятий:
2359Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы 3310Преподавательский персонал начального образования
3320Персонал дошкольного воспитания и обучения 3330Преподавательский персонал специального обучения
3431Административно-управленческий персонал
(код ОКЗ)(наименование)(код ОКЗ)(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1Дошкольное образование (предшествующее начальному общемуобразованию)
80.10.3Дополнительное образование детей
80.22.2Среднее профессиональное образование
80.42Образование для взрослых и прочие виды образования, невключенные в другие группировки
92.61Деятельность спортивных объектов
92.62Прочая деятельность в области спорта
93.04Физкультурно-оздоровительная деятельность
(код ОКВЭД)(наименование вида экономической деятельности)
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
AОрганизация и проведение занятий по физическому воспитанию, оказание практической и методической помощи по вопросам физической подготовки4Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утвержденным программамA/01.44
Проведение спортивно-оздоровительной работыA/02.44
Вовлечение населения различных возрастных групп в занятия физической культурой и спортомA/03.44
Консультирование по вопросам улучшения физической подготовленности населения различных возрастных группA/04.44
BФизическая подготовка и обучение детей физической культуре в соответствии с программой и методиками физического воспитания5Организация активного отдыха обучающихся, занимающихсяB/01.55
Организация работы кружков и спортивных секций, спортивного активаB/02.55
Планирование, организация и проведение образовательной работы по физической культуре с обучающимися, занимающимисяB/03.55
Методическая и консультационная помощь работникам образовательной организации, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихсяB/04.55
Проведение физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, занимающимися во время занятий физической культурой в спортивном сооружении и на его территорииB/05.55
CПроведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации и обеспечение безопасности в спортивном сооружении и на его территории5Организация проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организацииC/01.55
Проведение набора и отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организацииC/02.55
Обеспечение безопасности и профилактика травматизма занимающихся в физкультурно-спортивной организацииC/03.55
Проведение мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы физкультурно-спортивной организации для занятий физической культурой и спортомC/04.55
Организационно-методическое руководство деятельностью волонтеров в области физической культуры и спортаC/05.55
Анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы физкультурно-спортивной организацииC/06.55
DОрганизационно-методическое обеспечение и координация образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта в образовательных организациях6Методическое обеспечение отборочного, тренировочного и образовательного процессовD/01.66
Контроль тренировочного и образовательного процессовD/02.66
Методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спортаD/03.66
EРуководство деятельностью по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации6Руководство организацией и проведением физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организацииE/01.66
Руководство процессом набора и отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организацииE/02.66
Организация и руководство проведением мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы физкультурно-спортивной организации для занятия физической культурой и спортомE/03.66
Планирование развития методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организацииE/04.66
FРуководство в области методического обеспечения и координации тренировочного и образовательного процессов в образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта6Руководство методическим обеспечением отборочного, тренировочного и образовательного процессовF/01.66
Руководство процессом контроля тренировочного и образовательного процессовF/02.66
Руководство методическим сопровождением деятельности специалистов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спортаF/03.66
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик
ООО «Техно-Ресурс», город Пермь
Наименования организаций-разработчиков
1. ГАУ Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства Саратовской области», город Саратов
2. ГБОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу», город Москва
3. ГБУ Воронежской области «Центр спортивной подготовки сборных команд «Школа высшего спортивного мастерства», город Воронеж
4. ГБУ физической культуры и спорта «Центр спортивной подготовки сборных команд области», Вологодская область
5. ГОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по летним видам спорта Московской области», город Фрязино, Московская область
6. Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России», город Москва
7. ФГБОУ ВПО КГУФКСТ «Училище (техникум) олимпийского резерва», город Краснодар
8. ФГБОУ СПО «Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Брянск
9. ФГБОУ СПО «Государственное среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва», город Щелково, Московская область
10. ФГБОУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва» город Бронницы, Московская область
11. ФГБОУ СПО «Государственное училище олимпийского резерва по хоккею», город Ярославль
12. ФГБОУ СПО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Смоленск
13. ФГБУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Самара
14. ФНЦ ВНИИФК (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта»), город Москва
15. ФГБУ ФЦПСР (Федеральный центр подготовки спортивного резерва), город Москва
16. ФГОУ СПО «Омское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Омск

Возврат к списку

Источник: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54495

Профстандарт инструктора-методиста | Статьи | Журнал «Кадровое дело»

Физической подготовкой в учебных заведениях занимаются сотрудники тренерского состава, однако не менее важна и техническая, организационная сторона вопроса. Для того, чтобы унифицировать работы специалистов этой сферы, Минтруд утвердил профстандарт инструктора-методиста. Разберем его подробнее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда и с какой целью утвердили профстандарт инструктора-методиста;
  • какие виды трудовой деятельности описывает профстандарт инструктора-методиста;
  • какие требования к уровню квалификации работников предъявляет профстандарт инструктора-методиста в 2016 году.

Физическая культура — особая сфера социальной деятельности, направленная, прежде всего, на развитие физических способностей человека и укрепление его здоровья. Двигательная активность играет важную роль в формировании здорового образа жизни, а в детском и подростковом возрасте способствует социальной адаптации и гармоничному развитию.

Именно поэтому в дошкольных, средних и высших учебных заведениях проводится спортивная подготовка учеников и студентов. Существуют и специализированные учреждения, занимающиеся исключительно спортивно-массовой подготовкой.

Проведением практических занятий занимается тренерский состав, в то время как организационно-методическое обеспечение оздоровительной и спортивной подготовки входит в круг задач, очерченный профстандартом инструктора-методиста.

Узнайте, как подготовиться к переходу на профстандарты

Для чего нужен профстандарт инструктора-методиста в 2016 году?

Профстандарт инструктора-методиста, утвержденный приказом Минтруда России №630н от 8.09.2014г., устанавливает четкие квалификационные требования к работникам, занимающимся организационно-методической деятельностью в области физической культуры и спорта.

Документ предназначен для применения в сфере дошкольного, дополнительного, среднего и высшего образования, на спортивных и физкультурно-оздоровительных объектах, а также в рамках прочих видов деятельности, имеющих отношение к спорту.

Внедрение профстандартов в сфере физкультуры и спорта особенно актуально, поскольку только так на сегодняшний день можно:

  • унифицировать перечень профессиональных обязанностей;
  • поднять требования к компетенциям сотрудника на современный уровень;
  • подробно охарактеризовать все трудовые функции, выполняемые тренерами и инструкторами-методистами;
  • повысить производительность труда.

По сути, профстандарт инструктора-методиста, как и другие профессиональные стандарты, утвержденные на сегодняшний день или пока что существующие только в виде проекта, можно считать связующим звеном между запросами работодателей к уровню подготовленности работников и результатами, обеспечиваемыми системой образования. Со временем профстандарты должны полностью заменить тарифно-квалификационные справочники, содержание которых с каждым годом все меньше отвечает требованиям времени.

Трудовые отношения со спортсменами: в чем отличие от общих правил, читайте в журнале «Кадровое дело»

Профстандарт инструктора-методиста: трудовые функции и квалификационные уровни

Профстандарт инструктора-методиста детально характеризует общие трудовые функции, выполняемые работником. Полная функциональная карта представлена в разделе II:

  • А — организация и проведение занятий по физвоспитанию, практическая и методическая помощь по вопросам физподготовки представителей различных возрастных групп;
  • В — физическая подготовка и обучение детей по программе физвоспитания;
  • С — организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в специализированной организации, обеспечение безопасности на территории спортивных объектов;
  • D — координация и организационно-методическое обеспечение тренировочной и образовательной деятельности в области физкультуры и спорта в учебных учреждениях;
  • Е — управление деятельностью, связанной с проведением спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в специализированной организации;
  • F — руководство в сфере методического обеспечения и координации образовательного (тренировочного) процесса в образовательных организациях, занимающихся деятельность в области спорта и физкультуры.

Далее, в разделе III профстандарта инструктора-методиста, каждая функция описывается отдельно, с указанием квалификационного уровня, необходимого работнику для полноценного выполнения должностных обязанностей.

К работе в рамках трудовой функции, обозначенной кодом А, можно привлекать специалистов четвертого квалификационного уровня, но для более ответственной и сложной работы (коды В-С) необходима квалификация не ниже пятого уровня.

Должностям, связанным с выполнением функций D-F, соответствует шестой уровень квалификации.

Такой подход объясняется значительной разницей задач, которые специалист решает в рамках своей профессиональной деятельности, и количества должностных полномочий.

Например, инструктору по спорту (код А) не требуется опыт практической работы: достаточно получить соответствующее образование и пройти обязательный медосмотр (для работы в дошкольном учреждении рекомендуется дополнительно пройти специализированный курс повышения квалификации).

Этого достаточно, чтобы справиться с составлением расписаний, разработкой плана занятий, контролем физического состояния занимающихся и обеспечением безопасности во время индивидуальных или групповых занятий спортом.

Полезно знать: занятия спортом включили в мероприятия по охране труда

В то же время трудовая функция, предполагающая руководящую работу (код F), требует наличия высшего образования в области физкультуры и спорта, а также практического стажа работы в должности инструктора-методиста (не менее двух лет).

Согласно профстандарту инструктора-методиста, в 2016 году в круг обязанностей специалиста такого уровня входит разработка стратегии образовательного и тренировочного процесса, управление процессом формирования методической документации, анализ опыта тренерской работы и создание новых учебных методик, организация и проведение тематических мастер-классов, семинаров, круглых столов.

На все виды должностей, описанных профстандартом инструктора-методиста, в 2016 году распространяются особые условия допуска к работе — отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью, а также наличие справки установленной формы о прохождении обязательного предварительного (при трудоустройстве) или периодического медицинского осмотра.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/382405-qqq-16-m8-08-08-2016-profstandart-instruktora-metodista

Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда.

В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности.

Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли  117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда.

В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению.

Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации. 

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет.

Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников. 

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно.  Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что  человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя.

Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст.

196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится.

 И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт “Педагог” относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков.

Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется.

Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации? 

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года. 

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении.

Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности.

Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/profstandarty-v-obrazovani

5.Методические рекомендации «Применение профстандартов в учреждениях культуры»

-> Документы -> ПРОФСТАНДАРТЫ (12 док) -> 5.Методические рекомендации «Применение профстандартов в учреждениях культуры»

скачать файл: Метод. рекоменд. по профстандартам .docx

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, которая нужна сотруднику, чтобы выполнять определенный вид профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Такой стандарт разрабатывается как для определенной должности или профессии (музейный хранитель, педагог и др.

), так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий (управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов). С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Для чего нужны профстандарты• Профстандарты применяются, когда нужно: • установить, в работниках с каким уровнем квалификации нуждается учреждение; • подобрать и расставить кадры; • разграничить функции, полномочия и ответственность между категориями работников; • определить трудовые обязанности работников; • организовать подготовку (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников;

• ввести системы оплаты труда.

Обязательно ли применять профессиональные стандартыДля учреждений культуры и учреждений образования в области искусств применение профстандартов является обязательным. На это есть прямое указание в ст. 143, 144 ТК РФ.

Профстандарты применяются, даже если действуют тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.Официальные разъяснения по применению профессиональных стандартов вправе давать исключительно Минтруд России.

Отраслевые органы власти (Минкультуры России, Минобразования России и др.) разъяснения по вопросам применения

стандартов давать не могут.

С чего начать применять профстандартыСогласно Постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 в учреждении должен быть разработан план мероприятий по введению профстандартов. При разработке плана учитывается мнение профсоюза или другого представительного органа работников.

Правительство разрешило вводить профстандарты поэтапно согласно разработанному в учреждении плану.

В план необходимо включить: • список профстандартов, которые будут введены в учреждении (по всем должностям); • сведения о направлении работников на переобучение или повышение квалификации, чтобы их образование или квалификация стали соответствовать профстандартам; • сроки и этапы введения профстандартов в учреждении; • список локальных актов учреждения по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые понадобится принять, чтобы ввести в действие профстандарты.Все мероприятия, которые будут предусмотрены в плане учреждения, должны быть завершены до 2020 года. Если в учреждении есть, к примеру, сотрудники, образование которых не соответствует профстандарту по занимаемой ими должности, и они согласны пройти обучение, то это обучение должно быть закончено к 2020 году.Работникам кадровых служб необходимо внимательно проработать каждую должность, включенную в штатное расписание учреждения. Они должны проверить, есть ли по должности утвержденные профессиональные стандарты, проанализировать весь кадровый состав учреждения — не только основной, но и вспомогательный. Все сотрудники, работающие в учреждении, если по их должности принят профстандарт, должны ему соответствовать.Если по должности работника принят профессиональный стандарт, привести трудовые обязанности работника в соответствие с профстандартом (внести изменения в типовую должностную инструкцию, должностную инструкцию, договор).Осуществлять контроль за введением профстандартов поручено учредителям. Им также вменяется в обязанность разработать и принять нормативные документы, по которым в подведомственных учреждениях будут вводиться профстандарты.Какие специальности в сфере культуры включены в перечень профессиональных стандартов.Перечень проектов профессиональных стандартов утвержден приказом Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.Уже приняты и действуют стандарты по профессиям в сфере культуры и искусства:• продюсер в области кинематографии (приказ Минтруда России от 8 сентября 2014 г. № 610н ); • специалист по техническим процессам художественной деятельности (приказ Минтруда России от 8 сентября 2014 г. № 611н );• хранитель музейных ценностей (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 537н );• специалист по учету музейных предметов (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 521н );• экскурсовод (гид) (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 539н).В учреждениях культуры понадобятся профстандарты для специалистов других профессий.

полностью текст в файле для скачивания

Источник: http://www.sverdprofkult.org/4/548/553/

Профстандарты для педагогов в 2017 году

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений.

Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.

Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.

На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.

Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года.

Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и воспитателей, избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы.

Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них.

Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории.

Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью.

Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач.

При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя.

В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции.

Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов — тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 — 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.

Источник: http://2017god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2017-godu/

Профессиональный стандарт для педагогов

О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе.

Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе.

Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

 Но если прежде учителям в своей работе приходилось руководствоваться лишь должностными инструкциями, то уже с 2016 года нормативная база дополнилась понятием профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт: тестирование

Идея ввести профессиональный стандарт в образовательной сфере появилась ещё в 2013 году, когда и был разработан первый пилотный проект документа.

Его авторы поставили перед собой цель сформулировать такие требования к личным качествам педагога, его профессиональной подготовке, методикам работы с учащимися и прочим сторонам профессии, которые бы отвечали современным реалиям.

18 октября 2013 года был издан Приказ Министерства труда №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагог (воспитатель, учитель)», который предусматривал разработку окончательной версии нормативного документа, а также его апробацию в ряде образовательных учреждений страны. Официальное же утверждение профстандарта изначально планировалось на 1 января 2015 года, но решение чиновников продолжить тестирование перенесло эту дату ровно на 2 года.

Тестирование новых стандартов, которое осуществлялось в 43 субъектах страны, показывает улучшение всех без исключения показателей – такой вывод сделали разработчики нового законопроекта, которые внимательно наблюдали за пробной практикой внедрения профессионального стандарта педагога.

Уровень подготовки учащихся, условия труда учителей, итоговые баллы на ЕГЭ и контрольных тестах – по каждому отдельному пункту удалось добиться серьёзных результатов, что позволило чиновникам принять решение о допустимости и своевременности введения профстандарта уже с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога: скачать текст

Уже в 2017 году каждому педагогическому работнику пришлось подтверждать своё соответствие квалификационным характеристикам, равно как и встраивать свою работу исключительно в соответствии с новым профстандартом.

Приказ, наделяющий новый документ юридической силой, а также полный текст «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» в версии, которая будет разослана Министерством труда во все российские учебные заведения и доведена до всех без исключения педагогов страны, можно скачать на нашем сайте.

Профстандарт педагога 2018 года: структура

Разработка профессионального стандарта педагога велась на основе тех высоких профессиональных требований, которыми, по мнению экспертов, аналитиков и самих учителей, должен обладать специалист сферы образования.

В их перечень сегодня включают универсальную образованность, эрудицию, компетентность (информированность) и прогрессивность. Внимание уделяется и способности педагога находить подход к детям с разным уровнем развития, умению уважать личность ученика, чётко видеть способности каждого из них.

Современный учитель – это пример для набирающей опыт молодёжи, а потому нормы затрагивают и внешний вид, и стиль педагога.

Вступивший в силу с 2017 года, профессиональный стандарт имеет чёткую структуру, состоящую из трёх основополагающих направлений. Авторы документа выделяют следующие основные стороны педагогической деятельности:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.

В первых двух разделах собраны те требования к педагогическому работнику, которые затрагивают безупречное знание предмета, владение всеми необходимыми приёмами и методическими техниками для его донесения каждому учащемуся.

Третий раздел профстандарта специалисты называют самым сложным, поскольку он значительно расширяет компетенцию специалиста, предполагая, что в лице рядового учителя математики, истории или физики будет представлен человек, обладающий навыками «школьного врача» — психолога, терапевта, дефектолога.

К слову, на такой шаг авторов законопроекта натолкнуло, в том числе решение властей сократить узких специалистов (школьных психологов, логопедов) в рамках программы «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда».

Отметим, что чиновники уже анонсировали серьёзное увеличение размера зарплат учителей, которые сумеют подтвердить свою квалификацию в соответствии с новым стандартом.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

идея нововведения заключается в том, что соответствующий профессиональному стандарту педагог будет отвечать требованиям, перечень которых был сформирован путём более чем 2-летней работы, как теоретической, так и практической.

От такого специалиста по-прежнему будут ждать образованности и интеллигентности, доброты, чуткости и внимания к ученикам, понимания их проблем и сложностей.

Вместе с тем, развитие технологий, совершенствование обучающих программ, новые возможности, которые открывает IT-сфера, и новые вызовы, которые будут стоять перед уже повзрослевшими учениками – всё это вынуждает постоянно совершенствовать и образовательные процессы. Отсюда и куда более обширные обязанности, которые выходят далеко за рамки предмета специализации учителя.

Возможно, новые стандарты превращают педагога в «универсального человека», который знает ответы на все вопросы и готов не только научить какому-либо предмету, но и научить учиться.

Учитель сегодняшнего дня должен помочь ученику понять, что его будущее во многом будет зависеть от самообразования и стремления к познанию мира.

Основной посыл – продолжить реформу образования путём совершенствования подхода к работе на местах.

Что говорят учителя?

За время тестирования специалистам удалось собрать большое количество информации относительно эффективности новых мер и требований. Однако на фоне впечатляющих результатов, которые были продемонстрированы на «испытательных площадках», имели место и не всегда положительные отзывы о профстандарте со стороны самих педагогов.

Подавляющее большинство претензий затрагивало тему неблагоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта.

Прежде всего, учителя сетуют на отсутствие достаточной материальной базы в школах, а также огромные нагрузки: уже сегодня многие педагоги работают на 2 ставки, что автоматически делает невозможным индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Источник: http://yconsult.ru/documenty/profstandart-pedagoga/

Добавить комментарий