Каков профстандарт у библиотекаря?

Каков профстандарт у библиотекаря?

Каков профстандарт у библиотекаря?Что такое профстандарт? Трудовое законодательство, давая определение профессиональному стандарту, устанавливает его как характеристику совокупности данных, составляющих квалификацию работников и требующихся им для исполнения трудовых функций.

Под квалификацией при этом понимаются знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности. Разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам трудовой деятельности и профессий.

С 1 июля 2016 года они рекомендованы к применению работодателям при выборе трудовых кадров, а для некоторых видов деятельности следование положениям профстандартов и вовсе является обязательным.

Принят ли профессиональный стандарт библиотекаря?

Чтобы найти нужный документ, нужно обратиться к базе профстандартов на сайте Минтруда по адресу: www.rosmintrud.ru или же на сайте ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России по адресу: http://vet-bc.ru — на обоих ресурсах стандарты можно найти в разделе «Профессиональные стандарты». Правда, при попытке отыскать здесь профстандарт для библиотекаря по совпадению слов в названии должности или виду деятельности вы увидите, что отдельного профстандарта для профессии библиотекаря пока не принято. На момент написания статьи (середина 2016 года) идет лишь обсуждение проектов профстандартов «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Библиотекарь-педагог». Трудовые функции, перечисленные в этих документах, близки к традиционной деятельности библиотекаря: комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами, организация электронных каталогов и т. д. Однако это всего лишь проекты. Единственный профстандарт, который имеет отношение к деятельности библиотекаря и утвержден к моменту написания этой статьи, называется «Профессиональный стандарт “Техник по документации плавучей атомной станции”» (утвержден приказом Минтруда РФ от 07.15.2015 № 279н). На примере этого документа и рассмотрим основные положения профстандарта библиотекаря и правила применения его норм. профессионального стандарта библиотекаря

Профстандарт включает в себя следующие разделы:

Общие положения. Перечень трудовых функций. Описание трудовых функций. Сведения о разработчиках стандарта. Общие положения содержат наименование трудовой деятельности, указание цели деятельности и прочие базовые условия. Несмотря на то что видом деятельности в профстандарте техника по документации плавучей атомной станции заявлена организация технической эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), в наименовании базовой должности (профессии) заявлено «библиотекарь» с необходимой специальностью «библиотековедение».

Стандарт содержит 2 трудовые функции:

обеспечение работы техбиблиотеки ПАТЭС; обеспечение защиты информации техбиблиотеки ПАТЭС. Для выполнения каждой из них от работника требуется 4 уровень квалификации. Критерии уровней квалификации установлены приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, согласно которому 4 уровню соответствует среднее профобразование по специальности. Опыта работы в отношении указанного вида деятельности не требуется. Практическое применение профстандарта

Как применять условия профстандарта на практике?

Законодательство устанавливает только 2 случая обязательного следования нормам стандарта: при прямом указании на это в законах; если работа в должности влечет предоставление каких-либо льгот или наложение ограничений.

Ни к одному из указанных случаев описанный выше профстандарт не относится.

Это значит, что он носит рекомендательный характер, требующий от работодателей учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудников.

При этом несоответствие работника условиям профстандарта не является основанием для увольнения, а всего лишь предписывает руководству обучить или переобучить сотрудника.

Факультет инженерии и природообустройстваИнженерная физика, электрооборудование и электротехнологии, Инженерные изыскания, природообустройство и водопользование, Лесное хозяйство и лесомелиорация, Механика и инженерная графика, Садово-парковое и ландшафтное строительство, Строительство, теплогазоснабжение и энергообеспечение, Техническое обеспечение АПК, Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины
Институт заочного обучения и дополнительного образования

Источник: http://www.SGAU.ru/novosti/20-December-2016-i29700-kakov-profstandart-u-bibli

Профессиональный стандарт библиотечной деятельности: мнение работодателей

Профессиональный стандарт библиотечной деятельности: мнение работодателей

О.В.Абалакова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Представлены результаты апробации концепции профессионального стандарта, разработанной Лабораторией инновационных образовательных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В исследовании приняли участие руководители библиотек из 28 субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессия, библиотечная деятельность, кадровый состав библиотек, профессиональные компетенции, регламенты профессиональной деятельности.

Olga Vladimirovna Abalakova PROFESSIONAL STANDARDS OF LIBRARIANSHIP: OPINION OF EMPLOYERS

The results of the validation of the concept of professional standard, developed by the Laboratory of Advanced Education Technologies, Kemerovo State University of Culture and Arts. The study involved the heads of libraries from 28 regions of the Russian Federation.

Key words: standard of profession, profession, librarianship, the staff of libraries, professional competence, regulations are of professional activity

Профессиональная деятельность специалистов библиотеки регламентирована рядом документов, в их числе: Единый квалификационный справочник должностей и специалистов, модельные стандарты библиотек, должностные инструкции, действующие в организациях положения об оплате труда и др. Подробный анализ регламентов демонстрирует их несогласованность.

Этим обусловлены трудности расстановки кадров и оценки их профессиональной деятельности. В качестве регламента, который станет основой согласования требований к сотрудникам библиотек, может выступить профессиональный стандарт библиотечной деятельности.

В профессиональном стандарте отражаются требования к общекультурным и профессиональным компетенциям специалистов, знаниям, умениям, личностным качествам, опыту и условиям работы.

Лабораторией инновационных образовательных технологий, функционирующей на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, было проведено исследование, имеющее целью изучение мнения представителей библиотечного сообщества о целесообразности разработки единого регламента профессии. Исследование базировалось на использовании методов анкетирования и неформального интервьюирования.

Всего на предложенную анкету отозвались 126 респондентов – руководителей библиотек различных типов, представители 28 субъектов Российской Федерации.

Статистика ответов указывает на наличие прироста молодых кадров в библиотеках. Только 13% респондентов отметили отсутствие в их библиотеках молодых специалистов.

Эта ситуация характерна для регионов, в которых отсутствуют профильные учебные заведения, или руководители библиотек не имеют возможности приглашать молодых специалистов.

С сожалением работодатели констатируют тот факт, что трудоустраивающихся в библиотеки после окончания вуза молодых специалистов трудно удержать на рабочем месте. По их мнению, «утечка» молодых кадров обусловлена низкой оплатой труда, отсутствием системы социальных мер поддержки молодых специалистов.

Уровень знаний молодых специалистов работодателями был оценен по-разному. 9,8% опрошенных считают достаточным уровень имеющихся знаний и умений молодых специалистов. 59,1% респондентов посчитали, что выпускникам не хватает практических умений.

Выход из сложившейся ситуации работодатели видят в совместной работе с преподавателями вузов и организации производственной практики студентов в их учреждениях.

Это позволит привлечь выпускников на работу и подготовить их к будущей профессиональной деятельности.

Отсутствие у выпускников достаточной практической подготовки, на наш взгляд, не является исключительно вузовской проблемой. Причина тому – отсутствие согласованных требований к профессии со стороны рынка труда и вузовского сообщества. Опрошенные

работодатели констатируют недостаток общепрофессиональных знаний и умений выпускников. Это связано с сокращением количества академических часов, отводимых на изучение общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами. Профессиональные знания выпускников профильных учебных заведений были оценены высоко.

31,1% респондентов указали на отсутствие достаточной теоретической базы у молодых специалистов, что свидетельствует о наличии в библиотеках сотрудников, не имеющих профильного образования.

44,3% респондентов указывают на существование проблем расстановки кадров.

Работодатели отмечают, что, во-первых, затруднены подбор и расстановка кадров; во-вторых, происходит уменьшение количества библиотекарей, обладающих коммуникативной компетенцией, общей эрудицией и широким кругозором; в-третьих, загруженность сотрудников библиотек, которым приходится занимать по совместительству более одной должности, отражается на выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

42,6 % опрошенных не испытывают проблем при расстановке кадров. 13,1% респондентов на данный вопрос не дали ответа.

Несмотря на наличие кадровых проблем, работодатели отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное библиотечное образование – 70,4%. Из них 18,5% не предъявляют требования к уровню образования.

25,9% респондентов рассматривают в качестве кандидатов на вакансии специалиста , имеющих непрофильное высшее образование. 14,8% руководителей отметили, что отдают предпочтение специалистам, имеющим высшее образование независимо от профиля.

Свою позицию опрошенные объясняют тем, что значение представляет уровень образования, его качество и знания соискателя должности, а не профиль подготовки.

11,1% опрошенных директоров библиотек ответили, что при подборе персонала учитывают специфику деятельности библиотеки: так, для работы с пользователями, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности, на работу принимают специалистов, имеющих непрофильное образование -тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог.

88% опрошенных работодателей считают магистратуру приемлемой формой повышения компетентности для своих сотрудников. По мнению работодателей, обучение в магистратуре актуально для сотрудников библиотеки, не имеющих профильного библиотечного образования – 8%. Для таких работников магистратура – возможность формирования профессиональных компетенций.

16% респондентов сообщили, что для обучения в магистратуре направят сотрудников, имеющих базовое библиотечное образование, это позволит углубить профессиональные знания и как следствие – повлияет на карьерный рост. 64% респондентов рассматривают магистратуру в качестве формы повышения квалификации для всех сотрудников, независимо от профиля их подготовки.

12% опрошенных перспективы обучения сотрудников в магистратуре не видят.

Ответы на блок вопросов, оценивающих идею разработки профессионального стандарта библиотечной деятельности, показали разную реакцию респондентов.

Положительные отзывы, поддерживающие идею разработки профессионального стандарта, были получены от 85% респондентов. Они выразили свою заинтересованность в данном проекте, посчитав его своевременным и предоставив свои контактные данные для будущего взаимодействия.

15% респондентов выразили неверие в продуктивности идеи профессионального стандарта, не сочтя ее жизненно важным приоритетом сохранения и развития библиотечной отрасли.

78% респондентов выразили готовность участвовать в реализации проекта по подготовке профессионального стандарта библиотечной деятельности.

Из них: 26,8% предоставят свою организацию для реализации любых целей; 12,5% сами готовы выступить в качестве экспертов; 14,3% заинтересованы в разработке профессионального стандарта; 30,4% готовы участвовать в разработке документа при условии, что проект не отвлечет сотрудников от их должностных обязанностей.

22% работодателей не пожелали принять участие в разработке профессионального стандарта, обосновав свой отказ: хлопотами и затратами, которые могут возникнуть при реализации проекта (12,5%); отсутствием перспектив для своей организации (10,7%); небольшим количеством сотрудников (10,7% респондентов).

Вопросы возникают относительно вариантов проектирования профессионального стандарта. Опрос работодателей выявил различия в понимании формата документа.

Большинство респондентов (51,8%) отмечают, что необходим единый документ, в котором будут отражены все виды профессиональной деятельности сотрудников библиотек и требования ко всем должностям библиотечных работников. Этот подход был востребован при разработке проекта профессионального стандарта педагогической деятельности, в котором отражены

педагогическая и управленческая деятельность на уровне организаций, функционирующих в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей.

Объединение в одном документе требований к работникам библиотек поможет выстроить полную картину профессии. Помимо этого, в документе будут отражены единые требования к должностям, что устранит необходимость их дублирования.

Это значительно облегчит работу исследователей.

25,9% респондентов разделяют мнение о необходимости создания системы

профессиональных стандартов по основным должностям библиотечных работников (библиотекарь, библиограф, методист и др.). Возможность такого подхода обусловлена

дифференциацией профессиональных компетенций сотрудников и их должностных обязанностей. Известна практика подготовки системы профессиональных стандартов по должностям. Так, например, в 2007 г. были введены в действие профессиональные стандарты в области

информационных технологий для 9 должностей (администратор баз данных, системный аналитик, специалист по информационным ресурсам, программист и др.).

Четверть респондентов придерживается мнения, что необходима подготовка профессиональных стандартов для основных типов библиотек (25,9%). К сожалению, практика подготовки профессиональных стандартов в зависимости от типа организации нам не известна.

Возможность подобного подхода обусловлена спецификой библиотек различных типов: в научной библиотеке требования к кадровому составу отличаются от требований, предъявляемых в муниципальных библиотеках, активно реализующих досуговую и образовательную функции; в специальных библиотеках приоритет отдается личным качествам сотрудников, обслуживающих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт библиотечной деятельности большинством работодателей рассматривается как перспектива развития кадрового потенциала своей организации.

Многие из руководителей библиотечных учреждений понимают, что благодаря профессиональному стандарту появится возможность совершенствовать должностную структуру библиотеки; планировать кадровый резерв; объективно оценивать кандидатов при трудоустройстве; вести мониторинг кадрового потенциала; проводить аттестацию персонала.

________________________________

• • •——-#• • »># >•»

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-bibliotechnoy-deyatelnosti-mnenie-rabotodateley

О профессиональной компетенции библиотекаря

О профессиональной компетенции библиотекаря

Ранее я уже обращалась к теме профессиональной компетенции библиотекаря в своем сообщении на конференции в НИЯУ МИФИ 17 октября 2012 г. Эта тема продолжает волновать меня. В профессиональной прессе много публикаций на эту тему. Стоит вопрос: Быть или не быть профессии библиотекаря. В журнале «Научные и технические библиотеки» опубликована серия статей Амлинского Л.З.

о библиотеках информационного общества. Маленькая цитата: «Информационное общество создает новые условия для работы библиотек и предъявляет к ним новые требования». В т.ч. высокие требования предъявляются к профессиональной компетентности библиотекарей.

В их профессиональную компетенцию должны входить знания и навыки работы с ИКТ на уровне, позволяющем решать задачи различной сложности.

На практике мы знаем, что в библиотеку, в основном, приходят люди или недостаточной квалификации, или недостаточно мотивированные работать, или и то и другое вместе (г. Москва).  К сожалению уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Сукиасяна Э.Р.

«Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации, нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди. которые овладевают профессией «по ходу дела»». (Сукиасян Э.Р. Кадровый кризис. НТБ. 2012, №11, с.43).

Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. «Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования.

За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари».

Хочу привести пример из практики нашей библиотеки. Впервые, за последние, примерно 5 лет, к нам устроилась на работу сотрудница с высшим библиотечным образованием.

Какой разряд ей дали в отделе кадров? 7-ой – библиотекарь 2-ой категории, 6 разряд получает сотрудник без образования вообще, только окончив школу.

Должны быть разработаны новые квалификационные требования к должности библиотекаря и введены в штатное расписание библиотек должности, предлагаемые Сукиасяном техники, помощники или назвать их как-то по-другому. В подтверждение актуальности этой задачи:

29 марта 2013 г.в Министерстве культуры РФ состоялось совещание по разработке профессиональных стандартов библиотечной отрасли.

Предполагается, что в перспективе система профессиональных стандартов заменит существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий.

На совещании было принято предложение Российской библиотечной ассоциации  разрабатывать стандарты не на отдельные виды профессиональной деятельности (библиотекарь, библиограф) а на всю библиотечно-информационную деятельность.

Соответственно его название — профессиональный стандарт «Библиотечно-информационная деятельность», в котором будут на первом этапе подготовки стандартов представлено два базовых вида профессиональной деятельности: библиотекарь (по категориям) и библиограф (по категориям).

Сейчас в библиотеку, в основном, приходят работать люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег.

В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции.

С одной стороны – это процесс объективный, таким образом, оптимизируются  некоторые виды работ, а с другой стороны, если нет преемственности, то нет будущего.

Подводя итог вышесказанному, хочется сформулировать требования, предъявляемые сотрудникам:

  1. Обучаемость
  2. Универсальность
  3. Мобильность
  4. Способность оценить ситуацию и принять верное решение
  5. Креативность
  6. Адекватнось, может быть это качество нужно поставить на 1 место.

Таких сотрудников нам не хватает. Независимо от образования, если человек обучаем и готов учиться, конечно, мы должны оказывать поддержку таким людям в их стремлении совершенствоваться в профессии.

О законодательстве. Законодательство, регламентирующее деятельность библиотек, отстает. Федеральный закон «О библиотечном деле» 1994 г. не отвечает задачам современного этапа развития библиотечного дела. Необходимо принятие пакета документов, регламентирующих деятельность библиотек.

Работа в этом направлении ведется, но очень медленно. Инструкция по учету фонда до сих пор не утверждена. причина – инструкция не прошла согласования в Министерстве финансов. Нам говорят уже как минимум 3 года, что вот, вот.

В связи с этим возникает вопрос, как учитывать электронные ресурсы? Их все больше и больше, растет их многообразие, а четких указаний нет. И даже в проекте новой инструкции нет однозначности, четкости в определениях. Используются не устоявшиеся термины.

Вызывает вопросы такое определение как пакетэлектронный ресурс, на который оформляется отдельный доступ у производителей на определенных условиях, зафиксированных в соответствующих документах. Не успев стать утвержденной, инструкция устарела по некоторым пунктам. Например, замена утерянной книги.

Как определить эквивалент стоимости, если стоимость  книг растет. И читатель не согласен платить больше, если утерянная книга, скажем 2000 г. стоила 100 руб. с объемом 300 страниц, а сейчас книга с таким же объемом стоит как минимум 300 руб. Эти вопросы не регламентированы.

И в инструкции этот вид работы  отражен общими словами. В советское время были разработаны регламентирующие документы на все основные виды библиотечных работ: учет фонда, инструкции по замене, по обменному фонду, по работе с должниками и т. д.

В настоящее время мы продолжаем пользоваться старыми инструкциями. Принимаемые в стане новые законы, вступают в противоречие с положениями ФЗ «О библиотечном деле». Примеры общеизвестны, например, 4 ч. ГК об авторском праве.

Таким образом, сложилась ситуация, что библиотечное дело ушло от старых, еще советских инструкций и положений, а к новым не пришло.

Есть инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, в соответствии с ней и строится работа, но она не учитывает всех нюансов библиотечной работы.

Не смотря на компьютеризацию всех основных библиотечных процессов, бумажные технологии остаются. Происходит дублирование. Пример с традиционным формуляром читателя (пользователя). Мы не отказались от традиционного формуляра. Знаем, что во многих библиотеках их не используют.

В то же время хранят распечатанные списки выданной литературы с подписью читателя, на случай спорных ситуаций. Пока нет электронной подписи, большой разницы, на наш взгляд, нет, что хранить формуляры или списки.

Также и в комплектовании: учет ведется в традиционном и электронном виде, что делает этот процесс трудоемким.

Тем не менее, не смотря на проблемы с подбором кадров, несовершенство законодательства, мы работаем, развиваемся. Осваиваем новые технологии, новые форматы работы с читателями.

Хотелось бы при этом иметь еще и поддержку со стороны государственных органов не на словах, а на деле. Возможно, что принятие  профессионального стандарта «Библиотечно-информационная деятельность» – первый шаг в этом направлении.

Источник: http://library.mephi.ru/blog/?p=193

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, – презентация

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, - презентация

1 Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К.

Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно- информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.

2 Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст )

3 Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г.

не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на гг.

«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от р)

4 Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

5 Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. 200 и от 4 июня 2013 г.

294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г.

251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)

6 Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;

7 Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.

8 Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться

9 Макет профессионального стандарта Четыре раздела: 1. Общие сведения 2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3. Характеристика обобщённых трудовых функций 4. Сведения об организациях-разработчиках

10 Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений

11 Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К.

Клюев (заведующий кафедрой управления информационно- библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно- методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я.

Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)

12 Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;

13 Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;

14 Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.

15 ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «П одготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря- каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»

16 Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»

17 Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: -Формирование и организация фонда -Организация СПА -Справочно-библиографическое и информационное обслуживание -Библиотечное обслуживание -Культурно-просветительная и досуговая деятельность -Научно-методическое обеспечение профдеятельности

18 Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет

19 Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Обобщённые трудовые функции Должности Уровни квалификации AФормирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-каталогизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7 E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно- просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист библиотеки 8

20 Проект профстандарта

21

22

23

24

25 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Московский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;

26 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Российская государственная библиотека; Российская государственная библиотека для молодёжи; Российская государственная детская библиотека Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)

27

28

29 Благодарю за внимание! Клюев Владимир Константинович Эл. почта:

Источник: http://www.myshared.ru/slide/911238/

Должностная инструкция и профстандарты школьного библиотекаря на 2017 год

Профессиональный стандарт на 2017 год представляет собой уровень квалификации, достаточной для того, чтобы работник мог трудиться на выбранной профессии. Ниже приведены должностные обязанности библиотекаря школы.

Школьный библиотекарь принимается и снимается с должности школьным директором. На время отпуска и по болезни его работу выполняет заведующий, вожатый или лаборант. Об этом оформляется приказ с исполнением норм трудового законодательства о труде.

Сотрудник обязан располагать дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании или сроком работы более 3 лет на аналогичных должностях, он находится в прямом подчинении заведующему.

Функции и должностные обязанности

Функции:

  • комплектование книжного фонда;
  • фондовый учет и предоставление плановой отчетности;
  • информативное оснащение учебного процесса;
  • пропаганда чтения как метода интеллектуального отдыха.

Школьный библиотекарь проводит анализ книжного фонда на востребованность определенных экземпляров литературы, делает прогнозы общественных и образовательных реформ для корректирования заказа на требуемую художественную, научную, учебную и методическую литературу.

Осуществляет:

  • составление текущих и перспективных планов на своем рабочем месте;
  • выдачу и прием учебников;
  • проведение презентаций поступившей литературы;
  • популяризацию книги среди обучающихся вместе с педагогическим корпусом, организовывая встречи с известными писателями, деятелями культуры и искусства;
  • пропагандистскую деятельность среди учеников и родителей по проблеме проявления интереса к чтению;
  • контроль за целостностью книжного фонда;
  • обучение учеников основам библиографии, библиотековедения и культуры чтения;
  • взаимодействие школьной библиотеки с прочими региональными библиотеками.

Библиотекарь участвует в координации:

  • взаимодействия школьной администрации, отделов и секторов управления образования, обеспечивающих комплектование книжного фонда;
  • работы учителей по снабжению учеников надлежащей учебной литературой.

Ведет надзор:

  • за следованием правилам техники безопасности, санитарии, противопожарного контроля в библиотеке и книгохранилищах;
  • за сохранностью книг, возвращаемых в книжный фонд;
  • за соблюдением учениками и персоналом школы порядка пользования библиотекой.

Также школьный библиотекарь проводит корректирование заявок на комплектацию книжного фонда, участвует в разработке правил пользования книжным фондом, каталожной системой и картотекой рекомендуемых к прочтению книг.

Он проводит консультации с педагогами по аспектам самообразования и выбору учебно-методической литературы, с родителями для организации факультативного чтения учеников, участвует в мониторинге проектов ведения воспитательной работы и установлению контактов с социальными партнерами.

Проводит обеспечение:

  • рекомендуемыми справочниками и прочей литературой учеников для подготовки к предстоящим экзаменам;
  • оперативную комплектацию книжного фонда.

Школьный библиотекарь имеет право в пределах собственной компетенции:

  1. На привлечение любого из учащихся к дисциплинарным взысканиям за проступки, повлекшие дезорганизацию учебно-воспитательного процесса, в пределах, регламентированных Правилами о взысканиях.
  2. На участие в деятельности и заседаниях педсовета, утверждении всех управленческих предписаний, относящихся к библиотечной деятельности, проведении переговорного процесса с инвесторами по вопросам, касающимся работы библиотеки.
  3. На внесение предложений об открытии, окончании или прерывании специальных программ по библиотечной деятельности, по модернизации системы воспитания.
  4. На запрос у администрации школы принимать и пользоваться полученными сведениями и нормативно-правовой базой, требующимися для осуществления трудовой деятельности.
  5. На приглашение от лица школьной администрации родителей для предоставления сведений об успешном и конфликтном обучении их детей, об отступлениях от правил школьного поведения.
  6. На требование от учащихся соответствия Правилам поведения, исполнения требований Устава школы, Правил использования книжного фонда, от всех посторонних освободить подведомственную ему территорию, если на визит нет санкции школьного руководства.
  7. На защиту своей профессиональной чести и собственного достоинства.
  8. На представление ко всевозможным видам поощрений, полагающимся работающим в сфере образования.
  9. На повышение своего квалификационного уровня.

Ответственность

За невыполнение или неподобающее выполнение без оправдательных мотивов положений Устава и Правил локального трудового распорядка, правомерных предписаний школьного директора и прочих школьных нормативных положений, служебных полномочий, регламентированных данной Инструкцией, а равно за неиспользование прав, гарантированных данной Инструкцией, повлекшее дезорганизующее образовательного процесс, на библиотекаря возлагается дисциплинарная ответственность в порядке, обусловленном нормами закона о труде.

За тяжкое отступление от норм трудового законодательства в форме взыскания применяется освобождение от занимаемой должности.

За несоблюдение правил пожарного надзора, санитарии, правил библиотечного обслуживания, на библиотекаря возлагается административное взыскание в порядке и в случаях, регламентированным административным законодательством.

За признанное виновным принесение школьному имуществу или субъектам учебно-воспитательного процесса ущерба при выполнении (невыполнении) служебных полномочий, а равно неиспользование прав, представленных в данной Инструкции, на него возлагается материальное взыскание в регламенте и границах, предусмотренных Законом о труде и Гражданским кодексом.

Взаимоотношения и связи по должности

Библиотекарь:

  1. Соблюдает трудовой распорядок, установленный в пределах 40-часовой рабочей недели, согласованный со своим заведующим и утвержденный школьным директором.
  2. Намечает самостоятельный план работы на определенный учебный год и определенный учебный модуль. Перспективный план принимается школьным директором не позднее пяти дней с отсчета запланированного срока.
  3. Предоставляет своему заведующему напечатанный отчет о работе в пределах до трех стандартных страниц не позднее 10 дней после завершения очередного учебного модуля.
  4. Принимает от школьного директора и своего заведующего нормативно-законодательную и организационно-методологическую информационную базу, знакомится под роспись с предоставленной документацией.
  5. Периодически обменивается сведениями в сфере, составляющей круг его полномочий, с учительским составом, старшими вожатыми, своим заведующим и заместителями школьного директора.
  6. При отсутствии по уважительной причине своего заведующего, педагогов по предметам, старшего вожатого, временно замещает их, с оформлением, предусмотренным нормами закона о труде и положениями школьного Устава по распоряжению школьного директора.
  7. Производит своему заведующему передачу сведений, собранных на планерках и семинарах, незамедлительно по мере их принятия.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец ДИ школьного библиотекаря

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/shkolnyj-bibliotekar.html

Добавить комментарий