Каков профстандарт у сторожа?

Профстандарт как новая веха для охранной отрасли

Каков профстандарт у сторожа?

СРО Ассоциация «Школа без опасности» стала первой организацией в охранной сфере, чей профстандарт был официально утвержден государством. Как удалось этого добиться? Что это дает охранному сообществу?

В майских указах Президента Российской Федерации была указана необходимость разработки профессиональных стандартов. Владимир Путин отметил: «Многие существующие требования к профессиям безнадёжно устарели.

Некоторые из них были сформированы 20 и даже 30 лет назад. Перечень того, что должен знать и что должен уметь делать конкретный специалист, занимает всего несколько предложений.

Понятно, что современную экономику, рынок труда с такими поверхностными требованиями не построить».

Работа над созданием профессиональных стандартов начала понемногу разворачиваться. Особенно в этом нуждалась негосударственная сфера безопасности. Кто такой охранник? Это тот же сторож? Вахтер? Или все-таки это основа современного комплекса безопасности? Нигде это не прописано. Охрана — работа, которой занимаются сотни тысяч людей в нашей стране, а охранник — это как будто и не профессия.

Поэтому, казалось бы, именно здесь, в охранной сфере, работа над созданием профессиональных стандартов должна закипеть особенно активно. Однако, на поверхности появилась лишь пара проектов, по большому счету сообществом проигнорированных.

За одним исключением. Весной 2013 года СРО Ассоциация «Школа без опасности», объединяющая столичные ЧОО, занятые в области образования, приступила к разработке своего профессионального стандарта. Он не задумывался как документ, охватывающий всю отрасль. Таковым он и не должен быть.

Ведь что такое профстандарт? Согласно Трудовому кодексу, это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Квалификация, в свою очередь, определена как «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Невозможно в одном документе несколькими наборами квалификационных требований охватить все разнообразие сфер, в которых возникает необходимость в специалистах охранного дела.

Обеспечение безопасности супермаркета и больницы, школы и строительной площадки, склада и парка.

Хотели бы вы, чтобы ваших детей в детском саду охранял работник, чей уровень знаний и умений равноценен с уровнем знаний и умением того, кто занят в охране склада и стройки?

Но и это еще не все: внутри отдельного направления деятельности также необходимы разграничения. Возьмем обеспечение безопасности объекта образования.

Только ли от охранника на посту зависит благополучное разрешение той или иной кризисной ситуации? Во-первых, оперативная обстановка постоянно меняется: соответствующий инструктаж, подготовив охранника к текущим угрозам, должен провести начальник группы охраняемых объектов.

Во-вторых, если возникнет серьезное происшествие, может появиться необходимость вызова мобильной группы, сотрудники которой специально подготовлены к действиям в критических ситуациях.

При этом — в-третьих, — чтобы все подразделения охранной организации сработали как единый механизм, требуется грамотная работа оперативного дежурного. Каждый из перечисленных работников задействован в своей роли. И каждый должен обладать своим уникальным набором навыков.

Возвращаясь к охранной отрасли в целом, следует признать: вопрос о том, что негосударственной сфере безопасности необходимо множество профстандартов, стоять не должен. Казалось бы.

В этих многих «казалось бы» отражены ключевые проблемы НСБ. У государственного регулятора можно встретить такое мнение: множество стандартов — это излишество; все профессиональное разнообразие охранной сферы допустимо описать в одном наборе квалификационных требований.

Казалось бы, охранное сообщество должно плотно взяться за разработку профстандартов — но проект СРО Ассоциация «Школа без опасности» является единственным.

До недавнего времени — единственным жизнеспособным документом, представленным государству, а теперь — и единственным утвержденным.

Отсутствие консолидации, пассивность, недопонимание между бизнесом и профильными ведомствами — все эти «болячки» сохраняются и продолжают тормозить развитие НСБ. СРО Ассоциация «Школа без опасности» является одной из немногих организаций, активно работающих над этими проблемами. Ее успех на рынке подтверждает эффективность этой деятельности.

И, несмотря на то, что не все в МВД одобрили дифференцированный подход к разработке профстандартов в охранной отрасли, ведомство все же признало необходимость его появления, изучило документ и, внеся некоторые поправки, дало добро на его дальнейшее продвижение.

К обсуждению стандарта было привлечено широкое сообщество экспертов негосударственной сферы безопасности. Все замечания были внимательно рассмотрены и учтены в дальнейшей работе.

  О документе спорили, его поддерживали, вносили предложения в ходе дискуссий, развернувшихся в Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате РФ и на профессиональных форумах.

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин, оказавший большую помощь при работе над профессиональным стандартом, неоднократно отмечал на этих площадках, что усилия СРО Ассоциация «Школа без опасности» представляют важный шаг в развитии отрасли, должны стать примером для коллег и, несомненно, послужат повышению качества охранных услуг.

Кроме МВД, утвердить стандарт должно было Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Каждый этап означал кропотливую работу всех причастных к делу специалистов, превращавших «сырой» макет в согласованный всеми профильными ведомствами итоговый, фундаментальный документ. Ориентироваться им было не на кого — именно они проторили тропу для коллег.

Примеров других отраслей и довольно скудных методических рекомендаций Минтруда было недостаточно, чтобы с чистого листа подготовить проект, не требующий длительной «подгонки» и правок.

Тем ценнее итог команды разработчиков: приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1010н от 11 декабря 2015 года профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» утвержден.

Оглядываясь в прошлое, специалисты СРО Ассоциация «Школа без опасности» отмечают, насколько огромный путь пришлось преодолеть, чтобы этот приказ появился. Но в действительности — это только начало.

Это начало и для самой саморегулируемой организации. Положения профессионального стандарта станут фундаментом, на который будут ориентированы внутренние стандарты Ассоциации. Они войдут в конкурсную документацию. На их основе начнется разработка новых профессиональных образовательных программ.

Это начало и для других организаций, предоставляющих охранные услуги в социальной сфере.

В Москве крупнейшие из них объединены в Союз ОСО, председателем Наблюдательного совета которого является руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров.

В Союзе полагают, что примеру СРО Ассоциация «Школа без опасности» должны последовать охранные организации, занятые на других направлениях. И эта работа уже начата, а следующий стандарт может появиться в здравоохранении.

https://www.youtube.com/watch?v=lxzPoCwLlW0

Это начало для всех, кто обеспечивает безопасность объектов образования в России. Ведь стандарт утвердил планку, на которую уже давно ориентируются члены саморегулируемой организации, но которая теперь задана для всех, в масштабе всей страны. Не в качестве рекомендации, а в качестве официально закрепленной нормы.

Это начало для всей отрасли. Появление профессионального стандарта в охранной сфере должно стать лишь первым шагом, ориентиром для остальных. В НСБ много говорится о важности укрепления связей с государством, налаживания с ним прочного взаимопонимания.

И вот, на высшем уровне говорят о необходимости действовать в этом направлении, формировать цивилизованный рынок труда, строить современную экономику. Не пора ли откликнуться? Продемонстрировать, что охранный бизнес мыслит одними категориями с государством.

В СРО Ассоциация «Школа без опасности» охотно готовы поделиться опытом, накопленным в ходе создания профессионального стандарта. Президент организации Сергей Саминский говорит:

— Мне бы хотелось, чтобы каждая охранная организация двигалась по пути разработки стандартов своего направления, на основе которых проводила бы обучение и сертификацию персонала. Это тяжелый путь, мы делали профстандарт три года, но теперь готовы помогать другим в этой работе.

Остается надеяться, что сообщество откликнется на этот призыв.

Денис КРЮЧКОВ

Источник

Источник: http://xn--35-6kcau7ahrgcduy3f.xn--p1ai/profstandart-kak-novaya-vexa-dlya-oxrannoj-otrasli/

Новости

В мае в Общественной палате представили проект профстандарта «Работники/специалисты по обеспечению защиты/охраны детских образовательных организаций». Эксперты считают, что его принятие станет для отрасли важным шагом.

Тема профессиональных стандартов на высшем государственном уровне громко прозвучала два года назад, когда план их развития был определен в рамках Майских указов Президента. В конце 2013 года Владимир Путин провел совещание, целиком посвященное вопросу разработки профстандартов.

Не удивительно, что эта проблема оказалась в фокусе государства: на сегодняшний день требования к профессиям, как отметил Президент, безнадежно устарели. На какое бы сложное и ответственное направление не шел бы специалист, перечень того, что он должен уметь, умещается в нескольких строчках.

«Понятно, что современную экономику, рынок труда с таким поверхностными, прямо скажем требованиями к профессиям не построить», — подчеркнул тогда Путин.

Трудно не согласиться. Вот и в охранном сообществе — безусловно согласны. Во всяком случае, на словах все представители сообщества, которым задаешь вопрос о профстандартах для НСБ, разработку их поддерживают.

Однако спустя два года после Майских указов на подходе только два проекта: один общий, касающийся профессии частного охранника в целом, разработанный Общероссийским профсоюзом НСБ, и проект СРО «Школа без опасности», разрабатываемый в отношении работников и специалистов, обеспечивающих безопасность детских образовательных учреждений.

Одобряя, не участвуем

Следует отметить, что разработка такого проекта — это труд титанический. Во-первых, в стране пока не накоплен опыт создания таких проектов.

Во-вторых, необходимо оперативно учитывать массу замечаний Минтруда, МВД, Департамента образования и других структур; эти замечания поступают на каждом этапе разработки. Однако учитывая важность этого труда, некоторая пассивность охранного сообщества вызывает удивление.

Исполнительный директор отраслевого отделения негосударственной сферы безопасности Владимир Овсянников находит этому объяснение:

— К сожалению, многие на российском рынке желают работать в условиях, когда правила определены не строго: можно сделать так, а можно иначе.

И выбор этот может определяться исключительно собственной выгодой. Стандартизация устанавливает жесткие рамки, которые не нравятся тем, кто желает сохранить такую свободу маневра.

И поэтому мы не видим особого рвения у многих предприятий включаться в работу.

Однако большая часть рынка, пусть не будучи активной в работе над профстандартом, его разработку все же поддерживает. Это верно для устоявшихся предприятий, не обязательно крупных, главное — ставящих профессионализм во главе угла. Профстандарт можно сравнить с ГОСТом. Если ты приобретаешь продукт, помеченный этим знаком, ты можешь быть уверен в его качестве.

Также и с продуктом, предлагаемым частными охранными предприятиями — стандартизация установит его качество, дающее клиенту уверенность, что заказанные им услуги будут выполнены на высоком уровне. Положения профстандарта — это своего рода правила работы.

Цивилизованные правила ведения бизнеса, которые должны стать для НСБ очередной планкой, и для каждого отдельного предприятия — проверкой на зрелость.

Руководитель рабочей группы по взаимодействию со средствами массовой информации Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, генеральный директор медиагруппы «Хранитель» Хуссейн Гамаль Абу Бакр отмечает, что разработка профстандарта для отрасли — это не революция, а естественная эволюция:

— Здесь нет чего-то инновационного, профстандарт закладывает основы для того, чтобы совершенствовать образовательные программы, программы подготовки охранников и другие направления деятельности частного охранного бизнеса.

Стандартизация — необходимый этап развития отрасли, если сообщество хочет, чтобы качество подготовки охранников и в целом качество охранных услуг соответствовало тем угрозам, которые сейчас существует в стране и которые, в частности, указаны в Концепции общественной безопасности РФ.

Качество, достигнутое с опытом

В рамках профстандарта СРО «Школа без опасности» разработаны конкретные положения и мероприятия по совершенствованию защиты образовательных организаций частными охранными предприятиями.

И «конкретика» здесь, пожалуй, ключевое слово. Начать хотя бы с самого названия, в котором не случайно упомянуто, что оно касается именно детских образовательных учреждений.

— Наш стандарт относится только к двум типам учреждений, — подчеркивает президент СРО Сергей Саминский, — это дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации. Полностью исключено высшее образование, профессиональное образование т. к. там стандарты должны быть другие, скорее приближенные к офисным, коммерческим центрам.

Тем не менее, несмотря на такую узкую направленность, стандарт охватывает большое число работников сферы — порядка 177000.

При этом стандарт — отнюдь не плод размышлений теоретиков, уловивших тенденцию и не беспокоящихся о том, как их размышления сработают «на земле».

В разработке в тесном контакте с экспертами отрасли принимают участие руководители предприятий, вносившие корректировки на основе своей каждодневной практики.

— Подготовка к написанию проекта длилась 14 месяцев на основе 10-ти летнего коллективного опыта охраны многочисленных детских образовательных организаций, — рассказывает член рабочей группы по разработке профстандарта Николай Степанов.

— В этот период разработчиками не изучались детские спортивные школы, которые мы сочли возможным включить в стандарт только после непосредственного их длительного изучения практической охраной. Без практического опыта стандарты не рождаются.

Это наше правило.

В результате судьба разрабатываемого СРО профстандарта видится оптимистично.

Следует отметить, что большую роль в поддержке проекта играет Председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, недавно избранный в Общественную палату РФ.

Не понаслышке зная о нуждах и проблемах отрасли, он неизменно выступает сторонником СРО в деле повышения уровня качества охраны объектов образования. А в том, что разрабатываемый профстандарт это качество повышает, можно не сомневаться.

— Действующие отраслевые программы профессионального обучения включают по 10 часов теоретических занятий по главному предмету охранных наук — тактико-специальной подготовке. Где каждому из пяти выбранных разработчиком программ видов услуг уделяется по 2 часа, — рассказывает Николай Степанов.

Достаточно ли двух часов, чтобы получить полное представление о специфике избранного вида деятельности? Сложно представить человека, безопасность которого или его близких будет зависеть от навыков частного охранника и который бы при этом не посчитал этот вопрос риторическим. Профстандарт, разрабатываемый СРО, предъявляет четкие требования к определенной сфере работы, выделяя из размытого образа частного охранника вообще профессионала в конкретной сфере.

Мнения экспертов в отношении профстандарта едино: оценивая этот проект, они отмечают, что он соответствует основным требованиям по созданию безопасных условий образовательного процесса и воспитания обучающихся.

В нем сформированы требования к образованию охранников, к необходимости прохождения ими соответствующих программ специальной подготовки.

Также в документе перечислены навыки и умения, которыми должен обладать работник и трудовые функции, которые он обязан выполнять.

В проекте подробно рассмотрен вопрос о взаимодействии с воспитателями, психологами, педагогами и специалистами инспекций по делам несовершеннолетних в профилактической работе с детьми.

Заостряется внимание на координации действий для повышения внимания охраны к детям, проявляющим девиации в поведении, склонных к нарушению порядка и опасным антиобщественным поступкам, предписывается тесное взаимодействие с родительской общественностью при проведении массовых мероприятий.

Фактически роль частного охранника в детском образовательном учреждении становится шире той, которую ему было принято отводить. И об этом следует поговорить подробнее.

Охранник-воспитатель

Полковник милиции в отставке, председатель Совета ветеранов МУ МВД России «Мытищинское» Вячеслав Тарабрин был в нашей стране одним из первопроходцев в частном охранном бизнесе.

— Охраннику школы категорически необходима специальная подготовка! — убежден он. — И под этим я имею в виду в том числе подготовку по линии взаимодействия с детьми. Будет ли эта подготовка обеспечена Департаментом образования в форме лекций или по линии отраслевого обучения — не важно, главное чтобы она была и была качественной.

Понимание необходимости этого приходило путем проб и ошибок. Например, на пост могли ставить парней только после армии. И они были не авторитетом для школьников, а все равно, что приятелями, лясы вместе точат. Случалось, охранники и любовь крутили со старшеклассницами.

В школе на посту должны стоять люди с четким пониманием своих обязанностей и за счет качественной подготовки готовые с этими обязанностями справиться.

Профстандарт и стремится приблизить школьного охранника к этому идеалу. Программа обучения охранников 4-6 разряда дополняется тактико-технической подготовкой, особое внимание сосредоточено на психологии работы с детьми и умению обращаться со спецсредствами.

В ходе разработки стандарта звучат предложения наделить частного охранника фактически функциями воспитателя, по сути — ввести его в штат школы, сделав активным участником процесса работы с детьми. И до некоторой степени проект подразумевает такое участие.

Это предложение однозначной реакции не встречает: кому-то кажется неправильным наделение охранника несвойственными ему функциями и здесь, по крайней мере, неплохо бы для начала повысить уровень исполнения непосредственной его задачи — обеспечения безопасности объекта.

Другие возражают: сейчас по факту обязанности охранника заключаются по большей части в пресечении попыток учеников сбежать с занятий да требуют не давать родителям, пришедшим забирать ребенка, разгуливать по школе. И если уж мыслить категорией повышения престижа этой профессии, уважения к ней, повышения качества оказываемых услуг, то неплохо бы расширить этот скудный перечень более значимыми функциями.

Все хорошо помнят трагедию февраля этого года, когда в одну из московских школ зашел ученик с двумя винтовками и убил двоих человек. Все, что мог сделать охранник после того, как ему в лицо уперлось дуло оружия, — это нажать, как только выпала возможность, тревожную кнопку.

Разумеется, какие бы изменения не были внесены в перечень функций частного охранника, эта трагедия все равно могла бы случиться. И в данном конкретном случае, судя по всему, предупредить трагедию было едва ли возможно.

Но ради безопасности, ради лишнего шанса избежать еще одной трагедии никогда не повредит лишняя профилактическая работа, которую охранник, как предлагается, мог бы на себя взять после определенной подготовки.

Как минимум, ему должны быть известны все дети из «неблагополучных семей» или состоящие на иных учетах в школах или ПДН: внешность, особенности характера, дурные наклонности, и он должен понимать, как реагировать на проявление этих наклонностей, а еще лучше — как их пресекать заблаговременно.

Но в любом случае, несмотря на неизбежно остающиеся спорные вопросы, профстандарт позволяет сделать отрасли зримый шаг вперед и, как отмечает Президент Холдинга структур безопасности «РУСЬ» Роман Насонов, «дает ответы на многие вопросы по безопасности образовательной организации».

— СРО «Школа без опасности» идет в ногу со временем и даже опережает реакцию государства на тенденции в сфере безопасности образовательных организаций, — добавляет он. — А значит ли это, что ведущие охранные организации СРО избрали правильный курс в деле ее обеспечения, — судить государству в лице органов исполнительной власти и гражданскому обществу.

Денис КРЮЧКОВ http://psj.ru/

Источник: https://ssbservice.com/news/rest/161

Який ПРОФСТАНДАРТ у сторожа

ПРОФСТАНДАРТ сторожакак такої ще не затверджений ні для однієї галузі, де використовується його працю. Але є проект ПРОФСТАНДАРТ фахівця із забезпечення захисту фізосіб і майна, який регулює діяльність сторожів та охоронців, – ось про нього і поговоримо в цій статті.

Хто такий сторож і де використовується його працю

  • перевіряти цілісність об'єкта;
  • під час обходу упевнитися, що замки замкнені, пломби цілі, в будівлю ніхто не заходив, сигналізація включена і працює;
  • при виявленні слідів злому повідомити про це керівництву, в поліцію, на пост охорони згідно з інструкцією;
  • при виникненні пожежі викликати пожежну службу, у міру сил ліквідувати вогнище загоряння або хоча б стати на заваді поширенню вогню;
  • під час чергування організовувати пропуск громадян та автотранспорту на територію і з території, яку охороняє;
  • звіряти документи з фактичним вантажем, що вивозяться з території, імпортованим на територію, яку охороняє.

Спільною рисою всіх можливих місць роботи сторожа є низький рівень ризику нападу. До охорони об'єктів, де через наявність привабливих матеріальних цінностей ймовірність проникнення вище, залучаються вже охоронці. Різниця між двома цими професіями буде розкрита в наступному розділі.

Відмінність сторожа від охоронця

Професія охоронця в ЕТКС, при цьому, якщо порівнювати охоронця зі сторожем, виявиться, що у них є ряд однакових посадових обов'язків:

  • забезпечувати цілісність об'єкта (охороняти об'єкт);
  • організовувати пропуск громадян та автотранспорту на об'єкт і з об'єкта;
  • перевіряти вивозяться / ввозяться вантажі на відповідність документам.

Однак є і серйозні відмінності. Наприклад, охоронець, замість того щоб повідомляти керівництву або правоохоронним органам про виявлені порушення, як це робить сторож, зобов'язаний самостійно вжити заходів до недопущення та припинення порушення. Для цього він може використовувати дозволені до застосування спеціальні технічні засоби, цивільне та службове зброю, а також фізичну силу.

Тобто охоронець – це як би сторож з більш широкими повноваженнями, які ведуть наявність більш строгих кваліфікаційних вимог. Наприклад, якщо йому дозволяється використовувати зброю, то він повинен пройти спеціальні курси підготовки і мати право на носіння зброї.

Загальний опис проекту ПРОФСТАНДАРТ фахівця із забезпечення захисту

Проект ПРОФСТАНДАРТ для фахівця із забезпечення захисту (охорони) фізосіб і майна поки чекає свого затвердження. Метою професійної діяльності цих фахівців є забезпечення захисту охоронюваних осіб і об'єктів від протиправних посягань, охорона вантажів на шляху прямування, а також забезпечення правопорядку під час проведення масових заходів.

В цей ПРОФСТАНДАРТ повинні увійти такі посади, як:

  • сторож;
  • старший по сторожовий зміні;
  • приватний охоронець;
  • стрілок відомчої охорони;
  • керівник відділу охорони та ін.

При цьому між ними має бути розділене виконання восьми узагальнених трудових функцій з рівнями кваліфікації від першого до восьмого.

Передбачається, що сторожу буде відведено виконання тільки однієї узагальненої трудової функції – першої, з рівнем кваліфікації 1. Це означає, що сторож допускається тільки до захисту майна, захист фізосіб їм не доручається. Крім того, виконувати свою трудову функцію сторожам покладається тільки на робочому місці, т. Е. Супровід і охорону вантажів вони також не здійснюють.

Трудова функція сторожа

Як вже говорилося, за проектом ПРОФСТАНДАРТ сторожу відводиться виконання однієї узагальненої трудової функції – захисту майна без застосування інженерно-технічних засобів і фізичної сили. В рамках цієї узагальненої функції сторож виконує 2 конкретні, який свідчать, що він повинен:

  1. Перевіряти цілісність об'єкта, оглядати віконні та дверні прорізи, замки, пломби (при їх наявності). При виявленні порушень в цьому випадку сторожу пропонується відразу ж інформувати керівництво і поліцію.
  2. Піднімати тривогу і сповіщати пожежну охорону і керівництво про виникнення пожежі або іншої події, а також вживати заходів до ліквідації вогнища загоряння.

Трудові дії проект ПРОФСТАНДАРТ ставить сторожу такі:

  • візуальний моніторинг обстановки (при цьому допускається використання оглядового обладнання та систем оцінки якості і кількості матеріальних цінностей);
  • аналіз обстановки, що склалася, результатом якого може бути прийняття рішення про подачу тривожних сигналів і звернення в правоохоронні органи;
  • перевірка відвідувачів, видача їм пропусків або проставлення відміток в пропусках;
  • перевірка цілісності засобів захисту об'єкта (замків, пломб);
  • контроль стану технічних засобів захисту (тривожної кнопки, сигналізації та ін.);
  • зовнішній і внутрішній обхід об'єкта;
  • сповіщення аварійних служб, пожежної охорони, МНС про виникнення техногенних аварій та природних катаклізмів, а також вжиття заходів щодо забезпечення збереження майна;
  • вжиття заходів щодо виявлення очевидців і свідків, а також збереженню місця події в недоторканому вигляді при виникненні підозр на вчинення зловмисниками дій, що розцінюються як посягання на об'єкт, що охороняється;
  • перевірка правильності заповнення супровідних документів до вантажу, що ввозиться на територію, що охороняється і вивозяться з неї.

Вимоги, що пред'являються до сторожа

Профстандарти розроблені таким чином, що до виконання кожної узагальненої трудової функції допускаються лише співробітники, що відповідають певним кваліфікаційним вимогам.

Так, щоб мати можливість працювати сторожем, співробітник повинен пройти короткострокове навчання з додаткової освітньої програми.

Вимог до досвіду співробітника в проекті немає, як немає і особливих умов допуску до роботи.

Також кожної трудової функції присвоюється відповідний рівень кваліфікації, який відображає складність роботи. Для всіх профстандартів передбачено наявність 8 рівнів кваліфікації, з яких роботі сторожа відповідає перший (проста робота, яка потребує особливих умінь).

  1. Повноваження і відповідальність: діяльність сторожа повністю знаходиться під керівництвом начальства, без будь-яких елементів самостійності, при цьому відповідальність сторож несе індивідуальну.
  2. Характер умінь: сторожу ставиться виконання стандартних завдань, в основному пов'язаних з фізичною працею.
  3. Характер знань: сторож застосовує у своїй діяльності елементарні фактичні знання і обмежене коло спеціальних знань.
  4. Шляхи досягнення кваліфікації: короткострокове навчання, інструктаж, практичний досвід.

Необхідні для сторожа знання і вміння

У проекті ПРОФСТАНДАРТ передбачено, що сторож повинен знати:

  • свої посадові обов'язки, які використовуються роботодавцем технічні регламенти та умови забезпечення збереження майна;
  • принципи роботи технічного обладнання, що використовується для охорони території;
  • можливі види протиправних посягань і методи їх виявлення;
  • посадових осіб, відповідальних за дії в рамках пропускного режиму на об'єкті, а також регламентують його локальні акти;
  • організацію діяльності на об'єкті;
  • нормативні акти, які регламентують трудові відносини з роботодавцем і сферу охорони праці;
  • режим роботи на охоронюваному об'єкті;
  • етику ділового спілкування;
  • правила користування технічними засобами охорони і засобами пожежогасіння, місця їх розташування.

До необхідних для сторожа умінням проект відносить:

  • вміння працювати з обладнанням, наданим роботодавцем;
  • дотримання етики ділового спілкування;
  • дотримання конфіденційності інформації, отриманої в ході виконання трудової функції.

Також в проекті ПРОФСТАНДАРТ відзначені етичні моменти, які повинен знати і дотримуватися сторож, а саме:

  • якісно і неупереджено виконувати роботу;
  • не приховувати достовірні факти, доповідати про них керівництву;
  • не розголошувати відомості, що стали відомі в ході роботи, без попереднього узгодження з начальством;
  • уникати створення конфліктних ситуацій;
  • утримуватися від дій, що можуть зашкодити репутації компанії;
  • передавати в правоохоронні органи інформацію про всі зроблені на об'єкті, що охороняється правопорушення.

Особливості умов праці сторожа

Трудова діяльність сторожа має свої особливості, пов'язані з умовами праці. Так, влаштовуючись на роботу, він повинен розуміти, що у нього буде індивідуальний робочий графік, що відрізняється від того, що встановлений в організації для більшості робітників. Йдеться про можливість:

  • ненормованого робочого дня;
  • роботи у вихідні та святкові дні;
  • залучення до понаднормової роботи і роботи в нічний час;
  • роботі в несприятливих кліматичних умовах;
  • роботі в умовах підвищеного ризику.

Всі ці моменти повинні бути відображені в трудовому договорі, що укладається з сторожем, якщо роботодавець впевнений, що вони дійсно будуть мати місце.

Отже, сторож, згідно розглянутому проекту ПРОФСТАНДАРТ фахівця із забезпечення захисту (охорони) фізосіб і майна, – це найменш кваліфікований працівник з залучаються до подібної діяльності.

Він має мінімальні посадові обов'язки, які полягають в спостереженні за об'єктом і донесенні інформації про виявлені порушення згідно з інструкцією. Це означає виставлення до сторожа мінімальних кваліфікаційних вимог.

Фактично проходження звичайного інструктажу може бути цілком достатньо, щоб співробітник приступити до роботи.

Мінімум обов'язків і вимог привів до того, що сторож залучається тільки до охорони майна. При цьому окремими ПРОФСТАНДАРТ, розробленими для певних напрямків охорони, робота сторожа взагалі може бути виключена (як, наприклад, у випадку з охороною освітніх організацій).

Источник: http://jak.magey.com.ua/articles/jakij-profstandart-u-storozha.html

Добавить комментарий