Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе?

Содержание

8(499)938-71-68

Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе?

Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе?

Конфликт интересов на государственной службе в последнее время получает все большую огласку и требует постоянной работы по разрешению подобных ситуаций и их недопущению. В статье мы рассмотрим актуальные аспекты данного вопроса.

Конфликт интересов на государственной службе

В первый раз термин «конфликт интересов» относительно госслужбы появился в 2001 году в одобренной Президентом Концепции реформирования системы государственной службы России.

Общее значение конфликта интересов на государственной службе относительно гражданской госслужбы детализировано в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (статья 19). Из текста статьи можно узнать, что конфликт интересов на госслужбе – это следующие обстоятельства:

  1. Когда собственные интересы госслужащего оказывают влияние или могут повлиять на выполнение им своих профессиональных обязательств,
  2. Когда появляется или может появиться противоречие между частными интересами госслужащего и законодательно установленными правами и интересами физических или юридических лиц, общества, государства,
  3. Когда такое противоречие обуславливает или может обусловить нанесение ущерба правам и интересам физических или юридических лиц, общества или государства.

Частными интересами (личной заинтересованностью) в этом контексте толкуется материальная выгода – в виде получения каких-либо материальных ценностей, благ, услуг как для самого госслужащего, так и для членов его семьи и ближайших родственников, а также для юридических лиц (фирм), с которыми госслужащий может быть взаимосвязан.

Конфликт интересов на государственной службе делится на 2 разновидности:

  • организационный конфликт;
  • личный конфликт.

Организационный конфликт интересов появляется и существует в условиях, когда какое-либо юридическое лицо, оказывающее услуги государству, имеет необъективные конкурентные преимущества перед другими поставщиками услуг.

Личный конфликт интересов – это несоответствие между частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, выполняемыми им.

Конфликт интересов на муниципальной службе

В 2008 году в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ была внесена статья 14.1, посвященная особенностям конфликта интересов применительно к муниципальной службе.

Эта же статья содержит понятие служебного конфликта, которое почти слово в слово совпадает с формулировкой закона «О государственной гражданской службе РФ».

Единственное различие содержится в субъекте применения – госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий.

В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта.

Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе

Анализ ежегодных прокурорских докладов, который провели в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволил определить наиболее типичные нарушения закона, связанные с конфликтом интересов на государственной службе. Рассмотрим те из них, что встречаются чаще всего в повседневной жизни.

  1. Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.
  2. Конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у госслужащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми госслужащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления.
  3. Конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим госслужащим или его близкими от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.
  4. Конфликт интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
  5. Конфликт интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
  6. Иные ситуации.

Важно! Первоочередным способом разрешения любой ситуации конфликта интересов должно быть сообщение служащего о присутствии частного интереса, направленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Уведомлять нужно письменно (к примеру докладной запиской).

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссии по урегулированию конфликта интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение работниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение.

Такие комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в соответствии с указом Президента РФ.

С 2010 года функционирует указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

Состав комиссии должен исключать риск образования конфликта интересов, оказывающего влияние на проводимые комиссией мероприятия и выводы по их итогам.

В комиссию по урегулированию конфликта интересов включаются: представитель нанимателя, а также получившие соответствующие полномочия госслужащие, в том числе представители юридической службы, отдела кадров, подразделения, в котором госслужащий – сторона конфликта занимает должность, приглашенные независимые эксперты.

Новое Положение о комиссиях относительно прежнего значительно расширило их компетенцию. Теперь комиссии рассматривают не только вопросы нарушения требований к служебному поведению и присутствия личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых кандидатами на вакансии госслужбы, разбирают заявления госслужащих о невозможности предоставить информацию о доходах.

Источник: https://consultant-jur.ru/kakovy-tipovye-situatsii-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-sluzhbe/

Конфликты интересов на государственной службе – это… Урегулирование конфликта интересов на государственной службе

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе.

Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов.

В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство.

Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации.

До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы.

Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов.

Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает.

Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с разбирательствами судебного характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе – это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

Источник: http://.ru/article/222914/konfliktyi-interesov-na-gosudarstvennoy-slujbe---eto-uregulirovanie-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-slujbe

Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе?

Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе?

  • Инцидент интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
  • свой конфликт.
  • Важно! Первоочередным способом разрешения всякий ситуации конфликта интересов должно быть известие служащего о присутствии частного интереса, нацеленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Уведомлять надо письменно (к примеру докладной запиской).

  •  Когда личные интересы госслужащего оказывают влияние или же могут повлиять на выполнение им собственных профессиональных обязательств,
  • Иные ситуации.
  •  Когда это противоречие обуславливает или может определить нанесение ущерба правам и интересам телесных или юридических лиц, общества или же государства.
  • Общее значение конфликта интересов на гос службе относительно  гражданской госслужбы детализировано в Федеральном законе «О гос гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (заметка 19). Из текста статьи возможно узнать, что конфликт интересов на госслужбе – это надлежащие обстоятельства:

    Типовые ситуации конфликта интересов на гос службе

    Комиссия по урегулированию инцендента интересов

    Конфликт интересов на гос службе

    Госслужащим запретят пользоваться смартфонамиО прецедентах коррупции в учреждениях Минюста теперь возможно сообщить по телефонуВыходной день для служащих госучреждений предложено перенести с субботы на первый день недели

    Конфликт интересов на государственной службе в последнее время получает все огромную огласку и требует постоянной работы по разрешению аналогичных ситуаций и их недопущению. В статье мы разглядим актуальные аспекты данного вопроса. 

    Тест ежегодных прокурорских докладов, который провели в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Русской Федерации, позволил определить наиболее обычные нарушения закона, связанные с конфликтом интересов на гос службе. Рассмотрим те из их, что встречаются чаще всего в будничной жизни. 

    Новое Положение о комиссиях сравнительно прежнего значительно расширило их зону ответственности.

    Теперь комиссии рассматривают не лишь только вопросы нарушения требований к служебному поведению и пребывания личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых претендентами на вакансии госслужбы, разбирают заявления чиновниках о невозможности предоставить информацию о доходах.

  •  Инцидент интересов, связанный с нахождением в собственности у чиновника или членов его семьи и ближайших акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми чиновник связан по работе, осуществляя в их отношении кое-какие функции  государственного или городского управления.
  • Комиссия по урегулированию инцендента интересов

    Конфликт интересов на гос службе
    Конфликт интересов на городской службе

    Так же как и в законе «О гос гражданской службе РФ», в законе «О городской службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» приватная выгода работника муниципальной службы ориентируется как корыстная заинтересованность в получении каких-или благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него проф служебных задач. 

    Организационный инцидент интересов появляется и существует в условиях, когда какое-или юридическое лицо, оказывающее услуги государству, содержит необъективные конкурентные преимущества перед другими поставщиками предложений.

  •  Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим муниципальных или муниципальных функций, касаемо его членов семьи. На практике это выглядит как роль, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, в случае если проверка проводится в отношении его ближайшего; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, в случае если среди кандидатов на должность наличествует член семьи этого служащего.
  • Свой конфликт интересов – это несоответствие меж частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачками, выполняемыми им. 

  • организационный инцидент;
  • Частными интересами (личной заинтересованностью) в данном контексте толкуется материальная выгода –  в облике получения каких-либо материальных ценностей, благ, предложений как для самого госслужащего, например и для членов его семьи и близких родственников, а также для юридических лиц (компаний), с которыми госслужащий может быть взаимосвязан. 

  •  Инцидент интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
  • В последующем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе возымело развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности инцендента интересов конкретизированы в статье 10 сего нормативного акта.

    Комиссии по урегулированию инцендента интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение сотрудниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение.

    Эти комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в согласовании с указом Президента РФ.

    С 2010 года работает указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению притязаний к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию инцендента интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

    Источник: http://jurgeek.ru/kakovy-tipovye-situatsii-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoj-sluzhbe/

    Типовые ситуации конфликта интересов

    Типовые ситуации конфликта интересов

    Как мы уже говорили ранее, конфликт интересов может себя проявлять во множестве форм.

    Теперь же, проведем обзор всех двенадцати типовых ситуаций предотвращения и порядка урегулирования конфликта интересов в организациях, учреждениях, предприятиях на государственной и муниципальной службе согласно приложению № 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России.

    На основании которых, ответственным лицом по противодействию коррупции назначенном по приказу в учреждении, и разрабатывается памятка для дальнейшего применения в антикоррупционной работе.

    К перечню возможных типовых ситуаций конфликта интересов относятся:

    1. Работник предприятия А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.

    Например:

    Работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
    1. Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.

    Пример:

    Руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
    1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.

    Пример:

    Работник учреждения, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника учреждения.

    Пример:

    Работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
    • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
    1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с предприятием А.

    Пример:

    Работник учреждения А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием учреждения А. При этом трудовые обязанности работника в учреждения А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.

    Возможные способы урегулирования:

    • Изменение должностных обязанностей работника;
    • отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации;
    • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
    1. Работник предприятия А принимает решение о закупке предприятия А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.

    Пример:

    Работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
    1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

    Пример:

    Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является предприятие Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
    • изменение трудовых обязанностей работника;
    • рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
    1. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

    Пример:

    Работник учреждения А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
    • изменение трудовых обязанностей работника;
    • помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
    1. Работник учреждения А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.

    Пример:

    Предприятие Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с предприятием Б, в которых предприятие Б очень заинтересовано.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
    • изменение трудовых обязанностей работника.
    1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

    Пример:

    Работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.

    Возможные способы урегулирования:

    • Рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг;
    • отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
    • изменение трудовых обязанностей работника.
    1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника предприятия А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.

    Пример:

    Работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.

    Возможные способы урегулирования:

    • Рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю;
    • установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков;
    • перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
    1. Работник учреждения А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений учреждения А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.

    Пример:

    Организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с учреждением А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику учреждения А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника учреждения А.

    Возможные способы урегулирования:

    • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
    1. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.

    Пример:

    Работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.

    Возможные способы урегулирования:

    • Установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.

    Источник: http://alcostad.ru/tipovye-situatsii-konflikta-interesov/

    Конфликты интересов на государственной службе – это что? Примеры ситуаций :

    Сегодня мы поговорим о конфликте интересов на государственной гражданской службе. Вопрос будет рассмотрен со всех сторон, чтобы после прочтения материала вырисовалась точная картинка данного вопроса. Подробности читайте ниже.

    Важность вопроса

    В последнее время вопрос коррупции встал очень ярко. Актуальность данной темы бьёт все рекорды, ведь коррупцией пропитаны почти все слои власти. Она мешает экономическому процветанию страны, принося определённый вред и социальной сфере.

    В проекте реформирования государственной системы вопросу коррупции уделяется особое внимание, ведь он – корень большинства проблем. Для борьбы с этой проблемой наиболее эффективно действуют административные рычаги.

    При этом большое внимание уделяется такому понятию, как конфликт интересов, который и служит причиной возникновения коррупции.

    Конфликт интересов

    Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально.

    Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов.

    Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

    Конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на правильное их исполнение.

    В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые положения ради своей выгоды. Это определение взято из федерального закона, принятого летом 2004 года.

    Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это четкое понятие, которое рассматривается на высшем законодательном уровне.

    Правовое развитие

    Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

    Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

    Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

    В статье 10 данного закона говорится, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть нарушены.

    Личная заинтересованность

    Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей.

    В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности.

    Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

    Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто.

    Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права.

    Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

    Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной.

    Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую. То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей.

    В качестве награды он имеет дополнительные возможности для получения ещё большего дохода.

    Даже обсуждая эту тему столь детально, надо понять одну простую вещь: полностью и навсегда избавиться от конфликтов на государственной гражданской службе невозможно. Этого никогда не будет.

    Но в силах законодателей сделать всё для того, чтобы такие конфликты были урегулированы по чёткому механизму.

    Для этого нужно выявлять возможные причины, при которых возникает конфликт, обозначать те условия, которые этому способствуют, и наблюдать за динамикой развития. Немаловажно непосредственно управлять процессом решения конфликта.

    Причины

    Всегда есть место для конфликта на государственной службе. Это возникает неконтролируемо и постоянно. Но определить основные причины всё же можно. К ним относят:

    • пренебрежение нормами действующего законодательства;
    • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
    • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
    • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
    • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

    Условия

    Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды. К таким характерным причинам можно отнести следующие:

    • недостаточная компетенция служащего или его неопределённость в понимании своего долга;
    • дублирование полномочий других государственных служащих, других органов гос. власти и т. д.;
    • незнание некоторых принципов, на которых основывается работа;
    • наличие конкретных противоречий, которые встречаются в нормативно-правовых актах (это возникает на абсолютно всех уровнях власти и ведет к тому, что в законе ищут «дыры», прибегая к помощи коррупционеров);
    • нарушение организационной и служебной дисциплины;
    • отсутствие материальной или моральной достаточной мотивации работника, которая бы служила неким гарантом успеха, который можно потерять при несоблюдении своих полномочий;
    • дискриминация или недостаточное внимание к сотрудникам, которые выполняют одинаковую работу в равном объёме, но не получают похвалы или другого вида стимуляции от руководства;
    • использование малоэффективной системы оплаты труда.

    Возможные правонарушения

    В том случае, если урегулирование конфликта интересов на государственной службе не происходит, возможные некоторые правонарушения. Рассмотрим самые часто встречаемые из них:

    • нежелание государственного служащего принимать необходимые меры для того, чтобы конфликт интересов был предотвращён или исчерпан;
    • неуведомление вышестоящих органов о том, что конфликт имел место, или о том, что кто-то из сотрудников имеет личную заинтересованность в определённом исходе дела;
    • неуведомление начальства о том, что уже есть сотрудники, которые незаконно владеют ценными бумагами, акциями, долями и т. д. и получили эти выгоды в результате незаконного использования своих полномочий;
    • бездействие или молчаливый отказ от принятия необходимых мер для того, чтобы передать дело в доверительное управление;
    • вхождение на другой пост без предварительного согласования с руководством, если намечается конфликт интересов.

    Обязанности

    Конфликты интересов на государственной службе – это такие ситуации, которые возникают, как мы уже поняли, при нарушении работниками своих обязанностей. Однако мы так и не рассмотрели эти обязанности служащих.

    В 11 статье закона «О противодействии коррупции» говорится о том, что работник должен сделать всё возможное для того, чтобы не допустить конфликта интересов.

    Для этого при малейшем подозрении на такую ситуацию служащий обязан письменно уведомить своего руководителя.

    В 19 статье закона «О гражданской службе» говорится о том, что, если служащий понимает, что конкретно в его случае может произойти конфликт интересов, он должен уведомить вторую сторону, то есть нанимателя, в письменной форме.

    Кто же выступает нанимателем? Оказывается это не всегда руководитель. Представлять интересы нанимателя может:

    • лицо, которое временно исполняет обязанности на должности;
    • руководить определённого гос. органа;
    • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

    Способы решения проблемы

    Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка – лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

    • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
    • отстранение от выполнения обязанностей;
    • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
    • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

    Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т. д., то он должен их передать вышестоящему руководству.

    Назначение комиссии

    Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

    • представитель нанимателя или его уполномоченный;
    • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
    • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

    Порядок работы и задачи подобных комиссий были утверждены указом президента РФ в марте 2007 года.

    Действия Министерства обороны

    Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

    • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
    • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
    • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.

    Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности

    • Неоправданная широта полномочий.
    • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
    • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
    • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.

    • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
    • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
    • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
    • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.

    • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
    • Безнаказанное злоупотребление властью.
    • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

    Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально.

    Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.

    Источник: https://www.syl.ru/article/340307/konfliktyi-interesov-na-gosudarstvennoy-slujbe---eto-chto-primeryi-situatsiy

    Добавить комментарий