Налоговый контроль в форме мониторинга – недостатки

Содержание

8(499)938-71-68

Налоговый мониторинг

Налоговый контроль в форме мониторинга - недостатки

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая применяется с согласия организации. В период действия соглашения о налоговом мониторинге камеральные и выездные проверки не проводятся, и в этом его плюс для компаний. С другой стороны, налоговый мониторинг предполагает, что предприятие все время находится в режиме налоговой проверки.

Используйте пошаговые руководства:

Важное в статье:

  • Что такое налоговый мониторинг;
  • Какие компаании могут заключать сделки о налоговом мониторинге;
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга.

На протяжении нескольких лет повсеместно декларируется, что налоговая политика Российской Федерации направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы. Анализируя вносимые законопроекты и принимаемые нормативные акты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, путем улучшения качества налогового администрирования.

В рамках этой инициативы Правительство РФ утверждило “дорожную карту” по совершенствованию налогового администрирования, а также законодательно закрепило институт налогового мониторинга. Поговорим о нем подробнее.

Кто вправе заключить соглашение о налоговом мониторинге

Чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация должна соответствовать определенным критериям.

Например, совокупная стоимость ее активов должна составлять не менее 3 млрд рублей, а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга – не менее 3 млрд. руб.

Кроме того, участники консолидированных групп налогопатещиков также вправе заключать соглашения о налоговом мониторинге.

Что такое регламент информационного взаимодействия

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компании подают в налоговую службу регламент информационного взаимодействия.

В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в нем указывается  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия содержится:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждены  Приказом ФНС России от 07.05.2015 г. №  ММВ-7-15/184@ “Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним”.

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок

В период действия соглашения о налоговом мониторинге действует запрет на выездные проверки. Однако есть закрытый перечень исключений:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Если компания заключила соглашение о налоговом мониторинге, камеральные проверки также не проводятся. Естественно, есть и исключения, например:

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Предполагается, что налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга инспекторы установили факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Что касается самой организации, то запрос о представлении мотивированного мнения она может направить в налоговый орган при наличии сомнений / неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция  организации по указанным вопросам.

Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он уведомляет об этом инспекторов. Выполнение мотивированного мнения осуществляется организацией путем учета изложенной в нем позиции в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия, после чего налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.

По результатам такой процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Обращаем внимание, что при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (в первоначальном тексте законопроекта такой оговорки не было).

Плюсы налогового мониторинга для компаний

Налоговый мониторинг – это не только новая форма налогового контроля, демонстрирующая иной подход к взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе в части разрешения возникающих споров, но также механизм, позволяющий не доводить до возникновения спора как такового.

Среди преимуществ заключения соглашений о налоговом мониторинге можно особо выделить следующие:

  • получение предварительного мнения налогового органа о налоговых последствиях совершения конкретных хозяйственных операций,  что позволяет заранее оценить риски налоговых доначислений и принять важные для бизнеса решения;
  • отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок позволит значительно уменьшить количество споров с налоговыми органами. Хотя надо учитывать, что запрет на проведение проверок не является безусловным, а их отсутствие может заменяться большим количество запросов от инспекций о представлении документов и/или информации.

Возможные проблемы при проведении налогового мониторинга

Институт налогового мониторинга является новым для нашей страны, а правовое регулирование несовершенным, что очевидно повлечет большое количество вопросов для участников первых соглашений о налоговом мониторинге.  

Так, на сегодняшний день непонятно, насколько эффективным покажет себя институт мотивированного мнения налогового органа, направляемого на запрос налогоплательщика.

Компании будет обращаться с запросами только по спорным, неразрешенным судебной практикой вопросам, а налоговый орган в ситуации «платить» или «не платить» налоги в рамках конкретной хозяйственной операции, очевидно, выскажется в пользу бюджета.

Также остается открытым вопрос о том, какие действия должен предпринять налогоплательщик в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа (процедура Налоговым кодексом не прописана).

Вызывает сомнение возможность широкого распространения заключения соглашений о налоговом мониторинге, т.к. в таком случае налоговым органам  придется взаимодействовать одновременно с большим количеством крупных налогоплательщиков, что может быть достаточно затруднительно в организационном и техническом плане.

В любом случае, сама возможность подписания соглашений о расширенном информационном взаимодействии может рассматриваться как еще одна ступень в создании стабильной налоговой системы, установление которой невозможно без создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.

Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Источник: https://fd.ru/articles/157586-nalogovyy-monitoring-plyusy-i-minusy-dlya-kompaniy

Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг

С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля.

Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика.

Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.

Основные характеристики

Налоговый мониторинг в течение года заменяет камеральные и выездные налоговые проверки на постоянный (при необходимости – онлайн) доступ налогового органа к документам, информации и информационным системам налогоплательщика. Порядок доступа определяется регламентом информационного взаимодействия, который согласуется в отношении конкретного налогоплательщика.

Закон устанавливает ряд критериев для потенциальных участников мониторинга:

1) сумма подлежащего к уплате НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ от 300 млн руб. в год;

2) налогоплательщик в предшествующем году должен обратиться с просьбой о налоговом мониторинге;

3) сумма доходов в предшествующий год – от 3 млрд руб.;

4) не менее этой величины должна быть и стоимость активов.

Первоначально в законопроекте эти критерии были выше (500 млн, 5 млрд и 10 млрд руб. соответственно), но в ходе обсуждения были смягчены. По оценкам ФНС, количество потенциальных участников налогового мониторинга – порядка 2000 организаций.

Урегулирование спорных вопросов налогообложения в ходе налогового мониторинга осуществляется посредством мотивированных мнений налоговиков.

Мотивированное мнение может быть направлено налогоплательщику по инициативе налоговиков, если те выявят ошибки или расхождения в представленных документах и потребуют их устранить.

Налогоплательщик может и сам запросить мотивированное мнение, чтобы избежать неоднозначного толкования законодательства и расхождений в правовой оценке своих операций.

Мотивированное мнение можно оспорить в ходе взаимосогласительной процедуры в ФНС.

Если налогоплательщик согласился с мнением ФНС и скорректировал данные налогового учета или налоговой декларации, он освобождается от пени и штрафа. Для участия в налоговом мониторинге с 1 января 2016 г.

заявление об этом нужно подать до 1 июля 2015 г. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков эти сроки смещены на год вперед.

Подобные формы взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков используются в Великобритании, США, Канаде, Нидерландах и еще почти в двух десятках государств.

Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме, и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд.

Преимущества

Есть два ключевых достоинства налогового мониторинга для налогоплательщиков.

Первое и основное – это возможность избежать процедуры (особенно выездной проверки), которая является для организации несомненным стрессом: нарушение нормального рабочего ритма бухгалтерии, необходимость подготовки большого объема документов, предоставление объяснений проверяющим, а по итогам проверки – длительная административная и судебная тяжба. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам. Спорные позиции должны согласовываться в ходе налогового мониторинга.

Второе преимущество – это возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений.

Закон не только позволяет организации отреагировать на мотивированное мнение налоговиков, но и сделать «работу над ошибками» путем подачи уточненной налоговой декларации и уплаты доначисленного налога.

Если организация видит налоговые риски, она может запросить мотивированное мнение самостоятельно, а при необходимости представить свои аргументы в ходе взаимосогласительной процедуры и спланировать налоговый учет исходя из позиции налоговиков.

Проблемы

Наряду с этими удобствами новой форме налогового контроля присущи и некоторые недостатки. Прежде всего, это отсылочные нормы в тексте закона.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, форма заявления о проведении налогового мониторинга, порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, порядок представления документов в электронном виде, форма и требования к составлению мотивированного мнения – все это предполагается урегулировать актами ФНС. Они будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, поэтому можно предположить значительное количество споров по содержанию этих актов и практике их применения.

Есть и вопрос раскрытия налогоплательщиками информации. Он имеет технический характер: организации используют различные электронные системы учета, протоколы передачи данных, политики информационной безопасности и т. д. Актуален и вопрос объема и периодичности раскрытия данных учета налоговикам: будет ли это полноценный доступ онлайн или периодические срезы по регистрам налогового учета.

Налоговый мониторинг не устраняет контроль соответствия рыночных цен как еще одну контрольную нагрузку на налогоплательщика. Теперь территориальные органы ФНС обязаны информировать центральный аппарат о фактах контролируемых сделок, а ФНС должна проводить по ним проверки. Мотивированное мнение по соответствию цен в таких сделках налоговые органы направлять не вправе.

Закон не определил виды налогов, к которым применяется мониторинг. Если исходить из того, что это все налоги и сборы, необходимо будет отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета.

Еще одна проблема: организация может запросить мотивированное мнение по вопросам «совершенных фактов хозяйственной жизни организации». А вот чтобы уточнить позицию чиновников заблаговременно перед совершением сделки для оценки будущих налоговых рисков, придется по-прежнему запрашивать разъяснения Минфина и прибегать к помощи налоговых консультантов.

В ряде случаев организация может получить налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга. Например, если не выполнено мотивированное мнение налогового органа или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Таким образом, условие мониторинга – определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом и регулярное пополнение бюджета.

Налоговый мониторинг – революционное нововведение. Эта форма налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным налогоплательщикам, которые готовы оперативно раскрывать налоговикам данные налогового учета.

Но некоторые налогоплательщики могут занять выжидательную позицию, пока не станет понятна практика использования подзаконных актов ФНС, о которых говорилось выше, и пока не сформируется судебная практика по возможным спорам по результатам мониторинга.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring

Новая форма налогового контроля: Налоговый Мониторинг

С 1 января 2015 года вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг*. Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ. Подробности – в нашей статье. * Положения нового раздела V.2 части первой Налогового кодекса РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

Налоговый мониторинг

Первая часть Налогового кодекса РФ дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, а также полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 2 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения.

Условия проведения

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если в календарном году, предшествующем году, в котором представляется заявление:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых составляет не менее 300 млн руб. (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Кроме того, совокупная стоимость активов по данным бухотчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

При этом указанные выше критерии должны соблюдаться одновременно.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября следующего года.

Требования к регламенту

В регламенте информационного взаимодействия указывается порядок:

  • представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся данные документы (информация);
  • ознакомления с подлинниками документов в случае необходимости;
  • отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учета, а также информации о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.

(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.

Решение об отказе должно быть мотивированным. В частности, основанием для принятия такого решения является:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ;

2) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Порядок проведения

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговики вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. При этом неправомерно требовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

О выявленных противоречиях (несоответствиях) в сведениях, содержащихся в представленных документах (информации), налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) или неполной (несвоевременной) уплате налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса РФ.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения мониторинга;
  • выявления факта представления недостоверной информации;
  • систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29Налогового кодекса РФ.

Уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга производится в письменной форме в течение 10 дней со дня установления указанных выше обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга.

В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам.

Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Взаимосогласительная процедура

ФНС России инициирует проведение взаимосогласительной процедуры после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.

30 Налогового кодекса РФ.

Эта процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя).

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Проверки не проводятся

В период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:

  • позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.

В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:

  • проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Причем в случае проведения выездной проверки по данному основанию предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением.

Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;
  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Журнал “Учет в строительстве”

Источник: http://hr-portal.ru/article/novaya-forma-nalogovogo-kontrolya-nalogovyy-monitoring

Тема 10. Организация налогового контроля

Тема 10. Организация налогового контроля

Понятие налоговогоконтроля. Государственный реестрналогоплательщиков. Обязанности органов,осуществляющих контроль. Обязанностибанков, связанные с учетом налогоплательщиков.Формы проведения налогового контроля.Камеральная налоговая проверка. Выезднаяналоговая проверка. Технология проведенияналоговых проверок.

Процессуальныедействия проверяющих. Проведениеналогового контроля за расходами.Порядок оформления результатовпроверки.Акт о налоговой проверке.Действия налоговых органов по результатампроверки. Налоговая тайна. Исковоезаявление о взыскании налоговой санкции.Рассмотрение дел и исполнение решенийо взыскании налоговых санкций.

Порядокобжалования актов налоговых органов.

Понятие налоговогоконтроля.Государственный реестрналогоплательщиков. Обязанности органов,осуществляющих контроль.

Налоговый контроль– это установленная нормами актамисовокупность приемов и способов пообеспечению соблюдения налоговогозаконодательства и налоговогопроизводства.

налогового контроля включает:

  • Наблюдение за подконтрольными объектами;
  • Прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
  • Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
  • Выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контрольосуществляется как государственнымиорганами, так и аудиторскими фирмами,бухгалтерскими и финансовыми службамипредприятий.

Государственный реестр налогоплательщиков

Постановка на учеторганизации или индивидуальногопредпринимателя в налоговом органе поместу нахождения или по месту жительстваосуществляется на основании сведений,содержащихся в едином государственномреестре юридических лиц, единомгосударственном реестре индивидуальныхпредпринимателей, в порядке, установленномПравительством Российской Федерации.

В целях проведенияналогового контроля налогоплательщикиподлежат постановке на учет в налоговыхорганах соответственно по местунахождении организации, месту нахожденияее обособленных подразделений, местужительства физическоголица, а также по месту нахожденияпринадлежащего им недвижимого имуществаи транспортных средств, подлежащихналогообложению. Организация, в составкоторой входят обособленные подразделения,расположенные на территории РоссийскойФедерации, обязана встать на учет вналоговом органе по месту нахождениякаждого своего обособленного подразделения.

Постановка научет вналоговом органе в качестве налогоплательщикаорганизации и индивидуальныхпредпринимателей осуществляетсянезависимо от наличия обязанности поуплате того или иного налога.

При подаче заявленияорганизацияодновременно с заявлением о постановкена учет представляет в одном экземплярекопии заверенных в установленномпорядке: свидетельства о регистрации,учредительных и иных документов,необходимых при государственнойрегистрации, других документов,подтверждающих в соответствии сзаконодательством Российской Федерациисоздание организации.

При подаче заявленияиндивидуальный предпринимательодновременно с заявлением о постановкена учет представляет свидетельство огосударственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя илипредставляет копию лицензии на правозанятия частной практикой, а такжедокументы, удостоверяющие личностьналогоплательщика и подтверждающиерегистрацию по месту жительства.

Постановка научет, снятие с учета осуществляютсябесплатно.

Каждомуналогоплательщику присваивается единыйпо всем видам налогов и сборов, в томчисле подлежащих уплате в связи сперемещением товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации, и на всейтерритории Российской Федерацииидентификационный номер налогоплательщика.

Обязанностиорганов, осуществляющих контроль:

  • осуществление, контроля соблюдения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
  • обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
  • обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
  • проверка достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иныхобъектов обложения и исчисления налога;
  • передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявление в суд и арбитражный суд исков.

Обязанности банков,связанные с учетом налогоплательщиков

Банки открываютсчета организациям, индивидуальнымпредпринимателям только при предъявлениисвидетельства о постановке на учет вналоговом органе.

Банк обязан сообщитьоб открытии или закрытиисчетаорганизации,индивидуального предпринимателя вналоговый орган по месту их учета впятидневный срок со дня соответствующегооткрытия или закрытия такого счета.

Банки обязанывыдавать налоговым органам справки пооперациям и счетам организаций и граждан,осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридическоголица, в порядке, определяемомзаконодательством Российской Федерации,в течение пяти дней после мотивированногозапроса налогового органа.

Формыпроведения налогового контроля.Камеральная налоговая проверка. Выезднаяналоговая проверка.

Статьей82. Кодекса определены формыпроведения налогового контроля:

Налоговый контрольпроводится должностными лицами налоговыхорганов в пределах своей компетенциипосредством:

  • налоговых проверок;
  • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таможенные органыи органыгосударственных внебюджетных фондовв пределахсвоей компетенции осуществляют налоговыйконтроль за соблюдением законодательствао налогах и сборах, при этом, пользуясьправами и неся обязанности, предусмотренныедля налоговых органов.

Налоговые органы,таможенные органы, органы государственныхвнебюджетных фондов и органы внутреннихдел в порядке, определяемом по соглашениюмежду ними, информируют друг друга обимеющихся у них материалах о нарушенияхзаконодательства о налогах и сборах иналоговых преступлениях, о принятыхмерах по их пресечению, о проводимыхими налоговых проверках, а такжеосуществляют обмен другой необходимойинформацией в целях исполнения возложенныхна них задач.

Налоговые органыпроводят камеральныеи выездныеналоговые проверки налогоплательщиков,плательщиков сборов и налоговых агентов.Налоговой проверкой могут быть охваченытолько три календарных года деятельностиналогоплательщика, плательщика сбораи налогового агента, непосредственнопредшествовавшие году проведенияпроверки.

Если при проведениикамеральных и выездных налоговыхпроверок у налоговых органов возникаетнеобходимость получения информации одеятельности налогоплательщика(плательщика сбора), связанной с инымилицами, налоговым органом могут бытьистребованы у этих лиц документы,относящиеся к деятельности проверяемогоналогоплательщика (плательщика сбора)(встречная проверка).

Запрещаетсяпроведение налоговыми органами повторныхвыездных налоговых проверок по одними тем же налогам, подлежащим уплате илиуплаченным налогоплательщиком(плательщиком сбора) за уже проверенныйналоговый период, за исключением случаев,когда такая проверка проводится в связис реорганизацией или ликвидациейорганизации-налогоплательщика(плательщика сбора-организации) иливышестоящим налоговым органом в порядкеконтроля за деятельностью налоговогооргана, проводившего проверку.

Камеральнаяналоговая проверка– проводится по месту нахожденияналогового органа на основе налоговыхдеклараций и документов, представленныхналогоплательщиком, служащих основаниемдля исчисления и уплаты налога, а такжедругих документов о деятельностиналогоплательщика, имеющихся у налоговогооргана.

Камеральнаяпроверка проводится уполномоченнымидолжностными лицами налогового органав соответствии с их служебнымиобязанностями без какого-либо специальногорешения руководителя налогового органав течение трех месяцев со дня представленияналогоплательщиком налоговой декларациии документов, служащих основанием дляисчисления и уплаты налога, еслизаконодательством о налогах и сборахне предусмотрены иные сроки.

Если проверкойвыявлены ошибки в заполнении документовили противоречия между сведениями,содержащимися в представленныхдокументах, то об этом сообщаетсяналогоплательщику с требованием внестисоответствующие исправления вустановленный срок.

При проведениикамеральной проверки налоговый органвправе истребовать у налогоплательщикадополнительные сведения, получитьобъяснения и документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременностьуплаты налогов.

На суммы доплатпо налогам, выявленные по результатамкамеральной проверки, налоговый органнаправляет требование об уплатесоответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговаяпроверка -проводится на основании решенияруководителя (его заместителя) налоговогооргана.

Выездная налоговаяпроверка в отношении одного налогоплательщика(плательщика сбора, налогового агента)может проводиться по одному или несколькимналогам. Выездная налоговая проверкане может продолжаться более двух месяцев,если не установлено иное. В исключительныхслучаях вышестоящий налоговый органможет увеличить продолжительностьвыездной налоговой проверки до трехмесяцев.

При проведении выездных проверокорганизаций, имеющих филиалы ипредставительства, срок проведенияпроверки увеличивается на один месяцна проведение проверки каждого филиалаи представительства.

Налоговые органывправе проверять филиалы и представительстваналогоплательщика (налогового агента,плательщика сбора) независимо отпроведения проверок самого налогоплательщика(налогового агента, плательщика сбора).

При необходимостиуполномоченные должностные лицаналоговых органов, осуществляющиевыездную налоговую проверку, могутпроводить инвентаризацию имуществаналогоплательщика, а также производитьосмотр (обследование) производственных,складских, торговых и иных помещений итерриторий, используемых налогоплательщикомдля извлечения дохода, либо связанныхс содержанием объектов налогообложения.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6013470/page:32/

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Понятие налогового мониторинга вошло в жизнь представителей бизнеса сравнительно недавно и представляет собой вид сотрудничества между органами фискального контроля и российскими организациями в области расчета и перечисления бюджетных платежей.

Основными принципами деятельности налоговиков является организация системы контрольных процедур в виде камеральных и выездных проверок деятельности отечественных компаний.

Российское законодательство предлагает следующее определение термина налогового мониторинга — это разновидность методики налогового контроля, обеспечивающая проверку правильности, полноты и своевременности исчисления налоговых платежей. При такой форме взаимодействия налоговики получают расширенный доступ к документации компаний.

При этом в случае наличия спорных ситуаций в области российского налогового законодательства у организации появляется возможность попросить разъяснений у представителей ФНС. Такая договоренность не позволяет налоговикам осуществлять налоговые проверки компаний-партнеров за исключением оговоренных правом ситуаций.

В 2017 году количество желающих присоединиться к программе существенно возросло. Среди присоединившихся организаций можно выделить таких крупных участников экономических отношений, как ПАО «Роснефть», ПАО «Мегафон» и ПАО «МТС».

Результатом введения системы налогового контроля стало снижение налогового бремени на российские организации, а также отсутствие в практической деятельности компаний неопределенности в отношении принимаемых налоговых решений.

Налоговый мониторинг, несмотря на свою новизну, нашел популярность среди представителей российского бизнеса. Заключение договора с инспекцией о таком виде контроля предполагает наличие как преимуществ, так и недостатков для организации.

Среди значимых преимуществ налогового мониторинга можно выделить следующие:

  1. Информационное обеспечение в области налогового законодательства от представителей российской налоговой службы. Если в компании возникает спорная ситуация в области применений налогового законодательства и вопросов исчисления и уплаты налогов, ей разрешено обратиться с этой проблемой в инспекцию.
  2. В период действия договора о проведения налогового контроля представителям инспекции запрещено проводить в отношении данной организации выездные и камеральные налоговые проверки.

Помимо положительных аспектов заключения соглашения об осуществлении налогового контроля, есть и негативные последствия для российской компании.

В первую очередь, несмотря на то, что фактически налоговики не вправе осуществлять налоговые ревизии, компании находятся под постоянным наблюдением ФНС. Следовательно, процедуры налогового контроля показаны компаниям, ведущим свой бизнес правомерно.

Подготовка и условия введения

Заключение соглашения с инспекцией о налоговом мониторинге осуществляется исключительно добровольно. Тем не менее, доступна такая услуга не для каждой отечественной компании, а лишь для крупнейших представителей.

Прежде чем подавать в налоговую заявление установленной формы, организация должна определить, соответствует ли осуществляемая ею деятельность и обороты требованиям налоговиков.

Компании разрешено обратиться в фискальные органы с заявлением о проведении налогового мониторинга в случае соответствия показателям:

  1. Активы компании составляют более 3 миллиардов рублей, определяемые на основе сведения обязательной отчетности за предыдущий календарный год.
  2. Объем полученных организацией доходов за предшествующий год составляет более 3 миллиардов рублей, определяемый на основе информации финансовой отчетности.
  3. Совокупный объем налоговых отчислений за предшествующий календарный год по таким налогам, как НДС, на добычу полезных ископаемых, на прибыль и на имущество составляет более 300 миллионов рублей.

Порядок подачи заявления

Если компания приняла решение о взаимодействии с органами ФНС на основании организации налогового контроля, ей следует обратиться в инспекцию по месту регистрации компании в срок не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, в течение которого будет осуществляться мониторинг.

Помимо заявления в инспекцию непременно следует предоставить:

  • учетную политику компании для целей налогообложения на текущий календарный год;
  • сведения о компаниях или физических лицах, которые в какой-либо степени участвуют в управлении данной организацией, при этом доля участия должна быть более 25%;
  • регламент информационного взаимодействия в соответствие с принятой налоговым правом формой.

Налоговый мониторинг проводится в течение следующего после подачи документов календарного года, начиная с 1 января.

Выездные и камеральные проверки

При проведении налогового мониторинга в компании налоговикам запрещено осуществлять как выездные, так и камеральные налоговые проверки. Однако из каждого правила есть исключения.

Налоговики вправе прийти в организацию с намерением провести налоговую проверку в следующих случаях:

  • если проводится проверка налогового органа вышестоящими инстанциями;
  • если действие соглашения о применении налогового мониторинга прекращено досрочно.

Камеральные проверки также находятся под запретом, тем не менее, в некоторых, оговоренных законом случаях документация и отчетность налогоплательщиков также может быть подвергнута диагностике:

  • когда декларация по акцизам или налогу на добавленную стоимость содержит информацию о возмещении налога из бюджета;
  • если организацией передана уточненная декларация, содержащая суммы налога к уменьшению, или увеличена сумма полученного по итогам периода финансового убытка.

Причины для отказа

В некоторых случаях после подачи заявления в инспекцию ФНС компания может получить отказ в проведении налогового мониторинга. Причинами для отказа могут служить:

  1. Представлен неполный пакет необходимых для заключения соглашения документов.
  2. Несоответствие показателей деятельности компании установленным требованиям в части полученных доходов, имеющихся в распоряжении активов или уплаченных в казну налогов.
  3. Несоответствие представленного регламента требованиям налоговой инспекции.

Представители фискальных органов вправе в одностороннем порядке приостановить действие соглашения о проведении налогового мониторинга в компании. Это может вызвано следующими факторами:

  • непредставление организацией необходимых для осуществления контроля документов на регулярной основе;
  • передача в органы Федеральной налоговой службы недостоверных сведений относительно деятельности проверяемой организации;
  • несоответствие деятельности компании принятому регламенту взаимодействия с сотрудниками налоговой службы в области передачи информации.

При выявлении такого рода нарушений со стороны российских компаний сотрудники ФНС должны сообщить компании о досрочном прекращении действия договора осуществления налогового контроля в одностороннем порядке в течение десяти дней со дня выявления.

Мотивированное мнение налогового органа

При проведении налогового мониторинга основным инструментом сотрудничества органов фискального контроля и представителей отечественных компаний является мотивированное мнение налоговиков, которое представляет собой мнение сотрудников ФНС относительно вопросов исчисления и уплаты налоговых платежей, а также достоверной трактовки нормативно-правовой базы Российской Федерации.

Инициатором составления мотивированного мнения могут выступать как представители налоговой службы, так и налогоплательщики. В связи с этим выделяют две разновидности мотивированного мнения:

  • мнение, сформированное на основе инициативы налоговых органов;
  • мнение, сформированное по запросу заинтересованной отечественной компании.

В том случае, если в отношении деятельности организации сотрудники ФНС установили нарушения в сроках перечисления и суммах налогов, органы налогового контроля составляют мотивированное мнение о выявленном нарушении. После составления этого документа ФНС передает его представителям компании в течение пяти рабочих дней.

Нередко возникают ситуации, в которых компания не может принять решение самостоятельно. Неверная трактовка законодательных актов, порой содержащих в себе двоякий смысл, вынуждают компанию обращаться за помощью в ФНС. В этом случае, организация направляет соответствующее письмо в инспекцию с просьбой о разъяснении.

В этом документе необходимо изложить позицию компании в отношении спорной ситуации и передать в налоговую инспекцию не позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором у компании действует соглашение о проведении налогового мониторинга.

В течение календарного месяца с момента получения запроса от компании сотрудники ФНС должны сформировать и предоставить компании мотивированное мнение в отношении спорной ситуации.

Взаимосогласительная процедура

На практике может возникнуть ситуация, в которой компания не будет согласна с представленным ей мотивированным мнением. В этом случае ей следует подготовить разногласие в письменной форме и предоставить его в инспекцию ФНС.

В течение трех рабочих дней налоговики обязаны подготовить документы для передачи в федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов для начала реализации взаимосогласительной процедуры.

По итогам налогового мониторинга фирма должна предоставить компании информацию о неисполненных мотивированных мнениях в отношении спорных ситуаций.

Появление системы налогового мониторинга в России позволяет сформировать новый уровень взаимоотношений между налоговиками и организациями-налогоплательщиками, реагировать на случаи нарушения налогового законодательства более оперативно.

Эта методология взаимодействия позволит российским компаниям функционировать, рассчитывая на информационную поддержку со стороны государства в области исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей.

Однако организация налогового мониторинга возможна лишь для компаний, использующих в своей деятельности только правомерные способы оптимизации налогообложения и стремящихся исполнять свои обязанности перед бюджетом в полном объеме.

Интересный стол переговоров относительно налогового мониторинга иностранного финансирования можно посмотреть ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/monitoring.html

Добавить комментарий