Общие положения договора перевозки по гк рф

Договор перевозки (по ГК РФ)

Общие положения договора перевозки по ГК РФ

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляетсяна основании договора перевозки.

Общиеусловия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами,иными законами ииздаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условияперевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а такжеответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, еслитранспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствиис ними правилами не установлено иное.

 По договору перевозки груза перевозчикобязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдатьего управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправительобязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключениедоговора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителюгруза транспортнойнакладной (коносамета или иного документа на груз, предусмотренногосоответствующим транспортным уставом или кодексом).

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пунктназначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пунктназначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажиробязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и запровоз багажа.

Заключениедоговора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажабагажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанцииустанавливаются в порядке,предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажиримеет право в порядке,предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозитьс собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозитьс собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдаватьк перевозке багаж за плату по тарифу.

 По договору фрахтования(чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне(фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или несколькихтранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов,пассажиров и багажа.

Порядокзаключения договора фрахтования, а также форма указанного договораустанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Взаимоотношениятранспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разнымивидами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанноесообщение), а также порядок организации этих перевозок определяютсясоглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемымив соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Перевозка, осуществляемаякоммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общегопользования, если из закона,иных правовых актов вытекает,что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажапо обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлятьперевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуетсяв установленном порядке.

Договорперевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

За перевозку грузов, пассажиров и багажавзимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное непредусмотрено законом или иными правовыми актами.

Платаза перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользованияопределяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке,установленном транспортными уставами и кодексами.

Работыи услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и непредусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчикимеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечениепричитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, еслииное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или невытекает из существа обязательства.

В случаях, когда в соответствии с законом илииными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной платеза перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходывозмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

 Перевозчик обязан податьотправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой(заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок,исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующегогруза.

Отправительгруза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных дляперевозки соответствующего груза.

Погрузка(выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем(получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений,установленных транспортными уставами и кодексами ииздаваемыми в соответствии с ними правилами.

Погрузка(выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя)груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такиесроки не установлены транспортными уставами и кодексами ииздаваемыми в соответствии с ними правилами. 

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багажв пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортнымиуставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В случае неисполнения либоненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несутответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами,а также соглашением сторон.

Соглашениятранспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении илиустранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны,за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузапредусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик за неподачутранспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой(заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либонеиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несутответственность, установленную транспортными уставами и кодексами,а также соглашением сторон.

Перевозчики отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачитранспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, еслиэто произошло вследствие:

непреодолимойсилы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений)и военных действий;

прекращенияили ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке,предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

виных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортногосредства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортногосредства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородномсообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленномсоответствующим транспортным уставом или кодексом,если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствиенепреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающейжизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих отперевозчика.

Вслучае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортногосредства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

 Перевозчик несетответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятияего к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу,управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача илиповреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств,которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб,причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

вслучае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченногоили недостающего груза или багажа;

вслучае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которуюпонизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденногогруза или багажа – в размере его стоимости;

вслучае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением егоценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимостьгруза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавцаили предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены вдоговоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимаетсяза аналогичные товары.

Перевозчикнаряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей илиповреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю)провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего,испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит встоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа(коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком водностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другимидокументами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основаниемдля ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчикуиска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке,предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Искк перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем вслучае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либонеполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Срокисковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливаетсяв один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик и грузовладелец принеобходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключатьдолгосрочные договоры об организации перевозок.

Подоговору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленныесроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы вобусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяютсяобъемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств ипредъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условияорганизации перевозки.

Между организациями различныхвидов транспорта могут заключаться договоры об организации работы пообеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованныйзавоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортнымиуставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Ответственностьперевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется поправилам ГКРФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышеннаяответственность перевозчика.

“,”author”:null,”date_published”:”2012-01-05T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://1.bp.blogspot.com/-jFyowfxEQMU/UJeude8qcwI/AAAAAAAAA7o/mld7IDcYmzo/w1200-h630-p-k-no-nu/54.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://internetandlaw.blogspot.com/2012/11/blog-post_8222.html”,”domain”:”internetandlaw.blogspot.com”,”excerpt”:”Узнайте свои права и научитесь их защищать самостоятельно”,”word_count”:1330,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://internetandlaw.blogspot.ru/2012/11/blog-post_8222.html

Ответственность сторон международного договора воздушной перевозки по национальному законодательству Российской Федерации

Ответственность сторон международного договора воздушной перевозки по национальному законодательству Российской Федерации

УДК: 347.511

Шестакова П. Ю.

магистратура, 2 курс, Тюменский государственный университет

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению основных положений гражданской ответственности перевозчика, происходящей из договора воздушной перевозки, обобщению условий освобождения от ответственности и предусмотренных национальным законодательством санкциях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора.

Ключевые слова: Воздушный кодекс, права и обязанности перевозчика, международный договор воздушной перевозки, гражданско-правовая ответственность.

На сегодняшний день в Российской Федерации при определении пределов ответственности перевозчика по договору международной воздушной перевозки подлежат применению общие положения об ответственности в обязательствах (гл. 25 ГК РФ), специальные нормы, применяемые ко всем договорам по перевозке грузов (ст. 793-797 ГК РФ), а также главы XV и XVII Воздушного кодекса РФ.

В Российской Федерации основным законодательным актом, в котором получили закрепление положения об ответственности, стал Воздушный кодекс.

Рассматривая поэтапно признаки характерные коммерческому договору, можно выделить права и обязанности сторон, возникающие на определенном этапе его заключения.

По российскому законодательству сторонами в договоре перевозки являются транспортное предприятие-перевозчик и грузоотправитель — законный владелец груза либо экспедитор. Каждая из сторон договора воздушной перевозки имеет целью удовлетворение определенного имущественного интереса, в связи, с чем договор перевозки является возмездным.

В связи чем, у грузоотправителя появляется обязанность по уплате провозной платы и всех дополнительных расходов, не оговоренных в соглашении предварительно. В силу общих норм гражданского законодательства, ст. 359, 360 ГК РФ, за перевозчиком остается право удержания груза в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей.

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (п. 3 ст. 64 ВК РФ).

По своей конструкции договор перевозки груза относится к типам договоров в пользу третьего лица, поэтому грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключение договора, грузополучатель, тем не менее, приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ.

Грузополучатель имеет право предъявлять требования к перевозчику по поводу недостачи или повреждения груза при неисполнении им обязанности по доставке груза в адрес получателя.

Согласно Воздушному кодексу РФ договор перевозки груза является срочным договором, срок которого определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Срок может быть установлен как в нормативном порядке, так и соглашением сторон.

Перевозчик по положению статьи 109 ВК РФ обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. В Воздушном кодексе предусмотрена

также ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения в виде штрафа в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за час просрочки, но не более 50% провозной платы.

В Гражданском кодексе Российской Федерации целая глава посвящена урегулированию деятельности по договору перевозки. Согласно ее содержанию, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после его принятия к перевозке и до момента выдачи грузополучателю.

Сравнивая нормы Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, становится очевидным некоторое терминологическое разночтение.

В статье 796 Гражданского кодекса перевозчик несет ответственность за несохранность, в то время как пункт 2 статьи 118 Воздушного кодекса возлагает на перевозчика ответственность за сохранность.

Исходя из такого основания юридической ответственности как правонарушение, а причинение вреда как одно из его необходимых условий, все сводится к сопоставлению понятий вред и сохранность.

Сохранностью в данном случае следует понимать «сохранение в полной целости, отсутствие повреждений». Понятия «сохранность» и «вред» являются противоположными по смыслу. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что все же имелось в виду привлечение перевозчика к ответственности за несохранность, но была допущена неточность, и закрепление получила ответственность за сохранность.

Понятие «несохранность» является собирательным, включающим в себя утрату, недостачу, повреждение груза. Понятие «утрата груза» в законодательстве и практике применения имеет специфичное содержание — невозможность для перевозчика выдать груз получателю в оговоренный срок. Утрата может быть частичной и полной.

Частичную утрату груза принято считать недостачей. Касаемо понятия «порча» груза, можно сказать, что это несоответствие качества прибывшего груза указанному в транспортных документах. Повреждением груза принято считать нарушение его целостности из-за механического воздействия.

В случае порчи и повреждения груза происходит снижение эффективности использования груза, и у перевозчика появляется обязанность возместить ущерб получателю. Однако порча может привести и к полной невозможности использования его по назначению.

Соответственно, порча и повреждения груза в зависимости от размеров могут быть равнозначны утрате, а значит и влекут те же правовые последствия, что и утрата.

При рассмотрении вопросов ответственности, возникающей у перевозчика по договору воздушной перевозки, можно прийти к выводу о том, что количество ситуаций, при которых ответственным за ущерб признается перевозчик, превалирует над остальными событиями.

Однако стоит отметить, что установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Виновным в причинение убытка перевозчик считается до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Транспортное законодательство содержит перечень типичных случаев, позволяющих перевозчику доказать свою невиновность, тем самым освободив себя от ответственности.

К числу таких ситуаций относятся, прежде всего вина отправителя или получателя, особые естественные свойства груза, вызвавшие его порчу, недостатки тары или упаковки, не замеченные при приеме груза к перевозке и сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий при перевозке.

Ответственность в российском законодательстве за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с определенным родом деятельности, носит ограниченный характер, т.е.

законом ограничено право на полное возмещение убытков.

Так, статья 796 ГК РФ устанавливает максимальный размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение в пределах стоимости утраченного или недостающего груза.

Ущерб грузовладельца в случае утраты груза может быть возмещен перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза. Если же имело

место повреждение груза, то перевозчик выплачивает владельцу сумму, на которую понизилась стоимость груза. Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Очевидно, что закрепление в императивном порядке ограниченной ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки, исключающей право на полное возмещение убытков, по сравнению с общим порядком, на практике приводит к неправомерной защите имущественных интересов перевозчиков.

Возмещение перевозчиком ущерба в пределах, установленных Воздушным кодексом РФ, не позволяет потерпевшей стороне компенсировать понесенный ущерб при неисполнении обязательства.

В связи с этим целесообразно предложить закрепить в Воздушном кодексе РФ принцип полной имущественной ответственности для перевозчиков по договору воздушной перевозки.

Соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, кроме ситуации при которых возможность таких соглашений в области воздушного транспорта предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Это не исключает соглашений, направленных на усиление ответственности перевозчика.

По этой причине Воздушный кодекс Российской Федерации содержит норму, согласно которой перевозчик наделяется правом заключать соглашения с грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК и международными договорами РФ. Однако подобная мера активное применение имеет лишь в случае достаточно сильной конкуренции на рынке воздушных перевозок.

Воздушный кодекс Российской Федерации не включает специальных правил о мерах имущественной ответственности, применяемых к грузоотправителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных условий обязательств. Ответственность грузоотправителя за причиненные перевозчику убытки прописана общими положениями об ответственности грузоотправителя.

В статье 121 Воздушного кодекса закреплена ответственность грузоотправителя за вред, причиненный перевозчиков или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Кроме ответственности за нарушение обязательств по уже заключенному договору перевозки грузов, ответственность может наступать и за несовершение действий, связанных с подготовкой перевозки. Речь идет об ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование.

Она может исходить как из оснований договора, так и из иных, предшествующих договору оснований, таких как административный акт при поставках по государственному контракту. Разновидность этой ответственности является гражданско-правовой и имеет она формальный характер.

В пункте 2 статьи 794 содержится перечень обстоятельств, при наступлении которых сторона освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование.

К числу этих ситуаций законодательством отнесено: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).

Все иные обстоятельства, пусть и не зависящие от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за не совершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Иных случаев освобождения от ответственности ни Гражданским кодексом, ни Воздушным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, а соглашение сторон об изменении правила статьи 794 Гражданским кодексом Российской Федерации не допускается в силу пункта 2 статьи 793.

В национальном воздушном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы об ответственности сторон по договору фрахтования, что вынуждает при возникновении вопросов, связанных с нарушением фрахтовщиком обязательств по предоставлению воздушного судна для перевозки, обращаться к общим положениям Гражданского кодекса о договоре аренды. Из содержания статьи 611 ГК РФ следует, что если арендатором-фрахтовщиком оговоренное воздушное судно в указанный срок не было подано, то фрахтователь в соответствии со статьей 398 ГК РФ вправе требовать исполнения и возмещения убытков, причиненных задержкой, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением. Если в соглашении сторон не оговорено иное, то ответственность фрахтовщика наступает в независимости от его виновности, о чем прописано в пункте 3 статьи 401 ГК РФ.

При заключении договоров авиакомпании-фрахтовщики часто прописывают в этом отношении более льготные для себя условия, включая в проформы чартеров. В случае отказа фрахтователя от договора в проформах чартеров содержатся положения о неустойках, составляющих порой до 100% его цены, при отказе менее чем за 24 часа до запланированного вылета.

Деятельность по договору воздушной перевозки на внутренних российских линиях характеризуется виновной ответственностью перевозчика и ее ограниченным характером, что не способствует заинтересованности ряда российских авиакомпаний в повышении требований к безопасности перевозок.

Литература

1. Воздушный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. (ред. от 06.07.2016)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ).

3. Доронина Н. Г. Отдельные виды обязательств в международном частном праве: Монография. 2-е изд. / Отв. ред. Н. Г. Доронина, И. О. Хлестова. М., 2014.

4. Остроумов Н. Н. Об ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза и багажа // Государство и право. 2005. № 2. С. 26— 35

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-storon-mezhdunarodnogo-dogovora-vozdushnoy-perevozki-po-natsionalnomu-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii

Договор перевозки груза

 

Введение…………………………………………………………………….стр.3

  1. Понятие, элементы и содержание договора перевозки грузов…….стр.4
  2. Организация перевозок и заключение договора перевозки

       грузов…………………………………………………………………….стр.7

  1. Ответственность сторон за нарушение условий договоров

    перевозки грузов………………………………………………………стр.10

Заключение………………………………………………………………….стр.11

Список используемой литературы………………………………………..стр.12                              

Введение 

       Термин «перевозка» означает перемещение кого-либо или чего либо в пространстве с помощью транспортных средств. Транспортные средства —это соответствующие устройства, предназначенные для перевозки людей или груза.

       В Российской Федерации действуют разные виды транспорта которые и определяют виды перевозок: железнодорожные, автомобильные, речные, морские, воздушные и трубопроводные. Последний вид перевозок используется для транспортирования нефти и газа.

       Отношения по перевозке регулируются разными нормативными актами. В частности, это Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II.

Данный гражданско-правовой кодифицированный акт закрепляет, как верно отмечено в юридической литературе, «лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа». Наряду с ГК РФ отношения по перевозке в зависимости от вида транспорта регулируются транспортными кодексами и уставами.

К ним относятся: Воздушный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 февраля 1997 г. и введенный в действие с 1 апреля 1997 г. ; Кодекс торгового мореплавания РФ (далее —КТМ); Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, принятый Государственной Думой 19 декабря 1997 г.

(далее — ТУЖД), Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР 15 октября 1955 г. (далее — УВВТ), Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 8 января 1969 г. (далее-УАТ).

       Вышеперечисленные транспортные кодексы и уставы применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Гражданского кодекса.

Принципиальныеположения ГК РФ в сфере правового регулирования перевозок проявляются в следующем. Согласно ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашенном сторон, если законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В ГК РФ определены виды договора перевозки. В частности, это: договор перевозки грузов (ст. 785 ГК РФ), договор перевозки пассажиров (ст. 786 ГК РФ), договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ) и т.д.. 

  1. Понятие, элементы и содержание договора перевозки  грузов.

 В первую очередь необходимо дать определение договорам о перевозках грузов. Для этого я воспользовалась Российской юридической энциклопедией:

      « Договор об организации перевозок  груза – договор по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в условленном объеме. Заключается между перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.

Применение таких договоров и их роль на отдельных видах транспорта различаются, но их заключение преследует одну цель: согласовать такие взаимоотношения сторон, которые, учитывая специфику отдельных видов транспорта, не урегулированы должным образом соответствующими актами, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на определенный период. Благодаря этому договору обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса – грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Данные договоры получили распространение еще в начале 1930-х годов и стали широко применяться на речном, морском и автомобильном транспорте[…]».  

Разновидности договоров перевозки грузов

1. По видам транспорта:

—  железнодорожная перевозка;

—  автомобильная перевозка;

—  внутренняя водная перевозка;

—  морская перевозка;

—  воздушная перевозка.

2. По территориальному  признаку:

—  внутригосударственные перевозки;

—  международные перевозки.

3.  По числу транспортных организаций:

—  местное сообщение;

—  прямое сообщение;

—  прямое смешанное сообщение. 

Элементы договора перевозки грузов

Сторонами договора перевозки грузов являются перевозчик и грузоотправитель.

Перевозчиком может быть только коммерческая  организация или индивидуальный предприниматель, наделенный правом осуществлять перевозки грузов по закону или на основании лицензии.

Грузоотправителем может являться любой субъект гражданского правоотношения.

Грузополучатель — это третье лицо, в пользу которого заключен договор перевозки грузов. Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении договора перевозки грузов, приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. Поэтому договор перевозки грузов является договором в пользу третьего лица.

Предмет договора перевозки грузов — услуги по транспортировке вверенных перевозчику грузов в пункт назначения и другие действия (хранение, выдача груза получателю, погрузка и выгрузка).

Срок договора перевозки грузов. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Форма договора перевозки грузов — письменная, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, установленных законодательством. Поэтому договор перевозки грузов является строго формальным договором.

Цена договора перевозки грузов. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. 

 договора перевозки грузов

Перевозчик обязан:

—  подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором  об организации  перевозок,  исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза;

—  погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном  договором,   с  соблюдением   положений,  установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ст. 791 ГК РФ);

—  доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Перевозчик вправе:

—  удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 359, 360 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Грузоотправитель обязан:

—  погрузку (выгрузку) груза, если она осуществляется силами и средствами отправителя груза, производить в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ);

—  внести провозную плату (ст. 790 ГК РФ). Грузоотправитель вправе:

—  изменить указанного грузополучателя без изменения пункта назначения груза;

—  изменить пункт назначения груза (переадресовка).

Грузополучатель обязан:

—  принять груз в установленные сроки.

Грузополучатель вправе:

—  отказаться от получения груза в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена.                                

  1. Организация перевозки и заключение договора перевозки  грузов.

       В соответствии с договором об организации перевозок грузов у транспортной организации и грузоотправителя (юридического лица) возникает взаимная обязанность предъявить к перевозке груз и подать под погрузку транспортные средства. А это, в свою очередь, влечет за собой заключение договора перевозки грузов.

       Договор перевозки грузов — это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза. Данное определение базируется на понятии договора перевозки грузов, изложенном в ст. 785 ГК РФ.

       Договор перевозки грузов характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Этот договор в юридической литературе принято относить к числу консспсуальных договоров.

Участниками договорных отношений по перевозке грузов являются с одной стороны — транспортная организация, с другой — грузоотправитель (предприятие, наделенное, как и транспортное предприятие, правами юридического лица, а также гражданин, сдавший груз от своего имени).

       договора перевозки грузов состоит из его условий. К условиям договора перевозки относят предмет договора, срок, провозную плату, обеспечение сохранности груза, выполнение по погрузочно-разгрузочных работ и др.

Предметом договора перевозки грузов является транспортная услуга, которая выражается в перемещении груза из одного населенного пункта в другой, выполнении соответствующих погрузочно-разгрузочных работ, хранении и других условиях.

       Сроки договора перевозки грузов могут устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Например, при внутригосударственных перевозках железнодорожным, воздушным, автомобильным (за исключением междугородного сообщения) транспортом срок перевозки устанавливается в нормативном порядке (ст. 103 ВК, п. 69 У AT).

       Морской перевозчик, если иное не установлено договором, обязан доставить груз в срок который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).

       Провозная плата представляет собой цену транспортной услуги, устанавливаемую государством в соответствующих тарифах. Определение размера провозной платы соглашением сторон допускается только в редких случаях, например при перевозках грузов иностранных фрахтователей на российских судах и в некоторых других случаях.

       В соответствии с п. 70 УАТ на железнодорожном и автомобильном транспорте провозная плата за перевозку грузов взимается за расстояние по кратчайшему направлению (маршруту).

Источник: http://stud24.ru/economic-law/dogovor-perevozki-gruza/80051-250272-page1.html

Добавить комментарий