Операции подлежащие обязательному контролю по фз 115

Содержание

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115 — Народный СоветникЪ, наличные деньги на закупку сельхозпродукции 115-фз

Операции подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:

  • помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
  • открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
  • перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
  • зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.

Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:

  • сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
  • выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • обретение или передача собственности через лизинг;
  • перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
  • купля-продажа «ювелирки», лома таких изделий, драгметаллов и камней;
  • прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
  • предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.

Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки

В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:

  1. Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
  2. Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
  3. Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
  4. Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).

Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки

В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.

Сведения о причастности субъектов к экстремизму или терроризму являются открытыми и размещаются на сайте Росфинмониторинга по адресу: www.fedsfm.ru. Имеющийся на сайте список организаций и граждан разделен на три группы:

При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:

  • оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
  • проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
  • оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.

Источник: http://ndpr.ru/ooo100/operacii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu-po-fz-115-narodnyj-sovetnik-nalichnye-dengi-na-zakupku-selxozprodukcii-115-fz/

Департамент банковского аудита по вопросу применения Федерального закона № 115-ФЗ

Департамент банковского аудита по вопросу применения Федерального закона № 115-ФЗ

26.10.2009

Ответ

Мнение консультантов.

Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, Законом № 115-ФЗ и изданными в его исполнение нормативными правовыми актами не поставлена в зависимость от продолжительности периода времени, прошедшего с даты осуществления соответствующей операции или сделки до даты  получения информации о совершении операции или сделки.

1. Банк обязан направить сообщение в уполномоченный орган об операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) во всех ситуациях, приведенных в тексте вопроса.

2. Банк обязан направить сообщение в уполномоченный орган при получении информации о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе обязательства сторон по которым прекращены на момент получения такой информации.

Обоснование мнения консультантов.

Закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 2 Закона № 115-ФЗ).

Согласно статье 5 Закона № 115-ФЗ в целях применения норм настоящего закона  кредитные организации отнесены к категории организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом в рассматриваемых целях понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 Закона № 115-ФЗ).

К числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, статьей 4 Закона № 115-ФЗ отнесены, в том числе:

– внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

– обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом

Таким образом, в рамках внутреннего контроля кредитная организация выявляет операции, подлежащие обязательному контролю, и в рамках обязательного контроля кредитная организация представляет в уполномоченный орган информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, перечень которых установлен статьей 6 Закона № 115-ФЗ.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ реализуя меры, определенные статьей 4 настоящего закона, кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:

– вид операции и основания ее совершения;

– дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

– наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

– сведения, необходимые для идентификации лиц, совершающих операцию с денежными средствами или иным имуществом (полный перечень приведен в указанной норме);

– сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя

При этом, выполнение обязанностей по реализации мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не поставлено законодателем в зависимость от  продолжительности периода времени, прошедшего с даты осуществления соответствующей операции или сделки до даты  получения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации о совершении операции или сделки. Иными словами, законодатель не установил «срок давности операций и сделок» в целях проведения «противолегализационных» мероприятий, определенных Законом № 115-ФЗ.

К числу операций, подлежащим  обязательному контролю, подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ отнесено получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма лизинговой сделки равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее в силу пункта 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

Законом № 115-ФЗ не установлены исключительные нормы в отношении обязанности направления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, участником которых является сама организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом. Данное обстоятельство неоднократно отмечалось специалистами Банка России в Информационных письмах, раскрывающих позицию Банка России по вопросам применения отдельных норм Закона № 115-ФЗ (например, пункт 5 Информационного письма № 11, пункт 1.2 Информационного письма № 2).

Таким образом, исходя из буквального прочтения норм Закона № 115-ФЗ, консультантами сделан вывод о том, что Банк обязан направить сведения в уполномоченный орган во всех ситуациях, приведенных в тексте вопроса.

При этом, на наш взгляд целесообразно учесть следующее.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Порядок представления информации в уполномоченный орган кредитными организациями устанавливается Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Источник: http://www.mosnalogi.ru/consultation/bankovskiy-audit/departament_bankovskogo_audita_po_voprosu_primeneniya_federalnogo_zakona_115_fz.html

Проблемы от 115 ФЗ и их решения

В этом году были внесены значительные  изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма».

Данные изменения расширяют полномочия кредитных организаций по контролю за деятельностью коммерческих организаций и противодействию отмывания денежных средств. Как это выражается на практике?

В соответствии с действующим законодательством, банки имеют право отказать в открытии расчетного счета либо приостановить действия по счету (блокировка) без объяснения причин, либо сослаться на ст. 7 п. 5.2 вышеупомянутого ФЗ №115.

Для начала стоит различать две различные процедуры – приостановление операций по счету и приостановление проведения конкретной финансовой операции.

Банк имеет право приостановить полностью все операции по счету («заморозить» счет) только в том случае, если  владелец этого счета внесен  в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Этот перечень размещен на официальном интернет-сайте Росфинмонторинга. Во всех остальных случаях решение о полном блокировании счета может принять только Росфинмониторинг или суд.

При этом Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.

На практике такие ситуации встречаются достаточно редко. А вот отказы банка в проведении тех или иных конкретных операций по счету – перечислений денежных средств на счета третьих лиц или выдачи  наличных – все чаще и чаще. Это связано с усилением контроля государства за финансовыми операциями граждан и организаций и противодействием «обналичиванию» денежных средств и вывода их из-под опять-таки государственного контроля.

Какие меры необходимо принять, чтобы не попасть под обязательный контроль со стороны Банка и Росфинмониторинга?

Прежде всего, соблюдать условия, предусмотренные ФЗ-115 в статье 6 и 7.

– не использовать юридический адрес который является адресом массовой регистрации; – не назначать директорами компании лиц младше 22 лет или старше 60 лет – учредитель не должен быть учредителем еще в 2-10 компаниях; – четко прописывать в назначение платежа суть сделки – предоплата по договору № __от ___ за товар и т.д.

; – следить за тем, чтобы оплата в назначение платежа соответствовала виду деятельности компании; -вести документооборот в одном месте, чтобы в случае проверки не оказалось что бухгалтер куда то уехал, а документы у нее в конторе; – проводить любые платежи хотя бы на основании подписанных документов в скане; – фактическое место нахождения компании должно соответствовать указанному в Уставе; – наличие «живого» стационарного телефона, по которому кто-то отвечает; – руководители должны быть на связи; – уплата налога должна быть не менее средней нагрузки по отрасли; – должна быть уплата заработной платы не менее предусмотренного прожиточного минимума, с учетом отчисления налогов (по расчетному счету) в соответствии с представленным в банк штатным расписанием (если потребуется); – в штате должны быть еще сотрудники помимо генерального директора, если компания не относится к малому бизнесу (годовая выручка более 400 т.р.)

– отсутствие у компании собственных или арендованных производственных, офисных, торговых, складских площадей, необходимых для ведения бизнеса.

Рассмотрим несколько практических примеров.

Что делать, если банк принял решение закрыть счет клиента на основании п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115.

По общему правилу при закрытии банковского счета клиент вправе снять остаток наличными деньгами путем представления в банк денежного кассового чека с указанием цели получения денег.

При этом банк вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие целевое назначение списания средств в целях проверки этих документов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе о соответствии требованиям ФЗ-115.

При этом банк вправе предусмотреть во внутренних программах безналичный порядок перечисления остатков средств со счета клиента в случае закрытия счета по основаниям, предусмотренным ФЗ-115.

Это связано с тем, что в соответствии с п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115 банк вправе расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

По общему правилу согласно п. 3 ст.

859 ГК РФ в случае расторжения договора банковского счета остаток денежных средств выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента.

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств указанные средства зачисляются на специальный счет в Банке России в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3026-У “О специальном счете в Банке России”.

Таким образом, общими нормами гражданского законодательства не установлено каких-либо ограничений на снятие денежных средств наличными при расторжении договора банковского счета.

Стоит отметить, что представляемые клиентом документы должны подтверждать для банка легитимность указанного клиентом основания для выдачи средств наличными и, как следствие, законность проводимой самим банком операции по выдаче таких средств юридическому лицу.

Так, например, Банком России установлен лимит расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному договору в размере 100 тыс. руб. Все расчеты, осуществляемые между ними на большие суммы, должны производиться безналичным порядком.

Следовательно, если клиент укажет в качестве цели выдачи средств наличными приобретение хозяйственного инвентаря, банк будет вынужден запросить у клиента соответствующие договоры, чтобы убедиться в том, что цена каждого договора не превышает установленный Банком России лимит.

Рассмотрим другой пример в случае закрытия банковского счета.

Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в сумме, равной или превышающей 600 000 руб., в случае, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, является операцией, подлежащей обязательному контролю (п. 1 ст. 6 ФЗ-115).

Сведения о ней представляются банками в Росфинмониторинг. Банк также вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие назначение платежа. Вместе с тем необходимо отметить, что ФЗ-115 предоставляет банкам большие полномочия для минимизации риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Расторжение договора банковского счета на основании п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115 фактически означает, что клиент неоднократно нарушал требования данного законодательства. Это обстоятельство вынуждает банки внимательнее относиться к проводимым клиентом операциям и предотвратить риск повторного осуществления ими подозрительных операций.

В этих целях законодатель и Банк России позволяют банкам самостоятельно определять во внутрибанковских правилах в рамках ФЗ–15 особенности закрытия таких счетов.

Так, деятельность банка по расторжению договора банковского счета на основании ФЗ-115 должна осуществляться им в соответствии с самостоятельно разработанными программами внутреннего контроля.

При разработке таких документов учитывается различные факторы, предусмотренные Положениями Банка России, но главный, на который стоит обратить внимание, это то, что во внутренних документах банк в рамках контроля легализации и отмывания денежных средств может предусмотреть такие правила, как:

  • при всех сомнительных ситуациях банк обязан уведомлять Росфинмониторинг;
  • банк самостоятельно устанавливает форму письменного уведомления клиента о расторжении договора банковского счета, которое в том числе должно содержать информацию о способах возврата клиентом остатка денежных средств со счета в срок не позднее 60 дней с даты направления такого уведомления;
  • банки имеют полномочия самостоятельно определять способы возврата клиентом остатка денежных средств со счета при расторжении договора счета по основаниям, предусмотренным в ФЗ-115;
  • в целях повышения контроля проводимых банковских операций зачастую банки предусматривают во внутренних документах только безналичный порядок перечисления остатка денежных средств, находящихся на счете клиента, при расторжении договора банковского счета по инициативе банка в случае неоднократного нарушения клиентом ФЗ-115.

Таким образом, в случае если банком во внутренних документах предусмотрены условия лишь безналичного расчета, могут возникнуть сложности с выводом остатка денежных средств при закрытии счета.

Совет: В таком случае необходимо вовремя принимать меры. Дополнительный расчетный счет в другом банке будет гарантией того, что юридическое лицо успеет перевести деньги, и остаток не переведут на специальный счет в Банке России.

На что еще нужно обратить внимание?

Некоторые банки предусматривают в тарифах повышенную комиссию за перечисление остатков с расчетного счета, если счет закрывается в связи с отказом банка в проведении операций по нему. На практике такая комиссия может составить до 30%, и ее удержание банком суды признают вполне законным (Постановление АС Поволжского округа от 3 марта 2015 г. N Ф06-19582/2013).

Ответственность за то, что клиент не представил документы, обосновывающие характер банковской операции.

В целях реализации банком ФЗ-115, зачастую некоторые кредитные организации вводят в договор банковского счета условия о комиссии, которая  взимается с клиента, если он по запросу банка не представит документы, обосновывающие характер проведенной по счету операции, рассматривается как мера ответственности (неустойка).
При этом возможность введения банком в одностороннем порядке какой-либо меры ответственности за неисполнение договорных обязательств ни законом, ни рассматриваемым договором банковского счета не предусмотрена.

А законно ли это?

Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу ст. ст. 4, 5 ФЗ-115 банк обязан принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К таким мерам, в том числе относятся:

– организация и осуществление внутреннего контроля; – обязательный контроль;

– запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и другие меры.

С точки зрения ФЗ-115 операции клиента подразделяются на подлежащие обязательному контролю и подозрительные операции. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в Росфинмониторинг.

Если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг.

Иными словами, если банк квалифицировал операцию в качестве подозрительной либо подлежащей обязательному контролю, у кредитной организации может возникнуть необходимость запросить у клиента дополнительную информацию с целью передачи сведений в Росфинмониторинг.

Именно для этого банки вводят комиссию за непредоставление клиентом сведений по запросу банка, обосновывающих характер операции. Плата за оказание услуг по ведению счета клиента устанавливается в банковских тарифах.

Банк вправе изменять в одностороннем порядке тарифы, если это предусмотрено договором банковского счета.

При этом право банка на одностороннее изменение тарифов нашло подтверждение в судебной практике. ВАС РФ в Определении от 17.09.2013 № ВАС-13057/13 по делу № А77-1344/2011 указал, что право банка в одностороннем порядке вносить изменения в действующие тарифы банка согласовано сторонами в условиях договора и не противоречит ч.

2 ст. 29 Федерального закона № 395-1 “О банках и банковской деятельности”. Обязанность по информированию клиента об изменении тарифов банком считается исполненной путем размещения объявлений на информационных стендах в помещениях для обслуживания клиентов, а также путем размещения на официальном сайте банка в сети Интернет.

Однако это не всегда законно.

Стоит внимательно читать все требования банка и договор в том числе.  Так введение тарифа и увеличение его, как мы рассматривали выше, считается мерой исполнения ФЗ-115. Тогда как введение комиссии (неустойки), как показывает судебная практика, имеет заградительный (штрафной) характер.

Для банка установление повышенной комиссии связано с необходимостью создания препятствий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.

По смыслу действующего законодательства и банковских правил специальные (заградительные) тарифы (комиссии), являются платой за совершение соответствующих банковских операций по счету.

Целью специальных тарифов является установление такой стоимости оказания услуги по совершению подозрительных банковских операций, которая делает нецелесообразной для клиента осуществление этих операций.

Источник: https://abfgroup.moscow/novosti/242/

Операции, подлежащие обязательному контролю

Операции, подлежащие обязательному контролю

Иначе говоря, определен ряд операций (сделок), требующих особого внимания Росфинмониторинга в целях их изучения на предмет возможной связи с легализацией или финансированием терроризма.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю (далее также — ООК), приведен в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Чтобы отнести операцию к числу ООК, следует установить наличие у нее особых признаков и условий ее совершения.

Во-первых, операция должна быть совершена с участием клиента субъекта ПОД/ФТ, либо в интересах такого клиента.

Во-вторых, сумма, на которую совершается ООК, как правило, должна быть равна или превышать некое пороговое значение либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной данному пороговому значению. Однако, есть операции, подлежащие обязательному контролю вне зависимости от суммы.

Для разных ООК установлены разные пороговые значения:

  • 100 000 руб.;
  • 600 000 руб.;
  • 3 000 000 руб.;
  • 10 000 000 руб.;
  • 50 000 000 руб.

В-третьих, признаком обязательного контроля может являться состав участников операции, их правоспособность, связь с государствами из «черного списка» и т.д.

Какие именно операции подлежат контролю со стороны субъекта ПОД/ФТ?

Важно

Надзорные органы придерживаются мнения, что контролю подлежат любые операции клиента, а не только совершаемые им в рамках взаимоотношений с субъектом ПОД/ФТ.

Поэтому перечень всех предусмотренных законодательством операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть известен сотрудникам каждого субъекта ПОД/ФТ вне зависимости от сферы его деятельности.

Так, например, Росфинмониторинг указывал, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю» (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

По мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой в ПВК по ПОД/ФТ является, указание в программе выявления операций не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.

В качестве примера некорректного составления ПВК по ПОД/ФТ указано следующее: «В правилах внутреннего контроля указываются только профильные операции, подлежащие обязательному контролю.

Организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества указала, что выявляет только операции с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество, и подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее».

Банк России указывал, что «согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, …» (пункт 1 Информационного письмо от 6 марта 2006 г.

N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»).

В качестве иллюстрации данного подхода Банк России указал на необходимость представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

ФСФР России в письме от 28.05.

2013, отвечая на запрос НП «Национальная лига управляющих», указывала, что «Федеральный закон № 115-ФЗ не разделяет обязанность уведомления уполномоченного органа по операциям, подлежащим обязательному контролю, в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом». Исходя из вышеизложенного, в ответе ФСФР России отмечено, что в ПВК по ПОД/ФТ «целесообразно включать все операции, определенные в статье 6 указанного закона».

Источник: https://dogma58.com/operatsii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu/

Операции, подлежащие обязательному контролю

Операции, подлежащие обязательному контролю

В статье 6 ФЗ № 115-ФЗ содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Законодателем для этих операций установлена денежная планка в шестьсот тысяч рублей.

Если операция с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает эту сумму, такая операция подлежит обязательному контролю, то есть организация, осуществляющая операцию, обязана документально зафиксировать и представить в Федеральную службу по финансовому мониторингу России соответствующие сведения.

Если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в эквиваленте в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. К этим операциям, в частности, относятся:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, не обусловленных характером его хозяйственной деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одна из сторон имеет регистрацию, место нахождения, место жительства или счет в банке в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

— размещение денежных средств во вклад «на предъявителя»;

— размещение наличных денежных средств во вклад, открытый на имя третьего лица;

— операции по счетам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев с даты регистрации либо если операции по счету не производились с момента его открытия, и др.

Даже если совершаемая операция не подпадает под указанный перечень, но у работников организации, ее совершающей, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о такой операции.

Если же совершаемая операция подпадает под установленный законом перечень, организация, осуществляющая операцию, обязана представлять в уполномоченный орган сведения по такой операции, несмотря на очевидный экономический смысл операции, полное отсутствие подозрений со стороны работников организации, осуществляющей операцию, положительный и долгосрочный опыт работы с клиентом. Каких-либо исключений в части, касающейся представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, закон не содержит.

ФЗ № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, идентифицировать своих клиентов, документально фиксировать сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, однако не определены форма и порядок документального фиксирования и хранения информации. Статья 2 ФЗ от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документированную информацию или документ определяет как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно пункту 2 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ порядок, форма документального фиксирования и хранения необходимой информации являются неотъемлемой частью правил внутреннего контроля, которые каждая организация определяет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности.

Билет4(1)

Общероссийский классификатор валют (сокращ.

ОКВ) — действующий государственный стандарт, объектом классификации которого являются находящиеся в обращениивалюты, валютные ценности и валютные фонды стран мира.

Разработан на основе мирового стандарта ISO 4217, утверждён в 1994 году (вступил в силу с 1 июля 1995 года) и заменил Общесоюзный классификатор валют.

Классификатор содержит следующие основные данные:

трёхзначный цифровой код валюты (почти всегда повторяет код стандарта ISO 4217);

трёхбуквенный алфавитный код валюты (повторяет код стандарта ISO 4217);

наименование валюты на русском языке;

государства и территории, где обращается данная валюта (названия государств приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира).

Билет5(1)

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su – 2015-2018 год. (0.099 сек.)

Источник: http://mybiblioteka.su/6-45429.html

115 фз о правовом положении иностранных граждан в РФ

115 фз о правовом положении иностранных граждан в РФ

Федеральный закон Российской Федерации о противодействии отмыванию денег, если путь их получения был преступный — малоизвестный законодательный акт.

Но любой человек может попасть под его действие, так как каждый его пункт обязаны выполнять все организации осуществляющие операции со средствами, предотвращая преступную деятельность, которой является легализация нечестных доходов (подробнее о правовом положении иностранных граждан раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год).

Тем более в соответствии с требованием данного ФЗ о правовом положении иностранных граждан какое-либо действие осуществляется без информирования, за исключением случаев, когда выполняется блокировка денежных потоков.

Данный закон начал регулировать сферу контроля за отмыванием с 2001 г. (август) по инициативе Госдумы. Действующая редакция №115-ФЗ от 1 июля 2016 г. Внесение изменений в настоящий ФЗ 115 ст.

115 (подробнее о правовом положении иностранных граждан раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год) процедура достаточно частая, чтобы его текст всегда был актуальным и указывал эффективный порядок выявления незаконных операций (легализация) по отмыванию или определять когда возможно финансирование терроризма и т.д.

Целевой инструктаж

Чтобы качественно, своевременно выполнять процедуры по обязательному контролю, выявлять подозрительные операции, производить внедрение в работу других требований, необходимо, чтобы каждый работник проходил целевой инструктаж, то есть обучение на тему легализация.

Этого требует Росфинмониторинг, а точнее его Приказ №250 (2011 год), о чем свидетельствует официальный сайт органа, где сказано подробнее о правовом положении иностранных граждан и раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год, которую можно скачать.

Данные у организации кто спросит?

Чтобы территория закона распространялась на каждую операцию, нужно постоянно находить организации, которые уклоняются от исполнения требований.

Это должны предотвращать сотрудники любого финансового учреждения, для этого они обязаны соответствовать квалификационным требованиям согласно Приказа №59 Росфинмониторинга.

Каждый его ПП (подпункт) указывает, как работник должен идентифицировать клиента, как проверяется его представитель, выгодоприобретатель, как хранить, передавать сведения о них.

В тему:  Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

115 ФЗ легализация последняя редакция 2016 скачать

В целях увеличения эффективности данного ФЗ уточнено, как проводится идентификация, в том числе упрощенная. Также указано, как теперь должен выявляться бенефициарный владелец, прописывает, что надо знать о бенефициарном владельце, как надо отличать таких владельцев от выгодоприобритателей.

Также уточнено, когда не подконтрольные ЦБ организации должны предоставить сведения об отказе проводить сделку на основании, которое указывает статья 7 № 115 ФЗ о противодействии легализации доходов, подробнее о правовом положении иностранных граждан раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год.

Сомнительные клиенты: как быть?

Если есть основания считать, что клиенты сомнительные (например, из-за сделок, которые имеют признаки необычных), то финансовая организация обязана информировать уполномоченный орган (иногда им может быть даже ФМС, если отсутствуют документы о миграционном учете), при этом не уведомляя самого виновника.

В тяжелых случаях такая организация должна предотвратить прохождение денег, это не наказание или ответственность за несоответствующую сделку, а мера предосторожности в рамках закона о легализации.

Когда банк заблокировал счет (счета), то лица-владельцы должны быть оповещены, но данный Закон все равно просит сообщать куда надо, подробнее о правовом положении иностранных граждан раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

  • 7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • 7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Блокировка расчетного счета

Контролируются любые операции, сделки от 600 тыс. рублей, если они незаконные, то кредитной, другой финансовой организации нужно принимать меры по блокировке любого счета. Так требует государственный № 115-ФЗ, причем в отношении разных категорий клиентов, то есть любого физического, юридического лица. Что делать после блокировки:

  1. Сообщить об этом в уполномоченный орган.
  2. Оповестить владельца расчетного счета, ссылаясь на данный закон о легализации.

Если профильный орган дал разрешение, то замораживание денег на счету можно прекратить. Это все действия сотрудников в указанной ситуации — законодательство (включая Трудовой кодекс) говорит, что от финансистов большего нельзя требовать.

Фз 115 фз о правовом положении иностранных граждан

Нужно знать, что под номером 115 в РФ известен еще один известный юридический акт, кроме легализации, подробнее о правовом положении иностранных граждан раскрывает последняя редакция с изменениями на 2016 год скачать. Любой консультант подскажет, что их легко различить по году вступления в силу.

В тему:  Статья за клевету и оскорбление личности 2018 наказание

Последняя версия 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан 2016 также совпадает с версией ФЗ о противодействии отмыванию, поэтому надо быть внимательным. Также с аналогичным номером действует документ о концессионных соглашениях. Скачать все перечисленные документы, причем бесплатно можно на нашем сайте (в Ворде).

Идентификация клиента в банке

При начале сотрудничества с банком, клиент должен заполнить специальный бланк, где указать необходимые сведения. Перечень полученных данных передается на хранение, то есть их в дальнейшем используют для идентификации.

Получать нужные данные должен только подготовленный сотрудник по теме правовое положение иностранных граждан. Так поступает и главный банк России — Сбербанк, и любой другой.

Проверяет правильность внутренний контроль учреждения — это гарант того, что подлежащие действия по идентификации будут выполняться, как того, требует закон.

Операции, подлежащие обязательному контролю

Сам № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан, все комментарии к нему указывают, что под обязательным контролем понимается выполнение проверок операций, при которых переводятся более 600 тыс. рублей (ст. 6). Так как судебная практика показывает, что именно такой объем средств используется, когда финансируется терроризм.

115 ФЗ о противодействии легализации отмыванию доходов

Пребывание в РФ делает иностранцев участниками процесса по противодействию отмыванию денег, так как Закон 115 ФЗ о противодействии легализации отмыванию доходов 2016 обязателен для всех участников рынка.

Также нужно иметь ввиду, что законодатели часто обязаны вносить какое-либо дополнение на рассмотрение, которые затем будут вступать в действие, это приводит к тому, что сила ФЗ меняется. Это плюс в том, что закон всегда будет современным, но человеку легко запутаться, изучая какое-либо понятие, что под ним понимается, другой вопрос в зоне Ру Интернета.

115 фз легализация последняя редакция 2016 с изменениями скачать можно здесь:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • 7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://law5.ru/zakony/115-fz-o-pravovom-polozhenii-inostrannyx-grazhdan-v-rf.html

Добавить комментарий