Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Глава 3. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

3.1. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Глава41 «Транспортная экспедиция» ГК РФсодержит отдельную статью, посвященнуювопросам ответственности экспедитора,которая содержит две нормы.

Во-первых,«за неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по договоруэкспедитор несет ответственность пооснованиям и в размере, которыеопределяются в соответствии с правиламиглавы 25 ГК РФ «Ответственность занарушение обязательств»».

Во-вторых,статья содержит специальное правило:«если экспедитор докажет, что нарушениеобязательства вызвано ненадлежащимисполнением договоров перевозки,ответственность экспедитора передклиентом определяется по тем же правилам,по которым перед экспедитором отвечаетперевозчик».1

Ответственностьэкспедитора за неисполнение илиненадлежащее исполнение возлагаетсяна общих основаниях. Посколькуобязательство экспедитора по договорусвязано с осуществлением предпринимательскойдеятельности, указанная ответственностьнаступает независимо от наличия еговины.

Единственным обстоятельством,которое может служить основаниемосвобождения экспедитора от ответственностиза нарушение своих обязательств, можетслужить невозможность их исполнения,наступившая вследствие непреодолимойсилы.

Также «возложение исполненияобязательства на третье лицо неосвобождает экспедитора от ответственностиперед клиентом». 2

Дляупрощения механизма возмещения убытков,причиненных неисполнением или ненадлежащимисполнением экспедитором своихобязательств, клиентом может бытьиспользовано страхование экспедируемыхгрузов.

«Экспедиторнесет ответственность перед клиентомв виде возмещения реального ущерба заутрату, недостачу или повреждение(порчу) груза, если не докажет, что утрата,недостача или повреждение (порча) грузапроизошли вследствие обстоятельств,которые экспедитор не мог предотвратитьи устранение которых от него не зависело,в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной стоимости груза или недостающей части;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления груза в размере объявленной ценности;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза».1

Нарядус возмещением реального ущерба ивозвращением клиенту уплаченного имэкспедитору вознаграждения в установленныхразмерах, экспедитор обязан возместитьклиенту упущенную выгоду в связи сутратой, недостачей или повреждением(порчей) груза, произошедшими по винеэкспедитора.

ФЗ«О транспортно-экспедиционнойдеятельности» предусмотрен порядокпредъявления претензии к экспедитору,которая «оформляется в письменной формес приложением документов, подтверждающихправо на предъявление претензии, идокументами, подтверждающими количествои стоимость отправленного груза.

Претензии могут быть предъявлены втечение 6 месяцев со дня возникновенияправа на предъявление претензии.Экспедитор обязан рассмотреть претензиюи в письменной форме уведомить заявителяоб удовлетворении или отклонениипретензии в течение 30 дней со дня ееполучения.

При частичном удовлетворенииили отклонении экспедитором претензиив уведомлении заявителю должны бытьуказаны основания принятого решения».1

Сторонывправе предъявлять свои требования вслучаях неисполнения или ненадлежащегоисполнения последним своих обязательств,вытекающих из договора транспортнойэкспедиции.

Истечение срока исковойдавности, о применении которой заявленостороной в споре, является безусловнымоснованием к вынесению судом решенияоб отказе в иске. В соответствии со ст.

13 Федерального закона № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности»для требований, вытекающих из договоратранспортной экспедиции, срок исковойдавности составляет 1 год. Указанныйсрок исчисляется со дня возникновенияправа на предъявление иска.

Сказанноеможно проиллюстрировать на следующемпримере. Гражданин приобрел у обществаопределенный товар. По накладнойтранспортная компания доставилагражданину груз. Оплата задолженностиза оказанные услуги и неустойки заненадлежащее исполнение обязательствне была произведена.

Истец обратился варбитражный суд с требованиями овзыскании вознаграждения по договорутранспортной экспедиции и суммы неустойкиза несвоевременную оплату вознагражденияэкспедитору. Арбитражный суд отказалистцу в удовлетворении заявленныхтребований в связи с пропуском срокаисковой давности.

Как было установленосудом, «право на предъявление иска уистца возникло на следующий день послевыставления счета. Таким образом, срокисковой давности истек, так как прошлоболее 1 года.

Суд признал факт пропускаистцом срока исковой давности, чтоявилось самостоятельным основаниемдля вынесения судом решения об отказев иске».1

Источник: https://StudFiles.net/preview/3740238/page:7/

Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

Комментарий к статье 801

  1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции.

Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор – это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза.

Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента).

На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

– обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

– обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

– обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.

К числу прав экспедитора относятся:

– право на вознаграждение;

– право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

– право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

– право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

– обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

– обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

К числу прав клиента относятся:

– право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

– право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

– право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

  1. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

  1. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.

2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

  1. Применимое законодательство:

– КВВТ РФ;

– КТМ РФ;

– УАТиНГЭТ;

– УЖТ РФ;

– ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”;

Источник: http://zakoniros.ru/?p=15499

Департамент общего аудита по вопросу документального подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции

Департамент общего аудита по вопросу документального подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции

18.04.2014

Ответ

Вами представлены следующие документы, оформленные контрагентом:

1. Акт выполненных работ-услуг, в соответствии с которым Исполнитель выполнил, а Заказчик (Ваша организация) принял следующие работы:

– предоставление дополнительной упаковки груза;

– организация перевозки Подольск-Анадырь;

– организация услуг страхования.

2. Экспедиторская расписка;

3. Накладная на получение груза Получателем;

4. Счет-фактура.

Кроме того, представлен договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг, в соответствии с которым Исполнитель обязуется выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов Заказчика (Вашей организацией), а также иных сопутствующих услуг.

Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель оказывает услуги на основании и в соответствии с письменным поручением (Заявкой) Заказчика. Конкретный перечень, стоимость услуг Исполнителя, определяются в Заявке, которая подписывается обеими сторонами и является неотъемлемой частью договора (п.5.1).

В соответствии с пунктом 3.1.9 договора по окончании выполнения поручения Исполнитель обязуется предоставить Заказчику оригиналы счета, счета-фактуры, акта выполненных работ.

Отношения по договору транспортной экспедиции регулируется нормами главы 41 ГК РФ и Федеральным законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 30.06.03 № 87-ФЗ (далее по тексту – Закон № 87-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Согласно статье 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Кроме того, пунктом 5 статьи 4 Закона № 87-ФЗ установлено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Представленный Вами договор, по нашему мнению, содержит все необходимые условия для признания его договором транспортной экспедиции.

Далее, рассмотрим, какие документы обязан выставить Исполнитель в адрес Вашей Организации в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 4 Закона № 87-ФЗ при приемке груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а так же представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Отметим, что исходя из представленных документов, не понятно осуществлялась ли перевозка непосредственно экспедитором или привлеченным им перевозчиком.

При этом пунктом 3.2.4 договора предусмотрено, что Исполнитель вправе вступать в договорные отношения с третьими лицами с целью осуществления доставки или ее части.

Всю ответственность за действие (бездействие) третьих лиц несет Исполнитель.

Исполнитель обязуется производить финансовые расчеты со всеми участниками транспортно – логистического процесса, имеющими отношение к выполнению условий настоящего договора.

В рассматриваемом случае можно предположить, что договоры перевозки (в случае, если перевозка осуществлялась путем привлечения стороннего перевозчика) заключаются Исполнителем от своего имени, поэтому отсутствует обязанность у Исполнителя представлять оригиналы договоров, заключенных от его имени с перевозчиком.

В соответствии со статьей 2 Закона № 87-ФЗ перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Правительством РФ. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554

Согласно пункту 5 указанных Правил экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные законом «О транспортно-экспедиторской деятельности», другими федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ определяются сторонами договора транспортной экспедиции (статья 1 Закона № 87-ФЗ). То есть в договоре стороны могут предусмотреть предоставление экспедитором и иных документов, предоставление которых не вменено законом в обязанности экспедитора, например, отчета, первичных документов, подтверждающих понесенные экспедитором затраты.

Таким образом, из приведенных норм можно сделать вывод, что закон обязывает экспедитора представить клиенту экспедиторские документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции, оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, а так же документы, представление которых оговорено в договоре о транспортной экспедиции.

В рассматриваемом случае в Договоре указано, что Исполнитель предоставляет Заказчику Акт выполненных работ и счет-фактуру.

В таком случае, по нашему мнению, представленные Исполнителем документы:

– акт на выполнение работ-услуг;

– экспедиторская расписка;

– накладная о приеме товара получателем

соответствуют требованиям гражданского законодательства в части оформления транспортно-экспедиторских услуг.

При этом хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

Как было изложено ранее, условия договора предусматривают составление Заявки, в которой указывается конкретный перечень и стоимость услуг. По сути данная Заявка в рассматриваемой ситуации заменяет собой складскую расписку, входящую в состав экспедиторских документов.

В связи с этим, по нашему мнению, у Организации должна быть в наличии указанная Заявка, подписанная сторонами.

В отношении возможности учета затрат по данному договору в составе расходов в целях налогообложения прибыли отметим следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ[1].

В соответствии со статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете»[2] формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом первичные документы должны содержать соответствующие обязательные реквизиты[3].

Отметим, что экспедиторские документы, предусмотренные Правилами, не соответствуют вышеприведенным требованиям, а, следовательно, не являются первичными документами и не могут служить основанием для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Источник: http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-dokumentalnogo-podtverzhdeniya-raskhodov-po-dogovoru-transpo.html

Отдельные вопросы договора транспортной экспедиции

Отдельные вопросы договора транспортной экспедиции

в журнале “Советник юриста” №4 год – 2013

Семенова Е.А.,
заместитель директора по правовым вопросам
некоммерческого партнерства
«Исследовательский центр права «ЮРВЕДЪ»

При закупке или поставке товаров организации, которая не имеет собственного транспорта, приходится пользоваться услугами специализированных компаний или индивидуальных предпринимателей, занимающихся извозом.

Услуги, связанные с перевозкой груза, могут оказываться как в рамках договора перевозки, так и в рамках договора транспортной экспедиции.

При внешнем сходстве договора перевозки и договора транспортной экспедиции их разграничение имеет большое практическое значение.

Отличие данных видов договоров заключается, прежде всего, в функциях экспедитора или перевозчика.

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ)(1).

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Как следует из определения предмета договора транспортной экспедиции, для достижения основной цели договора – перевозки груза – экспедитор должен совершить как юридические, так и фактические действия.

Таким образом, круг прав, обязанностей и ответственности экспедитора по сравнению с перевозчиком более широкий.

При автоперевозках зачастую заключается один договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, по которому на экспедитора возлагается обязанность не только оказать экспедиторские услуги, но и осуществить саму перевозку груза.

(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Ранее, Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось как дополнительные к перевозке груза операции и услуги, оказываемые транспортной организацией грузополучателю либо грузоотправителю.

Частью второй Гражданского кодекса РФ, действующего с 1 марта 1996 г., договор транспортной экспедиции определен в качестве самостоятельного вида договора, регулируемого отдельной 41-й главой.

В то же время правила гл. 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Об этом прямо говорится в п. 2 ст. 801 ГК РФ.

Тогда правоотношения транспортной компании с клиентом регулируются не только нормами главы «Транспортная экспедиция», но и гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, поскольку заключенный между ними договор по сути является смешанным.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что при определении предмета договора суды оценивают все функции, которые выполнялись экспедитором (см.

постановления: Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2012 г. № 14 АП-847/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2012 г.

№ 11 АП-3512/2012, Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу № А43-12682/2012)(1).

Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично. Но и при таком способе исполнения обязанностей экспедитор остается полностью ответственным перед клиентом за перевозку груза.

Определенный интерес представляет вывод, сделанный арбитрами в ходе рассмотрения одного из дел: «Соответственно законодатель устанавливает тройственную правовую природу положения экспедитора: экспедитор-организатор определенных договором экспедиции услуг, экспедитор-исполнитель определенных договором экспедиции услуг, экспедитор-перевозчик. Применительно к сложившимся в ходе реализации проекта «Ванкор» отношениям судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик осуществлял функции экспедитора-организатора в части расчетов, ООО «Региональные поставки» – функции экспедитора-организатора в части обработки перевозочных документов как привлеченное к экспедированию лицо (ст. 805 ГК РФ), ООО «ИЭК» – экспедитора-исполнителя транспортно-экпедиционных услуг как привлеченное к экспедированию лицо (ст. 805 ГК РФ), ЗАО «Ванкорнефть» являлось клиентом. В этой связи довод истца о рассмотрении договора № 1801/08-01 возмездного оказания транспортных услуг от 14 января 2008 г. по правилам гл. 39 ГК РФ подлежит отклонению, поскольку по своей правовой природе указанный довод регулирует отношения по исполнению обязанности экспедитора другим лицом (соэкспедирование), установленные в порядке ст. 805 ГК РФ (постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 г. по делу № А40-44298/2009(2).

(1) СПС «КонсультантПлюс».
(2) СПС «КонсультантПлюс».

Регулирование правоотношений сторон по договору транспортной экспедиции кроме гл. 41  «Транспортная экспедиция» ГК РФ осуществляется также Федеральным законом от 30 июня 2003 г.

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»1 и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г.

№ 554 (далее – Правила транспортно-экспедиционной деятельности)(2).

Взаимоотношения между экспедитором и перевозчиком регламентируются нормами Гражданского кодекса России, транспортных уставов и кодексов Российской Федерации, а также подзаконных нормативных актов, действующих на соответствующих видах транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Поскольку ст. 801–806 ГК РФ и Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности не определяют существенные условия договора транспортной экспедиции, то его существенными условиями принято считать предмет договора и обязательства сторон.

«Согласно положениям гл. 41 Кодекса при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции должны учитываться предмет и содержание принятых сторонами на себя обязательств. Круг обязанностей экспедитора определяется соглашением сторон (ч. 3 ст.

801) и при отсутствии в договоре указаний о возложении на экспедитора определенных обязанностей лишает возможности привлечь экспедитора к ответственности за неисполнение обязанностей» – указывается в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2011 г.

№ Ф03-4794/20113.

«Исходя из приведенных выше норм, существенными условиями названного вида договора являются характеристика действий по перевозке (идентифицирующие признаки груза, маршрут доставки)» – сделан вывод в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2011 г. по делу № А75-1596/20114.

Из содержания п. 1 ст. 801 ГК РФ следует, что договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены основные обязанности, формирующие предмет договора и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза.

Как правило, к числу основных обязанностей экспедитора относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; обеспечение отправки и получения груза в пункте назначения, доставки или выдачи его получателю, а также обязанности, связанные с перевозкой груза, в том числе оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, перевозочных документов, оплата провозных платежей.

(1) Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2701. (2) Там же. – 2006. – № 37. – Ст. 3890. (3) СПС «КонсультантПлюс».

(4) Там же.

В качестве дополнительных услуг рассматриваются осуществление других необходимых для доставки груза операций, таких как получение необходимых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения.

В зависимости от категории груза и конкретных обстоятельств его доставки в состав дополнительных услуг можно включить маркировку груза, его затаривание, проверку состояния упаковки и маркировки.

Во избежание негативных последствий при заключении договора целесообразно четко определить пункты погрузки и назначения, количественные и качественные характеристики груза, срок и порядок предоставления транспорта.

Экспедитор имеет право заключать договоры с перевозчиками и прочими третьими лицами от собственного имени.

Впрочем, экспедитор может действовать от имени клиента на основании выданной им  доверенности (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Осуществлять перевозки через некоторые крупные транспортно-экспедиционные компании можно и без оформления двусторонне подписанного договора – путем заключения договора публичной оферты.

Тексты договора публичной оферты размещаются на сайтах компаний в свободном доступе и/или публикуются в Вестнике государственной регистрации. В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте. Акцепт договора публичной оферты осуществляется путем заказа услуг и/или сдачи груза и/или оплаты услуг и/или получения груза.

Но отсутствие договора транспортной экспедиции как единого документа не означает, что договорные отношения не сложились. Клиент или экспедитор со ссылкой на п. 1 ст. 162 ГК РФ вправе доказывать заключение договора, представив письменные доказательства.

Источник: https://dis.ru/library/664/31997/

Подводные камни договора транспортной экспедиции

(�ванова А. �.)

(“Административное право”, 2011, N 1)

Текст документа

ПОДВОДНЫЕ КАМН� ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕД�Ц��

А. �. �ВАНОВА

Александра �вановна �ванова, зам. ген. директора по правовой работе.

Многие современные предприятия торгового бизнеса и магазины интернет-торговли реализуют товар через транспортно-экспедиторские компании.

Объемы торговли посредством экспедиторских отгрузок растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно зачастую, лишь когда наступает спорная ситуация, а ее изменение уже затруднительно. Важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование в действующем законодательстве и незнание существа регулирования экспедиторских услуг может привести к значительному убытку для клиента экспедитора. В настоящей статье нами будут поставлены некоторые реально существующие проблемы взаимодействия клиентов с экспедиторскими организациями на основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов, будут даны некоторые рекомендации, как избежать проблем в связи с отгрузками товара через экспедитора и как защитить себя от возможного убытка.

Какие же практические вопросы необходимо знать при организации отгрузок через экспедиторскую компанию и какие подводные камни договора транспортной экспедиции мы хотим осветить в настоящей статье?

1. Во-первых, действующее гражданское законодательство устанавливает ограниченную ответственность экспедитора.

Экспедитор (как и перевозчик) несет ответственность за утрату груза только при наличии вины. П. 1. ст.

7 Закона “Рћ транспортно-экспедиционной деятельности” (далее РїРѕ тексту – Закон) устанавливает, что экспедитор несет ответственность перед клиентом РІ РІРёРґРµ возмещения реального ущерба Р·Р° утрату, недостачу или повреждение (порчу) РіСЂСѓР·Р° после принятия его экспедитором Рё РґРѕ выдачи РіСЂСѓР·Р° получателю, указанному РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ транспортной экспедиции, либо уполномоченному РёРј лицу, если РЅРµ докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) РіСЂСѓР·Р° произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор РЅРµ РјРѕРі предотвратить Рё устранение которых РѕС‚ него РЅРµ зависело…

Что это означает практически? Это означает, например, что если при аварии автотранспорта экспедитора ваш хрупкий груз будет утрачен, а водитель экспедитора будет признан невиновным в аварии (виновен, например, встречный легковой транспорт), то ответственности за утрату груза для экспедитора не наступит никакой. В этой ситуации возможности судебного доказательства вины экспедитора существуют лишь в отношении нехрупкого груза и в зависимости от реальной ситуации. Т. е. если экспедитором перевозился небьющийся груз (одежда, к примеру), экспедитор обязан будет обеспечить его сохранность и в случае аварии, т. к. в противном случае не докажет суду, что предпринял все зависящие от него (от экспедитора) меры для устранения ущерба.

Международные перевозки дорогостоящих грузов практически неизбежно нуждаются в страховании, т. к. в соответствии с п. 2 ст.

7 Закона устанавливается, что при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Существует еще одна малоизвестная проблема взаимодействия с экспедитором: если вы попросите экспедитора вернуть вам деньги, уплаченные вами за перевозку утраченного экспедитором груза, в ответ услышите, скорее всего, отказ, т. к. на основании п. 3. ст. 7 Закона сумма вознаграждения возвращается клиенту в случае утраты груза только в том случае, если в договоре транспортной экспедиции установлено, что наряду с возмещением реального ущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. На моей практике добровольно данное условие ни один экспедитор в свой типовой договор не включил, поэтому можно рекомендовать лишь в преддоговорном порядке просить экспедитора согласовать это условие. Учитывая, что клиент экспедитора при утрате груза и так терпит убыток, превышающий в большинстве случаев сумму присуждаемой судом компенсации ущерба, практическая невозможность для клиента вернуть средства за перевозку выглядит крайне несправедливо.

Источник: http://www.center-bereg.ru/b5774.html

Добавить комментарий