Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения соут

8(499)938-71-68

Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда

Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, — ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, — ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов.

Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, — ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 — 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права.

Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, — ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, — ред.

) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс.

рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

Административная ответственность работодателя

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.

рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс.

рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Нарушение порядка проведения СОУТ организацией и экспертами, проводящими спецоценку

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-shtrafy-i-sanktsii

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда / 2018

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда / 2018

Размер штрафа за отсутствие СОУТ, или за ошибки при ее проведении, может достигнуть 80 000 р. Подробно расскажем, кто и за что может наложить штрафные санкции на организацию в 2018 году. Также выясним, кто несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, и какая инстанция занимается её контролем.

Специальная проверка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест. Основным изменением стало то, что если ранее не все рабочие места подлежали аттестации, то сейчас СОУТ ждет практически всех.

Однако при таком объеме работы вероятны и нарушения, и ошибки. Узнаем, кто на предприятии несет ответственность в случае выявленных нарушений, какие санкции будут наложены на организацию.

В каких случаях и кем налагается штраф за непроведение специальной оценки условий труда 2018

Выявленные нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – и к уголовной ответственности.

Стоит ли полагаться на отсрочку проведения спецоценки УТ (ст. 27 ФЗ №426)

В проведении оценки условий труда есть определенные сложности и «подводные камни». В первую очередь, это разное прочтение п. 6 ст. 27 426-ФЗ, в которой устанавливается, что спецоценка некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.2018 года.

Кроме того, в 4 статье этого же закона говорится о возможности переходных положений: если на рабочих местах уже была проведена аттестация, можно отложить проведение СОУТ на 5 лет.

Некоторые работодатели читают эту статью закона как общее разрешение на отсрочку. Однако это заблуждение.

Дело в том, что в 27 статье говорится о конкретных специальностях, на которые распространяется отсрочка, а работодатели часто относят это правило на все учреждение, в том числе на рабочие места, которые раньше не подлежали аттестации. По их логике часть рабочих мест остается «в тени»: никогда не аттестовывались, и пока вроде и не надо. Однако это не так.

важно

Все рабочие места должны быть подвергнуты процедуре СОУТ, отсрочка возможна только для мест, которые уже проходили аттестацию ранее. То есть работодатель может до определенного момента пользоваться результатами прошедшей проверки, но все рабочие места в любом случае ждет спецоценка.

Ст. 57 ТК РФ

Еще один «подводный камень» заключен в 57 статье Трудового кодекса. Согласно ей, указание условий труда на рабочем месте является обязательным условием для трудового договора. И никаких отсрочек и переходных периодов законодательство не предусматривает!

Если трудовой договор в момент его заключения с работником не содержит обязательных условий, то необходимо внести добавления, оформив их, например, как приложение или соглашение сторон. В любом случае все должно быть зафиксировано письменно.

Некоторые рабочие места ранее не проходили аттестацию, и сотрудники, занятые на этих местах, не имеют обязательной соответствующей отметки в трудовом договоре. Добавим к этому разрешенную отсрочку проведения, о которой мы писали выше.

Получается, что если на рабочем месте ранее не проводилась аттестация, и СОУТ пока еще не проведена, то возникает противоречие с 57 статьей. Работодатель, не поторопившийся выполнить данную процедуру, нарушает требования ТК.

Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда от 20.11.2015 №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда в 2018 году: нормы законодательства

Штраф за отсутствие СОУТ в 2018 составляет от 5 000 до 80 000 руб. Размер его зависит от того, на кого он наложен.

Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10000 р.

Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф ощутимо больший: от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности компании.

внимание

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

На ком лежит ответственность за непроведение специальной оценки условий труда 2018

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, проведение её – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя.

Это касается и ответственности за некорректно осуществленную оценку.

Проведение СОУТ регламентируют следующие документы, помимо закона «О спецоценке», упомянутого выше:

  • Методика проведения;
  • Классификатор ВОПФ.

Если на предприятии спецоценка была не проведена, или проведена в неправильные сроки, или были допущены иные нарушения, работодатель привлекается к административной ответственности. Это предписано в ст. 5.27.1 КоАП.

Штраф налагается Трудовой инспекцией, согласно ст. 23.12 КоАП.         

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103377-qqq-17-m9-shtrafy-i-sanktsii-za-narusheniya-sout

Нарушения при проведении СОУТ – Специальная оценка условий труда

Нарушения при проведении СОУТ - Специальная оценка условий труда

Роструд и его территориальные органы – государственные инспекции труда – с 2014 г. приступили к осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 28.12.

13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Особенностью данного контроля является то, что он осуществляется в отношении не только работодателей, но и организаций, уполномоченных в установленном порядке на проведение специальной оценки условий труда.

Иван ШКЛОВЕЦ, заместитель руководителя Роструда, заместитель главного
государственного инспектора труда РФ

Новые составы административ­ных правонарушений за нарушение законодательста о специальной оценке условий труда (СОУТ), а также ответственность за такие нарушения вступили в силу с 2015 г.

, что в определенной степени ограничивало возможности не только выявлять и пресекать нарушения, но и привлекать виновных к ответственности. Вместе с тем в течение 2014 г. госу­дарственными инспекторами труда было выявлено свыше 23 тыс.

на­рушений установленного порядка проведения СОУТ, а также исполь­зования их результатов (в 2013 г. – в последнем году проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – было выявлено более 38,4 тыс. нарушений).

К основным нарушениям при проверке в 2014 г. хозяйствующих субъектов по вопросам проведения СОУТ можно отнести следующие:

— непроведение работодате­лями СОУТ при наличии оснований (обоснованные требования профсо­юзов, при пересмотре объема га­рантий и компенсаций, вводе в экс­плуатацию новых рабочих мест);— неознакомление или ненадле­жащее ознакомление работников с результатами СОУТ;нарушение процедуры и по­следовательности действий при проведении СОУТ (проведение иден­тификации, измерений и исследова­ний до формирования комиссии, невключение в состав комиссии представителей работников);— планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда без учета результатов СОУТ;

— пересмотр объема и вида га­рантий и компенсаций работникам без проведения СОУТ.

Наряду с очевидными наруше­ниями, выявляемыми в ходе про­верок, следует отметить низкий уровень заинтересованности рабо­тодателей в качественном прове­дении СОУТ.

Об этом свидетель­ствуют как единичные обращения с жалобами на результаты СОУТ, так и качество отчетов, утвержда­емых комиссиями и поступающих в инспекции.

Работодатели далеко не всегда используют предостав­ленное законом право присутство­вать (хотя бы эпизодически) при проведении СОУТ, а также право требовать у организаций и экспер­тов, осуществляющих СОУТ, обо­снования ее результатов.

Наибольшее количество нарушений порядка проведения СОУТ установлено в Республике Дагестан – 2015 нарушений, в г. Санкт- Петербурге – 1986, в Ростовской области – 1189, в Свердловской – 726, в Иркутской – 725, в Московской – 666, в Ивановской области – 647, в г. Мо­скве – 604 нарушения.

Проведено 14 внеплановых про­верок по обращениям профсоюзных организаций по фактам фаль­сификации работодателями резуль­татов СОУТ.

Так, в Кемеровской области в от­ношении пункта подмены локомо­тивных бригад Междуреченска ма­териалы проверки были направлены для проведения экспертизы резуль­татов СОУТ; были выявлены серьез­ные отклонения от методики прове­дения СОУТ. Это послужило осно­ванием для проведения повторной спецоценки.

Государственной инспекцией труда в Самарской области по ре­зультатам проверки предприятия «Завод приборных подшипников» было выдано предписание о прове­дении внеплановой СОУТ на отдель­ных рабочих местах, на которых измерения факторов производствен­ной среды производились с нару­шениями. Предписание исполнено, проведена внеплановая СОУТ на 13 рабочих местах. Было также вынесено предписание об отмене решения работодателя, отменяющего предоставление гарантий и компенсаций работникам по результатам СОУТ.

Государственной инспекцией труда в Свердловской области в ходе проверки было установлено, что измерения вредных факторов были проведены до создания ко­миссии по проведению СОУТ. По ре­зультатам проверки выдано предписание о внеплановой СОУТ.

В октябре 2014 года Государствен­ными инспекциями труда в г.

Мо­скве, Тюменской области и Ханты- Мансийском автономном округе – Югре в ходе внеплановых про­верок ряда авиационных предпри­ятий было установлено, что в ка­честве результатов исследований и измерений вредных и опасных про­изводственных факторов исполь­зованы данные аттестации рабочих мест, срок давности которых — более 6 месяцев. Были выданы предписа­ния провести внеплановую СОУТ.

В период с июля по ноябрь 2014 года Рострудом было проведено 915 внеплановых выездных прове­рок организаций, ранее аккредито­ванных на оказание услуг в области охраны труда, на предмет соблюдения ими требований законодатель­ства о СОУТ. График проверок заранее был опубликован на официальных сайтах Роструда и Государственных инспекций.

Предмет проверок – соблюдение основных требований закона в части правильности уставных документов, наличия кадрового состава, испыта­тельной лаборатории, измеритель­ных приборов и методик, а также соблюдение Методики проведения СОУТ и оформления ее результатов.

В ходе проведения указанных проверок в 145 организациях было выявлено 207 нарушений требований законодательства о СОУТ.

Наиболее распространены нарушения порядка проведения СОУТ и оформления ее результатов, сроков представления отчетов в Государ­ственные инспекции труда; исполь­зование результатов проведенной ранее аттестации рабочих мест при составлении протоколов замеров вредных факторов.

Среди нарушений – отсутствие принадлежащих на праве собствен­ности или на правах аренды средств измерений либо документации на них; средств измерений, соответ­ствующих области аккредитации испытательных лабораторий; отсут­ствие документов о поверке средств измерений.

Наибольшее количество нарушений выявлено в Москве (в 29 орга­низациях), в Приморском крае (в 11), в Республике Татарстан (в 9), Удмуртской Республике (в 9 органи­зациях). Зарегистрировано около 3 тыс.

деклараций соответствия условий труда государственным нормати­ным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест более 38 тыс. работников.

Статья была опубликовано в журнале «Охрана труда и социальное страхование», № 7, 2015.

Источник: http://sout-russia.ru/narusheniya-pri-provedenii-sout/

БЛОГ

БЛОГ

В связи с участившимися вопросами, поступающими в адрес Информационно-аналитического портала «Охрана труда» пришло время подробно остановиться на том, как проверяют организации на предмет соблюдения требований трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда.

Несмотря на наличие соответствующего чек-листа имеет смысл подробно ознакомиться с его вопросами и снабдить их соответствующими ми, которые возможно помогут вам не только подготовиться к проверке, но и провести спецоценку, заранее ориентируясь на требования контролирующих органов (ГИТ). 

Форма чек-листа по контролю СОУТ утверждена приложением № 21 Приказа Роструда от 10 ноября 2017 года № 655 “Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”.

Но для начала надо сказать, что в организации должна быть проведена СОУТ. Если работа не была проведена, рассматривать вопросы чек-листа не имеет смысла. Если вы все же смогли найти в своих документах папку под названием «СОУТ», давайте проверим имеющуюся в наличии документацию.

Вопросы чек-листа №21 по СОУТ

Вопрос №1

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет.

Комментарий:

Проверяется наличие и сроки проведения работы. Срок действия отсчитывается от окончания работы по СОУТ, а не от даты создания приказа о создании комиссии как это было с аттестацией рабочих мест.

Вопрос №2

Приказом работодателя утверждены:

  • состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Комментарий:

Приказ о создании комиссии – начало работы по спецоценке. Этот документ запрашивает и лаборатория (а чаще сама дает рыбу такого приказа). Если его не сделать, начать работы невозможно.

Как проводить спецоценку должно быть описано в соответствующем положении, входящем в обязательную процедуру в системе управления охраной труда (СУОТ). Не путайте с СОУТ.

Вопрос №3

В организации есть утвержденный график проведения специальной оценки условий труда.

Комментарий:

Данный документ вам, как правило, тоже составляет лаборатория. От вас требуется не потерять его при хранении, как уже выполнивший свою функцию.

Вопрос №4

Комиссией до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утвержден перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда.

Комментарий:

Работа может проводиться в несколько этапов. Для каждого их них определяются обследуемые места. Перечень рабочих мест составляется с учетом аналогии и сменности. Количество рабочих мест в организации, как правило, не совпадает с количеством карт. Уважающие себя лаборатории обязательно проверят за заказчиком правильность составления этого перечня, а чаще делают его сами.

Вопрос №5

Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждены комиссией.

Комментарий:

Идентификацию факторов проводит эксперт приглашенной вами лаборатории. Вы должны согласиться с его выводами. По этой причине вам очень сложно потом предъявить организации проводившей СОУТ, что они что-то забыли померить. Вы сами подписали эту бумагу.

Вопрос №6

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подана декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения.

Комментарий:

Если результаты измерений лаборатории передают в систему учета сами, то обязанность отвезти декларацию в инспекцию задача работодателя. Декларация делается на основании заключения эксперта. Известны случаи, когда организации сами заполняли декларации (без заключения договора с лабораторией) и пытались сдать их в ГИТ.

Вопрос №7

Работодателем в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не включены рабочие места:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • в связи с работой, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Комментарий:

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев декларацию для вас тоже делает лаборатория, то она должна быть оформлена правильно. Исключение, а значит вашего повышенного внимания, требуют случаи, когда вы провели торги и получили работу по цене дешевле, чем бумага, на которой она напечатана.

Вопрос №8

Комиссией по проведению специальной оценки условий труда сформирован перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Комментарий:

Тоже задача адекватной лаборатории. Задача комиссии – подписать и не потерять.

Вопрос №9

При формировании перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям учтены предложения работников.

Комментарий:

Если пожелания работников имели место быть, они должны быть учтены и оформлены. Если же их не было, то предъявить то, чего не было, будет затруднительно.

Вопрос №10

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществлены испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Комментарий:

У вас обязательно должны храниться сведения об испытательной лаборатории. Эти сведения так же относится к документам, передаваемым в организацию по завершении СОУТ.

Убедиться о наличии у лаборатории аккредитации и наличие ее в реестре следует еще на этапе заключения договора.

Вопрос №11

Отчет о проведении специальной оценки условий труда:

  • подписан всеми членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • утвержден председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Комментарий:

Проблемы начинаются, когда в процессе проведения работ кто-то из членов комиссии выбывает из игры или выясняется, что председатель комиссии (представитель работодателя) не имеет права утверждать локальные акты. Это лучше всего учитывать до начала работ, но если вдруг такое все-таки произошло, сразу свяжитесь с экспертом лаборатории. Он найдет правильный выход в зависимости от ситуации.

Вопрос №12

Работодатель организовал ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Комментарий:

Проверяется наличие подписей всех работников в картах СОУТ и указанные даты.

Вопрос №13

В случае применения результатов производственного контроля:

  • имеется решение комиссии и представление эксперта об использовании этих результатов;
  • производственный контроль проведен аккредитованной испытательной лабораторией (центром) не ранее, чем за шесть месяцев до начала проведения специальной оценки условий труда.

Комментарий:

Не самое распространенное явление, но если оно имело место быть, должно быть оформлено решение комиссии.

Вопрос №14

При наличии следующих обстоятельств внеплановая специальная оценка условий труда проведена:

  • в течение 12 месяцев при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • в течение 6 месяцев при получении работодателем предписания государственного инспектора труда.

Комментарий:

Срок будет отсчитываться от даты утверждения изменения штатного расписания или от выданного предписания. Имейте в виду, что ФЗ №426 не ограничивается только этими поводами для проведения внеплановой оценки. Подробно изучите 17 статью закона.

Вопрос №15

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда.

Комментарий:

Чаще всего случается так, что организация сказала лаборатории, что отчет утвержден, а потом по ряду причин (например, не успели ознакомить работников) переделывает документ и меняет в нем дату. Имейте в виду, что лаборатория уже отчиталась по первоначальным датам и штраф в этом случае неизбежен.

Вопрос №16

На официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены:

  • сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Комментарий:

Данный пункт не выполняется чаше, чем все остальные. Единственным оправданием здесь может быть только отсутствие сайта.

Вопрос №17

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда подготовлен с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Комментарий:

По итогам проведения СОУТ вы получаете набор рекомендаций по приведению рабочих мест в соответствие с гигиеническими требованиями. На основании данного документа (а еще оценки профессионального риска) вы готовите план мероприятий по охране труда.

Что не вошло в чек-лист по СОУТ

При проверке с помощью данного чек листа инспектор не должен обращать внимание на следующие пункты:

  1. Проверять обучение членов комиссии;
  2. Изучать финансовые документы и договора с лабораториями;
  3. Проверять достоверность результатов исследования факторов.

Штрафы за СОУТ

Наказание для работодателя, в случае если по результатам проверки инспектор выявит нарушения, определено статьей 5.27.1 КОАП РФ пункт 2:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Подробнее ознакомиться с порядком проведения СОУТ можно в нашей статье 

читать статью «Специальная оценка условий труда»

Получить консультацию и заказать проведение СОУТ можно по телефону: +7(499) 130 36 29

Источник: http://okhrana-truda.com/blog/142-chek-list-po-sout.html

Добавить комментарий