Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

72. Подведомственность и подсудность налоговых споров

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Подведомственностьналоговых споров определяется в ст. 138НК РФ.

В частности в ней предусмотрено,что акты налоговых органов, действияили бездействие их должностных лицмогут быть обжалованы в вышестоящийналоговый орган (вышестоящему должностномулицу) или в суд.

При этом подача жалобыв вышестоящий налоговый орган (вышестоящемудолжностному лицу) не исключает правана одновременную или последующую подачуаналогичной жалобы в суд.

Судебноеобжалование актов (в том числе нормативных)налоговых органов, действий илибездействия их должностных лиц физическимилицами, не являющимися индивидуальнымипредпринимателями, производится путемподачи искового заявления в суд общейюрисдикции в соответствии с законодательствомоб обжаловании в суд неправомерныхдействий государственных органов идолжностных лиц. Судебное же обжалованиеактов (в том числе нормативных) налоговыхорганов, действий или бездействия ихдолжностных лиц организациями

ииндивидуальными предпринимателямипроизводится путем подачи исковогозаявления в арбитражный суд в соответствиис арбитражным процессуальнымзаконодательством.

Приобъединении нескольких связанных междусобой требований, из которых одниподведомственны суду, а другие -арбитражному суду, все требованияподлежат рассмотрению в суде общейюрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудностьналоговых споров определяется всоответствующих статьях гражданскогопроцессуального и арбитражногопроцессуального законодательства.

Пообщему правилу, дела, подведомственныесудам общей юрисдикции, рассматриваютсярайонными (городскими) народными судами(ст. ИЗ ГПК РСФСР).

Однако республиканский,краевой, областной, городской суд, судавтономной области и суд автономногоокруга вправе с согласия сторон изъятьлюбое гражданское дело из районного(городского) народного суда, находящегосяна территории соответственно края,области, города, автономной области,автономного округа, и принять его ксвоему производству в качестве судапервой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).

ВерховныйСуд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР,рассматривает по первой инстанции делаоб оспаривании нормативных актовфедеральных министерств и ведомств,касающихся прав и свобод граждан.

Дела,подведомственные арбитражным судам,согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваютсяарбитражными судами республик, краев,областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов.

73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров

Вадминистративном (внесудебном) порядкерассматриваются налоговые споры,возникшие в результате подачиналогоплательщиком (налоговым агентом)жалобы на незаконные решения или действия(бездействие) налоговых органов и ихдолжностных лиц в вышестоящий налоговыйорган (вышестоящему должностному лицу).

Административный(внесудебный) порядок рассмотренияналоговых споров основывается на подаченалогоплательщиком (налоговым агентом)или иным лицом жалобы в вышестоящийналоговый орган или вышестоящемудолжностному лицу.

Пообщему правилу жалоба в вышестоящийналоговый орган (вышестоящему должностномулицу) подается в течение 3 месяцев содня, когда налогоплательщик узнал илидолжен был узнать о нарушении своихправ. К жалобе могут быть приложеныобосновывающие ее документы.

https://www.youtube.com/watch?v=sbxGW0iy_sI

Жалобаподается в произвольной письменнойформе соответствующему налоговомуоргану или должностному лицу. Лицо,подавшее жалобу, до принятия по нейрешения может ее отозвать на основанииписьменного заявления.

Поитогам рассмотрения жалобы на ненормативныйакт налогового органа вышестоящийналоговый орган (вышестоящее должностноелицо) вправе:

-оставить жалобу без удовлетворения;

-отменить акт налогового органа иназначить дополнительную проверку;

-отменить решение и прекратить производствопо делу о налоговом правонарушении;

-изменить решение или вынести новоерешение.

Поитогам же рассмотрения жалобы на действияили бездействие должностных лиц налоговыхорганов вышестоящий налоговый орган(вышестоящее должностное лицо) вправевынести решение по существу.

Решениеналогового органа (должностного лица)по жалобе принимается в течение месяца.О принятом решении в течение трех днейсо дня его принятия сообщается вписьменной форме лицу, подавшему жалобу(ст. 140 НК РФ).

74.Рассмотрение налоговых споров в судахобщей юрисдикции и арбитражных судах.Постановление Конституционного СудаРФ, Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного Суда РФ- как источникиразрешения налоговых споров.

ЗаконодательствомРФ предусмотрены следующие способысудебной защиты прав налогоплательщиков:

признаниенеконституционным законодательногоакта полностью или в части КонституционнымСудом РФ;

признаниесудом общей юрисдикции закона субъектаРФ, противоречащим федеральному законуи, следовательно, недействующим или неподлежащим применению;

признаниеарбитражными судами или судами общейюрисдикции недействительным нормативноголибо ненормативного акта налоговогооргана, иного государственного органаили органа местного самоуправления,противоречащего закону и нарушающегоправа и законные интересы налогоплательщика;

неприменениесудом нормативного либо ненормативногоакта государственного органа, органаместного самоуправления или иногооргана, противоречащего закону;

пресечениедействий должностного лица налоговогооргана или иного государственногооргана, нарушающих права или законныеинтересы налогоплательщика;

принуждениеналоговых органов, иных органовгосударственной власти или их должностныхлиц к выполнению законодательноустановленных обязанностей, от выполнениякоторых они уклоняются;

признаниене подлежащим исполнению инкассовогопоручения (распоряжения) налоговогоили другого органа на списание вбесспорном порядке сумм недоимок, пени,штрафов за нарушения налоговогозаконодательства с банковского счетаналогоплательщика;

возвратиз бюджета необоснованно списанных вбесспорном порядке сумм недоимок, пени,штрафов;

взысканиепроцентов за несвоевременный возвратизлишне уплаченных или излишне взысканныхсумм налога, сбора, пеней;

возмещениеубытков, причиненных незаконнымирешениями, действиями или бездействиемналоговых органов или их должностныхлиц.

Одновременноназванные способы судебной защитыявляются предметами исковых требованийналогоплательщиков.

Статья138 Налогового кодекса устанавливает,что дела по обжалованию нормативных иненормативных актов налоговых органон,а также действия или бездействия ихдолжностных лиц организациями ииндивидуальными предпринимателямиподведомственны арбитражным судам, афизическими лицами, не являющимисяиндивидуальными предпринимателями, —судам общей юрисдикции.

НормыНалогового кодекса о судебном порядкезащиты нарушенных прав налогоплательщиковнашли развитие в совместном постановленииПленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня1999 г. № 41/9.

В постановлении разъясняется,что налоговые споры подлежат рассмотрениюарбитражными судами на общих основанияхв соответствии с АПК РФ и судами общейюрисдикции в порядке, предусмотренномгл. 24.

1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан».

Арбитражнымисудами рассматривается значительнаячасть дел, возникающих из налоговыхправоотношении. Статьей 29 АПК РФ кподведомственности арбитражных судовотнесено рассмотрение экономическихспоров и других дел, возникающих изадминистративных и иных публичныхправоотношений.

Арбитражныесуды рассматривают следующие категориидел, связанных с осуществлениеморганизациями и гражданамипредпринимательской и иной экономическойдеятельности:

обоспаривании нормативных правовых актов,затрагивающих права и законные интересызаявителя в сфере предпринимательскойи иной экономической деятельности;

овзыскании с организаций и граждан,осуществляющих предпринимательскую ииную экономическую деятельность,обязательных платежей, санкций, еслифедеральным законом не предусмотрениной порядок взыскания;

обоспаривании ненормативных правовыхактов органов государственной властиРФ, органов государственной властисубъектов РФ, органов местногосамоуправления, решений и действий(бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления, иныхорганов и должностных лиц, затрагивающихправа и законные интересы заявителя всфере предпринимательской и инойэкономической деятельности;

другиедела, возникающие из административныхи иных публичных правоотношений, еслифедеральным законом их рассмотрениеотнесено к компетенции арбитражногосуда.

Деятельностьарбитражных судов по защите нарушенныхправ налогоплательщиков шире, чемдеятельность судов общей юрисдикции.так как количественный состав субъектов,обращающихся в данные суды, намногобольше.

Крометого, подлежат восстановлению арбитражнымсудом конституционные праваналогоплательщиков, нарушенныенеправильным применением закона.

ВАСРФ в информационном письме от 21 июля1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотренияспоров, связанных с взиманием подоходногоналога» указал, что «споры междуиндивидуальными предпринимателями иналоговыми органами, возникшие в связис исчислением подоходного налога,подведомственны арбитражным судамнезависимо от основании возникновенияспора».

Всоответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляетсяпо месту нахождения налогового органа,акты, действия или бездействие которогообжалуются. Иски, вытекающие из налоговыхправоотношений к государственныморганам и органам местного самоуправления,предъявляются в арбитражный судсоответствующего субъекта РФ, а не поместу нахождения органа, принявшегооспариваемое решение.

Статьей138 Налогового кодекса устанавливаетсяправило судебного рассмотрения налоговыхспоров принцип определения нагл ежащегоответчика.

В соответствии с ним, по делуоб обжаловании акта налогового органаответчиком налоговый орган следуетпривлекать независимо от того, кемименно он подписан руководителемналогового органа, его заместителемили иным должностным лицом.

По делу обобжаловании действий или бездействиядолжностных лиц налогового органаответчиком будет именно то должностноелицо, которое осуществило оспариваемыедействия или которое бездействовало.

Анализправоприменительной практики рассмотренияналоговых споров показывает, что судебнымпроцессом неизбежно рассматриваютсявопросы:

примененияматериальных норм законодательства оналогах и сборах;

примененияпроцессуальных норм, послуживших поводомдля обращения налогоплательщика в суд:порядок проведения налоговой проверки,производство по делу о налоговомправонарушении, порядок взысканиянедоимки, пени и т.д.;

юридическойквалификации статуса, характерафинансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика в целях выявленияналоговых последствий этих операций.

Составнойчастью судебного порядка защиты правналогоплательщиков является исполнениесудебных решений. Общие правила исполнениясудебных решении установлены Федеральнымзаконом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Обисполнительном производстве».

Всоответствии с п. 5 ст. 79 Налоговогокодекса сумма излишне взысканногоналоговым органом налога и проценты,начисленные на эту сумму, подлежатвозврату налоговым органом в течениеодного месяца после вынесения судебногорешения.

Важной гарантией реальностивосстановления нарушенных правналогоплательщиков является положениео начале течения срока возврата денежныхсредств — один месяц со дня вынесения,а не вступления в законную силу решениясуда.

Соответствующие денежные суммы,присужденные к возмещению налогоплательщику,выплачиваются за счет бюджетных средств,что также гарантирует реальностьисполнительного производства.

Впрактике деятельности налоговых органоввозникают ситуации.

когда у налогоплательщикаимеется недоимка по уплате налогов исборов или задолженность по пеням,причитающихся тому же бюджету, из средствкоторого подлежат возмещению излишневзысканные налоги и пени. В таких случаяхп. 1 ст.

79 Налогового кодекса предписываетсначала произвести зачет в счет погашениянедоимки. а затем возвратитьналогоплательщику оставшуюся разницупо излишне взысканным денежным суммам.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3600132/page:44/

Подведомственность арбитражным судам налоговых споров

Подведомственность арбитражным судам налоговых споров

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

 Подведомственность.

Подведомственность дел в федеральной судебной системе – это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

– организаций, являющихся юридическими лицами;

– граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;

– в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

– экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.

– экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.).

Подведомственность налоговых споров

Ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от субъектного состава и характера спорного правоотношения.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов госорганов или их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ) Если ненормативный акт не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то заявление подается в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ и Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

В соответствии со ст. 105 НК РФ Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

 Спор с участием юридического лица в качестве заявителя подведомствен арбитражному суду

Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно нормам статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Таким образом, основаниями для отнесения данной категории дел к подведомственности арбитражных судов являются одновременно три условия: ненормативный характер акта, несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, нарушение актом прав и законных интересов организаций, граждан и иных лиц.

К ненормативным – относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.

Спор с участием индивидуального предпринимателя в качестве истца  подведомствен арбитражному суду

Согласно письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г.

№ С1-7/ОП-373 “Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства” споры о взыскании с граждан-предпринимателей недоимок по налогам  и другим обязательным платежам, а также санкций, предусмотренных налоговым законодательством, подведомственны арбитражным судам.

 Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Статьей 21 Закона об адвокатуре установлено, что адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Согласно ст. 138 НК РФ судебное об жалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.

Постановление ФАС СКО от 16.04.

2009 N А01-1271/2008-11 гласит, что, в силу части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 31.05.

2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон об адвокатуре) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (пункт 1 статьи 20 Закона об адвокатуре). Статьей 21 Закона об адвокатуре установлено, что адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

На основании подпункта 7 пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы не содержат указания на разрешение споров с участием адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в арбитражных судах. В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Источник: http://www.buroadvokat.ru/index.php/2010-02-15-20-35-09/1084-2011-09-12-04-13-48

Подведомственность и подсудность

Контрольная работа

По предмету “арбитражный процесс”

АРБИТРАЖНОМУ СУДУ»

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав ныне осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальной законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст.

11 ГК РФ). Вопрос, кто из указанных органов должен принимать меры по защите конкретных субъективных прав, оспоренных или нарушенных кем-либо, решается путем определения подведомственности этих органов.

Подведомственность – это разграничение компетенции между различными органами. Компетенция – это совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц. Судебная компетенция представляет собой установленные законом полномочия суда по рассмотрению дел.

Полномочие как составная часть компетенции представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным нормативно-правовым актом[1]

Институт подведомственности играл определенную роль в обеспечении защиты прав, однако, она была для него ведущей, нельзя.

Главное предназначение этого института состояло именно в разграничении компетенции между органами, разрешающими споры о праве, а не в обеспечении эффективной защиты прав и охраняемых законом интересов от любых нарушений, в том числе со стороны государства, его органов и должностных лиц.

На степень эффективности защиты нарушенных прав, осуществляемых путем разрешения споров о праве, влияют многие факторы. Наиболее важные из них можно выделить в две группы. Первая связана с органами, разрешающими споры, вторая – с процедурой разрешения споров.

Само по себе наличие таких органов и процедур, в которых они действуют, достаточно лишь для разграничения компетенции между ними, но оно не обеспечивает выполнение обозначенной ранее более важной задачи – обеспечение эффективной защиты нарушенных прав. Для этого органы, разрешающие споры о праве, должны отвечать по крайней мере следующим требованиям:

– разрешение споров о праве, с учетом важности этой деятельности, должно быть для них главной функцией;

– они должны вызвать к себе доверие заинтересованных лиц, а потому им надлежит быть независимыми от участников спора о праве, не заинтересованными в исходе дела, разрешая которое, должны подчиняться только закону;

– быть доступны для заинтересованных лиц, что гарантировало бы свободное обращение в эти органы и личное участие в разбирательстве дел;

– обладать статусом и компетенцией, достаточными для выполнения указанной задачи, независимо от того, какой спор, между какими субъектами эти органы разрешают.

Процедура разрешения споров органами, отвечающими перечисленным требованиям, для выполнения задачи эффективной защиты прав должна как минимум обеспечивать:

·равенство процессуальных прав участников дела по спору о праве;

·возможность заинтересованным лицам лично или через представителей участвовать в разбирательстве дела;

·объективное, беспристрастное выяснение всех имеющих значение обстоятельств, обсуждение всех доводов и возражений сторон, представление доказательств в их подтверждение или опровержение;

·вынесение законного и обоснованного решения, которое по вступлении в законную силу могло быть в необходимых случаях исполнено принудительно от имени государства;

·обжалование решения заинтересованными лицами и его пересмотр в случае незаконности.

Всем этим требованиям более всего отвечает судебная процедура, и нормы права, которые должны регламентировать все перечисленное (определить соответствующие органы, их компетенцию, процедуру разрешения дел и т.д.), включают в себя и нормы, регулирующие институт подведомственности.

1 сентября с.г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (за исключением отдельных положений). В полном объеме Кодекс вступил в действие с 1 января 2003 г.

Необходимость принятия нового АПК объясняется следующими обстоятельствами.

В последние годы был принят ряд новых материально-правовых законов (очередные части ГК, Налоговый и Бюджетный кодексы, законодательство в сфере корпоративного права, закон об исполнительном производстве и т.д.). Они расширили компетенцию арбитражных судов и потребовали адекватной процессуальной формы разрешения споров.

Вступление России в Совет Европы, ратификация европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, распространение на Россию юрисдикции Европейского Суда по правам человека требуют приведения процессуального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы, касающимися повышения эффективности судебной защиты.

Интересы правосудия требовали более четкого обозначения роли и полномочий суда в условиях реального действия принципа состязательности сторон.

Назрели также необходимость серьезных изменений в разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции и в то же время целесообразность согласованных подходов арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства к основным вопросам судопроизводства.

Наряду с этим практика применения АПК 1995 года выявила в нем пробелы, противоречия, неотработанность некоторых положений, а также несогласованность его норм с другими законами.

Новый АПК вобрал в себя много новых подходов. Содержательно изменено или редакционно обновлено большинство статей прежнего Кодекса, добавлено много новых. Произошли и заметные структурные изменения. В частности, из раздела “Общие положения” изъяты главы о приостановлении производства по делу, оставлении заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу.

Они помещены теперь в разделе “Производство в арбитражном суде первой инстанции”. Сделано это по предложению ряда ученых-процессуалистов для сближения структуры АПК со структурой ГПК. В то же время в разделе “Общие положения” появилась глава “Судебные извещения”. Раньше такие нормы были рассредоточены по тексту Кодекса.

Появление главы объясняется соображениями удобства при пользовании Кодексом и потребностями практики. Учтен также опыт ГПК. Введены новые разделы “Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений” и “Особенности производства в арбитражных судах по отдельным категориям дел”.

В последний включена глава о производстве по делам с участием иностранных лиц.

Вместе с тем не утрачены положительно себя зарекомендовавшие положения прежнего Кодекса, сохранена концептуальная преемственность.

Расширена сфера дел, подведомственных арбитражным судам. Законодатель более последовательно стал ориентироваться не только на субъектный состав участников, но и на содержание спорных правоотношений, сосредоточив в экономическом суде дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 33 АПК РФ перечислены категории дел, которые рассматриваются арбитражным судом независимо от состава участников (например, споры между акционером и акционерным обществом).

Кроме того, “заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора” (ч.4 ст.27 АПК РФ). Таким образом, определяющий критерий для споров, рассматриваемых арбитражным судом- экономический характер спора.

В соответствии с этим к подведомственности арбитражных судов отнесены дела с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не только (как было и раньше) в сфере банкротства, но и по спорам между акционером (независимо от его статуса) и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности данного хозяйственного товарищества, общества (за исключением трудовых споров). Сосредоточение всех корпоративных споров в одной судебной системе (в данном случае – в арбитражных судах) позволит устранить нередко намеренно используемую до последнего времени возможность возбуждения параллельного дела в другой судебной системе для затягивания спора и воспрепятствования исполнению судебных решений.

Практика применения прежнего Кодекса часто сталкивалась с проблемой подведомственности, когда в процессе появлялись третьи лица, статус которых формально не подпадал под юрисдикцию арбитражных судов.

Поскольку рассмотрение дела в арбитражном суде есть осуществление правосудия судом, то новый АПК вполне обоснованно предусмотрел, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

Отнес новый АПК к подведомственности арбитражных судов и дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности независимо от субъектного состава участников спора (например, ответчиком может быть журналист).

С учетом положений Налогового кодекса и некоторых других законов теперь закреплена подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом это отнесено к компетенции арбитражного суда.

Источник: http://MirZnanii.com/a/29820/podvedomstvennost-i-podsudnost

Верховный Суд решил вопрос подведомственности споров – новости Право.ру

Верховный Суд решил вопрос подведомственности споров - новости Право.ру

Фото с сайта vrhoustonsouth.com

Экономколлегия ВС объяснила свои мотивы в деле о подведомственности споров между предпринимателями.

Два ИП не указали в договоре аренды свой статус, и именно по этому основанию кассация Северо-Кавказского округа прекратила производство по делу.

Нужно смотреть на суть правоотношений, уверена экономколлегия. Юристы ее подход считают правильным.

Коллегия Верховного суда РФ по экономически спорам (КЭС) в деле № А32-30108/2015 высказалась о проблеме разграничения подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

«Суть спора в том, что два индивидуальных предпринимателя при заключении договора аренды коммерческой недвижимости не указали в договоре на свой статус ИП», – комментирует дело Андрей Самойлов, адвокат АБ “Резник, Гагарин и Партнеры”.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал это достаточным основанием, чтобы прекратить производство по делу. «Субъектный состав спорного (арендного) правоотношения не позволяет суду отнести настоящее дело к подведомственности арбитражных судов», – говорится в его постановлении.

При этом, акцентирует внимание Самойлов, в обоснование окружная кассация сослалась на определение Коллегии по гражданским делам ВС от 26 августа 2014 года № 18-КГ14-69 (дело о договоре купли-продажи земли под ж/д пути).

Там гражданская коллегия ВС пришла к следующему выводу: несмотря на коммерческий характер недвижимости, спор о праве на нее не является экономическим, поскольку истец в договоре не указал на свой статус ИП, а значит, действовал как физическое лицо.

КЭС, в свою очередь, отметила, что для отнесения гражданского спора к подведомственности арбитражного суда спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской деятельности.

«…ни гражданским законодательством, ни арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрено, что индивидуальный предприниматель при осуществлении экономической или предпринимательской деятельности обязан указывать свой статус при заключении гражданских договоров», – говорится в определении КЭС.

Следовательно, отсутствие в договоре аренды указания на наличие у сторон статуса ИП не исключает возможность рассмотреть дело в арбитражном суде.

Для решения вопроса о подведомственности нужно учитывать в совокупности иные условия договора, подтверждающие, что стороны при его заключении действовали в рамках предпринимательской деятельности, следует из определения КЭС. А в спорной ситуации иные условия как раз говорят об этом: спор между сторонами носит экономический характер, резюмировала КЭС и отправила вопрос на рассмотрение по существу в АС Северо-Кавказского округа.

По мнению Андрея Самойлова, противоречие позиций экономической коллегии и коллегии по гражданским делам ВС сохранилось. Однако, указывает адвокат, арбитражные суды при рассмотрении вопросов о подведомственности будут исходить из выводов КЭС.

Мнение юристов

 

Эксперты “Право.ru” позицию КЭС единогласно поддерживают.

«Вывод коллегии о необходимости учитывать фактический характер спорных правоотношений (носит ли деятельность экономический характер и осуществлялась ли она в рамках предпринимательской), а не только наличие или отсутствие указания на статус ИП, представляется обоснованным», – говорит Зинаида Захарова, адвокат КА “Юков и партнёры” 

Окружной суд должен был проанализировать предмет договора, соотнести его с видом предпринимательской деятельности каждой из сторон и только после этого перейти к разрешению вопроса о квалификации и подведомственности спора, уверен и Павел Хлюстов, партнер КА “Барщевский и Партнеры”.

«Противоположный взгляд, придающий значение только буквальному тексту договора и игнорирующий существо спорных отношений, является ярчайшим примером правового пуризма», – добавляет он.

«Суд кассационной инстанции ограничился формальным подходом, исследуя лишь наименование сторон в договоре аренды», – критикует позицию окружной кассации и Мария Девятерикова, юрист АБ «Казаков и партнеры».

Позиция КЭС направлена на защиту нарушенных прав предпринимателей, считает Ирина Серова, руководитель филиала “Хренов и партнеры” в Санкт-Петербурге, а формальный подход окружного суда не соответствует задачам судопроизводства.

Проанализировав позицию КЭС, Серова рекомендует предпринимателям при обращении в арбитражный суд за защитой своих прав выполнить ряд формальных действий, которые минимизируют споры, связанные с подведомственностью.

А именно, приложить к исковому заявлению свидетельство о своем статусе ИП либо выписку из ЕГРИП, подтверждающие наличие статуса на момент обращения с иском, а также обосновать заранее в иске свою правовую позицию о том, что спор вытекает из предпринимательской деятельности, а не из правоотношений частного лица.

Подробности с заседания КЭС по этом делу можно узнать здесь.

© ООО «ПРАВОдник». 2008-2018. Телефон редакции: (495) 645 37 60
Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

18+

Источник: https://pravo.ru/review/view/137787/

Тема 4. Подведомственность и подсудность гражданских дел

Цель изучения темы: усвоение и закрепление студентами материалов лекционного занятия, формирование у них представления о сущности понятий «подведомственность и подсудность», их различие; привитие навыков определения подсудности гражданских дел судам; контроль знаний; усвоение и закрепление студентами понятия, видов, правил соблюдения и последствий несоблюдения судебной подведомственности, понятия, видов, правил соблюдения и последствий несоблюдения подсудности гражданских дел.

Задачи изучения темы:1) закрепление понятия подведомственности; 2) изучение видов подведомственности; 3) усвоение основных правил судебной подведомственности; 4) изучение правовых последствий несоблюдения правил подведомственности; 5) разграничение судебной подведомственности гражданских дел; 6) закрепление понятия подсудности; 7) изучение видов подсудности; 8) усвоение основных правил подсудности гражданских дел; 9) изучение правовых последствий несоблюдения правил подсудности; 10) изучение порядка передачи дела в другой суд.

В результате изучения темы студенты должны приобрести следующие знания и умения:а) давать формулировку понятия судебной подведомственности, б) изучить виды подведомственности в) усвоить содержание правил судебной подведомственности, г) изучить последствия несоблюдения подведомственности, д) знать, в чем заключается разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, е) давать формулировку понятия судебной подсудности, ж) изучить виды подсудности в) усвоить содержание правил подсудности гражданских дел, з) изучить последствия несоблюдения подсудности, и) знать, в каком порядке дело передается в другой суд.

Применение интерактивных технологий:

1. Проводится круглый стол по теме «Эффективность применения конкретных форм защиты нарушенных прав».

Студенты делятся на группы по 4-7 человек (в зависимости о количества студентов на занятии).

Каждой группе дается задание выделить и обосновать достоинства определенной формы защиты нарушенных прав (наименование формы представитель вытягивает произвольно из числа предложенных преподавателем), а также подготовить контрдоводы к возможной критике рассматриваемой формы защиты со стороны оппонентов.

К обсуждению предлагаются следующие формы защиты – административная, третейская, судебная, разрешение спора с участием посредника (медиация). Затем каждая группа аргументирует эффективность «доставшейся» им формы защиты, парирует критику со стороны других групп.

В завершение занятия преподаватель с участием студентов подводит итоги и делает выводы по каждому из способов в отдельности, а также относительно системы защиты нарушенных прав по законодательству РФ.

Возможно совмещение данного занятия с семинаром «С заранее запланированными ошибками».

Цель – развитие у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка студента к занятию состоит в том, чтобы заложить в содержание своего ответа определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.

Список таких ошибок студент приносит на семинар и знакомит с ними преподавателя и студентов только в конце семинара. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые возможно почерпнуть из судебной практики или просто из заранее измененного нормативного материала.

Студент проводит изложение своего материала таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить другим студентам. Это требует специальной подготовки над содержанием изученной темы, высокого уровня владения материалом.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу занятия отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце семинара. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.

В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – студентами, выступающим, преподавателем или совместно.

Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

Элементы интеллектуальной игры создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.

В результате проведенного занятия преподаватель может оценить уровень подготовки студента по предмету, а тот, в свою очередь, проверить степень своей ориентации в материале.

С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами, он получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им. Выявленные студентами или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях.

2. В оставшееся от выполнения первого задания время разбор практических ситуаций.

Студентам предлагается описание ряда процессуальных действий сторон и суда, совершенных в ходе производства по конкретном гражданскому делу. Предлагается оценить правильность и эффективность действий сторон (обоснованность заявленных ходатайств, допустимость доказательств, сроки совершения действий), а также законность и обоснованность судебных актов, вынесенных в связи с их совершением.

Как вариант, студентам могут быть предложены для оформления процессуальные документы по условию задания.

При наличии технической возможности, сопроводить выполнение практических заданий, предложенных ниже, анализом нормативно-правовых актов и судебной практики с использованием справочно-правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант».

Решение практических задач.

Задача 1.

Какой орган и почему, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов?

Задача 2.

Являются ли дела по искам граждан о признании права собственности на самовольные строения исками имущественного характера, подлежащими оценке, и подсудна ли указанная категория дел мировым судьям?

Задача 3.

Районному суду или мировому судье подсудны дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, когда возникает спор о детях:

– об определении места жительства ребенка;

– о передаче ребенка на воспитание;

– о порядке осуществления родительских прав;

– об устранении препятствий в общении с ребенком;

– об отмене усыновления;

– о восстановлении в родительских правах гражданина, лишенного родительских прав;

– об определении порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя?

Задача 4.

Каким судам – общей юрисдикции или арбитражным – подведомственны споры между акционерным обществом и его бывшим генеральным директором (единоличным исполнительным органом) о восстановлении на работе?

Задача 5.

Гражданином заявлены требования о компенсации морального вреда, связанного с исполнением судьей районного суда своих должностных обязанностей. Определением судьи областного суда отказано в принятии искового заявления в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Законно ли это?

Задача 6.

Адвокатская палата вынесла решение о прекращении статуса адвоката за невыполнение решения совета палаты и невнесение средств на общие нужды палаты.

Какова подведомственность спора об оспаривании этого решения?

Задача 7.

Организация принимает на работу иногородних работников.

В какой суд в случае возникновения трудовых споров работники будут вправе обращаться? Можно ли изменить подсудность в трудовом договоре?

Задача 8.

Определите родовую и территориальную подсудность следующих дел:

1) о взыскании с гражданина недоимки по налогам в сумме 1500 рублей;

2) о разделе дома и земельного участка;

3) по жалобам на действия судебных приставов – исполнителей по исполнению решений мировых или федеральных районных судов;

4) о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина;

5) по спору между сособственниками дома о разделе домовладения;

6) по иску владельца земельного участка к владельцу соседнего земельного участка об устранении препятствий в пользовании земельным участком и установлении разделяющей границы.

7) по иску Кветинского к Карповичу и налоговой инспекции г. Мурманска об освобождении от ареста и признании права собственности на автомашину, конфискованную по приговору суда, вынесенного в отношении Карповича;

8) по иску Темнова, проживающего в г. Мурманске и работающего водителем-испытателем в объединении Белавтомаз, о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей во время командировки в г. Барановичи;

9) по иску Плетнева, проживающего в Ждановичах, о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула к инструментальному заводу, расположенному в Мурманске,

10) по иску Захаровича к Лаптеву, проживающему и Бобруйске, и Садикову, проживающему в Мурманске, о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома;

11) по иску Купцова, проживающего в Мурманске, к Чернышевич, проживающей в Москве, о снижении размера взыскиваемых алиментов;

12) по иску Тетериной, проживающей в Мурманске, к Тетерину, проживающему в Москве, об установлении отцовства и взыскании алиментов;

13) по иску Авинского к «Народной газете», а также к издающейся в г. Мурманске газете «Выбор», и издающейся в Лиозно газете «Мурманчанин» о защите чести и достоинства;

14) по заявлению Заводского РУВД г. Мурманска о взыскании расходов по розыску Павлова К.С.

15) дела о выдаче судебного приказа;

16) дела о расторжении брака;

17) дела, связанные с государственной тайной;

18) дела об определении порядка пользования имуществом;

19) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

20) дела об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Задача 9.

Правомерны ли действия судьи, признавшего, что суду неподведомственны:

– требование о взыскании долга по нотариально удостоверенному договору займа, заключенному между гражданами, если срок возврата полученных по договору сумм наступил, но должник добровольно не выполняет своей обязанности;

– требование о признании права собственности на дом, возведенный гражданином без утвержденного плана застройки и при отсутствии решения райисполкома об отводе земельного участка;

– заявление политической партии «Адраджэнне» о признании недействительным письменного предупреждения, вынесенного Министерством юстиции Мурманской области, в адрес партии в связи с нарушением последней законодательства о политических партиях;

– требование управляющей компании о взыскании задолженности по квартирной плате и платы за коммунальные услуги нанимателя жилого помещения.

Задача 10.

Какому суду подведомственны дела о взыскании задолженности по кредитному договору, заключенному между юридическим лицом и банком, поручителями по которым выступили физические лица?

Задача 11.

Каким судам – общей юрисдикции или арбитражным – подведомственны споры между акционером и третьим лицом о признании недействительным договора купли-продажи акций?

Задача 12.

Возможна ли подача искового заявления о взыскании задолженности по заработной плате по месту жительства истца?

Задача 13.

Мировому судье поступило исковое заявление Назаровой о расторжении брака. Общих детей с ответчиком Назарова не имеет, споров между ней и мужем нет. Судья отказал в принятии заявления, указав, что на основании ст. 19 Семейного кодекса РФ расторжение брака между Назаровыми должно производиться органами записи актов гражданского состояния.

Правильно ли поступил судья? Изменится ли подведомственность, если ответчик признан судом недееспособным.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Источник: https://lektsia.com/8x44f9.html

Добавить комментарий