Понятие и содержание охраны труда в трудовом кодексе рф

Содержание

8(499)938-71-68

2 Охрана труда в Трудовом кодексе РФ

Понятие и содержание охраны труда в Трудовом кодексе РФ

Лекция проводится с применением текстапервоисточника Трудовой кодекс РФ№197-ФЗ от 30.12.2001г.

Законодательствоо труде и ох­ране труда являетсяосновой управ­ления охраной труда.Оно вклю­чает в себя целый ряд законов,ос­новным из которых является Трудовойкодекс (2001 г.). Нормы закона направленына обеспечение сохранения жизни издоровья ра­ботников в процессетрудовой дея­тельности. СогласноФедерально­му закону ТК РФ, каждыйработник Рос­сийской Федерации имеетправо:

  • на рабочее место, защищен­ное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производствен­ ную травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности;
  • на возмещение вреда, причи­ненного ему увечьем, профес­сиональным заболеванием либоиным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
  • на получение достоверной ин­формации от работодателя, го­сударственных и обществен­ных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существую­щем риске повреждения здо­ровья, а также о принятых ме­рах по его защите от воздейст­вия вредных и травмоопасных производственных факторов;
  • на отказ без каких-либо не­обоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до уст­ранения этой опасности;
  • на обеспечение средствами кол­лективной и индивидуальной защиты в соответствии с требо­ваниями законодательных ак­тов об охране труда за счетсредств работодателя.

Права работниковна охрану труда детализированы в Трудовомкодексе РФ. Это, в частности, касаетсярежимов труда и отдыха, льгот женщин илиц, моложе 18 лет, льгот и компенсацийпри вред­ных (и) или опасных работах,ор­ганизационных мероприятий попрофилактике профессиональных заболеванийи травматизма.

В Тру­довом Кодексе РФвопросы охраны труда нашли отражениев целом ряде разделов, таких как “Общиеположения”, Социальное партнер­ствов сфере труда”, “Трудовой до­говор”,”Рабочее время”, “Время от­дыха”, “Трудовой распорядок. Дис­циплинатруда”, “Охрана труда”, “Особенностирегулирования труда отдельных категорийработников”, “Защита трудовых правработни­ков.

Разрешение трудовыхспоров. Ответственность за нарушениетрудового законодательства”.

В разделе “Общиеположения” констатируется, что каждыйра­ботник имеет право на условиятруда, отвечающие требованиям безопасностии гигиены; на от­дых; на обязательноесоциальное страхование; на возмещениеущер­ба, причиненного работнику всвязи с исполнением им трудовыхобязанностей; на судебную защи­тусвоих трудовых прав и др.

При поступлениина работу сле­дует помнить основныеположения раздела “Трудовой договор”,соглас­но которым в указанном докумен­тедолжны быть представлены ха­рактеристикиусловий труда, ком­пенсации и льготы(в случае тяжелых, вредных и (или) опасныхра­бот), режим труда и отдыха (если ониотличаются от общепринятых в организации),виды и условия социального страхования.Заклю­чение трудового договорадопуска­ется с лицами, достигшимивозрас­та 16 лет (возможно заключениедоговора с лицами, достигшими 15 лет, вслучаях получения ос­новного общегообразования либо оставления в соответствиес феде­ральным законом общеобразова­тельногоучреждения. С согласия одного из родителей(опекуна, по­печителя) и органа опекии попе­чительства трудовой договормо­жет быть заключен с учащимися,достигшими возраста 14 лет, для выполненияв свободное от учебы время легкоготруда, не причиняю­щего вреда ихздоровью и не нару­шающего процессаобучения).

Согласностатьям раздела “Ох­рана труда”идявсех поступающих на работу лиц, а такжедля работ­ников, переводимых на другуюра­боту, работодатель или уполномо­ченноеим лицо обязаны прово­дить инструктажпо охране труда, организовывать обучениебезо­пасным методам и приемамвы­полнения работ и оказания пер­войпомощи пострадавшим.

При работе свредными и (или) опасными условиямитруда работодатель обязан обеспечитьобучение по­ступающих на работубезопасным методам и приемам выполненияработ со стажировкой на рабочем местеи сдачей экзаменов, а также проведениепериодического обу­чения по охранетруда с провер­кой знаний в течениевсего перио­да работы.

Вэтом же разделе зафиксиро­ваны обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый работникобязан:

  • соблюдать правила и инструкции по охране труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;
  • проходить обучение методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных слу­чаях на производстве, инст­руктаж по охране труда с про­веркой знаний требований ох­раны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или выше­ стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшед­шем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о прояв­лении признаков острого про­фессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные пред­варительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры, если работа явля­ется тяжелой, опасной или вредной. Следует иметь в ви­ду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движени­ем транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и пе­риодические медицинские ос­мотры для определения при­годности их к поручаемой ра­боте и предупреждения про­фессиональных заболеваний.

Вразделе “Трудовой распорядок«Дисциплина труда» отмечается, что самопонятие “дисциплины труда” включаетв себя выполнение работниками требованийТрудо­вого кодекса РФ (в том числе повопросам охраны труда), а их на­рушениевлечет за собой наложение на виновныхдисциплинарной ответственности отзамечания и выговора до увольнения сработы.

Еслиработнику нет 18 лет, то следует обратитьвнимание на со­держание главы”Особенности ре­гулирования трудаработников в возрасте до восемнадцатилет” раздела “Особенностирегулирова­ния труда отдельныхкатегорий работников”, где рассмотреныльготы и ограничения, связанные свопросами охраны труда, кото­рыепредусмотрены для данной возрастнойкатегории.

Так, например,запрещается применение труда лиц моложе18лет на тяжелых работах и на работах свредными или травмоопасными условиямитруда, на подземных работах, а также наработах, вы­полнение которых можетпричи­нить вред их нравственномураз­витию (в игорном бизнесе, ноч­ныхкабаре и клубах, в производ­стве,перевозке и торговле спирт­ныминапитками, табачными изделиями,наркотическими и ток­сическимипрепаратами). Запре­щается привлекатьработников моложе 18 лет к ночным,сверх­урочным работам и работам ввы­ходные дни.

Работникам моложе18 лет еже­годный оплачиваемый отпускуста­навливается продолжительностьюне менее 31 календарного дня и может бытьиспользован ими в лю­бое удобное дляних время года.

Лица моложе 18 летпринима­ются на работу лишь послепред­варительного обязательногоме­дицинского осмотра и, кроме то­го,подлежат ежегодному обяза­тельномумедицинскому осмотру за счет средствработодателя.

В главе “Коллективныедоговора и соглашения”раздела”Социальное партнерство в сферетруда” гово­рится о возможностивключения в договор взаимных обязательствработодателя и работников, ка­сающихсяулучшения условий и охраны трудаработников, в том числе женщин иподростков.

В том же разделе отмечаетсяправо работников на участие в разработ­кеи принятии коллективного до­говора(глава “Участие работни­ков вуправлении организацией”).

Согласнопоследней каждый ра­ботник можетвносить свои пред­ложения по улучшениюусловий и охраны труда в своемподразделе­нии и, в частности, на своемра­бочем месте.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5335723/

Охрана труда: понятие и содержание (стр. 1 из 4)

Контрольная работа

Тема: Охрана труда: понятие и содержание

1 Понятие, содержание и значение охраны труда

Труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством. Это провозглашено в ст.7 Конституции РФ. В современных экономических условиях проблема безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. За последние десять лет в России принято множество нормативных правовых актов в области охраны труды.

Основополагающим среди них является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ воспринял многие его положения.

Определяя сферу применения законодательства России об охране труда, ТК предусматривает его распространение на всех работодателей и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, военнослужащих, направляемых на работы в различные организации, учащихся образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и других граждан в период их работы.

Законодательство об охране труда действует также в отношении иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России.

Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда, принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, следует рассматривать, как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: юридическими способами обеспечения интересов субъектов права, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т.п.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).

Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах трудящихся.)

В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:[1]

– правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

– специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

– нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

– нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда;

– правила расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Эти нормы, объединённые одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Формирование правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в названной сфере. В Трудовом Кодексе закреплены такие принципиально важные положения, определяющие содержание и направление развития законодательства об охране труда и практики его применений, как:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно – профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями, представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.

Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др[2].

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств,профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы[3].

2 Государственные нормативные требования охраны труда

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда – правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Источник: http://MirZnanii.com/a/298470/okhrana-truda-ponyatie-i-soderzhanie

Понятие охраны труда по трудовому праву. Нормы и правила по охране труда

Статья 209 ТК РФ дает легальные определения следующих понятий:

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя

    • правовые,
    • социально-экономические,
    • организационно-технические,
    • санитарно-гигиенические,
    • лечебно-профилактические,
    • реабилитационные и
    • иные мероприятия.

В более узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Этот институт включает следующие группы норм:

    1. правила по технике безопасности и производственной санитарии;
    2. специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
    3. нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
    4. нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;
    5. нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Охрана труда распространяется на предприятия всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производств независимо от форм собственности. Социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, где предусматриваются различные меры по ее улучшению. 

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Нормы и правила по охране труда

Источниками основных норм и правил по охране труда являются:

    1. Конституция РФ;
    2. Трудовой кодекс РФ;
    3. Указы Президента РФ;
    4. постановления Правительства РФ;
    5. законы субъектов Федерации;
    6. нормативные документы министерств и ведомств.

Базовым основанием в определении направленности правового регулирования охраны труда является ст. 37 Конституции РФ, устанавливающая, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Второй  по значимости акт – Трудовой кодекс РФ, содержащий ряд норм, регулирующих вопросы охраны труда (гл. 33-36).

ТК РФ устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.

2010 №1160 “Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда” к нормативным актам по охране труда относятся:

    • стандарты безопасности труда,
    • правила и типовые инструкции по охране труда,
    • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

См. ГОСТ 12.4.011-89 “Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация”, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1998 г. N 3222.

Примерный перечень СанПиН можно посмотреть здесь http://www.tehdoc.ru/sanitary.htm

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-ochrani-truda-po-trudovomu-pravu-normi-i-pravila-po-ochrane-truda

Мбоу

Мбоу

08 мая 2018 года в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» состоялся финал регионального Чемпионата командных игр-конкурсов по функциональной грамотности.

Чемпионат 2017-2018 учебного года проводился с ноября по май и включал пять туров:— финансовая грамотность;— краеведческая грамотность;— языковая грамотность (русский, английский, немецкий языки);— естественнонаучная грамотность (физика);— правоведческая грамотность (финал).

За право участвовать в финальном туре состязались 546 команд из всех муниципальных районов Омской области

По итогам заочных туров было отобрано 16 команд, набравших наибольшее количество баллов.

По итогам финального тура команда «Оптимисты» Мбоу «Иртышская СОШ» Черлакского МР заняла 3 место в III региональном Чемпионате командных игр-конкурсов по функциональной грамотности для учащихся 4-11 классов 2017-2018 учебного года.

       Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны, всё меньше знают молодые россияне о том героическом времени. Парадом Победы командуют маршалы, выросшие в мирное время. Уходят последние ветераны – живые свидетели тех событий. Но не должна исчезнуть память о том подвиге, что совершили они, отстаивая свободу и независимость нашей Родины.

       Помочь сохранить её призвана акция «Читаем детям о войне». Ведь именно

 книги дают возможность пережить давно минувшее современным юным читателям. Написанные талантливыми авторами, они приближают события

 Великой Отечественной, дают почувствовать реалии и атмосферу того времени. В школьной библиотеке собрались обучающиеся 1-б, 2 класса, вновь вспомнить и почитать о тех далеких военных годах, которые были в истории нашей Родины. Ученики читали стихи: пели песни. Провели акцию  «Письма с фронта». Поздравили ветерана Великой Отечественной войны Дивина Андрея Афанасьевича.

     По традиции 27 апреля в нашей школе прошел День открытых дверей.

Цель мероприятия — информирование родителей, представителей общественности о состоянии и результатах деятельности школы, содействие развитию системы общественно-государственного управления школой, создание условий для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом, привлечение внимания к необходимости повышения роли родительской общественности в организации воспитательной работы через взаимодействие с семьёй. Читать далее…

    21 апреля в нашей школе прошел субботник, в котором приняли участие все сотрудники школы, ученики с 1 по 11 класс и их родители.

    Для проведения субботника за каждым классом закреплен участок с указанием ответственных учителей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.

    Вооружившись необходимым инвентарем, ребята и педагоги с удовольствием приводили в порядок школьную территорию: собирали мусор, сгребали прошлогоднюю листву и траву, выпиливали старые сучки деревьев и кустарников. Общими усилиями за несколько часов школьная территория преобразилось: везде чисто и сказочно красиво.

   Субботник в нашей школе – это не только мероприятие по облагораживанию и очистке территории, это еще и прекрасная возможность сделать коллектив учеников и учителей еще более сплоченным.

           14 апреля 2018 года в 14.00 в нашем регионе в очередной раз пройдет международная образовательная акция «Тотальный диктант».

    В Черлакском муниципальном районе площадка «Тотального диктанта» будет располагаться в Мбоу «Черлакская гимназия»,  Мбоу «Иртышская СОШ», Мбоу «Татарская СОШ».

      Мероприятие представляет собой добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно, с поправкой на часовые пояса, в сотнях городов России и мира. Цель акции – дать возможность каждому человеку проверить свои знания русского языка и пробудить интерес к повышению грамотности. Организатором «Тотального диктанта» в Омске и Омской области традиционно выступает Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. «Тотальный диктант» в Омской области проводится при поддержке Министерства образования Омской области

       «Тотальный диктант», как мероприятие высокой общественной значимости, получил официальную поддержку Агентства стратегических инициатив РФ и Министерства образования и науки РФ; его положительную роль отметил Президент России Владимир Путин. Содействие в проведении акции оказывают журналисты, политики, бизнесмены, деятели культуры, спортсмены, звезды шоу-бизнеса

      Все желающие смогут принять участие в данной акции. Участие в диктанте анонимно. Необходимо указать на бланке произвольный псевдоним, а также кодовое слово. Результаты диктанта размещаются на сайте проекта http://totaldict.ru/ в закрытом доступе

   18 марта 2018 г. обучающиеся нашей школы побывали на экскурсии в ходе которой посетили мультимедийный исторический парк «Россия – моя история, где ребятам была предложена экспозиция «Романовы». В новой интересной форме детям была представлена история династии Романовых на российском престоле.

Вторая часть путешествия включала посещение Воскресенского собора, ставшего первым каменным зданием Омска. Экскурсия по собору была организована при помощи сотрудников паломнической службы «Ачаир»: Алены Нагибневой и Ларисы Георгиевны Петренко.

В ходе экскурсии ребята познакомились с историей собора, историческими личностями, судьбы которых так или иначе связаны с Омском и Воскресенским собором. Побывали дети и в подвальной музейной части храма, познакомились с редчайшими экспонатами, представленными в выставочном зале.

Одно из помещений собора оставлено строителями в первозданном виде. Здесь ребята смогли прикоснуться к реальности двух с половиной вековой давности.

Источник: http://ouirtysh.cher.obr55.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7/631-2/

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Ключевые слова: трудовое законодательство, охрана труда

Охрана труда — это институт отрасли трудового права, регулирующий общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников, то есть он затрагивает самые важные конституционные права человека.

Согласно ст.

212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].

Императивные требования законодательства возложены на работодателя исключительно для защиты работников в случае возникновения неблагоприятных последствий в процессе работы.

За нарушение установленных в трудовом законодательстве требований работодатель может нести уголовную и административную ответственность, а также обязан возместить материальный ущерб пострадавшему работнику или его семье.

Несмотря на строгость последствий в отношении работодателя в случае нарушения возложенных на него обязанностей, большое количество примеров недобросовестности работодателей в сфере охраны труда.

Для эффективности управления, высокой производительности труда и минимизации травматизма необходимо оценивать текущее состояние охраны труда и разрабатывать конкретные меры по улучшению состояния указанной сферы, такие меры должны реализовываться государством — в целом и работодателями — в частности. Необходимо рассматривать охрану труда как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации.

Идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [2].

Пакт впервые дал расшифровку права каждого человека на благоприятные условия труда, которое было заложено в ч. 1 ст.

23 Всеобщей декларации прав человека [3], в числе которых было названо право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».

Пока существуют трудовые правоотношения, вопросы охраны труда всегда будут актуальны, а создание эффективных и благоприятных условий труда всегда будет стоять на первом месте.

На сегодняшний день институт охраны труда испытывает определенные изменения, которые в корне отличаются от привычного правового регулирования и понимания охраны труда.

Без адекватного законодательного реагирования и учета отрицательного опыта предшествующих лет нет возможности организовать современное, а главное, безопасное рабочее место, а также эффективно управлять трудовыми ресурсами, да и все государственная политика в области охраны труда будет не достаточно эффективной.

Назрела острая необходимость соединения системы государственного регулирования охраны труда с ее локальным регулированием у конкретного работодателя.

Такой подход будет вполне уместен в той ситуации, когда Российская Федерация поставила перед собой важнейшую задачу руководствоваться принципом государственной политики в сфере охраны труда, избрав в качестве главного приоритета жизни и здоровья работников, а не саму трудовую деятельность работника.

Понятие охраны труда в юридической литературе одним из первых сформулировал С. И. Карпун, определив ее как «важнейшую систему деятельности советской власти, направленную на охрану жизни и здоровья работающих от всех вредностей и опасностей, связанных с процессом труда» [4, с. 34].

Большое значение охраны труда обусловливается тем, что условия труда — это профессиональная среда, в которой работник находится достаточно продолжительное время, в этой среде протекает жизнедеятельность работника. Таким образом, уровень работоспособности и комфортности пребывания на рабочем месте напрямую зависит от состояния условий труда, которые и обеспечивают повышение эффективности и производительности.

Основной принцип охраны труда — это сохранение жизни и здоровья работников, который является приоритетом по отношению к результатам деятельности работника.

Институт охраны труда имеет важнейшее значение в трудовых правоотношениях, его социальное значение выражается в усовершенствование и улучшение условий труда, устремленное на создание безопасности на рабочих местах, уменьшение производственного травматизма и заболеваемости.

Экономическое значение охраны труда характеризуется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда, вследствие чего происходит экономия денежных выплат за работу в неблагоприятных условиях труда.

Основная цель охраны труда — создание таких условий труда, что бы обеспечить комфортные условия, для сотворения максимальной работоспособности, направленной на повышение производительности труда и свести к минимуму возможность возникновения заболевания и травм работника

Анализируя международные правовые акты, можно заметить, что идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в 1966 г. в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года.

Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года) [5]. Пакт впервые определил право каждого человека на благоприятные условия труда, которое было закреплено еще в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

, включая и право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».

Кроме того, в международных актах по безопасности и гигиене труда, как правило, термин «охрана труда» не применяется, а вместо него используются иные понятия.

Например, в конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, употребляются следующие термины: «здоровье, безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда) [6]; «гигиена рабочего места» (Конвенция № 162 об охране труда при использовании асбеста) [7]; «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 176 о безопасности и гигиене труда в шахтах) [8]. В Конвенции № 155, например, указано, что термин «здоровье» в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга; но он также включает и влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда.

В Конституции Российской Федерации 1993 года понятие «охрана труда» не применяется, вместо него использован термин «безопасность и гигиена труда» (ст.7, пункт 3) [9]; а Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 209) содержит понятие «охрана труда».

В конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) не применяется термин «охрана труда», вместо него применяется понятие — «безопасность и здоровье».

Вхождение Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) диктует применение одинаковых понятий, терминов и принципов МОТ, таким образом, необходимо точное соответствие и стандартизация понятий, которые применяются в Российской Федерации понятиям МОТ.

На сегодняшний день законодательно закрепленное в ТК РФ понятие «охрана труда», не имеет возможности раскрыть содержание института охраны труда, что создает определенные трудности при его толковании и применении на практике. В такой ситуации возможно несколько вариантов законодательной конструкции норм Трудового кодекса Российской Федерации по установлению понятия «охрана труда»:

Один из вариантов — это заменить законодательно закрепленное в ТК РФ и других нормативно-правовых актах, составляющих трудовое законодательство РФ, понятие «охрана труда», а именно, исключить термин «охрана труда», а вместо него применять термин «обеспечение безопасности и гигиены труда», указанный термин будет установлен в соответствии с терминологией МОТ и станет выражением сущности и назначения охраны труда.

Второй возможный вариант — это законодательное закрепление равнозначности в обозначении терминов «охрана труда» и «обеспечение безопасности и гигиена труда», что позволит избежать трудностей в толковании и применении института охраны труда.

Наилучшим является второй вариант, потому что термин «охрана труда» нашел широкое распространение в законодательстве Российской Федерации, а также в научной и учебной литературе, поэтому отождествление этих терминов безболезненно скажется на трудовые правоотношения в изучаемой сфере, не нужно будет приводить в соответствие с новой терминологией всю нормативно-правовою базу, регулирующую охрану труда.

Термин «обеспечение безопасности и гигиена труда» позволит рассматривать охрану труда как комплексную систему взаимосвязанных процедур, которые бы гарантировали охрану работников от воздействия негативных производственных и профессиональных факторов.

Необходимо отметить, что правовое регулирование правоотношений в сфере охраны труда усугубляется пробелами действующего законодательства РФ в изучаемой области, его несоответствием сложившимся экономическим, социальным и трудовым отношениям, а также адаптированным мировым сообществом, международным нормам. Совершенствование законодательства РФ будет, несомненно, способствовать поднятию уровня правопорядка в области охраны труда, а также повышению правовой грамотности работников.

Как вариант разрешения проблемы пробелов в трудовом законодательстве можно рассматривать принятие единого нормативно-правового акта, вобравшего в себя нормы различных документов, регулирующих охрану труда.

Такая систематизация будет способствовать эффективности применения норм на практике, а сам документ мог бы отражать государственные нормативные требования охраны труда и пояснять их понятие, содержание, устанавливать их приоритет в применении.

Литература:

  1.                Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  2.                Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  3.                Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Рос. газ. — 1995. — 5 апр. –
  4.                Каплун, С. И. К здоровому и радостному труду: сб. ст. по охране труда за 1917–1922 гг. / С. И. Каплун. — М.: Вопросы труда, 1923. — 158 с.
  5.                Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1976. С. 3–26.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/23881/

Добавить комментарий