Понятие и виды налоговых правонарушений согласно нк рф

Налоговое правонарушение

Понятие и виды налоговых правонарушений согласно НК РФ

Налоговоеправонарушение

Налоговоеправонарушение,согласно статье 106 НК РФ, — это виновносовершенное противоправное (в нарушениезаконодательства о налогах и сборах)деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,за которое НК РФ установлена ответственность.

Кответственности за налоговые правонарушениямогут быть привлечены какорганизации,так и физическиелица вслучаях, предусмотренных гл.16 Налоговогокодекса. Последние могут быть привлеченык ответственности сшестнадцатилетнеговозраста.Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условияпривлечения к ответственности засовершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НКРФ различаетстепень виновности налогоплательщиковза совершение налоговых правонарушений.Так, противоправное деяние может бытьсовершено умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признаетсясовершенным умышленно, если лицо, егосовершившее, осознавало противоправныйхарактер своих действий (бездействий),желало либо сознательно допускалонаступление вредных последствий такихдействий (бездействий).

Налоговоеправонарушение признается совершеннымпо неосторожности, если лицо, егосовершившее, не осознавало противоправногохарактера своих действий (бездействий)либо вредного характера последствий,возникших вследствие этих действий(бездействий), хотя должно и могло этоосознавать.

Согласност. 114 НК РФ, налоговой санкцией являетсямера ответственности за совершениеналогового правонарушения. Налоговыесанкции установлены в виде денежныхвзысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Еслиналогоплательщик совершил два или болееналоговых правонарушения, то налоговыесанкции взыскиваются за каждоеправонарушение.

ВнастоящеевремяНКРФпредусмотрено12видовналоговыхправонарушенийэтихсубъектов:нарушениесрока постановки на учет в налоговоморгане;уклонение от постановки научет в налоговом органе;нарушениесрока представления сведений об открытиии за­крытии счета в банке;непредставлениеналоговой декларации;грубое нарушениеправил учета доходов и расходов иобъектов налогообложения;неуплатаили неполная уплата сумм налога;невыполнениеналоговым агентом обязанности поудержанию и (или) перечислениюналогов;несоблюдение порядка владения,пользования и (или) распо­ряженияимуществом, на которое наложенарест;непредставление налоговомуоргану сведений, необходимых дляосуществления налоговогоконтроля;неправомерная неявкасвидетеля, а также неправомерный от­казсвидетеля от дачи показаний или дачазаведомо ложных показаний;

отказэксперта, переводчика или специалистаот участия в проведении налоговойпроверки, дача заведомо ложногоза­ключения илиосуществление заведомо ложногоперевода;неправомерное несообщениесведений налоговому органу.

6.

Средиформ налогового контроля, перечисленныхв статье 82 НК РФ, первыми названы налоговыепроверки.

Налоговаяпроверка -это процессуальное действие налоговогооргана по контролю за правильностьюисчисления, своевременностью и полнотойуплаты (перечисления) налогов (сборов).Оно осуществляется путем сопоставленияфактических данных, полученных врезультате налогового контроля, сданными налоговых деклараций,представленных в налоговые органы.

Правона проведение налоговых проверокпредоставлено налоговым органам статьей31 НК РФ и регламентировано главой 14″Налоговый контроль”.

Свведением в действие НК РФ налоговыеорганы не утратили прав на проведениеиных (неналоговых) проверок. Так, всоответствии с Законом РФ от 18 июня 1993г.

N 5215-1 ” О применении контрольно-кассовыхмашин при осуществлении денежныхрасчетов с населением” налоговыеорганы проводят проверки по применениюККМ; в соответствии с Федеральным Закономот 22 ноября 1995 г.

N171-ФЗ “О государственномрегулировании производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции” – проверкапроизводства и оборота алкогольнойпродукции и т.д.

Объемправомочий налоговых органов исуществующих ограничений на проведениетех или иных процессуальных действий(доступ на территорию или в помещение,осмотр, истребование документов, выемка(изъятие) документов и предметов,инвентаризация, экспертиза и др.) напрямуюзависит от вида проводимой проверки.Виды проверок представлены на рисунке1.

Рисунок1

Рассмотрим,какие же проверки могут проводитьналоговые органы. Проверки, проводимыеналоговыми органами, можно классифицироватьпо различным основаниям.

Взависимости от объема проверяемойдокументации и места проведения налоговойпроверки они делятся на камеральные ивыездные.

Налоговыйконтроль представляетсобой систему действий налоговых и иныхгосударственных органов по надзору завыполнением фискально обязанными лицами(в первую очередь налогоплательщиками,платель­щиками сборов, налоговымиагентами, кредитными организациями)норм налогового законодательства,являющуюся одним из этапов нало­гообложения.В широком смысле налоговый контрольнаправлен на обес­печение правильногоисчисления, своевременного и полноговнесения налогов и сборов в бюджет(государственные внебюджетные фонды).Всоответствии с законодательствомналоговый контроль в РФ осуще­ствляютследующиеорганы: налоговыеорганы; таможенные органы;

органыгосударственных внебюджетных фондов.В соответствии со ст.

82 НК РФ должностныелица таможенных органов и органовгосударственных внебюджетных фондовнаделены контрольны­ми полномочиямив сфере налогообложения в пределахсвоей компе­тенции:таможенныеорганы -за полнотой и своевременностью уплатыналогов, взимаемых при перемещениитоваров через таможенную границу РФ;•органыгосударственныхвнебюджетныхфондов -за полнотой и своевре­менностью уплатыналогов и сборов, поступающих всоответствующие государственныевнебюджетные фонды.

Видыналоговых проверок и их характеристика

Налоговаяпроверка – это контроль налоговогооргана по своевременному начислениюденежных средств и полной уплаты налогов.Это процесс контроля происходит всоответствии налоговых деклараций,данные которых поступили в налоговыеорганы. Проведение налоговых проверокпроисходит а соответствии с законом НКРФ.

Рассмотримвиды налоговых проверок и их характеристикупо подробнее:

Камеральнаяпроверка:налогоплательщик предоставляет всенеобходимые документы налоговыхдеклараций,которые являются основанием дляначисления денежных средств и уплатыналогов. Так же он предоставляет документыо своей деятельности, осуществляемаяна территории налогового органа.

Камеральная проверка проводится лицами,имеющими полномочия, без специальногосогласия руководителя налоговогооргана. Такая проверка осуществляетсясроком в три месяца со дня подачиналоговой декларации, если законодательствомне установлены другие сроки.

задача камеральной проверки выявить ине допустить налоговые правонарушения,взыскать денежные средства не уплаченныхналогов и пени, при необходимостивозбудить налоговые санкции и выявитьналогоплательщиков для выездныхналоговых проверок.

Выезднаяналоговая проверка проверяетучетные и другие бухгалтерские отчетности,хозяйственные договора, выполнениеобязательств согласно договору,внутренних приказов, протоколов и другихдокументов; облагает налогом помещенияпредназначенные для торговли, складови производства; проводит инвентаризациюимущества налогоплательщика.

Выезднуюналоговую проверку осуществляют индивидуальныепредприниматели иналоговый орган и, при необходимости,привлекает к проверке специалистов ипереводчиков. Сроки выездной проверкидлятся в три календарных года работыналогоплательщика. В течении одногогода выездная налоговая проверка имеетправо на проверку только один раз итолько по одному налогу.

Срок проведенияпроверки длится два месяца.

Встречнаяпроверка применимапо документам в нескольких экземплярах:накладные, счета – фактуры и тд. То естьэти документы имеются в разныхподразделениях организации и имеютодинаковое содержание. Нарушениемсчитается не совпадение количестватовара, единица измерения, цена и тд.Если экземпляра нет это говорит осокрытии доходов.

Комплекснаяпроверка проверяетфинансовую и хозяйственную сторонуорганизации за период времени. Обычнотакая проверка является разовой срокомв три года и лишь в том случае еслипредполагаются нарушения исчисленияи перечисления налогов.

Тематическаяпроверка проверяетначисления денежных средств и уплатуналогов на прибыль, НДС, налогана имущество ипрочее. Такая проверка проводится принеобходимости и выявления нарушениятекущего налогового инспектирования.Оформляется тематическая проверкаотдельным актом.

Целеваяпроверка направленына проверку взаиморасчетов продукциипоставщиков и покупателей, по операциямэкспорта и импорта, по правильномиспользовании льгот и свободногокапитала. Может оформляться отдельнымприложением.

Контрольнаяпроверка -это повторная проверка в случаенекачественного проведения первой.Может проводиться только вышестоящимналоговым органом. Если в результатепроверки обнаружатся нарушения,налогоплательщику будут выписанысанкции, а нижестоящий налоговый орган,допустивший ошибку, привличется куголовной ответственности.

Повторнаяпроверка схожа с правилами контрольнойпроверки.

Существуют2 вида повторной проверки:

  • сплошная – осуществляется в маленьких организациях по восстановлению на учет
  • выборочная – проверяется документация на выбор.

Понятиеи виды налоговых проверок

Налоговыеорганы проводят следующиевиды налоговых проверок налогоплательщиков,плательщиков сборов и налоговых агентов:

  1. камеральные налоговые проверки;

  2. выездные налоговые проверки.

Цельюкамеральной и выездной налоговыхпроверок является контроль за соблюдениемналогоплательщиком, плательщиком сборовили налоговым агентом законодательствао налогах и сборах (ст. 87 Налоговогокодекса РФ).

Камеральнаяналоговая проверка проводитсяпо местонахождению налогового органана основе налоговых деклараций идокументов, представленныхналогоплательщиком, а также другихдокументов о деятельности налогоплательщика,имеющ ихся у налогового органа (п. 1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Камеральнаяналоговая проверка проводитсяуполномоченными должностными лицаминалогового органа в соответствии с ихслужебными обязанностями без какого-либоспециального решения руководителяналогового органа в течение 3 месяцевсо дня представления налогоплательщикомналоговой декларации и документов,которые в соответствии с Налоговымкодексом РФ должны прилагаться кналоговой декларации, если законодательствомо налогах и сборах не предусмотреныиные сроки (п. 2 ст. 88 Налогового кодексаРФ).

Есликамеральной налоговой проверкой выявленыошибки в налоговой декларации ипротиворечия между сведениями,содержащимися в представленныхдокументах, либо выявлены несоответствиясведений, представленных налогоплательщиком,сведениям, содержащимся в документах,имеющихся у налогового органа, иполученным в ходе налогового контроля,об этом сообщается налогоплательщикус требованием представить в течение 5дней необходимые пояснения или внестисоответствующие исправления вустановленный срок

Выезднаяналоговая проверка проводитсяна территории (в помещении) налогоплательщикана основании решения руководителя(заместителя руководителя) налоговогооргана.

В случае, если у налогоплательщикаотсутствует возможность предоставитьпомещение для проведения выезднойналоговой проверки, выездная налоговаяпроверка может проводиться поместонахождению налогового органа (п.1 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Решениео проведении выездной налоговой проверкивыносит налоговый орган по местонахождениюорганизации или по месту жительствафизического лица, если иное не предусмотреноп. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Решениео проведении выездной налоговой проверкиорганизации, отнесенной в порядке,предусмотренном ст.

83 Налогового кодексаРФ, к категории крупнейших налогоплательщиков,выносит налоговый орган, осуществившийпостановку этой организации на учет вкачестве крупнейшего налогоплательщика(п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Решениео проведении выездной налоговой проверкидолжно содержать следующие сведения:

  1. полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

  2. предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

  3. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (ст. 89 Налогового кодекса РФ). (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6196120/

Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Комментарий к Ст. 106 НК РФ

Налоговый кодекс, в п. 1 ст. 10 определив, что привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ, в комментируемой ст. 106 НК РФ дал легальное определение налогового правонарушения.

Обязательными признаками налогового правонарушения являются:

а) виновность — один из важнейших и необходимых признаков налогового правонарушения. Понятие «виновность» включает в себя вину (отношение лица к совершаемому им деянию (субъективная сторона правонарушения)) и негативную оценку этой вины как достаточного основания для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности. Как отмечено в п.

18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации», вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Формы вины при совершении налогового правонарушения и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, установлены ст. ст. 110, 111 НК РФ. В силу гл. 15, 16 и 18 НК РФ лицами, подлежащими ответственности, являются физические лица и организации.

Должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности (в соответствии со ст. ст. 15.3 — 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что не исключает привлечения организаций к налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (п.

2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

б) противоправность. Противоправность является обязательной составляющей налогового правонарушения. Противоправным поведением нарушаются нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность проявляется в том, что оно посягает на установленный законодательством о налогах порядок:

— исчисления, уплаты налогов (ст. ст. 52 — 58 НК РФ);

— исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 45 НК РФ);

— постановки на налоговый учет и отчетности (ст. ст. 80 — 84 НК РФ);

— представления информации в налоговые органы (ст. 23 НК РФ);

— удержания и перечисления сумм налогов (ст. 24 НК РФ) и другие налоговые отношения.

Понятие законодательства о налогах и сборах раскрыто в ст. 1 НК РФ. В связи с этим противоправным поведением могут нарушаться не только положения НК РФ, но и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и сборах;

в) деяние. Понятие «деяние» охватывает как действие, так и бездействие. Внешне выраженное виновное противоправное действие или бездействие влекут за собой определенные юридические последствия в виде реакции государства и привлечения к ответственности.

Действие — это активное поведение, например грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ).

Бездействие — пассивное. К бездействию также следует относить ситуации, когда в установленные сроки не осуществляются либо ненадлежащим образом исполняются предписания НК РФ или уклоняются от их исполнения.

Например, неуплата сумм налога, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. ст. 122, 126 НК РФ);

г) налогоплательщик, налоговый агент, иное лицо. Налоговый кодекс РФ в ст. 19 различает налогоплательщиков: организаций и физических лиц, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Согласно п. 1 ст.

24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Указание на «иное лицо» свидетельствует о том, что налоговое правонарушение может быть совершено лицом, не являющимся ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом, например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля.

Налогоплательщик, налоговый агент, иное лицо могут быть организациями или физическими лицами. Следовательно, организации и физические лица являются субъектами налогового правонарушения;

д) «за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность». Наличие ответственности, закрепленной в Налоговом кодексе РФ (гл. 16, 18), является обязательной и определяющей составляющей налогового правонарушения, т.к.

могут быть налицо все признаки правонарушения: и виновность, и противоправность, и субъект правонарушения, — а Налоговым кодексом РФ ответственность за совершенное деяние не установлена. Соответственно, совершенное деяние не будет признаваться налоговым правонарушением.

Также следует учитывать, что одно и то же деяние в отношении одного и того же лица не может быть одновременно преступлением и административным проступком. Законодатель установил приоритет уголовной ответственности, т.е.

налоговая или административная ответственность физического лица наступает лишь в том случае, если допущенное им нарушение не влечет уголовной ответственности.

Источник: http://stNKRF.ru/106

Налоговое правонарушение

Понятие и виды налоговых правонарушений согласно НК РФ

Налоговое правонарушение – особый вид противоправных мер лица (действия/бездействия) в отношении законодательства о налоговых сборах. Согласно НК Российской Федерации, лицо несет ответственность за неправомерное деяние в виде санкций, административных или уголовных наказаний. Высшая мера ответственности – уголовная, прописана в 4-х статьях УК РФ.

Специфика понятия и степени виновности

К ответственности за этот вид правонарушений привлекаются как юридические (организации, компании), так и физлица. Наказание физических лиц следует после достижения 16-ти лет. Регламентирует меры наказания гл.16 НК России.

Выделяют несколько категорий лиц, наиболее часто осуществляющих правонарушения в отношении налоговых сборов:

  • Налогоплательщики;
  • Налоговые агенты;
  • Лица по налоговому контролю.

В НК РФ принято различать степень виновности за противоправное деяние, влекущее налоговое правонарушение. Так, лица могут переступать закон умышленно или по собственной неосторожности.

Умышленное правонарушение совершается лицом, которое четко осознавало противоправность действия/бездействия; которое допустило или содействовало осуществлению противоправного деяния. Правонарушение по неосторожности – другая степень ответственности.

В подобном случае лицо не осознает последствий, к которым приводит его действие/бездействие в отношении законодательства о налоговых сборах.

В целом, следует различать понятия «правонарушение» и «преступление». Налоговое преступление карается УК Российской Федерации, а правонарушение (в административном порядке) – НК РФ.

Виды налоговых правонарушений и взыскания

Как правило, доказанное правонарушение сопровождается штрафными и административными взысканиями, применяемыми в отношении лица. Это могут быть штрафы, изъятие процентов от общего дохода, увольнения без последующего права занимать должность в органах налогообложения и т.д.

К наиболее распространенным правонарушениям относят:

  • Несоблюдение сроков постановки на учет в органы по налоговому контролю – 5 тыс. рублей штрафа.
  • Несоблюдение сроков постановки на учет на 90 дней и более – 10 тыс. рублей штрафа.
  • Ведение ИП без регистрации в службах налогообложения – взыскание процентов с доходов.
  • Несвоевременная подача заявления об открытии ИП – 5 тыс. рублей штрафа (ссылаясь на НК России ч.1).
  • Несвоевременный отчет о декларациях по налогам – взыскание процента от общего налога, подлежащего выплате.
  • Намеренное занижение базы, облагаемой налогами – взыскание 10% от общей суммы невыплаченного взноса (в соответствии с пп.8-9).
  • Неуплата взносов в виду занижения налоговой базы – от 20 до 40% неуплаченной суммы.
  • Препятствование лицу, осуществляющему налоговую экспертизу – штраф 5 тыс. рублей.
  • Несоблюдение порядка использования и владения арестованным имуществом.

В независимости от вида правонарушения необходимо доказать факт его совершения. Поэтому юридически любое противоправное деяние должно состоять из 4-х элементов:

  • Объекта – защищенные ценности, которым вредит лицо в результате противозаконных деяний.
  • Субъекта – лица, совершившие противоправное деяние.
  • Объективной стороны – собственно правонарушение, за которое лицо несет ответственность, установленную НК РФ.
  • Субъективной стороны – доказательство фактического умысла, вины или неосторожности.

Как правило, ключевая мера ответственности за неправомерное деяние в области уплаты налогов – санкции. Законодательно санкции применяются в виде штрафов, размер которых определяет гл. 16 НК России.

В законодательстве существуют главы о превентивных взысканиях, например, п.1 ст. 114 Налогового кодекса РФ.

Основная задача превентивных мер – предотвращение повторного нарушения в сфере налогов и других сборов.

Уголовная ответственность – высшая мера наказания

Лица, совершившие неправомерные действия в отношении налогов и сборов могут попасть под главу 22 УК РФ – «Преступления в сфере экономики». Кроме того, уголовные преступления по налоговым выплатам регулируются статьями: 198, 199 (и поправками к ним).

Состав уголовного преступления образуют три категории правонарушений:

  • Неисполнение обязанностей лицом, работающим в налоговых службах.
  • Уклонение от уплаты налоговых сборов.
  • Занижение налоговой базы (сокрытие имущества и доходов, которые служат основанием для налоговых выплат).

Уголовная ответственность предполагает выплату штрафов. Однако если физическое или юридическое лицо не в состоянии оплатить финансовую санкцию, ее лишают свободы. При этом сроки лишения свободы зависит от конкретной статьи, по которой открыто судопроизводство.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12642-nalogovoe-pravonarushenie

Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена НК РФ | Право, теория и понятие права

 
1. Общие положения об ответственности за совершение налого­вых правонарушений регламентируются нормами в гл. 15 части первой НК РФ.

Легальное определениеналоговогоправонарушения содержится в ст.

106 НК РФ, согласно которой это виновно противоправное (то есть совершенное в нарушение законодательства РФ о нало­гах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплатель­щика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность.

2.Элементаминалоговогоправонарушенияявляются:
Объект налогового правонарушения (публичный правопорядок в сфере налогообложения – урегулированные и защищенные дей­ствующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием).
Объективная сторона налогового правонарушения (противо­правное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного право­порядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними). Такое действие либо бездейст­вие именуется также событием налогового правонарушения.
Субъективная сторона налогового правонарушения (юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности).

%/ Субъект налогового правонарушения (деликто способное лицо, совершившее правонарушение, – налогоплательщик, налого­вый агент, лица, содействующие осуществлению налогового
контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т. д.).

В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, и становится субъектом ответственности. 3* Круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответствен­ности за нарушение налогового законодательства РФ, очерчен ст. 107 Н К РФ.

Это: физические лица (вменяемый и достигший 16-летнего возраста);

организации.

4.

Важнейшиепринципыустановленияиприменениякучастникамналоговыхправоотношенийответственности за совершение на­логовых правонарушений: принцип законности; принцип однократности наказания; принцип персональной ответственности руководителя органи­зации за нарушение налогового законодательства РФ; принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога;

презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

5. Всоответствиисост.

109 НКРФлицонеможетбытьпривле­ченокответственности за совершение налогового правонару­шения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствует событие налогового правонарушения; отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; совершено деяние, содержащее признаки налогового правона­рушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совер­шения деяния 16-летнего возраста;

истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

6.

Меройответственностизасовершениеналоговогоправонаруше­нияявляютсяналоговыесанкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное право­нарушение статьями глав 16 и 18 части первой НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не мень­ше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения.
7. Обстоятельства, смягчающиеответственностьзасовершениена­логовогоправонарушения: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика – физического лица); совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину­ждения либо в силу материальной, служебной или иной зави­симости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качест­ве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, на­пример, руководитель организации);

иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом

могут быть признаны смягчающими ответственность. Признавать обстоятельства смягчающими вправе как налого­вый орган при применении налоговой санкции, так и суд при рассмотрении иска о ее взыскании. Но учет смягчающих об­стоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности.
8.

Срокисковойдавности взыскания налоговой санкции по тре­
бованиям налоговых органов составляет 3 месяца.

По общему правилу, этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен).

Источник: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/227

Налоговые правонарушения и штрафы

Налоговые правонарушения и штрафы

Пожалуй, каждый бухгалтер или предприниматель рано или поздно сталкивается с уплатой штрафов за налоговые правонарушения. Конечно, уплата штрафа – процедура не из приятных.

Для того чтобы минимизировать количество штрафных санкций в отношении вас со стороны налогового органа, нужно знать, за что вы можете быть наказаны. В статье разберемся с понятием налогового правонарушения, приведем распространенные нарушения налогового законодательства и соответствующие налоговые штрафы за эти правонарушения.

Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением является совершенное виновным противоправное (нарушающее законодательство о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, за совершение которого НК РФ предусматривает ответственность.

К ответственности за совершение подобных правонарушений могут привлекаться как физические, так и юридические лица. Физические лица привлекаются к ответственности с 16 лет.

В соответствии со ст. 114 НК, налоговая санкция — есть мера ответственности за совершенные правонарушения. Такие санкции представляют собой денежные взыскания (штрафы).

Противоправность совершенного деяния и наличие за него санкции — главные признаки налогового правонарушения, образующие его состав. Налоговым – признается правонарушение (деяние) в случае одновременного наличия 4 элементов:

  • объекта,
  • субъекта,
  • объективной стороны,
  • субъективной стороны.

Объектом являются урегулированные и охраняемые законом ценности и блага, которым может  быть нанесен вред противоправными действиями.

Субъект – лицо, которое совершило правонарушение: плательщик налогов, сборов, налоговый агент.

Объективная сторона — противоправное поведение субъекта, за которое НК предусмотрена ответственность.

Субъективная сторона —  вина (умышленная или по неосторожности).

К лицам, способствующим проведению налогового контроля, относятся: переводчик, эксперт, специалист.

Налоговые санкции устанавливают и применяют в виде денежного взыскания (штрафа), размеры которых предусмотрены гл.16 НК.

Санкция предназначена для того, чтобы предотвратить повторное совершение со стороны плательщика налогов.

После того, как было вынесено решение относительно привлечения к ответственности за совершенное налоговое правонарушение в случае, когда является недопустимым внесудебный порядок по взысканию налоговой санкции, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с лица, которое привлекается к ответственности — санкции.

Взыскание санкций с налогоплательщика производится только в судебном порядке.

Так как налоговые правонарушения, которые совершаются умышленно, представляют огромную опасность для общества, за них установлен увеличенный размер взысканий.

К примеру, неоплата или неполная оплата налога в связи с заниженной налоговой базой или неправильным исчислением суммы налога, которая была выявлена в ходе выездной проверки, влекут наложение штрафа — 20% от неоплаченной суммы налога.

За такие же действия, которые были совершены умышленно, размер штрафа составит — 40% от неоплаченной суммы.

Если при выездной или камеральной проверке, налоговым органом будет выявлено правонарушение, будет принято решение относительно привлечения к ответственности налогоплательщика. При установлении умысла и неосторожности в налоговом правонарушении, ответственность за его совершение будет более жесткой.

Виды правонарушений и штрафы

Наиболее распространенными видами правонарушений являются следующие:

  • нарушение срока по постановке на учет в налоговом органе — влечет наложение штрафа 10 000 рублей;
  • ведение учреждением или ИП деятельности без осуществления постановки на учет в соответствующем органе наказывается штрафом — 10% от суммы дохода, полученного на протяжении определенного времени от такой деятельности, но не меньше 40 тыс. рублей;
  • несоблюдение срока по предоставлению в налоговый орган сведений относительно открытия, закрытия ему счета в банке наказывается штрафом в размере 5000 рублей;
  • непредставление в установленный законом срок налоговой декларации в налоговый орган по месту регистрации. Штраф за непредоставление налоговой декларации составляет 5% от размера налога, который подлежит оплате или доплате, в соответствии с этой декларацией, за каждый месяц (полный или неполный) с даты, установленной для ее предоставления, но не больше 30% этой суммы и не меньше 100 рублей;
  • грубое несоблюдение правил по учету доходов или расходов и объектов налогообложения с учетом отягчающих обстоятельств наказываются штрафом от 10 до 30 тысяч рублей;
  • неоплата либо неполная оплата суммы налога, сбора, в связи с занижением налоговой базы, иным неправильным исчислением налога или другим противоправным действием, если данное деяние не обладает признаками налогового правонарушения наказывается штрафом в размере 20% от неоплаченной суммы налога, сбора. При умышленном совершении данное деяние наказывается штрафом — 40% от неоплаченной суммы налога, сбора;
  • нарушение определенного законом порядка по владению, распоряжению, пользованию арестованным имуществом либо по отношению к которому налоговый орган применил меры обеспечительного характера в виде залога, наказывается штрафом — 30 000 рублей.

Источник: http://buhland.ru/nalogovye-pravonarusheniya-i-shtrafy/

Добавить комментарий