Порядок внесудебных споров с участием налоговых органов

Тенденции в судебных налоговых спорах

18.07.2016 Олег Овчар, начальник Правового управления ФНС России

Олег Валентинович, поясните, пожалуйста, как объединение судов сказалось на тенденции налоговых споров? Повлияло ли это на результаты разрешения споров в судах? Какова статистика выигранных и проигранных споров сейчас?

С 6 августа 2014 года действует единый Верховный Суд Российской Федерации, ставший после объединения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам.

Объединение судов способствовало формированию единой правоприменительной практики, что в целом содействует снижению числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации.

Уже многие годы формирование единой правоприменительной практики — одна из приоритетных задач, стоящих перед судами и налоговыми органами.

В этой связи ФНС России активно осуществляет правовое сопровождение и участие по наиболее интересным и сложным судебным делам, рассмотрение которых имеет значение для судебной арбитражной практики.

В настоящее время продолжает наблюдаться положительная динамика снижения количества налоговых судебных споров в I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

За I квартал 2016 года рассмотрено 3 тысячи дел по налоговым спорам, сумма требований по которым составила 59,3 миллиарда рублей, за I квартал 2015 года — 12 тысяч дел при сопоставимом уровне доначислений. Таким образом, количество споров с бизнесом уменьшилось в четыре раза.

Сумма рассмотренных требований составила 60,9 миллиарда рублей, за I квартал 2015 года — 62,3 миллиарда рублей.

Всего за I квартал 2016 года удовлетворено в пользу налоговых органов 79 процентов рассмотренных в судах сумм, за I квартал 2015 года — 80 процентов, в том числе по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за I квартал 2016 года — 78,6 процента, за I квартал 2015 года — 79,7 процента.

Взыскание налогов с физических лиц также имеет динамику, заключающуюся в уменьшении количества инициированных налоговыми органами дел. Так, количество вынесенных по заявлениям налоговых органов судом решений сократилось с 12 тысяч в I квартале 2015 года до 10 тысяч в I квартале 2016 года.

Как используются в судебных спорах электронные документы? Какие электронные документы могут быть признаны в качестве доказательств, а какие — нет?

Действующее российское законодательство регламентирует два вида электронных документов:

  • простые электронные документы, к которым на практике относят электронные копии бумажных документов, электронную переписку и прочее;
  • электронные документы, заверенные электронной подписью, к которым могут быть отнесены документы, передаваемые по системе Банк-клиент, отчетность, отправляемая в налоговую инспекцию, документы, подаваемые для участия в электронных торгах, и т. п.

Арбитражный процессуальный кодекс признает оба вида электронных документов в качестве доказательств (ч. 1, 3 ст. 75 АПК РФ). Но на практике далеко не все электронные документы можно использовать в качестве доказательств надлежащего исполнения обязательств.

В соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ) электронная подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении определенных правовых условий использования электронных документов, заверенных электронной подписью в процессах обмена электронными документами.

На сегодняшний день использование электронных документов, заверенных электронной подписью, — самый надежный способ идентификации электронного письма. Если в суд будет представлено сообщение из электронной переписки, для подписания которого контрагентом была использована электронная цифровая подпись, не возникнет необходимость в доказательстве факта отправления сообщения и его подлинности.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» (Федеральный закон от 23.06.

2016 № 220-ФЗ) внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, а также в некоторые федеральные законы в части установления особенностей применения электронных документов.

Изменениями, внесенными в Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, лицам, участвующим в деле, предоставлено право направлять исковые заявления, заявления, жалобы, представления и иные документы в суд в виде электронных документов, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в интернете.

Также изменениями, внесенными в Кодекс административного судопроизводства, установлено, что административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в интернете.

При этом определено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием интернета, а также документы, заверенные электронной подписью, могут быть допущены в качестве письменных доказательств.

Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.

Указанные положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» вступят в силу с 1 января 2017 года.

Позволила ли новая система контроля за НДС, которая предполагает представление расширенной налоговой декларации, снизить количество налоговых споров в связи с недобросовестными контрагентами? Какую помощь данная система может оказать инспекторам в рамках разрешения споров?

В 2015 году ФНС России запустила новую систему контроля АСК НДС-2.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-380341-tendentsii_v_

Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров

Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров 

В последние годы в Российской Федерации происходит последовательное реформирование налогового администрирования, включая налоговый контроль. Налоговые правоотношения претерпевают существенные изменения.

Существенные изменения затронули регулирование трансфертного ценообразования, расширение содержания и критериев взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, введение института консолидированной группы налогоплательщиков, установление особого порядка осуществления мероприятий налогового контроля в отношении данной категории [1, с. 152].

Параллельно с данными нововведениями Федеральной налоговой службой Российской Федерации были широко внедрены электронные сервисы, организован межведомственный электронный документооборот.

Существенное преобразование и совершенствование претерпел и механизм досудебного урегулирования споров.

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов.

Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового Кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2 %, то в 2008 г.

она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза.

Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых — институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7–9/78@ утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы. Этот документ определил цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013–2018 годы.

Разработанный документ представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013–2018 годы, передает пресс-служба ведомства.

Стратегической целью Концепции является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

Достижение стратегической цели означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, обеспечивающего:

‒ контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

‒ достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров;

‒ создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

‒ сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров (предотвращение налоговых споров);

‒ развитие примирительных процедур;

‒ максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;

‒ совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

‒ мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

‒ широкое использование современных информационных технологий [2].

В настоящее время в российском налоговом праве сформировалась двухуровневая система досудебного урегулирования налоговых споров.

Первый этап — предоставление возражений на акт налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Аналогичное право предусмотрено и пунктом 5 статьи 101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации при осуществлении иных мероприятий налогового контроля.

Данный этап не является обязательным. Предоставление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Возражения, предоставленные налогоплательщиком, совместно с актом и иными материалами налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем) руководителя налогового органа в порядке, установленном Налоговым Кодексом российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй этап досудебного урегулирования является обязательным для налогоплательщика, поскольку его несоблюдение означает невозможность обращения в суд с исковым заявлением об отменен решения.

С 01 января 2014г. в связи с внесением изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным для всех Актов налогового органа ненормативного характера.

То есть в досудебном порядке обжалуются не только решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, но и любые другие акты ненормативного характера (требования, уведомления, постановления).

Акты налогового органа ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования их в вышестоящий налоговый орган.

Форма и содержание жалобы регламентированы Налоговым Кодексом Российской Федерации.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: апелляционное и стандартное.

Апелляционный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся в порядке статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа оспариваемое решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (пункт 9 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, ненормативный акт которой обжалуется. Инспекция в течение трех дней направляет жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Федеральным законом «О внесении изменений в часть первуюНалогового Кодекса Российской Федерации» (Федеральный законот 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее —Закон№ 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии.

Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика. Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того,Законом№ 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы, которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком [3].

Концепцией предусмотрено, что через пять лет в России должно завершиться преобразование ныне действующей системы в систему внесудебного порядка решения налоговых споров, включая внедрение различных примирительных процедур и исключая участие суда.

Новая система внесудебного разрешения споров в сфере налогов и сборов должна обеспечивать урегулирование подавляющего большинства налоговых конфликтов.

Преимуществом данной системы станет реальное расширение прав и возможностей налогоплательщиков в части защиты своих интересов, что обусловит качественное преобразование налоговых отношений в обществе [1, с. 155].

Литература:

  1. Г. С. Айтхожина. Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2013. — № 4. — С. 152–155.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34847/

Типы налоговых споров и способы их урегулирования

Налоговые споры неизбежны для каждого гражданина РФ, который не намерен мириться с любой прихотью должностных лиц и готов защищать свои права.

Практика показывает, что судебные разбирательства с соседями, деловыми партнерами, участниками дорожного движения и прочими субъектами происходят довольно часто.

Но подобные споры подразумевают, что на этот раз лицо будет судиться уже непосредственно с государством.

Налоговые споры и их разрешение — сфера правовых отношений налогоплательщиков и представителей службы налогообложения. И если должностные лица совершили ошибку или даже осознанно ущемляют права налогоплательщика, следует немедленно обращаться в суд.

Стоит отметить, что как такового термина «налоговые споры» нет в законодательстве РФ. Есть обширная судебная практика в этой сфере, но вот прямого определения рассматриваемого понятия не существует.

Да, тяжбы налогоплательщика с представителями органов налогообложения — это налоговые споры, но при этом не каждое разбирательство, в котором фигурируют органы контроля за налогообложением, относится к налоговым спорам.

Разновидности налоговых споров и методы их преодоления

Выделяют такие виды налоговых споров:

  • судебное разбирательство инициируют непосредственно налоговики (например, стремятся взыскать задолженность или назначить штраф);
  • судебное разбирательство инициируют налогоплательщики в попытках защитить свои права.

Предметом наибольшего интереса является именно второй пункт, так как многие граждане РФ даже не подозревают, что тяжбу с должностными лицами можно выиграть. Все виды налоговых споров вспыхивают на основе таких факторов:

  • непосредственно процесс налогообложения;
  • жалобы на противоправные действия или бездействие налоговиков, а также подписанных ими актов;
  • инциденты, возникшие в процессе осуществления контроля за порядком налогообложения;
  • привлечение к ответственности после совершения нарушения в сфере налогообложения.

Налоговые споры и их разрешение обычно требуют вмешательства опытного юриста, так как речь идет уже не о покупке некачественного товара, а о более серьезных вещах.

Поэтому, если есть возможность сотрудничать с юристом, следует ей воспользоваться, чтобы сэкономить время и средства, так как неосведомленный человек не сумеет с первого раза достичь желаемого, обрекая себя на дополнительные расходы.

Разрешение налоговых споров целиком и полностью базируется на Арбитражном и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации. К Арбитражному кодексу следует обращаться лишь тогда, когда иск подает налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, или же организация-налогоплательщик.

Это стоит учитывать, когда определяется подведомственность налоговых споров.
Рассматриваемые споры можно уладить двумя способами: через суд и в досудебном порядке.

Активно используются оба этих способа, но досудебное урегулирование налоговых споров не требует такого опыта в области юрисдикции, как подача иска в суд, поэтому начинать необходимо с первого.

Помимо этого, досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным с 2018 года, и только после того, как вы попробуете решить проблему во внесудебном порядке, ваше исковое заявление примут к рассмотрению.

Методы внесудебного разрешения конфликта

Досудебное урегулирование налоговых споров в России проходит по достаточно стандартной процедуре. Вы можете пожаловаться вышестоящему чиновнику, которому подчиняется отдел или служащий, с которым у вас возникли недопонимания.

Вы вправе отправить свою претензию в течение трех месяцев с того момента, как узнали о нарушении ваших прав. Причем соблюдение сроков очень важно в таких разбирательствах, поэтому следует быть пунктуальным.

Если вы намерены пожаловаться на итог одной из внеочередных проверок, то подача жалобы возможна лишь по истечении 10 суток с момента окончания проверки. Отправить жалобу можно следующими способами:

  • выслать заказным письмом;
  • отправить курьером;
  • передать при личном посещении инстанции.

Последний способ признан наиболее надежным — так вы будете уверены, что ваше письмо не отложили «до лучших времен». Если же вы отправляете жалобу по почте, обязательно закажите уведомление о получении письма. Так у вас будет документальное подтверждение того, что адресат получил ваше обращение, и послужит одним из доказательств в случае судебного разбирательства.

Если вы решили передать жалобу лично, то вам необходимо отыскать окошко приема документации или же канцелярию налогового органа. Следует помнить о территориальной принадлежности должностных лиц или органов, на которые вы хотите пожаловаться. Нужно отправлять обращение именно в это отделение, а не в первое попавшееся, в надежде, что ваше письмо перенаправят в нужные руки.

Адресат обязан рассмотреть ваше обращение в течение стандартного срока, отведенного на эти цели для государственных учреждений — 30 суток. После рассмотрения жалобы может быть вынесен один из вердиктов.

  1. Приказ признать акт недействительным и устроить очередную проверку (если налогоплательщик хотел обжаловать акт налоговой службы).
  2. Полностью удовлетворить просьбу налогоплательщика и остановить производство по его делу.
  3. Вынести новый вердикт по этому делу.
  4. Внести коррективы в уже вынесенный вердикт.
  5. Отказать налогоплательщику в его просьбе.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров обладает множеством преимуществ. Например, вам не придется следовать строгому регламенту, платить государственную пошлину и неделями ждать решения суда.

Вполне возможно, в вашем случае имела место банальная ошибка, и выражение претензий к налоговикам напрямую поможет вернуть все на свои места.

Ну а если вашу жалобу оставили без удовлетворения или попросту проигнорировали, следующим шагом должно стать обращение в суд.

Подсудность споров с налоговыми органами

Споры с налоговыми органами следует инициировать лишь тогда, когда истец определился с их подсудностью. Распределение судебных разбирательств в рассматриваемой сфере раскрывается в 138-й статье Налогового Кодекса. Прописано, что подсудность ненормативных актов налоговых органов делится на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Чтобы точно установить подсудность, необходимо обратиться к положениям Арбитражного и Гражданского процессуального кодексов РФ. Если же дело одновременно затрагивает оба этих суда, то подсудность этого случая относится к суду общей юрисдикции.

Если истец хочет обжаловать ненормативный акт, который никак не ущемляет его деятельность предпринимателя, то он должен подавать иск в суд общей юрисдикции. Но если предприниматель или организация хочет обжаловать решение налоговиков, напрямую касающееся их деятельности, то подсудность такого дела уже иная, и им прямая дорога в арбитражный суд.

Арбитражные суды рассматривают практически все экономические споры, так что если у предпринимателей и других юридических лиц возникает конфликт с акционерами, руководством и т.д., они всегда обращаются именно в арбитражный суд. Но споры с налоговыми органами тоже относятся к арбитражу, если касаются предпринимательской деятельности, а ответчиком является налоговый орган.

Не всегда дела, связанные с налоговой службой, должны рассматриваться в арбитражном суде. Например, если речь идет о решении представителей ФНС по поводу неправомерного использования контрольно-кассовых аппаратов, то такие дела рассматриваются уже в местных судах общей юрисдикции.

Есть и другие исключения. Например, если представитель налоговой службы совершил нарушение, за которое следует административная мера пресечения, то такие разбирательства тоже не относятся к рассматриваемым спорам. Даже если действия должностного лица навредили налогоплательщику, решение по такому происшествию выносится исходя из КоАП РФ.

Подача искового заявления в арбитражный суд по налоговым спорам потребует от вас максимальной выдержки, упорства и юридических познаний. Желательно получить консультацию опытного юриста, чтобы вы были во всеоружии и смогли эффективно противостоять налоговым органам.

Практика показывает, что суды выносят решение в пользу налогоплательщиков лишь в 20 % случаев, так что не стоит рассчитывать на легкую победу. Но если вы как следует подготовитесь и будете упорно двигаться к цели, у вас будут большие шансы на успех.

Вам также будет интересно

Источник: http://podachaiska.ru/spory/nalogovyie-sporyi.html

Добавить комментарий