Соут – это специальная оценка труда

Содержание

8(499)938-71-68

Что такое специальная оценка условий труда? Это… Закон 426-ФЗ

СОУТ - это специальная оценка труда

Проведение специальной оценки трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную идентификацию опасных и вредных факторов производства и трудового процесса.

По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам.

В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, – это 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность.

Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 “О специальной оценке условий труда” – это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”. Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами.

Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое – специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий – процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ – все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных факторов производственного характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ “О специальной оценке условий труда” гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ “О специальной оценке условий труда” закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса.

Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания.

Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности. Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей контрольно-оценочной деятельности. Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое – специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений. Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

Источник: http://.ru/article/327912/chto-takoe-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-eto-zakon--fz-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Соут в 2018 году. что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018. реалии, проблемы, перспективы

Соут в 2018 году. что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018. реалии, проблемы, перспективы

Государством выработана единая система требований к испытательным лабораториям, контроль за деятельностью которых осуществляет Федеральный орган – Росакредитация.

Любая Испытательная лаборатория, сегодня, помимо получения аттестата аккредитации, должна с определенной периодичностью подтверждать соответствие требованиям аккредитации.

Формирование лабораторий, проводивших аттестацию рабочих мест начиналось с начала 2000-х годов.

Требования постепенно ужесточались и, к 2011 году Минтрудом, тогда еще единственным регулятором услуги аттестация рабочих мест по условиям труда, был сформирован перечень требований к лабораториям, проводящим аттестацию рабочих мест, а до 2014 года формировался Реестр организаций, проводящих аттестацию рабочих мест.

Помимо организаций, которые основной своей деятельностью избрали качественное оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, в данный реестр попало много организаций-“однодневок”, организаций-посредников, которые не могли ни отвечать за качество оказываемых услуг ни за длительную (в течение 5 лет) поддержку Заказчика.

Непонятно по какой причине, но Федеральный закон от 28.12.

2013 №426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” разрешил организациям, проводившим аттестацию рабочих мест по условиям труда, проводить специальную оценку условий труда до момента окончания срока действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории такой организации. Который у всех лабораторий, аккредитованных в других системах должен истечь в 2018 году.

Учитывая, что критерии создания испытательной лаборатории в 2013 году были менее “жесткими”, а быть включенными в Реестр организаций, проводящих аттестацию рабочих место условиям труда было проще, в настоящее время на рынке специальной оценки условий труда продолжают оказывать услуги организации, которые не соответствуют требованиям Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, которые ни за что не отвечают.

Воспользовавшись услугами такой компании Заказчик может обречь себя на обоснованные претензии контролирующих органов, судебных инстанций и требований работников к качественному проведению СОУТ.

Многие испытательные лаборатории уже ощутили на себе жесткость требований Росаккредитации к качеству лабораторий и оказываемым услугам. Ежедневно в Реестре испытательных лабораторий Росаакредитации то тут, то там появляется информация о приостановлении деятельности испытательных лабораторий или их полном закрытии.

Не миновала эта учесть и испытательные лаборатории, проводящие специальную оценку условий труда. Так, в случае приостановления деятельности испытательной лаборатории, организация обязана известить Минтруд в пятидневный срок, а в 10-ти дневный срок информация появляется в Реестре Минтруда.

В настоящее время, в случае приостановления деятельности испытательной лаборатории, у организации крайне мало шансов продолжить оказание услуги, в том числе, по специальной оценке условий труда.

Да и приостановление на 90 суток означает невозможность выполнения договорных обязательств перед Заказчиками в течении 3-х месяцев.

Понимая это, те кто поставил на получение ежесекундной прибыли вместо качественного оказания услуг, уходят с этого рынка.

Подтверждением этому является то, что ежедневно в сети Интернет и по е-mail приходит информация о продаже оборудования или даже самих испытательных лабораторий.

Таким образом, в 2018 году работодателям следует с одной стороны – внимательно относиться к выбору потенциальных поставщиков услуг по специальной оценке условий труда, а с другой – быть готовыми к росту цен на услуги специальной оценки условий труда по причине уменьшения числа игроков этого сегмента рынка, желающих продолжать оказывать услуги, самостоятельно формирующих ценовую политику на поставляемые услуги и удорожания самой процедуры.

Еще одной стороной выступает Государственная инспекция труда в субъектах Российской Федерации, как надзорный и контролирующий орган.

С одной стороны – она осуществляет плановые и внеплановые проверки деятельности, с другой – обязана контролировать проведение специальной оценки условий труда, с т.ч. учет результатов декларирования условий труда, как финальной стадии проведения специальной оценки условий труда.

Поэтому, приходя с проверкой в организацию, представитель Государственной инспекции труда предварительно просматривает информацию о наличии декларации условий труда в Общероссийской базе данных и при ее отсутствии вправе предъявить законные требования о нарушении порядка или не проведении специальной оценки условий труда, результатом которого будет штраф в размере 60-80 тысяч рублей.

В складывающихся экономических условиях всю нагрузку на пополнение бюджета Государство перекладывает на плечи предпринимателей. Помимо увеличения количества налогов, представителям контролирующих организаций разрешено право применения штрафных санкций, зачастую в максимальном размере (что допускает действующее законодательство).

Источник: https://www.mostrudexpert.ru/infocentr/263-sout-v-2018-godu-chto-nam-zhdat-ot-specialnoy-ocenki-usloviy-truda-v-2018-realii-problemy-perspektivy

Интернет-интервью с С.Ф. Вельмяйкиным \ Консультант Плюс

В ноябре 2014 г. состоялось интервью с первым заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергеем Федоровичем Вельмяйкиным. Согласно  Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”  с 1 января 2014 года в России вводится новый порядок контроля за состоянием рабочих мест на предприятиях.

В ходе интервью он рассказал о первых результатах внедрения системы спецоценки условий труда и других актуальных нормативно-правовых изменениях в сфере охраны труда, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.

КонсультантПлюс: Вот уже почти год как в России действует процедура специальной оценки условий труда (СОУТ). Каковы основные положительные результаты реформы? На Ваш взгляд, повысился ли в целом уровень обеспечения безопасных условий труда на производстве в результате использования новых инструментов оценки?

Сергей Федорович Вельмяйкин: С принятием федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и от 28 декабря 2013 г.

N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда” в Российской Федерации введена единая процедура, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда позволяют включить механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.

Во-первых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд увязаны с условиями труда и установлены по принципу: “Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф”. В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

Во-вторых, если работодатель улучшает условия труда, снижает уровень вредности, то тем больший размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.

В-третьих, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие формирование дифференцированного подхода к предоставлению и размерам гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда – повышенного размера оплаты труда, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочей недели в зависимости от класса (подкласса) условий труда по принципу: чем выше вредность, тем выше размер гарантий (компенсаций). 

В-четвертых, если на рабочих местах не выявлены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные условия труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларирования их соответствия требованиям охраны труда. Это позволяет не проводить дорогостоящие процедуры по измерению вредных и опасных производственных факторов и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.

В-пятых, усилена ответственность за нарушение требований охраны труда путем увеличения размеров административных штрафов с установлением четких диапазонов штрафных санкций от 5 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (ранее – от 1 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

), а также выделения в отдельный состав нарушений требований охраны труда, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, таких как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к выполнению работ с вредными (опасными) условиями труда без прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра или без прохождения обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также обучения безопасным приемам выполнения работ.    

КонсультантПлюс: Не так давно Минтруд России проводил анкетирование по вопросам внедрения СОУТ. Насколько безболезненно для хозяйствующих субъектов протекает процесс перехода на новую методику оценки состояния рабочих мест? По предварительным результатам, какие аспекты проведения СОУТ чаще всего вызывают вопросы у работодателей?

Сергей Федорович: За счет предусмотренных в федеральных законах от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и от 28 декабря 2013 г.

N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда” переходных положений, предусматривающих плавный переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда и преемственность данных процедур, нам удалось свести к минимуму издержки перехода на новые правовые нормы.

Одновременно Минтрудом России совместно с объединениями и работодателей, и профсоюзов был организован мониторинг реализации Приказа Минтруда России от 24.01.

2014 N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”.

В этих целях создана рабочая группа, организован сбор предложений от всех субъектов Российской Федерации, на сайте министерства размещена анкета для сбора предложений. Всего поступило более 700 замечаний и предложений от участников мониторинга.

По результатам рассмотрения поступивших в ходе мониторинга предложений в настоящее время Минтрудом России подготовлен и размещен для проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” и ведется разработка проекта приказа Минтруда России о внесении изменений в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”.

КонсультантПлюс: С учетом складывающейся правоприменительной практики ожидаются ли в ближайшее время какие-либо изменения действующего законодательства, затрагивающие сферу действия Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”? Можете ли Вы назвать наиболее значимые законодательные инициативы, которые могут быть реализованы в 2015 году?

Сергей Федорович: Согласно Плану мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г.

N 1250-р, разработанному в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, предусмотрено ключевое событие в части подготовки к декабрю 2014 г.

распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении в 2015 – 2016 годах специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, что позволит выявить архаичные производства с “грязными” технологиями и устаревшим оборудованием, являющимся источником вредных факторов, и разработать меры по модернизации таких производств с целью защиты жизни и здоровья занятых в них работников.

Минтрудом России уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное проведение в 2015 – 2016 годах специальной оценки условий труда на рабочих местах предприятий, указанных в поручении Президента Российской Федерации производств.

Так, в целях выполнения указанного поручения Минтрудом России подготовлен и размещен в целях проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”. Кроме того, в настоящее время рабочей группой, сформированной Минтрудом России из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей, ведется разработка концепции проекта федерального закона по безопасности и гигиене труда. Результаты этой работы позволят уточнить направления дальнейшего совершенствования законодательства об охране труда.

КонсультантПлюс: Минтруд России начал прием документов на  проведение аттестации экспертов по СОУТ. Много ли подано заявок на сегодняшний день? Когда планируется начать выдачу сертификатов для заявителей, успешно прошедших аттестационное испытание?

Сергей Федорович: По состоянию на 25 ноября в Минтруд России поступило 689 заявлений на аттестацию в качестве эксперта по специальной оценке условий труда. По результатам рассмотрения документов направлено на тестирование 408 человек. В отношении 8 кандидатов принято решение об отказе в аттестации в связи с их несоответствием предъявляемым требованиям к экспертам.

Из числа направленных на аттестацию аттестованы и признаны экспертами с вручением сертификата 28 человек. Первый сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдан 16 октября 2014 г.

Отказано в аттестации в связи с неудовлетворительным прохождением аттестационного испытания 9 претендентам.

В настоящее время проходят тестирование 315 человек, рассматриваются результаты завершенного тестирования 56 претендентов.

КонсультантПлюс: Наталья Григорьевна из Тюменской области спрашивает: Прошу рассказать, когда будет принят порядок проведения государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда”.

Сергей Федорович: Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н “Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда” зарегистрирован в Минюсте России 31 октября, опубликован в “Российской газете” 14 ноября 2014 г. и вступил в силу с 25 ноября 2014 г.

Когда появится планка заработной платы специалиста по охране труда? –Антон Александрович (Пермь)

Сергей Федорович: Вопрос установления размера оплаты труда специалиста по охране труда регулируется процессами на рынке труда, а, следовательно, не подлежит государственному регулированию.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда для рабочего места генерального директора ООО, если в настоящее время он является единственным сотрудником в компании? –Александр (Краснодарский край)

Сергей Федорович: Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Если рабочее место генерального директора не относится к вышеперечисленным в отношении условий труда, на нем должна быть проведена специальная оценка условий труда.

Что необходимо делать, если часть сотрудников, лишившихся льгот и компенсаций по результатам оценки, отказываются подписывать карты СОУТ?Елена(Пермский край)

Сергей Федорович: Согласно статье 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

“О специальной оценке условий труда” работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а согласно статье 5 данного федерального закона работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В случае отказа работника от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места комиссия по проведению специальной оценки условий труда составляет акт с фиксацией данного факта и прикладывает его к материалам отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанное позволяет освободить работодателя от предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда.

В следующем году наша компания планирует обновить свой автопарк. Поскольку транспортное средство у водителей, а значит и рабочее место, изменится, значит ли это, что нам нужно будет снова проводить СОУТ? –  Ольга (Московская область)

Сергей Федорович: Если обновление автопарка путем замены имеющихся автомобилей на автомобили другой марки или модификации имеющейся марки является вводом в эксплуатацию новых рабочих мест в отношении водителей автомобилей, то в соответствии с требованиями статьи 17Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” необходимо провести в течение 6 месяцев со дня обновления автопарка внеплановую специальную оценку условий труда.

Наш офис находится в подвальном помещении, где сотрудники проводят полный рабочий день. Какие льготы мы можем потребовать у работодателя? Если для этого нужно провести спецоценку, то куда нам следует обратиться?Татьяна Васильевна(Ярославская область)

Сергей Федорович: Согласно статьям 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда.

В этой связи работодателю необходимо провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, заключив гражданско-правовой договор с организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда.

Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России в Реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

КонсультантПлюс:  Благодарим Вас за уделенное нам время.

Интервью подготовлено корреспондентом компании “КонсультантПлюс” А. Епифановой

Источник: http://www.Consultant.ru/law/interview/velmyakin3/

Соут – специальная оценка условий труда – что это такое?

В данной статье мы простым языком постарались ответить на вопрос: «СОУТ специальная оценка условий труда – что это такое?» Мероприятие проведение СОУТ или специальная оценка условий труда преследует цель найти и измерить возможный уровень опасности трудового места. По завершении процедуры должности присваивается определённый класс и подкласс вредности, отталкиваясь от этой классификации работник вправе получать возмещения и послабления.

На самочувствие сотрудников могут влиять такие факторы:

  • Шум;
  • Вибрация;
  • Степень освещённости;
  • Радиоактивный фон;
  • Химический состав воздуха;
  • Электромагнитное излучение;
  • Уровень сложности трудового процесса.

СОУТ – специальная оценка условий труда – что это такое?

Спецоценка проводится независимой организацией, не связанной с нанимателем, в уставных актах компании оценка прописана в качестве главного направления практики.

На сайте Министерства труда России есть перечень всех аккредитованных фирм. В комиссии принимает участие не меньше пяти сертифицированных специалистов, включая врачей по общей гигиене, гигиене труда, санитарно гигиеническим исследованиям.

У фирмы-оценщика есть аккредитованный центр испытаний или лаборатория.

После процедуры, каждый сотрудник должен ознакомиться с протоколом оценки и поставить подпись. Если условия деятельности признаны опасными или вредными, работник может рассчитывать на следующие возможности:

  1. Средства защиты личного и совместного использования;
  2. Обеспечения и возмещения, предусмотренные ТК;
  3. Профилактические и регулярные медосмотры;
  4. Добавочная ставка платежей в ПФ;
  5. Прибавка к страховой ставке платежей за риск травм.

До 1 января 2014 оценке условий труда подлежали такие категории работников:

Контактирующие со специальным оборудованием, механизмами или транспортом;

Работники, чья сфера деятельности сопряжена с опасностью и/или вредом здоровью;

Контактирующие с ручным инструментом: электрическим, механическим или другим;

Производящие транспортировку и/или хранение сырья, материалов.

После января 2014 года обязательной аттестации подлежат все категории сотрудников, включая офисных работников, которые могут пострадать, например, от недостаточного уровня освещенности. Теперь подлежат аттестации работодатели, ранее от неё освобождённые.

Категории трудовых мест, которые не оцениваются: работа на дому, удалённая трудовая деятельность, а также работа на физическое лицо, не являющееся ИП.

Проверку и определение критических факторов в рабочей зоне нужно осуществлять не реже 1 раза за 5 лет. Процедура проводится по утверждённой Минтрудом методике от января 2014 года.

При осуществлении СОУТ учитываются не только принятые нормативы для определённого трудового места, но и фактические показатели.

В каких ситуациях проведение спецоценки может состояться чаще 1 раза за 5 лет:

  • Введение новых трудовых мест;
  • Обнаружение нарушений;
  • Смена оборудования;
  • Смена защитных средств;
  • Видоизменения технологического процесса;
  • Смена составляющих сырья;
  • ЧП на трудовом месте;
  • Обнаружение профессионального заболевания;
  • Инициатива представительного органа работников.

Продолжая отвечать на главный вопрос статьи «СОУТ специальная оценка условий труда – что это такое?» необходимо рассказать про некоторую специфику проведения спецоценки.

Для профессий, которые не попадают в общепринятые рамки и стандарты, предусмотрены особые нюансы спецоценки. К таким категориям относятся работники творческих профессий, водолазы, исполнители кессонных работ, некоторые категории медицинских работников.

Сотрудники творческой сферы подвергаются таким опасностям и неудобствам: нестабильное освещение, давление на ЦНС и психику, чрезмерно громкий шум, неудобные костюмы и грим, взаимодействие с реквизитом и аппаратурой. Вычисление вреда и/или опасности проводится специалистами непосредственно во время выступлений, репетиций, записей или трансляций.

На деятельность водолазов и исполнителей кессонных работ влияет целый комплекс дополнительных обстоятельств. Долгое пребывание в глубоких водах вызывает проблемы с дыханием, кислородное голодание, болезни слуха, перенапряжение мышц, общее переохлаждение, заболевания нервной системы, психологические проблемы.

На особых условиях оценивается ряд рабочих мест медицинских работников: выездная «скорая» помощь, операционные, реанимации, палаты интенсивной терапии.

Оценочный измерительный прибор может оказать влияние на работу некоторых видов медицинского оборудования. В ряде медицинских помещений необходимо поддерживать стерильность.

Нет возможности проводить оценку при пациентах – то есть объективно оценить трудовое место.

Выгода от СОУТ – что это такое?

Чем более вредные и/или опасные условия деятельности на предприятии, тем более высокий дополнительный тариф должен уплачивать наниматель в ПФР/ФСС.

Если условия деятельности безопасные и безвредные, то дополнительный тариф не взимается. Расходы на спецоценку можно возмещать из ФСС РФ.

В случае опасных или вредных условий, зарплатную надбавку, стоимость добавочного отпуска и возмещение за переработку можно списывать на себестоимость.

В вышеизложенной статье мы доступным языком постарались ответить на вопрос: «СОУТ специальная оценка условий труда – что это такое?».

Помните, что избегание проведения спецоценки засчитывается в качестве административного правонарушения и накладывает ответственность.

Для должностных лиц предусмотрены штраф или дисквалификация, для юридических лиц и ИП – штраф или приостановление деятельности.

Источник: http://SOUT-Kazan.ru/sout-specialnaya-ocenka-usloviy-truda-chto-ehto-takoe/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели — отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях.

Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.

Для кого СОУТ обязательна?

Проведение спецоценки — обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о гостайне.

Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными, спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

  • одни профессионально-должностные наименования;
  • одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
  • использование однотипных средств и предметов труда;
  • работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных инженерных систем;
  • одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.

Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

  • организовать проведение спецоценки вне плана;
  • обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
  • обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

  • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
  • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
  • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
  • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
  • совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов. Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.

Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  • работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  • занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот — чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  • оптимальные
  • допустимые
  • вредные (есть четыре подкласса)
  • опасные

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных — равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.

Кем проводится спецоценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой — проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последовательность проведения специальной оценки условий труда

  1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза — его представителей.

    Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

  2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.
  3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.
  4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

    Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

  5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.
  6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.
  7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:
    • информацию об организации-исполнителе;
    • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
    • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
    • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
    • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности — если такая ситуация имеет место;
    • сводная ведомость СОУТ;
    • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
    • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.
  8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.

СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Каковы последствия непроведения специальной оценки условий труда?

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

  • 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. для организаций.

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.

Источник: https://specocenka.com/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda-sout/

Добавить комментарий