Специальная оценка условий труда – коды деятельности

Содержание

8(499)938-71-68

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда - коды деятельности

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно – как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица – от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации – от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% – для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда в 2018 году последние изменения

Специальная оценка условий труда в 2018 году последние изменения

В 2014 году обязательная процедура по аттестации рабочих мест была отменена. На смену ей был введен абсолютно новый порядок, заключающийся в регулярном анализе текущих факторов работы и оценке существующих условий труда. Подобная процедура получила название специальной оценки условий труда – или СОУТ.

Несмотря на то, что переход с одной системы на другую находится еще на стадии осуществления, уже сейчас на рабочих местах, в ходе организованных проверок, регулярно выявляется огромное количество нарушений. Чтобы не пополнить число нарушителей, необходимо максимально подробно изучить введенные изменения.

Сущность процедуры

Основной задачей СОУТ является точный анализ текущих условий труда на предприятиях и в различных организациях. Правом на проведение проверки обладают специальные уполномоченные лица.

На предприятиях, где имеются вредные либо опасные условия труда, проверка проводится со всеми необходимыми мероприятиями – произведением замеров текущего уровня опасности, изучением полученных показателей и т.д.

На основании полученных результатов уполномоченные лица присваивают определенный уровень опасности:

  • оптимальный, входящий в допустимые рамки;
  • вредный, превышающий установленные показатели.

Результаты проведенной проверки, прежде всего, оказывают прямое влияние на точные суммы материальных надбавок, которые обязан регулярно оплачивать работодатель. Помимо этого, работникам полагаются и дополнительные льготы – удлиненные отпуска, сокращенные смены и т.д.

В том случае, когда ранее зафиксированные уровни опасности в будущем были снижены, соответствующие льготы и размеры надбавок также подлежат изменению.

Если же уровень опасности вообще будет снят, с работодателя также полностью снимаются обязанности по дополнительному компенсированию.

Такая система отлично мотивирует многих руководителей и начальников предприятий создавать для своих работников максимально комфортные условия труда.

Для кого проводится проверка?

Действующее законодательство РФ обязывает всех работодателей проходить подобные проверки, включая и индивидуальных предпринимателей. Исключениями станут только те руководители, которые не организовывали найм работников:

  • индивидуальные предприниматели, на которых не работают дополнительные сотрудники;
  • работодатели, являющиеся физическими лицами.

Объекты проверки

Основным объектом проверки и последующей оценки будет являться само рабочее место, на котором сотрудники занимаются непосредственным и регулярным исполнением собственных профессиональных обязанностей. Такой проверке будут подлежать все рабочие места, за исключением следующих случаев:

  • если сотрудник трудится под руководством физического, а не юридического лица;
  • если сотрудник исполняет вмененные ему трудовые обязанности на дому;
  • если трудовая деятельность осуществляется в дистанционном порядке.

Каждая проверка должна захватывать абсолютно все рабочие места с учетом их возможной идентичности. Аналогичными рабочие места будут признаны в следующих случаях:

  • эти места находятся в практически одинаковых рабочих зонах, с максимально идентичными условиями по их освещению, расположению, отоплению, комфорту и т.д.;
  • на данных местах для работы используется аналогичное оборудование и приборы;
  • работники на этих местах обладают одинаковой квалификацией и навыками.

Установленные сроки

Переходный период от одной системы проверки и аттестации рабочих мест к другой будет осуществляться еще в течение двух лет – до 2018 года включительно.

Именно в данный период времени результаты ранее проведенной аттестации еще будут иметь свою законную силу. Но несмотря на это, некоторые рабочие места уже сейчас могут требовать обязательного и скорейшего проведения оценки по новой схеме.

Именно поэтому действующее законодательство устанавливает определенные сроки:

1. На тех рабочих местах, на которых аттестация была проведена еще до введения новых правил, оценку необходимо произвести в течение следующих пяти лет.

При этом важным нюансом здесь будет выступать тот факт, что оценка может быть проведена и раньше допустимых дат, при желании работодателя. Ее срочное осуществление может быть необходимо в том случае, если условия труда были достаточно серьезно улучшены. Тогда в интересах работодателя провести подобную проверку как можно быстрее.

2. Если аттестация рабочих мест ранее вообще никогда не проводилась:

1.1. Оценку необходимо произвести до конца 2018 года. Исключения будут составлять рабочие места сотрудников, которые связаны с компьютерной деятельностью либо с постоянным использованием дополнительного компьютерного оборудования – сканеров, принтеров и т.д.

Следует также помнить о том, что весь процесс СОУТ может занять достаточно долгий временный период. Именно поэтому не стоит его откладывать буквально на последние дни 2018 года. Лучше заранее продумать все этапы процедуры и начинать подготовку к ней.

1.2. Оценка должна быть проведена в срочном порядке в отношении особых рабочих мест. К таким местам относятся те, которые обеспечивают досрочный выход на пенсию либо предоставление всех предусмотренных законодательством гарантий, связанных с опасными условиями труда.

Когда срок действия результатов проверки будет подходить к концу, работодателю следует производить проверку повторно. Однако это будет необязательно в том случае, если ранее на данных рабочих местах не было выявлено абсолютно никаких опасных либо вредных условий труда.

Если у работодателя имеются документальные подтверждения, срок действия ранее произведенной оценки автоматически продлевается еще на 5 лет.

Естественно, если у работодателя поменялись определенные условия труда, и он знал о данном факте, в его обязанности будет входить инициирование новой проверки. 

Внеплановая проверка

Внеплановые оценки должны проводиться в том случае, если на предприятии либо в организации, произошло достаточно существенное изменение текущих условий труда. В таком случае работодатель должен инициировать новую проверку в течение 6 месяцев с момента введения изменений. К таким изменениям на производстве можно отнести следующие факторы:

  • появление новых рабочих мест, которые также будут иметь и новые условия труда;
  • серьезные изменения в процессе регулярного производства продукции. Сюда можно отнести переход на использование новых материалов, закупку иного оборудования и т.д.;
  • зафиксированный несчастный случай на производстве либо подтвержденное документально заболевание, которое стало результатом регулярного труда сотрудника в данной организации;
  • официально предъявленное требование уполномоченной организации, например, профсоюза;
  • решение инспекции по труду, подтвержденное соответствующими фактами и документами.

Уполномоченные лица

Полномочия по осуществлению оценки текущих условий труда имеются лишь у специализированных организаций, деятельность которых направлена на оказание именно этих услуг.

С такой организацией работодатель должен заключить официальный гражданско-правовой договор, в котором будут прописаны все условия работы, а также иные важные нюансы.

По желанию работодателя, он также может заключить и еще один договор со страховой компанией, чтобы максимально снизить возможные риски от проведения все необходимых процедур – замеров, измерений, исследований и т.д.

Во избежание пристрастности и несправедливой оценки условий труда, законодательство РФ устанавливает определенные ограничения на уполномоченных лиц, которые могут оказывать данные услуги. Согласно действующим положениям, проверки не может осуществлять родственник руководителя организации, учредитель предприятия и т.д.

Специализированные организации, оказывающие услуги по оценке текущих условий труда на предприятиях, также должны отвечать всем предъявленным к ним требованиям.

Прежде всего, они должны иметь соответствующие лицензии и иные документы, подтверждающие полномочия. Помимо этого, организация обязательно должна быть включена в официальный реестр.

С подобным реестром, а также с его содержанием, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства труда. Список организаций регулярно пополняется.

В обязанности работодателя также входит и максимально внимательное отношение к выбору фирмы, которая произведет специальную оценку.

Перед заключением официального договора, обязательно следует убедиться в наличии всех действующих разрешений, а также иных документов.

Если в будущем выяснится, что оценка была проведена организацией, не имеющей соответствующих полномочий, все полученные результаты будут признаны аннулированными. При этом работодателю дополнительно может грозить штраф.

Полученные результаты

Все полученные в ходе произведенной оценки результаты должны быть зафиксированы документально.

Для этого представитель уполномоченной организации составляет отчет, куда вносит все необходимые данные о количестве проверенных рабочих мест, а также о наличии либо отсутствии опасности и вреда.

Отчет о проведенной проверке вступает в свою законную силу с момента его подписания. Именно с этого дня у работодателя появляются и дополнительные обязанности:

  • перечисление в Пенсионный фонд дополнительных денежных взносов, точный размер которых будет зависеть от установленного уровня опасности либо вреда;
  • осуществление всех положенных выплат сотрудникам, а также предоставление иных компенсаций, предусмотренных действующим законодательством;
  • закупка и обеспечение сотрудников необходимыми средствами защиты – специальной одеждой и обувью, санитарно-гигиеническими принадлежностями и т.д.;
  • регулярное проведение различных мероприятий и профилактических мер, результатом которых должно стать минимизирование существующего вреда на производстве;
  • осуществление постоянного контроля над рабочими местами, на которых был найден определенный уровень опасности либо вредных условий труда.

и результаты отчета, в обязательном порядке, должны быть продемонстрированы тем сотрудникам, рабочие места которых были подвержены проверке и оценке.

В этот момент у каждого работника имеется законное право на отказ от дальнейшего продолжения своей профессиональной деятельности на данном рабочем месте. Помимо этого, он также может стать и инициатором повторной проверки и оценки.

Для этого ему следует составить письменное заявление и направить его в Министерство труда РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=1ef8qTrE6KE

После окончания всех мероприятий, связанных с оценкой и проверкой, работодатель должен распространить информацию о ее результатах в разных источниках. Например, отличным решением станет размещение новых сведений на сайте организации, если таковой имеется.

Предусмотренная ответственность

За эти два года, в которые была введена новая схема проверки и оценки текущих условий труда, уполномоченные организации выявили огромное количество различных нарушений, непосредственно связанных с данной обязанностью работодателя. При этом наиболее распространенными видами нарушений можно назвать следующие:

  • игнорирование необходимости срочного проведения проверки;
  • неознакомление сотрудников с результатами проведенной оценки;
  • многочисленные нарушения во время осуществления оценки. Сюда можно отнести отсутствие специализированной организации во время проверки, участие в этой проверке не всех рабочих мест и т.д.;
  • игнорирование требований действующего законодательства по четкому и грамотному оформлению полученных в ходе проведения проверки результатов;
  • непредоставление сотрудникам положенных материальных компенсаций, а также иных льгот и привилегий за вредные либо опасные условия труда, наличие которых было подтверждено проверкой.

В случае совершения подобных нарушений, ответственность может быть применена как в отношении самого юридического лица, так и в отношении некоторых должностных лиц, например, директора либо иного лица, на которое были возложены все обязанности по грамотному и четкому проведению необходимой проверки. Естественно, сам факт возложения этой обязанности на конкретное лицо должен быть подтвержден соответствующим документальным доказательством, например, приказом с подписью сотрудника и т.д.

Как правило, основным видом наказания будет выступать денежный штраф. Его точный размер будет зависеть от множества факторов, например, был ли риск для жизни и здоровья сотрудников и т.д.

Заключение

Данная проверка разработана нашим государством для того, чтобы, прежде всего, обеспечивать всем гражданам максимально безопасные условия регулярного труда.

Существующая статистика показывает, что сейчас чуть менее половины рабочих мест в нашей стране характеризуются наличием опасных либо вредных условий.

Именно поэтому постоянное наблюдение призвано минимизировать существующие риски и сделать все, чтобы их количество постоянно снижалось.

Помимо предусмотренных наказаний и всевозможных штрафов, законодательство РФ предоставляет и достаточно серьезные привилегии для ответственных работодателей.

Обеспечив работнику максимально безопасные условия труда, руководители избавляются от обязанностей по дополнительным регулярным выплатам, по закупке защитной одежды, обуви и иных средств защиты, а это, в свою очередь, может отлично сказаться на текущем финансовом и экономическом состоянии предприятия.

Эта статья была вам полезна?

Источник: http://xn----8sbeh0ahhpccbdsxemcdk5p.xn--p1ai/article/otcenka-truda/spetcialnaya-otcenka-uslovij-truda.html

Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК

Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

УДК 331.421:631.145

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ АПК

М.Н. Шапров, доктор технических наук, профессор В.Ю. Мисюряев, кандидат педагогических наук, доцент И.С. Мартынов, кандидат технических наук, доцент Е.Ю. Гузенко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

Рассматриваются основные особенности специальной оценки условий труда.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, охрана труда.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство – являются одной из ведущих системообразующих сфер экономики, обладающей мультипликативным воздействием на большинство других видов экономической деятельности, включая тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, сферу агрохимического и иного производственного обслуживания, стимулируя в них рост производства и услуг, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Проблема производственных травм в сельскохозяйственном производстве всегда была актуальна. Травматизм на производстве и профессиональные заболевания работников являются отрицательными признаками в экономическом и социальном развитии государства.

По данным Международной организации труда, воздействие неблагоприятных производственных факторов на здоровье персонала по всему миру ежегодно вынимает из кармана работодателей суммы, в 20 раз превышающие размеры официальной финансовой помощи мирового сообщества развивающимся странам и составляющие до 4 % валового внутреннего продукта развитых стран.

Между тем, сегодня в России каждый пятый погибший на производстве – работник АПК, и общая тенденция снижения показателей производственного травматизма здесь обусловлена лишь сокращением объемов производства и численности занятых в АПК работников.

В целом по стране только около 4 % объектов сельскохозяйственного производства отвечает санитарно-гигиеническим требованиям безопасности.

Кроме того, в связи с деиндустриализацией АПК, сокращено оснащение техникой, возросло количество изношенной техники и оборудования, сокращено финансирование мероприятий по охране труда и поддержанию нормальных условий труда в АПК.

В результате количество предприятий АПК, соответствующих по санитарно-гигиеническим нормативам нормальным условиям труда, в 3,2 раза ниже, чем средний показатель по стране.

Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве превышает 50 %, а основная масса рабочих мест, машин и оборудования не соответствует требованиям безопасности; в результате около 80 % травм и аварий в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях происходит при обслуживании техники, а практически 90 % выпускаемого для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей оборудования не отвечает требованиям ССБТ [1].

Сегодня, когда наконец наметился рост в животноводческом секторе, вызванный усилением поддержки государства, реализацией нацпроектов и государственных про-

грамм развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отраслевых программ по развитию мясного скотоводства, вопросы обеспечения безопасности и улучшения условий и охраны труда работников, мясопереработки, в том числе цехов убоя и первичной переработки скота, являются актуальными и требуют глубокой проработки с использованием всех существующих методов и средств системы охраны труда.

По данным Росстата, во всех отраслях экономики РФ аттестовано 1/3 рабочих мест по условиям труда. В АПК РФ этот показатель не превышает 11 %.

С начала 2014 года, когда вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях.

С введением в действие этого закона распространенная и отработанная на практике процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменяется процедурой специальной оценки условий труда (далее по тексту – СОУТ). Рассказываем об этих законодательных новшествах.

Специальная оценка условий труда (СУОТ) – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов.

Результаты спецоценки применяются для: разработки и реализации мероприятий по охране труда; информирования работников об условиях труда; обеспечения СИЗ; контроля за условиями труда; проведения обязательных медицинских осмотров; установления компенсаций; установления дополнительного тарифа в Пенсионный фонд; для связи заболевания с профессией и расследовании несчастных случаев на производстве и иных целей [2].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-i-bezopasnost-rabotnikov-apk

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года.

Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда.

За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников.

При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган.

Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ. 

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов)  рабочих мест.

На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других нюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов.

 Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории.

По результатам СОУТ заполняется отчет – Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет. 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест.

Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие “идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов”.

Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки.

Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г.

N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.

Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию. 

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется, а значит и специальная оцека не проводится. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437  и от 18 июля 2002 г. N 537.;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Новое в ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать год назад — в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными.

    В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.  

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо  – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: http://ppt.ru/forms/426-fz-sout

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет.

Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований.

И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.

Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ.

В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.

Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.

Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда.

Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу.

Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.

Границы ответственности кадровика

Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц.

Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные.

Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств.

В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.

В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика.

Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места.

Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.

Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.

Спецоценка труда и деятельность кадровика

После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание.

Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии.

Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену.

Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением.

На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше.

По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.

По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости.

Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

Ответственность за непроведение спецоценки

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.

С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  • для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

Источник: https://kontur.ru/articles/2312

Добавить комментарий