Трудовой процесс – это…

Записки юриста: Трудовые будни

Ах, как хочется наконец творчески подойти к работе!

Переделать типовые формы договоров (уж год как не меняли). Прочесть умные статьи наших корифеев права (совсем уж теорию подзабывать стал).

Почитать новый закон, но чтобы не так, по верхушкам, а с карандашом, пометками да и сравнить со старым (о новом законе только в новостях слышал).

Дать предложение по оптимизации процесса (шеф все время талдычит об этом на планерках). Поизучать опыт других юристов (начальство все тычет на успехи конкурентов).

Вот утром сегодня решил, что точно займусь этим. Отодвину свою рутинно-болотную возню (гори оно пламенем!) и буду анализировать и самосовершенствоваться. Как юрист. И мне польза, и начальству.

Мне – потому что расти надо; сам чувствую, как юридические мозги деревенеют от однообразной работы.

Начальству – потому что у моего начальства есть свое начальство, которое всегда хорошую инициативу одобрит; вдруг какая-нибудь новаторская идея, рожденная в результате моего самосовершенствования, принесет компании прибыль или от риска какого убережет.

В общем, решено – посвящу сегодня день творческой юридической работе.

Итак, начнем с …

Минутку! Телефон звонит. Кому это что надо в 9 утра? Ах да, с отдела продаж напоминают о стопке допиков, скопившихся у меня на столе с позавчерашнего дня. Ну, не беда, с этим я быстро…

… Не так уж быстро получилось. Пока проверил, сверил, заполнил…

Всё, готово! Итак, на чем это я остановился?

Опять стоп. С отдела кадров притащили приказы на визирование. Что там у вас? Командировка, отпуск, матпомощь, создать комиссию…. Господи, сто раз говорил им: ну какого черта нужна виза юриста! Бесполезно! Шеф, говорят, без визы юристов ничего не подписывает. «Некомфортно», видите ли, ему.

Вздыхаю, проверяю, правлю (приказ хоть будет в одну строчку, но ошибку все равно допустят).

Заваливает коллега из соседнего отдела. Предлагает внизу покурить и выпить кофейку. За его счет. Последнее настораживает. Никак, просить будет проконсультировать. Так и есть. Что-то там с налогами на машину, которую давно продал.

Короче, просит посоветовать. С такими вопросами не сталкивался, говорю ему, не знаю, смотреть надо. «Как не знаешь? Ты ж юрист!» – изумленно-недоверчиво вопрошает коллега.

Как же меня бесит ваше «Ты ж юрист!» Ну не могу я всего знать, НЕ МОГУ! Слезно просит. Обещаю посмотреть.

С чувством легкого раздражения возвращаюсь на свое рабочее место.

Ого! Ко мне уже очередь. Одному надо завизировать договор, второму – письмо. Зачем, говорю, тебе моя виза на этом письме нужна? Тут же вопрос чисто коммерческий, ничего юридического. Ответ стандартный: «чтоб юридически грамотно было» (фраза, которая бесит меня не меньше, чем «Ты ж юрист!»)…

Вот и обед.

Ну, думаю, разгреб вроде текучку, после обеда начну серьезную работу.

Не тут-то было!

Шеф просит срочно подключиться, проработать схему одну. Отдел бизнеса разработал опять какую-то хрень, но теперь этим креативщикам требуется «юридически посмотреть, проанализировать и разработать соответствующие договоры». В общем, опять, «чтоб юридически грамотно». Легальная, вроде, схемка, но мозги требуется напрячь конкретно, чтобы до ума довести.

«Мы без тебя как без рук!» – восклицает шеф. «Неужели? – думаю про себя. – Отчего ж тогда почти весь премиальный годовой фонд компании уходит бизнесам, а юристам – кот наплакал?». «Посмотрим, сделаем», с кривой улыбкой выдавливаю из себя. Когда надо? Что за вопрос! Как всегда, «еще вчера!».

Тащусь к себе. Батюшки! У меня ж процесс в три. Мчусь в суд. Как обычно, никогда вовремя не начинают. Назначено в три, запустили в четыре.

Отыграл. Возвращаюсь на работу.

По дороге звонит дальний родственник, у которого частота воспоминаний о нашем родстве находится в прямой и исключительной пропорциональности возникновению у него юридических проблем. В очередной раз просит проконсультировать. Послать бы его, да что-то никак язык не поворачивается. В очередной раз проклиная свою слабохарактерность, обещаю порыться в законе, посоветовать.

Звонит на сотку замдиректора, просит сразу зайти к нему. Захожу. Ну конечно, как же без этого. Личная просьба. У его жены бизнес, просит разработать договор. Разумеется, без ущерба работе. Разумеется, срочно. И, разумеется, бесплатно.

Помнится, в последний раз (это было месяц назад) он просил проверить договор долевого участия. Квартиру покупал себе.  Ох и намучился я тогда с тем договором. Пару раз пришлось к застройщику ездить, по условиям договора спорить.

А этот хоть бы десятку дал, да фиг там! Молодец, говорит, благодарю! И по плечу похлопал. Что ж, и на том спасибо.

Плетусь, как выжатый лимон, к своему рабочему месту. А на столе уже стопка бумаг ждет меня.

Время уже шесть. Придется со всем этим разбираться часиков этак до восьми.

А как же мои творческие планы на сегодняшний день? Как же оптимизация, совершенствование, анализ? Эх, придется на завтра отложить. Завтра уж точно займусь этим. Завтра …  

Источник: https://zakon.ru/Blogs/zapiski_yurista_trudovye_budni/57922

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.  

       Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных

институтов.

       Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ  Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации.

Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда.

Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

       Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел».

История сохранила для нас бесценный опит вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что – бы  выучиться  ». Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы.

Поговорка гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

       Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее   трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд.

Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники.

Сказки как известно  идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,

готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

       Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко.

Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям кметь в виду ряд обстоятельств.

       Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

       Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

       В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям  тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

       В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека.

       В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

       Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу :

«чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная  – невыгодная » и. т. д.

       Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе

любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека.

В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме.

Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой

деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны бать подготовлены не только учителя, но и  родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.

При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей.

В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным.

Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

    Умственное и физическое воспитание

             Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического.

Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  – культурне ценности народа.

Изучение истории, литературы, родного языка, занятия

различными видами искусства должны помочь молодому поколению глибоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять  истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений  всегда было предметом первой заботы

народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание – светоч ума» – народный афоризм.

       В представлении народа только умный человек может овладеть глибокими знаниями.

«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» – такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями».

Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики .

Связь знаний с жизнью – важнейшее

дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад».

       Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет більше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» – говорится в народных афоризмах.

О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встрелиш старого знакомого », «Книга  – ключ к знанию ».

       Знание языка народа рассматривает как важное средство расширения познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков, что сто умов »,  – заключает пословица.

И здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной язык является  самым близким и сокровенным.

С первого родного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её запоминает.

Заслуживает внимания отношение народа к учителю – воспитателю. Народ, защищая честь учителя, без обиняков заявляет : «Ради учителя следует даже кинжал проглотить», «Кровь зальёт очи того, кто смеет покоситься на свого учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей :

«Свет лампы от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше ласки отца», – считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а

подчинённого после работы», – говорится в афоризме. Народ готов простить учителю возможные ошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без ошибок», но  репутация учителя должна быть безупречной, так как дети ему подражают, копируют его манеры, и, как верно подметил народ, «если учитель пьёт стоя, то ученики пьют на бегу».

       Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения.

Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения.

Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

       Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии,

воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивних соревнованиях.

Народ имел определённое представление о функціях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития.

Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ

понимал, что залог здоровья –   физическое воспитание  . Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью. Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

       Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ».

Простудившемуся человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению.

«Кто курит, у того горят нутро и деньги», – остроумно замечает народ.

       Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

       Особое значение народ придавал национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По  поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ».

Источник: http://stud24.ru/psychology/trudovoe-vospitanie--serdcevina-narodnoj/268023-797319-page1.html

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Алиханова Д. М. Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 277-278. — URL https://moluch.ru/archive/159/44796/ (дата обращения: 18.05.2018).



Демократизация и гуманизация всех сторон жизни суверенной Республики Узбекистан выдвинули важнейшую задачу — духовное возрождение, идейное возрождение, идейное обновление и осознание культурного потенциала узбекского народа.

Придавая большое значения укреплению и развитию духовности, Президент Республики Узбекистан особо подчеркивает, что духовность «… становится мощной силой, когда опирается на глубокое познание и понимание истории своего народа, его культуры и предназначения.

Обращаясь к истории, необходимо исходит из того, что его память народа, подобно тому, как не может быть человека без памяти, так не может быть будущего у народа, лишенного собственной истории».

Духовность народа заложена в самобытной национальной культуре, одним из существенных компонентов которой являются народные традиции, обычаи и обряды.

Все эти факторы обусловливают необходимость проанализировать комплекс вопросов о месте и роли народных трудовых традиций как теории методологической основы их использования поколениями, в частности младшими школьниками.

Современная модель сотрудничества педагога с семьёй нами понималась как процесс межличностного общения, результатом которого являлось формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам по воспитанию ребёнка.

Мы стремились установить партнёрские отношения с семьей воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Кроме того, активизировали и обогащали воспитательные умения родителей, поддерживали их уверенность в своих педагогических возможностях.

Практика убедительно показала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуя дома его разнообразную деятельность, тем спокойнее атмосфера в семье, содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

В недавнем прошлом народные традиции в системе духовной, воспитательно-образовательной деятельности по существу недооценивались, нивелировались. И фактически богатый исторический опыт народа, знания и навыки воспитания, накопленные предшествующими поколениями, оставались невостребованными.

Происходило это благодаря искусственно провозглашенному и насильственно реализуемому тезису об интернационализации национальных культур, т. е. их сближению и якобы обогащению за счет взаимовлияния.

Этим фактически допускалось пренебрежительное отношение к историческому прошлому народа, его культурному наследию, воспитательным и образовательным ценностям.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует сделать ради детей.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей друг к другу. Нами тщательно было продумано содержание общения с родителями.

При этом нами принимались во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия в семье, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развитие единственного в семье ребенка, имеющего старшего или младшего брата, сестренку; проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повтором браке родителей и др.

Изучение духовно-нравственного потенциала национальной культуры позволяет выявить различные особенности, связанные с такими мотивационно-ценностными воспитательными факторами, как национальная символика, ритуалы, обряды, обычаи, традиции, которые отображают национальный образ жизни узбекского народа в целом.

Однако это не означает их канонизацию, т. е. использование как в последней инстанции.

Наоборот, через обновленное содержание таких понятий, как «национальная культура», «культурное наследие», «традиции», «обычай», «обряд», следует обеспечить преемственность и новаторство, синтез исторического опыта и времени, включить весь этот богатый арсенал в механизм воспитательно-образовательного воздействия на подрастающие поколение, в частности на учащихся начального контента обучения в процессе их трудового воспитания.

В среде ремесленников традиционными факторами являются такие, как определение видов ремесла, которыми могут заниматься те или иные юноши и девушки; отношения мастера к ученику, их взаимоотношения в производственном процессе.

При этом существующие обряды и ритуалы, которые совершаются при переходе от одной квалификационной категории мастерства к другой, свидетельствуют об общественном признании уровня зрелости обучаемого, который овладевает определенным видом ремесла.

Таким образом, проанализированная система трудового воспитания в дехканской семье и в ремесленном производстве свидетельствует о гуманности национальных народных воспитательных традиций, раскрывающих свои специфические особенности содержания таких ярких разнообразных форм, как обычаи, обряды и ритуалы.

Новые поколения, формирование самосознания которых происходит на основе преемственности опыта поколений в условиях гуманизации и обретения подлинной независимости, должны быть носителями прогрессивных традиций трудового воспитания, закрепленных в богатом и не теряющем актуальности наследии народной педагогики.

Литература:

  1. Нурматов, С. Н. Воспитание учащихся на революционных и трудовых традициях. Ташкент: Укитувчи. – 1983 г. ‑ 48 с.
  2. Наджимов, Г. Н. Народные традиции и культура. Ташкент: Узбекистан. – 1992 г. ‑ 119 с.

Основные термины(генерируются автоматически): народных трудовых традиций, трудового воспитания, узбекского народа, семейного воспитания, Республики Узбекистан, потенциала узбекского народа, традиций трудового воспитания, народные традиции, историческому прошлому народа, факторы семейного воспитания, исторический опыт народа, система трудового воспитания, процесса семейного воспитания, жизни узбекского народа, суверенной Республики Узбекистан, Использование народных трудовых, Духовность народа, Президент Республики Узбекистан, память народа, роли народных трудовых.

Источник: https://moluch.ru/archive/159/44796/

Управленческий труд: характеристика, виды, особенности

Управленческий труд – это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда.

Труд административно-управленческих работников является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда.

Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей.

Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект.

В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы – материальные, финансовые, трудовые – здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности.

Таким образом, управленческий труд – это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации.

К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:- постановка задачи;- поиск информации вручную и с использованием компьютеров;- анализ информации;- группировка информации (вручную или с использованием компьютера);- простейшие расчеты без компьютера;- расчеты с применением компьютера;- подготовка решений;- принятие решений индивидуально;- принятие решений коллегиально;

– оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей.

Поэтому главной особенностью труда административно-управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Конечный продукт управленческого труда – решения, определяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения.

Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению вопросов организации труда служащих – предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления и устранения структурных и документационных излишеств, совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

В этом отношении труд в сфере управления близок к научному труду, во многом напоминает последний. Но если в сфере науки оперируют в основном научной информацией, то управленческий труд вовлекает в свою орбиту учетно-статистическую, научно-техническую, прогнозно-аналитическую, плановую, оперативную и другие виды экономической информации.

Другой особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного характера предмета и продукта труда, в силу которого административно-управленческим работникам, как правило, в значительной мере приходится затрачивать нервно-эмоциональные усилия, в особенности при поиске и реализации решений.

В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления.

Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта.

Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.

С позиций конкретного содержания работ, операций, процедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, их роли в подготовке и принятии управленческих решений также выделяются разные группы работников управления. Такое деление отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в принятии решений.

Работники, служащие, прямо или косвенно участвующие в управлении, известные иногда под названием “белые воротнички”, делятся в зависимости от характера и содержания выполняемых функций на три категории:
– управляющие в лице руководителей, менеджеров, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, непосредственно осуществлять управляющие воздействия;- специалисты в лице работников аппарата служб управления, чиновников, которые анализируют информацию об объекте управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;

– технические исполнители, обслуживающие управляющих и специалистов, выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.

Так, руководители организаций и их подразделений определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, производственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творческие операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями).

Труд управляющих является весьма разнородным и ответственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Руководитель должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовящиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менеджера.

В то же время руководители призваны участвовать в коллегиальной выработке решений с участием руководителей вышестоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников, общественных и профсоюзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера.

Коллективная деятельность – это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями.

В ходе контактов, общения с работниками руководитель выясняет социально-психологическую обстановку в коллективе, выслушивает мнения и жалобы работников, сообщает им о готовящихся и принятых решениях, обосновывает необходимость и целесообразность осуществления планов, мероприятий, побуждает их к эффективной, качественной работе. Контакты с исполнителями могут носить характер производственных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов.

Более определенным образом очерчен, определен труд специалистов (инженеров, техников, экономистов и др.

), которые разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные виды продукции, технологические процессы, а также формы организации труда и управления, обеспечивают предприятие необходимой документацией, материалами, ремонтным и другим обслуживанием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е.

выполняют определенную функцию или часть функции. В деятельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.

Специалисты, будучи консультантами, советниками, помощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления, сами редко уполномочены принимать решения, входящие в компетенцию их руководителя.

Но они оказывают огромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участвуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеждая его в пользу того или иного решения.

При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управленческого решения чаще всего находится в руках специалистов.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Труд их принято считать наиболее простым в управлении, в определенной мере так оно и есть. Причем в их труде преобладают повторяющиеся операции.

Хотя и по мере увеличения использования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.

В современных условиях может быть выделено 3 вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд – это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность.

По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.

Аналитические операции заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации.

К числу таких операций в зависимости от форм и методов их выполнения относятся: рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза существующего положения.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

Административный труд – это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности.

Процесс административного труда складывается из выполнения следующих организационно-административных операций: служебно-коммуникационных (передача и прием устной информации путем телефонных переговоров, обхода рабочих мест, приема сотрудников и посетителей, передвижения в пределах предприятия); распорядительных (доведение решений до исполнителей путем отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инструкций); координационных (взаимная увязка работы подразделений и служб путем проведения совещаний и заседаний, составления плана-графика выполнения работы с указанием исполнителей и сроков); контрольно-оценочных (контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).

Операторный труд – это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющихся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

Следует заметить, что содержание труда административно-управленческих работников не остается неизменным. Как показывают исследования, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего времени.

Однако в результате применения руководителями и специалистами технических средств, передачи стереотипных, малосодержательных функций машинам, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления существенно меняется содержание их труда, повышается в их работе удельный вес творческих операций.

Источник: https://psyera.ru/upravlencheskiy-trud-harakteristika-vidy-osobennosti_7402.htm

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Созидательный труд народов нашей страны, наш героический современник-строитель новой жизни получили яркое отражение во многих полотнах, скульптурах, графических работах, представленных на этой выставке. [1]

Созидательный труд народов Страны Советов не изолирован от бурь и гроз современной эпохи. Мы никогда не забываем, что живем в сложной и противоречивой международной обстановке. Империализм пытается задержать необратимый процесс перехода человечества от капитализма к социализму.

Все острие своих атак он направляет против марксистско-ленинского учения потому, что оно всесильно, против нашей страны потому, что СССР – реальное воплощение неодолимой, всепобеждающей силы марксизма-ленинизма, оплот и надежда всего подлинно революционного, честного, мыслящего, что есть на нашей планете. [2]

Создание материальных предпосылок для построения коммунизма осуществляется на основе созидательного труда народа каждой страны, постоянного увеличения ее вклада в общее дело укрепления социалистической системы.

 [3]

Создание материальных предпосылок для построения коммунизма осуществляется на основе созидательного труда народа каждой страны, постоянного увеличения ее вклада в общее дело укрепления социалистической системы.

Этому служат: применение в социалистическом строительстве закона планомерного, пропорционального развития; развертывание творческой инициативы и трудовой активности народных масс; постоянное совершенствование системы международного разделения труда путем координации народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой социалистической системы на основе добровольности, взаимной выгоды и всемерного повышения научно-технического уровня; изучение коллективного опыта; укрепление сотрудничества и братской взаимопомощи; неуклонное соблюдение принципов материальной заинтересованности и всемерного развития моральных стимулов к труду на благо общества, осуществление контроля над мерой труда и потребления. [4]

Кинематографисты нашей страны стремятся ярко и разносторонне показать жизнь и созидательный труд народа, достижения развитого социалистического общества, духовный мир советского человека. [5]

Советским Союзом пути в космос – все эти реальные итоги созидательного труда народов социалистических стран в решающей степени содействуют перевесу сил мира, демократии и социализма над империализмом. [6]

Необходимо воспитывать у каждого пионера глубокое сознание того, что хорошая учеба, трудолюбие и прилежание – это его главный и лучший вклад в созидательный труд народа, первый шаг к осуществлению своей мечты, к будущей профессии, основа всестороннего развития его склонностей и способностей. [7]

Необходимо более широко освещать в молодежной печати, в передачах по радио, телевидению жизнь советского студенчества, опыт работы комсомольских организаций вузов, участие студентов в созидательном труде народа. [8]

Государственная организация науки в СССР неразрывно связана с осуществлением разработанной В. И. Лениным программы построения первого в мире социалистического государства, с программой Коммунистической партии Советского Союза, предусматривающей развитие всех областей науки, укрепление ее связи с созидательным трудом народа, с практикой коммунистического строительства. [9]

Советский Союз и Чехословакия будут и далее всемерно содействовать укреплению единства и сплоченности социалистического содружества – фундаментального фактора сохранения мира, вносить вклад в упрочение военно-политического оборонительного союза государств – участников Варшавского Договора, который надежно гарантирует социалистические завоевания и созидательный труд народов братских стран, обеспечивает координацию действий по претворению в жизнь их согласованного внешнеполитического курса в вопросах европейской и международной безопасности. [10]

Бесспорно, что в осуществлении грандиозных задач научно-технического прогресса, как и сейчас, в авангарде будут идти советские ученые. Залогом их плодотворной работы служит неразрывная связь с созидательным трудом народа, с практикой коммунистического строительства. [11]

На должном уровне поддерживается оборонная мощь страны. Верные своему долгу наши доблестные Вооруженные Силы надежно охраняют рубежи Отчизны, созидательный труд народа, исторические завоевания социализма. [12]

Если в буржуазном мире интеллигенция, как правило, служит лицам или группам лиц господствующего класса, материально и духовно целиком зависима от них, то в социалистическом обществе каждый человек, какое бы положение он ни занимал и каким бы видом труда не занимался, отдает свои силы и знания служению интересам всего общества и, следовательно, своим личным интересам, как член этого общества. Поэтому у нас интересы коллектива и интересы личности совпадают и между ними нет принципиальных противоречий; человек легко находит свое место в коллективе, в общем созидательном труде народа, и его не стесняют никакие общественные правила и нормы, как не стесняют настоящего коммуниста требования партийной дисциплины, устава партии, которые он охотно выполняет и соблюдает, являясь членом добровольного союза коммунистов-единомышленников. Для нас естественно, что общество требует от каждого соблюдения установленных правил и спрашивает с тех, кто нарушает порядок жизни коллектива. [13]

Вклад мировой системы социализма в общее дело антиимпериалистических сил определяется прежде всего ее растущей экономической мощью.

Быстрое развитие народного хозяйства стран социалистической системы, опережающее по своим темпам экономический рост капиталистических государств, выход социализма на передовые позиции по ряду направлений научно-технического прогресса, открытие Советским Союзом пути в космос – все эти реальные итоги созидательного труда народов социалистических стран в решающей степени содействуют перевесу сил мира, демократии и социализма над империализмом. [14]

Предметом особой заботы партии является развитие науки. Она становится решающим фактором могучего роста производительных сил общества, станет в полной мере его непосредственной производительной силой. Предусматривается быстрое развитие всех областей науки, укрепление ее связи с созидательным трудом народа. [15]

Страницы:     1   2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id527865p1.html

Добавить комментарий